Научная статья на тему 'Педагогическое обоснование социокультурной реабилитации детей-инвалидов'

Педагогическое обоснование социокультурной реабилитации детей-инвалидов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1163
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ИНТЕГРИРОВАННОЕ/ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ИНВАЛИДОВ / DISABLED PEOPLE''S PUBLIC ASSOCIATIONS / DISABLED CHILDREN / SOCIO-CULTURAL REHABILITATION / INTEGRATED AND INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гудина Татьяна Викторовна

Статья посвящена анализу проблем положения детей-инвалидов в социуме и возможности формирования педагогических условий позволяющие скорректировать традиционные взгляды на процесс реабилитации как компенсирующее-развивающую систему не только медико-социального характера. Выявлено, что в создании условий, оптимизирующих процесс социально-культурной реабилитации инвалидов, особая роль принадлежит общественным объединениям ВОИ, ВОС, ВОГ. Рассмотрены возможности и специфика интегрированного/инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic justification of social and cultural rehabilitation of disabled children

This article analyzes the disabled children's problems in society and the possibility of the formation of pedagogic conditions allowing adjusting the traditional views on the rehabilitation process as compensating – to develop a system of not only medical and social character. It was revealed that in creating the conditions for optimizing the process of socio-cultural rehabilitation, a special role is played by voluntary organizations “All-Russia's Society of Disabled People”, “All Russia Association of the Blind”, “All-Russia's Society of Deaf People”. The possibilities and the specific integrated / inclusive education and the education of children with disabilities.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обоснование социокультурной реабилитации детей-инвалидов»

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

УДК 376

Гудина Татьяна Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент Вологодский государственный технический университет

[email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Статья посвящена анализу проблем положения детей-инвалидов в социуме и возможности формирования педагогических условий позволяющие скорректировать традиционные взгляды на процесс реабилитации как компен-сирующее-развивающую систему не только медико-социального характера.

Выявлено, что в создании условий, оптимизирующих процесс социально-культурной реабилитации инвалидов, особая роль принадлежит общественным объединениям ВОИ, ВОС, ВОГ. Рассмотрены возможности и специфика интегрированного/инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: дети-инвалиды, социокультурная реабилитация, интегрированное/инклюзивное образование, общественные объединения инвалидов.

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется существенными структурными изменениями, связанными с глобальными процессами модернизации и имеющими долгосрочный характер. В условиях интенсивных общественных перемен, когда многие из прежних механизмов обеспечения социальной поддержки и защиты населения оказываются малоэффективными, а новые еще не сформированы, обостряются проблемы всех социально незащищенных групп, в том числе и инвалидов.

Масштабность проблемы и необходимость приоритетного решения обусловлены устойчивой тенденцией увеличения доли инвалидов в структуре населения. Существенное снижение, уровня и качества жизни сопровождаются серьезными личностными проблемами, обусловленными дезадаптивностью людей с ограниченными возможностями здоровья в быстро меняющейся социокультурной среде. В связи с этим, современные культурные процессы могут выступить эффективным фактором становления новой системы социальных отношений, утверждения принципов гуманизма и толерантности в общественном сознании россиян.

Успешное осуществление социокультурной реабилитации детей-инвалидов предполагает выполнение ряда необходимых педагогических условий предполагающих:

- преодоление устоявшихся стереотипов и представлений в общественном сознании по отношению к инвалидам как аутсайдерам экономической и культурной жизни;

- информационный PR социально-культурного потенциала инвалидной среды и ее позитивном вкладе в развитие общества;

- реализацию принципов педагогики сотворчества в процессе взаимодействия субъектов педагогического процесса, построения комфортных отношений;

- подготовка квалифицированных специалистов (аниматоров, менеджеров, социальных педагогов, психологов и других), работающих по программам социокультурной реабилитации детей-инвалидов;

- разработку технологий с учетом характера инвалидности индивидуального психолого-педаго-гического сопровождения детей-инвалидов на всех этапах реабилитации и дальнейшей интеграции в общество;

- включение всех членов семьи ребенка-инва-лида в процесс его самореализации в субъективнозначимой культурно-досуговой деятельности;

- научно-методическое сопровождение социокультурной реабилитации на основе теоретического анализа и обобщения педагогического опыта отечественных и зарубежных ученых;

- формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья мотивации на позитивное взаимодействие, преодоление барьеров современной информационно-культурной среды;

- использование потенциала общественных организаций (волонтерства, общественных организаций родителей детей-инвалидов, благотворительных, художественно-творческих, религиозных объединений) для достижения целей социокультурной реабилитации и интеграции;

- оптимизацию социального участия самих инвалидов по улучшению качества жизни на основе освоения социокультурных технологий реализации компенсаторных возможностей организма, ортобиоза и независимого образа жизни;

- создание доступной культурно-досуговой среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- обеспечение необходимого для интеграции в современное общество уровня духовного и интеллектуального развития, укрепления здоровья детей-инвалидов на основе использования социокультурных реабилитационных технологий, включающих:

арттерапию, данстерапию, музыкотерапию, фитотерапию, игротерапию и т.д., что позволит ребен-ку-инвалиду адаптироваться в обществе, переключить жизненные резервы, сконцентрировать внимание на творчестве и, как следствие, минимизировать последствия заболевания;

- разработку и реализацию в государственных и негосударственных учреждениях и общественных организациях специальных развивающих и культурно-досуговых реабилитационных программ.

В России сложилась патерналистская ориентационная политика в отношении инвалидов. Она предполагает признание и укрепление обособленности, специфичности этой категории населения. Ее следствием стали в большей степени сегрегационные, нежели интегративно-адаптационные процессы, и, таким образом, она скорее привела к маргинализации инвалидов, чем к включению их в полноценные социокультурные отношения.

В то же время, патернализм не только не стимулировал активность самих инвалидов, но в значительной мере формировал иждивенческие привычки, мешающие активной культурной социализации и самообеспечению.

Существенным тормозом при решении многих педагогических, психологических, социальных, культурных вопросов является отсутствие полноценной статистической информации о детях-инва-лидах, поскольку в РФ нет единой государственной системы их учета. Органы социальной защиты населения, здравоохранения и народного образования, которые осуществляют социальную реабилитацию, поддержку, лечение, обучение и воспитание детей с умственными и физическими недостатками, не имеют полных статистических данных по всем категориям инвалидности. В результате, неизвестно общее число детей-инвалидов в стране (и в отдельных ее регионах), их возрастно-половой состав, структура имеющихся нарушений в состоянии здоровья, степень и характер отклонений в жизненных и социальных функциях.

Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, не позволяют им выработать активную позицию во взаимодействии с людьми и миром в целом. Многие из них имеют низкий или нестойкий интерес к различным видам деятельности, склонны к отказу от нее из-за неуверенности в собственных силах при необходимости действовать самостоятельно и целенаправленно.

Вместе с тем, потребность инвалидов в самореализации, расширении ее форм и возможностей все более актуализируется, что заставляет скорректировать традиционные взгляды на процесс реабилитации как компенсирующее-развивающую систему не только медико-социального характера.

В создании условий, оптимизирующих процесс социально-культурной реабилитации инвалидов, особая роль принадлежит общественным объеди-

нениям, образуемых по инициативе самих инвалидов и с их участием. Эти объединения к решению жизненно важных проблем людей с ограниченными возможностями здоровья привлекают государственные структуры, общественность, бизнес-структуры. Задачами объединений является помощь инвалидам в области трудоустройства, образования, рекреации, досуга и т.п. За счет собственных средств они развивают производство, ведут жилищное строительство, содержат клубы и Дома культуры, самодеятельные и профессиональные творческие коллективы, санатории и базы отдыха, занимаются просветительской и издательской деятельностью, организуют спортивно-оздоровительную и досуговую деятельность как своих членов, так и иных категорий инвалидов.

В психолого-педагогической работе общественных объединений инвалидов можно выделить следующие направления:

- формирование культуры отношения общества к инвалидам, проблеме инвалидности в целом и к детям-инвалидам в частности, на федеральном, региональном и локальном уровнях;

- организация деятельности инвалидов с учетом их интересов и возможностей;

- оказание социально-психологической, педагогической помощи (индивидуальная и групповая работа психолога, социальное обслуживание на дому, адресная помощь и т.д.);

- освоение и реализация положений концепций независимого образа жизни, ортобиоза, компенсаторных возможностей организма в процессе социокультурной деятельности;

- совершенствование инструментария социально-культурной реабилитации на основе использования современных технологий социально-культурной деятельности.

Важной стороной реабилитации детей-инвали-дов является проблема их образования, неразрывно связанная с созданием специального образования, которое должно строиться на основе программ, учитывающих особенности ограничений по состоянию здоровья для каждого вида заболевания.

В течение XX века складывалась система специальных (коррекционных) образовательных учреждений, которые являются преимущественно школами-интернатами, в СССР и России в них обучалось и обучается подавляющее большинство детей школьного возраста с особыми образовательными потребностями.

В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития.

Действующая система охватывает лишь 50% нуждающихся в таком образовании, что приводит к необходимости более широкого использования возможностей интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для специального образования характерно использование таких понятий как: специальная педагогика, лечебная педагогика, коррекционная педагогика, реабилитационная педагогика, дефектология. За каждым из этих понятий стоит особое содержание. Так термин «специальная педагогика» предполагает специфическое различие типов нарушений в развитии детей и педагогических подходов к ним.

Для более полного понимания специфики организации образования детей-инвалидов следует иметь в виду, что одна часть детей, признаваемых по медицинским показаниям инвалидами, относится к категории детей «с умственными отклонениями в развитии», а другая - не имеет таковых, но признается инвалидами в результате различных соматических заболеваний и травм.

В середине 90-х годов XX века в ведении Министерства образования РФ находились специальные образовательные учреждения для детей-инвалидов; специальные группы в дошкольных учреждениях и спецклассы при образовательных школах; санаторные школы интернаты и санаторно-лесные школы для детей с хроническими заболеваниями; школы при больницах и система обучения на дому [1].

На сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что дети попавшие в систему специального обучения, исключая вспомогательную школу, вынуждены осваивать ту же программу, что и в массовой школе. Однако объем знаний в рамках цензового образования постоянно нарастает, в результате чего его усвоение становится проблемой даже для здорового ребенка.

Создание оптимальной образовательной среды в большей степени занимаются специальные центры-школы реабилитации, в которых каждому ребенку предлагается индивидуальная программа, учитывая особенности заболевания, возможности ребенка, имеющиеся навыки и способности, в ходе реабилитации содержание, формы и методы обучения в определенной мере корректируются. В результате в центре внимания специалистов оказывается не столько сама болезнь, сколько проблема ребенка, процесс формирования и развития его как личности.

Все более распространенным становится взгляд, согласно которому система специального обучения и воспитания, основанная на принципах дифференцированного подхода, не может в полной мере удовлетворить все разнообразие и особенности образовательных потребностей детей-инвалидов.

Начиная с 70-х годов XX века, в США, Швеции, Дании, Великобритании, Франции создается инфраструктура, способствующая беспрепятственной жизнедеятельности инвалидов, получения общего образования совместно с нормально развивающимися сверстниками. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие

несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйн-стриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion) [4]. Мэйнстри-минг предполагает общение учеников-инвалидов со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, архитектурно не приспособленной для них. Включение или инклюзия предполагает реформирование школ и перепланировку учебных и помещений общего пользования, отвечающих нуждам и потребностям всех детей без исключения; совместное обучение детей-инвалидов и здоровых сверстников, но по разным образовательным программам.

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 19801990 годов. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации открылась школа инклюзивного образования «Ковчег» (№ 1321).

Основные доводы сторонников интегрированного/инклюзивного обучения, базируются на реализации равных прав инвалидов во всех областях жизни с целью их социальной адаптации и интеграции в общество. При этом как в области общего образования, так и профессиональной подготовке инвалидов наиболее эффективной считается обучение не в специальных, а в обычных учебных заведениях, которые должны быть оборудованы с учетом особенностей этого контингента. Совместное обучение снимает ряд психологических барьеров, как со стороны инвалидов, так и со стороны здоровых детей, в результате чего ускоряются процессы интеграции в общество.

С целью ликвидации существующей дискриминации в обучении и профессиональной подготовке Всероссийское общество инвалидов (ВОИ) предлагает:

- внести изменения в общую и профессиональную подготовку детей-инвалидов учитывая их физические и психологические особенности развития;

- средние школы-интернаты для инвалидов ориентировать на получение такого образования, которое в максимальной степени облегчает подготовку к поступлению в учебные заведения следующих уровней, включая вузы, либо получение определенной профессии;

- открыть в вузах пансионатные отделения для инвалидов, нуждающихся: в постоянном уходе (с нарушениями опорно-двигательного аппарата); в особых формах обучения (для слепых, глухонемых);

- создать необходимые условия для учебы, включая индивидуальные формы сдачи экзаменов и проведения занятий, прием на подготовительные отделения вузов вне конкурса;

- неработающие инвалиды, обучающиеся в средних специальных и высших учебных заведениях, в случае успешной сдачи зачетов и экзаменов должны иметь право на получение стипендии независимо от формы обучения;

- обучение детей-инвалидов должно проводиться вблизи от мест их постоянного проживания;

- в ПТУ и техникумах-интернатах приоритет следует отдавать направлениям, связанных с овладением интеллектуальных профессий;

- инвалиды должны иметь свободный доступ к получению творческих профессий [5].

Как у специального, так и у интегрированного обучения существуют свои положительные и отрицательные стороны. Например, такие плюсы:

- здоровые дети учатся воспринимать «особых» детей как равноправных членов общества;

- при посещении местной школы ребенок воспитывается в родительской семье;

- в условиях, совместного обучения здоровых детей и инвалидов, формируется более корректное отношение к себе и к окружающим;

- возникающие в ходе общения или обучения трудности ребенок учится преодолевать самостоятельно, овладевая необходимыми жизненными навыками и умениями;

- здоровые дети, общаясь с детьми-инвалидами, учатся взаимопомощи, терпимости, доброте, приобретают качества гуманистического характера.

Также существуют и минусы:

- ребенок-инвалид требует много внимания со стороны учителя, что может отрицательно сказаться на других учащихся;

- явные физические недостатки могут стать объектом насмешек, что плохо отражается на психике ребенка;

- трудности в организации так называемой «без-барьерной среды» (отсутствие пандусов, поручней, подъемников, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т.п.), облегчающей передвижение детей-инвалидов.

Следует подчеркнуть, что специальное образование - динамичная, постоянно изменяющаяся и достаточно противоречивая область знания. Интегрированное/инклюзивное обучение само по себе не цель, а средство развития и нормализации детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом ни в одной стране мира пока не идет речь о сплошной интеграции образования.

Рассматривая возможности перехода к интегрированному/инклюзивному обучению, нужно иметь в виду, что шведско-американская модель не может быть полностью использована, так как в России сложилась собственная система специального образования. Необдуманный перевод детей-инва-лидов в массовую школу на практике равносилен приостановке процесса их образования, реабили-

тации, а затем интеграции в социум, в силу экономических условий, неподготовленности педагогических кадров, отсутствия технических средств, инертность государственных учреждений, общая и профессиональная интолерантность и т.д. [3].

В США учителя, работающие на принципах инклюзивного образования, предложили следующие способы включения: 1) воспринимать учеников с ограниченными возможностями здоровья «как любых других детей в классе»; 2) включать их в одинаковые виды деятельности, при этом ставить разные задачи; 3) вовлекать в коллективные формы обучения и групповое решение задач; 4) использовать различные стратегии коллективного участия: игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т.д. [3]. Инклюзивные образовательные сообщества во многом изменяют роль учителя, который вовлекается в разнообразные интеракции с учениками, больше узнавая о каждом из них, вступает в контакты с общественностью вне школы.

Отметим, что на Западе школы получают отдельное финансирование на детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому они заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.

В некоторых странах сложился определенный консенсус относительно важности интеграции этой категории детей. Принципы инклюзивного обучения излагаются не только в научных журналах и монографиях, но и на страницах учебников, в практических руководствах для педагогов, социальных работников, медиков, других специалистов, а также для управленцев и политиков [2].

Как свидетельствует практика, включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду массовой школы, становится катализатором преобразований, ведущих к формированию позитивного отношения к детям-инвалидам, улучшению условий воспитания и обучения всех учащихся.

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенцию ООН в области прав детей, прав инвалидов, а также разработала Государственную программу «Доступная среда» на 2011-2015 гг. Однако, для такого перехода необходимы не только соответствующие правовые акты, но и социокультурные, организационно-педагогические, психологические условия, позитивное общественное мнение.

Несомненно, школы с инклюзивной ориентацией дают равные образовательные возможности детям-инвалидам, обеспечивают интеграцию и реабилитацию, повышают эффективность социального взаимодействия, борются с дискриминацион-

ными воззрениями, подготавливают к профессиональной деятельности.

Таким образом, реализация перечисленных условий зависит от педагогического потенциала социально-культурной среды, возможностей привлечения к разработке и реализации реабилитационных проектов ресурсов государственных и общественных организаций. В связи с этим, возникает потребность в формировании особого социокультурного пространства, позволяющего осуществить полноценное включение детей с ограниченными возможностями здоровья в культурный социум, создании педагогических условий, позволяющих осуществить полноценное включение детей-инва-лидов в социум, использовать их потенциал в социокультурной жизни современного общества.

Библиографический список

1. Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации». - М.: НВФ «Со-

циально-психологические технологии», 1996. -С. 155-156.

2. Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. - Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002. - С. 15-21.

3. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. - 260 с.

4. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инк-

люзивное образование детей-инвалидов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://

www. socpolitika. ru/rus/social_policy_research/ applied_research/document745. shtml.

5. Уставные и программные документы Всероссийского общества инвалидов. - М.; Пермь: РИЦ «Здравствуй», 1997. - С. 40-41.

УДК 37

Захарова Дарья Александровна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ОПЫТ ПРОФИЛАКТИКИ ОДИНОЧЕСТВА У ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА (на примере Ченцовского детского дома Красносельского района Костромской области)

Данная статья посвящена анализу опыта предупреждения чувства одиночества у детей, воспитывающихся в условиях детского дома.

Ключевые слова: дети-сироты, одиночество, творческая деятельность.

Проблема сиротства остро стоит в современной России. Несмотря на все усилия государства и общества количество детей данной категории снижается крайне мало. Как показывают исследования (О.Б. Долгинова, А.В. Мудрик, З. Рубин, Фромм-Рейхман и др.) дети-сироты из-за недостатка внимания и ласки склонны переживать одиночество.

Проблема одиночества, его значение для отдельных индивидов, влияние на социальные процессы, а также возможные технологии его преодоления всегда были одним из центров гуманитарной и социальной мысли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на то, что на протяжении столетий изучением проблемы одиночества занимались и продолжают заниматься ученые различных взглядов и направлений, одиночество как социально-пси-холого-педагогический феномен представляет собой малоизученное явление. Содержание понятия «одиночество» в психолого-педагогической науке постоянно уточняется.

В зарубежной научной литературе проблема одиночества наиболее активно стала исследовать-

ся с 50-х годов прошлого столетия (Р. С. Вейс, Т.Б. Джонсон, К.Э. Мустакас, Л.Э. Пепло и др.). В современной России к проблеме одиночества проявляется повышенный интерес только в последнее десятилетие. Многие аспекты одиночества нашли свое отражение в трудах таких исследователей, как С.В. Бакалдин, Е.Н. Заворотных, И.С. Карнаух, Е.М. Коротаева, С.В. Малышева, Л.Г. Нуретдино-ва, И.М. Слободчиков и др.

В настоящее время имеются трудности определения и интерпретации сущности одиночества, его специфики и субъективных причин, отсутствует четкая дифференциация смежных с одиночеством понятий (таких, например, как «изоляция», «уединение»).

Мы понимаем одиночество как один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, попавшего в условия изоляции от других людей или оказавшегося в непривычной, измененной обстановке. В условиях одиночества у ребенка-сироты может возникнуть психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией, нарушением вегетативных реакций, актуализируется потребность в общении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.