Научная статья на тему 'Педагогическое обоснование профессиональной подготовки к деятельности в экстремальных условиях будущих специалистов морских профессий'

Педагогическое обоснование профессиональной подготовки к деятельности в экстремальных условиях будущих специалистов морских профессий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ ГРАЖДАНСКОГО МОРСКОГО ВУЗА / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ МОРЕХОДСТВА / CADETS OF CIVIL SEA HIGHER EDUCATION INSTITUTION / READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF VOCATIONAL EDUCATION / EXTREME SITUATIONS OF NAVIGATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касьянов О. Н., Худик В. А.

В работе рассматриваются педагогические условия оптимизации процесса подготовки будущих специалистов морских профессий, в частности, проектирование и моделирование профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях мореходства. Профессиональное обучение и воспитание студентов гражданского морского вуза анализируются с позиции формирования психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях, что существенно повышает уровень профессионально-личностных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL JUSTIFICATION OF VOCATIONAL TRAINING TO BE READY TO WORK IN EXTREME CONDITIONS IN FUTURE EXPERTS OF SEA PROFESSIONS

In the article the authors study pedagogical conditions of optimization of process of training of future experts of sea professions, in particular, designing and modeling of professional activity in extreme situations of navigation. The research analyzes the vocational education and education of students of civil marine higher education institution from a position of formation of psychological readiness for activity in extreme conditions that significantly increase the level of professional and personal competence. The researchers conclude that unmistakable fulfillment of professional duties during the necessary period of time and in set conditions is the result of special good training. The work explains that high-quality professional results are possible, when in the course of the professional education and upbringing the competence training of a future specialist is formed as part of his personal character.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обоснование профессиональной подготовки к деятельности в экстремальных условиях будущих специалистов морских профессий»

ные условия для гуманизации общественного сознания и практики, становления нового типа культуро-природохозяйственных отношений (формируются предпосылки необходимого перехода от «культуры полезности» к «культуре достоинства» - по Л.С. Выготскому). Инновационные образовательные учреждения и локальные образовательные структуры в организации образовательного пространства должны преодолеть разрушительный прагматизм технико-экономического интереса к природе, культуре и личности, обеспечить переход человечества к новым приро-до-социокультурным отношениям охранительно-созидательного типа.

Культуротворческая среда вуза с точки зрения социального взаимодействия субъектов образования должна быть адекватна общей теории педагогической и профессиональной деятельно-

сти, содержание которых определяется: современными представлениями: 1) о культуре как человеческом способе жизнедеятельности, духовно-материальной среде обитания, непрерывно творимой «второй природе», создателем и созданием которой является сам человек; 2) о профессиональном образовании как процессе становления личности в природо-социокультурной среде, сфере духовной деятельности и институциональной системе, которая функционирует, являясь универсальным способом самосохранения и развития культуры на основе воссоздания духовно-практического опыта поколений; 3) об образовательном пространстве в виде целостной духовно-материальной среды, воссоздающей в содержании образовательных программ модель культуры в процессах ее исторического развития от ранних форм к современности [3, с. 25-30].

Библиографический список

1. Макареня, А.А. Антропоэкологические ценности в контексте инкультурации личности: сочетание обучения и воспитания / А.А. Мака-реня, С.В. Кривых, М.В. Денеко // Педагогическая инноватика в решении задач концепции модернизации российского образования: сб. науч. трудов / отв. ред. А.А. Макареня, Н.Н. Суртаева, С.В. Кривых. - СПб., 2005.

2. Пиллиповский, В.Я. Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале американской педагогики // Педагогика. - 1997. - № 1.

3. Лебедева, В.П. Психодидактические аспекты развивающего образования / В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.И. Панов // Педагогика. -1996. - № 6.

Bibliography

1. Makarenya, A.A. Antropoehkologicheskie cennosti v kontekste inkuljturacii lichnosti: sochetanie obucheniya i vospitaniya / A.A. Makarenya, S.V. Krivihkh, M.V. Deneko // Pedagogicheskaya innovatika v reshenii zadach koncepcii modernizacii rossiyjskogo obrazovaniya: sb. nauch. trudov/ otv. red. A.A. Makarenya, N.N. Surtaeva, S.V. Krivihkh. - SPb., 2005.

2. Pillipovskiyj, V.Ya. Ehffektivnaya shkola: slagaemihe uspekha v zerkale amerikanskoyj pedagogiki // Pedagogika. - 1997. - № 1.

3. Lebedeva, V.P. Psikhodidakticheskie aspektih razvivayuthego obrazovaniya / V.P. Lebedeva, V.A. Orlov, V.I. Panov // Pedagogika. - 1996. -№ 6.

Статья поступила в редакцию 20.11.14

УДК 378.6+656.61

Kasyanov O.N., Khudik V.A,. PEDAGOGICAL JUSTIFICATION OF VOCATIONAL TRAINING TO BE READY TO WORK IN EXTREME CONDITIONS IN FUTURE EXPERTS OF SEA PROFESSIONS. In the article the authors study pedagogical conditions of optimization of process of training of future experts of sea professions, in particular, designing and modeling of professional activity in extreme situations of navigation. The research analyzes the vocational education and education of students of civil marine higher education institution from a position of formation of psychological readiness for activity in extreme conditions that significantly increase the level of professional and personal competence. The researchers conclude that unmistakable fulfillment of professional duties during the necessary period of time and in set conditions is the result of special good training. The work explains that high-quality professional results are possible, when in the course of the professional education and upbringing the competence training of a future specialist is formed as part of his personal character.

Key words: cadets of civil sea higher education institution, readiness for professional activity, pedagogical conditions of vocational education, extreme situations of navigation.

О. Н. Касьянов, ст. преп. каф. профессиональной педагогики и психологии Гос. морского университета им. адм. Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: onkasjanov@mail.ru; В.А. Худик, д-р психол. наук, проф. ИПК СПО, г. Санкт-Петербург, E-mail: vkhudik@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МОРСКИХ ПРОФЕССИЙ

В работе рассматриваются педагогические условия оптимизации процесса подготовки будущих специалистов морских профессий, в частности, проектирование и моделирование профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях мореходства. Профессиональное обучение и воспитание студентов гражданского морского вуза анализируются с позиции формирования психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях, что существенно повышает уровень профессионально-личностных компетенций.

Ключевые слова: курсанты гражданского морского вуза, готовность к профессиональной деятельности, педагогические условия профессионального обучения, экстремальные ситуации мореходства.

Безопасность мореплавания во многом определяется уровнем профессиональной подготовки будущих специалистов морских профессий, чья деятельность нередко осуществляется в экстремальных условиях. В Морской доктрине Российской Федерации, разработанной на период до 2020 года, предусматривается реализация ряда комплексных мер, связанных с особен-

ностями обеспечения безопасности морской деятельности, что включает: безопасность мореплавания; поиск и спасание людей и судов; защиту и сохранение морской среды. В этой связи профессиональная подготовка специалиста в процессе обучения в гражданском морском вузе становится важной педагогической задачей и затрагивает различные вопросы совершенствования

учебно-методических программ, ориентированных на формирование готовности к деятельности и становление устойчивых профессиональных навыков.

В условиях гражданского морского вуза, подготовка специалиста сопряжена с формированием не только готовности к будущей профессиональной деятельности, но и соблюдения безопасности, которая обусловлена спецификой экстремальных ситуаций в работе специалиста морских профессий. Это указывает на необходимость расширения исследовательского поля в плане проектирования учебно-образовательной среды [1; 2; 7; 8], моделирования тренажерных установок, максимально приближающих к условиям деятельности в экстремальных ситуациях [3; 5; 6], педагогического проектирования учебных программ прикладной направленности [4; 9].

Профессиональная подготовка курсантов морских специальностей в гражданском вузе рассматривается как процесс комплексного становления личности будущего профессионала, способного решать поставленные перед ним задачи, опираясь на знания, умения и навыки, а также специфику деятельности в экстремальных условиях. Наряду с профессиональной подготовкой будущих специалистов морских профессий, важное место в процессе обучения отводится профессиональному воспитанию и развитию личности, чьи качества как гражданина и профессионала должны быть реализованы в готовности к профессиональной деятельности, в том числе и в условиях проявления экстремальных ситуаций на флоте. Одним из способов решения поставленных задач профессионального обучения и воспитания выступает формирование комплексной готовности как интегральной способности будущих специалистов к профессиональной деятельности на основе проектирования и моделирования естественных условий безопасной деятельности специалиста морских профессий.

Проблема формирования готовности к профессиональной деятельности является одной из актуальных в профессиональном образовании. Широкое освещение в научных исследованиях получили вопросы, касающееся разработки программ профессионально-инженерной подготовки флотских специалистов, эксплуатационно-технической готовности к профессиональной деятельности, проектирования тренажерных установок, обеспечивающих моделирование экстремальных ситуаций в профессиональной деятельности будущих специалистов морских профессий. Несмотря на значительное повышение внимания к теории и практике профессионального обучения и воспитания будущих специалистов морских профессий, особого подхода заслуживают отдельные аспекты профессиональной готовности - инженерно-техническая, информационно-компьютерная, социально-психологическая и др. Вопросы готовности к профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях, обеспечивающих безопасность мореплавания, и проектируемые в условиях профессионального обучения, требуют своего научно-педагогического осмысления.

В этой связи актуальными в сфере профессиональной подготовки будущих специалистов морских профессий становятся:

1. Разработка концептуальных основ построения модели организационно-педагогических условий формирования готовности к профессиональной деятельности у будущих специалистов морских профессий в экстремальных ситуациях. Готовность будущих специалистов морских профессий к деятельности в экстремальных условиях представляет собой интегральную способность, отражающую знания специфики предметной операциональной стороны экстремальных ситуаций в соответствии с инженерно-эргономическми характеристиками поведения специалиста при решении задач предметно-профессиональной деятельности, на основе которых структурируются, осваиваются и развиваются профессиональные компетенции, отражающиеся в мотивационной, когнитивно-рефлексивной сферах личности обучающихся. Организационно-педагогические условия формирования готовности к деятельности в экстремальных ситуациях проявляются в целостности и взаимосвязанности внешних и внутренних факторов в проектировании тренажерно-профессио-нального обучения с учетом специфики морских профессий и направленности подготовки специалиста в образовательной среде гражданского морского вуза.

2. Выявление специфики подготовки курсантов гражданского морского вуза, ориентированная на усвоение обучающимися характера поведения и деятельности в экстремальных условиях, как объект исследования. Специфические характеристики предметно-профессиональной подготовки заключены в особенностях 130

овладения будущими специалистами морских профессий навыками поведения и деятельности, реализуемыми в условиях проявления экстремальных ситуаций морской профессиональной деятельности, а также в процессе выполнения профессиональных обязанностей в качестве специалиста морских профессий. В условиях профессионального образования специфика подготовки курсантов состоит в необходимости отражения в содержании их образования единства предметно-профессиональных, инженерно-эргономических и психолого-педагогических знаний, выступающих основой для формирования профессиональных компетенций, необходимых для выполнении ими будущей профессиональной деятельности, а также в создании психолого-педагогического обеспечения процесса формирования готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности в экстремальных условиях, рассматриваемых как система специально созданных педагогических условий оптимизирующих уровень профессиональной подготовки будущих специалистов морских профессий.

3. Проектирование модели и процесса формирования готовности к профессиональной деятельности в экстремальных условиях у курсантов гражданского вуза на основе проектирования экстремальных ситуаций и овладения ими в процессе инженерно-тренажерной и деятельности. Модель формирования готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности в экстремальных условиях на основе приобретения знаний, умений и навыков в процессе инженерно-тренажерных испытаний представляет собой блочную структуру, отражающую функциональные и содержательные характеристики обучения, спроецированного на получение системных знаний и опыта профессиональной деятельности, моделируемого экстремальными ситуациями и поведением субъекта в условиях тренажерных испытаний будущих экстремальных характеристик морской профессиональной деятельности.

4. Определение уровней и критериев сформированности основных компонентов готовности к профессиональной деятельности в экстремальных условиях будущих специалистов морских профессий. На основе разработанной модели формирования готовности к профессиональной деятельности с применением инженерно-тренажерных технологий, применяемых в процессе обучения курсантов гражданского морского вуза, выделены уровни сформированности основных компонентов готовности, которыми выступают компетенции показателей общепрофессиональной подготовки: инженерно-предметная, операционально-эргономическая и коммуникативно-педагогическая, каждая из которых имеет свои особенности проявления мотивационной, когнитивно-рефлексивной и личностной характеристик.

Изучение теоретико-методологических основ подготовки будущих специалистов в гражданском морском вузе дает возможность более глубокого понимания сути обозначенной проблемы, которую следует рассматривать в контексте оптимизации процессе обучения и поиска эффективных путей совершенствования предметно-профессиональной подготовки, учитывающей специфику морских профессий и деятельность специалиста в экстремальных условиях, нередко выступающих «человеческим фактором» в организации и безопасности жизнедеятельности среды обитания.

Проблема подготовки кадров обсуждаются морскими специалистами постоянно на самых различных уровнях, вместе с тем конкретных шагов, её разрешающих, всё ещё недостаточно, и подготовку специалистов-профессионалов, возможно, осуществлять только отраслевым учебным заведениям. Это обусловило реорганизацию системы подготовки, а также формирование и развитие структур непрерывной подготовке морских специалистов (морские университеты, академии, лицеи, морские тренажерные центры, береговые учебно-тренажёрные центры, центры дополнительного профессионального образования, курсы повышения квалификации моряков, и др.). Причём подготовка курсантов высших морских учебных заведений должна быть не, только по профилю будущей специальности, но и способствовать формированию моральной готовности к сложным ситуациям, возникающим в море и психологической устойчивости.

Опыт подготовки специалистов морских профессий в условиях гражданского морского свидетельствует:

1. Профессиональная подготовка курсантов отличается спецификой направленности будущей деятельности, сложностью моделирования и проектирования образовательной среды вне конкретных жизненных ситуациях мореплавания, что указывает на необходимость дальнейших исследований по педа-

гогическому и инженерно-техническому проектированию оптимальных моделей по усвоению навыков и способов поведения субъекта будущей профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях.

2. Вопросы подготовки специалистов морских профессий исследуются в разных направлениях. Однако необходимо разработать новые способы, формы и методы подготовки курсантов, учитывающие роль программно-тренажерной деятельности, что может существенно повысить уровень профессионального образования будущих специалистов.

3. Формирование готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов морских профессий в условиях гражданского морского вуза может рассматриваться как система комплексной подготовки, при которой происходит проектирование образовательной среды, изучаются составные компоненты процесса подготовки, оптимизируется процесс формирования готовности к деятельности.

4. Модульно-профессиональная технология в подготовке специалистов морских профессий предусматривает наглядное для курсантов и преподавателей структурирование учебной информации в виде модулей и учебных элементов, что представляется наиболее приемлемой формой организации учебного процесса, направленного на подготовку будущих специалистов. Постепенное усложнение содержания модулей, наполнение их профессионально-значимой информацией ведет к изменению мотивов, целей и результатов обучения на каждом этапе. Проектирование модулей, отражающих разные аспекты будущей деятельности, способствует формированию основы профессио-

Библиографический список

нальной компетентности % готовности к профессиональной деятельности.

5. Уровень конкретной предметной подготовки современного специалиста будет выше при условии организации процесса обучения с учетом основных профилей будущей деятельности, где учитываются особенности поведения и навыки деятельности специалиста в экстремальных ситуациях, сформированные на основе освоения базовых предметно-профессиональных дисциплин и навыков деятельности в чрезвычайных условиях.

6. Необходимо выявить научный потенциал понятия «готовность», изучить сущностные характеристики данного явления с учетом специфики поведения и деятельности специалистов морских профессий в экстремальных условиях мореплавания, раскрыть прогностические возможности использования этого понятия для проектирования моделей профессионально-тренажерной деятельности в процессе профессиональной подготовки в условиях гражданского морского вуза.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что «безошибочное выполнение человеком возложенных на него профессиональных обязанностей (функций) в течение требуемого времени и при заданных условиях деятельности является результатом хорошей специальной подготовки. Это можно обеспечить только в том случае, если в результате процесса профессионального обучения и воспитания компетентностная готовность специалиста флота к возможным экстремальным ситуациям будет сформирована как качество его личности, когда едиными становятся профессиональные и морально-психологические характеристики человека в деятельности.

1. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 2000.

2. Бокарев, М.Ю. Управление качеством подготовки морских специалистов в вузе как педагогическая проблема II Сб. научн. тр. БГА РФ. - Калининград, 1999.

3. Дьяченко, М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психол. аспект I М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Поно-маренко. - Минск, 1985.

4. Заир-Бек, Е.С. Основы педагогического проектирования: учеб. пособ. - СПб., 1995.

5. Касьянов, О.Н. Педагогические проблемы формирования специальных качеств у курсантов морских учебных заведений в процессе обучения II Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XIV Международной научно-практич. конф. I под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск, 2010.

6. Клявин, А.Ф. Развитие системы безопасности Морского флота РФ II Морской Флот. - 2009. - № 1.

7. Маричев, И.В. Структурирование образовательного пространства как часть его системной организации: монография. - Новороссийск, 2012.

8. Соболин, В.Н. Педагогические условия подготовки специалистов военных сообщений на водном транспорте в гражданских вузах: дис. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2005.

9. Худик, В.А. Педагогическая психология I учеб. пособ. - СПб., 2005.

Bibliography

1. Bondarevskaya, E.V. Teoriya i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. - Rostov-na-Donu, 2000.

2. Bokarev, M.Yu. Upravlenie kachestvom podgotovki morskikh specialistov v vuze kak pedagogicheskaya problema II Sb. nauchn. tr. BGA RF. - Kaliningrad, 1999.

3. Djyachenko, M.I. Gotovnostj k deyateljnosti v napryazhennihkh situaciyakh. Psikhol. aspekt I M.I. Djyachenko, L.A. Kandihbovich, V.A. Ponomarenko. - Minsk, 1985.

4. Zair-Bek, E.S. Osnovih pedagogicheskogo proektirovaniya: ucheb. posob. - SPb., 1995.

5. Kasjyanov, O.N. Pedagogicheskie problemih formirovaniya specialjnihkh kachestv u kursantov morskikh uchebnihkh zavedeniyj v processe obucheniya II Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemih prakticheskogo primeneniya: sbornik materialov XIV Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. I pod obth. red. S.S. Chernova. - Novosibirsk, 2010.

6. Klyavin, A.F. Razvitie sistemih bezopasnosti Morskogo flota RF II Morskoyj Flot. - 2009. - № 1.

7. Marichev, I.V. Strukturirovanie obrazovateljnogo prostranstva kak chastj ego sistemnoyj organizacii: monografiya. - Novorossiyjsk, 2012.

8. Sobolin, V.N. Pedagogicheskie usloviya podgotovki specialistov voennihkh soobtheniyj na vodnom transporte v grazhdanskikh vuzakh: dis. ... kand. ped. nauk. - Kaliningrad, 2005.

9. Khudik, V.A. Pedagogicheskaya psikhologiya I ucheb. posob. - SPb., 2005.

Статья поступила в редакцию 20.11.14

УДК 378

Gboko Kobena Severin. UNIVERSITY EDUCATION IN THE REPUBLIC OF CÔTE D'IVOIRE. The work studies university education in the Republic of Côte d'Ivoire. The materials of the research include the information on the leading universities of the country and their credit system. The author aims at describing normative stages of the education in accordance with the Bologna Declaration. The history of education in Côte d'Ivoire is not very long and is still in the process of formation. The base of the education is taken from the French model of higher education. Since 2009 the country joined the Bologna system of higher education. The author provides short descriptions of the universities in the republic, including the oldest university that teaches students for 64 years. The author tells about the new structure in education that is based on the hierarchy of three degrees: Licentiate, Master, Doctor. The diploma for the first degree is given after 3 years of study, the second degree is preceded by 2 years of studying according to a special curriculum. The study for a doctoral degree is available only after having a Master's degree.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.