М.П. Ключарева
Педагогическое моделирование в системе социально-экологического образования
В статье обобщены теоретические подходы к моделированию образовательного пространства. Моделирование рассматривается как воспитательная технология совместной деятельности детей и взрослых по созданию модели взаимодействия участников воспитательного процесса между собой и с объектами окружающей социоприродной среды. Представлен алгоритм модели пространства развития экологической культуры учащихся.
47
технологии
Социально-экологическое образование и воспитание личности
Ключевые слова: педагогическое проектирование, экологическая культура, моделирование, педагогические технологии.
Создание концепции деятельности образовательного или воспитательного учреждения, культурной модели школы и как результат - оформление четкой воспитательной системы, стало не формальностью, а необходимым условием, потребностью практики, стремящейся к осмыслению педагогической деятельности, научному обоснованию ее динамики. Диалог науки с практикой, их взаимообогащение с целью создания более широкого культурно-образовательного пространства, расширение его социокультурных рамок и углубления содержания подтверждают актуальность системных знаний и необходимость их внедрения в педагогическую практику.
Образование неотделимо от социокультурного контекста с характерными для него моделями деятельности, коммуникации и социальных отношений. Именно через эту связь формируются когнитивные стереотипы, образ мышления, которые ищут воплощения в действии. Характерным признаком модернизации является использование метода моделирования как наиболее адекватного способа нахождения оптимального решения проблемы, т.к. он позволяет воссоздать объект в целом, таким, каким хотят видеть его создатели и проектировщики в ближайшей перспективе.
Учет психо лого-педагогических аспектов педагогического проектирования позволяет создать пространство культуры проектирования, способствующего достижению основных целей проекта и продвижению в личностном развитии его участников, созданию психологического климата и атмосферы творческой активности и работоспособности членов команды, формированию из участников общности людей, заинтересованных в индивидуальном саморазвитии и в достижении коллективных целей и задач.
Моделирование позволяет наладить стабильное функционирование в инновационном режиме и прогнозировать совокупный эффект от различных нововведений. «Моделирование в проектировании позволяет оперировать объектами, относительно которых не имеется всей полноты знаний» - отмечает Т.Г. Новикова [3, с. 54]. У. Эшби писал: «С помощью моделирования в проектировании сравниваются и оцениваются варианты проектных решений, имитируются реальные процессы развития, принимаются решения о выборе альтернатив» [4, с. 393]. И.В. Вагнер в своих работах предлагает развивать положение о моделировании «...как воспитательной технологии - совместной деятельности детей и взрослых по созданию модели взаимодействия участников воспитательного процесса между собой и с объектами окружающей социопри-родной среды» [1, с. 125].
Подходы к моделированию образовательного пространства ранее рассматривались в трудах С.И. Архангельского, Ю.А. Конаржевского,
А.З. Зака, А.В. Леонтовича, А.М. Новикова, В.М. Полонского, В.П. Беспалько, А.И. Бурова, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, Н.М. Лейзерова,
Е.В. Романова.
Модель в педагогике - созданная или выбранная исследователем систе- |
ма, воспроизводящая для цели познания характеристики изучаемого объ- ¡J
екта и вследствие этого находящаяся с ним в таком отношении замещения и сходства, что ее исследование служит опосредованным способом получения знания об этом объекте и дает информацию, однозначно преобразуемую в информацию о познаваемом объекте и допускающую экспериментальную проверку. Создание модели конкретизирует общенаучный принцип связи целого и единичного. Их сочетание и возникающее при этом взаимодействие рождает новое качество - искомую модель.
Рассматривая моделирование как метод исследования, как метод проектирования воспитательного процесса и как метод воспитания, модель наделяется разными функциями: то функцией исследовательского инструментария, то - проекта будущей системы воспитания, то, выступая объектом детского творчества, она приобретает функции развития личности ребенка. Наиболее важными функциями модели пространства развития экологической культуры являются: адаптивная, динамичная, ценностноориентированная, системная, развивающая. Для успешного моделирования пространства развития экологической культуры необходимо наличие сложившихся теорий исследуемых процессов, явлений и гипотез, указывающих предельно допустимые при построении моделей упрощения.
Обобщив теоретические подходы, мы составили логическую схему (алгоритм) разработки модели: постановка целей и задач, определение содержания процесса экологического воспитания, разработка структурно-функциональной модели реализации содержания, методов и технологий, выявление критериев эффективности процесса экологического воспитания и способов их диагностики. Каждое структурное звено модели выполняет определенную функцию.
Цель показывает, к чему стремится педагогический коллектив, какие качества он хочет развить у учащихся. Экологическое воспитание призвано способствовать формированию и поддержанию у учащихся ценностных установок, по которым можно определить человека с развитой экологической культурой. Этому служит решение следующих задач: воспитание у подростков нового экологического сознания, исключающего потребительское отношение к природе; формирование культуры взаимодействия с окружающей средой - природной и социальной, основу которой
технологии
Социально-экологическое образование и воспитание личности
составляют духовно-нравственные ценности, являющиеся регуляторами интересов и потребностей детей; приобщение подростков к здоровому образу жизни; развитие у детей и подростков экологической инициативности в улучшении среды обитания, готовности участвовать в разных видах практической деятельности экологической направленности.
Содержание демонстрирует, чем новая методика по существу отличается от традиционного ознакомления учащихся с природой - методики, которая существует не один десяток лет. Содержание модели раскрывает, что такое экологический подход в ознакомлении учащихся с природой: содействие усвоению учащимися ценностей добра, самоограничения и созидания как противовеса эгоцентрическому отношению к окружающему; акцентуация экологического воспитания на развитии чувственной и деятельностной сфер их психики; культивирование в детской среде здорового образа жизни и гуманного отношения к Природе.
Следующий компонент модели - методы - дает представление о ведущих способах реализации содержания и достижения цели. Методы демонстрируют, как осуществить продвижение учащихся в освоении культурных форм взаимодействия с окружающей средой и выход на новый уровень качества жизни. Движущей силой развития выступает экокультурный дисбаланс в отношениях учащихся с окружающим миром, на ликвидацию которого направлены технологии. Технологии экологического воспитания призваны не только расширять знания учащихся об экосистемах, закономерностях функционирования природных объектов, но и стимулировать развитие у них чувственной сферы, эмпа-тической впечатлительности. Необходимо также обучать учащихся способам самопознания и включать их в практическую деятельность экологической направленности, оказывая поддержку инициативе самих детей, создавая ситуации для созерцания природы и живого контакта с нею.
Результатом моделирования является создание модели пространства развития экологической культуры. Современные условия школы позволяют педагогам разрабатывать множество вариантов реализации модели его воспитательной системы на уровне содержания всей деятельности, а интересы и потребности детей делают наличие этого множества необходимым условием обеспечения его функционирования. Таким образом, моделирование представляется нам непрерывным процессом. Модель наполняется и развивается в процессе новых взаимодействий.
Моделирование должно быть реализовано как организационно-управленческая и воспитательная технология, система непрерывной совместной проектной деятельности детского и взрослого сообщества, направленная на развитие и реализацию экокультурных ценностей личности
в социально-экологической практике; как непрерывный двусторонний процесс взаимодействия субъектов воспитания, направленный на проектирование и реализацию модели пространства развития экологической культуры личности, основанный на аксиологическом, коэволюционном, синергетическом, субъектном и деятельностном подходах.
15
го
Библиографический список 5
1. Вагнер И.В. (Цветкова) Модели экологического воспитания детей: Методическое пособие для педагогов / Под общей ред. Д.Л. Теплова, И.В. Вагнер (Цветковой). М., 2005.
2. Воспитательное пространство как объект педагогического исследования /
Отв. ред. Н.Л. Селиванова. Калуга, 2000.
3. Новикова Т.Г. Педагогическое проектирование и оценка инноваций. М.,
2003.
4. Эшби У.Р. Конструкция мозга. Происхождение адаптивного поведения. М..
1962.
51
технологии