Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГА: СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГА: СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ДАННОГО ВИДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муллова Евгения Павловна

В статье обоснованы теоретические аспекты рассмотрения содержательных характеристик педагогического обеспечения предупреждения профессиональной деформации педагога. Определены основные направления данного вида обеспечения в сфере общего образования (диагностическое, психолого-педагогическое, фасилицирующее, профессионально-акмеологическое), актуализирующие значимость: своевременного обнаружения проявлений профессионально-личностных деструкций педагога и прогнозирования путей их мобильной локализации; необходимость целенаправленного оказания психолого-педагогической помощи педагогическому работнику в осмыслении настоящего и карьерного будущего в профессии с учетом выявленных проблем личностно-средового взаимодействия; формирования жизнеспособности и стрессоустойчивости специалиста к постоянным изменяющимся условиям образовательной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT FOR PREVENTING PROFESSIONAL DEFORMATION OF THE TEACHER: CONTENT AND DIRECTIONS

The article substantiates the theoretical aspects of considering the meaningful characteristics of pedagogical support for preventing professional deformation of the teacher. The main directions of this type of support in the field of general education (diagnostic, psychological and pedagogical, facilifying, vocational and acmeological) were determined, updating the importance: timely detection of manifestations of professional and personal destruction of the teacher and forecasting the ways of their mobile localization; the need for targeted psychological and pedagogical assistance to the teacher in understanding the present and career future in the profession, taking into account the identified problems of personal and environmental interaction; formation of viability and stress resistance of a specialist to constant changing conditions of educational practice.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГА: СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ»

Данные, полученные в ходе работы, могут использоваться методистами и учителями в формировании ЕНГ по биологии в школе:

1. На основе выявленных дефицитов разработан практикоориентированный кейс, включающий систему заданий с постановкой биологического эксперимента, направленного на формирование компетенций ЕНГ.

2. Установлено, что при выполнении биологического эксперимента в рамках кейса, у обучающихся быстрее и эффективнее происходит формирование компетенций естественно-научной грамотности.

Таким образом, проведение экспериментов обучающимися при решении практикоориентированных кейсов, способствует формированию понимания прикладного значения научных знаний в решении жизненных вопросов.

Литература:

1. Заграничная, Н.А. Научный метод познания в школьном естественно-научном образовании / Н.А. Заграничная, Л.А. Паршутина, А.Ю. Пентин // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - №1. - С. 6-27

2. Суматохин, С.В. Естественно-научная грамотность как цель развития школьного биологического образования / С.В. Суматохин // Биология в школе. - 2019. - №1. - С. 15-22

3. Мишина, О.С. Естественно-научная грамотность как аксиологический ориентир современного школьного биологического образования / О.С. Мишина, Р.Г. Иванов, О.А. Завальцева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-2. - С. 119-122

4. Мишина, О.С. Методический инструментарий для формирования естественно-научной грамотности у школьников / О.С. Мишина, О.А. Завальцева, Р.Г. Иванов // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-3. -С. 84-91

Педагогика

УДК 37.08

соискатель кафедры педагогики и социологии Муллова Евгения Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ

ПЕДАГОГА: СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. В статье обоснованы теоретические аспекты рассмотрения содержательных характеристик педагогического обеспечения предупреждения профессиональной деформации педагога. Определены основные направления данного вида обеспечения в сфере общего образования (диагностическое, психолого-педагогическое, фасилицирующее, профессионально-акмеологическое), актуализирующие значимость: своевременного обнаружения проявлений профессионально-личностных деструкций педагога и прогнозирования путей их мобильной локализации; необходимость целенаправленного оказания психолого-педагогической помощи педагогическому работнику в осмыслении настоящего и карьерного будущего в профессии с учетом выявленных проблем личностно-средового взаимодействия; формирования жизнеспособности и стрессоустойчивости специалиста к постоянным изменяющимся условиям образовательной практики.

Ключевые слова: общеобразовательные организации, педагог, профессиональная деформация, проявления профессионально-личностных деструкций педагогического работника, предупреждение профессиональной деформации педагога, педагогическое обеспечение, превентивные методы и формы данного вида обеспечения.

Annotation. The article substantiates the theoretical aspects of considering the meaningful characteristics of pedagogical support for preventing professional deformation of the teacher. The main directions of this type of support in the field of general education (diagnostic, psychological and pedagogical, facilifying, vocational and acmeological) were determined, updating the importance: timely detection of manifestations of professional and personal destruction of the teacher and forecasting the ways of their mobile localization; the need for targeted psychological and pedagogical assistance to the teacher in understanding the present and career future in the profession, taking into account the identified problems of personal and environmental interaction; formation of viability and stress resistance of a specialist to constant changing conditions of educational practice.

Key words: educational organizations, teacher, professional deformation, manifestations of professional-personal destructions of a pedagogical worker, prevention of professional deformation of a teacher, pedagogical support, preventive methods and forms of this type of support.

Введение. Современные социокультурные, экономические и политические преобразования российского общества обусловливают глобальные модернизационные процессы преобразования системы общего образования, ее постоянное совершенствование, обнаруживая необходимость обновления содержания профессиональной деятельности педагога. Педагогический работник как транслятор инновационных изменений системы образования постоянно находится в напряжении и ответственности за результаты внедрения инноваций и качество обучения, воспитания и развития обучающихся с позиции реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов, инновационных подходов учебному процессу, к методам индивидуальной организации работы с различными категориями детей (одаренными, мигрантами, с ограниченными возможностями здоровья и т.д.), к использованию разнообразных онлайн и офлайн форматов проведения уроков и образовательного взаимодействия. Данная интенсификация профессиональной деятельности и напряженность педагогического труда обусловливает возникновение профессиональной деформации педагога, порождающей ряд негативных сценариев профессионального и личностного развития, активного противодействия реформированию образования, понижения профессиональной активности, слабой поведенческой регуляции и нервно-психической устойчивости, индифферентного отношения к построению траектории профессионального роста и карьеры.

Для коррекции непродуктивных сценариев профессиональной жизнедеятельности педагогического работника актуализируется постановка проблемы педагогического обеспечения предупреждения профессиональной деформации педагога, целью которой выступает: обнаружение проявлений профессионально-личностных деструкций специалиста и прогнозирование путей их мобильной локализации; своевременное оказание помощи специалисту сферы образования в осмыслении настоящего и будущего в профессии с учетом выявленных проблем личностно-средового взаимодействия; формирование жизнеспособности и стрессоустойчивости к постоянным конструктивным изменениям в системе общего образования.

Предупреждение профессиональной деформации педагога средствами педагогического обеспечения обусловливает становление профессионально успешного, саморазвивающегося, стрессоустойчивого и жизнеспособного педагогического

работника, обеспечивая реализацию высокоэффективной педагогической деятельности и образовательного взаимодействия в сфере подготовки, обучения и воспитания современных обучающихся в школе (И.А. Усачева [10]).

Изложение основного материала статьи. Разработка поставленной в исследовании проблемы педагогического обеспечения предупреждения профессиональной деформации педагога в ее содержательных характеристик и направлений базируется на исследованиях: Л.С. Павловой [5] (описание профилактических мероприятий для преодоления профессиональной деформации педагогического работника); Г.С. Хусеновой [11] (характеристика профессиональной деформации личности педагога и основных путей ее предупреждения); Ю.С. Близнецовой [2] (определение сущности понятия «педагогическое обеспечение»); Л.Г. Пак [6; 7] (анализ ценностно-смысловых концентров предупреждения профессиональной деформации педагогического работника в архитектонике общего образования); Т.П. Афанасьевой, М.А. Мазниченко, Ю.С. Тюнникова [1] (описание формирования готовности педагога к адекватному реагированию на изменения в образовательной системе); Г.А. Русских [9] (рассмотрение содержания педагогического обеспечения подготовки учителя как ресурса развития качественного образования); А.А. Печеркиной, Э.Э. Сыманюк, Е.Л. Умниковой [8] (рассмотрение психолого-педагогического сопровождения развития профессиональной компетентности педагога); К.Ю. Брешковской, Н.С. Бобровниковой [3] (изучение специфики профилактики профессионального и эмоционального выгорания педагогов); Н.И. Медведевой, И.А. Усачевой [10] (анализ психологического сопровождения педагогического работника с профессиональными и личностными деструкциями).

В исследовании установлено, что педагогическое обеспечение предупреждения профессиональной деформации педагога представляет собой целенаправленно организованный процесс, комплементарно соединяющий усилия администрации общеобразовательной организации, педагогических работников, родителей, социальной общественности для своевременного преодоления возникновения проявлений профессионально обусловленных и личностных деструкций педагогического работника и устранения рискогенных ситуаций личностно-средового взаимодействия участников образовательных отношений.

В ходе исследования выделены основные направления педагогического обеспечения предупреждения профессиональной деформации педагога (диагностическое, психолого-педагогическое, фасилицирующее, профессионально-акмеологическое), в которых особое значение придается многоплановому, многообразному и многоуровневому субъект-субъектному взаимодействию участников образовательных отношений для консолидации сил учительского, общественного и родительского неравнодушного сообщества в расширении сфер обмена информацией, обновления и распространения передового опыта преодоления и профилактики профессионально обусловленных деструкций педагогического работника, повышения его профессиональной компетентности, готовности к адекватному реагированию на экстремально-стрессовые ситуации в образовании.

Педагогическое обеспечение предупреждения профессиональной деформации педагога в случае возникновения трудностей и проблем личностно-средового взаимодействия отражает необходимость реализации превентивных методов и форм изучаемого феномена: психологическое и методическое консультирование, тренинги профессионального мастерства, различные виды психотерапии, открытые уроки, взаимопосещения, наблюдение и анализ уроков, заседания методического объединения учителей и педагогического совета школы, семинары, «Школа инновационных идей», групповое инновационное проектирование, мастер-классы, коучинг, менторство, сценирование профессиональной деятельности и др. [1].

В ходе реализации диагностического, психолого-педагогического, фасилицирующего, профессионально-акмеологического направлений педагогического обеспечения предупреждения профессиональной деформации педагога наиболее эффективными превентивными методами и формами выступали:

- открытые лекции («Сохранение и восстановление психологического здоровья педагога», «Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно развивающих образовательных систем», «Самоэффективность как значимый базис предупреждения возникновения профессиональной деформации педагогического работника»);

- воркшопы («Конкурентоспособный педагог школы: вчера, сегодня, завтра», «Опытный педагог - молодому специалисту», «Компетенции самоменеджмента в профессии педагога», «Тьюторская педагогика как точка сопровождение минимизации деструктивных личностных проявлений педагога»);

- педагогические митапы («Креативные методики в педагогической деятельности», «Эмоциональное благополучие участников образовательных отношений», «Диссеминация инновационного опыта и лучших педагогических практик», «Инновационные формы психолого-педагогической поддержки педагогических работников»);

- онлайн-лекции («Педагогика современности: проблемы и решения», «Современный урок в условиях реализации ФГОС нового поколения», «Реализация требований федерального проекта «Современная школа», «Успешный педагог»);

- панельные дискуссии по актуальным проблемам педагогической деятельности («Современный российский национальный воспитательный идеал», «Инновационные технологии в образовании», «Педагогическая успешность ученика и учителя»);

- вебинары (с участие докторов и кандидатов педагогических наук, доцентов и профессоров кафедры педагогики и социологии Оренбургского государственного педагогического университета: «Качество обучения XXI века: риски и пути решения», «Технологии профессионального самосохранения педагога», «Online и Offline форматы в образовании: проблемы, тренды и точки взаимодействия»);

- педагогические мастерские («Учитель будущего: лучшие воспитательные практики», «Развитие способности к самооценке и самокоррекции результатов педагогической деятельности», «Техники эффективной коммуникации с родителями», «Педагогическая деятельность с разными категориями детей»);

- научно-исследовательские конференции («Акмеологическая направленность профессиональной деятельности педагога», «Учитель будущего: компетенции и личностные качества», «Основы реализации профессионального стандарта учителя в образовательной практике»);

- исследовательские проекты («Фестиваль передовых педагогических практик», «Современный урок и внеурочное занятие в контексте ФГОС: новые возможности и метапредметные результаты», «Преподавание в поликультурной или многоязычной среде»);

- мастер-классы («Организация учебного процесса с использование дистанционных технологий», «Scratch -технологии в обучении», «Основы конфликтологии и медиации в образовании», «Педагогическое воздействие и управление классом», «Обучение субъектов с ограниченными возможностями здоровья»);

- круглые столы («ФГОС третьего поколения: шаг вперед в современной системе образования», «Перевернутый класс: тенденции и перспективы», «Конструктор урока с игровыми технологиями», «Форсайт-проектирование», «Компетентностная модель современного педагога»);

- конкурсы профессионального мастерства школьного, районного, городского и всероссийского уровней («Педагогический дебют», «Лучший методист», «Сердце отдаю детям» и т.д.);

- реальные, дистанционные (виртуальные) и смешанные предметные и межпредметные методические объединения (школьного, районного, городского, областного уровней); проблемные творческие группы педагогов для минимизации возникающих профессиональных дефицитов; временные творческие группы учителей с учетом подготовки общественно значимых мероприятий школьного коллектива; проектные группы с позиции внедрения педагогических инновационных находок и т.д. Значимым для осуществления данного вида обеспечения также выступает «организация методической работы в школе: педагог - наставник - председатель методического объединения учителей - завуч - коллеги из своей и других школ - педагоги-новаторы и др.» [1].

С целью осуществления комплексных направлений педагогического обеспечения предупреждения профессиональной деформации педагога были созданы кластерно-сетевые группы с выстраиванием паритетной кооперации участников образовательных отношений в образовательных кластерах (определяющие масштабный охват учителей школ). Опорными площадками выступали общеобразовательные организации, которые заинтересованы в освоение нового опыта предупреждения затруднений в образовании, в обогащении инновационных способов педагогической деятельности, готовы к сотрудничеству.

Паритетная кооперация педагогов в кластерно-сетевых группах обеспечивает осмысление педагогом позитивного образа «Я-профессионал» среди сообщества педагогических работников, способных совместно и оптимально разрешить стрессогенную ситуацию в образовании с позиции со-участия, со-творчества и со-действия. При этом происходит синхронизация и объединение ресурсов равноправных и независимых субъектов образования, апробация обновленных форм и технологий педагогического обеспечения предупреждения профессиональной деформации педагога (обучение на основе жизненного и профессионального опыта, обучение в свободной академической сети и др.) в контексте их педагогической целесообразности.

Содержание педагогического обеспечения предупреждения профессиональной деформации педагога определяет реализацию следующего функционала для региональной системы образования: социально-экономического (усиление престижа профессии педагога, социальная поддержка его продуктивной деятельности), социально-профессионального (оптимальное осуществление социального заказа общества на воспитание и обучение подрастающего поколения через высококомпетентного профессионала образовательного сообщества), культурно-самоактуализационного (непрерывное профессионально-личностное развитие педагога, методическое обеспечение и сопровождение самопроявления, самоутверждения и самореализации в разнообразных нишах профессиональной деятельности, среди коллег).

Выводы. Таким образом, трудно переоценить роль педагогического обеспечения предупреждения профессиональной деформации педагога, его содержания и направлений (диагностического, психолого-педагогического, фасилицирующего, профессионально-акмеологического) для выравнивания и выстраивания продуктивной коммуникации с участниками образовательных отношений и создания психологической комфортности в общеобразовательной организации в аспекте конструктивного осуществления определенных трудовых функций и действий педагогического работника. У педагога в ходе осуществления данного вида обеспечения развиваются умения адекватного поведенческо-эмоционального реагирования на стресс-факторы в общеобразовательной организации, снижается уровень тревожности и проявлений агрессивного поведения, происходит улучшение физического здоровья, формируется положительное отношение к профессии, усиливается устремленность к построению системы профессионального роста и карьеры, вырабатывается высокоэффективный индивидуальный стиль педагогической деятельности с установкой на стрессоустойчивость, самоконтроль и саморегуляцию педагогических действий.

Литература:

1. Афанасьева, Т.П. Непрерывная подготовка учителя к изменениям в образовательной системе / Т.П. Афанасьева, М.А. Мазниченко, Ю.С. Тюнников // Наука и школа. - 2017. - № 3. - С. 84-92

2. Близнецова, Ю.С. Анализ подходов к определению сущности понятия «педагогическое обеспечение» / Ю.С. Близнецова // Молодой ученый. - 2019. - № 23 (26l). - С. 332-334

3. Брешковская, К.Ю. Особенности профилактики профессионального выгорания у педагогических работников / К.Ю. Брешковская, Н.С. Бобровникова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2021. - № 5. - С. 21.

4. Звездина, Г.П. Субъектность учителя как детерминанта устойчивости личности к деструктивному влиянию профессиональной деятельности: дис. ... канд. психолог. наук: 19.00.07 / Звездина Галина Павловна. - Ростов-на-Дону, 2006. - 210 с.

5. Павлова, Л.С. Профилактика проявлений профессиональной деформации личности учителя: на примере учителя средней школы: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / Павлова Людмила Станиславовна. - Тверь, 2011. - 27 с.

6. Пак, Л.Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания: монография / Л.Г. Пак. - Москва: Изд-во Университета Российской академии образования, 2010. - 180 с.

7. Пак, Л.Г. Ценностно-смысловые концентры профессиональной подготовки учителя будущего в архитектонике высшего образования / Л.Г. Пак // Педагогическое образование: новые вызовы и цели: VII Междун. форум по пед. образованию: сборник научных трудов. Ч. III. - Казань: Издательство Казанского университета, 2021. - С. 21-29

8. Печеркина, А.А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика: монография / А.А. Печеркина, Э.Э. Сыманюк, Е.Л. Умникова. - Екатеринбург, 2011. - 233 с.

9. Русских, Г.А. Педагогическое обеспечение подготовки учителя - ресурс развития качественного образования / Г.А. Русских // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 1. - С. 32-34

10. Усачева, И.А. Психологическое сопровождение педагога с профессиональными и личностными деструкциями: монография / И.А. Усачева, Н.И. Медведева. - Ставрополь: Изд-во «Юнитех», 2012. - 200 с.

11. Хусенова, Г.С. Краткая характеристика профессиональной деформации личности педагога и ее профилактика / Г.С. Хусенова // Достижения науки и образования. - 2019. - № 3 (44). - С. 60-62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.