Научная статья на тему 'К вопросу о психолого-педагогическом сопровождении процесса формирования у будущих специалистов морских профессий готовности к деятельности в экстремальных условиях'

К вопросу о психолого-педагогическом сопровождении процесса формирования у будущих специалистов морских профессий готовности к деятельности в экстремальных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ / ГОТОВНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА / ДЕЙСТВИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / ACTIONS IN EXTREME SITUATIONS / HUMAN FACTOR / SAFETY OF NAVIGATION / SPECIALIST PREPAREDNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касьянов Олег Николаевич

Одной из важнейших проблем педагогики является вопрос о готовности специалиста к решению задач, возникающих в процессе профессиональной деятельности. Автор статьи рассматривает вопрос готовности специалистов морского флота к действиям в экстремальных ситуациях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касьянов Олег Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF FORMATION OF FUTURE SPECIALISTS OF SEA PROFESSIONS OF READINESS TO ACTIVITIES IN EXTREME CONDITIONS

One of the most important problems of pedagogies is the question of specialist preparedness to solve problems arising during the professional activity. The author of the article examines the question of marine specialists preparedness to act in extreme situations

Текст научной работы на тему «К вопросу о психолого-педагогическом сопровождении процесса формирования у будущих специалистов морских профессий готовности к деятельности в экстремальных условиях»

УДК 378.6

13.00.00 Педагогические науки

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МОРСКИХ ПРОФЕССИЙ ГОТОВНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Касьянов Олег Николаевич

преподаватель

e-mail: onkasj [email protected]

Каспийский институт морского и речного

транспорта филиал ФГБОУВО «Волжский

государственный университет водного

транспорта», 414000, Россия, г. Астрахань, ул.

Никольская, 6.

Одной из важнейших проблем педагогики является вопрос о готовности специалиста к решению задач, возникающих в процессе профессиональной деятельности. Автор статьи рассматривает вопрос готовности специалистов морского флота к действиям в экстремальных ситуациях

Ключевые слова: БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ; ГОТОВНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА; ДЕЙСТВИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ; ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Doi: 10.21515/1990-4665-121-127

UDC 378.6 Pedagogical sciences

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF FORMATION OF FUTURE SPECIALISTS OF SEA PROFESSIONS OF READINESS TO ACTIVITIES IN EXTREME CONDITIONS

Kasyanov Oleg Nikolaevich educator

e-mail : onkasj [email protected]

Federal state - financed educational institution of higher education "Volga state university of water transport " Caspian institute of sea and river transport, 414000, Russia, Astrakhan, 6 Nikolskaya st.

One of the most important problems of pedagogies is the question of specialist preparedness to solve problems arising during the professional activity. The author of the article examines the question of marine specialists preparedness to act in extreme situations

Keywords: ACTIONS IN EXTREME SITUATIONS; HUMAN FACTOR; SAFETY OF NAVIGATION; SPECIALIST PREPAREDNESS

Формирование у будущих специалистов морских профессий готовности к профессиональной деятельности в экстремальных условиях напрямую связано со спецификой организации образовательной среды вуза, применяемых образовательных программ и обучающих технологий, максимально приближающих к развитию и проявлению практических навыков осваиваемой специальности. При этом особое место в реализации учебных программ занимают вопросы психолого-педагогического сопровождения практико-ориентированных программ, в которых содержатся механизмы формирования навыков и умений поведения и деятельности в специфических условиях мореплавания. Экстремальные условия являются обычным явлением в жизни специалистов морских профессий, но в каждом конкретном случае от специалиста требуется

своевременная и адекватная форма реагирования, при которой сохраняется профессионализм, а индивидуально-личностные характеристики в совокупности отражают готовность специалиста противостоять экстремальным ситуациям.

Понятие «психолого-педагогическое сопровождение» нередко описывается как «психолого-педагогическое обеспечение», включающее специфику, содержание и структуру образовательного учреждения, формы и методы учебно-воспитательной работы с обучающимися. Данные понятия интегрируют в себе сущность воспитательного процесса, когда речь идет о формировании индивидуальных особенностей личности, проявляющихся в специфических условиях деятельности, например, «несения вахты».

Под «психолого-педагогическим сопровождением» или «обеспечением» исследователи понимают особенности организации образовательного пространства высшего учебного заведения [5], педагогические условия реализации учебно-воспитательного процесса при подготовке специалистов, что включает в себя наличие определенной материально-технической базы, содержательной характеристики учебно-воспитательного процесса, профессионально-компетентные

образовательные технологии и квалификационно-оценочные требования к характеристике будущего специалиста. Вопросы педагогического сопровождения образовательного процесса, по мнению некоторых исследователей, должны быть завязаны на прикладную направленность в деятельности будущего специалиста, то есть речь идет о связи образовательных учреждений с практическими учреждениями, запросами конкретных учреждений производственной сферы.

Совершенствование процесса обучения будущих специалистов требует создания комплекса научно обоснованных форм, методов и средств, которые будут способствовать развитию творческой активности и

самостоятельности курсантов в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их в профессиональной практической деятельности. В процессе обучения специальным дисциплинам стоит задача решения двух главных дидактических задач: формирования прочных знаний, умений, навыков и совершенствования творческих способностей по их применению в служебной и практической деятельности.

К условиям эффективности процесса профессиональной подготовки специалистов морских профессий И. В. Маричев [5] относит:

- перестройку процесса подготовки специалистов, с учетом интеграции предметно-профессионального образования;

- структурное преобразование содержания, учебных планов, программ, методик и форм организации процесса повышения профессиональной квалификации преподавателей;

- использование эффективных методик и технологий повышения профессиональной квалификации, с учетом особенностей контингента обучающихся, стажа их педагогической и профессиональной деятельности, сроков подготовки, финансовой базы и т. д.

Для достижения положительных результатов в совершенствовании процесса обучения и воспитания при подготовке специалистов морских профессий необходимо обеспечить соответствующий профессорско-преподавательский состав, от научной квалификации которого зависит формирование нового поколения специалистов — образованных, воспитанных, с высоким уровнем общей и профессиональной культуры, интеллектуального развития, конкурентоспособности к активной профессиональной и социальной деятельности.

Материально-техническое обеспечение предполагает наличие учебно-тренажерного комплекса техники, лабораторного оборудования, учебно-тренировочного и других технических средств обучения, приборов, наглядных пособий, аудиторий, классов, кабинетов-лабораторий,

библиотек, преподавательских комнат, лаборантских, других учебных и учебно-вспомогательных помещений, специальных учебно-тренировочных комплексов, предназначенных для отработки задач предметно-профессиональной подготовки, учебников и учебных пособий.

Для проведения профессиональной подготовки и отработки с курсантами технических задач и экстремальных ситуаций по борьбе за живучесть корабля и т. д., предусмотренных программой обучения, факультетами обучения должна использоваться учебная база учебного заведения.

В качестве критериев сформированности уровня подготовки обучаемых выступают:

- умение применять профессиональные знания;

- уровень коммуникативной культуры;

- понимание необходимости постоянного профессионального роста;

- способность к рефлексии.

Оценка уровня подготовки является составной частью целостного педагогического процесса, что способствует ее корректировке на каждом этапе и совершенствованию форм, средств и методов обучения.

К психолого-педагогическому обеспечению процесса формирования готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности мы относим и разработку специальных технологий обучения.

В современном научном мире уделяется большое внимание понятию «технология обучения». Однако отсутствует единое мнение по определению данного понятия, что свидетельствует о том, что «технологии обучения» представляют собой большой интерес для исследования. В литературе можно встретить такие понятия, как: педагогическая технология, образовательная технология, технология воспитания и развития, но четкого разграничения между ними учеными не установлено.

Некоторые ученые понимают технологию обучения широко. В 70-х годах 20-го века американский исследователь Ф. Кумбс включил в понятие «технология обучения» - «самые различные методы, материалы, оборудование и систему снабжения — словом, все, что участвует в учебном процессе и способствует работе системы образования» [4].

В отечественной педагогике большой вклад в новое осмысление организации процесса обучения и введения в научный и практический обиход понятия «технология обучения» или «педагогическая технология» внес В. П. Беспалько, по мнению которого, педагогическая технология — это «систематичное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса». В. П. Беспалько определил «педагогическую технологию» как «проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике». Кроме того, целостность представления процесса обучения (включая деятельность обучающегося), целеположенность и обеспечение достижения поставленных целей обучения являются тремя характерными чертами технологии обучения [2].

По мнению О. Ю. Ефремова, «технология обучения» — это «система мероприятий по организации и осуществлению процесса обучения, предусматривающая определенную последовательность действий и достижение ряда целей; процесс реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющими собой систему форм, методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей» [3]. Им было предложено разделение понятия «технологии обучения» на группы по следующим параметрам: 1) по объекту воздействия (обучение курсантов, слушателей и т. д.); 2) по предметной среде (для гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных, специальных дисциплин); 3) по применяемым средствам (видеотехнические, информационные,

проблемно-деятельностные, рефлексивные и др.); 4) по организации учебной деятельности (индивидуальные, групповые, коллективные, смешанные); 5) по методической задаче (технология одного предмета, технология одного раздела дисциплины, технология одной темы и т. д.); 6) по инновационности технологии (развивающего обучения, компьютерные, дистанционного обучения, мультимедиа, модульные, интегративные и т.д.).

Особый интерес приобретают взгляды Х. Беднарчик, рассматривавшего дидактические основы модульной системы непрерывного, многоуровневого профессионального образования. По мнению Х. Беднарчик, модульная система представляет собой различные варианты и способы получения образования. Основной дидактической единицей является модуль. Его содержание зависит от закономерностей и принципов с учетом содержания труда и профессиональной деятельности специалистов. Важным условием модульной системы является наличие связи между гуманитарными и профессиональными, а так же теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками в каждом модуле и на каждом этапе обучения. «Модуль - это самостоятельная программа, дидактическая единица, состоящая из одной или множества более частных модульных единиц, цели и содержание которой интегрируются из основ различных областей науки, определяющая знания, умения и навыки, подлежащие усвоению, формированию, проверке и оценке на основе выполнения конкретных действий и операций. Модуль - это дидактический проект обучения, соединяющий содержательный и процессуальные аспекты» [1].

По нашему мнению, модульная технология позволит преобразовать новую теоретическую информацию, превратить ее в систему знаний и поможет курсанту в каждом предмете выделить тот набор особых знаний, умений, навыков и качеств, который необходим будущим морякам.

Педагогическое обеспечение необходимо рассматривать, как специально созданные педагогические условия, направленные на развитие комплексной готовности будущих морских специалистов. Учет этих условий в процессе осуществления учебно-воспитательной деятельности в условиях морского вуза, способствует успешной подготовке курсантов к выполнению их обязанностей во всех направлениях профессиональной деятельности, в повседневных и экстремальных условиях.

Формирование у будущих специалистов морских профессий готовности к профессиональной деятельности, в том числе и в экстремальных условиях, предполагает выработку определенного алгоритма. Алгоритм предполагает выявление сущностных, вариантных и инвариантных характеристик того или иного способа деятельности.

Алгоритм выступает некой постоянной составляющей модели процесса формирования комплексной готовности будущих специалистов к выполнению их профессиональной деятельности, так как выполняет поэтапный и конструктивный способ осуществления данной деятельности. Алгоритм обеспечивает оптимизацию процессов, нацеленных на достижение цели - сформированности готовности к выполнению их будущей профессиональной деятельности.

Основным звеном алгоритма эффективного профессионального самоопределения является «цикл самоопределения», центральным механизмом которого выступает акт осознания и разрешения проблемной ситуации. При оптимальном самоопределении этот цикл постоянно возобновляется, происходит пересамоопределение, что выражается в углублении самопознания специалистом своих способностей и возможностей, в понимании своего несоответствия идеальному образу профессионала, в стремлении заняться саморазвитием и самореализовываться в профессиональной деятельности.

Следовательно, алгоритм обеспечения процесса формирования готовности будущих специалистов морских профессий к профессиональной деятельности включает три этапа (рис. 1).

Выбор целей: Разработка программы

- описание проектируемого формирования

уровня сформированности готовности:

готовности к деятельности - разработка

в экстремальных условиях; качественных

- построение системной тарактеристик и

модели готовности к показателей

деятельности ; сформированности

- сравнение текущего и готовности к

проектируемого уровней деятельности в

готовности; экстремальных

- конкретизация целей на условиях;

уровне отдельных - определение

компонентов готовности; конкретных мер для

- выявление проблемного формирования

поля, постановка целей, готовности к

установление факторов, выполнению заданий в

определение способов —► экстремальных условиях

решения проблем. мореплавания.

Реализация программы формирования готовности:

- создание организационных, психолого-педагогических условий для формирования готовности к профессиональной деятельности;

- разработка инновационных технологий, обеспечивающих продуктивность формирования готовности;

- мониторинг и корректировка процесса формирования и развития готовности реализации задач экстремальной деятельности.

Рис. 1. Этапы обеспечения процесса формирования готовности к

деятельности.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

1. Большинство ученых к педагогическому обеспечению относят: научно-техническое, социально-психологическое, научное, методическое обеспечение, каждое из которых имеет собственную структуру, цель и назначение.

2. Педагогическое обеспечение рассматривается нами как специально созданные педагогические условия развития готовности будущих специалистов морских профессий, когда учитываются специфика и поведение в экстремальных ситуациях мореплавания, что

способствует успешной подготовке курсантов к выполнению их обязанностей во всех направлениях деятельности.

3. К психолого-педагогическим условиям формирования готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности мы относим: определение уровня подготовки обучаемых; специальную инженерно-техническую подготовку, психологическую адаптацию и поведение в экстремальных ситуациях; разработку специальных технологий обучения профессиональной подготовке и др.

Список литературы:

1. Беднарчик, Х. Модульная система непрерывного профессионального образования [Текст] : монографическая серия Института профессионально-технического образования / Х. Беднарчик. - Институт профессионально-технического образования РАО, 1999. - с. 153.

2. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 190 с.

3. Военная педагогика: учебник для курсантов высших военно-учебных заседений [Текст] / О. Ю. Ефремов; под ред. О. Ю. Ефремова. - СПб.: Питер, 2008. - 638 с.

4. Кумбс, Ф. Кризис образования в современном мире [Текст] / Ф. Кумбс. - М., 1970. - 130 с.

5. Маричев, И. В. Структурирование образовательного пространства как часть его системной организации: монография [Текст]. — Новороссийск : Государственный морской университет, 2012. - 107 с.

References

1. Bednarchik, H. Modul'naja sistema nepreryvnogo professional'nogo obrazovanija [Tekst] : monograficheskaja serija Instituta professional'no-tehnicheskogo obrazovanija / H. Bednarchik. - Institut professional'no-tehnicheskogo obrazovanija RAO, 1999. - s. 153.

2. Bespal'ko, V. P. Slagaemye pedagogicheskoj tehnologii [Tekst] / V.P. Bespal'ko. -M.: Pedagogika, 1989. - 190 s.

3. Voennaja pedagogika: uchebnik dlja kursantov vysshih voenno-uchebnyh zasedenij [Tekst] / O. Ju. Efremov; pod red. O. Ju. Efremova. - SPb.: Piter, 2008. - 638 s.

4. Kumbs, F. Krizis obrazovanija v sovremennom mire [Tekst] / F. Kumbs. - M., 1970. - 130 s.

5. Marichev, I. V. Strukturirovanie obrazovatel'nogo prostranstva kak chast' ego sistemnoj organizacii: monografija [Tekst]. > Novorossijsk : Gosudarstvennyj morskoj universitet, 2012. - 107 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.