Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия реализации образовательного процесса подготовки курсантов к действиям в экстремальных ситуациях'

Организационно-педагогические условия реализации образовательного процесса подготовки курсантов к действиям в экстремальных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОРСКАЯ ПРОФЕССИЯ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / АУДИТОРНАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ / MARITIME PROFESSION / EXTREME SITUATIONS / PROFESSIONAL ACTIVITIES / FACILITIES / CLASSROOM TRAINING SYSTEM CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баева Л. В., Касьянов О. Н.

В статье рассматривается проблема формирования профессиональной готовности моряков к действиям в экстремальных ситуациях, в процессе обучения в морском учебном заведении. Проблема наличия экстремальных ситуаций в морской сфере деятельности, и, как следствие риск аварийности судов, и другие специфические факторы, еще существуют и должны учитываться в педагогической деятельности преподаватели морских учебных заведений при подготовке специалистов флота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баева Л. В., Касьянов О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and pedagogical conditions of students’ training educational process realization for acting in extreme conditions

This article describes the problem of marines’ professional preparedness to actions in extreme situations during the studying in navy institution. The problem of existence of extreme events in the field of maritime activities, and as a result the risk of damaged vessels, and other specific factors still exist and must be considered in the pedagogical activity of maritime training institutions for training fleet.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия реализации образовательного процесса подготовки курсантов к действиям в экстремальных ситуациях»

Л. В. Баева, д-р филос. наук, профессор, декан факультета социальных коммуникаций, Астраханский государственный университет, О. Н. Касьянов, преподаватель, кафедра морского судовождения, Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, г. Астрахань, Россия, onkasjanov@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Морская среда — это стихия, неуправляемая и неподвластная человеку, и от того, насколько человек готов к встрече с опасностями морской профессии, зависит жизнь человека, сохранность судна и груза, перевозимого на нем. Анализ аварийных ситуаций на судах мирового флота позволяет сделать вывод о том, что знания тактики локализации аварийной ситуации, умения пользоваться средствами борьбы за живучесть судна недостаточно для уверенных, хладнокровных действий в аварийных ситуациях. Готовность курсантов к профессиональным действиям в экстремальных ситуациях во многом определяется уровнем развития качеств личности.

Последствия для судна, экипажа, окружающей среды, в результате аварийной ситуации, скоротечность периода принятия правильного решения для ее локализации, и напряженный, подчас ожесточенный характер выполнения задач в экстремальных ситуациях, с реальной угрозой для жизни, не позволяют надеяться на то, что сформированные в повседневных условиях умения и навыки постепенно приобретут необходимую устойчивость в ходе последующей

Готовность курсантов к профессиональным действиям

в экстремальных ситуациях во многом определяется уровнем развития качеств личности.

работы на судах. Осваиваемые экипажем судна умения и навыки должны приобретать данные свойства к воздействию факторов чрезвычайной ситуации еще до начала таковой, что и имеет своей целью процесс подготовки курсантов морских учебных заведений к действиям в экстремальных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности морских специалистов. Образование в вузе выполняет функцию не только подготовки специалиста новой эпохи, = но и формирует сознательную (в том числе экологическую, информационную, профессиональную) ответственность работника, которому предстоит жить и трудиться в условиях возрастающих глобальных рисков1.

Профессиональная деятельность специалистов флота представляет собой систему взаимосвязанных действий, осуществляемых для достижения общественно значимых целей (перевозка грузов, морские научные исследования, промысел биоресурсов, добыча полезных ископаемых и углеводородного сырья на морском шельфе и пр.), обеспечение при этом требований охраны окружающей среды, пожарной безопасности, безопасной эксплуатации судов и мор-

ских объектов, и иных задач, осуществляется на акватории морей и океанов, в различных физико-географических климатических поясах, не всегда благоприятных. В связи с этим морскую про- =

фессиональную деятельность можно признать экстремальной2.

Специфика профессиональной деятельности морских специалистов определяется, в первую очередь тем, что в ней:

— работа осущест- = вляется в неестественной для человека среде обитания;

— повышенная моральная, психическая и физическая нагрузка;

— особое место занимают требования к способностям проявлять самостоятельность и инициативность;

— используются технические средства, определяющие специальную техническую подготовленность специалистов флота.

Специфические особенности профессиональной деятельности свидетельствуют

Образование в вузе выполняет функцию не только подготовки

специалиста новой эпохи, но и формирует сознательную ответственность работника, которому предстоит жить и трудиться в условиях возрастаю щих глобальных рисков

ществления на практике. Профессионализм морского специалиста характеризуется не только значительной физической, моральной выносливостью, техническими и познавательными возможностями, но и готовностью к действиям в сложной психологической обстановке, преодолению экстремальных ситуаций и самопожерт-вованию3.

Результативность профессиональной дея-= тельности тесно взаимосвязана с практической, физической и психологической подготовленностью моряка. Непредсказуемостью реакции человека на изменение внешних условий определяют необходимость целенаправленного создания специальных педагогических условий в образовательном процессе подготовки курсантов морских учебных заведений, которые способствуют решению задач по формированию умений и навыков, развитию физических качеств и профессиональной готовностью к действиям в экстре-

о высокой степени экстремальности ее осу- мальным ситуациях.

В процессе физической подготовки курсантами реализуются задачи формирования сенсорно-моторных качеств, развития устойчивости к физическим нагрузкам, воспитания волевой устойчивости. Кроме того, физическая подготовка способствует развитию психофизических механизмов, которые обеспечивают возможности организма человека быстро изменять структуру деятельности, ускорить мыслительную деятельность, повысить качество восприятия внешней ситуации. В процессе занятий физическими упражнениями совершенствуется устойчивость к экстремальным ситуациям, развивается нервно-психическая выносливость, приобретается опыт эмоционально-волевого поведения. Необходимо включение в занятия по физической подготовке специальных средств и условий, характеризующихся воссозданием судовых конструкций и выполнение физической нагрузки (упражнений) в условиях судна (например, одно из цикла упражнений — «Полоса препятствий ВМФ»).

Таким образом, важнейшим организационно-педагогическим условием реализации образовательного процесса подготовки курсантов морских учебных заведений к действиям в экстремальных ситуациях на судне является необходимость разработки специальных упражнений физической культуры, которые бы отвечали требованиям развития физических качеств, формирования специальных двигательных умений, навыков, устойчивости к стрессам и внешним раздражителям.

Однако использование только средств физической культуры в учебном процессе не дает должного эффекта в уровне профессиональной подготовки курсантов. Достижение необходимой степени формирования готовности к действиям в аварийных ситуациях требует создания учебной обстановки, где важнейшим элементом является создание ситуаций затруднений, близких по значению экстремальным. Данную задачу могут решать тренажерные модули4.

Процесс решения задач должен включать групповое обсуждение: каждый курсант самостоятельно находит оптимальный с его точки зрения вариант выхода из предлагаемых в задаче экстремальных условий.

Используемые тренажеры при подготовке будущих специалистов должны:

— быть подходящими для конкретных целей и задач подготовки;

— воспроизводить эксплуатационные

возможности соответствующего судового оборудования на уровне реальности, соответствующей целям подготовки, включая возможные ограничения и ошибки такого оборудования;

— иметь достаточный поведенческий реализм, позволяющий проходящему обучение лицу получить навыки, соответствующие целям обучения;

— обеспечить контролируемую эксплуатационную среду, способную воспроизводить большое разнообразие условий, которые могут включать аварии, опасные или необычные ситуации, относящиеся к целям подготовки;

— обеспечить связь, с помощью которой лицо, проходящее подготовку, может взаимодействовать с оборудованием, воспроизводимой окружающей средой;

— позволять инструктору контролировать, наблюдать и регистрировать задания для эффективного заслушивания отчета лиц, проходящих подготовку5.

Техническое оснащение судов новыми приборами и системами обеспечивает безопасность плавания, но техника сама по себе не работает, ее обслуживает человек, таким образом, знание физических основ работы технических средств, умение грамотно обслуживать технику, используя все ее возможности, является значительным фактором предупреждения экстремальности судовождения. Следовательно, вторым условием осуществления специальной подготовки курсантов к действиям в экстремальных условиях важно считать умение использовать технические средства в учебном процессе при использовании ее в повседневной и экстремальной обстановке. Понимание сущности этой проблемы связано с тем, что человек всегда должен осознавать свое главенствующее положение над техникой.

Учитывая индивидуальные особенности поведения курсантов в экстремальных

ситуациях, для подготовки их к действиям в данных условиях, к решению задач формирования личности в учебно-воспитательном процессе, необходимо использовать в обучении курсантов принципы индивидуального подхода и оптимальной физической и психической нагрузки. Следовательно, третьим условием реализации подготовки курсантов к действиям в экстремальных условиях является необходимость ориентации на индивидуальные особенности обучающихся, и создание условий для формирования их личных качеств, определяющих индивидуальный стиль

деятельности, социальные установки и отношения к экстремальным условиям труда, т. е. достижение определенного уровня компетентности6.

В целом аудиторная система подготовки курсантов к действиям в экстремальных условиях (рис. 1) должна включать три формы занятий:

а) теоретические;

б) практические;

в) контрольные.

Основными средствами обучения необходимо считать создание экстремальных условий, сходных с судовыми и включен-

Рис. 1. Аудиторная система подготовки курсантов к действиям в экстремальных условиях

ных в комплекс средств физической культуры, практических занятий с техническими средствами и на тренажерных модулях, а также преодоление экстремальных ситуаций, возникающих в море и на судне (модели оптимальных способов преодоления экстремальных ситуаций, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося).

Планируя занятия, необходимо соблюдать следующие условия:

1) теоретические занятия:

— целью является формирование специальных знаний об экстремальных условиях и способах их успешного преодоления;

— учебный материал составляют теоретические модели экстремальных условий и способов их преодоления в виде интеллектуальных задач;

— основными методами обучения следует считать групповую форму проведения занятий;

— процесс решения задач должен включать групповое обсуждение: каждый курсант самостоятельно находит оптимальный с его точки зрения вариант выхода из предлагаемых в задаче экстремальных условий;

— обсуждение принятого решения может осуществляться как группой курсантов, так и отдельно с каждым из них преподавателем;

— в теоретических занятиях следует использовать те модели экстремальных ситуаций, которые планируется использовать в качестве учебного материала в практических занятиях.

2) практические за- = нятия:

— целью является закрепление знаний и формирование умений и навыков по преодолению экстремальных условий; осуществление контроля и коррекция усвоения; диагностика

реального уровня готовности к действиям в экстремальных условиях;

— учебный материал составляют практические модели экстремальных условий

Человек всегда должен осознавать свое главенствующее положение над техникой.

Знание физических основ работы технических средств, умение грамотно обслуживать технику, используя все ее возможности, является значительным фактором предупреждения экстремальности судовождения.

и модели уровня готовности к действиям в них;

— основным методом обучения считается практический метод;

- — практические модели экстремальных условий включаются как структурный элемент на занятиях по физической культуре, освоения технических средств и на тренажерном модуле, при условии их соответствия теоретическим моделям и неожиданности возникновения для курсантов в качестве препятствий;

— на каждом занятии рекомендуется использовать две, три ситуации;

— диагностика уровня подготовленности курсантов к действиям в экстремальных условиях проводится с помощью экспертной оценки соответствия достижений обучающихся.

3) контрольные занятия:

— целью является оценка готовности курсантов к действиям в экстремальных условиях;

— используемый материал определяется моделированием оценки подготовленности обучающихся к действиям в экстремальных условиях (образовательный стандарт), теоретические и практические модели возможных экстремальных условий;

— оценка уровня подготовленности курсантов к действиям в экстремальных условиях проводится в двух направлениях:

а) оценка знаний об экстремальных условиях и способах их преодоления в виде теоретического зачета (экзамена);

б) оценка умений преодолевать экс-

= тремальные ситуации — в учебных лабораториях (на тренажерных модулях).

Безопасность мореплавания является социально-мировой проблемой и в сфере профессиональной подготовки морских специалистов, что требует сформированной готовности к действиям в экстремальных ситуациях, определяемой Международными Конвенциями. Системный подход

к профессиональной подготовке курсантов высших морских учебных заведений обуславливает формирование готовности к действиям в экстремальных ситуациях — как одну из основных целей процесса обучения.^

1. Баева Л. В. Перспективы развития гуманитарного образования в информационном мире // Многоуровневая подготовка в вузе: современные проблемы, инновационные технологии обучения. Материалы III научно-методической конференции (г. Астрахань, 29-30 марта 2011 г.). — Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2011. С. 104-108.

2. Касьянов О. Н. Педагогические проблемы формирования специальных качеств у курсантов морских учебных заведений в процессе обучения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции (г. Новосибирск, 10 июля 2010 г.) / Под общ. ред. С. С. Чернова. — Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010.

3. Kasyanov O. N. Pedagogical aspect of emergency case as part of the training cadets of sea educational institutions / The work was submitted for the International Scientific Conference «Innovative

directions of the professional training», India (Goa), 16-27th of February 2011, came to the editorial office on 13.01.2011 // International journal of applied and fundamental research. 2011. № 6. P. 61-62.

4. Касьянов О. Н., Рыкова Б. В. Использование тренажерного модуля в подготовке будущих специалистов морского флота к действиям в экстремальных ситуациях // Инновационное образование: практико-ориентированный подход в обучении: материалы IV Международной научно-методической конференции (г. Астрахань, 17 апреля 2012 г.) / отв. ред. Г. П. Стефанова. — Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2012. С. 266-268.

5. Международная конвенция о подготовке и ди-пломировании моряков и несении вахты 1978 г (ПДМНВ-78) с поправками (консолидированный текст) = International Convention on Standards of Training, Certification and Watch keeping for Seafarers, 1978 (STCW 1978), as amended (consolidated text). - СПб.: ЗАО ЦНИИМФ, 2002.

6. Рыкова Б. В. Профессиональная компетентность: акмеологический подход к содержанию понятия // Инновационные технологии в образовании—2011. Материалы международной научно-методической конференции. — Иваново: Издательство «ИГХТУ», 2011. С. 127-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.