Научная статья на тему 'Педагогическое образование как ценность в условиях прагматического подхода к его организации и функционированию'

Педагогическое образование как ценность в условиях прагматического подхода к его организации и функционированию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL EDUCATION / ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL VALUE / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION SYSTEM / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / EDUCATIONAL SERVICE / ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО / EDUCATION AS A SOCIAL BENEFIT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанов Олег Васильевич

В статье рассматривается изменяющаяся система подготовки педагогических кадров для образовательного пространства РФ как ценность и единственная технологическая система, готовящая современных педагогов в условиях модернизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical education as a value in terms of pragmatic approach to its organization und functioning

The article concerns the changes in teachers’ training system in the education field of the Russian Federation as a value and the unique technological system preparing modern educators in the process of educational modernization.

Текст научной работы на тему «Педагогическое образование как ценность в условиях прагматического подхода к его организации и функционированию»

О.В. Степанов доктор социологических наук, профессор, Донской педагогический колледж*

Педагогическое образование как ценность в условиях прагматического подхода к его организации и функционированию

Как в изменяющейся России сохранить традицию в подготовке педагогических кадров и не тормозить инновационность? Это задача для учителя, и для организаторов современной системы подготовки педагогических работников. От успешного ее решения зависит эффективность деятельности всей системы образования. И определяется ценность образования как социального института и ценность педагогического образования как системы подготовки высокопрофессиональных креативных учителей способных удовлетворить потребность общества в современном образовании и обучении. К сожалению, можно наблюдать имитацию деятельности по созданию современной системы педагогического образования вместо инновации и творчества в решении реальных проблем подготовки современного учителя. Содержанием изменений в сложившейся системе подготовки педагогических кадров является его либерализация и прагматизация, уход от государственно -общественной ценности педобразования, созданию системы обучения учителей как услуги, а не общественного блага и государственной задачи.

Целью данной работы является анализ состояния Российской системы педагогического образования, определение его места и роли в подготовке современного учителя в условиях модернизации образования. Определение государственной, общественной и личностной ценности системы подготовки педагогических кадров в условиях прагматического подхода к организации и функционированию педобразования, либерального отношения к нему как услуге.

Значимость, высокая ценность системы образования в воспроизводстве настоящего и производстве будущего никем не оспаривается. А что является центральным звеном в этом сложном процессе созидания культуротворящего человека? Многие полагают, что это деньги, финансы, материальные ресурсы. Без денег плохо. Однако центральной фигурой образовательного процесса был и остается учитель, педагогический работник, высококвалифицированный труженник системы образовательного труда, творцом обреченный на созидание, обучение и воспитание нации. Не умаляя того, что ученик как объект и субъект образовательного процесса должен быть мерилом эффективности работы всей системы образования и социализации мы ведем речь о педагоге и системе его подготовки. Невозможно не согласиться с авторами проекта «Концепции поддержки развития педагогического образования» в том, что: «Качество школы не может быть выше качества

* Степанов Олег Васильевич, e-mail: oleg1953@donpac.ru

работающих в ней педагогов»1. Отсюда ценность педагогического образования, системы подготовки учителей заключается в социальной значимости формирования профессионального слоя педагогов способных взять на себя ответственность за развитие образовательного пространства современной России.

Сложившаяся в первой половине 20 века система педагогического образования СССР обучала педагогическому мастерству учителей и воспитателей для системы образования многонациональной 250 миллионной страны.

Последние 20 лет, несмотря на появление массы проектов документов по модернизации (реорганизации, повышению эффективности и т.д.), а также принятия целого ряда национальных программ, доктрин, концепций, дорожных карт, федеральных и региональных законов внятной концепции развития

Л

педобразования в России нет. Принятый ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» , к сожалению, не прояснил ситуацию с подготовкой квалифицированных педагогических кадров.

Улучшение качества работы школы, требует значительного повышения уровня подготовки учителя. Новые требования к школьному (дошкольному) образованию продекларированные новыми ФГОСами, и, по сути, отражающими требования развития современного общества предполагают качественные изменения, как в масштабах, так и в содержании подготовки современного учителя. Представление о ценности педагогического образования как одного из действенных способов обеспечения подготовки кадров способных профессионально передать будущим поколениям понимание смысла человеческого бытия, мы рассматриваем как сложную социально-экономическую, духовную и организационную систему. Педагогическое образование характеризуется преемственностью уровней, управляемостью, эффективностью, направленностью. Для оценки системы педобразования и понимания его как ценности важно четко представлять его качественные и количественные характеристики, специфические для этой системы.

Говоря о ценности педагогического образования и рассматривая систему подготовки современного учителя как ценность, можно рассмотреть три «слоя»: педагогическое образование как ценность общественная, государственная и личностная.

Первые две ценности образования отражают коллективную, групповую значимость этого культурного феномена, и в советский период отечественного образования именно они выступали во многих педагогических концепциях на первый план. В последнее время приоритет отдается личностной ценности образования, индивидуально мотивированного, пристального отношения человека к уровню и качеству своего образования.

1 Концепция поддержки развития педагогического образования. М., 2013.

2 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 декабря 2012 года. М., 2013. 252 с.

Система педобразования, ее ценность определяется в соответствии с потребностями системы образования как социального института и культурного феномена, а также тенденциями ее развития.

Общественная ценность системы подготовки педагогических кадров вытекает из того, что ее функционирование во многом определяет успешность всей системы обучения и воспитания социума. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: политическими, экономическими, социальными, духовными, национальными и т.д. Цель образования и его ценность заключаются в способности формирования человека, отвечающего потребностям общества, в котором он живет, развитии способностей к совершенствованию. Отсюда вытекает социальная ценность педобразования.

Государственная ценность образования как одного из важнейших социальных институтов саморазвития и самовоспроизводства определяется возможностями целенаправленной деятельности образовательной системы по воспитанию и обучению граждан государства, способных решать государственные задачи. Само государство несет ответственность за развитие систем образования как сложной системы, включающей в себя разные элементы и связи между ними: подсистемы, управление, организацию, кадры, финансирование и т.д. Системообразующим (смыслообразующим) основанием системы образования является цель образования, т.е. определение, в том числе и на законодательном, правовом уровне параметров человека, которого должна дать обществу система образования. Педагог принимает участие как в разработке, определении этой цели так и в конкретной работе по ее достижению. Учитывая, то обстоятельство, что учитель стал массовой профессией, а подготовка его требует особых усилий и времени, создание системы педобразования задача особой государственной важности. Государственная ценность подготовки современного педагога объективно возрастает, не зависимо от того понимает ли это правящая элита или не понимает.

Личностная ценность педагогического образования. Хороший учитель это творческая, креативная личность способная на самопожертвование в материальном достатке, но не в плане личностного постоянного саморазвития и самосовершенствования. Идеалисты и аскеты среди педагогов были и будут золотым творческим фондом позволяющим сохранить отношение к образованию как ценности. А ценность педагогического образования напрямую зависит от ее возможности найти и подготовить способных к педагогической деятельности молодых людей, вооружить их современными педагогическими и психологическими технологиями.

Систему педагогического образования можно рассматривать как единственную технологическую сферу формирования личности профессионального педагога. По своей сути педагогическое образование работает на будущее системы образования и развития общества в прогрессивном или регрессивном, патриотичном или антипатриотичном, гуманистическом или технократическом и т.д. направлениях. Только система

образования, в которой основу составляет креативный, творческий, высокопрофессиональный учитель в состоянии переломить негативные тенденции в духовной, нравственной сферах жизни человека, помочь в поисках смысла жизни самоопределения и самоидентификации личности в изменяющемся обществе.

В последние десятилетия технократический, прагматический, рационалистический подход в решении социально-политических проблем превалирует все отчетливее. Основой взаимодействия образования и экономики все отчетливее становится принцип «затраты - выгоды», поиск экономической, финансовой выгоды и целесообразности. Подчеркнем, к системе подготовки учительства этот принцип применять недопустимо. Не только в России, но и во всем мире идет активный поиск решений, как тратить выделяемые обществом и государством достаточно большие средства на образование. В том числе и на подготовку педагогов, ставших в 20 столетии массовой высококвалифицированной профессией требующих особой научной и психолого-педагогической подготовки, эмоциональной и нравственной закалки. Ставки игры большие. Поэтому поиск исполнительских решений становится нечестной игрой: идеология финансовой выгоды диктует выбор доминантной системы. А якобы научная методология позволяет находить практически любое «научно обоснованное» удобное в плане получения финансовой выгоды, а не содержанию образовательных задач решение.

Еще в конце 20-го столетия высказывались сомнения в наличии «на самом деле таких критериев, которые могли бы служить ориентиром для общественного выбора (о чем свидетельствует противоречивость взглядов на современный мир), приверженность демократическим ценностям неизбежно приводит к сложному, основанному на диалоге и участии коллективному процессу определения, анализа и отбора альтернативных политических

- 3

решений» .

Неоднозначность прежних экономических подходов к образованию ставит перед нами задачу пересмотра концепции роли образования в экономике и их взаимодействия. В первую очередь нельзя с безусловным догматизмом подходить к поиску путей решения только «экономической эффективности» и «экономической целесообразности». Необходимо искать альтернативные решения, включающие учет региональных, глобальных, социокультурных, национальных факторов, т. е. действовать по принципу «мысли глобально — действуй локально».

Действовать только с позиции сиюминутной экономической выгоды в социальном плане малопродуктивно. В сложных социальных и медленно формирующихся нравственно-духовных процессах коими является система подготовки носителей и трансляторов культуры (учителей) измерять и переводить на доллары эффективность образования тупиковое занятие. Социальные, культурные, политические и духовные факторы играют важную

3 Истон П., Клис С. Образование и экономика: анализ альтернативных перспектив / Перспективы. 1991. №4. С. 21-22.

роль в развитии образования. Поэтому «Пересмотр концепции взаимосвязи между образованием и экономикой неизбежно является междисциплинарной задачей», - считает Питер Истон и Стивен Клис. «Экономика образования — слишком важная область, чтобы оставлять ее исключительно в руках

4

экономистов», — заключают они .

Изменения, происходящие в таком важном социальном организме, каким является система педагогического образования, должны находить свое адекватное отражение в законодательном оформлении. Была надежда, на то, что в «Концепции поддержки развития педагогического образования» будут определены основные направления, цели и задачи реформирования и модернизации подготовки учительских кадров в России, включающие в себя все уровни и формы подготовки и переподготовки, повышения квалификации и престижа учительской профессии. Заложены основы внятной государственной политики в области подготовки учительских кадров и заботы о них. Иными словами, исходя из высокой ценности педагогического образования, к нему будет отношение как к важной социальной ценности.

Проблемы функционирования системы образования общества естественно не могут не сказываться на функционировании системы подготовки педагогических кадров и наоборот, сбои в системе педобразования долго будут сказываться на развитии образования, как социального института. В рассматриваемой нами проблематике развития системы педобразования отметим как минимум следующие проблемы современного Российского образования.

1. Выбор идеологии образования и образовательной политики. Внятной идеологии образования в России нет, несмотря на появление нового ФЗ «Об образовании в РФ» и целого ряда Национальных доктрин образования. На наш взгляд обилие споров в процессе принятия образовательного законодательства, его противоречивый характер, потребность в поправках возникшая на следующий день после введения закона в действие есть отражение нерешенности и неопределенности в идеологии образования. К сожалению, заведенный механизм образовательной политики на основе либерализма и монетаризма продолжается и дает не самые вкусные плоды. Идеология либерализма стыдливо прикрывалась в силу ее разрушительных воздействий на социальную сферу и человека вначале лозунгами «деидеологизации», идеологией прав человека или гуманитаризации (гуманизации) образования. «Проблемы в сфере образования и здравоохранения удивительно схожи. -отмечает Б. Кагарлицкий - И в том, и в другом случае рыночные реформы привели к стремительной дезорганизации всей системы, которая была построена на совершенно иных принципах. Идея «подушевого финансирования», продвигаемая чиновниками в обоих случаях, предполагает, что чем больше больных набьют в палату или учеников в класс - тем лучше.»5 Нехватку бюджетного финансирования образования власть пытается

4 Там же. С. 25.

5 Кагарлицкий Б. Платите, и еще раз платите! «Реформы» здравоохранения, образования и науки продолжаются. 14.11.2014.

компенсировать за счет привлечения средств россиян. Препятствием тут естественно является невысокий материальный уровень благосостояния большинства населения. В целом привлекать к оплате своего обучения граждан России необходимо. Но есть отрасли, направления подготовки, где либерально-монетарная идеологическая парадигма и прагматический сугубо финансовый организационный подход во всех преобразованиях, проводимых как в экономической, так и социальной сферах жизни общества приводит в тупик. Несмотря на очевидный провал либерально-монетаристских реформ продолжается политика монетаризации социальной сферы и превращение образования в услугу. Отношение к образованию к важной социальной ценности превращается в отношение как к услуге, имеющей цену. Вместо гуманистической социально-личностной, человекоориентированной парадигмы образования продолжается образовательная политика, по словам академика РАО В. Загвязинского - «порождаемая лжепарадигмой: «образование часть рыночной системы, сфера услуг, она порождение экономики, которую призвана обслуживать»6.

По нашему мнению, следует прислушаться к предложениям по решению текущих социально-экономических проблем России, высказанных экс-премьер министром и бывшим главой Торгово-промышленной палаты РФ Е. Примаковым. По его мнению, отставание российской экономики от экономик Запада невозможно преодолеть без государственного индикативного планирования экономического роста. Примаков небезосновательно полагает, что ряд социально-экономических проблем, являются следствием недостаточной роли государства в их решении. «Это не означает вечного доминирования государства в экономике. Но это необходимо в определенные исторические периоды, а я считаю, что сегодня мы находимся именно в таком периоде», — заявил Примаков, добавив, что в США и ЕС во время кризиса

п

2008-2009 гг. было усилено влияние государства на экономику . Неолиберальная политика, проводимая российской элитой, мнению Примакова не просто преждевременна, но и вредна. В системе подготовки кадров учителей это означает курс не на ценность образования, а на манипулирование его ценой.

Добавим от себя, в условиях нестабильности развития государство возлагает в большей степени ответственность за состояние социальной сферы (особенно медицина и образование) на себя. Курс страны на дальнейшую приватизацию в экономике и монетизацию в социальной сфере, а в образовательной политике на сбрасывание образовательных услуг на плечи граждан и безденежных субъектов РФ, модернизация системы образования только по «европейским» стандартам, схемам и дорожным картам не даст положительных результатов и усилит социальную напряженность. Преобразования в системе подготовки педагогических кадров должны опираться на накопленный опыт и носить инновационный характер. Консервативность и инновация, бережное отношение к социально-культурному

6 Загвязинский В. Школа и экономика: гонка на выживание или деловое партнерство. Учительская газета. №2. 14 января 2014г.

7 Утро.ги 01.01. 2014 г.

коду страны и региона, поиск источника инновационного развития внутри системы таковы, на наш взгляд, некоторые принципы модернизации системы подготовки учительских кадров.

2. Ухудшение качественных, количественных, половозрастных характеристик педагогических кадров. Учителей и воспитателей не хватает. Имеющиеся педагоги в возрасте, работают с двойной нагрузкой и перегрузкой. Система подготовки педагогических кадров не справляется с простой заменой выбытия педагогов, не говоря уже о привлечении к педагогическому труду самых лучших представителей молодого поколения в силу низкой престижности и оплате труда. Педагогическое образование должно жить, хотя бы потому, что кадры учителей и воспитателей требуют обновления, омоложения и пополнения. В школах и ДОУ не хватает специалистов. Молодой по возрасту и новый по содержанию учитель приходит в школу медленно, а новый ученик и новый стандарт требует креативного учителя. Кто его подготовит?

Реальная надежда у разумной части общества на действующую систему подготовки учителей. Которая находится в кризисном состоянии, справедливо критикуется и должна развиваться, переформатироваться, модернизироваться, изменяется. Снижается общее количество подготавливаемых учительских кадров и не наблюдается повышение их качества. В то же время «в последние годы число педагогических вузов сокращается. Так, в 2008 году их насчитывалось 196, в том числе 70 педагогических, в 2012 году - 167 вузов, из которых 48 - педагогические.

Результаты проведенного в 2012 году Министерством образования и науки РФ мониторинга деятельности государственных вузов и их филиалов показали, что 30 из 42 педагогических вузов (71,43 %) и 29 из 37 их филиалов (78,38 %) имеют признаки неэффективности, тогда как среди медицинских таковых 10,26

о

%, среди гуманитарных - 42,86 %.» .

На начало 2014 года в России выпускают около 100 тысяч педагогов с высшим образованием. 40 тысяч выходят и колледжей со средне специальным образованием. По данным последних соцопросов, только 10% выпускников9 (Российская газета. 16 января 2014 года) ВУЗов готовы после окончания пойти работать в школу. 80% абитуриентов педвузов признались, что идут учиться в институт только ради диплома о высшем образовании. Если даже не сомневаться в достоверности этих исследований (сомнения есть, и они подтверждаются исследованиями, проведенными в ряде педвузов ЮФО), все равно следует подчеркнуть следующее. В реальности в школу приходит больше чем 10% выпускников. Иначе школы бы давно закрылись из-за отсутствия учителей. При всех недостатках, старые педагогические учебные заведения (несмотря на их «малую эффективность») обладают потенциалом формирования, воспитания, вовлечения в педагогическую профессию.

8 Концепция поддержки развития педагогического образования. М., 2013.

9 Российская газета. 16 января 2014 года.

3. На смену хорошо зарекомендовавшей себя классно-урочной системе организации педагогического труда приходят новые информационные технологии, ориентированные на особенности личности и потребности современного информационного производства. Министерство образования ориентирует организацию и финансирования образовательного процесса на его унификацию, а не индивидуализацию, то связано с нехваткой средств и более упрощенным финансированием. «Школа воспроизведения» (А.А. Вербицкий) движется к «школе понимания» и «школе мышления». Это движение требует креативного, творческого, современного учителя. Важность и ценность такой задачи очевидна, а разговор о технологиях этого процесса лежит за пределами данной статьи.

Подводя итоги, отметим следующее.

Причины невысокой эффективности модернизации педагогического образования, следует искать не только в идеологии реформ образовательной сферы, но и в организационных формах способах ее проведения. Педагогическое сообщество лишено реальной возможности участвовать в выработке стратегических решений.

В последние годы наметились положительные тенденции в педагогической среде. Выросла зарплата, обратили внимание на статус учителя, увеличился конкурс в педагогические учебные заведения СПО и ВПО.

Происходящие изменения в мире и в российском обществе, в системе образования актуализируют поиск ответа на вопрос о ценности системы педагогического образования.

Необходима Концепция развития системы педагогического образования, которая подходит к подготовке педагогических кадров как ценности, без которой система образования и общество не сможет развиваться успешно.

По нашему мнению, не следует результаты деятельности системы подготовки кадров для системы образования оценивать только количеством «трудоустроенных по специальности» кадров, не учитывая сам процесс подготовки, обучения профессиональных педагогов, и систему адаптации молодых начинающих педагогическую деятельность учителей. Не только заработная плата, но престиж учительского труда, достойная оценка его социальной и духовной роли в жизни общества соответствующее место в социальной иерархии общества помогут подготовить креативного учителя способного отвечать на запросы времени. Такие как гуманизация и информатизация ведущие к содержательным и технологическим изменениям в образовании. Гуманистическое мировоззрение абсолютным приоритетом любой общественной системы выдвигает человека как высшую ценность, самоцель и главный источник развития всех социальных институтов. Идущая информационная революция в образовании приводит к серьезным изменениям в классно-урочной системе обучения. А прагматизация к подходу в организации и финансировании оплаты труда исходит из оценки педагогического труда, его эффективности и качества именно из количества отработанных часов в классе или аудитории. Поиск новых систем вознаграждения педагогического труда должен исходить из принципа высокой

его социальной, общественной, государственной ценности, не ущемляя его личностную ценность.

Работодатели должны объединиться и создать структуру которая, создавая многообразие педагогической деятельности сформировать понятную, эффективную систему заинтересованности не только прагматического характера. Идеалисты и аскеты среди педагогов были и будут золотым, креативным, творческим фондом, позволяющим сохранить отношение к образованию как ценности. Решить эту задачу без современной системы педобразования невозможно.

Степанов О.В. Педагогическое образование как ценность в условиях прагматического подхода к его организации и функционированию. В статье рассматривается изменяющаяся система подготовки педагогических кадров для образовательного пространства РФ как ценность и единственная технологическая система, готовящая современных педагогов в условиях модернизации образования.

Ключевые слова: педагогическое образование, ценность образования, система образования, образовательная услуга, образование как общественное благо.

Stepanov O.V. Pedagogical education as a value in terms of pragmatic approach to its organization und functioning. The article concerns the changes in teachers' training system in the education field of the Russian Federation as a value and the unique technological system preparing modern educators in the process of educational modernization.

Key words: pedagogical education, educational value, the education system, educational service, education as a social benefit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.