УДК 323
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В РОССИЙСКОМ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
В.В. Огнева
Одной из актуальных для современной России проблем является эффективность государственной национальной политики, обеспечивающей устойчивое, поступательное развитие общества и государства. В данной связи в статье актуализируется задача исследования политического дискурса по вопросам сущностных и содержательных аспектов национальной политики и рационального управления национальными процессами в современной России. Делается вывод, что национальная политика носит интегральный характер; она тесным образом сопряжена с экономической, социальной, демографической, другими видами государственной политики. В ней находят адекватное отражение конфессиональная специфика, характер национальной психологии, обычаи и традиции той или иной нации. Это важно учитывать при принятии политических решений в данной сфере общественных отношений, в особенности в России. Обосновываются также принципиальные основания государственного подхода к реализации национальной политики, формированию и укреплению общегражданской (российской) нации, важности взаимодействия федеральных, региональных, муниципальных органов власти и общественных организаций в данном процессе. Формулируются конкретные предложения по совершенствованию государственной национальной политики.
Ключевые слова: национальные отношения, государственная национальная политика, общегражданская идентичность, социальное управление национальными процессами.
Национальная политика представляет собой важнейшую составную часть деятельности государства. Ее можно определить как комплекс мер, направленных на учет и реализацию интересов различных этнических групп. Структурно государственная национальная политика включает многообразие межэтнических отношений; систему целей, задач, принципов, функций, основных приоритетов; совокупность форм, методов и средств реализации; критерии эффективности.
Эта политика, как справедливо замечает Г.Т. Тавадов, в зависимости от типа общества, может различаться по цели, содержанию, направленности, формам и методам осуществления и результатам [1, с. 323]. Основной целью государственной национальной политики в демократическом обществе является обеспечение необходимых условий (экономических, правовых, духовных) для полноправного социального и национально-культурного развития народов, национальная консолидация, межэтническая интеграция. В иных условиях в качестве цели национальной политики выступает национальное обособление.
По содержанию национальная политика бывает гуманистической и антигуманной, прогрессивной и регрессивной, либеральной и консервативной. В зависимости от этого варьируются разнообразные формы и методы ее осуществления. К ним относятся, в частности, сотрудничество, взаимопомощь, заинтересованное содействие, кооперация. В странах с недемократическими ре-
жимами основным способом проведения в жизнь национальной политики является подавление национальных интересов, в т.ч. в самых крайних формах (репрессии, этнические чистки и проч.).
Результат национальной политики выражается в согласии, сотрудничестве, дружбе этносов либо напряженности, конфликтности, недоверии между этническими общностями. Задача государства состоит в поиске и реализации наиболее благоприятных вариантов взаимодействия субъектов межнациональных отношений, что крайне необходимо для достижения социально-политической стабильности общества.
Следует иметь в виду, что национальная политика носит интегральный характер; она тесным образом сопряжена с экономической, социальной, демографической, с другими видами государственной политики. В ней находят адекватное отражение конфессиональная специфика, характер национальной психологии, обычаи и традиции той или иной нации. Это важно учитывать при принятии политических решений в данной сфере общественных отношений, в особенности в России.
В силу того, что межэтническое взаимодействие охватывает всю сферу общественных отношений, национальная политика в современной России обладает многоаспектной направленностью и имеет несколько измерений: идеологическое (формирование общероссийской гражданской идентичности при сохранении и развитии этнокультурного многообразия), институциональное (выстраивание системы государственного управления, выработка механизмов взаимодействия с институтами гражданского общества), инструментальное (нормативно-правовая основа) и ресурсное (финансовое обеспечение, кадровый потенциал).
Как известно, Стратегия национальной политики артикулирует главной целью упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации). При этом новая идеология общегражданского нациестроительства ни в коей мере не предполагает растворение этнических групп в некой монокультурной общности под названием «российская нация». Последняя мыслится как согражданство, как форма надэтнической гражданской идентичности россиян, представляющих вместе по общему историческому и культурному наследию российский народ, многообразный, но в то же время единый. Иначе говоря, понимание, что гражданская идентичность должна быть базовой у граждан России, не означает отмены других самоидентификаций. В этом заключается мощный потенциал общегражданской солидарности.
Проблема состоит в том, что ни в научной литературе, ни тем более в массовом сознании нет четкого представления, что есть общегражданская идентичность. Большинство полагает, что это просто отождествление себя с живущими в стране. В свое время И.А. Ильин рассматривал гражданскую нацию как общенациональное братство, всенациональное сотрудничество народов страны в русской культуре, их соучастие в общей гражданско-политической жизни [2, с. 53]. Современные политологические концепции
трактуют интересующее нас понятие как лояльность к государству, власти и элитам (Д. Ростоу, А. Железняков) [3; 4]. Известные социологи интерпретируют общегражданскую идентичность как солидарность с народом и лояльность к государственной власти (В.А. Тишков) [5, с. 163; 6, с. 22, 64-66] и вкладывают в нее деятельностный компонент ответственности за дела страны (Л.М. Дроби-жева) [7]. Российскость как идентичность, замечает В.А. Тишков, не результат внутренней унификации, а естественное наложение на множество этнокультурных различий. И это действительно так: наше общество в силу своей полиэт-ничности наполнено традиционными многовековыми связями (опыт совместного проживания, межнациональные браки и др.) и гражданские связи не вытесняют, а естественным образом накладываются на них. Если исходить из того, что гражданская идентичность - это, прежде всего, не только осознание себя гражданином страны, но и представление о Родине, готовность действовать во имя ее интересов [8], то тогда становится важным формирование знания о принадлежности к общегражданской нации, ее ценностном восприятии.
Значимыми факторами коллективной субъектности общегражданской общности выступают, во-первых, общее историческое прошлое народов, запечатленное в исторических событиях, фактах, символах и таким образом легитимирующим нацию; во-вторых, общая культура (правовая, духовная, политическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, в-третьих, общий язык как средство коммуникации и условие выработки общих ценностей и смыслов. Другой значимый индикатор общегражданской идентичности - это общеразделяемые ценности и доверие к власти. Общие ценности - это соблюдение прав человека и гражданина, уважение достоинства людей независимо от их национальности и конфессиональной принадлежности, равенство перед законом. Все это гарантирует Конституция. Должны и могут быть предложены другие общезначимые ценности.
В национальной политике большое значение имеет фактор управляемости. При этом обращается внимание не только на регулирование идентификации. Требуется оптимальное воздействие на ареал расселения этносов, воздействие на их динамику, количественные и качественные характеристики, распределение властных полномочий. Важно и то, как проявляют себя общеэтнические символы и знаки единства, в какой степени развиваются и совершенствуются новые коммуникационные связи.
В последнее время активно обсуждается идея принятия закона об основах национальной политики в современной России. Идея представляется здравой и она должна быть понята обществом адекватно. Речь не идет о том, чтобы прописать требования к гражданам, которым они должны соответствовать. Речь идет об определении общих ценностей и традиций, на которых зиждется наша российская история и государство, об обеспечении его единства, что является одной из приоритетных задач не только государственного развития, но и национальной безопасности. Речь идет о том, что нам надо юридически закрепить определение нации, ее права и статус, по-
ставить задачу формирования высокого гражданского сознания среди населения.
Все это требует более эффективной государственной национальной политики. Во-первых, опросы общественного мнения показывают, что положение дел в данной сфере нельзя назвать удовлетворительным, а при отсутствии чётких ориентиров развития национальной политики можно ожидать серьёзной дестабилизации ситуации на разных уровнях. Во-вторых, в силу слабости муниципальных институтов мы не можем гарантировать, что они способны эффективно реализовать потенциал государственной национальной политики на местах, непосредственно сталкиваясь с конкретными проблемами. В-третьих, Стратегия государственной национальной политики начнёт работать в полную силу только тогда, когда она будет востребована в регионах и на местном уровне, станет реальным руководством к действию, кропотливой, системной работой по укреплению межнационального согласия [9].
Сравнительно небольшой по времени опыт реализации государственной национальной политики в Российской Федерации, инициированной Указами Президента России В.В.Путина от 7 мая 2012 года № 602 «Об обеспечении межнационального согласия» [10] и №1666 от 19 декабря 2012 года «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [11], позволяет констатировать следующее:
1. Перевод государственной национальной политики под прямое подчинение Президента России позволил создать стройную систему по реализации целей и задач государственной национальной политики, ее нормативно-правовому регулированию и осуществлению мер, направленных на укрепление единства многонационального народа, на обеспечение межнационального согласия, этнокультурного развития народов России, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов. Сегодня главными элементами системы управления национальными процессами выступают Президентский совет по межнациональным отношениям, профильные подразделения Администрации Президента и Правительства Российской Федерации, Федеральное агентство по делам национальностей, на региональном уровне уполномоченные органы власти - консультативные советы по межнациональным и межконфессиональным отношениям, объединяющие национальные культурные автономии и институты гражданского общества, что позволяет регулировать практически весь комплекс направлений деятельности государства в данной сфере.
2. Следующим шагом явилось полноценное вовлечение органов местного самоуправления к выработке практических мер в области межнациональных отношений и ответственности за состояние в этой сфере [12].
3. Утверждена государственная программа «Реализация государственной национальной политики», федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (на 2014 - 2020 годы)» [13], позволившие федеральному центру совместно с субъектами Российской Федерации начать работу по наполнению региональных программ
конкретными мероприятиями и, что особенно важно, профинансировать их из федерального бюджета.
Вместе с тем представляется логичным в рамках федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (на 2014 - 2020 годы)»:
- создать региональные центры оперативного реагирования на конфликтные и предконфликтные ситуации в регионах, в которые должны входить са11-центры, телефоны доверия и службы спасения (112);
- существенную роль отводить взаимодействию с институтами гражданского общества, общественными организациями, некоммерческими объединениями для активного вовлечения в их работу межведомственных комиссий при главах субъектов Российской Федерации;
- разработать критерии качественного содержания и исполнения программ в субъектах Российской Федерации в сфере государственной национальной политики с учётом принятой Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [14] и возможностью комплексного решения проблем миграционной и национальной политики.
Задача государства и общества в рамках государственной национальной политики лежит в повышении общей культуры в обществе, в воспитании традиций взаимного уважения и веротерпимости, патриотизма и бескорыстного служения Отечеству. Воплотить эту формулу можно только через образование, воспитание и просвещение всех слоёв населения.
Требуется постоянный мониторинг за состоянием этнополитической стабильности и раннего предупреждения конфликтов. Это связано с тем, что в России, прежде всего в крупных городских центрах, имеют место проявления экстремизма, агрессивности, бытовой ксенофобии, что препятствует утверждению общероссийской идентичности.
На наш взгляд, требуется активная грантовая поддержка на федеральном уровне медийных проектов, направленных на укрепление гражданского единства, создание специализированных рубрик и тематических передач на телевидении и радио, направленных на формирование в молодёжной среде системного представления об этнокультурном разнообразии Российской Федерации.
Вопросы совершенствования государственной национальной политики возможно эффективно решать лишь объединив усилия федеральных, региональных, муниципальных органов власти и общественных организаций. Это предполагает построение единой по вертикали системы управления национальными процессами в современной России.
Формирование единого подхода к пониманию целей, принципов, задач всеми субъектами реализации государственной национальной политики требует качественного контент-анализа состояния нормативно-правовой основы субъектов федерации, регламентирующей вопросы гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений.
Следует также выстроить межведомственную систему взаимодействия
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальных структур федеральных органов власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по вопросам, связанным с предупреждением конфликтов на межнациональной и межконфессиональной почве, противодействием явлениям религиозного и политического экстремизма.
Список литературы
1. Тавадов Г.Т. Этнология. М.: Проект, 2002. 352 с.
2. Ильин И.А. За национальную Россию // Слово. 1991. № 4. С. 51-55.
3. Ростоу Д. Переходы к демократии: попытка динамической модели // Полис. 1996. № 5. С. 5-15
4. Железняков А.С., Литвинова Т.Н. Россия реформирующаяся. URL: http://knigilib.net/book/479-rossiya-reformiruyushhayasya-sbornik-trudov/21-problema-formirovaniya-rossijskojnbsp-nacionalnoj-identichnosti.html (дата обращения: 20.05.2017).
5. Тишков В.А. Реквием по этносу. М.: Наука, 2003. 544 с.
6. Тишков В.А. Российский народ. История и смысл национального самосознания. М., 2013. 649 с.
7. Дробижева Л.М. Идентичность гражданской нации - это чувство принадлежности к Российскому государству, народу. URL: http : //www. samddn.ru/novosti/novo sti/l-m-drobizheva-identichnost- grazhdanskoy-natsii-eto-chuvstvo-prinadlezhnosti-k-rossiyskomu-gosudarst/ (дата обращения: 20.05.2017).
8. Паин Э.А. Вопросы реализации стратегии государственной национальной политики РФ в системе государственного управления // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2013. № 2. С.31-35.
9. Болотина И.И., Исаева А.Ю. Анализ стратегии государственной национальной политики до 2025 года // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2016. Вып. 1. С. 31-39.
10. Об обеспечении межнационального согласия: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 602 // Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/70170940/ #ixzz4g2t6jpzQ (дата обращения: 20.05.2017).
11. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 // Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/70284810/#ixzz4g2taPtUa (дата обращения: 20.05.2017).
12. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ: принят Государственной Думой 16 сентября 2003 года. URL: http : //www. consulta nt.ru/document/cons doc LAW 44571/ (дата обращения: 20.05.2017).
13. О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы): По-
становление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. № 718. URL: http://government.ru/media/files/41d4862001ad2a4e5359.pdf (дата обращения: 20.05.2017).
14. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.) ГАРАНТ.РУ. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/ #ixzz4g2vrbDc3 (дата обращения: 20.05.2017).
Огнева Валентина Васильевна, д-р. полит. наук, проф., [email protected], Россия, Орел, Среднерусский институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
THE CONCEPT OF STATE NATIONAL POLICY IN THE RUSSIAN SOCIO-POLITICAL DISCOURSE
V.V. Ogneva
One of the topical for modern Russia, the problem is the efficiency of the state national policy, ensuring sustainable, progressive development of society and the state. In this regard, article actualizarea the objective of the study of political discourse on matters essential and substantial aspects of national policy and rational management of national processes in modern Russia. The conclusion is that the national policy is an integral character; it is closely associated with economic, social, demographic, and other types of public policy. There are an adequate reflection of confessional specificity, the nature of national psychology, customs and traditions of a particular nation. It is important to consider when making policy decisions in the field of public relations, especially in Russia. Settle the principled Foundation of the state approach to the implementation of national policies, to build and strengthen the civic (Russian) nation, the importance of interaction between Federal, regional and municipal authorities and public organizations in this process. Formulated specific proposals to improve state e thnic policy.
Key words: national relations, the state national policy, national identity, social management of national processes.
Ogneva Valentina Vasil 'evna, doctor of political sciences, professor, [email protected], Russia, Orel, Central Russian Institute of management of the Russian Presidential Academy of national economy and public administration.