Научная статья на тему 'Образовательная политика в контексте национальной интеграции России'

Образовательная политика в контексте национальной интеграции России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1379
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / EDUCATIONAL POLICY / EDUCATION SYSTEM / MODERNIZATION OF EDUCATION SYSTEM / NATION-BUILDING / NATIONAL CONSOLIDATION / NATIONAL INTEGRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Степанов Олег Васильевич

В статье проанализирована образовательная политика современной России, направленная на модернизацию системы образования, соотношение целей и задач образовательной политики и решения непростых задач национальной консолидации общества. Делается попытка определения того, что в либерально-рыночных преобразованиях образовательного пространства способствует, а что препятствует национальной интеграции российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational policy in the context of national integration of Russia

The article analyzes the educational policy of modern Russia, aimed at the modernization of the education system, the ratio of the goals and objectives of educational policy and solutions of difficult problems of national consolidation of the society. An attempt to determine what in the liberal market transformations of the educational space helps and what hinders national integration in Russian society is made.

Текст научной работы на тему «Образовательная политика в контексте национальной интеграции России»

УДК 316

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ

Степанов Олег Васильевич

Доктор социологических наук, профессор, директор Донского педагогического колледжа, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected]

В статье проанализирована образовательная политика современной России, направленная на модернизацию системы образования, соотношение целей и задач образовательной политики и решения непростых задач национальной консолидации общества. Делается попытка определения того, что в либерально-рыночных преобразованиях образовательного пространства способствует, а что препятствует национальной интеграции российского общества.

EDUCATIONAL POLICY IN THE CONTEXT OF NATIONAL INTEGRATION

OF RUSSIA

Stepanov Oleg V.

Doctor of Sociological Sciences, Professor, Principal of Don Teacher Training College, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]

The article analyzes the educational policy of modern Russia, aimed at the modernization of the education system, the ratio of the goals and objectives of educational policy and solutions of difficult problems of national consolidation of the society. An attempt to determine what in the liberal market transformations of the educational space helps and what hinders national integration in Russian society is made.

Ключевые слова: образовательная политика, система образования, модернизация системы образования, нациестроительство, национальная консолидация, национальная интеграция.

Keywords: educational policy, education system, modernization of education system, nation-building, national consolidation, national integration.

Консолидация социальных, экономических и духовных ресурсов российского общества на сохранение ее национальной идентичности после разрушительных и плачевных реформаций Ельцина - Горбачева одна из актуальных проблем современной России. Сможет ли современная система образования, модернизирующаяся на либеральных ос-

нованиях и принципах, постепенно переходящая от отношения к образованию как общественному благу к превращению его в рыночную услугу, обеспечить эффективность и безопасность процессов национальной интеграции, защиту интересов Российского государства и его граждан - вопрос не столько теоретический, сколько практический [7].

Образование, основной функцией которого является социализация всех поколений общества, - один из базовых институтов современного общества. Помимо общекультурной и профессиональной функции, образование - ничем не заменимый канал распределения социальных статусов и социальной мобильности. В современных обществах именно институт образования отвечает за духовное воспроизводство общества, его национальной интеграции.

Роль образования на современном этапе развития нашей страны определяется задачами строительства России как демократического, правового, социального, светского и федеративного государства с современной рыночной экономикой. Немаловажен фактор преодоления опасности накапливающегося отставания России от мировых тенденций развития. Отставание резко усилилось после проведения рыночно-либеральных преобразований 90-х. Создание эффективной модели национальной консолидации и социальной интеграции общества невозможно без качественного обучения и воспитания и соответствующей целям и задачам развития общества образовательной политики.

В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и социально-политических, культурных и духовных качеств общества и человека. Российская система образования способна конкурировать с образовательными системами передовых стран. Преимущества советской системы утратились в годы рыночных преобразований, а пользующаяся широкой поддержкой всех слоев общества общенациональная политика в сфере образования все еще формируется.

ФЗ РФ «Об образовании в РФ» определяет «образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства...» (ст. 2) и выделяет «основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» (ст. 3). Среди них подчеркнем следующие - «признание приоритетности образования; обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; гуманистический характер образования. единство образовательного пространства на территории РФ, защита и раз-

витие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства; светский характер образования.». Несомненно, признание образования общественным благом и ориентация образовательной политики на названные принципы будут способствовать развитию системы образования, отвечающей актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства, национальной консолидации. К сожалению, практика реализации образовательной политики в России свидетельствует о том, что мы все в большей степени следуем по пути превращения образования в рыночную услугу.

Мы исходим из того, что образовательная политика должна исходить из восстановления государством ответственности и активной роли в образовании, проведении модернизации, превращающей образование в современную отрасль, выполняющую функцию общественного блага, а не рыночной услуги. Для этого требуются выделение (перераспределение) необходимых ресурсов и создание общественных механизмов их эффективного использования. Частный капитал показал свое безразличие, нежелание и неэффективность в решении сколь мало значимых проблем обучения и воспитания.

Под образовательной политикой понимается важнейшая составляющая социальной политики государства. Это инструмент общества по обеспечению фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социального, экономического, культурного, духовного, национального, научно-технического и т.д. развития общества. Образовательная политика призвана устанавливать на основе общественного согласия цели и задачи развития образования и создавать механизмы (организационные, финансовые, правовые, кадровые и др.) проведения этой политики в жизнь путем согласованных действий всех социальных институтов общества.

Государственное регулирование, образовательная политика в сфере массового образования исторически возникли относительно недавно. Не сразу образование стало общедоступным. В первой половине ХХ в. даже в наиболее развитых странах начальное, среднее и особенно высшее образование было в определенной степени привилегией. В СССР начальное образование общедоступным и обязательным стало уже в 30-х гг. В конце ХХ - начале XXI в. в наиболее развитых странах образование является правом и обязанностью, достаточно доступным во многом благодаря образовательной политике государства в этой сфере.

В статье «Образовательная политика и национальная безопасность», опубликованной в журнале «Гуманитарий Юга России» в 2015 г., автором и С.И. Самыгиным рассмотрены основные модели отношений государства и общества к образованию и специфика российской системы образования, которая отошла от советской модели, но сохранила многие ее черты.

Специфика российской системы образования накладывает на государство особую ответственность за её развитие и предопределяет необходимость выработки государственной политики в сфере образования, разработки правовых основ регулирования образовательной деятельности. В Российской Федерации приняты соответствующие документы, наиболее важными из которых является ФЗ «Об образовании в РФ» (2012) и Национальная доктрина образования в Российской Федерации (2000), которая должна действовать до 2025 г.

Согласно Национальной доктрине, государство берет на себя:

• реализацию конституционного права и равные изначальные возможности на получение бесплатного образования высокого качества;

• сохранение и развитие единого образовательного пространства России;

• формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства; условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и целый ряд других обязательств [5].

Среди стратегических целей в Национальной доктрине образования названы «преодоление социально-экономического и духовного кризиса и обеспечение национальной безопасности». По нашему мнению, названные основания национальной доктрины образования позволяют понять роль образования и образовательной политики в решении проблем формирования национальной интеграции [8].

Процесс интеграции нации в единое целое, способное идентифицировать себя, - один из самых проблематичных и болезненных процессов в мире, особенно для полиэтнических и многоконфессиональных стран, находящихся под давлением внутренних противоречий и попыток внешнего давления. Россия исторически сформировалась как полиэтническое государство, поэтому проблема формирования его гражданского самосознания, поиск моделей национальной идентичности были актуальны во все времена.

Формирование наций во всем мире, к сожалению, сопровождается пролитием огромного количества крови, исчезновением народов, языков, культур. После распада СССР и рыночно ориентированных реформ страна не может выработать эффективную политику национальной и социальной интеграции. В этой связи стратегия формирования общероссийской идентичности и национального единения становится актуальной задачей для государства и общества, теории и практики государственного строительства.

За годы существования либеральной российской государственности не была сформирована концепция по формированию российской идентичности. Рынок эту проблему сам не разрешил, на государственном уровне она не решалась. Можно сказать, что с декабря 2011 г. этой проблемой начали заниматься на государственном уровне. Была сформирована концепция федеральной целевой программы под названием «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», образован Совет по межнациональным отношениям при Президенте РФ (Указ Президента РФ от 05.06.2012 № 776 «О Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям»), разработана Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г., которая утверждена указом Президента Российской Федерации 19 декабря 2012 г.

Можно предположить, что образовательная политика и национальная интеграция государства должны строиться на одной идеологической основе, на одной парадигме, принципах, исходить из общих целей, ценностей [9]. Однако Конституция РФ (ст. 13) запрещает нам иметь государственную идеологию, поэтому единое государство существует в условиях нескольких идеологических платформ. Несколько идеологических направлений спорят о том, какие принципы должны быть в основании образовательной политики и национальной интеграции современной России. Сам по себе возникает вопрос, насколько такое состояние «полиидеологичности» способствует процессу национальной консолидации. Отсутствие национальной идеи в процессе формирования национальной интеграции и идентичности для России является большей преградой, чем научно-техническое отставание. Отсутствие «смысла» сильнее тормозит национальное единение, чем отставание в производстве массового ширпотреба, даже высококачественного. Иными словами, формирование образовательной политики упирается в необходимость рождения национальной идеи и национальной идеологии.

А.В. Лубский говорит о реализации двух идеологических концепций решения проблем этнокультурной диверсификации в полиэт-ничном сообществе: концепций либерализации и этнизации полиэтнических сообществ [4, с. 178].

Среди основных принципов национальной интеграции выделяют также следующие: формирование нации на основе политики мульти-культурализма, на основе гражданской нации либо на базе доминирующего этноса страны, способного сплотить другие этносы вокруг себя.

Современное российское общество раскалывают противоречия. Социальные, политические, этнокультурные, мировоззренческие интересы различных слоев общества разрушают сложившиеся связи и ведут нацию к дезинтеграции. Причины усматриваются как во внешних, так и во внутренних факторах [6]. Разрешение этих противоречий, поиск нахождения общих интересов требуют комплексных мер со стороны общества и государства, всех его институтов. Особое внимание - к образовательному пространству, способному как интегрировать, так и дезинтегрировать общество.

Как бы ни ругали советскую систему образования наши либеральные друзья и советчики (за суперидеологизированность, единооб-разность, централизованную регуляцию, несвободу и т.д.), образовательная политика СССР позволяла создать образовательную систему, нивелировавшую целый ряд социальных проблем, в том числе этнокультурных, формировать советскую идентичность.

Образование в условиях рыночного общества (капитализма) склонно скатываться в торговое русло, несмотря на конституционные и правовые преграды, объявляющие государство социальным [10]. Образовательная политика России должна строиться с учетом отношения к образованию как общественному благу, что на словах закреплено в законе «Об образовании» и реальной практикой, превращающей образование в услугу, а учителя - в торговца обучением и воспитанием в соответствии с ФГОСом. Образовательная политика, исходящая из узкоэкономических ориентиров и показателей, вырабатывает только временные прагматические ожидания и имитацию модернизационных процессов в системе образования [11]. Неэффективность образовательной системы является следствием институциональных стратегий, формирующихся ложными установками на превращение образовательного процесса в рыночную услугу.

В процессе формирования образовательной политики, отвечающей социально-политическим, этнокультурным интересам россиян,

важно учитывать отставание от прослеживаемого формирования в обществе запроса на креативность. Игнорируются интересы групп, ориентированных на творческий подход, ценности самореализации и компетентности. Российская образовательная система, несмотря на дифференциацию образовательных услуг и провозглашение личностно ориентированной модели, исходит из схемы «пакетного» образования, накопления знаний, ориентирована на количественные показатели (количество учащихся, студентов, выпускников, распределение, набор и т.д.), приравнивает педагогов к субъектам рыночной экономики, использует критерии занятости и эффективности в ущерб креативному, творческому компоненту образовательной деятельности.

«Концентрация внимания на доступности или качественности образования будет обоснованной, если модернизация сопровождается интегрированием передовых научных исследований образовательных программ, созданием условий академической мобильности акторов образования, - полагает Ю.Г. Волков. - Создание таких условий важно не столько для позиционирования России на рынке образовательных услуг, сколько для перспективы креативного общества» [2, с. 20].

Чтобы не оказаться в положении догоняющих или конкурирующих по критерию дешевизны образовательных услуг, важно переориентировать образовательную систему на доступность качественного образования, что подразумевает культивирование творчества, реализацию равенства возможностей в образовательной системе. Образовательная практика всех уровней управления образованием должна при оценивании результатов образовательной деятельности исходить из социально-инновационной проективности, появления новых идей, социальных и культурных форм в мышлении и деятельности.

Методологически целесообразным представляется выявить точки инновационного роста, структуры креативности в образовательном пространстве. Неверно воспринимать простое расширение номенклатуры специальностей, переход на двухступенчатую систему обучения как достижение креативности образовательной системы.

Креативный класс - социальная основа консолидации современного общества. Согласимся с Ю.Г. Волковым: «Образовательная система в ее нынешнем состоянии далека от реализации креативного проекта, от перехода к системе формирования и развития креативных знаний, навыков, качеств. В массовых практиках акторов образования преобладает установка на адаптивность, получение диплома, социальную номинацию. Не созданы условия институционализации креативной среды, что связано с применением административно-

организационных методов решения проблем образования, с технократическим видением его перспектив, с завышенной оценкой рыночных оптимальных сценариев» [2, с. 22].

«Национальная интеграция» - комплексное понятие, охватывающее систему принципов и планируемых мер по созданию и обеспечению защиты интересов нации. Понимание национальной интеграции общества сегодня включает в себя многочисленные составляющие, в том числе обеспечение высокого уровня и качества жизни граждан, защиту их прав и свобод и т.д.

Государство, пытающееся проводить политику национальной интеграции, конструировать национальную идентичность для поддержания социального равновесия, символов государственной власти, ослабления политических оппонентов, изоляции радикализма, экстремизма и терроризма, не может игнорировать процесс накопления социального капитала. А формирование социального капитала без образования - процесс немыслимый. «Идентичность в обществе поддерживается наработанным социальным капиталом, - подчеркивает М.К. Горшков, - взаимосвязями, способствующими сохранению механизма социального воспроизводства, возможностями конвертировать социальный капитал в экономический и неэкономический капиталы» [3, с. 21].

Преодоление кризиса национальной идентичности, поиск модели национальной интеграции общества возможны посредством развития социального капитала. Накопление социального капитала - функция образования (воспитания и обучения). Поэтому эффективным ответом на глобальный и региональный вызовы поиска решения проблемы национальной интеграции можно рассматривать проведение образовательной политики, отвечающей интересам государства и общества.

России, пережившей удар от более разрушительных, чем созидательных реформ и рыночных преобразований, несомненно, затронувших основы системы образования, воспитания, социализации всех слоев общества, предстоит извлечь уроки и сделать правильные выводы. Во-первых, сохранение и воссоздание национальной интеграции, национально-государственной идентичности должны сформироваться в сознании граждан, относящихся к многочисленным социальным слоям, группам, стратам российского общества, что во многом происходит по каналам образования. К сожалению, «содержание конституционного определения России как социального государства остается неясным.... В результате граждане страны, по сути дела, лишены важнейшего ориентира, а именно понимания того, каким станет общест-

венное устройство Российской Федерации в результате проводимых реформ и что это даст народу» [3, с. 23].

Во-вторых, строить образовательную политику в условиях отсутствия понимания обществом и его элитой перспективных целей преобразований, отсутствия национальной идеи (смысла преобразований и связанных с ними бед) затруднительно и до известной степени бесперспективно. На словах, в документах, правовых актах наличествуют социальная ответственность социального государства, отношение к образованию как общественному благу, а на практике формируется отношение к образованию как рыночной услуге, доступ к качественному образованию становится привилегией богатых и политической элиты.

Национальная политика, национальная интеграция, социальная и образовательная политика, не подменяя друг друга, тесно переплетаются. Национальная интеграция является стратегической целью национальной и образовательной политики государства. Естественно, экономическая и социальная политика правительства РФ также должны служить достижению данной цели. Однако образовательная политика занимает особое положение. «Сохранение национальной самобытности без "выпадения" из общего пространства, т.е. сочетание локальной этнической и глобальной цивилизационной идентичности, -вызов к современной системе образования. Формирование идентичности может быть названо ключевой целью образования, а сама идентичность - ключевой компетентностью, достигаемой в результате образования» [1]. Реализация процесса национальной интеграции позволит всем народам и социальным группам объединить интеллектуальные и материальные резервы и ресурсы, выступать как единое целое в решении внутренних и международных проблем.

Национальная интеграция, формируемая в системе образования, должна стать для всех россиян не просто политическим лозунгом. Это цель, наполненная глубоким и конкретным, теоретическим и практическим смыслом. Социальная и политическая модернизация жизни населения огромной многонациональной страны, повышение качества и уровня жизни всех социальных слоев, создание в стране атмосферы сотрудничества и доверия граждан к своему государству и друг к другу вне зависимости от этнической, конфессиональной и социальной принадлежности становятся и основанием, и итогом национальной ин-

А __^ ^ с

теграции. А также определяет миссию российской национальной элиты, как финансовой, так и интеллектуальной.

Национальная интеграция предполагает грамотное и комплексное применение государственной политики - экономической, культур-

ной, социальной, правоохранительной, межнациональной, научно-технической, образовательной.

Государственная образовательная политика в самом общем виде представляет собой многостороннюю деятельность государственных органов по обеспечению функционирования, развития (модернизации) и сохранения национальной системы образования.

Образовательная политика характеризуется различными аспектами и элементами, взаимосвязями и взаимовлиянием. Ее нельзя сводить к управленческой деятельности органов управления образованием. Образовательная политика складывается из идеологических и философских, политических и социальных, социально-психологических, правовых и моральных, конфессиональных и этнических, организационно-управленческих, материально-технических и финансово-экономических составляющих.

Образовательная политика осуществляется в условиях, когда изменились все субъекты образовательных отношений, педагогического процесса, всех составляющих политики: новый учащийся, учитель, родители, управленцы системы образования, общественность и работодатели.

В первую очередь речь идет, что вполне объяснимо, об обеспечении конкурентоспособности страны в области образования, науки и технологий. Российское общество и российская экономика сегодня являются зависимыми от импорта идей и технологий, что, естественно, ставит под угрозу технологическую безопасность и национальный суверенитет. Образование в данном ключе является инструментом подготовки кадров для научно-технической деятельности. Это - одна из важных функций образования, но не единственно важная.

Национальная культура - базовый фактор выживания общества. Безопасность культурного пространства народа, страны, государства во многом зависит от статуса, положения и самочувствия учителя, преподавателя, воспитателя. К сожалению, учительство находится в состоянии социальной незащищенности, оно стало жертвой либеральной модернизации образования. Естественно, образовательная политика, не способная повысить статус и престиж учителя, обречена на неудачу.

Учительство современной России одновременно является и тормозом модернизационных процессов, и творческим генератором нового. Двойственность заключается в социальном положении, статусе, престижности учительского труда. Развитие общества невозможно без

развития системы образования, а развитие образования предполагает повышение социального статуса учительства и его защищенность.

Выводы

Значимость, высокая ценность системы образования и соответствующей ее развитию образовательной политики в воспроизводстве настоящего и производстве будущего никем не оспариваются. Также нет необходимости доказывать, что образовательная система нуждается в обновлении, согласовании с запросами полиэтничного, многоконфессионального общества, что требует удовлетворения различных образовательных стратегий. Существующая до сих пор система инерционна, основывается на заслугах и достижениях советского периода, социокультурном и профессиональном опыте старших поколений.

В процессе национальной интеграции образовательная политика по модернизации образования должна избегать крайностей, не заниматься реконструкцией «славного прошлого» и не создавать заново систему образования, явно скопированную с зарубежных и нелучших образцов. Развитие образования, соответствующего задачам единения нации, предполагает нахождение варианта, включающего культурно-историческое наследие и обращенного к приоритетным целям развития общества, государства, нации и личности.

Модернизация образования требует не просто нового прочтения прошлого, а определения социальных и культурных смыслов в современном российском обществе.

Выстраивая образовательную политику, в соответствии с задачами национальной интеграции российского общества, государство должно учитывать вызовы национальным интересам. Причем, как нам представляется, приоритет должен принадлежать проблеме своеобразного переформатирования отечественной культуры, хотя традиционно считается, что угрозы формирования национальной интеграции и безопасности страны исходят, прежде всего, из внешнего окружения. Внешние угрозы существуют, но уязвимость перед ними практически всегда следствие внутренней слабости.

Доступность, качество, эффективность - важнейшие составляющие образовательной политики современного государства. Эффективность государственной политики следует рассматривать сквозь призму создания успешной модели национальной интеграции и консолидации.

Национальная интеграция - это сложный многоаспектный процесс, затрагивающий не только социально-экономические сферы жизнедеятельности россиян, но и исторически сложившиеся, глубинные проблемы взаимодействия культур, обычаев и верований на террито-

рии нашей страны. Национальная интеграция и политика (в том числе образовательная) опираются на национальную идею. Отсутствие национальной идеологии в национальных интеграционных процессах для России является большей преградой, чем технологическое или научно-техническое отставание.

Литература

1. Брызгалина Е. Культурная идентичность и образование в течение жизни: социально-философские аспекты // Материалы XII Междунар. Лихачевских науч. чтений. СПб., 2012. Т. 1. С. 481-483.

2. Волков Ю.Г. Учительство как креативный класс российского общества // Модернизация педагогического образования: традиции, инновации, перспективы. Ростов н/Д., 2012. 496 с.

3. Горшков М.К. Роль государства в сохранении и развитии национальной и гражданской идентичности и укреплении доверия в контексте глобальных процессов // Гуманитарий Юга России. 2013. № 3.

4. Лубский А.В. Методология региональных социально-гуманитарных исследований : учеб. пособие для аспирантов, молодых ученых и магистров. Ростов н/Д., 2009. 238 с.

5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://sinncom.ru/ con-tent/reforma/index5.html (дата обращения: 10.02.2016).

6. Кара-Мурза С., Куропаткина О. Проблемы нациестроительства в современной России. М., 2014. 408 с.

7. Лубский А.В. Россия: в поисках модели национальной интеграции // Межэтнические отношения и национальная политика в современной России : материалы Всерос. науч. конф. Ростов н/Д., 2015. С. 71-76.

8. Lubsky A.V., Lurje A.G., Popov A.V., Serikova I.B., Zagutin D.S. Russia in Search of National Integration Model // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, № 4, suppl. 4. P. 209-214.

9. Волков Ю.Г. Идеология в жизни современного российского общества //

References

1. Bryzgalina E. Kul'turnaya identich-nost' i obrazovanie v techenie zhizni: so-cial'no-filosofskie aspekty // Materialy XII Mezhdunar. Lihachevskikh nauch. chteniy. SPb., 2012. T. 1. S. 481-483.

2. Volkov Yu.G. Uchitel'stvo kak kreativ-nyy klass Rossiyskogo obshchestva // Moder-nizaciya pedagogicheskogo obrazovaniya: tradicii, innovacii, perspektivy. Rostov n/D., 2012. 496 s.

3. Gorshkov M.K. Rol' gosudarstva v sokhranenii i razvitii nacional'noy i grazh-danskoy identichnosti i ukreplenii doveriya v kontekste global'nykh processov // Gumanita-riy Yuga Rossii. 2013. № 3.

4. Lubskiy A.V.Metodologiya region-al'nykh social'no-gumanitarnykh issledova-niy : ucheb. posobie dlya aspirantov, molo-dykh uchenykh i magistrov Rostov n/D., 2009. 238 s.

5. Nacional'naya doktrina obrazovaniya v Rossiyskoy Federacii. URL: http://sinncom.ru/content/reforma/ in-dex5.html (data obrashcheniya: 10.02.2016).

6. Kara-Murza S., Kuropatkina O. Prob-lemy naciestroitel'stva v sovremennoy Rossii. M., 2014. 408 s.

7. Lubskiy A.V. Rossiya: v poiskakh modeli nacional'noy integracii // Mezhyetni-cheskie otnosheniya i nacional'naya politika v sovremennoy Rossii : materialy Vseros. nauch. konf. Rostov n/D., 2015. S. 71-76.

8. Lubsky A.V., Lurye A.G., Popov A.V., Serikova I.B., Zagutin D.S. Russia in Search of National Integration Model // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, № 4, suppl. 4. P. 209-214.

9. Volkov Yu.G. Ideologiya v zhizni so-vremennogo rossiyskogo obshchestva // So-

Социально-гуманитарные знания. 1999. № 6. С. 3-16.

10. Воденко К.В. Институциональные аспекты взаимодействия субъектов социально-трудовых отношений и развитие системы современного высшего образования в России // Гуманитарий Юга России. 2016. № 2. С. 66-77.

11. Воденко К.В., Черных С.С. Диверсификация роли института высшего образования в процессе воспроизводства и концентрации социального капитала // Гуманитарий Юга России. 2015. № 4. С. 165-172.

cial'no-gumanitarnye znaniya. 1999. № 6. S. 3-16.

10. Vodenko K.V.Institucional'nye aspekty vzaimodeystviya sub'ektov social'no-trudovykh otnosheniy i razvitie sistemy sovremennogo vysshego obrazovaniya v Rossii // Gumanitariy Yuga Rossii. 2016. № 2. S. 66-77.

11. Vodenko K.V., Chernykh S.S. Diversi-fikaciya roli instituta vysshego obrazovaniya v processe vosproizvodstva i koncentracii so-cial'nogo kapitala // Gumanitariy Yuga Rossii. 2015. № 4. S. 165-172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.