Научная статья на тему 'СТУДЕНЧЕСТВО ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ КЫРГЫЗСТАНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

СТУДЕНЧЕСТВО ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ КЫРГЫЗСТАНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
276
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КЫРГЫЗСТАН / КИРГИЗСКОЙ ССР / ПОДГОТОВКА ИСТОРИКОВ / СТУДЕНЧЕСТВО / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / HIGHER EDUCATION / KYRGYZSTAN / THE KYRGYZ SSR / TRAINING OF HISTORIANS / THE STUDENT COMMUNITY / GREAT PATRIOTIC WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кадыралиева Н. Ш.

В статье предпринята попытка анализа становления и развития высшего исторического образования и студенчества Кыргызстана (Киргизской Советской Социалистической Республики) в годы Великой Отечественной войны. Исторические факультеты функционировали в первом вузе Кыргызстана - Киргизском государственном педагогическом институте (КГПИ; ныне - Кыргызский национальный университет им. Жусупа Баласагына), Ошском педагогическом учительском институте (ОшУИ; ныне - Ошский государственный университет) и Пржевальском учительском институте (ПрУИ; ныне - Иссык-Кульский государственный университет им. Касыма Тыныстанова). Актуальность исследования связана с отсутствием исследований в области исторического образования в советский период истории Кыргызстана. Изучение высшего образованиям Кыргызстана представлены трудами А. Каниметова, Р. Р. Айнекенова, С. Т. Табышалиева, В. М. Петровец, А. С. Сраждинова, С. Токтомышева, И. М. Скляр, Ч. М. Джакиповой, Т. Ф. Черноус и др. История исторических факультетов рассмотрена исследователями Б. М. Зима, Т. Н. Омурбековым. Однако историками Кыргызстана не рассматривалась история студенчества. Автором данной статьи предпринята попытка рассмотрения студенчества исторических факультетов в годы войны в аспекте советской повседневной жизни, с применением историко-системного метода и метода истории повседневности. В статье на основе разнообразных источников (неопубликованные архивные материалы) автор делает следующие выводы: в экстремальных условиях войны студенчество исторических факультетов Кыргызстана подверглось тяжелым испытаниям, жизнь вузов была подчинена интересам обороны страны. Кыргызстан и исторические факультеты вынуждено принимали эвакуированные вузы центральных городов СССР. Помимо учебы студенты занимались общественно-политической работой. Главной мотивацией для них служила помощь фронту. Студенты получали образование, читали лекции на оборонные темы, стойко переносили тяготы военного времени и как могли вносили свой вклад в победу в Великой Отечественной войне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDENTS OF KYRGYZSTAN HISTORY FACULTIES DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

In this article the attempt of analyzing the early days and development of higher History education and student community in Kyrgyzstan during the Great Patriotic War was made. The faculties of History functioned at the first university in Kyrgyzstan - Kyrgyz State Pedagogical Institute (KSPI; now - Zhusup Balasagin Kyrgyz National University), Osh Pedagogical Teachers Institute (OshUI, now - Osh State University) and Przhevalsk Pedagogical Institute (PPI, now - Kasym Tynystanov State University). The relevance of the study is associated with the lack of research in the field of historical education in the Soviet period of Kyrgyzstan history. The study of higher education in Kyrgyzstan is represented by the works of A. Kanimetov, R. R. Ainekenov, S. T. Tabyshaliev, V. M. Petrovets, A. S. Srazhdinov, S. Toktomyshev, I. M. Sklyar, Ch. M. Jakipova, T.F. Chernous and others. The history of the faculties is considered by such researchers as B. M. Zima, T. N. Omurbekov. However, the historians of Kyrgyzstan did not consider the history of the students. The author made an attempt to consider the students of history departments during the war years in the context of Soviet everyday life, using the historical-systemic method and the method of everyday life history. Based on various sources (unpublished archive materials), the author draws the following conclusions: in hash wartime conditions, the history faculties students of Kyrgyzstan underwent severe trials, the life of universities was in the interests of the country's defense. Kyrgyzstan and history faculties were forced to accept evacuated universities of the central cities of the USSR. In addition to their studies, the students were engaged in social and political work. Their main motivation was the help to the front. The students got education, gave lectures on defense issues, steadfastly endured wartime hardships and made a significant contribution to the victory in the Great Patriotic War.

Текст научной работы на тему «СТУДЕНЧЕСТВО ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ КЫРГЫЗСТАНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

II .ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

УДК.93/94 (378) (575.2)

Б01: 10.18503/2658-3186-2021-5-1-24-29

Н. Ш. Кадыралиева (Бишкек, Кыргызстан)

СТУДЕНЧЕСТВО ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ КЫРГЫЗСТАНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация. В статье предпринята попытка анализа становления и развития высшего исторического образования и студенчества Кыргызстана (Киргизской Советской Социалистической Республики) в годы Великой Отечественной войны. Исторические факультеты функционировали в первом вузе Кыргызстана - Киргизском государственном педагогическом институте (КГПИ; ныне - Кыргызский национальный университет им. Жусупа Баласагына), Ошском педагогическом учительском институте (ОшУИ; ныне - Ошский государственный университет) и Пржевальском учительском институте (ПрУИ; ныне - Иссык-Кульский государственный университет им. Касыма Тыныстанова). Актуальность исследования связана с отсутствием исследований в области исторического образования в советский период истории Кыргызстана. Изучение высшего образованиям Кыргызстана представлены трудами А. Каниметова, Р. Р. Айнекенова, С. Т. Табышалиева, В. М. Петровец, А. С. Сраждинова, С. Токтомышева, И. М. Скляр, Ч. М. Джакиповой, Т. Ф. Черноус и др. История исторических факультетов рассмотрена исследователями Б. М. Зима, Т. Н. Омурбековым. Однако историками Кыргызстана не рассматривалась история студенчества. Автором данной статьи предпринята попытка рассмотрения студенчества исторических факультетов в годы войны в аспекте советской повседневной жизни, с применением историко-системного метода и метода истории повседневности. В статье на основе разнообразных источников (неопубликованные архивные материалы) автор делает следующие выводы: в экстремальных условиях войны студенчество исторических факультетов Кыргызстана подверглось тяжелым испытаниям, жизнь вузов была подчинена интересам обороны страны. Кыргызстан и исторические факультеты вынуждено принимали эвакуированные вузы центральных городов СССР. Помимо учебы студенты занимались общественно-политической работой. Главной мотивацией для них служила помощь фронту. Студенты получали образование, читали лекции на оборонные темы, стойко переносили тяготы военного времени и как могли вносили свой вклад в победу в Великой Отечественной войне.

Ключевые слова: высшее образование, Кыргызстан, Киргизской ССР, подготовка историков, студенчество, Великая Отечественная война.

Введение

Высшее историческое образование и студенчество в Кыргызстане в советский период рассматривались в рамках общих трудов по истории высшего образования, университетской системы в советской историографии. Существенный вклад в изучение проблем высшего образования и истории вузов Кыргызстана внесли Р. Р. Айнекенов [8; 1], А. К. Каниметов [8], В. М. Петровец [13], И. М. Скляр [13], И. А. Соктоев [20], А. С. Сраждинов [13; 14], С. Т. Табышалиев [15], С. Токтомышев [16], Е. Т. Усубалиев [20]. История исторических факультетов Кыргызстана рассмотрена в трудах историков Б. М. Зимы [7], Т. Н. Омурбекова [11]. В работе вышеуказанных авторов развитие системы высшей школы рассматривается через призму решений партийно-государственных органов, что было общей тенденцией при изучении закономерностей исторического развития общества в целом, образования в частности.

После обретения Кыргызстаном суверенитета вышли в свет междисциплинарные исследования, рассматривающие высшее образование с точки международной интеграции, сотрудничества в области высшего образования. Это работы С. Токтогонова [17], Т. Ф. Черноус [19], Ч. Ш. Джакиповой [6] и др. Они посвящены работе вузов, в которых велась подготовка историков, и вопросам состояния кыргызской системы образования в целом; показывают достижения и проблемы подготовки научно-педагогических кадров в Советском Кыргызстане.

Высшее образование в годы войны рассмотрено в трудах С. К. Керимбаева [9]. Работа Кыргызского государственного педагогического института в годы Великой Отечественной войны раскрыта в исследовании Н. А. Алымкулова [2]. Функционирование Ошского педагогического института в годы войны рассмотрено в публикации А. Арстанова, Г. Э. Чыныкеева [4].

Источниковая база исследования содержит богатые разносторонние материалы архивов Кыргызской Республики: Центрального государственного архива Кыргызской Республики (далее - ЦГА КР), Центрального государственного архива общественно-политической документации Кыргызской Республики (далее - ЦГА ОПД КР) и Центрального Архива Кыргызского национального университе-

та им. Ж. Баласагына (далее - ЦГА КНУ им. Ж. Баласагына).

Все эти работы, имея несомненные достоинства, не раскрывают историческое образование и студенчество Кыргызстана в годы войны. Статья основана на применении историко-системного метода и метода истории повседневности, что раскрывает в новом ракурсе жизнь студенческой молодежи Кыргызстана в разрезе времени в годы Великой Отечественной войны.

Целью исследования является рассмотрение вопросов повседневности в вузе и процесса адаптации студенческой молодежи исторических факультетов Кыргызстана в годы Великой Отечественной войны. Обычная жизнь студентов представляет собой комплекс правил и практик, норм, регулирующих поведение молодых людей, и рассматривалась по следующим параметрам: среда существования (место жительство, учебные помещения), базовые потребности (одежда, питание), социально значимые события жизни (занятия, сессия).

1. Организация работы исторических факультетов Кыргызстана в военное время

Советская повседневность вообще с трудом воспринимается как норма. Ш. Фицпатрик утверждает: «Эта жизнь, как в их собственном понимании, так и в нашем, не была нормальной: для живущих в чрезвычайное время нормальное существование становится роскошью» [18, с. 336].

В данной статье повседневность рассматривалась в ключе ежедневного существования студентов и профессорско-преподавательского состава исторических факультетов Кыргызстана в экстремальных условиях войны, разрухи и голода.

Великая Отечественная война, начавшаяся в 1941 г., стала сложнейшим испытанием для страны, вузов и студенчества Кыргызстана. С началом войны первый вуз Киргизской ССР, где велась подготовка историков, был переведен из г. Фрунзе (с 1991 г. Бишкек) в г. Пржевальск (с 1992 г. Кара-кол), а в здании КГПИ были размещены госпиталь и эвакуированная из Москвы Военно-инженерная академия им. В. В. Куйбышева. Переезд негативно сказался на материально-техническом обеспечении КГПИ, т. к. во время переезда значительная часть учебного оборудования была утрачена [2, с. 57-62].

На фронтах Великой Отечественной войны сражались студенты и преподаватели-историки КГПИ: Б. М. Зима, А. Х. Хасанов, Г. Г. Куранов, А. А. Арзыматов и др. В битвах погибли историки Г. Т. Зайцев и Ю. Г. Федоров [12, с. 119].

После переезда в г. Пржевальск Киргизский государственный педагогический институт был объединен с Пржевальским учительским институтом1. В 1941-1942 учебном году, который институт начал в Пржевальске, количество студентов было сокращено с 1087 до 670 чел., т. е. на 61,63 % [2, с. 57-62]; а в следующем 1942-1943 уч. году количество студентов вообще составило всего 432 чел.2

По архивным данным, количество студентов на историческом факультете на 1943-1944 уч. год составило - 185 чел.; на 1944-1945 уч. год - 238 чел.3 Как видно по приведенным цифрам, исторический факультет был одним самых больших, и, как следствие, кафедра истории была самой многочисленной; состояла из 9 преподавателей.

В 1941-1942 уч. году в КГПИ насчитывалось 69 преподавателей, в 1943-1944 уч. году их число увеличилось до 79 человек. Деканом исторического факультета в октябре 1941 г. был Б. М. Зима.4 Среди преподавателей института в то время были историки Б. Д. Джамгерчинов (декан исторического факультета в 1942-1943 уч. году)5, С. И. Ильясов (декан исторического факультета 1943-1944 уч. году)6, Б. Элебаев и др.

Кафедру истории в годы войны возглавлял известный историк профессор В. Д. Преображенский. Он является редким специалистом, занимавшимся историей просвещенного абсолютизма [3, с. 21-28]. До прибытия в КГПИ он работал профессором Московского государственного университета, список научных трудов составляли 20 статей в большой и малой советской энциклопедии, редакция 20 книг. В годы войны он часто выступал с докладами на оборонные и теоретические темы как в институте, так и по линии Горкома КП(б) Киргизской ССР в г. Фрунзе и г. Пржевальске.7

В военные годы пединститут Пржевальска выполнял функции не только вуза, но и мобилиза-

1 ЦГА КР. Ф. 1725. Оп. 2. Д. 568. Л.17-20.

2 ЦГА ОПД КР. Ф. 461. Оп. 1. Д. 38. Л. 48-49.

3 ЦГА КР. Ф. 105. Оп. 31. Д. 2996. Л. 1-3.

4 ЦГА КР. Ф. 1725. Оп. 1., Ед.хр. 830. Л. 95.

5 ЦА КНУ им. Ж. Баласагына. Ф. 869. Оп. 3. Ед. хр. 229. Л. 131.

6 ЦА КНУ им. Ж. Баласагына. Ф. 869. Оп. 3. Ед. хр. 308. Л. 8-8 об.

7 ЦГА КР. Ф. 869. Опись 8. Ед. хр. 1066. Л.10,12, 22.

II. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

ционного пункта Прииссыкулья. Преподаватели исторического факультета вели занятия, а затем дежурили по 7-8 часов в пункте формирования групп призывников.

После отъезда КГПИ обратно в г. Фрунзе Пржевальский учительский институт как отдельное учебное заведение заново был открыт в 1944 г. уже с историко-литературным факультетом, на двух курсах которого обучалось 112 студентов.

Условия военного времени внесли значительные коррективы в учебный процесс. В годы Великой Отечественной войны срок обучения в КГПИ был сокращен до трех лет. Военная обстановка повлекла за собой не только сокращение сроков обучения, но и пересмотр учебных программ, содержания изучаемых дисциплин. Учебные планы корректировались и на всех курсах: кроме профильных дисциплин профессионального обучения, вводились обязательные физическая и военная подготовки, 20-часовой курс по истории Великой Отечественной войны, 70 часов полевых работ.

Уже в мае 1942 г. вузы республики вернулись к учебным программам и планам довоенного времени. Студентам отличникам, представителям народов Средней Азии и инвалидам Великой Отечественной войны отменили приемные экзамены и плату за обучение8.

В 1939 г. в г. Оше был открыт двухгодичный учительский институт с историческим факультетом. С началом Великой Отечественной войны произошло географическое перемещение центральных вузов в регионы Киргизской ССР, педагогические институты объединялись с эвакуированными университетами. Ошский учительский институт был объединен с эвакуированным Ростовским государственным университетом (ныне - Южный федеральный университет) [9, с. 174], история которого восходит к Императорскому Варшавскому университету.

Только 2 мая 1944 г. Ростовский государственный университет был передислоцирован обратно, в г. Ростов-на-Дону. Ошский учительский институт восстановлен 20 марта 1944 г. и начал работу в составе 4-х факультетов, в том числе и исторического, на котором к тому моменту было два курса общей численностью 28 студентов9. По согласованию с Наркомпросом Киргизской ССР, 116 студентов, обучавшихся в РГУ, были переведены в ОшУИ, а также 3 преподавателя остались работать в Оше. Фамилии двух из них установлены: кандидат исторических наук Я. Г. Рубин и старший преподаватель И. Я. Волисон.

За короткий период коллектив Ростовского университета сумел внести большой вклад в общественно-культурную жизнь Киргизской Республики. Ходатайством от 7 февраля 1944 года (№ 346/1) направленным народными депутатами Ошского облисполкома, протокол, 18 сотрудников РГУ были награждены государственными и правительственными наградами Киргизской ССР [4, с. 430].

2. Материальное обеспечение обучения и быта преподавателей и студентов исторических факультетов

Функционирование КГПИ в Пржевальске в годы войны были одним из самых тяжелых в истории пединститута. Обучение студентов в вузе велось в отсутствии электричества, освещение учебных аудиторий обеспечивалось керосиновыми лампами. Институт не был обеспечен топливом, имелось только семь исхудавших лошадей, которых невозможно было использовать для переброски топлива. В корпусах было сыро и холодно, в ночное время студенты вынуждены были укрываться верхней одеждой, для того чтобы согреться; были простужены, болели и кашляли10. Жилищно-бытовые условия студентов исторического факультета предполагали либо частные квартиры, либо необорудованные общежития. Отсутствие элементарных условий проживания, приватного пространства и покоя не способствовало получению качественного образования и повышению квалификации студентов.

В 1944 г. после возвращения пединститута во Фрунзе СНК Киргизской ССР принял постановление «О создании нормальных условий работы пединститута». Согласно этому документу, вузу было выделено: 600 табуретов, 50 классных досок, 30 аудиторных столов, 400 матрасов, 70 ведер, 200 одеял, 400 ложек, 900 м. электропровода и т. д. [14, с. 15].

Положение студентов в годы войны в объединенном вузе (РГУ и ОшУИ) было крайне тяжелым. В учебные корпуса, помещения и общежития университета электричество давали с перебоями, в связи с чем студенты учились в две смены,11 ходили за 5-6 км. от университета, опаздывали на занятия. В отдельных случаях студенты, не обеспеченные обувью и одеждой, не ходили на учебу.

8 Собрание законов КССР. указов Президиума Верховного Совета и постановлений Правительства Киргизской ССР (1926-1949 гг.). Министерство Юстиции КССР. Фрунзе: Киргизгосиздат, 1956 г. С. 113.

9 ЦГА ОПД КР. Ф. 56. Оп. 5. Д. 436. Л. 34.

10 ЦГА ОПД КР. Ф. 56. Оп. 12. Д.143. Л. 42.

11 ЦГА КР. Ф. 1725. Оп. 2. Д. 561. Л. 5.

В годы войны в Киргизской ССР нормированное снабжение хлебом, мясом, жиром, сахаром и кондитерскими изделиями началось с ноября 1941 г. [9, с. 184]. Сохранились сведения, что на одного студента в период с ноября 1944 г. по май 1945 г. в месяц полагалось 4 кг. картофеля, 3,5 кг. овощей, 400 г. хозяйственного мыла.

Вопрос материального обеспечения профессорско-преподавательского состава находился в ведении правительства и Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР [10, с. 419].

СНК и ЦК КП(б) Киргизской ССР приняли постановление «Об улучшении снабжения студентов и профессорско-преподавательского состава вузов г. Фрунзе». Проверкой Гострогинспекции было установлено, что бытовые условия и снабжение студентов вузов г. Фрунзе находились не в соответствующем состоянии, фиксировались факты хищения продуктов. Питание в столовых было организовано неудовлетворительно, ассортимент приготовляемой пищи был крайне ограничен, качество еды было низким, диет-питание для нуждающихся студентов не организовано, столовые не обеспечивались кухонным инвентарем. Студенты отоваривались по карточкам (жиры, крупы и т. д.)12. Отметим, что в высших учебных заведениях и в военное время, вплоть до 1 сентября в 1947 г., лица, прибывшие для сдачи приемных экзаменов, снабжались хлебом по 500 гр. хлеба в день13.

Для улучшения материального обеспечения коллективом пединститута и студентами было создано подсобное хозяйство, которое вели студенты. Кроме того, летом во время каникул студенты работали на заготовке дров, торфа, на постройке железных дорог и Большого Чуйского канала (БЧК), на уборке хлебов в колхозах. Только в 1941 г. более 2 тысяч студентов г. Фрунзе, в том числе и историки КГПИ, выезжали на полевые работы в колхозы и совхозы, сменив аудитории на колхозные поля, учебники - на руль тракторов и комбайнов. За 1942-1943 учебный год студентами было отработано свыше 5000 трудодней. В общей сложности преподавателями и студентами КГПИ в годы войны было отработано 30 тысяч трудодней, собрано большое количество денег, облигаций, драгоценностей на постройку танковой колонны, отправлено несколько тысяч посылок фронтовикам.

Заключение

В годы войны произошло резкое сокращение контингента студентов. Отмечен низкий процент успеваемости, что было связано с плохим материально-техническим оснащением вузов: отсутствием света, отапливаемых помещений, аудиторий, мест в общежитиях, тяжелым материальным положением преподавателей и студентов.

Вместе с тем, студенчество исторических факультетов Киргизии помогало фронту и тылу, проводя большую общественно-политическую работу среди населения, участвуя в митингах и собраниях с призывами направить все силы на победу. 150 студентов старших курсов КГПИ, прошедших 3-х или 6-месячные курсы агитаторов и пропагандистов, вели среди колхозников, рабочих коллективов и госпиталях агитационную работу, регулярно обеспечивая их газетами, журналами. Профессорско-преподавательский состав и студенты-историки читали лекции, доклады по военной тематике, рассказывали о героических традициях народов страны, воспитывали чувство гордости, помогая поднимать дух советского народа, вселяя уверенность в победу.

За годы войны историками КГПИ проделана большая работа по сбору и выпуску документов о работе тружеников тыла республики в дни войны. Работа профессора А. Н. Бернштама «Материалы по истории Киргизии в дни Великой Отечественной войны» [5], была предназначена для агитаторов и пропагандистов [14, с. 19].

Таким образом, при всей сложности и проблемах, сопутствующих становлению исторического образования и студенчества в Кыргызстане в годы войны, военные условия жизни студентов требовали проявления человеческой активности. Вся деятельность студенческой молодежи была полностью подчинена нуждам военного времени и определялась интересами обороны страны. Студенты исторического факультета Кыргызстана преодолевая все тяготы, лишения войны сражались на фронте, учились, читали лекции населению республики, поднимая боевой дух, уверенность народа в победе, участвовали в митингах, не покладая рук работали в полях, тем самым день за днем приближали победу над фашизмом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айнекенов Р. Р. Пржевальский государственный педагогический институт. Пржевальск : Мектеп, 1967. 65 с.

2. Алымкулов Н. А. Киргизский государственный педагогический институт имени М. В. Фрунзе в 1941-

12 ЦГА ПД КР. Ф. 56. Оп. 4. Д. 505. Л. 195-199.

13 ЦГА КР. Ф.1725. Оп. 1 «а». Д. 70. Л. 23.

1945 годы // Вестник Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына. 2018. № 1 (93). С. 57-62.

3. Антипов В. С. Отечественная историография политики просвещенного абсолютизма в зарубежных странах (1917 - начало 1930 гг.) [Электронный ресурс] // Вестник Псковского государственного университета. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otechestvennaya-istoriografiya-politiki-prosveschyonnogo-absolyutizma-v-zarubezhnyh-stranah-1917-nachalo-1930-h-godov (дата обращения: 06.02.2021).

4. Арстанов С. А., Чыныкеева Г. Э. Вклад вузов города Ош в победу в Великой Отечественной войне // Вклад регионов Урала и стран Центральной Азии в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов : сб. науч. ст., посвящ. 75-летию победы в Великой Отечественной 1941-1945 гг. / редкол.: Н. А. Антипин, В. С. Балакин, И. В. Сибиряков. Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2020. С. 426-431.

5. Бернштам А. Н. Материалы по истории Киргизии в дни Великой Отечественной войны. Вып. I. 1941 год / Кирг. филиал Акад. наук СССР, Комиссия по истории Великой Отечеств. войны. Фрунзе : Киргизгосиздат, 1943. 60 с.

6. Джакипова Ч. Ш. Университетское образование: вчера, сегодня, завтра. Бишкек: КГУ, 1991. 150 с

7. Зима Б. М. КГУ. О работе исторических факультетов государственных университетов // Вопросы истории. 1959. № 11. С. 190-194.

8. Каниметов А. К., Айнекенов Р. Р. Развитие высшего образования в Киргизии за годы советской власти. Фрунзе: Мектеп, 1966. 123 с.

9. Керимбаев С. К. Советский Кыргызстан в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Фрунзе : Илим, 1980. 299 с.

10. Малабаев С. К. Изменения в сфере образования в Кыргызстане в годы Великой Отечественной войны // Вклад регионов Урала и стран Центральной Азии в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов : сб. науч. ст. посвящ. 75-летию победы в Великой Отечественной 1941-1945 гг. / редкол.: Н. А. Антипин, В. С. Балакин, И. В. Сибиряков. Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2020. С. 419-426.

11. Омурбеков Т. Н. Факультет истории и регионоведения. Бишкек: КНУ им Ж. Баласагына, 2007. 40 с.

12. Петровец В. М. Научные исследования в Киргизии в годы Великой Отечественной войны (19411945 гг.). Фрунзе: Мектеп, 1969. 160 с.

13. Петровец В. М., Сраждинов А. С., Скляр И. М. Первенец высшей школы Кыргызстана. Бишкек : КГНУ, 1992. 119 с.

14. Сраждинов А. Великая Отечественная война 194-1945 гг. в истории КГПИ. Очерк к 50-летию Победы. Бишкек: КГНУ, 1995. 21 с.

15. Табышалиев С. Т. Кузница подготовки кадров. Фрунзе: Кыргызстан, 1975. 264 с.

16. Токтомышев С. Университет будущего: КНУ прошлое, настоящее, шаги в XXI век. Бишкек : КНУ, 1997. 149 с.

17. Токтогонов С. Страницы прошлого. Ректоры ОшПи (ОшГУ). Джалал-Абад, [б. и.] 1994. 14 с.

18. Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы. М. : Российская политическая энциклопедия, 2008. 336 с.

19. Черноус Т. Ф. Современная международная интеграция и подготовка кадров высшей квалификации в Кыргызстане. Бишкек: КРСУ, 2007. 273 с.

20. Усубалиев Е. Т., Соктоев И. А. Высшая школа Советского Киргизстана. Фрунзе : Кыргызстан, 1980.

196 с.

N. Sh. Kadyralieva (Bishkek, Kyrgyzstan)

THE STUDENTS OF KYRGYZSTAN HISTORY FACULTIES DURING THE GREAT

PATRIOTIC WAR

Abstract: In this article the attempt of analyzing the early days and development of higher History education and student community in Kyrgyzstan during the Great Patriotic War was made. The faculties of History functioned at the first university in Kyrgyzstan - Kyrgyz State Pedagogical Institute (KSPI; now - Zhusup Balasagin Kyrgyz National University), Osh Pedagogical Teachers Institute (OshUI, now - Osh State University) and Przhevalsk Pedagogical Institute (PPI, now - Kasym Tynystanov State University). The relevance of the study is associated with the lack of research in the field of historical education in the Soviet period of Kyrgyzstan history. The study of higher education in Kyrgyzstan is represented by the works of A. Kanimetov, R. R. Ainekenov, S. T. Tabyshaliev, V. M. Petrovets, A. S. Srazhdinov, S. Toktomyshev, I. M. Sklyar, Ch. M. Jakipova, T.F. Chernous and others. The history of the faculties is considered by such researchers as B. M. Zima, T. N. Omurbekov. However, the historians of Kyrgyzstan did not consider the history of the students. The author made an attempt to consider the students of history departments during the war years in the context of Soviet everyday life, using the historical-systemic method and the method of everyday life history. Based on various sources (unpublished archive materials), the author draws the following conclusions: in hash wartime conditions, the history faculties students of Kyrgyzstan underwent severe trials, the life of universities was in the interests of the country's defense. Kyrgyzstan and history faculties were forced to accept evacuated universities of the central cities of the USSR. In addition to their studies, the students were engaged in social and political work.

Their main motivation was the help to the front. The students got education, gave lectures on defense issues, steadfastly endured wartime hardships and made a significant contribution to the victory in the Great Patriotic War.

Keywords, higher education, Kyrgyzstan, the Kyrgyz SSR, training of historians, the student community, Great Patriotic War.

REFERENCES

1. Ainekenov R. R. Przheval'skii gosudarstvennyi pedagogicheskii institute, Przhevalsk, Mektep, 1967, 65 p.

2. Alymkulov N. A. Kirgizskii gosudarstvennyi pedagogicheskii institut imeni M. V. Frunze v 1941-1945 gody, Vestnik Kyrgyzskogo natsional'nogo universiteta im. Zh. Balasagyna, 2018, no. 1 (93), pp. 57-62.

3. Antipov V. S. Otechestvennaya istoriografiya politiki prosveshchennogo absolyutizma v zarubezhnykh stranakh (1917 - nachalo 1930 gg.), Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015, no. 1, URL, https,//cyberleninka.ru/article/n/otechestvennaya-istoriografiya-politiki-prosveschyonnogo-absolyutizma-v-zarubezhnyh-stranah-1917-nachalo-1930-h-godov (date of access, 06 February 2021).

4. Arstanov S. A., Chynykeeva G. E. Vklad vuzov goroda Osh v pobedu v Velikoi Otechestvennoi voine // Vklad regionov Urala i stran Tsentral'noi Azii v pobedu v Velikoi Otechestvennoi voine 1941-1945 godov : sb. nauch. st., posvyashch. 75-letiyu pobedy v Velikoi Otechestvennoi 1941-1945 gg. / redkol.: N. A. Antipin, V. S. Balakin, I. V. Sibiryakov, Chelyabinsk, Izdatel'skii tsentr YuUrGU, 2020, pp. 426-431.

5. Bernshtam A. N. Materialy po istorii Kirgizii v dni Velikoi Otechestvennoi voiny. Vyp. I. 1941 god / Kirg. filial Akad. nauk SSSR, Komissiya po istorii Velikoi Otechestv. Voiny, Frunze, Kirgizgosizdat, 1943, 60 p.

6. Dzhakipova Ch. Sh. Universitetskoe obrazovanie: vchera, segodnya, zavtra, Bishkek, KGU, 1991, 150p.

7. Zima B. M. KGU. O rabote istoricheskikh fakul'tetov gosudarstvennykh universitetov, Voprosy istorii, 1959, no. 11, pp. 190-194.

8. Kanimetov A. K., Ainekenov R. R. Razvitie vysshego obrazovaniya v Kirgizii za gody sovetskoi vlasti, Frunze, Mektep, 1966, 123 p.

9. Kerimbaev S. K. Sovetskii Kyrgyzstan v Velikoi Otechestvennoi voine 1941-1945 gg., Frunze, Ilim, 1980,

299 p.

10. Malabaev S. K. Izmeneniya v sfere obrazovaniya v Kyrgyzstane v gody Velikoi Otechestvennoi voiny, Vklad regionov Urala i stran Tsentral'noi Azii v pobedu v Velikoi Otechestvennoi voine 1941-1945 godov : sb. nauch. st. posvyashch. 75-letiyu pobedy v Velikoi Otechestvennoi 1941-1945 gg. / redkol.: N. A. Antipin, V. S. Balakin, I. V. Sibiryakov. Chelyabinsk : Izdatel'skii tsentr YuUrGU, 2020. pp. 419-426.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Omurbekov T. N. Fakul'tet istorii i regionovedeniya, Bishkek, KNU im Zh. Balasagyna, 2007, 40 p.

12. Petrovets V. M. Nauchnye issledovaniya v Kirgizii v gody Velikoi Otechestvennoi voiny (1941-1945 gg.), Frunze, Mektep, 1969, 160 p.

13. Petrovets V. M., Srazhdinov A. S., Sklyar I. M. Pervenets vysshei shkoly Kyrgyzstana, Bishkek, KGNU, 1992, 119 p.

14. Srazhdinov A. Velikaya Otechestvennaya voina 1941-1945 gg. v istorii KGPI. Ocherk k 50-letiyu Pobedy, Bishkek, KGNU, 1995, 21 p.

15. Tabyshaliev S. T. Kuznitsa podgotovki kadrov, Frunze, Kyrgyzstan, 1975, 264 p.

16. Toktomyshev S. Universitet budushchego: KNU proshloe, nastoyashchee, shagi v XXI vek, Bishkek, KNU, 1997, 149 p.

17. Toktogonov S. Stranitsy proshlogo. Rektory OshPi (OshGU), Jalal Abad, [b. i.], 1994, 14 p.

18. Fitspatrik Sh. Povsednevnyi stalinizm. Sotsial'naya istoriya Sovetskoi Rossii v 30-e gody, Moscow, Rossiiskaya politicheskaya entsiklopediya, 2008, 336 p.

19. Chernous T. F. Sovremennaya mezhdunarodnaya integratsiya i podgotovka kadrov vysshei kvalifikatsii v Kyrgyzstane, Bishkek: KRSU, 2007, 273 p.

20. Usubaliev E. T., Soktoev I. A. Vysshaya shkola Sovetskogo Kirgizstana, Frunze, Kyrgyzstan, 1980, 196 p.

Кадыралиева Н. Ш. Студенчество исторических факультетов Кыргызстана в годы Великой Отечественной войны // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. Т. 5. № 1. С. 24-29.

Kadyralieva N. Sh. The Students of Kyrgyzstan History Faculties During the Great Patriotic War, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2021, vol. 5, no. 1, pp. 24-29.

Дата поступления статьи - 20.01.2021; 0,62 печ. л.

Сведения об авторах

Кадыралиева Нуриза Шералкановна - ст. преподаватель, кафедра истории Кыргызстана, Кыргызский национальный университет им. Жусупа Баласагына, Бишкек, Кыргызская Республика; Kadyraliev-ansh@gmail.com

Author:

Nuriza Sh. Kadyralieva, Senior lecturer of History of Kyrgyzstan Department, Zh. Balasagyn Kyrgyz National University , Bishkek, Kyrgyz Republic; Kadyralievansh@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.