УДК 377 ББК 74
ДЕСТРУКТИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
I Л.А. Кунаковская
Аннотация. В статье освещаются виды, формы и причины деструктивных проявлений в профессиональной деятельности, представлены психолого-педагогические аспекты деформаций в деятельности преподавателя вуза в связи с рисками, рефлексией и особенностями его деятельности; показаны уровни преодоления деструкций у педагога высшей школы.
Ключевые слова: профессиональные деструкции, содержание профессиональных деформаций преподавателя вуза, риски и особенности научно-педагогической деятельности, рефлексия деструкций.
DESTRUCTIVE PHENOMENA IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF A UNIVERSITY LECTURER
L.A. Kunakovskaya
Abstract. The article highlights types, forms and causes of destructive manifestations in professional activities, presents psychological and pedagogical aspects of deformations in a lecturer's activities in connection with risks, reflection and peculiarities of his work and shows the levels of the destructions overcoming.
Keywords: professional destruction, content of professional deformation of a lecturer, risks and features of scientific and educational activities, reflection of destructions.
Взаимодействие личности и профессии проявляется в индивидуальном стиле и направленности деятельности, векторе развития и субъективной реальности человека труда. Рассматривая данную про-
блематику, следует отметить, что неустойчивость и неравномерность профессионального развития личности свидетельствует о содержательной и структурной дисгармонии профессиональной деятельности субъ-
екта, социально-психологическом неблагополучии, средовых изъянах. В научной литературе наблюдаются различные толкования понятий «деструкции», «деформации», но традиционно исследователи рассматривают их как соподчиненные понятия.
Профессиональные деструкции, в целом, означают негативные изменения сложившейся структуры деятельности и личности, сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса [1—5]. Н.Б. Москвина выделяет следующие виды профессиональных деформаций: должностная деформация — руководитель не ограничивает свои властные полномочия, которая встречается чаще всего; адаптивная деформация — пассивное приспособление личности к конкретным условиям деятельности; профессиональная деградация — крайняя степень профессиональной деформации, когда личность меняет нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально несостоятельной [4]. Анализируя причины, А.К. Маркова указывает на возрастные изменения, связанные со старением, профессиональную усталость, монотонию, длительную психическую напряженность, обусловленную сложными условиями труда, а также кризисы профессионального развития [3].
Особую ценность при формировании его взглядов, убеждений, свойств личности для человека имеют: профессиональная подготовка, образовательная среда, события и встречи с настоящими УЧИТЕЛЯМИ. Таким УЧИТЕЛЕМ для меня со студенческих лет является Елена Александровна Леванова, которая
умеет в каждом ученике увидеть уникальность и вселить ему веру в себя. Научная эрудиция и смелость, широта души и взглядов, проницательность и рефлексивность — это лишь некоторые ее черты. Особое внимание она уделяет подготовке и развитию таких педагогов средней и высшей школы, которые обладают профессиональной рефлексией, самокритикой и способностью к саморазвитию. Осознавая причины и признаки деструктивной деятельности, педагог, тем самым, является и гарантом собственного профессионально-личностного роста. В самой педагогической деятельности, как замечает Е.А. Леванова, есть личные установки, которые при неадекватной оценке и низком уровне профессиональной рефлексии могут стать негативными стереотипами, а затем превратиться в деструктивный фактор.
Елена Александровна подчеркивает, что изначальная вполне позитивная позиция педагога — нести знания, учить и т.д. для нерефлексивного педагога постепенно трансформируется в позицию: «я знаю все», «только я знаю все», «я всегда прав» и т.д., что постепенно ведет к застою в профессиональном развитии, а затем, к деградации и, в конечном счете, личной деформации [6, с. 33-34].
Исследователь Т.А. Жалагина, рассматривая психологические аспекты, отмечает, что базовым механизмом возникновения и развития профессиональной деформации преподавателя вуза автор является негативное изменение психологического опыта (смещение нравственной позиции личности в сторону жесткой
79
2 / 2016
Преподаватель
ВЕК
80
административно-прагматической ориентации). На основе экспериментального изучения проблемы автор указывает на проявления педагогической агрессии, авторитарности и демонстративности, дидактичности, доминантности, личностно-ролевого диссонанса и социального лицемерия [7].
В связи с этим у преподавателей могут наблюдаются деструктивные проявления, причем в открытой или закрытой формах. Известно, что основным способом реализации образовательного процесса является взаимодействие педагога и обучающихся.
Рефлексивное (конструктивное) и нерефлексивное (деструктивное) взаимодействие (скорее, педагогическое воздействие) — два вектора профессионального существования преподавателя. Одной из наиболее существенных причин нарушения взаимодействия, как отмечает Е.А. Леванова, является отсутствие пониманж друг друга. Она подчеркивает, что несформированность потребностей во взаимопонимании ведет к пониженной самокритиче-ности и повышенной критичности к партнерам по общей деятельности [2, с. 58]. Феномен профессиональной деформации применительно к педагогам высшей школы в связи с самопониманием исследован Т.В. Степкиной. Автор приходит к выводу, что для преподавателей вуза характерны следующие виды профессиональной деформации: деформация на уровне частных компонентов самопонимания — в профессиональной деятельности проявляется как профессиональное равнодушие, формальное отношение к выпол-
нению функциональных обязанностей, затруднения с интерпретацией внешнего мира, конформность; деформация на уровне структуры самопонимания — в профессиональной деятельности проявляется как ригидность личности, шаблонности мышления и действия, перенос большой доли профессиональных действий, стереотипов и установок на поведение вне работы, принятие роли «учителя» [5].
Важно осознавать, что сбой при осуществлении профессиональной деятельности связан с различными причинами. По сути, сложность преподавательской деятельности необходимо связана с глубиной осознания диалектического существования диад-компонентов структуре личности и деятельности педагога, таких как: научно-исследовательского и педагогического; должностного и креативно-созидательного; авторско-творческого и нормативно-регламентированного; ответственно-инициативного и исполнительно-зависимого; коллективного и индивидуального; инновационного и традиционного и др. Наличие де-струкций у научно-педагогических работников, на наш взгляд, обусловлено некоторыми специфическими особенностями их профессиональной деятельности, которые связаны с сопутствующими рисками при ее осуществлении, а именно: сложностью и многоликостью преподавательского труда (полиролевым, интенсивно-напряженным, стрессовым характером); направленностью на развитие и соразвитие в противовес использования власти как единственной стратегии профессионального поведения и педагогического общения
(овладение акмеологической культурой); непрерывным научно-методическим (само)совершенствованием, а не формально-документированным сопровождением образовательной деятельности (технологическая). Соответственно требуется как административно-управленческое, психолого-педагогическое, так и рефлексивно-аналитическое сопровождение деятельности преподавателя высшей школы. Эффективность профилактики, выявления и нейтрализации деструктивной деятельности, как отмечается в исследованиях и показывает образовательная практика, заключаются в изменении личностных структур, погружении преподавателя во внутреннее содержание собственной профессиональной деятельности и целенаправленном формировании рефлексивной культуры саморазвития.
Выявление и нейтрализация деструктивных проявлений у вузовского преподавателя с учетом баланса-дисбаланса указанных характеристик необходимо осуществлять, на наш взгляд, на трех уровнях:
• профессионально-ценностном (положительная профессиональная мотивация, кредо, этичность педагогического взаимодействия, гуманистическая позиция по отношению к студентам и коллегам, рефлексивно-акмеологические критерии оценки себя и других и т.п.);
• результативно-деятельност-ном (эффективность работы и достижения в научной, учебно-методической, управленческо-организационной, воспитательной деятельности и др.);
• рефлексивно-коммуникативном (критичность, глубина и полнота психолого-педагогического анали-
за деятельности, общения; направленность на инновации, творческая активность и инициативность в работе и т.д.).
Личностное и профессиональное влияние Елены Александровны Левановой оказало и продолжает оказывать на меня такое влияние, которое можно обозначить во всей полноте как «отраженная субъектность» (В.А. Петровский). Идеальная представленность таких УЧИТЕЛЕЙ в сознании и деятельности учеников выступает не только примером для них, но и стимулирующим, деятельностным ядром; ценностной основой их конструктивной профессиональной деятельности. системе отношений в целом.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зеер, Э.Ф. Психология профессиональных деструкций [Текст] / Э.Ф. Зеер. - М.: Наука, 2005. - 240 с.
2. Леванова, Е.А. Психолого-педагогические аспекты процесса взаимодействия в образовательном процессе вуза [Текст] / Е.А. Леванова // Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях: материалы междунар. науч.-практич. конф., 24-25 апр. 2008 г. / [отв. ред. И.Ф. Бережная]; Воронеж. гос. ун-т. - Воронеж: ИПЦ ВГУ - 2008. - Ч. 1 - С. 57-60.
3. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1996. - 192 с.
4. Москвина, Н.Б. Личностно-профессио-нальные деформации педагогов [Текст] / Н.Б. Москвина // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 3. - С. 56-61.
5. Степкина, Т.В. Влияние профессиональной деформации на психологические особенности самопонимания преподавателей вуза: Автореф. дис. ... канд. психол. наук [Текст] / Т.В. Степкина. - Астрахань, 2007. - 22 с.
2 / 2016
Преподаватель
ВЕК
6. Леванова, Е.А. К вопросу о профессиональном здоровье педагога [Текст] / Е.А. Леванова // Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовании: союз науки и практики: сб. ст. III междунар. науч.-практич. конф., Одинцовских психолого-педагогических чтений, Одинцово, 21 февраля 2015 г. / Отв. ред. В.Е. Цибульникова. - М.: Изд-во «Пера», 2015. - С. 33-34.
7. Жалагина, Т.А. Психологическая профилактика профессиональной деформации личности преподавателя вуза: Дис .... д-ра психол. наук [Текст] / Т.А. Жалагина. - Тверь, 2004. - 309 с.
REFERENCES
1. Levanova E.A., "K voprosu o professional-nom zdorove pedagoga", in: Psihologo-ped-agogicheskoe soprovozhdenie lichnosti v obrazovanii: sojuz nauki i praktiki: sb. st. III mezhdunar. nauch.-praktich. konf., Od-intsovskih psihologo-pedagogicheskih chte-nij, Moscow, 2015, pp. 33-34. (in Russian)
2. Levanova E.A., "Psihologo-pedagogicheskie aspekty protsessa vzaimodejstvija v obrazo-vatelnom protsesse vuza", in: Filosofskie i psihologo-pedagogicheski problemy razviti-ja obrazovatelnoj sredy v sovremennyh us-lovijah: materialy mezhdunar. nauch.-prak-tich. konf., 24-25 apr. 2008 g., Voronezh, 2008, Ch. 1, pp. 57-60. (in Russian)
3. Markova A.K., Psihologija professionaliz-ma, Moscow, 1996, 192 p. (in Russian)
4. Moskvina N.B., Lichnostno-professionalnye deformatsii pedagogov, Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2008, No. 3, pp. 56-61. (in Russian)
5. Stepkina T.V., Vlijanie professionalnoj de-formatsii na psihologicheskie osobennosti samoponimanija prepodavatelej vuza: Extended Abstract of PhD dissertation, Astrah-an, 2007, 22 p. (in Russian)
6. Zeer E.F., Psihologija professionanyh des-truktsij, Moscow, 2005, 240 p. (in Russian)
7. Zhalagina T.A., Psihologicheskaja profilak-tika professionalnoj deformatsii lichnosti prepodavatelja vuza: ScD dissertation (Psychology), Tver, 2004, 309 p. (in Russian)
82
Кунаковская Людмила Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела качества образования, Воронежский государственный университет; член-корреспондент, Международная академия наук педагогического образования, Kynludal@mail.ru Kunakovskaya L.A., PhD in Pedagogy, Associate Professor, Quality of Education Department, Voronezh State University; Corresponding Member, International Academy of Pedagogical Education, Kynludal@mail.ru