Научная статья на тему 'Педагогическое моделирование в системе социально-экологического образования'

Педагогическое моделирование в системе социально-экологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL DESIGN / ECOLOGICAL CULTURE / SIMULATION / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ключарева М. П.

В статье обобщены теоретические подходы к моделированию образовательного пространства. Моделирование рассматривается как воспитательная технология совместной деятельности детей и взрослых по созданию модели взаимодействия участников воспитательного процесса между собой и с объектами окружающей социоприродной среды. Представлен алгоритм модели пространства развития экологической культуры учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher modeling in the socio-environmental education

In the article theoretical approaches to the simulation of educational space are generalized. Simulation is considered as the educational technology of the joint activity of children and adult in the creation of the model of the cooperation of participants in the educational process between themselves and with the objects of socio-natural environment. The algorithm of the model of the space of the development of the ecological culture of students is presented.

Текст научной работы на тему «Педагогическое моделирование в системе социально-экологического образования»

М.П. Ключарева

Педагогическое моделирование в системе социально-экологического образования

В статье обобщены теоретические подходы к моделированию образовательного пространства. Моделирование рассматривается как воспитательная технология совместной деятельности детей и взрослых по созданию модели взаимодействия участников воспитательного процесса между собой и с объектами окружающей социоприродной среды. Представлен алгоритм модели пространства развития экологической культуры учащихся.

47

технологии

Социально-экологическое образование и воспитание личности

Ключевые слова: педагогическое проектирование, экологическая культура, моделирование, педагогические технологии.

Создание концепции деятельности образовательного или воспитательного учреждения, культурной модели школы и как результат - оформление четкой воспитательной системы, стало не формальностью, а необходимым условием, потребностью практики, стремящейся к осмыслению педагогической деятельности, научному обоснованию ее динамики. Диалог науки с практикой, их взаимообогащение с целью создания более широкого культурно-образовательного пространства, расширение его социокультурных рамок и углубления содержания подтверждают актуальность системных знаний и необходимость их внедрения в педагогическую практику.

Образование неотделимо от социокультурного контекста с характерными для него моделями деятельности, коммуникации и социальных отношений. Именно через эту связь формируются когнитивные стереотипы, образ мышления, которые ищут воплощения в действии. Характерным признаком модернизации является использование метода моделирования как наиболее адекватного способа нахождения оптимального решения проблемы, т.к. он позволяет воссоздать объект в целом, таким, каким хотят видеть его создатели и проектировщики в ближайшей перспективе.

Учет психо лого-педагогических аспектов педагогического проектирования позволяет создать пространство культуры проектирования, способствующего достижению основных целей проекта и продвижению в личностном развитии его участников, созданию психологического климата и атмосферы творческой активности и работоспособности членов команды, формированию из участников общности людей, заинтересованных в индивидуальном саморазвитии и в достижении коллективных целей и задач.

Моделирование позволяет наладить стабильное функционирование в инновационном режиме и прогнозировать совокупный эффект от различных нововведений. «Моделирование в проектировании позволяет оперировать объектами, относительно которых не имеется всей полноты знаний» - отмечает Т.Г. Новикова [3, с. 54]. У. Эшби писал: «С помощью моделирования в проектировании сравниваются и оцениваются варианты проектных решений, имитируются реальные процессы развития, принимаются решения о выборе альтернатив» [4, с. 393]. И.В. Вагнер в своих работах предлагает развивать положение о моделировании «...как воспитательной технологии - совместной деятельности детей и взрослых по созданию модели взаимодействия участников воспитательного процесса между собой и с объектами окружающей социопри-родной среды» [1, с. 125].

Подходы к моделированию образовательного пространства ранее рассматривались в трудах С.И. Архангельского, Ю.А. Конаржевского,

А.З. Зака, А.В. Леонтовича, А.М. Новикова, В.М. Полонского, В.П. Беспалько, А.И. Бурова, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, Н.М. Лейзерова,

Е.В. Романова.

Модель в педагогике - созданная или выбранная исследователем систе- |

ма, воспроизводящая для цели познания характеристики изучаемого объ- ¡J

екта и вследствие этого находящаяся с ним в таком отношении замещения и сходства, что ее исследование служит опосредованным способом получения знания об этом объекте и дает информацию, однозначно преобразуемую в информацию о познаваемом объекте и допускающую экспериментальную проверку. Создание модели конкретизирует общенаучный принцип связи целого и единичного. Их сочетание и возникающее при этом взаимодействие рождает новое качество - искомую модель.

Рассматривая моделирование как метод исследования, как метод проектирования воспитательного процесса и как метод воспитания, модель наделяется разными функциями: то функцией исследовательского инструментария, то - проекта будущей системы воспитания, то, выступая объектом детского творчества, она приобретает функции развития личности ребенка. Наиболее важными функциями модели пространства развития экологической культуры являются: адаптивная, динамичная, ценностноориентированная, системная, развивающая. Для успешного моделирования пространства развития экологической культуры необходимо наличие сложившихся теорий исследуемых процессов, явлений и гипотез, указывающих предельно допустимые при построении моделей упрощения.

Обобщив теоретические подходы, мы составили логическую схему (алгоритм) разработки модели: постановка целей и задач, определение содержания процесса экологического воспитания, разработка структурно-функциональной модели реализации содержания, методов и технологий, выявление критериев эффективности процесса экологического воспитания и способов их диагностики. Каждое структурное звено модели выполняет определенную функцию.

Цель показывает, к чему стремится педагогический коллектив, какие качества он хочет развить у учащихся. Экологическое воспитание призвано способствовать формированию и поддержанию у учащихся ценностных установок, по которым можно определить человека с развитой экологической культурой. Этому служит решение следующих задач: воспитание у подростков нового экологического сознания, исключающего потребительское отношение к природе; формирование культуры взаимодействия с окружающей средой - природной и социальной, основу которой

технологии

Социально-экологическое образование и воспитание личности

составляют духовно-нравственные ценности, являющиеся регуляторами интересов и потребностей детей; приобщение подростков к здоровому образу жизни; развитие у детей и подростков экологической инициативности в улучшении среды обитания, готовности участвовать в разных видах практической деятельности экологической направленности.

Содержание демонстрирует, чем новая методика по существу отличается от традиционного ознакомления учащихся с природой - методики, которая существует не один десяток лет. Содержание модели раскрывает, что такое экологический подход в ознакомлении учащихся с природой: содействие усвоению учащимися ценностей добра, самоограничения и созидания как противовеса эгоцентрическому отношению к окружающему; акцентуация экологического воспитания на развитии чувственной и деятельностной сфер их психики; культивирование в детской среде здорового образа жизни и гуманного отношения к Природе.

Следующий компонент модели - методы - дает представление о ведущих способах реализации содержания и достижения цели. Методы демонстрируют, как осуществить продвижение учащихся в освоении культурных форм взаимодействия с окружающей средой и выход на новый уровень качества жизни. Движущей силой развития выступает экокультурный дисбаланс в отношениях учащихся с окружающим миром, на ликвидацию которого направлены технологии. Технологии экологического воспитания призваны не только расширять знания учащихся об экосистемах, закономерностях функционирования природных объектов, но и стимулировать развитие у них чувственной сферы, эмпа-тической впечатлительности. Необходимо также обучать учащихся способам самопознания и включать их в практическую деятельность экологической направленности, оказывая поддержку инициативе самих детей, создавая ситуации для созерцания природы и живого контакта с нею.

Результатом моделирования является создание модели пространства развития экологической культуры. Современные условия школы позволяют педагогам разрабатывать множество вариантов реализации модели его воспитательной системы на уровне содержания всей деятельности, а интересы и потребности детей делают наличие этого множества необходимым условием обеспечения его функционирования. Таким образом, моделирование представляется нам непрерывным процессом. Модель наполняется и развивается в процессе новых взаимодействий.

Моделирование должно быть реализовано как организационно-управленческая и воспитательная технология, система непрерывной совместной проектной деятельности детского и взрослого сообщества, направленная на развитие и реализацию экокультурных ценностей личности

в социально-экологической практике; как непрерывный двусторонний процесс взаимодействия субъектов воспитания, направленный на проектирование и реализацию модели пространства развития экологической культуры личности, основанный на аксиологическом, коэволюционном, синергетическом, субъектном и деятельностном подходах.

15

го

Библиографический список 5

1. Вагнер И.В. (Цветкова) Модели экологического воспитания детей: Методическое пособие для педагогов / Под общей ред. Д.Л. Теплова, И.В. Вагнер (Цветковой). М., 2005.

2. Воспитательное пространство как объект педагогического исследования /

Отв. ред. Н.Л. Селиванова. Калуга, 2000.

3. Новикова Т.Г. Педагогическое проектирование и оценка инноваций. М.,

2003.

4. Эшби У.Р. Конструкция мозга. Происхождение адаптивного поведения. М..

1962.

51

технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.