Научная статья на тему 'Педагогические условия социокультурной реабилитации детей-инвалидов'

Педагогические условия социокультурной реабилитации детей-инвалидов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
666
917
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ИНВАЛИДОВ / SOCIO-CULTURAL REHABILITATION / PEDAGOGICAL CONDITIONS / TOLERANCE / PROFESSIONAL EDUCATION OF HANDICAPPED PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гудина Татьяна Викторовна

Потребность инвалидов в самореализации заставляет скорректировать традиционные взгляды на процесс реабилитации как компенсирующе-развивающую систему только медико-социального характера. Автор обращает внимание на социокультурную реабилитацию детей-инвалидов, которая может успешно осуществляться при выполнении ряда необходимых педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The necessity of self-actualization of handicapped children forces to correct the traditional views on the process of rehabilitation as compensating-developing system which has not only medico-social characteristics. the author deals with the socio-cultural rehabilitation which can be used successfully if some of the pedagogical conditions are fulfilled.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия социокультурной реабилитации детей-инвалидов»

УДК 37

Т.В. Гудина

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Потребность инвалидов в самореализации заставляет скорректировать традиционные взгляды на процесс реабилитации как компенсирующе-развивающую систему только медико-социального характера. Автор обращает внимание на социокультурную реабилитацию детей-инва-лидов, которая может успешно осуществляться при выполнении ряда необходимых педагогических условий.

Ключевые слова: социокультурная реабилитация, педагогические условия, толерантность, профессиональное образование инвалидов.

Современные социально-интеграционные процессы, обусловленные как тенденциями глобализации, так и характером социально-экономических преобразований, происходящих в России, актуализируют ряд общих и специфических проблем, связанных с положением инвалидов в социуме и возможностями формирования условий их культурной интеграции и самореализации в информационном обществе.

Информационное общество качественно изменяет характеристики инвалидной среды, расширяя, с одной стороны, возможности жизнедеятельности инвалидов на основе современных технологий, с другой, ограничивая реальный доступ данной категории населения к современной рыночной экономической деятельности.

Вместе с тем, потребность инвалидов в самореализации, расширении ее форм и возможностей все более актуализируется, что заставляет скорректировать традиционные взгляды на процесс реабилитации как компенсирующее-развивающую систему не только медико-социального характера.

По мнению таких авторитетных специалистов как Ю.С. Моздокова, Д.В. Шамсутдинова, осуществивших комплексные социально-педагогические исследования современной инвалидной среды «социально-культурная деятельность во всем своем многообразии занимает достойное место в комплексе мер реабилитации, что позволяет выделять ее в отдельное направление - социально-культурную реабилитацию» [2, с. 4].

Развитие системы социокультурной реабилитации детей-инвалидов, может успешно осуществляться при обязательном выполнении ряда необходимых педагогических условий, без учета которых реабилитация будет неполноценной, либо вообще не сформируется. Данные педагогические условия предполагают:

- преодоление устоявшихся в обществе стереотипов по отношению к инвалидам, как о «лицах с ограниченными возможностями»;

- расширение информационного поля о социально-культурном потенциале инвалидной среды и ее позитивном вкладе в развитие общества;

- поиск инновационных методик построения комфортных отношений на основе активных взаимодействий субъектов реабилитационного процесса (например, применение методов метафоры, бытАрта и других);

- подготовка квалифицированных кадров (аниматоров, менеджеров, социальных педагогов, психологов и других) для работы в учреждениях, реализующих программы социокультурной реабилитации детей-инвалидов;

- индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение инвалидов на всех этапах реабилитации и дальнейшей интеграции в общество;

- включение всех членов семьи ребенка-ин-валида в процесс его самореализации в субъективно-значимой культурной деятельности;

- научно-методическое сопровождение социокультурной реабилитации на основе теоретического анализа и обобщения педагогического опыта;

- формирование мотивации лиц с ограниченными возможностями на позитивное взаимодействие, преодоление барьеров современной информационно-культурной среды;

- поиск встречных партнерских инициатив (волонтерство, проектирование, совместная деятельность - досуг, обучение, труд) для достижения общих социально значимых целей;

- оптимизация социального участия самих инвалидов по улучшению качества жизни на основе освоения социокультурных технологий реализации компенсаторных возможностей организма, ортобиоза и независимого образа жизни;

© Т.В. Гудина, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

339

- создание доступной культурной среды для детей-инвалидов, пожилых и ее унификация;

- технологическое обеспечение реабилитационного процесса;

- разработка и реализация в государственных и негосударственных учреждениях и общественных организациях специальных образовательных и досуговых реабилитационных программ;

- преемственность социокультурных реабилитационных программ в деятельности детских и взрослых учреждений и организаций инвалидов;

- преодоление административно-ведомственных стереотипов, реализация совместных общественно-государственных проектов с опорой на общие принципы и стратегии социокультурного развития инвалидов;

- реализация принципов педагогики сотворчества в процессе взаимодействия субъектов педагогического процесса.

Педагогические условия необходимые для успешной социально-культурной реабилитации, а затем интеграции детей-инвалидов в современное информационное общество во многом определяются культурой восприятия и отношения к лицам с ограниченными возможностями, интересами, потребностями, культурными ценностями социальных групп, характером межличностных связей, наличия элементов толерантности в отношении инвалидов и детей-инвалидов в частности.

Особую значимость в моделировании педагогических условий способствующих реабилитации детей-инвалидов приобретает толерантное отношение, включающее такие свойства как: терпимость, участие, забота и поддержка, готовность к сотрудничеству, милосердие, мирное сосуществование групп людей с отличной субкультурой.

Понятие «толерантности» не однозначно в различных культурах и зависит от исторического опыта народов, толкования ими нравственных категорий. В широком смысле под термином «толерантность» подразумевается терпимое отношение к инакомыслию и инакодействию окружающих людей. По определению В.А. Тишкова, «толерантность является личностной или общественной характеристикой, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда многомерны, а значит и взгляды на этот мир различны, поэтому не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу» [3].

Принцип толерантности предполагает осознание того, что окружающая социально-культур-

ная среда является многоликой, а значит признание и оценки находящихся в этой среде людей, в том числе лиц с ограниченными возможностями, не могут и не должны сводиться к стереотипам. Это не означает, что следует мириться с любыми реально существующими или вообразимыми различиями. Терпимое отношение, к вызывающим негативную реакцию типам поведения, содержит сложные и неоднозначные суждения.

Итак, одним из педагогических условий социокультурной реабилитации определяется наличие толерантности к культурным, физическим различиям и образу жизни.

Толерантность, как установка в отношении личности, всегда является результатом добровольного индивидуального выбора, она не навязывается, а приобретается в процессе воспитания, усвоения соответствующей информации, накопления личного жизненного опыта.

Эффективным условием, повышающим уровень толерантности в обществе, оказались методики, включающие инвалидов и детей-инвалидов в частности в программы, проводимые учреждениями культуры и социальной защиты населения: фестивали, конкурсы, народные гулянья, лагерные смены, санаторно-курортные мероприятия и другие формы, используя ресурсы и потенциал социально-культурной сферы. Реабилитационными задачами работы выдвигались следующие:

- привлечение инвалидов к первичному вхождению в социально-культурное пространство (создание мотивации, заинтересованности);

- создание условий для привыкания здоровых участников (взрослых и детей) к инвалидам в зрительской аудитории (психологическая адаптация, снятие элементов неприязни, недоверия и безразличия) и проектирование возможных контактов между этими группами (в конкретной социально-культурной программе);

- подбор средств, тематики совместных действий, которые могли бы стать предметом общения;

- приобретение новых знаний и соблюдение этикета между коммуникаторами;

- поиск и реализация способов перспективных контактов и сотрудничества в социально-культурной сфере.

Необходимо признать факт наличия в обществе диады «инвалид - здоровый человек», учитывая, что явление инвалидности появляется под влиянием различного рода факторов (биологических, социальных, технократических). Кроме

того, инвалидность позволяет человечеству бережнее относиться к здоровью, показывает примеры и пути преодоления возникших препятствий (при наличии появившегося дефекта), что формирует позитивное отношение к людям, жизнь которых сопровождается ежедневной борьбой за существование. Дети-инвалиды должны и могут участвовать в социально-культурной деятельности, общественно-полезном труде, социальных акциях на личностном и групповом уровнях, что способствует преодолению их локализации и сегрегации в группе.

Одной из причин отсутствия проявлений толерантности к детям-инвалидам является обособленность, «субъективность» на начальных стадиях адаптивного процесса. Признания своей неполноценности как субъекта общественного взаимодействия, связано со следующими факторами:

- отсутствием или ограниченностью информации о своей роли в социальном и культурном взаимодействии;

- нарушением эффективной взаимосвязи со средой, чувство неуверенности и опасности;

- отношением взрослых к ребенку-инвалиду как к объекту их педагогического воздействия, а не как к субъекту воспитательной деятельности;

- нежелание здоровых детей принять его как равного участника игровой или другой деятельности.

При неблагоприятных внешних условиях, комплексе стереотипов, сложившихся в обществе, наступает состояние социальной дезадаптации, которое характеризует инвалидность в буквальном значении этого слова (инвалид - лат. «бесполезный»).

Вместе с тем, можно отметить ряд негативных причин замедленного формирования толерантного отношения здоровых детей к ребенку-инвалиду:

- односторонний характер решения проблемы (в основном все усилия к изменению отношений на принципах толерантности осуществляются представителями самой инвалидной среды или лицами, причастными к этой проблеме -родителями, специалистами);

- отсутствие в детских образовательных, воспитательных, досуговых, социальных учреждениях программ, мероприятий, ставящих целью формирование толерантного отношения здоровых детей к ровесникам-инвалидам с их практической реализацией в детской инвалидной среде;

- негативное отношение к инвалидности взрослых в семьях, где воспитываются здоровые дети. Стереотипы родителей переходят в сознание детей;

- отсутствие специальных технологий воспитания толерантности во всех социальных группах;

- отсутствие толерантно направленных административно-распорядительных мер и актов, принятых территориальными органами;

- недостаточное формирование толерантности в отношении детской инвалидности в учреждениях культуры, искусства, спорта при наличии всех необходимых для этого средств и условий.

Таким образом, необходимыми педагогическими условиями успешной социокультурной реабилитации становится соблюдение принципов толерантности, равенства, уважение интересов представителя «они-группы», а также:

- организация комфортной среды с помощью применения социально-культурных методик;

- моделирование будущего поведения инвалида (вместе со специалистом по реабилитации, семьей);

- профессиональная разработка конкретных шагов, приемов, способов достижения успеха в социокультурных программах;

- организация педагогической, рекламно-просветительской деятельности по формированию толерантности в обществе, что способствует установлению эффективных взаимодействий групп населения.

Другими педагогическими условиями социокультурной реабилитации детей-инвалидов можно определить:

- подготовка специалистов из числа здорового населения - организаторов социально-культурной деятельности в инвалидной среде;

- профессиональное образование самих инвалидов с последующим привлечением их к социально-культурной реабилитационной деятельности в сети территориальных социальных служб, сфере семейного досуга, художественного и технического творчества, прикладного искусства;

- овладение специальными социокультурными технологиями (адаптации, социализации, реабилитации, интеграции), способствующие активному включению инвалидов в социум.

Эта задача может быть осуществлена специальными учебными заведениями, а также в процессе обучения на курсах повышения квалификации, проведения семинаров на базе учреждений культуры, образования, социальной защиты населения. Деятельность специалистов рассматривается как педагогически ориентированная и целесообразная система мер по оказанию го-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2009

341

сударственной и общественной помощи детям-инвалидам в их социальной жизни и интеграции в социально-культурное окружение.

Направление социально-культурной деятельности «состоит в последовательной трансформации социальных и культурных задач, стоящих перед определенной общностью людей по воспитанию и образованию личности» [1]. Это позволяет придать социально-культурной сфере воспитательную, включающую педагогику сотрудничества, развивающую и рекреативную обусловленность.

Востребованной остается подготовка специалистов из числа здоровых людей и самих инвалидов, что оправдано с психолого-педагогичес-ких позиций самореализации индивида.

Специфика концепции профессиональной подготовки специалиста-инвалида направлена на опережение духовных потребностей детей с ограниченными возможностями, воспроизводство новых идей, подходов, решений, связанных с регулированием процессов, происходящих в инвалидной среде, ориентированных на воспитание активной творческой личности.

Для осуществления работы с инвалидами, основанного на включении социокультурного компонента, педагогам-организаторам необходимо сформировать типы профессиональной компетентности:

- концептуальной - понимания сущности и смысла своей профессиональной деятельности, умения теоретически и практически обосновать подход к достижению поставленных целей и задач;

- контекстуальной - четкого представления о социально-экономической, психологической, культурной среде, в которой ведется работа с инвалидами;

- инструментальной - владения базовыми профессиональными умениями и навыками в реализации социокультурной технологии по отношению к инвалидам;

- адаптивной - умения предвидеть возможные ситуации в процессе занятий с ребенком-ин-валидом и быть готовым приспособиться к ним;

- интегративной - способности оперативно использовать положительный опыт и научные рекомендации в своей практической работе по СКРИ (социально-культурной реабилитации инвалидов);

- коммуникативной - умения эффективно пользоваться всеми видами и средствами общения с инвалидом в процессе занятий.

Успешно реализуется на практики социальнообразовательная реабилитация и интеграции детей с отклонениями в развитии: Школа-центр интегрированного обучения и диагностики для детей с отклонениями в развитии (СПб); Центр по обучению детей с нарушениями слуха при МГТУ им. Баумана (Москва); Центр образования инвалидов (Челябинск); общеобразовательная школа № 299 (Москва) и другие.

Образовательный процесс сводится не только к получению знаний, но и к заполнению внеурочного, досугового времени, насыщенного дополнительными социально-культурными программами. Поэтому общеобразовательные учреждения, включенные социально-культурную реабилитацию, способствуют преодолению межведомственной разобщенности в сферах культуры и образования. Многолетняя практика сотрудничества образования (школ) и медицины (поликлиник) в деле охраны здоровья учащихся, дает основание утверждать о достижении определенного уровня эффективности в аналогичном сотрудничестве с учреждениями культуры.

Таким образом, реализация перечисленных условий зависит от педагогизации социально-культурной среды, целенаправленной воспитательной работы среди населения, привлечения ресурсов государственных и общественных организаций.

В связи с этим, возникает потребность в формировании особого социокультурного пространства, позволяющего осуществить полноценное включение детей с ограниченными возможностями в культурный социум, создания педагогических условий, которые позволят оптимизировать самореализацию инвалидов вне профессиональной деятельности, использовать их потенциал в социокультурной жизни современного общества.

Библиографический список

1. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учеб. пособие. - М.: МГУКИ, 2004. - 136 с.

2. Моздокова Ю. С. Коммуникативно-деятельностный подход к интеграции инвалидов: социально-культурный аспект: Дис. ... д-ра пед. наук. -Москва, 2006. - 323 с.

3. Тишков В.А. Очерки теории и политики эт-ничности в России. - М.: Русский мир, 1997. - 137 с.

4. ШамсутдиноваД.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2001. - 216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.