Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / ЛИЧНОСТНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧИТЕЛЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СТАТУС УЧИТЕЛЯ В ОБЩЕСТВЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усупова Назира Станбековна, Абдыраева Жаныл Дуйшенкуловна

В статье анализируется роль педагогического образования в развитии Кыргызстана, при этом подчеркивается, что именно от этого сегмента высшего образования напрямую зависит не только уровень образованности населения, но и степень успешности всех сфер общественной жизни страны. В работе кратко изложены основные вехи истории педагогического образования Киргизской Республики. Отмечается, что в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей образовательной политики Кыргызстана является глобализация и модернизация данной сферы, в связи с чем обосновывается необходимость коренного реформирования системы высшего педагогического образования, внедрения в практику качественно новых подходов, моделей учебного процесса, создающих условия для развития личностно-творческого потенциала будущего педагога. В статье также обозначены основные проблемы в развитии высшего педагогического образования, предложены пути их решения в сложившихся условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усупова Назира Станбековна, Абдыраева Жаныл Дуйшенкуловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER EDUCATION IN THE KYRGYZ REPUBLIC: CURRENT STATUS AND MAJOR CHALLENGES

The article analyzes the role of teacher education in the development of Kyrgyztan, while emphasizing that not only the level of education of the population, but also the degree of success of all spheres of public life of the country directly depends on this segment of higher education. The work summarizes the major milestones in the history of teacher education in the Kyrgyz Republic. It is stipulated that currently the leading idea and the central task of Kyrgyzstan's educational policy is globalization and modernization of this sphere, in connection with which the necessity to fundamentally reform the system of higher pedagogical education, introduce qualitatively new approaches into practice, models of the educational process that create conditions for the development of the personal and creative potential of the future teacher is justified. The article also highlights the major challenges in the development of higher teacher education and proposes ways of addressing them in the current context.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ»

Общество: философия, история, культура. 2022. № 5. С. 107-112. Society: Philosophy, History, Culture. 2022. No. 5. P. 107-112.

Научная статья УДК 37.014.54(575.2) https://doi.org/10.24158/fik.2022.5.15

Педагогическое образование Киргизской Республики: современное состояние и основные проблемы

Назира Станбековна Усупова1, Жаныл Дуйшенкуловна Абдыраева2

12Кыргызский государственный университет имени И. Арабаева, Бишкек, Киргизская Республика

1jbekiweva@mai.ru

2abdyraeva89@mail.ru

Аннотация. В статье анализируется роль педагогического образования в развитии Кыргызстана, при этом подчеркивается, что именно от этого сегмента высшего образования напрямую зависит не только уровень образованности населения, но и степень успешности всех сфер общественной жизни страны. В работе кратко изложены основные вехи истории педагогического образования Киргизской Республики. Отмечается, что в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей образовательной политики Кыргызстана является глобализация и модернизация данной сферы, в связи с чем обосновывается необходимость коренного реформирования системы высшего педагогического образования, внедрения в практику качественно новых подходов, моделей учебного процесса, создающих условия для развития личностно-творче-ского потенциала будущего педагога. В статье также обозначены основные проблемы в развитии высшего педагогического образования, предложены пути их решения в сложившихся условиях.

Ключевые слова: педагогическое образование, образовательная политика государства, уровень образованности населения, педагогические вузы, личностно-творческий потенциал учителя, глобализация образования, модернизация образования, статус учителя в обществе

Для цитирования: Усупова Н.С., Абдыраева Ж.Д. Педагогическое образование Киргизской Республики: современное состояние и основные проблемы // Общество: философия, история, культура. 2022. № 5. С. 107-112. https://doi.org/10.24158/fik.2022.5.15.

Original article

Teacher education in the Kyrgyz Republic: current status and major challenges

Nazira S. Usupova1, Janyl D. Abdyraeva2

12Kyrgyz State University after I. Arabaev, Bishkek, Kyrgyz Republic

1jbekiweva@mai.ru

2abdyraeva89@mail.ru

Abstract. The article analyzes the role of teacher education in the development of Kyrgyztan, while emphasizing that not only the level of education of the population, but also the degree of success of all spheres of public life of the country directly depends on this segment of higher education. The work summarizes the major milestones in the history of teacher education in the Kyrgyz Republic. It is stipulated that currently the leading idea and the central task of Kyrgyzstan's educational policy is globalization and modernization of this sphere, in connection with which the necessity to fundamentally reform the system of higher pedagogical education, introduce qualitatively new approaches into practice, models of the educational process that create conditions for the development of the personal and creative potential of the future teacher is justified. The article also highlights the major challenges in the development of higher teacher education and proposes ways of addressing them in the current context.

Keywords: teacher education, state education policy, level of education of the population, teacher training institutes, personal and creative potential of the teacher, globalisation of education, modernization of education, status of the teacher in society

For citation: Usupova N.S. & Abdyraeva J.D. (2022) Teacher education in the Kyrgyz Republic: current status and major challenges. Society: Philosophy, History, Culture. (5), 107-112. Available from: doi: 10.24158/fik.2022.5.15 (In Russian).

История цивилизаций со всей очевидностью свидетельствует о том, что все прогрессивные явления в них неразрывно были связаны с образованием, ключевым сегментом которого является именно педагогическая составляющая. Эти не вызывающие сомнения постулаты наглядно доказываются историей и современным развитием высшего педагогического образования Кыргызстана.

© Усупова Н.С., Абдыраева Ж.Д., 2022

Актуальность, научная и практическая значимость его исследования обуславливаются тем фактом, что оно является сегодня одним из важных показателей общественного развития страны. От эффективности подготовки учительских кадров зависит не только уровень образованности населения, но и степень развитости социально-экономической, духовной, да и практически всех сфер общественной жизни.

Кроме того, как известно, главной движущей силой всех сегментов системы образования является, несомненно, педагог, от профессиональных качеств которого напрямую зависит степень подготовленности общества к прогрессивным преобразованиям, в целом будущее страны. В свою очередь высокие профессиональные качества учителя формируются именно в системе педагогического образования.

Стремительно изменяющееся, обновляющееся общество, предъявляя новые требования к квалификации и личностным качествам педагога, требует серьезных изменений в системе профессиональной его подготовки, осуществить которые невозможно без комплексного ее анализа. Данный факт повышает актуальность и значимость настоящей статьи.

Испокон веков в Киргизии особым почетом и признанием пользовались обладающие знаниями, образованные люди. Однако кочевой образ жизни, отдаленность от религиозных центров, служивших с эпохи Средневековья очагами знаний, несомненно, не способствовали увеличению численности образованных людей среди киргизов в прошлом. Только вследствие широкого распространения ислама в начале XIX столетия в стране появились первые мектебы - начальные мусульманские школы, а также медресе, в которых готовили служителей культа и учителей мектебов. Количество медресе со временем неуклонно росло. Так, если в 1892 году на юге Кыргызстана их насчитывалось только 7, то в 1914 году лишь в одном Ошском уезде было уже 881.

После присоединения к Российской империи на территории Кыргызстана появляются русские, русско-туземные школы, училища, гимназии. Так, в 1916 году здесь насчитывалось 16 русско-туземных школ, в которых обучалось 750 учеников, среди которых 56 девочек (Болджурова, 2018: 13).

По сведениям ряда исследователей, подготовка педагогических кадров для всего Туркестана осуществлялось в единственной учительской семинарии в городе Ташкенте и на педагогических курсах при Верненском городском училище (Супатаева, 2016).

В начале XX века на территории, населенной тюркоязычными народами, появились ново-методные школы как результат реформирования мектебов и медресе. Программа этих школ предусматривала трехклассное обучение, рассчитанное на 4 года. В учебные планы включались такие предметы, как география, грамматика, логика, стилистика, чтение, арифметика, естествознание, история России, Востока и др. (Болджурова, 2018: 7).

Однако небольшая численность школ, отсутствие на территории Кыргызстана центров по подготовке педагогических кадров, политика властей, не ставившая своей целью развитие системы образования в республике, привели к тому, что практически все население (более 90 %) было неграмотным.

Несомненно, коренные изменения в развитии образования населения Кыргызстана произошли после установления советской власти. В этот период открывались массовые школы, начала развиваться широкая сеть педагогических учебных заведений. Так, 1925 году в Бишкеке был открыт Институт народного просвещения, который в 1928 был преобразован в Кыргызский педагогический техникум. Подобные учебные учреждения были открыты в 1925 г. в Оше и в 1926 г. в Жалал-Абаде. В 1932 г. в республике начал работу Кыргызский государственный педагогический институт2.

1950-е годы стали переломными для страны в плане открытия педагогических вузов. Так, в начале 1951-1952 учебного года открылся Кыргызский государственный университет с рядом факультетов педагогической направленности. В это же время учебный процесс начали Ошский педагогический институт (1951), Кыргызский женский педагогический институт (1952), Педагогический институт в Караколе (1953), позже - Фрунзенский педагогический институт русского языка и литературы (1979).

В результате за период с 1965 по 1985 гг. количество учителей с высшим образованием увеличилось в городских школах на 21 %, в сельских - на 30 %.

В 1985-1986 гг. в республике насчитывалось 1 654 общеобразовательных школ, из которых 1 375, или 83 % находились в сельской местности3.

1 Асанканов А., Осмонов О. История Кыргызстана (с древнейших времен до наших дней) : учебник. Бишкек, 2002. С. 287.

2 Добро пожаловать в Кыргызстан! [Электронный ресурс] // Welcome. kg. URL: http://www.welcome.kg/ru/kyrgyzstan/science/juxlq/ (дата обращения: 08.02.2022).

3 Асанканов А., Осмонов О. Указ. соч. С. 438.

Такова предыстория современного педагогического образования Киргизской Республики. Обретение независимости, связанные с ним преобразования в экономике, политике, социокультурной сфере, выход страны на мировую арену потребовали коренного реформирования системы высшего профессионального образования, в первую очередь педагогического. В новых социально-экономических условиях значение его возросло многократно, так как педагогическое образование представляет собой механизм, формирующий интеллектуальный, производственный, а также духовный потенциал государства, обеспечивающий поступательное, динамичное развитие общества, народного хозяйства, техники, современных технологий.

Важность и значимость педагогического образования в развитии нашей страны, равно как и других государств, неоспорима. Во-первых, потребность в качественном образовании не исчезнет никогда. Сотни учебных учреждений в каждом уголке страны нуждаются в квалифицированных педагогах.

Во-вторых, сегодня в образовательные процессы вовлечена практически половина населения страны. В Кыргызстане более 2 млн учащихся на разных уровнях системы. Если еще включить в этот перечень учителей, родителей, то станет ясно, что все вместе эти категории составляют очень заметную часть населения страны, насчитывающего чуть более 6,5 млн человек1.

Сегодня нам необходимо внедрять в практику качественно новые модели высшего профессионального педагогического образования, создающие условия для развития личностно-творческого потенциала будущего педагога и накопления им практического опыта. В настоящее время ведущей идеей и центральной задачей образовательной политики Кыргызстана является глобализация и модернизация этой сферы. Данное обстоятельство связано с процессами интеграции Кыргызстана в европейское и мировое образовательное пространство. Присоединение нашей страны к Болонскому процессу вносит свои коррективы в процессы подготовки и повышения квалификации учителя. На современном этапе педагогические вузы перешли на двухуровневую подготовку специалистов - бакалавров и магистров.

По официальным данным, в Кыргызстане педагогические кадры готовятся в 26 учебных заведениях, из которых 6 - негосударственные вузы, при этом реализуются 26 педагогических специальностей и 6 направлений подготовки бакалавров и магистров. К многоуровневому образовательному процессу приступили 13 вузов республики (Курманали, 2012: 66).

В настоящее время в Кыргызстане функционирует более 4 тысяч организаций дошкольного, общеобразовательного, начального, среднего и высшего профессионального образования, в которых трудятся более 113 тысяч педагогов. В 2 296 дневных школах страны учебный процесс обеспечивают около 82 тысяч учителей, из них в городских поселениях - 24 тысячи, в сельской местности - около 58 тысяч2.

Практика деятельности образовательных учреждений всех уровней наглядно свидетельствует о том, что на успеваемость учащихся сильнее всего оказывает влияние личность и профессиональная квалификация, мастерство педагога. Следует отметить, что любые усилия по проведению реформ, материально-техническому обеспечению учебного процесса будут напрасными, если вопросы создания условий для плодотворной работы, достойной оплаты, повышения квалификации учителей оставлять без внимания. К сожалению, в этом плане имеется ряд проблем, требующих неотложного решения. Среди них в первую очередь нужно назвать снижение статуса учителя в обществе, непрестижность этой профессии. В связи с этим ежегодно в стране не хватает около 2 тысяч преподавателей, особенно учителей начальных классов, русского языка, математики, физики. Каждый второй педагог перешагнул 50-летний возрастной рубеж, а доля учителей до 30 лет не превышает 10 %3.

Ухудшению статуса педагога в обществе в немалой степени способствует крайне низкая его заработная плата, которая, по мнению специалистов, самым негативным образом не только отражается на материальном положении, здоровье учителя, но и влияет на успеваемость учеников. Как показывает мировая практика, размер заработной платы должен достигать хотя бы ее

1 Население Кыргызстана [Электронный ресурс] // Countrymeters. URL: https://countrymeters.info/ru/Kyrgyzstan (дата обращения: 12.02.2022).

2 Цифры и факты: день учителя [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. URL: http://www.stat.kg/ru/news/cifry-i-fakty-den-uchitelyaa/ (дата обращения: 08.02.2022).

3 Непрестижная профессия: как низкие зарплаты учителей влияют на экономику Кыргызстана? [Электронный ресурс] // Economist. URL: https://economist.kg/novosti/ekonomika/2021/11/02/neprestizhnaya-professiya-kak-nizkie-zarplaty-uchitelej-vliyajut-na-ekonomiku-kyrgyzs (дата обращения: 09.02.2022).

среднего уровня по стране. В Кыргызстане же стандартная месячная зарплата в сфере образования примерно на 20 % ниже общих выплат работникам по стране и почти на 40 % ниже доходов сотрудников сферы государственного управления1.

Факт зависимости размера заработной платы от эффективности деятельности педагога подтвержден исследованиями специалистов фонда Varkey Foundation, провозгласившего своей миссией «качественное образование для каждого ребенка через повышение статуса учителя и признание профессии»2. Отчет о результатах исследований The Global Teacher Status Index 2018 (GTSI 2018) опубликован на официальном сайте Varkey Foundation. Специалисты установили, что чем лучше оплачивается труд учителя, тем выше успеваемость учеников. Это подтверждается реальным примером: педагогам одной из школ США выплатили в начале года премию, которую они обязаны были вернуть, если в конце года успеваемость их учеников будет низкой. Показатели детей в учебном процессе к концу года значительно улучшились3.

Материалы этого исследования говорят также и том, что существует тесная взаимосвязь между зарплатой учителей и местом страны в рейтингах PISA. Государства, в которых профессия педагога не вызывает большого уважения в обществе, неизменно занимают в этом рейтинге последние места4.

В связи с этим возникает закономерный вопрос: может, уже настало время правительствам стран признать ценность профессии учителя, приложить усилия для повышения его социального статуса, сделать все возможное, чтобы труд педагога оплачивался достойно? Пока же на сегодняшний момент молодежь в большинстве своем не желает связывать свою судьбу со школой. Как правило, педагогические специальности выбирают в основном выпускники школ, получившие низкие итоговые показатели по Общереспубликанскому тестированию (ОРТ). Точнее сказать -часто молодые люди выбирают педагогические специальности не осознанно, а поневоле, только для того, чтобы где-то учиться. Соответственно, отношение к учебному процессу у них сугубо формальное, они не заинтересованы в получении качественных знаний. В результате такого положения дел, как отмечается в обзоре фонда KG Analytics, во время обучения ряд студентов педагогических факультетов переводится на другие специальности. После окончания университета не выходят на работу учителем около 25 % выпускников. В школу приходят не более 20 % молодых специалистов из педагогических вузов. В течение первых трех лет работы общеобразовательные учреждения покидают еще около 60 % новоиспеченных педагогов. Все это приводит к ежегодным многомиллионным убыткам в виде неоправданно затраченных бюджетных средств на профессиональную подготовку немотивированной молодежи, которая впоследствии меняет область своей трудовой деятельности5.

В этом же обзоре отмечается, что «в государствах с лучшими системами школьного образования студентами педагогических университетов становятся перспективные выпускники школ. Так, в Южной Корее отбор студентов идет из 5 % лучших выпускников школ, в Финляндии — из 10 %, в Сингапуре и Гонконге — из 30 %. В Кыргызстане студентами педагогических вузов становятся, как правило, выпускники школ с низкими результатами успеваемости»6.

Следует сказать и о том, что привлекательность педагогических вузов повысилась бы в разы, если бы в учебном процессе преподаватели применяли новейшие методики, вызывающие интерес у молодежи технологии и формы передачи необходимой информации. Пока же, к сожалению, часть педагогов использует традиционные формы обучения. Во-первых, в век высоких технологий, когда любая информация может быть доступной, традиционные формы обучения уже не могут играть той исключительно важной роли, как это было ранее. Во-вторых, сегодня практически невозможно в рамках занятий ознакомить учащихся со всем набором необходимых студенту знаний. Ведь если в начале ХХ века общая сумма человеческого знания удваивалась в среднем за 50 лет, то к концу ХХ века - в течение каждых 5 лет (Болджурова, 2018: 67).

1 Непрестижная профессия: как низкие зарплаты учителей влияют на экономику Кыргызстана? ...

2 Престиж профессии учителя: что об этом думают в разных странах [Электронный ресурс] // ActivityEdu. URL: https://activityedu.ru/Blogs/proforientaciya/prestizh-professii-uchitelya-chto-ob-etom-dumayut-v-raznyh-stranah/ (дата обращения: 09.02.2022).

3 Там же.

4 Там же.

5 Почти 60 % молодых учителей уходят из школы в течение первых трех лет [Электронный ресурс] // 24.kg. URL: https://clck.ru/gp3Lo (дата обращения: 09.02.2022).

6 Там же.

В связи с этим необходимо пересмотреть функциональную роль не только лекций, но и практических, лабораторных занятий. Они должны быть установочно-ориентированными, проблемными, с активным участием студентов1.

Данную проблему трудно решить в связи с тем, что пока еще весьма низок уровень информационно-коммуникационных навыков превалирующей части учителей. Данный факт особенно явственно обнаружился во время вынужденного перехода на онлайн-обучение в 2020-2021 годах вследствие разразившейся пандемии коронавирусной инфекции, который показал, что даже в Бишкеке некоторые учителя к этому моменту не имели электронной почты, слабо владели компьютером, современными технологиями.

Однако в этом нельзя винить только педагогов - такая ситуация свидетельствует о необходимости создания действенной системы обязательного повышения квалификации работников сферы образования. Пока же, по данным опросов директоров школ, только 40 % вакансий заполняются квалифицированными учителями, оставшиеся 60 % работников не соответствуют запрашиваемым критериям2.

На сегодня, согласно исследованиям, содержание ряда действующих курсов повышения квалификации в основной своей массе формальное, устаревшее и неэффективное. Оценка их влияния на профессиональное развитие учителей, как правило, не проводится, кроме этого, не все учебные заведения в состоянии оплатить подобные курсы для своих сотрудников.

В Кыргызстане отсутствует система переподготовки учителей, то есть подготовки педагогических кадров из специалистов, имеющих высшее образование другого профиля. Законодательно в республике система переподготовки предусмотрена и регламентирована, однако на практике она не функционирует должным образом.

Что же делать в таких условиях? Надеяться, когда правительство увеличит финансирование и повысит заработную плату педагогам? Во-первых, при нынешнем социально-экономическом положении страны ждать этого придется очень долго, а качественно, с учетом современных общемировых требований обучать педагогов необходимо уже сейчас. Во-вторых, на наш взгляд, только одно увеличение финансирования и повышение заработной платы не может решить всех проблем, стоящих перед педагогическим образованием. Прежде всего необходима кардинальная модернизация всей системы профессиональной подготовки как в плане пересмотра ее содержания, форм и методов обучения, так и в плане создания комплексов специального образования, включающих в себя педагогические колледжи, вузы и институты повышения квалификации. В этой системе целесообразно выделить головной вуз по подготовке педагогических кадров, что позволит не только повысить качество подготовки педагогов, но и сосредоточить лучшие кадры на его базе, а также вести серьезные научные исследования в этом направлении. Соответственно, необходимо исключить подготовку специалистов в непрофильных вузах, так как они, как правило, не располагают необходимыми ресурсами, специалистами и возможностями для полноценного обучения студентов по педагогическим направлениям (Курманали, 2012).

Таким головным вузом мог бы стать Кыргызский государственный университет им. И. Ара-баева - один из старейших вузов, основанный на базе Женского педагогического училища в далеком 1945 году. В 1952 году он был преобразован в Женский педагогический институт (Асанканов и др., 2002: 7), а в 2005 году приобрел современный статус. Сегодня около 10 тысяч студентов получают в нем образование, причем в основном - по педагогическим специальностям. В университете накоплен уникальный опыт подготовки будущих учителей, здесь сосредоточен основной интеллектуальный корпус профессорско-педагогического состава республики.

На наш взгляд, данные предложения возможно осуществить на практике уже сегодня. Они не требуют увеличения финансирования, и на наш взгляд, вполне реальны. При этом нужно особо подчеркнуть: исследования зарубежных систем педагогического образования наглядно свидетельствуют о том, что выход из кризисных ситуаций в социально-экономической, да и других сферах, возможен только при условии, когда правительство первостепенное внимание будет уделять педагогическому образованию как важнейшему фактору, способствующему не только формированию профессиональных ресурсов, увеличению человеческого капитала, но и укреплению стабильности в обществе, духовному росту населения, обеспечению национальной безопасности, а значит - повышению престижа страны на мировой арене.

1 Необходима новая парадигма педагогического образования [Электронный ресурс] // Кутбилим. URL: https://kutbilim.journalist.kg/2015/07/20/neobhodima-novaya-paradigma-pedagogicheskogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 01.05.2022).

2 Непрестижная профессия: как низкие зарплаты учителей влияют на экономику Кыргызстана? ...

Список источников:

Асанканов А., Маанаев Э., Усупова Н. Кузница педагогических кадров. История Кыргызского государственного педагогического университета им. И. Арабаева. Бишкек, 2002. 80 с.

Болджурова И.С. Образование в Кыргызстане: история, проблемы и достижения. Бишкек, 2018. 164 с. Курманали К.М. Проблемы и перспективы развития высшего педагогического образования в современном Кыргызстане. Бишкек, 2012. 165 с.

Супатаева Э.А. О подготовке педагогических кадров в Кыргызстане // Вестник Иссык-Кульского университета. 2016. № 42. С. 1-4.

References:

Asankanov, A., Maanaev, E. & Usupova, N. (2002) Kuznitsa pedagogicheskikh kadrov. Istoriya Kyrgyzskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Arabaeva [Forge of Educational Personnel. History of the Kyrgyz State Pedagogical University named after I. Arabayev]. Bishkek. 80 р. (in Russian).

Boldzhurova, I. S. (2018) Education in Kyrgyzstan: History, Problems and Achievements. Bishkek. 164 p. (in Russian). Kurmanali, K. M. (2012) Problemy i perspektivy razvitiya vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya v sovremennom Kyr-gyzstane [Challenges and Prospects for the Development of Higher Pedagogical Education in Modern Kyrgyzstan.]. Bishkek. 165 р. (in Russian).

Supataeva, E. A. (2016) O podgotovke pedagogicheskikh kadrov v Kyrgyzstane [On Teacher Training in Kyrgyzstan]. Vestnik Issyk-Kul'skogo universiteta. (42), 1-4 (in Russian).

Информация об авторах Н.С. Усупова - доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории Киргизского государственного университета имени И. Арабаева, Бишкек, Киргизская Республика. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=873887.

Ж.Д. Абдыраева - преподаватель кафедры всеобщей истории Киргизского государственного университета имени И. Арабаева, Бишкек, Киргизская Республика. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1093765.

Information about the authors N.S. Usupova - D. Phil. in History, Professor, Department of General History, Kyrgyz State University after I. Arabaev, Bishkek, Kyrgyz Republic.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=873887.

J.D. Abdyraeva - Lecturer, Department of General History, Kyrgyz State University after I. Arabaev, Bishkek, Kyrgyz Republic.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1093765.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 23.03.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 14.04.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 06.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.