Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ'

ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
509
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ / ПЕДАГОГИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PROFESSIONAL DEFORMATION / PREVENTION OF PROFESSIONAL DEFORMATION / SUPPLEMENTARY EDUCATION TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ширяева Виктория Валерьевна

Автор рассматривает профилактику профессиональной деформации педагогов, опираясь на исследования зарубежных и отечественных ученых. Приводит определения профилактики профессиональной деформации педагогов современных ученых, а также дает свое определение этому понятию. Представляет авторскую комплексную психолого-педагогическую программу профилактики профессиональной деформации педагогов дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PREVENTION OF PROFESSIONAL DEFORMATION OF SUPPLEMENTARY EDUCATION TEACHERS

The article considers the prevention of professional deformation of teachers proceeding from foreign and Russian studies. The author gives modern definitions of professional deformation prevention, presents her own definition and an original complex psychological and pedagogical program of the prevention of professional deformation of supplementary education teachers.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

УДК 374

В. В. Ширяева

Профилактика профессиональной деформации педагогов дополнительного образования детей

Аннотация

Автор рассматривает профилактику профессиональной деформации педагогов, опираясь на исследования зарубежных и отечественных ученых. Приводит определения профилактики профессиональной деформации педагогов современных ученых, а также дает свое определение этому понятию. Представляет авторскую комплексную психолого-педагогическую программу профилактики профессиональной деформации педагогов дополнительного образования детей.

I Ключевые слова: профессиональная деформация, профилактика профессиональной деформации, педагоги дополнительного образования.

V. V. Shiryaeva

On the prevention of professional deformation of supplementary education teachers

Abstract

The article considers the prevention of professional deformation of teachers proceeding from foreign and Russian studies. The author gives modern definitions of professional deformation prevention, presents her own definition and an original complex psychological and pedagogical program of the prevention of professional deformation of supplementary education teachers.

Keywords: professional deformation; prevention of professional deformation; supplementary education teachers.

Профессиональная деформация — болезнь современного мира. И это подтверждается тем фактом, что в 11-й вариант Международной классификации болезней (МКБ-11), который вступит в силу 22 января 2022 года, Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) будет внесена и профессиональная деформация [15]. Она войдет в класс «Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращение в учреждения здравоохранения. Проблемы, связанные с занятостью или безработицей: ОР85 выгорание» [16].

Выгорание относится не к медицинским заболеваниям, оно интерпретируется как «профессиональный синдром». ВОЗ характеризует выгорание как «чувство истощения энергии или истощения; увеличение умственной дистанции от своей работы или чувства негативизма, или цинизма, связанные с работой; снижение профессиональной эффективности» [15].

Выгорание не является болезнью с медицинской точки зрения, но может повлечь за собой тяжёлые, именно медицинские последствия. А некоторые исследователи пишут о том, что оно может привести к росту смертности до 45 лет.

Говоря о профессиональном труде педагогов, в частности педагогов дополнительного образования детей (ДОД), необходимо обратить внимание, что профессиональная деформация делает педагогов узнаваемыми в любых ситуациях, даже без указания их профессии: профессионально деформированный педагог начинает вести себя вне работы так, как он обычно ведёт себя на рабочем месте. И тут мы видим проявление профессиональных деструкций: поведенческий трансфер; демонстративность; авторитарность; консерватизм; повышенная категоричность; индифферентность; социальное лицемерие; ролевой экспансионизм; педагогическая агрессивность (профессиональные деструкции педагогов ДОД приведены в порядке убывания, согласно нашему исследованию) [13], т. е. у педагога происходит перенос своего профессионального поведения в другие сферы жизни. При этом на рабочем месте снижается качество труда, удовлетворённость своей работой, такой педагог вызывает социальный дискомфорт как у окружающих, так и у самого себя.

В связи с этим нельзя переоценить важность исследований по данной проблематике и попытки современных учёных разработать программы по профилактике профессиональной деформации педагогов ДОД. Что же понимают под профилактикой профессиональной деформации современные учёные? Например, А. В. Поляков пишет, что «профилактика профессиональной деформации

представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации. Одной из задач такой профилактики является блокирование и сглаживание различных факторов, способствующих развитию профессиональной деформации» [7, с. 82].

Согласна с точкой зрения А. В. Полякова и Н. В. Прокопцева, которая определяет профилактику профессиональной деформации педагога как «систему мер, направленную на восстановление оптимального психического состояния педагога, на поддержание его позитивных взаимоотношений с учащимися и коллегами, на повышение уровня самоактуализации, предупреждение профессиональных деструкций» [8, с. 153].

Профилактика профессиональной деформации педагогов, по мнению Н. В. Пановой, — это сопровождение, которое направлено на профилактику и адаптацию педагога к быстро меняющейся педагогической деятельности. Она выделяет следующие виды сопровождения: научно-методическое сопровождение (призвано связать научные основы методической деятельности с реальной педагогической практикой); акмеологическое сопровождение (служит сохранению психологического здоровья педагога); педагогическое сопровождение (необходимо для взращивания профессиональной личности, которая способна самостоятельно разрешить свои профессиональные и личностные проблемы); тьюторское сопровождение (работает над проблемами уточнения и осознания интересов педагога); психологическое сопровождение (предполагает создание поля профессионального развития личности) [6, с. 117-119].

Мы определяем профилактику профессиональной деформации педагогов ДОД как совокупность систематических профилактических мер, направленных на снижение вероятности возникновения профессиональной деформации (профессиональная деформация, по нашему мнению, имеет три компонента: профессиональные деструкции, профессиональные болезни, профессиональное выгорание) [12] и ориентированных на достижение профессионального долголетия педагогов ДОД [14, с. 81].

Далее необходимо перейти к сути профилактики профессиональной деформации педагогов, т. е. рассмотреть варианты и программы профилактики, которые предлагают современные учёные. Например, Н. В. Прокопцева пишет о том, что профилактика профессиональной деформации педагога включает в себя: «...Содействие личнос-

тному и профессиональному росту педагогов, активизацию способности к саморазвитию; выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения; оказание помощи педагогам, у которых возникают трудности в общении, профессиональной деятельности; стимулирующую психодиагностику; повышение уровня самоактуализации; предупреждение профессиональных деструкций; интенсивную поддержку педагогов при решении профессиональных проблем, конфликтов, кризисов (оказание помощи в самореализации). Эта работа должна строиться в нескольких направлениях: 1) изменение условий труда — это косвенное воздействие на профессиональную деформацию; 2) осознание, осмысление педагогом происходящего с ним, и перестройка себя, своей профессиональной деятельности, отношений — т. е. непосредственное воздействие на деформированные черты; 3) погружение педагога на ограниченное время в благоприятную среду с целью регуляции его психического состояния, улучшения настроения, выстраивания новых отношений с учащимися и коллегами» [8, с. 153-154].

Наиболее эффективным для профилактики профессиональной деформации педагогов, по мнению Н. В. Прокопцевой, являются различные тренинги, направленные на формирование эффективной коммуникации, стрессоустойчивости личности, саморегуляции, на личный и профессиональный рост, сензитивность [9, с. 15].

С. А. Котова и М. В. Еремеева пишут: «Первой задачей профилактики должно стать снижение агрессивности, напряжённости и установление доверительных отношений как в системе "психолог — педагоги", так и в системе "педагоги — педагогический коллектив — руководство", т. е. создание дружеской, творческой атмосферы, помощь в решении коммуникативных проблем. Вторая задача — работа по преодолению страха ошибок у педагогов, повышение их уверенности, профилактика возникновения неконтролируемых ситуаций. Третья задача — необходимо создать систему поощрений для педагогов: устные и письменные благодарности, ценные подарки, премии, включение в профессиональные конкурсы или престижные инновационные проекты, публикации в газетах о достижениях педагогов. Четвёртая задача — своевременная и качественная диагностика, направленная на выявление деформирующих личностных паттернов. Пятая задача — научить педагогов ставить перед собой краткосрочные и долгосрочные цели, правильно планировать свою деятельность; самоменеджмент, использование тайм-аутов, до-

суговые творческие виды деятельности; также педагогам важно научиться правильно отдыхать, избегая в работе перфекционизма и ненужной конкуренции. Шестая задача — задача для самого педагога. Ему необходимо активно включаться в творческую методическую деятельность, вносить элементы новизны в свою работу, вводить инновационные технологии, осваивать новые методы работы, участвовать в разнообразных конкурсах, проектах, обмениваться профессиональным опытом, также педагогам рекомендуется расширять профессиональное общение в педагогических мастерских и творческих группах» [1, с. 273-274].

А. В. Поляков, опираясь на исследования учёных, в частности Э. Ф. Зеера, обозначает некоторые стратегии профессиональной реабилитации: «1) повышение социально-психологической компетентности и аутокомпетентности; 2) диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления; 3) прохождение тренингов личностного и профессионального роста (тренинги желательно проходить не в реальных трудовых коллективах, а в других местах); 4) рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста; 5) профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста; 6) овладение приёмами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций; 7) повышение квалификации и переход на новую квалификационную категорию или должность (повышение чувства ответственности и новизна работы)» [7, с. 82-83].

Т. А. Савина и Е. А. Киселева разработали профилактическую программу, которая выстроена на основе интегративного подхода и включает три блока: 1) теоретический — содержит современные научные подходы в изучении профессионально-личностных деструкций и специфики их проявлений у педагогов, знания о стратегиях профилактики профессионально-личностных де-струкций; 2) диагностический — призван выявить степень выраженности профессионально-личностных деструкций с помощью диагностического инструментария; 3) практический (ядро программы), который включает профилактику профессиональных деструкций личности и осуществляется с использованием метода активного обучения (дискуссии, ролевые и имитационные игры, тренинги, моделирование, «домашние задания», методы арт-терапии) [10, с. 126-127].

Н. Н. Малярчук в учебном пособии «Профилактика профдеформаций» представляет Программу профилактики и коррекции профессионально-личностных деформаций, которая включает в себя следующие блоки: «1) диагностический: диагностика профессиональных и личных качеств педагогов, выявление факторов риска профессиональных деформаций и степени их выраженности; 2) просветительский: информирование педагогов о профессионально значимых качествах личности и дисфункциональном развитии, о путях предупреждения появления и усиления деформаций, о направлениях самосовершенствования для предотвращения профессиональный деформаций;

3) коррекционно-развивающий: гармонизация и оптимизация личности профессионала педагога, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение эффективными способами деятельности и саморегуляции; 4) оценочный: выявление динамики реакций, способствующих позитивным поведенческим проявлениям, стабилизации профессионально значимых личностных качеств педагога» [3, с. 238].

В этой же книге Н. Н. Малярчук приводит программу «Профилактика профдеформации средствами социально-культурной деятельности» и выделяет следующие задачи: 1) «формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих возникновению профессиональной деформации у педагогов; 2) создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы профессиональной деятельности; 3) направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения;

4) развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения; 5) формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития; 6) формирование умения адекватно оценивать проблемные ситуации и решать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя; 7) формирование умения осознавать "что со мной происходит и почему", анализировать собственное состояние; 8) формирование навыков эмпатии, слушанья, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражения чувств, принятия решений; 9) формирование умения применять и оказывать поддержку окружающим; 10) развитие способности к творческому самовыражению педагога; 11) развитие

стратегий и навыков поведения, ведущее к здоровью и препятствующее возникновению профессиональной деформации» [Там же, с. 240].

Комплексная профилактика и коррекция процесса профессиональной деформации личности педагогов Т. Г. Неретиной и С. В. Клевесенковой включает в себя четыре уровня: 1) «телесный (занятия спортом, физические упражнения, ходьба, плавание, танцы, занятие йогой и т. д.); 2) эмоциональный (искусство, культура, музыка, поэзия, аутотренинг и др.); 3) смысловой (переосмысление своей профессиональной деятельности, коррекция негативного отношения к работе, формирование позитивного образа педагога и т. п.); 4) поведенческий (устранение стереотипов профессиональных действий, освоение новых, более адаптивных и результативных форм поведения на работе)» [5, с. 76].

Т. Г. Неретина говорит о необходимости психологического благополучия педагога, выделяя его уровни, что можно отнести и к профилактике профессиональной деформации:

Когнитивный уровень — осознание и адекватное восприятие своего профессионально-педагогического стажа; грамотное отслеживание своего психоэмоционального состояния; постоянная самоактуализация смысла своей профессии, которая заключается в «служении детству»; осознание необходимости постоянного профессионального самосовершенствования.

Деятельностный уровень — активная работа над свои телом для сохранения энергичности, которая определяется повышением уровня работоспособности; систематическая работа по гармонизации своего душевного состояния; разноплановая интеллектуальная работа, в основе которой лежит конструктивно-позитивное мышление.

Рефлексивный уровень — самоанализ поведения, результатов своей деятельности, уровня эмоционально-волевого реагирования на различные профессиональные проблемы и сложные жизненные ситуации [4, с. 287-289].

Т. Н. Курицына профилактику профессиональной деформации видит в своевременной и регулярной диагностике и рефлексии; в процессе самодиагностики и постоянной психологической самокоррекции; в разносторонней физической активной жизни; во внедрении на рабочем месте принципов супервизии; в создании для педагогов креативной обучающей среды; в умении разделять личное и профессиональное пространство жизни; в спорте, медитации, музыке, отдыхе, хобби и др. [2, с. 12-13].

И. В. Федосова рассматривает профилактику профессиональной деформации педагога через следующие концентры:

• «1-й концентр (мотивационный) — формирование мотивации деятельности педагогов через создание положительного социально-психологического микроклимата в коллективе. У педагогов повышались следующие показатели: удовлетворенность своим трудом, осознание профессиональной мотивации, желание заниматься своей профессиональной деятельностью, сплочённость и организованность членов коллектива; мажорное, жизнеутверждающее настроение в коллективе.

• 2-й концентр (когнитивный) — повышение уровня осознания педагогами необходимости преодоления профессиональной деформации и активизация их способности к саморазвитию. У педагогов повышались следующие показатели: преодоление профессиональной деформации как стремление к саморазвитию педагога, наличие желания достигать высоких профессиональных результатов, понимание необходимости заниматься профилактикой профессиональных деформаций.

• 3-й концентр (поведенческий) — формирование стрессоустойчивости и навыков саморегуляции педагогов. У педагогов повышались следующие показатели: стремление к саморазвитию педагога, наличие желания достигать высоких профессиональных результатов, понимание необходимости заниматься профилактикой профессиональных деформаций» [11, с. 194]

Анализируя работы современных учёных и делая выводы, мы профилактику профессиональной деформации педагогов ДОД видим в реализации комплексной психолого-педагогической программы, которая направлена на обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе, на снижение вероятности возникновения профессиональной деформации. Программа, ориентированная на достижение профессионального долголетия педагогов ДОД, будет эффективна при соблюдение трех условий:

• в целеполагании деятельности образовательной организации профилактика профессиональной деформации педагогов ДОД будет определена в качестве приоритетной;

• содержание программы будет определено на основе результатов диагностики;

• программа педагогов ДОД будет разработана и внедрена в деятельность образовательной организации.

Сама программа должна быть представлена

следующими направлениями работы:

• диагностическое — индивидуальная или групповая диагностика по выявлению профессиональной деформации и педагогических затруднений;

• адаптационное — система мероприятий, способствующая профессиональному становлению педагога;

• методическое — система мероприятий, направленная на всестороннее повышение квалификации и педагогического мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на совершенствование образовательного процесса и достижение оптимальных результатов развития, воспитания и обучения детей;

• охранно-защитное — система мероприятий, при которой используется весь комплекс правовых норм, направленный на защиту прав и интересов педагогических кадров;

• организационно-деятельностное — система мероприятий по организации деятельности педагогов, чёткая организация и планирование труда, питания, отдыха с соблюдением всех необходимых норм и требований СанПиНа;

• информационно-просветительское — система мероприятий по проведению справочно-ин-формационных консультаций и просветительской работы с педагогами по теме «Профессиональная деформация»;

• психолого-педагогическое — система мероприятий, включающая теоретико-практические занятия, творческие занятия с использованием элементов арт-терапии (танцетерапии, театротерапии, изотерапии, сказкотерапии, музыкотерапии, куклотерапии, игротерапии, фототерапии, песочной терапии и др.), тренинги личностного и профессионального роста и др.;

• оздоровительное — система мероприятий по содействию в поддержании хорошей физической формы и своевременная коррекция имеющихся нарушений в психофизическом развитии;

• стимулирующее — система мероприятий в форме нематериального (предоставление оплачиваемых отгулов, дополнительных дней отпуска; вручение билетов на культурные мероприятия, туристических путевок; организация корпоративных мероприятий; обучение педагогов за счёт организации; персональная публичная похвала; поздравление работников со значимыми датами (юбилей, свадьба, рождение ребенка); поощрительные команди-

ровки и др.) и материального (стимулирующие выплаты постоянного, единовременного, компенсирующего и иного характера) поощрения педагогов;

• собственная работа педагога по профилактике профессиональной деформации [14, с. 77-80]. В данной программе используются следующие формы работы: теоретические занятия, практические занятия, творческие занятия, тренинги личностного и профессионального роста, индивидуальная работа с психологом в форме консультирования, конкурсы педагогического мастерства, общение с профессиональным сообществом, повышение квалификации, праздники, экскурсии, собственная работа педагога, хобби [Там же, с. 106-108].

Профессиональная деформация педагогов ДОД является опасной «болезнью» нашего времени, от которой никто не застрахован, она может возникнуть и развиваться как у педагогов с большим стажем работы, так и у молодых педагогов. Деформированные педагоги представляют опасность для себя самих, своих воспитанников, коллег и своей семьи. Поэтому администрация образовательных организаций должна осуществлять комплексную программу психолого-педагогической профилактики профессиональной деформации. Потому что педагоги дополнительного образования детей — это те специалисты, от которых зависит будущее нашей страны, ведь они развивают, воспитывают и обучают наше будущее поколение.

Литература

1. Котова, С. А. Профилактика профессиональной деформации педагогов: личностно ориентированный подход / С. А. Котова, М. В. Еремеева // Народное образование. — 2011. — № 4. — С. 269-274.

2. Курицына, Т. Н. Профилактика профессиональной деформации у преподавателей вуза / Т. Н. Курицына // Вестник ИМСИТ. — 2017. — Вып. 1(69). — С. 11-13.

3. Малярчук, Н. Н. Профилактика профдеформаций: учебное пособие / Н. Н. Малярчук. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. — 292 с.

4. Неретина, Т. Г. Возможности сохранения психологического благополучия педагогов в процессе профессиональной деятельности / Т. Г. Неретина // Психологическое благополучие современного человека: материалы Международной заочной научно-практической конференции. Уральский государственный педагогический университет / отв. ред. С. А. Водяха. — Екатеринбург: [Б. и.], 2018. — С. 284-290.

5. Неретина, Т. Г. К вопросу о профилактике профессиональной деформации педагогов / Т. Г. Неретина, С. В. Клевесенкова // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. — 2015. — Вып. 4(6). — С. 75-76.

6. Панова, Н. В. Профессиональные деформации и пути их коррекции в личностно-профессиональ-ном развитии педагога / Н. В. Панова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Амосова. — 2010. — Т. 7, вып. 2. — С. 113120.

7. Поляков, А. В. Методы профилактики и преодоления профессиональной деформации в педагогических профессиях / А. В. Поляков // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. — 2009. — Т. 11, вып. 1. — С. 82-86.

8. Прокопцева, Н. В. Профилактика профессиональной деформации педагога / Н. В. Прокопцева // Высшее образование в России. — 2010. — Вып. 2. — С. 152-156.

9. Прокопцева, Н. В. Психолого-педагогические условия профилактики профессиональной деформации педагога: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. В. Прокопцева. — М.: [Б. и.], 2010. — 19 с.

10. Савина, Т. А. Психолого-педагогические особенности профилактики профессионально-личностных деструкций педагога / Т. А. Савина, Е. А. Киселева // Вестник Московского государственного областного университета. — 2014. — Вып. 1. — С. 123-128. — (Психологические науки).

11. Федосова, И. В. Профессиональная деформация личности педагога: диагностика и профилактика / И. В. Федосова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2016. — Т. 5, вып. 3(16). — С. 181-195.

12. Ширяева, В. В. Модель профессиональной деформации педагогов дополнительного образования детей / В. В. Ширяева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2018. — № 6. — С. 6773.

13. Ширяева, В. В. Профессиональные деструкции педагогов дополнительного образования детей / В. В. Ширяева // Глобальный научный потенциал. —

2016. — Вып. 10 (67). — С.113-116.

14. Ширяева, В. В. Психолого-педагогическая профилактика профессиональной деформации педагогов дополнительного образования детей: дисс. . канд. пед. наук: 13.00.01 / В. В. Ширяева. — М.: [Б. и.],

2017. — 240 с.

15. «Bum-Out» Is Now a Legitimate Syndrome According to The WHO. Here Are The Symptoms [Электронный ресурс]. — Режим доступа: itimate-syndrome-by-the-world-health-orgwww.sciencealert.com/burn-out-is-now-officially-recognised-as-a-leganisation (дата обращения: 30.10.19).

16. ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics (Version: 04/2019) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://icd.who.int/browse11/l-m/en#/http://

References

1. Kotova S. A., Eremeeva M. V. Profilaktika professional-noy deformatsii pedagogov: lichnostno orientirovannyj podkhod [Prevention of professional deformation of teachers: a personality-oriented approach]. Narodnoe obrazovanie, 2011, vol. 4, pp. 269-274.

2. Kuritsyna T. N. Preventive measure of professional deformation of tutors. Vestnik IMSIT, 2017, vol. 1(69), pp. 11-13. (In Russian).

3. Malyarchuk N. N. Profilaktikaprofdeformatsiy [Prevention of professional deformations]. Tyumen, Izdatelst-vo Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta Publ, 2013, 292 p.

4. Neretina G. T. Vozmozhnosti sokhraneniya psikho-logicheskogo blagopoluchiya pedagogov v protsesse professionalnoy deyatelnosti [Ways to preserve the psychological well-being of teachers as professio-anls]. Psikhologicheskoe blagopoluchie sovremennogo cheloveka: materialy Mezhdunarodnoy zaochnoy nauch-no-prakticheskoy konferentsii, ed. by S. A. Vodyakha. Ekaterinburg, Uralskiy gosudarstvenniy pedagogiches-kiy universitet Publ., 2018. Pp. 284-290.

5. Neretina T. G., Klevesenkova S. V. K voprosu o pro-filaktike professionalnoy deformatsii pedagogov [On the prevention of professional deformation of teachers] Aktualnye napravleniya nauchnykh issledovaniy: ot teorii kpraktike [Actual directions of scientific research: from theory to practice], 2015, vol. 4(6), pp. 75-76.

6. Panova N. V. Occupational strain and the ways of its correction in the personal and professional development of a teacher. Vestnik of NEFU, 2010, vol. 7, is. 2, pp. 113-120. (In Russian).

7. Polyakov A. V. The methods of prevention and overcoming of professional deformation in pedagogical professions. Uchyonye zapiski Sankt-Peterburgskogo go-sudarstvennogo instituta psikhologii i sotsialnoy raboty [Scientific notes of St. Petersburg State Institute of Psychology and Social work], 2009, vol. 11, is. 1, pp. 82-86. (In Russian).

8. Prokoptseva N. V. Profilaktika professionalnoy defor-matsii pedagoga [Prevention of professional deformation of the teacher]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2010, n. 2, pp. 152-156.

id.who.int/icd/entity/ 129180281 (дата обращения: 30.10.19).

9. Prokoptseva N. V. Psikhologo-pedagogicheskie uslovi-ya profilaktiki professionalnoy deformatsii pedagoga: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 [Psychological and pedagogical conditions of prevention of professional deformation of the teacher: abstract. of a PhD in Education thesis: 13.00.08]. Moscow, s.n., 2010. 19 p.

10. Savina T. A., Kiseleva E. A. Psycho-pedagogical peculiarities of preventing a teacher's professional and personal destructions. Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychological Sciences, 2014, vol. 1, pp. 123-128. (In Russian).

11. Fedosova I. V. Professional deformation of pedagogue's personality: diagnosing and prevention. ASR: Pedagogy and psychology, 2016, n. 3(16), pp. 181-195. (In Russian).

12. Shiriaeva V. V. The model of professional deformation of supplementary education teachers. Innovative projects and programs in education, 2018, n. 6, pp. 67-73. (In Russian).

13. Shiriyayeva V. V. Professional destructions among teachers of supplementary e ducation. Globalniy nauchniy potentsial [Global scientific potential], 2016, n. 10 (67), pp. 113-116. (in Russian).

14. Shiriaeva V. V. Psikhologo-pedagogicheskaya profilaktika professionalnoy deformatsii pedagogov dopolnitelnogo obrazovaniya detey: diss. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 [Psychological and pedagogical prevention of professional deformation of teachers of supplementary education of children: PhD in Education thesis: 13.00.01]. Moscow, 2017. 240 p.

15. «Burn-Out» Is Now a Legitimate Syndrome According to The WHO. Here Are The Symptoms. Available at: itimate-syndrome-by-the-world-health-orgwww.sciencealert. com/burn-out-is-now-officially-recognised-as-a-leganisation (accessed 30.10.19).

16. ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics (Version: 04/2019). Available at: https://icd.who.int/browse11/ l-m/en#/http://id.who.int/icd/entity/ 129180281 (accessed 30.10.19).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.