Научная статья на тему 'Педагогическое обеспечение организации предупреждения развития и преодоления девиантного поведения подростков'

Педагогическое обеспечение организации предупреждения развития и преодоления девиантного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1498
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРЕОДОЛЕНИЕ / ОСОБЕННОСТИ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / PREVENTION / OVERCOMING / PECULIARITIES / DEVIANT BEHAVIOR / TEENAGERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малунова Галина Супруновна, Кушнарева Наталья Анатольевна

В данной статье раскрываются научно-обоснованные подходы организации предупреждения развития преодоления девиантного поведения подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical provision of organizing the process of prevention the development and overcoming the deviant behavior of teenagers

In this article scientifically reasonable approaches of organization of preventing and overcoming the development of deviant behavior of teenagers are considered.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обеспечение организации предупреждения развития и преодоления девиантного поведения подростков»

2. Наиболее остро стоит и проблема формирования и развития контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Одним из условий выращивания этой самостоятельности является отказ от какой-либо оценочной шкалы в готовой форме (пятибалльной или какой бы то ни было другой). Смысл работы, направленной на развитие оценочной самостоятельности детей, состоит именно в том, чтобы к концу начальной школы построить эти шкалы вместе с учениками.

Таким образом, поворот образовательного процесса в начальной школе на формирование учебной самостоятельности (и ее первого этапа - контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников) требует серьезных изменений в содержании и организации образовательного процесса.

Литература

1. Абасов В. Диалог в учебном процессе // Народное образование. - 1993. - №9-10. - С. 43-45.

2. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учеб.пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. - М.: Академия, 2004. - 231 с.

3. Каминская М.В. Педагогический диалог в деятельности современного учителя. - М.: Смысл, 2003. - 284 с.

4. Копылов Ю.А. Средства оздоровительной направленности восточных систем физического воспитания // Человек, здоровье, физическая культура в изменяющемся мире: материалы III науч.-практ. конф. - Коломна, Изд-во КГПУ, 1993. -С. 29.

5. Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе: учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - С. 21-26.

6. Мельников Е.П. Проблемный урок, или Как открыть знания с учениками: пособие для учителя. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 168 с.

7. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000. - 224 с.

Галимов Геннадий Яковлевич, кафедра теории физической культуры, доктор педагогических наук, профессор Бурятского государственного университета. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.

Стрельников Валерий Александрович, кафедра спортивных дисциплин ФФКСиТ Бурятского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор, академик ПАНИ, МСМК по боксу. E-mail: strelnikovO9@mail,ru

Galimov G.Ya., doctor in pedagogics, professor of Department “Theory of Fhysical training”, Buryat State University (BGU). 670000, Ulan-Ude, Smolin, str. 24a.

Strelnikov V.A., doctor of pedagogy, professor of Buryat State University (Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia).

УДК 37.035

Г. С. Малунова, НА. Кушнарева

Педагогическое обеспечение организации предупреждения развития и преодоления девиантного поведения подростков

В данной статье раскрываются научно-обоснованные подходы организации предупреждения развития преодоления девиантного поведения подростков.

Ключевые слова: предупреждение, преодоление, особенности, девиантное поведение, подростки

G.S. Malunova, N.A. Kushnareva

Pedagogical provision of organizing the process of prevention the development and overcoming the deviant behavior of teenagers

In this article scientifically reasonable approaches of organization of preventing and overcoming the development of deviant behavior of teenagers are considered.

Keywords: prevention, overcoming, peculiarities, deviant behavior, teenagers

Понятие педагогическое обеспечение характеризуется как совокупность факторов и условий их развертывания посредствам специальных педагогических форм, методов и приемов с учетом критериев эффективности их реализации.

Идея предупреждения девиации значительно разумнее, демократичнее, прогрессивнее, чем «борьба» и репрессии. С учетом новых разработок ученых подходы к профилактической деятельности должны опираться не на отрицательные моменты, а на положительный потенциал, заложенный в са-

мых различных представителях нуждающихся групп населения [1, с. 225].

Педагогическая практика позволяет определить несколько позиций к пониманию сущности, содержания и структуры процесса предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения молодых людей.

1. Понятия «предупреждение» и «преодоление» хотя и близки по своему содержанию, но не тождественны по своей сущности: предупреждение направленно на выявление и предотвращение причин и условий отклоняющегося поведения, а преодоление - на искоренение выявленных в процессе профилактики различных отклонений в поведении подростков.

2. Предупреждение и преодоление - это не два самостоятельных и различных процесса, а две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны единого процесса борьбы с зарождением и развитием различных негативных проявлений, рассматриваемых в рамках превентивной педагогики. В реальном процессе превентивной деятельности с молодежью предупреждение и преодоление отклоняющегося поведения тесно переплетены и связаны.

3. Предупреждение и преодоление отклоняющегося поведения молодежи, в свою очередь, это не изолированный, самостоятельный и отдельно взятый социально-педагогический процесс.

4. Процесс предупреждения и преодоления выступает как основа превентивной педагогической системы. Имеет сложный состав, образует единый структурный и функциональный комплекс, что дает возможность рассматривать процесс предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения у молодежи как целостное социально-педагогическое образование (А.М. Каминер, Е.А. Майорова) [2, с. 11].

Анализ литературы по практической превентивной деятельности специалистов по работе с молодежью, результаты опросов позволяют определить, что предупреждение и преодоление отклоняющегося поведения - это целенаправленный и организованный социально-педагогический процесс воздействий и взаимодействий педагогов, родителей и подростков, направленный на искоренение различных отклонений в их поведении. Такое понимание сущности данного процесса дает возможность выделить его из системы социально-педагогических влияний, показать его особенности по сравнению с воспитанием и самовоспитанием и др.

• Одной из особенностей является то обстоятельство, что предупреждение и преодоление отклоняющегося поведения представляет качественно своеобразный социально-педагогический процесс в общей системе воспитания молодежи. Перевоспитывать гораздо сложнее потому, что приходится изменять сложившиеся привычки, взгляды, нормы поведения, негативные качества личности. Поэтому предупреждение и преодоление отклоняющегося поведения выступает как специфический процесс, имеющий свою психолого-педагогическую структуру.

• Вторая особенность процесса предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения заключается в том, что если недостатки в сознании и поведении молодых людей еще не стойкие, то они поддаются искоренению с помощью педагогических процессов воспитания и обучения. В данном случае предупреждение и преодоление выступают в качестве основных функций процесса воспитания. Однако по отношению к целому ряду молодых людей отклонения от норм поведения превращаются в негативные качества личности и приобретают при этом устойчивый и запущенный характер. В данном случае предупреждение и преодоление занимают большой удельный вес в социальнопедагогической системе работы с молодежью и выступают как две взаимосвязанные части целостного социально-педагогического процесса.

• Следующая особенность данного процесса объясняется тем, что в воспитании, самовоспитании, с одной стороны, и в педагогической профилактике - с другой, по-разному происходит смена сложившихся динамических стереотипов новыми. Если в первом случае новые стереотипы не обязательно заменяют старые, а лишь образуются на их базе как прямое продолжение сложившихся привычек и норм поведения, то во-втором - старые негативные динамические стереотипы должны быть заменены на новые, имеющие положительную характеристику.

Необходимо учитывать в превентивной деятельности и такую ее особенность, что дело приходится иметь с молодыми людьми, которые положительно относятся к своему негативному поведению, стремятся сохранить свои вредные привычки. И здесь важно учитывать то обстоятельство, что «трудный» подросток не столько объект изучения и исправления, сколько субъект превентивной деятельности.

Таким образом, содержание процесса предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения у подростков необходимо рассматривать как единый, целостный, системный, специфический социально-педагогический процесс. Воспитание, самовоспитание являются тесно взаимосвязанными сторонами социально-педагогического процесса в семьях, школах, общественных организациях и др. Их сходство заключается, во-первых, в том, что все они являются организованными, систематическими и целенаправленными процессами педагогических воздействий родителей, педагогов на формирование личности подростка. Во-вторых, конечная цель и в одном, и в другом, и в третьем случае одна - гармоничное развитие личности. В-третьих, в основе данных педагогических процессов лежат, как правило, одни и те же закономерности и принципы, единый, социально-личностно-деятельностный подход к их рассмотрению.

Таковы сущность, содержание и структура процесса предупреждения и преодоления отклонений в поведении молодежи, логика его протекания. Разумеется, выделение его структурных компонентов достаточно условно, так как ярко выраженных границ между звеньями данного процесса практически не существует. На практике все они взаимосвязаны и взаимодействуют одно с другим, хотя специфика каждого из структурных компонентов, несомненно, проявляется в процессе предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения подростков.

Принимая во внимание эти обстоятельства, мы пришли к убеждению о необходимости активного включения личности с отклоняющимся поведением в целостный процесс широких целенаправленных воздействий, которые осуществляются систематично, на основе воспитательно-профилактической интеграции, целенаправленного сотрудничества педагогов и воспитанников как субъектов педагогического процесса, выступающих в качестве определяющих средств педагогического сопровождения, способствующего предупреждению развития и преодолению отклонений в поведении и формированию нравственно-ценного сознания подростков.

Анализ причин неудач проводимых в образовании реформ позволяет ученым сделать вывод об «исчерпаемости» традиционного подхода в обосновании теоретико-методологических основ воспитания и развития личности.

Обращение к философской литературе по проблемам кризиса ценностей общества и технократического мышления помогает понять глубину мировоззренческих основ воспитания и развития человека, осознать объективную необходимость поиска адекватных методологических подходов, лежащих в контексте гуманистически-ориентированного процесса предупреждения развития и преодоления девиантного поведения подростков.

Для определения такой методологической основы мы воспользовались следующими подходами к анализу философской литературы: системным и синергетическим.

В настоящее время наметилась тенденция осуществления системного подхода в профилактике и преодолении девиантного поведения детей (Б.И. Алмазов, С.А. Беличева, А.В. Мудрик, Т.Д. Молод-цова, Р.В. Овчарова, В.А. Попов и др.). Определенным достижением теоретических исследований в области предупреждения развития и преодоления девиантных форм поведения является нарастание в них гуманистических начал. Этому способствует ряд социально-педагогических причин: открытия психолого-педагогической науки; интеграция отечественной гуманистической педагогики и мировой педагогической культуры; проникновение в отечественную теорию воспитания гуманистических концепций развития личности; активизация интереса исследований к духовному наследию России, ее лучшим традициям; бурное развитие междисциплинарного знания, объединяющим началом которого становится человек.

Вышеперечисленные факторы во многом способствуют активному поиску эффективных форм и методов предупреждения развития и преодоления девиантного поведения подростков.

Выделение в качестве теоретической и практической основы решения проблемы системного и синергетического подхода было обусловлено наличием противоречивого и неустойчивого характера формирования личности подростка и попытки его саморегуляции.

Системный подход выступает как методологический принцип. Он позволяет раскрыть процессуальные особенности педагогического процесса преодоления девиантного поведения.

Значимость системного подхода для предупреждения развития и преодоления девиантного поведения в процессе педагогического сопровождения подростков состоит в том, что он позволяет:

- выявить связи подростка с другими людьми (системами), что позволяет управлять ими или нейтрализовать их;

- регулировать потоки ценностной информации, позволяющей формировать установки подростков на положительное отношение к общественным ценностям;

- развивать рефлексивную сферу личности подростка, что позволяет включить учащихся в само-коррекцию поведения и отношений.

Синергетический подход очень важен в анализе литературы по проблеме предупреждения развития девиантного поведения у подростков. Он раскрыт в исследованиях В.И. Аршинова, Е.Н. Князевой, С. П. Курдюмова, И. Пригожина, И. Стенгерс, Р. Хакена.

При анализе развития сложноорганизованных систем синергетический подход подтверждает справедливость идей цикличности и круговорота истории, проливает свет на осознание динамики развития таких систем, как возможность решающего влияния малых событий на общее течение природных и социальных процессов, идеи нелинейного характера развития. Способность вышеназванных систем к самодостраиванию, самоорганизации получили широкое распространение в теории и практике воспитания человека. Синергетика как наука о внутренних закономерностях развития сложноорганизованных систем поворачивает «магический кристалл» знания и учит видеть окружающий мир ребенка по-другому, более полно и целостно. Отсюда ясно, что целостные сложноорганизованные системы развиваются самостоятельно, им не стоит навязывать пути развития, и есть смысл «говорить не об управляемом, а о направляемом развитии (Н.Н. Моисеев), полагая, что наши воздействия способны лишь обеспечить желаемые тенденции, преодолеть возможные кризисы в предупреждении развития девиантного поведения подростков».

Как область междисциплинарного знания, синергетика позволяет понять, как правильно направлять тенденцию развития сложноорганизованных систем, в том числе и системы предупреждения девиантного поведения подростков. И главное здесь - не прессинг, а малые, но правильно организованные резонансные воздействия на сложные системы [3, с. 5]. Принципы синергетики проливают свет на динамику развития сложноорганизованных систем, на понимание кризисов в обществе, дают возможность понять бифуркационные переходы коренной перестройки характера развития системы.

Идеи нелинейности, нестабильности, случайности теоретически потеснили жесткий детерминизм и позволили более органично включить человека в природу. «Если же природе в качестве сущностной характеристики присуща нестабильность, то человек просто обязан более осторожно и деликатно относиться к окружающему его миру - хотя бы из-за неспособности однозначно предсказывать то, что произойдет в будущем» [4, с. 47].

В настоящее время идеи синергетики активно проникают в педагогическую практику, формируя новые представления о механизмах функционирования и развития таких самоорганизующихся и са-моразвивающихся систем, как личность ребенка и учителя, как ученический коллектив и сообщество педагогов, как учреждение образования и его окружающая среда [5, с. 41].

Синергетический подход - это достаточно мощная методологическая основа ориентации в познавательной и практической деятельности, предполагающая применение совокупности идей, понятий и методов в исследовании и управлении открытыми нелинейными самоорганизующимися системами. Обращение к синергетическому подходу связано с прогнозированием возможностей, которые будут способствовать перестройке установок личности подростка. Кризисное состояние требует разрушения старых структур, что обеспечивает переход личности как системы на более высокий качественный уровень.

Особое внимание мы уделяем энергетическим процессам, которые несет синергетика. Это происходит в неравновесных, открытых системах (социум, личность). В качестве источника энергии выступает информация различных видов. Все элементы связаны свойством переноса волновых процессов. Перенос осуществляется за счет «подкачки» энергии (воспитательное влияние, друзья). Приток энергии идет из внешней (хаотичной) среды. Обмен со средой происходит через все точки соприкосновения, вызывая активность, побуждая к перестройке установок. Т.е. неорганизованная среда выступает источником развития, перестройки структуры личности и, соответственно, выполняет конструктивную роль. Отсюда следует необходимость определенного каркаса методов и форм работы по предупреждению развития и преодоления девиантного поведения. Один метод дает волну, которую можно усилить другими методами и формами, но не просто их набором, а на основе структуры педагогического сопровождения, что обеспечит эффективность и логику их применения.

Новое появляется в результате бифуркации (ветвления путей развития в системе) и в то же время оно является «запрограммированным» в виде спектра возможностей [6, с. 147] путей развития. Разви-

тие является внутренним фактором системы, т.е. не навязывается, но инициируется и подчиняется индивидуальному ритму личности. Поэтому наша модель рассмотрена как процесс самоорганизации личности посредством своих внутренних ресурсов - личностных структур сознания: критичности, мотивирования, рефлексии, автономности. Они формируют личностный опыт создания собственной картины мира. Умение искать смысл достигается посредством осмысления и переосмысления содержания деятельности [7, с. 60].

Синергетические представления имеют большое практическое значение при проектировании и построении системы воспитания учащихся. Соблюдение принципа самоорганизации и саморазвития в педагогической деятельности нацеливает субъектов создания воспитательной системы на обстоятельное изучение процессов саморегуляции деятельности, общения и отношений, на выявление тенденций, внутренних механизмов и резервов развития создаваемой системы. А это в свою очередь интенсифицирует не только процесс развития учащихся, но и личностно-профессиональный рост педагогов; диалог мнения мотивов, установок детей и взрослых содействует формированию духовно богатой, устойчивой личности.

Целью развития систем в образовании является повышение эффективности функционирования процессов воспитания. Рассматривая данную ситуацию с позиции синергетики, мы обнаруживаем педагогическую перспективу. Синергетический эффект - это эффект взаимосвязи и взаимодействия, что прослеживается в связи мотивов, потребностей, деятельности. Соответственно, синергизм - это регуляция взаимодействия элементов, включенных в процесс, эффект повышения результативности процесса за счет использования взаимосвязи и взаимоусиления различных видов деятельности: ступеней или этапов развития, сфер, факторов и форм влияния [8, с. 55].

Личность подростка представляет собой саморегулирующую, самоорганизующую, самокорректирующую систему. Становление системы происходит в условиях ее открытости, пребывания в кризисном состоянии. При этом новая структура (учащиеся, получившие определенный каркас ценностных ориентаций) в процессе эволюции и при сопровождающих ее отклонениях должна самостоятельно «выжить», чтобы достигнуть должной устойчивости (необходимо развивать и закреплять положительный опыт). В период неравновесности личности как системы главное заключается в воздействии на критические точки (то, на что направлено воздействие) старых структур (которые корректируются, изменяются, перевоспитываются).

Для обеспечения управления процессом предупреждения развития и преодоления девиантного поведения нами были выделены системный и синергетический подходы исследования. В соответствии с данными подходами в качестве принципов, определяющих цели, стратегии и содержание модели предупреждения развития и преодоления девиантного поведения подростков, выступили следующие:

1. Принцип целостности. Система состоит из определенных компонентов, совокупность и взаимосвязь которых обуславливают целостность и эффективность воспитательно-коррекционного воздействия.

2. Принцип коммуникативности. Основывается на научном понимании социальных процессов, согласовывается с общими закономерностями развития природы и человека как ее неотрывной части. Для того чтобы познать систему, необходимо изучить ее коммуникации - внутренние и внешние связи, а именно: взаимосвязь основных субъектов воспитательного процесса (педагога, родителей, учащихся), взаимосвязь компонентов воспитательного процесса, взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности.

3. Принцип управляемости и целенаправленности. Цель и управление - важный системообразующий фактор как функционирования модели, так и развития. Правильный выбор целевых ориентиров

- одно из главных условий успешного становления воспитательной системы, соответственно, и дальнейшего развития воспитательно-коррекционной программы. Здесь необходим диалог и совместный процесс взаимообогащающего влияния, обеспечивающий взаимный результат воспитания. Соответственно, достижение целей зависит от грамотного управления жизнедеятельностью системы (личностью подростка) [9].

Совокупность данных принципов системного и синергетического подходов дает возможность направленного положительного влияния на личность подростка в процессе его развития и способствует обеспечению самоорганизации (что может выступать как принципом, так и составляющим процессом модели, способствующих поддержанию и функционированию, содействующих самоизменению). Работу необходимо строить по принципу вытеснения и замещения отрицательных элементов, посколь-

ку появление девиантных установок и девиантного поведения представляет сложное негативное образование, состоящее из элементов, образующих взаимозависимые связи, которые создают целостную систему отрицательного влияния на личность подростка.

Таким образом, изучение исследований, проведенных на основе системного и синергетического подходов, позволяет выработать современную методологию исследования процесса предупреждения развития и преодоления девиантного поведения детей, изменить подход к подростку с целью организации его творческой работы над собой, чтобы благодаря собственной его активности при поддержке педагога в процессе педагогического сопровождения перейти к самоисправлению и самовосхожде-нию собственной личности.

Анализ философских взглядов на процесс развития и поведения человека дает возможность осмысления педагогических аспектов воспитательного процесса предупреждения и преодоления девиантного поведения подростков.

Для эффективного предупреждения развития и преодоления девиантного поведения у подростков необходимо качественно обновить воспитательный процесс, который обеспечил бы оптимальные условия саморазвития каждой личности, ориентируя ее на общечеловеческие ценности. В ряду педагогических процессов, обеспечивающих предупреждение и преодоление девиантного (отклоняющегося) поведения детей, особое место занимает педагогическое сопровождение.

Возникновение систем сопровождения подростков с девиантным поведением детерминировано ростом количества детей, нуждающихся в особых педагогических подходах; детей, относительно которых традиционные методы и формы воспитания оказываются малоэффективными.

Толковый словарь В.И. Даля [38] определяет понятие «сопровождение» как действие по глаголу «сопровождать» - «провожать, сопутствовать, идти вместе с кем-либо для проводов, провожатым; следовать». Приставка «со» в слове изначально предполагает реализацию в процессе сопровождения объединения действий и усилий провожатого и сопровождаемого.

Сопровождающий - это человек, который лишь временно находится рядом с путником. Среди его ролевых функций В. И. Даль называет не только нейтральные «попутчик», «сопроводитель», но и «спутник, товарищ на пути, для охраны, защиты, для присмотра», т.е. посредник между человеком и миром жизни, обеспечивающий безопасность, необходимую и достаточную поддержку личности в трудных жизненных ситуациях.

Когда ребенок, находящийся в социально опасной ситуации, не может самостоятельно без помощи взрослых справиться с препятствиями, постоянно возникающими на его жизненном пути, когда к кризису возрастному прибавляются социальный и педагогический ему становится необходимой помощь человека, идущего рядом. Таким проводником или группой провожатых для подростков с девиантным поведением должна стать команда взрослых наставников, людей, чье желание помочь ребенку, знание и опыт, как лучше это сделать, должны реализоваться в специально организованной деятельности по комплексному сопровождению индивидуального развития личности ребенка в социально-культурном пространстве его детства, отрочества, юности.

Для успешного решения задач сопровождения подростков требуется соблюдение некоторых принципиальных положений.

Во-первых, воспитание рассматривается как комплекс целенаправленных и специально организуемых мер по обеспечению и оптимизации процессов средовой адаптации ребенка через создание условий для удовлетворения его базальных потребностей.

Во-вторых, воспитательный процесс не следует ограничивать комплексом, даже самым продуманным и полным, «голых» назиданий и наставлений, так как сами по себе они носят скорее информационный, чем воспитательный смысл и потому не нуждаются в специальной подготовке «ретранслятора» - педагога. Для осуществления воспитательного воздействия, напротив, требуется все более усложняющаяся с течением времени специальная подготовка субъекта воспитания, более того, для такого процесса нужна достаточно глубокая перестройка самой личности воспитателя, иная степень чувствования и понимания глубинных процессов, происходящих в личности ученика.

В-третьих, воспитательный процесс не может базироваться только на индивидуальной работе с ребенком. Это прежде всего организация всей значимой для ребенка среды, всей сферы его отношений, так как в принятии средой, а не личностью воспитателя заключаются базовые потребности ребенка; ко всей среде, а не к личности воспитателя происходит его адаптация. Соответственно, не имеет никакого смысла говорить по отдельности о воспитании в семье, в школе, в учебном процессе как

таковом (учеба не менее значима для ребенка как средство самореализации, чем все остальное, т.е. такая же базовая потребность).

В-четвертых, в ракурсе учебно-воспитательного учреждения для детей нет никакого смысла различать профилактику девиантных форм поведения и сам воспитательный процесс, так как именно средовая адаптация ребенка, обеспечивающая оптимальные условия его личностного роста и развития, а отнюдь не какие-то особые специфические мероприятия предупреждают девиантное поведение ребенка.

В современной научной литературе понятие педагогического сопровождения рассматривается как комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной социализации подростков, перспектив их личностного роста.

В монографическом исследовании М.И. Губановой отмечается, что в современной педагогике проблема сопровождения рассматривается в следующих аспектах:

• как основной методический подход в образовании;

• как принцип педагогической деятельности;

• как методика оказания помощи ребенку;

• как технология разновозрастного воздействия.

Психологи-исследователи (М.Р. Битянова, А.А. Деркач, Л.М. Митина) понимают сопровождение как поддержку психически здоровых людей, у которых на определенном этапе жизненного пути возникают трудности. При этом они отмечают, что сопровождение (в отличие от коррекции) предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. Именно выстраивание процесса психологической помощи в соответствии с закономерностями развития - первая сущностная характеристика сопровождения. Второй сущностной характеристикой сопровождения является создание условий для перехода личности от помощи извне к самопомощи.

В процессе сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную поддержку от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями». Основным из этих условий принято считать хорошее поддерживающее окружение. Основными критериями, по мнению Д. Винникота, такого поддерживающего окружения являются «надежность, предсказуемость, адаптированность к нуждам клиента» [10, 179].

В понятии педагогического сопровождения отражены идеи развивающего взаимодействия субъектов обучения и воспитания (Е.В. Бондаревская, А.В. Петровский, А.Н. Тубельский), взгляды сторонников «педагогики сотрудничества» (А.И. Адамский, Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов), мысли о необходимости полноценного, продуктивного общения представителей всех возрастных, социальных и профессиональных групп (И.С. Кон, М.Ю. Кондратьев, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн и др.), о педагогической поддержке (В.П Бедерханова, О.С. Газман, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, И.Д. Фрумин, И.С. Якиманская и др.).

В процессе педагогического сопровождения личность подростка выступает не как пассивный объект воздействия, а как активный субъект взаимодействия с педагогом, психологом, родителями. Ребенку невозможно навязывать какие-либо изменения в нем самом [11, с.96]. Многие ученые едины во мнении, что только в том случае, если у ребенка будет сформирована мотивация на необходимость личностных, характерологических изменений, процесс педагогического сопровождения начнет функционировать.

Проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что система сопровождения учащихся возникла в образовательных учреждениях как дополнительная подструктура, обеспечивающая индивидуальную помощь ребенку, который по каким либо показателям (обучение, воспитание или развитие) выходит за грани общепринятых социальных норм.

Анализ источников по проблемам сопровождения (Э.М. Александровской, Н.И. Кокуркиной, Г.Ф. Кумариной, Н.В. Куренковой, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго) и практики работы сопровождения в школе позволили нам сделать вывод о том, что по существу эта служба является психолого-педагогической, так как все ее компоненты наполнены психолого-педагогическим содержанием.

Сопровождение как многомерное понятие в работах разных авторов рассматривается как технология: «сопровождение - психолого-педагогические технологии, предназначенные для оказания помощи ребенку на определенном этапе его развития в решении возникающих у него проблем или в их предупреждении» (Н.И. Кокуркина) [12].

В исследовании мы используем педагогическое сопровождение подростков, которое понимаем как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов и структурных связей целенаправленного и опосредованного процесса предупреждения развития и преодоления девиантного поведения подростков, образующего целостный, непрерывный воспитательный процесс. Педагогическое сопровождение направлено на формирование и развитие социально ценностных качеств, а также побуждение подростков к самосовершенствованию, формированию психической устойчивости, позволяющей успешно решать социально-психологические задачи в самостоятельной жизни.

В качестве методологической основы организации сопровождения, на наш взгляд, целесообразно использовать концепции личностно-ориентированного образования, которые составляют концептуальную базу сопровождения.

В конструировании модели сопровождения мы опирались на идеи и опыт педагогов, исследующих проблематику личностно-ориентированного образования: Д.А. Белухин, Н.А. Переломова .

В качестве базовых принципов были выделены положения, соответствующие теории личностноориентированного образования. Моделируя деятельность сопровождения, мы опирались, прежде всего, на следующие принципы:

- принцип субъектности учащегося: сопровождение учащегося должно строиться на основе собственной активности школьника;

- принцип уникальности ребенка. В идеале воспитательный процесс должен представлять собой совокупность уникальных событий, закономерности и связи которых проявляются не в объективной плоскости научных понятий, а в пространстве субъективных переживаний ребенка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- принцип аксиологичности (ценностная ориентация). Этот принцип включает формирование у подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения;

- принцип целостности: основу педагогического подхода должны составлять не анализ отдельных качеств и уровня их развития, а описание и понимание ребенка как целостного субъекта личностного;

- принцип доверия, открытости и глубинного общения: ключевым компонентом педагогической деятельности должно быть глубинное, понимающее, принимающее, позитивное общение (В.Н. Мя-сищев, Е.Л. Федотова), основанное на открытости и доверии в системе «педагог - учащийся»;

- принцип значимости эмоционального состояния учащегося: в аспекте получения учителем обратной связи о внешней деятельности и внутренней динамике развития личности ребенка первичной является информация о том, насколько успешно протекают внутренние, скрытые процессы личностного развития. Внешними проявлениями этих глубинных, субъективных процессов, в соответствии с гуманистическими теориями личности А. Маслоу, К. Роджерса и Э. Фромма, являются эмоционально-аффективные проявления ребенка.

По мнению И. Труса, к основным функциям педагогического сопровождения относятся:

• Восстановительная функция. Предполагает восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростков до появления девиантного поведения.

• Компенсирующая функция. Проявляется в формировании у подростков стремления устранить тот или иной недостаток усилением деятельности в той области, которая ему больше нравится, где он быстрее добивается успехов, где стремится к самореализации.

• Стимулирующая функция. Выражается в поддержании тех положительных личностных характерологических образований, которые есть у подростков.

• Социализирующая функция. Направлена на предоставление подростку возможностей для социального развития и социального познания - формирования различных навыков и умений, повышения социально-психологической компетентности (13, с. 26).

• Еще одной из функций сопровождения, на наш взгляд, является посредничество, суть которого состоит в обеспечении педагогически целесообразных взаимодействий между личностью, группой, семьей, обществом, государством.

Цель педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением способствует определению его специфических задач:

- установление причин и условий, способствующих развитию негативных личностных черт, формированию противоправных моделей поведения личности;

- использование психолого-педагогических возможностей для создания оптимальных условий для

психической деятельности при исправлении ошибок и искажений в воспитании подростков;

- определение путей и способов нейтрализации негативных стереотипов поведения и потребностей детей, формирования здоровых морально-нравственных, психических, физических установок и ценностных ориентаций;

- мотивирование подростков на познание индивидуально-психолгических особенностей своей личности, на анализ своих поступков и поведения в целом.

Педагогическое сопровождение подростков в общеобразовательной школе как систему характеризуют следующие признаки: открытость и целенаправленность, взаимосвязь и взаимозависимость, деятельность и результативность.

В этом случае сопровождение, на наш взгляд, становится эффективным средством предупреждения и преодоления девиантного поведения в образовании через систему диагностических процедур, педагогических условий и организационных мер. Эти меры призваны оказать дифференцированную помощь нуждающемуся в ней подростку.

Мы выделили основные направления педагогического сопровождения подростков:

1. Совершенствование (обновление, отбор) содержания профилактических и коррекционных программ подростков:

- совершенствование учебно-методического обеспечения, ориентированного на позитивное изменение отношения подростков к учебной деятельности, и осуществление контроля за качеством учеб-но-методического обеспечения воспитательного процесса;

- отбор новых форм и методов воспитания, позволяющих направить процесс социализации в позитивное русло.

2. Создание системы действующих факторов (информационной службы, освещающей постоянно успехи каждого подростка и группы и др.), средовое влияние, обеспеченное предметнопространственным, поведенческим, культурным окружением, которое становится тем самым коррекционным фактором, способствующим воспитанию личности, формированию ее сущности.

3. Психолого-педагогическое обоснование работы каждого педагогического работника школы с учетом его личностных особенностей, склонностей и способностей; планирование и проведение профилактической и коррекционной работы с подростками (индивидуальная и в групповая).

4. Создание системы целенаправленного комплексного воздействия на формирование положительных нравственных качеств личности подростка с девиантным поведением.

В соответствии с основными направлениями педагогическое сопровождение подростков строится на основе следующего комплекса мероприятий:

• совершенствование системы межличностных отношений учащихся школы, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников, снятие психотравмирующих ситуаций среди их ближайшего окружения, привитие навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности;

• проведение тематических педагогических советов педагогов и психологов, педагогических семинаров, чтений и т.д.; обзор методической литературы;

• совершенствование профессионального мастерства педагогов;

• создание комфортной обстановки;

• совершенствование различных форм внеучебной деятельности (проведение классными руководителями и психологом индивидуальных и групповых занятий: по культуре общения, профилактике вредных привычек и др.), организация спортивных секций, посещение учреждений дополнительного образования.

Таким образом, сопровождение подростков можно охарактеризовать как сложный целенаправленный и организованный процесс совместной специфической деятельности субъектов и объектов пси-холого-педагогической профилактики в целях выявления у последних склонности к девиантному поведению, криминогенного опыта, предупреждения противоправного поведения и формирования на этой основе социально-значимых правовых качеств, привычек и навыков, психологических стереотипов и установок нормативного поведения.

Литература

1. Татарова С.П. Девиантное поведение подростков и социальные технологии его профилактики в современном российском обществе. - Улан-Удэ, 2007. - 297 с.

2. Каминер А.М., Майорова Е.А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодежи: учеб.-метод, пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 83 с.

3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировоззрение // Вопросы философии, 1992. - № 12. - С. 5

4. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаос. Новый диалог «человека с природой». - М.: Прогресс, 1998. - С. 47

5. Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. - М.: Изд-во МГУ, 1982.-200 с.

6. Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.

7. Нелинейные волны. Самоорганизация. - М.: Наука, 1983. - 263 с.

8. Циркин С.Ю. Справочник по психиатрии детского и подросткового возраста. - СПб., 2000. - 752 с.

9. Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.

10. Обухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2005. - 288 с.

11. Казакова В. Что скрывается за термином «сопровождение развития детей»? // Лидеры образования. 2004. - №9-10. -С. 95-97.

12. Александровская Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Курсикова. - М.: Академия, 2002. - 208 с.

13. Трус И. Модель социально-педагогического сопровождения подростков с акцентуациями характера // Воспитание школьников. -2003. -№3. С. 26-32.

Малунова Галина Супруновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального и дошкольного образования Бурятского государственного университета.

Кушнарева Наталья Анатольевна, психолог ГОУ «Лицей интернат № 61» г. Улан-Удэ.

Malunova Galina Suprunovna, doctor of pedagogical sciences, professor, department of pedagogy of elementary and pre-school education, Buryat State University.

Kushnareva Natalya Anatolevna, psychologist, «Гусеит-boarding school №61» Ulan-Ude.

УДК 378.016:81

Д.Г. Матвеева

К вопросу формирования и совершенствования произносительных навыков

у студентов-билингвов

Одной из важнейших задач при обучении иностранным языкам является формирование и совершенствование произносительных навыков. Задача усложняется при обучении произношению иностранного языка в условиях билингвизма.

Ключевые слова: произношение, билингвизм, интерференция, сопоставление языков.

D.G. Matveeva

То the problem of formation and perfection of pronunciation skills of bilingual students

Pronunciation improving is one of the most important activities in the process of teaching foreign languages. The goal becomes more complicated in teaching foreign languages pronunciation of bilingual students.

Keywords: pronunciation, bilingualism, interference, comparison of languages

Как известно, овладение любым иностранным языком невозможно без практического овладения его звуковой системой. Сформированность слухопроизносительных навыков является непременным условием адекватного понимания речевого сообщения, точности выражения мысли и выполнения языком любой коммуникативной функции. Но приступая к изучению иностранного языка, учащиеся и студенты обладают устойчивыми навыками восприятия и произнесения звуков родного языка и владеют основными интонемами. Поэтому возникает интерференция за счет того, что слухопроизносительные навыки родного языка уподобляются звукам родного. Преподаватель должен прогнозировать проявление таких ошибок и по возможности предупреждать их. В центре внимания должны находиться при этом те явления, которые составляют специфику артикуляционной базы изучаемого языка. Вслед за ученым J1.B. Щербой считаем, что трудность у обучаемых вызывают не те звуки, которых нет в родном языке учащихся, а те, для которых в изучаемом языке имеются сходные звуки [1].

Одной из особенностей процесса обучения ИЯ в Республике Бурятия является двуязычие части населения. В условиях билингвизма вероятность межъязыковой интерференции увеличивается: на изучаемый влияют два языка. По мнению исследователей, изучающих лингводидактические проблемы двуязычия, методика преподавания иностранных языков в той или иной национальной аудитории должна строиться на базе выявления сходств и различий между изучаемым ИЯ, вторым (русским) и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.