Научная статья на тему 'Актуальность культурной компоненты в социальном взаимодействии субъектов образования'

Актуальность культурной компоненты в социальном взаимодействии субъектов образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНКУЛЬ-ТУРАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ / КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА / SOCIAL COOPERATION / SOCIAL-CULTURAL APPROACH / PROFESSIONAL INTRODUCTION IN THE CULTURE OF EDUCATION / CULTURAL-CREATIVE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ишкова Л. В., Кривых С. В.

В статье представлены результаты научного исследования специфики социокультурного подхода к анализу процесса социального взаимодействия субъектов образования. Тщательная проработка социокультурного подхода позволяет сформулировать принципы, конкретизирующие это подход, помогающие сформировать представление об обществе взаимодействующих индивидов как целостной социокультурной системе, а также более четко осмыслить проблемы социокультурной трансформации субъектов образования. Авторы успешно преломляют теорию социокультурного подхода через проблемы высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELEVANCE OF CULTURAL COMPONENTS IN THE SOCIAL INTERACTION OF THE SUBJECTS OF EDUCATION

The paper present the results of scientific research on the specifics of the sociocultural approach to the analysis of the process of social interaction of the subjects of education. A thorough study and use of the sociocultural approach allowed formulating principles that help presenting the understanding of the society consisting of interacting individuals as a whole sociocultural system. The authors successfully apply the theory of the sociocultural approach to the problems of higher education school. The structural elements of the culture-forming space in this work are named to be: information space, activity space, ecological space, pedagogical space, research space, carrier-orientating space, axiological space and some other elements. At the end of the paper, the researchers underline that the conditions of culture-forming paradigm lead to changes of the type of socialization and more humanistic social conscience.

Текст научной работы на тему «Актуальность культурной компоненты в социальном взаимодействии субъектов образования»

Bibliography

1. Vanchakova, N.P. Posobie dlya vracheyj-internov I N.P. Vanchakova, V.A. Khudik, V.A. Rodionova, I.V. Teljnyuk, N.A. Panina. - SPb., 2007.

2. Vanchakova, N.P. Pedagogika: uchebnihyj kurs dlya aspirantov medicinskogo vuza I N.P. Vanchakova, V.A. Khudik, V.A. Rodionova, I.V. Teljnyuk, N.A. Panina I pod red. N.P. Vanchakovoyj, I.V. Teljnyuk. - SPb., 2008.

3. Vanchakova, N.P. Pedagogika: uchebnihyj kurs dlya vracheyj-ordinatorov I N.P. Vanchakova, V.A. Khudik, V.A. Rodionova, I.V. Teljnyuk, N.A. Panina. - SPb., 2010.

4. Vanchakova, N.P. Izuchenie i korrekciya motivacii obucheniya u studentov medicinskogo vuza kuratorami uchebnoyj gruppih I N.P. Vanchakova, I.V. Teljnyuk, V.A. Khudik II Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. - 2011. - Vihp. 4. - Ser. 12: Psikhologiya, sociologiya, pedagogika.

5. Vanchakova, N.P. Psikhologiya i pedagogika: ucheb. posob. dlya prepodavateleyj medicinskogo vuza I N.P. Vanchakova, I.V. Teljnyuk, V.A. Khudik. - SPb., 2014.

6. Teljnyuk, I.V. Rolj pedagogiki v povihshenii kvalifikacii vracheyj na ehtape postdiplomnogo obucheniya II Chelovek i obrazovanie: Institut pedagogicheskogo obrazovaniya i obrazovaniya vzroslihkh RAO. - 2013. - № 4(37).

7. Khudik, V.A. Osobennosti prepodavaniya i psikhologo-pedagogicheskaya kharakteristika motivacii ucheniya u inostrannihkh studentov medicinskogo vuza I V.A. Khudik, I.V. Teljnyuk, A.G. Shevaldin II Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. - 2013. - № 4. - T. 5. - Psikhologiya.

Статья поступила в редакцию 20.11.14

УДК 378. 147

Ishkova L.V., Krivykh S.V. THE RELEVANCE OF CULTURAL COMPONENTS IN THE SOCIAL INTERACTION OF THE SUBJECTS OF EDUCATION. The paper present the results of scientific research on the specifics of the sociocultural approach to the analysis of the process of social interaction of the subjects of education. A thorough study and use of the sociocultural approach allowed formulating principles that help presenting the understanding of the society consisting of interacting individuals as a whole sociocultural system. The authors successfully apply the theory of the sociocultural approach to the problems of higher education school. The structural elements of the culture-forming space in this work are named to be: information space, activity space, ecological space, pedagogical space, research space, carrier-orientating space, axiological space and some other elements. At the end of the paper, the researchers underline that the conditions of culture-forming paradigm lead to changes of the type of socialization and more humanistic social conscience.

Key words: social cooperation, social-cultural approach, professional introduction in the culture of education, cultural-creative environment.

Л.В. Ишкова, д-р пед. наук, проф. каф. социальной работы, психологии и педагогики Сибирского гос. индустриального университета, г. Новокузнецк, E-mail: ishkovalu1941@mail.ru; С.В. Кривых. д-р. пед. наук, проректор по УМР ФГБОУ ДПО ИПК СПО, г. Санкт-Петербург, E-mail: krivih_71@mail.ru

АКТУАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНОЙ КОМПОНЕНТЫ В СОЦИАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлены результаты научного исследования специфики социокультурного подхода к анализу процесса социального взаимодействия субъектов образования. Тщательная проработка социокультурного подхода позволяет сформулировать принципы, конкретизирующие это подход, помогающие сформировать представление об обществе взаимодействующих индивидов как целостной социокультурной системе, а также более четко осмыслить проблемы социокультурной трансформации субъектов образования. Авторы успешно преломляют теорию социокультурного подхода через проблемы высшей школы.

Ключевые слова: социальное взаимодействие; социокультурный подход; профессиональная инкуль-турация в образовании; культуротворческая среда.

Современные представления об организации социального взаимодействия субъектов образования все еще в недостаточной мере соотносятся с изменившимися потребностями человека и общества на рубеже ХХ-го и XXI в.в.

В частности, до сих пор в системе высшего профессионального образования продолжается начавшееся в конце 90-х годов прошлого века бездумное копирование зарубежных образцов социального взаимодействия субъектов образования, тогда как необходимо конструктивное осмысление и соответствующего западного опыта, и отрицательного и положительного опыта ушедшего советского периода, и отечественного опыта, приобретенного в новой России. К сожалению, и научные исследования, и реальная практика позволяют утверждать: не сокращается, а, наоборот, увеличивается разрыв связей между копившимися десятилетиями в Советской России и не содержащими ничего дурного для личности духовными, нравственными, эстетическими, этическими, культурными ценностями, с одной стороны, и, с другой стороны, их эквивалентами в современной российской системе.

Хотим мы этого или не хотим, но приходится признавать, что при организации социального взаимодействия субъектов образования в России все более очевидным становится приоритет

материальных ценностей над духовными, снижается уважение к отечественной истории, науке, технике, культуре. Налицо духовный, социальный и культурный кризис. Выход из него - через возвращение и приобщение человека к ценностям общечеловеческой и профессиональной культуры. Задача системы высшего образования - направить процесс выбора и переосмысления культурных ценностей в русло конструктивного культуросообраз-ного социального взаимодействия - диалога. Решению этой задачи наиболее соответствует социокультурный подход.

Идеи социокультурного подхода (М. Вебер, Н.И. Лапин, А.А. Макареня, П. Сорокин и др.) достаточно четко оформились в науке уже к середине ХХ века. Сутью этого подхода является понимание общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека. Проводя строгий анализ «родовой структуры» социокультурных явлений, можно подытожить результаты анализа в емкой формуле: «Личность, общество и культура как неразрывная триада». Опираясь на этот фундаментальный синтез при изучении проблемы содержания и организации социального взаимодействия субъектов образования, будем понимать под культурой совокупность способов и результатов взаимодействия людей (материальных и духовных: идеи, ценности, нормы, образцы и др.).

Специфика социокультурного подхода к рассмотрению социального взаимодействия субъектов образования состоит в том, что он интегрирует три измерения человеческого бытия: человека в его соотношении с обществом, характер культуры и тип социальности. Каждое из составляющих не сводится к другим и не выводится из них, но при этом все они взаимосвязаны и влияют друг на друга как важнейшие составляющие человеческих общностей.

Тщательная проработка социокультурного подхода позволяет сформулировать принципы, конкретизирующие это подход, помогающие сформировать представление об обществе взаимодействующих индивидов как целостной социокультурной системе, а также более четко осмыслить проблемы социокультурной трансформации субъектов образования. Формулировка принципов и их развернутое содержание представлены в таблице 1.

Таблица 1

Принципы социокультурного подхода к определению содержания и организации взаимодействия субъектов образования

№ Формулировка Содержание

1 Принцип человека активного (homo activus) Рассмотрение человеческого взаимодействия как социокультурного явления

2 Принцип взаимопроникновения культуры и социальности Утверждение существования этих двух измерений в любой человеческой общности, постоянной их взаимосвязи и взаимовлиянии

3 Принцип антропосоциетального соответствия Совместимость и соизмеримость личностно-поведенческих характеристик общества (единство культуры и социальности)

4 Принцип социокультурного баланса Динамическое равновесие между культурными и социальными компонентами как условие устойчивости системы социального взаимодействия субъектов образования

5 Принцип симметрии и взаимообратимости социетальных процессов Существование прямых и обратных (симметричных, парных) процессов, отражающих динамику общества как целостной системы; способность процесса при переходе из одной стадии в другую превращаться в свою противоположность

6 Принцип необратимости эволюции социокультурной системы Нарушение симметрии процессов и структур по мере удаления системы от точки равновесия; повышение вероятности перехода системы как целого к новому, необратимому состоянию

Применительно к проблемам высшей школы в нашем исследовании основным рычагом, позволяющим перевести решение проблемы содержания и организации социального взаимодействия субъектов образования на новые, современные рельсы, является профессиональная инкультурация студентов. Инкультурация - процесс освоения индивидом способов мышления и действий, являющимися культуросообразными, считают Макареня А.А. и Кривых С.В [1, с. 64]. В вузе студенты не могут быть вовлечены в активное социальное взаимодействие друг с другом и с преподавателями, если параллельно они не вовлекаются в процесс формирования профессиональной культуры (имеются в виду: профессиональная речь; умение и готовность «отслеживать» в процессе социального взаимодействия не только собственные успехи и неудачи, но и успехи и неудачи сокурсников (профессиональная рефлексия социального взаимодействия); готовность и умение работать в группах в процессе интерактивного обучения (при применении проектных методов, case-методов и др.); эмоционально-нравственная, ценностная включенность в образовательный процесс; социально-психологический климат в коммуникативном поле студента (совместимость, сработанность, сплоченность); включение в образовательную деятельность элементов правовой, экономической и экологической культуры и др.).

Важно заметить, что в современной педагогике высшей школы «инкультурация» становится столь же важным понятием, каким является «социализация». Они сближаются в рамках современной социальной и культурной антропологии, социальной психологии и педагогики, поскольку социализация - процесс развития индивида, происходящий при его взаимодействии с окружающей социокультурной средой в ходе жизнедеятельности и обогащающий его как самореализующуюся личность. При этом в качестве основного «наполнителя» модели профессиональной инкультурации студентов рассматривается культуротворческая образовательная среда.

Структура культуротворческой среды определяется задачами, поставленными перед высшей профессиональной школой гуманистической концепцией образования, логикой профессиональной инкультурации в вузе, логикой учебной и познавательной деятельности в условиях профессионального образования,

требованиями современной цивилизации, особенностями конкретного учебного заведения. В нашем исследовании структурными элементами культуротворческой Среды являются: информационная Среда (позволяющая обеспечить содержательно и методически когнитивно и аксиологически ориентированные процессы профессионального образования); деятельностная Среда (в первую очередь образовательные технологии, включающие средства наглядности, наблюдения, описания, измерения, экспериментирования, внедрения; экологическая Среда (глубинная экология); педагогическая Среда (педагогика общения, формирования личностных качеств лидера при доминировании в общении элементов перцепции и эмпатии); научно-исследовательская Среда (приобщающая студентов к решению проблемных профессиональных задач); профориентационная Среда (ее ядром является формирующееся профессиональное самосознание студентов); аксиологическая Среда (наполняющая профессиональное образование ценностными личностными и общественно-значимыми ориентирами) и др.

Именно таким выглядит наш выбор структуры культуротвор-ческой среды еще и потому, что в литературе образовательная среда в терминах «эффективность образовательного учреждения» рассматривается как социальная система, включающая: эмоциональный климат образовательного учреждения; личностное благополучие участников учебно-воспитательного процесса; особенности микрокультуры данного образовательного учреждения, данного педагогического коллектива; качество воспитательно-образовательного процесса. В американской литературе определение образовательной среды справедливо связывается со следующими факторами: обеспечение солидарности представлений преподавателей о профессиональном долге; умение субъектов образовательного процесса «увязать» личные философии друг с другом; поддержка автономной инициативы преподавателей администрацией образовательного учреждения [2, с. 104-111].

В условиях культуротворческой парадигмы меняется сам тип социализации личности, на более высокий уровень поднимается стиль социального взаимодействия субъектов образования: достигается необходимая мера ее свободы в пределах конкретных социокультурных обстоятельств, создаются реаль-

ные условия для гуманизации общественного сознания и практики, становления нового типа культуро-природохозяйственных отношений (формируются предпосылки необходимого перехода от «культуры полезности» к «культуре достоинства» - по Л.С. Выготскому). Инновационные образовательные учреждения и локальные образовательные структуры в организации образовательного пространства должны преодолеть разрушительный прагматизм технико-экономического интереса к природе, культуре и личности, обеспечить переход человечества к новым приро-до-социокультурным отношениям охранительно-созидательного типа.

Культуротворческая среда вуза с точки зрения социального взаимодействия субъектов образования должна быть адекватна общей теории педагогической и профессиональной деятельно-

сти, содержание которых определяется: современными представлениями: 1) о культуре как человеческом способе жизнедеятельности, духовно-материальной среде обитания, непрерывно творимой «второй природе», создателем и созданием которой является сам человек; 2) о профессиональном образовании как процессе становления личности в природо-социокультурной среде, сфере духовной деятельности и институциональной системе, которая функционирует, являясь универсальным способом самосохранения и развития культуры на основе воссоздания духовно-практического опыта поколений; 3) об образовательном пространстве в виде целостной духовно-материальной среды, воссоздающей в содержании образовательных программ модель культуры в процессах ее исторического развития от ранних форм к современности [3, с. 25-30].

Библиографический список

1. Макареня, А.А. Антропоэкологические ценности в контексте инкультурации личности: сочетание обучения и воспитания / А.А. Мака-реня, С.В. Кривых, М.В. Денеко // Педагогическая инноватика в решении задач концепции модернизации российского образования: сб. науч. трудов / отв. ред. А.А. Макареня, Н.Н. Суртаева, С.В. Кривых. - СПб., 2005.

2. Пиллиповский, В.Я. Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале американской педагогики // Педагогика. - 1997. - № 1.

3. Лебедева, В.П. Психодидактические аспекты развивающего образования / В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.И. Панов // Педагогика. -1996. - № 6.

Bibliography

1. Makarenya, A.A. Antropoehkologicheskie cennosti v kontekste inkuljturacii lichnosti: sochetanie obucheniya i vospitaniya / A.A. Makarenya, S.V. Krivihkh, M.V. Deneko // Pedagogicheskaya innovatika v reshenii zadach koncepcii modernizacii rossiyjskogo obrazovaniya: sb. nauch. trudov/ otv. red. A.A. Makarenya, N.N. Surtaeva, S.V. Krivihkh. - SPb., 2005.

2. Pillipovskiyj, V.Ya. Ehffektivnaya shkola: slagaemihe uspekha v zerkale amerikanskoyj pedagogiki // Pedagogika. - 1997. - № 1.

3. Lebedeva, V.P. Psikhodidakticheskie aspektih razvivayuthego obrazovaniya / V.P. Lebedeva, V.A. Orlov, V.I. Panov // Pedagogika. - 1996. -№ 6.

Статья поступила в редакцию 20.11.14

УДК 378.6+656.61

Kasyanov O.N., Khudik V.A,. PEDAGOGICAL JUSTIFICATION OF VOCATIONAL TRAINING TO BE READY TO WORK IN EXTREME CONDITIONS IN FUTURE EXPERTS OF SEA PROFESSIONS. In the article the authors study pedagogical conditions of optimization of process of training of future experts of sea professions, in particular, designing and modeling of professional activity in extreme situations of navigation. The research analyzes the vocational education and education of students of civil marine higher education institution from a position of formation of psychological readiness for activity in extreme conditions that significantly increase the level of professional and personal competence. The researchers conclude that unmistakable fulfillment of professional duties during the necessary period of time and in set conditions is the result of special good training. The work explains that high-quality professional results are possible, when in the course of the professional education and upbringing the competence training of a future specialist is formed as part of his personal character.

Key words: cadets of civil sea higher education institution, readiness for professional activity, pedagogical conditions of vocational education, extreme situations of navigation.

О. Н. Касьянов, ст. преп. каф. профессиональной педагогики и психологии Гос. морского университета им. адм. Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: onkasjanov@mail.ru; В.А. Худик, д-р психол. наук, проф. ИПК СПО, г. Санкт-Петербург, E-mail: vkhudik@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МОРСКИХ ПРОФЕССИЙ

В работе рассматриваются педагогические условия оптимизации процесса подготовки будущих специалистов морских профессий, в частности, проектирование и моделирование профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях мореходства. Профессиональное обучение и воспитание студентов гражданского морского вуза анализируются с позиции формирования психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях, что существенно повышает уровень профессионально-личностных компетенций.

Ключевые слова: курсанты гражданского морского вуза, готовность к профессиональной деятельности, педагогические условия профессионального обучения, экстремальные ситуации мореходства.

Безопасность мореплавания во многом определяется уровнем профессиональной подготовки будущих специалистов морских профессий, чья деятельность нередко осуществляется в экстремальных условиях. В Морской доктрине Российской Федерации, разработанной на период до 2020 года, предусматривается реализация ряда комплексных мер, связанных с особен-

ностями обеспечения безопасности морской деятельности, что включает: безопасность мореплавания; поиск и спасание людей и судов; защиту и сохранение морской среды. В этой связи профессиональная подготовка специалиста в процессе обучения в гражданском морском вузе становится важной педагогической задачей и затрагивает различные вопросы совершенствования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.