Научная статья на тему 'Педагогическое обеспечение: сущность и структура понятия'

Педагогическое обеспечение: сущность и структура понятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1670
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / НАУЧНАЯ ШКОЛА / РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД / PEDAGOGICAL ENSURING / EDUCATIONAL CONTENT / AN EDUCATIONAL PROCESS / SCIENTIFIC SCHOOL / A RESOURCE-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Измайлова Вера Владимировна

В статье рассматривается педагогическое обеспечение, которое понимается как специфический вид профессиональной деятельности, предполагающий активизацию личностных и институциональных ресурсов, необходимых для реализации эффективности того или иного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Ensuring: Essence and the Concept Structure

The pedagogical ensuring means a specific kind of the professional activity, which suggests activation of the personal and institutional resources which are necessary for efficiency realization of this or that process.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обеспечение: сущность и структура понятия»

УДК 37.0

В. В. Измайлова

Педагогическое обеспечение: сущность и структура понятия

В статье рассматривается педагогическое обеспечение, которое понимается как специфический вид профессиональной деятельности, предполагающий активизацию личностных и институциональных ресурсов, необходимых для реализации эффективности того или иного процесса.

Ключевые слова: педагогическое обеспечение, содержание образования, воспитательный процесс, научная школа, ресурсный подход.

V. V. Izmailova

Pedagogical Ensuring: Essence and the Concept Structure

The pedagogical ensuring means a specific kind of the professional activity, which suggests activation of the personal and institutional resources which are necessary for efficiency realization of this or that process.

Key words: pedagogical ensuring, educational content, an educational process, scientific school, a resource-based approach.

Анализ научной, методической литературы и результатов диссертационных исследований второй половины XX, начала XXI в. позволяет констатировать, что вопросы о сущности категории педагогического обеспечения процесса с целью повышения его эффективности находились в поле зрения многих авторов.

Идеи педагогического обеспечения в науке стали оформляться лишь в последнее десятилетие. Существенную роль в разработке данной проблематики играют концепции педагогической поддержки (Е. А. Александрова, О. С. Газман, Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин), педагогического и социально-педагогического сопровождения (М. И. Рожков, А. Л. Уманский), социально-педагогического обеспечения (Л. М. Бочкова, И. А. Гусева, А. Ф. Драничников, О. Л. Еремина, А. И. Кивилевич, Т. Е. Коровкина, А. И. Тимо-нин), отдельные научно-методические разработки педагогического обеспечения (Н. Е. Бекетова, Т. А. Мерцалова, И. В. Протасова, С. В. Торох-тий, Н. Ю. Шепелева).

В целом, под обеспечением можно понимать процесс осуществления чего-либо через создание комплекса специальных мер, средств и способов, помогающих в реализации реальных возможностей социальной системы и нацеленных на ее регулирование, функционирование и дальнейшее развитие. Проанализировав эти подходы, можно констатировать, что под процессом педагогического обеспечения понимается специфический

вид профессиональной деятельности, предполагающий активизацию личностных и институциональных ресурсов, необходимых для реализации эффективности того или иного процесса.

В монографии А. И. Тимонина представлен широкий анализ подходов и к пониманию сущности, и к модели педагогического обеспечения. Можно выделить несколько:

- применительно к социальной работе: «... интегративное, многоуровневое междисциплинарное образование, реально существующее в практике социальной защиты и поддержки населения»;

- относительно особенностей процесса накопления социального опыта учащимися школы-гимназии: как «. специфический вид профессиональной деятельности, важнейшей составляющей которой являются две группы целей: непосредственные и опосредованные;

- относительно социального становления одаренных дошкольников: «. как совокупность а) ресурсов: внешних (финансовый, личностный и социальный потенциал) и внутренних (лично-стно-ориентированное и дифференцированное обучение и воспитание (гуманистическая направленность воспитания); б) условий (готовности воспитателей к управлению процессом становления одаренных дошкольников; определении и развитии потенциальных возможностей, склонностей дошкольника; реализации комплексного подхода в определении содержания

© Измайлова В. В., 2012

деятельности дошкольного учреждения и семьи по социальному становлению одаренных детей дошкольного возраста)»;

- «... применительно к социализации детей и подростков в различных социальных институтах: создание условий для наилучшего использования имеющихся потенциалов, мобилизации ресурсов, описание его модели и обоснование его содержания с педагогических позиций».

Под социально-педагогическим обеспечением А. И. Тимонин понимает специфическую педагогическую деятельность по управлению функционированием и развитием системной совокупности ресурсов (личностных, институциональных, средовых), привлекаемых для осуществления процесса формирования личностно-профессио-нальной позиции индивида, которая предполагает определение функционального назначения каждого ресурса, установления взаимосвязей их функций в определенных организационно-педагогических условиях [6].

Кроме того, автор выделят такие категории, как ресурс и потенциалы. Под ресурсами понимаются источники будущего действия, внутренние возможности, средства, привлекаемые (используемые) для достижения определенной цели. Потенциалы - совокупность латентных возможностей для осуществления какой-либо деятельности. Потенциал - это качественная характеристика той или иной природной или социальной системы, отражающая наличие у нее каких-либо реальных возможностей (способностей), связанных с сохранением (адаптацией, воспроизводством), функционированием и/или развитием (саморазвитием) данной системы.

Характеризуя педагогическое обеспечение, многие ученые подчеркивают, что ему присущи: многогранность (ресурсность, мощность, целесообразность и др.), динамичность, многоуров-невость.

Педагогическое обеспечение можно рассматривать в контексте ресурсного подхода и через совокупность педагогических условий осуществления данного процесса.

В рамках первого подхода педагогическое обеспечение можно представить в контексте социально-педагогического обеспечения и рассматривать как управление функционированием и развитием системой совокупности ресурсов, привлекаемых для осуществления воспитательного процесса.

Под ресурсом здесь мы понимаем средства, которые могут быть задействованы для достиже-

ния цели. Содержание обеспечивающей деятельности предполагает разрешение противоречия между наличием ресурса как такового и актуализацией его потенциальных и реальных возможностей в определенных организационных формах.

Традиционно, в исследованиях Костромской педагогической школы выделяется несколько групп ресурсов.

Т. Е. Коровкина выделяет четыре группы ресурсов: личностные, институциональные, субкультурные и ресурсы социальной среды. Первые включают в себя социальный статус, роли, личностную позицию, жизненный опыт. К институциональным ресурсам можно отнести содержание и технологии определенного уровня образования, структуру образовательного учреждения и организацию учебно-воспитательного процесса в нем, наличие педагогов. Субкультурные ресурсы представляют собой специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, определенные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения и др. Последняя группа представлена ресурсами социальной среды и предполагает взаимодействие участников образовательного процесса с другими социальными институтами воспитания [3].

И. А. Гусева определяет схожие группы ресурсов, но вкладывает в них иное содержание.

К личностным ресурсам автор относит состояние здоровья, экономические возможности, возможности получения образования, личные качества, связанные с задатками, способностями, увлечениями человека, индивидуальные свойства и уровень их развития, жизненный опыт, имеющиеся знания, умения, в том числе профессиональные, культурную, духовную составляющую ресурса, социальный статус человека, социальные роли, личностную позицию, мотиваци-онно-потребностную сферу [1].

Этот ресурс является важнейшим, так как его мобилизация и эффективное использование, его развитие представляется необходимым условием для эффективного функционирования всей системы образования.

К институциональным ресурсам можно отнести содержание образования, характеристику образовательного учреждения, особенности управления образовательным учреждением, особенности педагогического коллектива. Содержание определенного уровня образования предполагает помимо совокупности знаний, умений и

навыков осуществления деятельности, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми должны овладеть учащиеся, в содержание образования должно быть включено освоение опыта творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений. Структура образовательного учреждения отражает распределение обязанностей между педагогическими работниками на разных уровнях, определяет место каждого субъекта в системе. В то же время эта структура, являясь макроформой организации деятельности, оказывает непосредственное влияние на выбор образовательных технологий, регламентирует временные характеристики процесса, влияет на функционирование всех ресурсов социально-педагогического обеспечения. Управление образовательным учреждением предполагает использование в образовательном процессе не только личностных и институциональных ресурсов, но и ресурсов среды.

Как считает А. И. Тимонин, социальная среда оказывает решающее влияние на формирование и развитие личности. Рассматривая социальную среду в контексте концепции социально-педагогического обеспечения, мы будем понимать под этим термином окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности [6].

По мнению Н. Ю. Шепелевой, педагогическое обеспечение призвано содействовать успешному решению поставленных задач социализации учащихся в рамках возрастной нормы и с учетом специфики родительского заказа, индивидуальных и личностных ресурсов участников образовательного процесса в образовательном учреждении.

Автор отмечает, что педагогическое обеспечение дает возможность осуществлять процесс социализации детей и молодежи в рамках целенаправленного педагогического управления: в соответствии с диагностированием, на основе специальной программы, посредством организации взаимодействия в разных формах и разными методами участников образовательного процесса друг с другом и с социумом [8].

По отношению к социализации ребенка в условиях негосударственного образовательного учреждения педагогическое обеспечение понимается как создание условий для наилучшего использования имеющихся потенциалов, мобилизации ресурсов, описание его модели и обоснование его содержания с педагогических позиций (Н. Ю. Шепелева).

В исследовании И. В. Протасовой, посвященном педагогическому обеспечению процесса накопления учащимися социального опыта в условиях школы-гимназии, дается следующая трактовка данного термина.

Педагогическое обеспечение, по мнению автора, можно рассматривать как совокупность во-первых ресурсов: внешних (финансовый, материальный и социальный капитал) и внутренних (личностно-ориентированное и дифференцированное обучение и воспитание, универсальность образования, эвристичность образовательной среды); во-вторых, условий (наличие культуро-формирующего пространства; поэтапное включение родителей и семьи в жизнедеятельность образовательного учреждения и ребенка; планирование жизнедеятельности образовательного учреждения как целевая функция управления).

Кроме того, педагогическое обеспечение предполагает наличие следующих компонентов: образовательной среды, обогащенной многообразием видов деятельности, их преемственностью и возможностью для самореализации личности; взаимодействия участников образовательного процесса на основе: диалогичности общения, рефлексивной деятельности, партнерских отношений [4].

Видение категории педагогического обеспечения системно представлено А. В. Волоховым. При изучении проблемы самореализации детей в детских общественных организациях он представил данный процесс в виде модели, включающей цель (создание поля самореалиализации ребенка), результат (мотивация социального взаимодействия) и следующие функции: диагностика социальной среды и определение возможностей объединения детей; определение возможных вариантов включения детей в совместную социальную деятельность; программирование воспитательных воздействий на ребенка в процессе организованной социальной деятельности; организационно-педагогическая поддержка создания детской организации; индивидуально-ориентированная социально-педагогическая помощь ребенку; диагностика эффективности социально-педагогического обеспечения социализации ребенка в детской общественной организации.

Проанализировав эти подходы, можно констатировать, что под процессом педагогического обеспечения понимается специфический вид профессиональной деятельности, предполагающий активизацию личностных и институцио-

нальных ресурсов, необходимых для реализации эффективности того или иного процесса.

Специальное изучение данного вопроса показало, что обеспечение - это определенное воздействие на процесс, в данном случае - педагогический, следовательно, ему присущи: многогранность (ресурсность, мощность, целесообразность, себестоимость, степень выраженности), динамичность, многоуровневость.

На основании теоретического анализа психолого-педагогических исследований педагогическое обеспечение можно рассматривать как управление и развитие системной совокупности следующих элементов: целеполагания; определения содержания и способов его реализации на разных этапах, организации условий, оптимизирующих формирование социальности как инте-гративного качества личности, обоснования конкретных способов взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимоактуализации имеющихся ресурсов через структурирование определенным образом времени, пространства, количественного и качественного состава участников и их взаимодействия.

Библиографический список:

1. Гусева, И. А. Социально-педагогическое обеспечение развития субъектности студента в вузе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / И. А. Гусева. - Кострома, 2006. - 205 с.

2. Еремина, О. Л. Социально-педагогическое обеспечение физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся в школе полного дня [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / О. Л. Еремина. - Кострома, 2006. -211 с.

3. Коровкина, Т. Е. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления будущего учителя на начальном этапе обучения в вузе [Текст] : дисс. ... канд. пед. наук / Т. Е. Коровкина. -Кострома, 2004. - 211 с.

4. Протасова, И. В. Педагогическое обеспечение процесса накопления учащимися социального опыта в условиях школы-гимназии [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / И. В. Протасова. - Кострома, 2001. - 235 с.

5. Романов, Н. Н. Педагогическое обеспечение интеграции содержания общего и профессионального образования [Текст] : автореф. дис. . канд. пед. наук / Н. Н. Романов. - Якутск, 2004. - 20 с.

6. Тимонин, А. И. Концептуальные основы социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов вуза [Текст] / А. И. Ти-монин. - Кострома, 2007. - 216 с.

7. Филиппова, Н. М. Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи [Текст] : автореф. дис. .канд. пед. наук / Н. М. Филиппова. - Кострома, 2007. - 23 с.

8. Шепелева, Н. В. Педагогическое обеспечение процесса социализации учащихся в негосударственном образовательном учреждении [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Шепелева. - Кострома, 2004. -211 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.