Научная статья на тему 'ВЕДУЩИЕ ИДЕИ ПРОЦЕССНОЙ МОДЕЛИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГА'

ВЕДУЩИЕ ИДЕИ ПРОЦЕССНОЙ МОДЕЛИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ПЕДАГОГА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕСТРУКТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАБОТНИК / ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / СТРЕССОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФИЦИТЫ / АКТИВИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муллова Евгения Павловна

В данном исследовании описываются особенности предупреждения профессиональной деформации педагога. В ходе теоретического анализа проблемы предупреждения профессиональной деформации педагога выявлены и обоснованы ведущие идеи, позволившие достичь заданного уровня реализации педагогическим работником трудовых функций и действий. Также в статье представлены процессная модель предупреждения профессиональной деформации педагога и психолого-педагогические условия ее оптимального функционирования. Разработанная модель отражает совокупность взаимосвязанных блоков предупреждения профессиональной деформации педагога (концептуально-целевой, содержательный, результативный), реализуемых в логике определенных этапов (ценностно-нормативный, субъектно-ориентирующий, рефлексивно-оценочный), и позволяет прогнозировать достижение цели. Психолого-педагогическими условиями предупреждения профессиональной деформации педагога выступили: конструирование психологически комфортной и благоприятной среды для достижения педагогом оптимальных профессиональных результатов и реализации качественных образовательных услуг; своевременное проведение у педагогов личностно ориентированной диагностики проявлений профессиональной деформации личности и конструирования путей их продуктивной коррекции; расширение сфер самореализации и самоутверждения педагогическим работником в профессии посредством формирования ответственности за реализацию собственного предназначения в педагогическом труде).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADING IDEAS OF THE PROCESS MODEL OF PREVENTION OF PROFESSIONAL DEFORMATION OF THE TEACHER

This study describes the features of preventing professional deformation of a teacher. During the theoretical analysis of the problem of preventing professional deformation of the teacher, leading ideas were identified and substantiated, which made it possible to achieve a given level of implementation of labor functions and actions by the pedagogical worker. The article also presents a process model for preventing professional deformation of a teacher and psychological and pedagogical conditions of its optimal functioning. The developed model reflects a set of interconnected blocks for preventing professional deformation of the teacher (conceptual-target, meaningful, effective), implemented in the logic of certain stages (value-normative, subject-oriented, reflexive-evaluation), and allows predicting the achievement of the goal. Psychological and pedagogical conditions for preventing professional deformation of the teacher were: designing a psychologically comfortable and favorable environment for achieving optimal professional results; timely personal-oriented diagnosis of manifestations of professional personality deformation and designing ways of minimizing and reducing them; expanding the spheres of self-realization and self-approval in the profession through the formation of responsibility for the realization of their own destiny in pedagogical work).

Текст научной работы на тему «ВЕДУЩИЕ ИДЕИ ПРОЦЕССНОЙ МОДЕЛИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГА»

решения поставленных задач необходимо постоянно повышать уровень профессиональной компетентности учителя [3 и др.]. Который должен быть готов к решению вышеобозначенных задач.

Литература:

1. Асадулаева Ф.Р., Абдулшехидова Х.Э., Магомедханова У.Ш. Метод проектов как средство формирования коммуникативной компетентности младших школьников // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6 (85). - С. 57-59

2. Зембатова Л.Т. Повышение качества начального образования в национальной школе на основе полилингвального и поликультурного подходов (на примере дисциплины «Математика»): Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - Владикавказ. 2014. - С. 209.

3. Гребенникова В.М., Казанцева В.А. Нравственные ценности учителя начальных классов - важнейший фактор урегулирования межличностных конфликтов в гетерогенных ученических группах // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6 (85). - С. 75-79

4. Камболов Т.Т. Стратегия в Осетии: полилингвальность и поликультурность // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества: Материалы I международной научной конференции. 25-26 апреля 2006 года (проводилась под эгидой и при финансовой поддержке ЮНЕСКО). - Владикавказ: Издательство СОГПИ. 2006. - С. 19-23.

5. Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. - М.: Вентана-Граф, 2003. - 304 с.

6. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений // М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Издательский центр «Академия». -2013. - 461 с.

7. Салчак Б.В. Этнокультурная деятельность в дошкольных организациях (на примере республики Тыва) // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6 (85). - С. 114-116

8. Сантуева Э.З., Гасанова С.Х., Кислицкая С.С., Хасбулатова Х.М. Информационно-коммуникационная компетентность в описании контента двуязычного словаря // Мир науки, культуры, образования. - 2020. -№ 6 (85). - С. 119-121

9. Фардзинова М.Д. Развитие речи учащихся-билингвов при изучении односоставных предложений русского языка (на материале произведений К.Л. Хетагурова) // Диалог. - 2009. - № 1. - С. 85-89.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Вестник Образования. - ОАО "Издательство «Просвещение». - 2009. - № 3. - С. 5-63.

11. Щукин А.Н. Лингводидакический энциклопедический словарь: более 2000 единиц. - М.: Астрель: АСТ: Хранитель. 2007. - 746 с.

12. Ярычев Н.У., Магомедова З.З. Формирование коммуникативно-речевой компетентности будущего учителя начальных классов в вузе. - Кисловодск, 2015.

Педагогика

УДК 37.08

магистрант Муллова Евгения Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ВЕДУЩИЕ ИДЕИ ПРОЦЕССНОЙ МОДЕЛИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГА

Аннотация. В данном исследовании описываются особенности предупреждения профессиональной деформации педагога. В ходе теоретического анализа проблемы предупреждения профессиональной деформации педагога выявлены и обоснованы ведущие идеи, позволившие достичь заданного уровня реализации педагогическим работником трудовых функций и действий. Также в статье представлены процессная модель предупреждения профессиональной деформации педагога и психолого-педагогические условия ее оптимального функционирования. Разработанная модель отражает совокупность взаимосвязанных блоков предупреждения профессиональной деформации педагога (концептуально-целевой, содержательный, результативный), реализуемых в логике определенных этапов (ценностно-нормативный, субъектно-ориентирующий, рефлексивно-оценочный), и позволяет прогнозировать достижение цели. Психолого-педагогическими условиями предупреждения профессиональной деформации педагога выступили: конструирование психологически комфортной и благоприятной среды для достижения педагогом оптимальных профессиональных результатов и реализации качественных образовательных услуг; своевременное проведение у педагогов личностно ориентированной диагностики проявлений профессиональной деформации личности и конструирования путей их продуктивной коррекции; расширение сфер самореализации и самоутверждения педагогическим работником в профессии посредством формирования ответственности за реализацию собственного предназначения в педагогическом труде).

Ключевые слова: профессиональная деформация педагога, предупреждение деструктивных проявлений, педагогический работник, процессная модель, психолого-педагогические условия, образовательные услуги, стрессогенные факторы, профессиональные дефициты, активизация личностных ресурсов, образовательная организация.

Annotation. This study describes the features of preventing professional deformation of a teacher. During the theoretical analysis of the problem of preventing professional deformation of the teacher, leading ideas were identified and substantiated, which made it possible to achieve a given level of implementation of labor functions and actions by the pedagogical worker. The article also presents a process model for preventing professional deformation of a teacher and psychological and pedagogical conditions of its optimal functioning. The developed model reflects a set of interconnected blocks for preventing professional deformation of the teacher (conceptual-target, meaningful, effective), implemented in the logic of certain stages (value-normative, subject-oriented, reflexive-evaluation), and allows predicting the achievement of the goal. Psychological and pedagogical conditions for preventing professional deformation of the teacher were: designing a psychologically comfortable and favorable environment for achieving optimal professional results; timely personal-oriented diagnosis of manifestations of professional personality

déformation and designing ways of minimizing and reducing them; expanding the spheres of self-realization and self-approval in the profession through the formation of responsibility for the realization of their own destiny in pedagogical work).

Keywords: professional deformation of teacher, prevention of destructive manifestations, pedagogical worker, process model, psychological and pedagogical conditions, educational services, stressogenic factors, professional deficits, activation of personal resources, educational organization.

Введение. Профессиональная деформация педагога, связана с замедлением темпов совершенствования личности профессионала и снижением качества оказания образовательных услуг, реализации эффективных способов обучения и воспитания подрастающего поколения, что актуализирует в теории и методике профессионального образования исследовательское направление, в рамках которого следует своевременного выявлять деструктивные изменения в личности педагогического работника, а также разрабатывать меры по коррекции данных изменений в рамках авторской процессной модели предупреждения профессиональной деформации педагога.

В нашем случае педагоги являются категорией специалистов, наиболее подверженной профессиональной деформации в рамках: решения постоянно усложняющихся задач повышения качества оказания образовательных услуг для подготовки нового поколения выпускников образовательной организации; эмоционального и физического напряжения, большой загруженности заполнения документации с учетом постоянного внедрения педагогических инноваций, связанных с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС начального, основного, среднего профессионального образования, Профессионального стандарта педагога); приоритетности социальной ответственности педагогического работника за организацию конструктивного взаимодействия участников образовательных отношений с учетом их образовательных потребностей.

В складывающихся обстоятельствах педагоги не всегда могут адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям образовательной практики, не обладают достаточным уровнем стрессоустойчивости, самоконтроля и саморегуляции, неспособны адекватно эмпатировать, проявлять нетерпимость к недостаткам учащихся, не умеют выстраивать перспективы собственного профессионально-личностного самосовершенствования, вследствие чего возникает увеличение нагрузки (психологической и профессиональной) на педагога и возникает профессиональная деформация. Профессиональная деформация может возникать у педагогов вследствие субъективных характеристик (возраст, стаж педагогической работы, индивидуальные характеристики, уровень образования, профессионально-личностное самочувствие, престижность профессии, профессионализм, психологическое насыщение профессиональной деятельностью и др.), так и объективных факторов (условия и организация труда, качества жизни педагога, кадровая политика образовательной организации, темпоритм рабочего времени, введение инноваций, низкое материальное вознаграждение, отсутствием моральных стимулов и т.д.). В этой связи проблема предупреждения профессиональной деформации педагога периодически возникает в фокусе внимания исследователей и в настоящее время остается достаточно актуальной.

Актуальность данной статьи также обусловлена тем, что в настоящее время существует недостаточное количество теоретического и практического материала по проблеме предупреждения профессиональной деформации личности педагога, а также ее коррекции. Не в полной мере описаны особенности процесса деформации личности педагога, не выделены психолого-педагогические условия предупреждения профессиональной деформации педагога.

Проблема изучения предупреждения профессиональной деформации педагога периодически возникает в дискурсе отечественной и зарубежной педагогической науки. В частности, широко представлены труды в области профессиональной деформации специалистов помогающих профессий, в том числе и педагогических кадров (А.А. Баранов [1], С.П. Безносов [2], С.А. Водяха [3], Е.В. Захарова [4], А.В. Логинова [5], Т.П. Науменко [б], Л.Г. Пак [7], О.Б. Полякова [8]).

Анализ опыта работы ученых по данной проблеме позволил нам выделить следующие противоречия:

- между запросом современного общества на активных и компетентных педагогических работников, способных оптимально реализоваться в профессии в рамках своевременного распознавания и минимизации возникающих деструктивных профессиональных проявлений и неготовностью руководителей образовательных организаций проводить работу по супервизии предупреждения профессиональной деформации педагогов;

- между возможностями образовательной организации в предупреждении профессиональной деформации педагогов и недостаточным их актуализацией в рамках разработки процессной модели и психолого-педагогических условий изучаемого феномена;

- между потребностью образовательной практики в диагностическом обеспечении предупреждения профессиональной деформации педагогов и недостаточной разработанностью методических средств исследуемого феномена в педагогической науке.

Противоречия изучаемого феномена обуславливают постановку проблемы исследования: каковы ведущие идеи разработки процессной модели предупреждения профессиональной деформации педагога и психолого-педагогические условия ее оптимальной реализации?

Актуальность, изучение степени разработанности проблемы исследования, а также основных ее противоречий обуславливают выбор темы настоящей статьи «Ведущие идеи процессной модели предупреждения профессиональной деформации педагога».

Цель исследования: выявить ведущие идеи разработки процессной модели предупреждения профессиональной деформации педагога.

Задачи исследования:

1. Описать содержание понятия «профессиональная деформация».

2. Исследовать особенности предупреждения профессиональной деформации педагога.

3. Разработать процессную модель предупреждения профессиональной деформации педагога и психолого-педагогические условия ее оптимальной реализации.

Методология.

В качестве диагностического инструментария нашего исследования мы можем предложить следующий синтез методик: авторская анкета для педагогов, модифицированная на основании методики «Мотивация

профессиональной деятельности» (А. Реан); авторские анкеты для педагогов, модифицированные на основании методики «Оценка готовности педагога к развитию» В.И. Зверевой.

Практическая работа в рамках данного исследования проводилась среди педагогов образовательных учреждений различного вида (детские сады, школы) г. Оренбурга. В практической работе принимали участие 120 педагогов.

В соответствии с результатами методики «Мотивация профессиональной деятельности» (А. Реан) мы можем увидеть, что у 70% педагогов присутствует высокий уровень мотивации профессиональной деятельности, у 15% педагогов - средний уровень мотивации профессиональной деятельности, у 15% педагогов - низкий уровень мотивации профессиональной деятельности.

В соответствии с результатами авторских анкет для педагогов, модифицированных на основании методики «Оценка готовности педагога к развитию» В.И. Зверевой, мы можем увидеть, что у 60% респондентов имеются в наличии те или иные характерные признаки деформации личности.

На основе вышеизложенного в рамках данного исследования нами представлена процессная модель предупреждения профессиональной деформации педагога, отражающая сконструированную совокупность взаимосвязанных блоков (концептуально-целевой, содержательный, результативный), реализуемых в логике определенных этапов (ценностно-нормативный, субъектно-ориентирующий, рефлексивно-оценочный), и позволяет прогнозировать достижение цели (рис. 1).

Копненгуальпо-целевой блок

Цель: обеспечить предупреждение профессиональной деформации педагога

I

Георетические основы: Научный подходы: деятелыюстный Принципы: профессиональной направленности, личностпо развивающей профессиональной среды, гармонизации субъект-субъектного взаимодействия, субъектной активности педагога и самореализации личности в профессиональной деятельности, профессиональной

рефлексии) ^

Критерии и показатели:

- мотивационпый (потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других; ценностное отношение к качеству оказания образовательных услуг; устремленность к овладению навыками саморегуляции, самоконтроля, стрессоустойчивости)

- когнитивный (знание о профессиональной деформации в педагогическом груде, путях и направлениях ее минимизации; представление о себе как субъекте профессиопальпо-личностного самосовершенствования)

- деятелыюстный (опыт активизации личностных ресурсов в преодолении проявлений профессиональной деформации; готовность педагога к профессиональному саморазвитию; рефлексия перспектив профессионально-личностного р0С1а).

Уровни: высокий, средний, низкий.

I

Содержательпый блок

Этапы модели: ценностно-нормативный, субъект но-ориептируютций, рефлексивно-оценочный

Стратегии: могивационпо-регулирующая, профессионально-компетентная, рефлексивная, коммуникативно - пластичная, имиджевая

I Управления: диагностическое, психолого-педагогическое. фасилицируюгцее, профессионально-амкмеологичеекое

Формы и методы профессионального предупреждения деформации педагога: разбора случаев (кейс-стади), геймификация, семинар-мастерская (\vorkshop), панельные дискуссии, игровая модель «Онлайн—школа», метод самосохранения, метод «увеличение ресурса успеха», двумерная матричная диаграмма преодоления профессиональных стереотипов», конструирование персональной дорожной карты педагога, метод «анализ силового поля личностных ресурсов»

I

Резуль га гивный блок

Психолого-педагогические условия предупреждения профессиональной деформации педагога'.

- конструирование психологически комфортной и благоприятной среды для достижения педагогом оптимальных профессиональных результатов и реализации качественных образовател ьп ых уел у I

своевременное проведение у педагогов личностпо ориентированной диагностики проявлений профессиональной деформации личности и конструирования путей их продуктивной коррекции;

- расширение сфер самореализации и самоутверждения педагогическим работником в профессии посредством формирования ответственности за реализацию собственного предназначения в педагогическом труде

I -

Результат: позитивное профессиопалыю-личносшое самочувствие педагога

Рисунок 1. Процессная модель предупреждения профессиональной деформации педагога

Мы разделяем позицию А.А. Баранова [1], выделяющего четыре стратегии, обеспечивающие эффективное противодействие стрессогеннам педагогического процесса и уменьшение проявленности профессиональной деформации педагога: «а) первая - «мотивационная» стратегия - через направленность личности на собственно педагогические цели, дает возможность наиболее полной самореализации именно в педагогической деятельности; б) второй путь стрессоустойчивости обеспечивается за счет хорошо развитых операциональных профессионально-значимых качеств и опыта работы - профессионально-компетентная стратегия;. в) третий - «рефлексивный», образован пониженными импульсивно - агрессивными тенденциями, продуманностью действий и поступков, развитой самодостаточности и социальной автономности; г) четвертая - «коммуникативно-пластичная» копинг стратегия, обусловлена темпераментальными характеристиками, облегчающими возможность вступления в социальные контакты, высокую речевую активность, многообразие и быстроту смены коммуникативных программ».

Концептуально-целевой блок модели отражает цель исследования и выбор деятельностного подхода, задающего методологический ориентир предупреждения профессиональной деформации в рамках освоения принципиально нового способа профессионального жизнебытия в аспекте непрерывного развития, созидания и самореализации, компетентного преодоления стрессогенных ситуаций и деструктивных проявлений личности, продуктивного решения задач обучения и воспитания полрастающего поколения в соответствии с основными тенденциями модернизации сферы образования.

Значимым при этом является дополнение деятельностного подхода совокупностью принципов -профессиональной направленности, личностно развивающей профессиональной среды, гармонизации субъект-субъектного взаимодействия, субъектной активности педагога и самореализации личности в профессиональной деятельности, профессиональной рефлексии).

Содержательный блок модели задает стратегии предупреждения профессиональной деформации педагога (мотивационно-регулирующая, профессионально-компетентная, рефлексивная, коммуникативно -пластичная, имиджевая), направления (диагностическое, психолого-педагогическое, фасилицирующее, профессионально-амкмеологическое) в логике реализации форм и методов изучаемого феномена (разбора случаев (кейс-стади), геймификация, семинар-мастерская (workshop), панельные дискуссии, игровая модель «Онлайн-школа», метод самосохранения, метод «увеличение ресурса успеха», двумерная матричная диаграмма преодоления профессиональных стереотипов», конструирование персональной дорожной карты педагога, метод «анализ силового поля личностных ресурсов».

Рассматривая логическую направленность представления этапов предупреждения профессиональной деформации педагога, следует отметить, что системообразующим этапом выступает ценностно-нормативный, связанный с содержанием управленческих ценностно-ориентирующих воздействий, определяющих «формирование ценностного отношения педагогического работника к инновациям в образовании, положительной мотивации на постоянное самообразование, стремление к получению нового продуктивного педагогического опыта. Субъектно-ориентирующий этап предупреждения профессиональной деформации педагога определяет овладение продуктивными технологиями и умениями преодоления деструктивных проявлений посредством снятия личностных напряжений, уменьшения стрессогенных факторов, минимизации профессиональных дефицитов, разрешения назревших противоречий. Рефлексивно-оценочный изучаемого процесса отражает развитие умений адекватного оценивания личностных потенций и прогнозирования результатов предстоящей деятельности, поиска личного смысла в профессии и собственного места в социуме» Т.П. Науменко [6].

Результативный блок процессной модели отражает характеристику сформированности компонентов позитивного профессионально-личностного самочувствия педагога как результата предупреждения профессиональной деформации педагога по критериям и соответствующим показателям: мотивационному (потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других; ценностное отношение к качеству оказания образовательных услуг; устремленность к овладению навыками саморегуляции, самоконтроля, стрессоустойчивости); когнитивному (знание о профессиональной деформации в педагогическом труде, путях и направлениях ее минимизации; представление о себе как субъекте профессионально-личностного самосовершенствования); деятельностному (опыт активизации личностных ресурсов в преодолении проявлений профессиональной деформации; готовность педагога к профессиональному саморазвитию; рефлексия перспектив профессионально- личностного роста).

В ходе теоретического анализа проблемы предупреждения профессиональной деформации педагога выявлены и обоснованы теоретические аспекты предупреждения профессиональной деформации педагога в образовательной организации; разработана авторская процессная модель предупреждения профессиональной деформации педагога; определены психолого-педагогические условия изучаемого феномена.

Практическая значимость работы представлена следующими положениями:

- реализация модели предупреждения профессиональной деформации педагога;

- подбор диагностического инструментария для определения профессиональной деформации педагога;

- обозначена программа предупреждения профессиональной деформации педагога.

Выводы. Таким образом, разработанная процессная модель предупреждения профессиональной деформации педагога отражает целесообразность самостоятельных блоков: концептуально-целевого (цель -обеспечить предупреждения профессиональной деформации педагога; деятельностный подход и принципы профессиональной направленности, личностно развивающей профессиональной среды, гармонизации субъект-субъектного взаимодействия, субъектной активности педагога и самореализации личности в профессиональной деятельности, профессиональной рефлексии), содержательного (стратегии: мотивационно-регулирующая, профессионально-компетентная, рефлексивная, коммуникативно -пластичная, имиджевая: диагностическое, психолого-педагогическое, фасилицирующее, профессионально-амкмеологическое), результативного (динамика и конечный результат - позитивное профессионально-личностное самочувствие педагога, отслеживаемое по мотивационному, когнитивному и деятельностному критериям и соответствующим показателям), в логике описывающих этапность (ценностно-нормативный, субъектно-ориентирующий, рефлексивно-оценочный) достижения запланированного результата.

Литература:

1. Баранов, А.А. Психология стрессоустойчивости педагога: теоретические и практические аспекты: автореферат дис. д-ра психологических наук А.А. Баранов - Спб., 2002. - 41 с.

2. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. - СПб.: Речь, 2016. - 272 с.

3. Водяха, С.А. Психологическое благополучие в образовательном пространстве / С.А. Водяха // Актуальные проблемы психологии личности. - 2017. - № 7. - С. 15-18.

4. Захарова, Е.В. Профессиональная педагогическая деятельность как фактор профессиональной деформации личности учителей и преподавателей / Е.В. Захарова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2015. - № 2. - С. 465-472.

5. Логинова А.В. Профессиональная деформация личности педагога и пути ее преодоления / А.В. Логинова // Молодой ученый. - 2015. - № 11. - С. 150-152.

6. Науменко, Т.П. Педагогическое обеспечение повышения качества жизни учителя: дис. канд. пед. наук / Т.П. Науменко. - Оренбург, 2019. - 211 с.

7. Пак, Л.Г. Логика педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации студента вуза / Л.Г. Пак / Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2016. - № 1 (37). - С. 66-70.

8. Полякова, О.Б. Психогигиена и профилактика профессиональных деформаций личности / О.Б. Полякова. - М.: МПСИ, 2018. - 304 с.

Педагогика

УДК 37.017.4

старший инженер Наволокин Иван Иванович

Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова» (г. Краснодар)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ СРЕДСТВАМИ

ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

Аннотация. В статье описываются особенности становления ценностного отношения к службе в армии у учащейся молодежи в процессе военно-патриотического воспитания. Педагогическая деятельность по формированию у молодежи мотивационно-ценностной направленности к военной службе требует создания специальных условий, способствующих актуализации ценностей, которые будут побуждать их в дальнейшем к добровольному и осознанному служению на благо своей Родины. Школьный музей как инструмент патриотического воспитания способствует пониманию и принятию младшими поколениями ценностей российской военной культуры и ее боевых традиций, стимулирует развитие духовно-ценностного потенциала личности. Осознанная ориентация молодежи на военную службу характеризует наличие зрелой гражданской позиции и задает вектор гармоничного развития взаимоотношений между государством, его общественными институтами и населением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, интериоризация ценностей, военная служба, школьный музей, преемственность боевых традиций, гражданская позиция.

Annotation. The article describes the peculiarities of the formation of a value attitude towards military service among students in the process of military-patriotic education. Pedagogical activities aimed at shaping a motivational-value orientation towards military service in young people requires the creation of special conditions conducive to the actualization of values that will encourage them in the future to voluntary and conscious service for the benefit of their homeland. The school museum as an instrument of patriotic education contributes to the understanding and acceptance by younger generations of the values of Russian military culture and its combat traditions, stimulates the development of the spiritual and value potential of the individual. The conscious orientation of young people towards military service characterizes the presence of a mature civil position and sets the vector for the harmonious development of relations between the state, its social institutions and the population.

Keywords: military-patriotic education, interiorization of values, military service, school museum, continuity of martial traditions, civil position.

Введение. Состояние патриотического воспитания является важным показателем уровня развития гражданственности общества. В России существует богатая история военно-патриотического воспитания, имеющего как профессиональный, так и общественный характер. Армия выступает в качестве правового и духовного символа силы любого государства. Отношение к государству, армии и своей Родине базируется на общечеловеческих ценностях, имеющих стратегическое значение для развития современного российского общества. Поэтому процессы формирования ценностного отношения к понятиям «свобода», «справедливость», «патриотизм» необходимо координировать и поддерживать на всех уровнях общественной жизни. Педагоги вносят свой посильный вклад в эту деятельность, применяя свой специфический инструментарий и технологии в ходе осуществления воспитательной работы.

Результаты деятельности по становлению ценностного отношения к военной службе и ориентации на нее молодых людей становятся базовым основанием не только для развития зрелой личности гражданина, но и способствуют гармонизации всей системы общественных отношений по линии «государство - армия -общественность». Ориентация молодежи на осознание ценностной значимости военной службы в существенной мере основывается на духовных факторах развития. Социально-психологическими и педагогическими составляющими этого процесса становятся индивидуальная мотивация, морально-этические качества, цели и интересы личности, ее установки на военную службу. Отрадно отметить, что социальная активность современной молодежи, во многом, обусловлена сознательным выбором, который продиктован патриотическими идеями и осознанной гражданской позицией. На государственном уровне часто проводятся мероприятия, способствующие популяризации армии и службы в ней, однако они имеют скорее символическое значение, приурочены к памятным датам в истории страны и характеризуются нерегулярностью. Практическая работа по развитию военной направленности у молодежи чаще ведется на местах и начинать ее следует с семьи и школы. Семья традиционно прививает подрастающим поколениям идеалы и ориентиры гражданственности, патриотизма, общественной значимости, дисциплины, используя механизмы передачи семейного опыта и транслируя лучшие примеры поведенческих выборов из семейной истории [6; 8; 9; 10; 11 и др]. Школа для формирования ценностной направленности и ориентации у

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.