Научная статья на тему 'Практика формирования личностной готовности курсантов морского вуза к действиям в аварийных ситуациях в процессе изучения конвенционных дисциплин'

Практика формирования личностной готовности курсантов морского вуза к действиям в аварийных ситуациях в процессе изучения конвенционных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ / EMERGENCY / ДЕЙСТВИЯ / ACTION / ИЗУЧЕНИЕ / STUDY / КОНВЕНЦИОННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / CONVENTIONAL DISCIPLINE / КУРСАНТ МОРСКОГО ВУЗА / CADET OF MARITIME UNIVERSITY / ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ / PERSONAL READINESS / ПРОЦЕСС / PROCESS / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томилин А. Н., Туктаров Р. Р.

Наметившаяся тенденция роста аварий на судах морского транспорта, показывает, что большая часть из них происходит по вине человеческого фактора. Среди причин ошибочных действий персонала судов доминируют недостаточная профессиональная компетентность и низкий уровень личностной готовности к действиям в аварийных ситуациях. Личностная готовность моряка к действиям в аварийных ситуациях включает высокую профессиональную компетентность (знаниевый компонент), определенный уровень развития мотивационной сферы (мотивационный компонент), оперативные и умелые действия и поведение (деятельностный компонент), единство которых, обеспечивает результативность действий личности в аварийной ситуации. В статье анализируется практика формирования у курсантов морского вуза личностной готовности к действиям в аварийных ситуациях в процессе проведения теоретических и практических занятий по конвенционной подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Томилин А. Н., Туктаров Р. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF FORMING OF PERSONAL READINESS OF CADETS OF A MARITIME UNIVERSITY TO ACT IN EMERGENCY SITUATIONS IN THE PROCESS OF STUDYING THE CONVENTION DISCIPLINES

The trend of growth of accidents on marine transport vessels shows that most of them occur due to human error. Among the reasons of erroneous actions of the personnel of the courts is dominated by the lack of professional competence and a low level of personal readiness to act in emergency situations. The personal readiness of the sailor to act in emergencies includes high professional competence (knowledge component), a certain level of development of motivational sphere (motivational component), the prompt and skilful actions and behavior (active component), the unity of which provides the performance of the individual's actions in an emergency. The article analyzes the practice of formation at cadets of a maritime university personal preparedness for emergency situations in the process of conducting theoretical and practical training in conventional training.

Текст научной работы на тему «Практика формирования личностной готовности курсантов морского вуза к действиям в аварийных ситуациях в процессе изучения конвенционных дисциплин»

4. Пермякова М.Ю. Повышение функционально-графической грамотности обучающихся с использованием взаимопереходов различных типов моделей функциональной зависимости. Перспективы науки. 2013; 6 (45): 22 - 25.

5. Пермякова М.Ю. Формирование функционально-графической грамотности учащихся основной школы в процессе обучения математике. Диссертация... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2015.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya: ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897. Ministerstvo obrazovaniya i nauki. Moskva: Prosveschenie, 2010.

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Moskva, 2002. Available at: http://www.standart. edu.ru. - 11.03.2017

3. Primernaya programma srednego (polnogo) obschego obrazovaniya po matematike (profil'nyj uroven'). Matematika. 2014; 15: 4 - 10.

4. Permyakova M.Yu. Povyshenie funkcional'no-graficheskoj gramotnosti obuchayuschihsya s ispol'zovaniem vzaimoperehodov razlichnyh tipov modelej funkcional'noj zavisimosti. Perspektivy nauki. 2013; 6 (45): 22 - 25.

5. Permyakova M.Yu. Formirovanie funkcional'no-graficheskoj gramotnosti uchaschihsya osnovnoj shkoly v processe obucheniya matematike. Dissertaciya... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2015.

Статья поступила в редакцию 06.04.17

УДК 656.51.08

Tomilin A.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Life Safety, State Marine University n.a. Admiral F.F. Ushakov, (Novorossiysk), E-mail: www.aumsu.ru

Tuktarov R.R., Cand. of Sciences (Engineering), Head of Department of Life Safety, State Marine University n.a. Admiral F.F. Ushakov, (Novorossiysk), E-mail: www.aumsu.ru

PRACTICE OF FORMING OF PERSONAL READINESS OF CADETS OF A MARITIME UNIVERSITY TO ACT IN EMERGENCY SITUATIONS IN THE PROCESS OF STUDYING THE CONVENTION DISCIPLINES. The trend of growth of accidents on marine transport vessels shows that most of them occur due to human error. Among the reasons of erroneous actions of the personnel of the courts is dominated by the lack of professional competence and a low level of personal readiness to act in emergency situations. The personal readiness of the sailor to act in emergencies includes high professional competence (knowledge component), a certain level of development of motivational sphere (motivational component), the prompt and skilful actions and behavior (active component), the unity of which provides the performance of the individual's actions in an emergency. The article analyzes the practice of formation at cadets of a maritime university personal preparedness for emergency situations in the process of conducting theoretical and practical training in conventional training.

Key words: emergency, action, study, conventional discipline, cadet of maritime university, personal readiness, process, formation.

А.Н. Томилин, д-р пед. наук, проф. каф. Безопасности жизнедеятельности, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru

Р.Р. Туктаров, канд. техн. наук, нач. каф. Безопасность жизнедеятельности, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru

ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА К ДЕЙСТВИЯМ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КОНВЕНЦИОННЫХ ДИСЦИПЛИН

Наметившаяся тенденция роста аварий на судах морского транспорта, показывает, что большая часть из них происходит по вине человеческого фактора. Среди причин ошибочных действий персонала судов доминируют недостаточная профессиональная компетентность и низкий уровень личностной готовности к действиям в аварийных ситуациях. Личностная готовность моряка к действиям в аварийных ситуациях включает высокую профессиональную компетентность (знаниевый компонент), определенный уровень развития мотивационной сферы (мотивационный компонент), оперативные и умелые действия и поведение (деятельностный компонент), единство которых, обеспечивает результативность действий личности в аварийной ситуации.

В статье анализируется практика формирования у курсантов морского вуза личностной готовности к действиям в аварийных ситуациях в процессе проведения теоретических и практических занятий по конвенционной подготовке.

Ключевые слова: аварийные ситуации, действия, изучение, конвенционные дисциплины, курсант морского вуза, личностная готовность, процесс, формирование.

Служба на морском транспорте почетная, полезная и необходимая для страны и общества деятельность. Сегодня около 80% всех мировых грузов, необходимых для жизнедеятельности государств и народов, перевозятся на морских судах.

Вместе с тем, морской труд, морские профессии связаны с риском для жизни моряков. Ежегодно, в мире, в результате катастроф, аварий и нарушений требований техники безопасности погибают более 2000 моряков, уходят в пучину океанов и морей более 100 судов, водоизмещение которых составляет более 500 р.т. [1].

Сложной остается аварийная обстановка и на отечественных судах морского транспорта. Только за последние семь лет, с 2010 года по 2017 год, на судах, плавающих под флагом Российской Федерации, экипажами судов было допущено 416 аварийных случаев (АС). За этот же период на российских судах погибло 250 моряков [2].

Итак, актуальность рассматриваемой темы обусловлена следующими факторами:

- непрекращающейся аварийностью судов и гибели членов экипажа;

- наметившейся тенденцией роста количества аварийных случаев на судах морского транспорта (2012 г. - 25 АС, 2013 г. -43 АС, 2014 г. - 45 АС, 2015 г. - 72 АС, 2016 г. - 82 АС);

- высокой долей аварий, произошедших по вине членов экипажа судов (более 80%).

Такая печальная статистика свидетельствует о низком уровне личностной готовности членов экипажа к грамотным и решительным действиям в аварийных ситуациях. Сложившееся положение дел требует проведения внимательного анализа качества и результативности подготовки курсантов в морских учебных заведениях, формирования у них высокого уровня личностной готовности к действиям в аварийных ситуациях в процессе изучения конвенционных дисциплин.

Под термином конвенционные дисциплины понимается изучаемые в морских учебных заведениях дисциплины, установленные к обязательному изучению Международной морской

организацией (1МО) и регламентированные Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (Конвенция ПДНВ) 1978 года с поправками [3].

Реализуя требования Международной конвенции ПДНВ-78 с поправками, руководством морского транспорта России, учеными и профессорско-преподавательским составом морских учебных заведений, процессу формирования личностной готовности будущих морских специалистов уделяется очень серьезное внимание.

Проблемы формирования личностной готовности курсантов-моряков к действиям в аварийной ситуации исследовали такие ученые как В.Г. Андреннков, В.И. Дмитриев, В.Л. Григорян, С.В. Козик, В.А. Никитин, Г.Г. Фадеев, Ю.В. Цитрик, О.Н. Касьянов и др.

По мнению специалистов морского транспорта, готовность к профессиональной деятельности представляет собой совокупный потенциал личности в освоении различных компетенций конкретного вида труда; умение владеть предметно-орудийной деятельностью с точки зрения конечного продукта. В то же время для будущих специалистов морских профессий формирование готовности к деятельности является актуальной учебно-воспитательной задачей, реализуемой в условия профессионального обучения и воспитания [4; 5].

Следовательно, процесс формирования личностной готовности курсантов морского вуза к действия в аварийной ситуации представляет собой целенаправленную, систематизированную и последовательную образовательную деятельность по вооружению учащихся необходимыми знаниями и умениями, воспитанию и развитию у будущих морских специалистах необходимых профессионально-деловых и морально-психологических качеств личности, мотивационных установок, способностей, навыков, обеспечивающих им возможность грамотно, оперативно, решительно и эффективно действовать в сложной аварийной обстановке, принимать обдуманное решение, позволяющее не допустить развития аварийных событий или локализовать аварию, уменьшить вред и последствия от случившегося.

Итак, личностная готовность курсанта-моряка как будущего члена экипажа представляет собой комплекс знаниевого, моти-вационного и деятельностного компонентов, единство и высокий уровень которых, обеспечивает результативность действий личности в аварийной ситуации.

Как же достигается в процессе обучения в морском вузе высокий уровень личностной готовности курсанта к действиям в аварийных ситуациях?

В соответствии с программой обучения в морском вузе курсанты плавательных специальностей проходят обучение на кафедре Безопасность жизнедеятельности, где проходят специфическую подготовку по действиям в аварийных и чрезвычайных ситуациях. Для этих целей они изучают пять дисциплин: «Начальная подготовка по безопасности» - 58 часов; «Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам, спасательным плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными дежурными шлюпками» - 32 часа; «Подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе» - 38 часов»; «Подготовка по охране (для лиц, имеющих назначенные обязанности по охране» - 16 часов; «Подготовка по оказанию первой помощи» - 30 часов. Итого -174 часа. Из них: теоретические занятия - лекции - 85 часов, практические занятия - 79 часов, итоговый контроль - 10 час.

По каждой дисциплине разработаны в соответствии с ФГОС ВО и Примерными дополнительными профессиональными программами, утвержденными должностными лицами Министерства транспорта РФ, Рабочие программы и Электронные учебно-методические комплексы, корректируемые ежегодно. Рабочие программы согласовываются с начальником выпускной кафедры «Судовождения» и утверждаются деканом факультета ЭВТ и Св.

По каждой дисциплине подготовлены и изданы учебные пособия и учебно-методические пособия. Среди них: учебные пособия «Судовые спасательные средства», «Спасательные средства транспортного флота», «Конвенционная подготовка в вопросах и ответах», «Терроризм - реальная угроза безопасности современному миру» и др.

В интересах более углубленного изучения курсантами наиболее важных учебных тем, таких как «Эвакуация с гибнущего судна», «Способы личного выживания», «Действия судоводителей в критических и экстремальных ситуациях», «Конкретизированные обязанности должностных лиц судна» и др., сотрудниками кафедры подготовлены и изданы учебно-методические пособия, позволяющие курсанту самостоятельно и в более пол-

ном объеме овладеть необходимыми знаниями, подготовиться к зачету или экзамену.

Лекционные занятия проводятся в больших лекционных залах (аудиториях) как правило, интерактивным методом, с применение специализированной видеотехники, демонстрацией учебных фильмов по изучаемой теме и т. п. Практические и лабораторные занятия проводятся на базе Берегового учебно-тренировочного центра, а также в четырех специализированных кабинетах, имеемых на кафедре: специалиста спасательных средств, специалиста по борьбе с пожаром, медицинской помощи, технике безопасности и охраны труда. К проведению практических занятий привлекаются опытные инструкторы и учебные мастера.

Логика проводимых занятий предусматривает следующую цепочку: теоретическое занятие (лекция) - отработка практических навыков и умений - самостоятельная подготовка.

Система проведения лекций предусматривает:

- ознакомление с вопросами и целями занятий;

- акцентирование внимания на состояние аварийности, причинах аварий, роли человеческого фактора;

- доведение требований руководящих документов ИМО и РФ по изучаемой теме;

- освещение сущности и особенностей каждого вопроса плана лекции;

- разбор конкретного аварийного случая;

- раскрытие опыта судовладельческих компаний и экипажей судов в части касающейся учебной темы;

- предложение рекомендаций как лучше действовать в той или иной аварийной ситуации;

- заключение, доведение общих выводов, ответы на возникшие вопросы курсантов.

Как правило, каждое занятие сопровождается демонстрацией эпизодов из учебных и документальных фильмов, показом сюжетов из практики деятельности транспортного флота, с кратки пояснением достоинств и недостатков, того или иного события.

Практические и лабораторные занятия начинаются с обязательного инструктажа по технике безопасности, предусматривающую роспись каждого курсанта в соответствующий Журнал о том, что он прошел такой инструктаж. Это не только дисциплинируют курсантов, но и приучает будущего специалиста к необходимости так действовать на судне.

В процессе практического занятия курсанты знакомятся с конструкцией, оборудованием, материальной частью, снабжением, спасательных средств, пожарных средств, медицинской аптечкой, инструкциями по эксплуатации, правилами и последовательностью действий в случае пожара, появлении пробоины и поступления воды, несчастным случаем с человеком, необходимостью покинуть тонущее судно.

Каждое занятие завершается проведением тщательного разбора, в ходе которого курсанты узнают о положительных моментах при отработке учебной темы, а также имеемых недостатках. Особо персонально выделяются те курсанты, которые не справились с заданием, не овладели необходимыми навыками и умениями. Им конкретно доводится их персональные ошибки и рекомендуется время для повторной отработке данной темы.

По результатам каждого практического или лабораторного занятия курсант получает персональную оценку.

Для тех курсантов, кто отсутствовал на занятиях, проводятся дополнительные занятия в послеобеденное время.

По каждой дисциплине курсанты пишут и защищают реферат. Тематика рефератов ежегодно изменяется и дополняется, а затем утверждается на заседании кафедры.

Преподаватели не менее 2-3 раз за семестр проверяют конспекты курсантов, убеждаясь, что каждая тема отработана.

В педагогической практике применяются также следующие формы и методы работы с курсантами: беседы, индивидуальные и коллективные консультации, фиксированные выступления, контрольные летучки, контрольное тестирование. Перед курсантами регулярно выступают бывшие выпускники, капитаны судов, ветераны транспортного флота.

Значительную роль в повышении уровня знаний курсантов оказывают научные конференции «Наука - молодым», проводимые ежегодно. Созданная подсекция «Безопасность жизнедеятельности и охрана труда на судах» позволяет заслушивать ежегодно более 20 научных докладов, большинство из которых затем публикуются в выпускаемом университетском сборнике.

Курсанты принимают деятельное участие в проводимых на кафедре научных исследованиях. Они являются активными участниками экспериментов, действенными помощниками

Таблица 1

Средняя оценка успеваемости курсантов по конвенционным дисциплинам (очная форма обучения)

Учебная дисциплина Учебный год

2013 2014 2015 2016 2017

НПБ 3,65 3,72 3,9 4,0 4,1

Подготовка ССШиП 3,7 3,75 4,02 4,1 4,2

Подготовка БПРП 3,5 3,58 3,72 3,8 3,94

Первая помощь 3,8 3,85 3,93 3,96 4,04

Подготовка по охране 3,8 3,82 3,86 4,0 4,1

в обработки эмпирического материала, технической обработке результатов опытно-экспериментальной работы. Наиболее подготовленные под руководством преподавателей кафедры участвуют в подготовке и проведении экспериментов, сами проводят анкетирование и тестирование курсантов. Часть из них потом продолжают свою научную деятельность в аспирантуре.

Согласно рабочей программе, по таким дисциплинам как «Подготовка специалиста по спасательным шлюпками, спасательным плотам и дежурным шлюпкам, не являющиеся скоростными дежурными шлюпками» и «Подготовка к борьбе с пожаром по расширенной программе» на последних занятиях проводятся специализированные учения. Курсанты в индивидуальных спасательных средствах, последовательно, сами производят спуск спасательных шлюпок и плотов; заходят в задымленных помещения, где осуществляют поиск пострадавших и их эвакуацию из района пожара в безопасное место, осуществляют при необходимости первичные мероприятия по возвращению к жизни.

Процесс обучения по всем конвенционным дисциплинам завершается проведением письменного экзамена, для проведения которого учебным планом предусмотрено 2 часа. Каждый курсант, прошедший соответствующее обучение и сдавший экзамен получает установленный иМо специальный сертификат, срок действия которого - пять лет. Такой сертификат, подтверждает, что его обладатель прошел установленную подготовку и готов к определенным повседневным действиям на судне, а также, действиям в аварийной и чрезвычайной ситуации.

Библиографический список

Результаты обучения курсантов, за последние пять лет, по конвенционным дисциплинам (общая средняя оценка) сведены в таблицу 1.

Анализ табл. 1 показывает, что за последние пять лет при изучении конвенционных дисциплин наблюдается тенденция повышения успеваемости обучающихся, что свидетельствует о повышении требовательности со стороны преподавателей кафедры и более серьезном отношении самих курсантов к формируемым профессиональным компетенциям и уровню формирования личностной готовности к действиям в аварийных ситуациях.

Таким образом, можно констатировать:

1. Практика подготовки курсантов морского вуза по конвенционным дисциплинам соответствует требованиям ИМО и позволяет сформировать достаточно высокий уровень готовности учащихся к будущей профессиональной деятельности, действиям в аварийной ситуации.

2. Целесообразно в интересах совершенствования процесса обучения учащихся морских вузов и их подготовки к действиям в аварийной ситуации включить в рабочие программы по конвенционным дисциплинам такую форму обучения как комплексное учение по действиям в аварийной ситуации. Такие учения следует проводить на базе Берегового учебно-тренировочного центра с проверкой в динамике качества действий курсантов по охране судна, по спуску коллективных спасательных средств, по подъему из воды выпавшего человека за борт, по тушению пожара, поиску пострадавших в задымленных помещениях, оказанию первой медицинской помощи.

1. Томилин А.Н. Особенности формирования личностной готовности курсантов морского вуза к действиям в аварийной и экстремальной ситуации. Модернизация современного общества: проблемы, пути развития и перспективы: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. Ставрополь: Логос, 2017: 21 - 27.

2. Сведения об аварийности с судами, плавающими под флагом Российской Федерации, на море (Статистические сведения Ространснадзора). Available at: http://sea.rostransnadzor.ru/funktsii/rassledovanie-transportny-h-proisshes/analiz-i-sostoyanie-avarijnosti

3. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несения вахты 1978 года (ПДНВ-78 с поправками). Санкт-Петербург: ЦНИИМФ, 2016.

4. Дьяченко М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. Минск: Издательство «Университетское», 1985.

5. Ильин А.А. Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях. Москва: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001.

References

1. Tomilin A.N. Osobennosti formirovaniya lichnostnoj gotovnosti kursantov morskogo vuza k dejstviyam v avarijnoj i 'ekstremal'noj situacii. Modernizaciya sovremennogo obschestva: problemy, puti razvitiya i perspektivy: sbornik statej VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Stavropol': Logos, 2017: 21 - 27.

2. Svedeniya ob avarijnosti s sudami, plavayuschimi pod flagom Rossijskoj Federacii, na more (Statisticheskie svedeniya Rostransnadzora). Available at: http://sea.rostransnadzor.ru/funktsii/rassledovanie-transportny-h-proisshes/analiz-i-sostoyanie-avarijnosti

3. Mezhdunarodnaya konvenciya o podgotovke i diplomirovanii moryakov i neseniya vahty 1978 goda (PDNV-78 s popravkami). Sankt-Peterburg: CNIIMF, 2016.

4. D'yachenko M.I. Gotovnost'k deyatel'nosti vnapryazhennyh situaciyah. Psihologicheskij aspekt. Minsk: Izdatel'stvo «Universitetskoe», 1985.

5. Il'in A.A. Shkola vyzhivaniya pri avariyah i stihijnyh bedstviyah. Moskva: Izdatel'stvo 'EKSMO-Press, 2001.

Статья поступила в редакцию 07.04.17

УДК 378.18

Ulanov D.V., adjunct, Department of Pedagogy, Military University of Ministry of Defense (Russia), E-mail: [email protected]

HISTORICO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF EDUCATION OF VIGILANTE SERVICEMEN OF THE STRATEGIC MISSILE FORCES. The article considers a concept of "vigilance" in the works of Russian researchers. The work presents a general pedagogical analysis of the historical stages of formation of vigilance, as the most important individual qualities of soldiers, who fulfill combat duty. The paper highlights key points of each stage, proves their relationship and unity. The researcher shows that the education of military vigilance throughout the history of the existence and development of the armed forces gave importance to all known commanders and warlords. The article notes the need for the support of historical facts during the formation of the vigilance of a soldier. The author examines the nature and structure of vigilance, its contents and specificity of expression, as one of the most important competencies, while performing military service and combat missions.

Key words: alertness, historical analysis, relevance, serviceman.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.