Научная статья на тему 'Особенности информационно-коммуникационного взаимодействия субъектов воспитания экологической культуры'

Особенности информационно-коммуникационного взаимодействия субъектов воспитания экологической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / INFORMATION AND COMMUNICATION INTERACTION / ENVIRONMENTAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буркина Ирина Викторовна

Представлена модель информационно-коммуникационного взаимодействия педагогов, родителей и педагогов, которая ориентирована на укрепление этнокультурных традиций семьи в экологическом воспитании, интеграцию и повышение воспитательного потенциала социальных институтов в экологическом воспитании дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The virtual interaction of the subjects in education of environmental culture

The article presents a model virtual interaction of teachers, parents and professionals of education, which focuses on improving eco-cultural competence, the strengthening of the cultural traditions of the family in ecological education, integration and enhancement of the educational potential of social institutions in the environmental education of pre-school children.

Текст научной работы на тему «Особенности информационно-коммуникационного взаимодействия субъектов воспитания экологической культуры»

МОЛОДЫЕ ИМЕНА

Буркина И.В.

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Интенсивность развития информационно-коммуникационных технологий, которые становятся доступными все большему числу родителей, детей и педагогов, а виртуальные формы взаимодействия входят в привычный перечень повседневных дел, обусловливают необходимость моделирования адекватных современным тенденциям информатизации форм взаимодействия субъектов воспитательного процесса.

Формирование виртуальных пространств взаимодействия субъектов экологического воспитания на основе этнокультурных традиций представляется нам особенно важным как в связи с актуальностью задач усиления позитивной составляющей интернет-пространства, так и в связи с необходимостью использования адекватных современным тенденциям технологий в развитии экологической культуры личности.

Виртуальное взаимодействие, как известно, с одной стороны, увеличивает дистанцию между партнерами по общению, в большинстве случаев лишая их непосредственного наблюдения эмоциональных реакций собеседника, невербальных составляющих общения, мимики, жестов, влияет на речевые формы, которые в виртуальном взаимодействии становятся более упрощенными, краткими, как правило, интонационно не окрашенными. С другой стороны, именно эта дистанция виртуального пространства предоставляет собеседникам новые возможности: вместо спонтанного дать более обдуманный ответ, проверить написанный текст, переосмыслить его, в необходимых случаях более детально изложить проблему, сказать то, что возможно при личном общении из-за эмоций сказать не получилось бы. В целях психолого-педагогического сопровождения процесса воспитания использовать эти плюсы дистанционного взаимодействия безусловно необходимо.

Современная семья, которая, как известно, имеет весьма ограниченное время для общения с собственными детьми, с их педагогами и для повышения собственной педагогической культуры, нуждается в мобильных, вариативных формах ее психолого-педагогического сопровождения. Семья, дети, дом всегда были самым важным и значимым в жизни каждого человека. Но сегодня они стали предметом особой заботы и внимания, первостепенным государственным приоритетом необходимо поднять качество жизни каждой семьи и в целом подрастающего поколения в нашей стране на достойный уровень, при этом важно помнить, что современное российское государство состоит из граждан семей различных мировоззренческих ориентаций, культурных традиций. Соответственно интегра-тивная воспитательная система немыслима без учета особенностей духовных идеалов и ценностей, убеждений, образа жизни, при соблюдении конституционных гарантий свободы, особенно в геополитических условиях СКФО. Новый этап совершенствования культуры межнационального мира и согласия, формирования толерантного сознания и поведения осуществляется в условиях перехода биосферы (по В. И. Вернадскому) в формируемое человеческим разумом состояние - ноосферу. Современная семья и подрастающие поколение должны быть защищены от принятия неграмотных психолого-педагогических решений в системно-интегративной организации разумной, здоровой во всех отношениях жизнедеятельности.

В ходе экспериментального моделирования процесса воспитании экологической культуры дошкольников нами разработана и апробирована модель виртуального взаимодействия субъектов процесса воспитания экологической культуры, которую мы назвали в прак-

тике «Виртуальный сервисный салон психолого-педагогических услуг ответственной помощи и защиты «Для всех и для каждого» «ДВ и ДК». Сервисный салон «ДВ и ДК» создан как структурное подразделение кафедры Психолого-педагогического образования СФ МГГУ им. М. А. Шолохова и общественной организации «САМС» и имеет статус малого предприятия. Сервисный салон «ДВ и ДК» имеет модульную структуру, которая дает возможность создать наиболее благоприятные условия развития гибкой сети сервисных психолого-педагогических услуг, отвечающих актуальным требованиям общества и государства, индивидуальным потребностям педагогов, семьи и подрастающего поколения.

В настоящее время реализованы три направления работы, соответствующие трем модулям структуры салона: модуль «Родителям» (Этноэкопедагогика семьи); модуль «Подрастающему поколению» (Этноэкопедагогическая компетентность будущих родителей); модуль «Педагогам» (Этноэкопедагогическая компетентность педагогов).

Цель деятельности сервисного салона «ДВ и ДК» - содействовать эффективности развития экологической культуры личности за счет духовно-нравственного обогащения педагогов и родителей, повышения у них этноэкопедагогической компетентности, развития позитивного межпоколенческого взаимодействия на основе лучших этноэкокультурных традиций; постижения участниками виртуального взаимодействия всеобщих взаимосвязей в современном мире, природе, обществе, формирования у них экологического сознания, нравственно-этической культуры отношения к окружающему миру - природе, людям и самим себе, развития представлений об экокультурных ценностях и мотивации к их реализации в социально-экологической практике.

Виртуальный сервисный салон психолого-педагогических услуг «ДВ и ДК» предусматривает решение следующих задач: психолого-педагогическое сопровождение семьи, транслирующее духовно-нравственные этнокультурные и экологические ценности, способствующее повышению этноэкопедагогической компетентности родителей; мотивация семьи к реализации субъектной позиции в процессе воспитания у детей экологической культуры, содействие родителям в решении воспитательных ситуаций, профилактике социальных девиаций, развитии сотрудничества с различными институтами воспитания и реализации социально-экологических инициатив; подготовка подрастающего поколения к семейной жизни на основе постижения духовно-нравственных этнокультурных ценностей, экологической этики; психолого-педагогическое сопровождение молодежи в процессе ценностного и жизненного самоопределения, принятии решений в ситуациях нравственного выбора, мотивация молодежи к самореализации в продуктивной творческой социально-экологической деятельности; психолого-педагогическое сопровождение педагогов, консультирование и методическая поддержка в организации процесса воспитания экологической культуры детей и подростков, взаимодействии с семьей и другими институтами воспитания; в решении педагогических ситуаций; формировании собственной воспитательной позиции и воспитательных ценностей, мотивация педагогов к самореализации в профессиональной деятельности, ориентированной на развитие экологической культуры личности.

При разработке программы деятельности сервисного салона мы исходили из необходимости подготовить молодое поколение к системному пониманию взаимосвязей человека и природы, целостному восприятию окружающего мира в его развитии; формировать способности к творческому взаимодействию субъектов воспитания на основе лучших духовно-нравственных традиций этноэкокультуры; повышения воспитательного потенциала семьи в развитии экологической культуры личности; повышения этноэкокультурной компетенции педагогов и комптенции юношества и молодых родителей в области этноэкопедагогики, духовно-нравственных ценностей и традиций, этического, правового, валеологического компонентов процесса воспитания экологической культуры. Мы считали важным способствовать присвоению молодежью гуманистических семейных ценностей в контексте освоения базовых понятий «духовность», «нравственность», «экологическая культура»; осуществлять поиск гуманитарных технологий модельного встраивания ценностей этноэкоду-ховной культуры в социо- биопространственную среду микро и макрокосмоса семьи, касающуюся собственного рода, дома, края, государства, планеты Земля.

Таким образом, определяющим стал акцент на формирование как у членов «САМС», так и у широких слоев населения, родителей и детей духовно-нравственных экокультурных ценностей на основе лучших этнокультурных традиций взаимоотношения с природой, с обществом, каждым человеком - старшим и младшим, с самим собой. Экологическая культура, формируемая на основе духовно-нравственных этнокультурных традиций, базируется на стремлении жить в гармонии, созвучии с окружающим миром. Развитие экологической культуры за счет развития этнокультурных традиций духовно-нравственного отношения к окружающему миру поможет подрастающим поколениям преодолеть проблемы, с которыми человечество столкнулось в новом тысячелетии. Необходимо помочь подрастающим поколениям научиться строить взаимоотношения с природой и обществом на основе но-

осферной этики, которая является естественным и необходимым продолжением духовно -нравственных этноэкокультурных традиций человечества, сложившихся на протяжении всей его истории и транслирует отношение к нашей планете как к своему Дому, Семье, Родным, ценностное отношение к каждой жизни, ценности гармоничного соразвития природы и общества.

Программа деятельности виртуального сервисного салона «ДВ и ДК» состоит из четырех разделов, востребующих содержание таких дисциплин как педагогика, политика, психология, правоведение. Программа предполагает оказание психолого-педагогической помощи семьям, родителям, педагогам, молодежи в виде виртуальных консультаций и разъяснений, предоставлении справок по психо лого-педагогическим вопросам; составление экспертной документации (характеристик, заключений, рекомендаций и т. п.); диагностической и корреционно- развивающей работы с несовершеннолетними; разработки и подготовки к публикации литературы по вопросам психолого-педагогического просвещения населения. Наряду с виртуальным взаимодействием в работе салона используются активные методы непосредственного общения: деловые игры, диспуты, лекции, компьютерные игры и социально-педагогические ситуации.

В основе организации и деятельности общественной приемной лежат следующие этические принципы: конфедиальность сведений, доверенных гражданами специалистам Виртуального сервисного салона; компетентность; ответственность, добросовестность выполнения взятых на себя обязательств; этическая и юридическая пропаганда психологии; гуманизм, благополучие клиента; профессиональная кооперация; информирование клиента о целях и результатах обследования; добровольность; доступность в получении всеми желающими психологической помощи; независимость Виртуального салона в осуществлении своих функций; демократизм; самоуправление. Для реализации задач, стоящих перед Виртуальным сервисным салоном создан объединенный интегративный научно-методический и общественный совет, который возглавляет автор статьи, заведующая кафедрой психолого-педагогического образования СФ МГГУ им. М. А. Шолохова.

В заключение отметим, что апробация экспериментальной модели виртуального взаимодействия субъектов процесса воспитания экологической культуры - Виртуального сервисного салона психолого-педагогических услуг ответственной помощи и защиты «Для всех и для каждого» «ДВ и ДК» - показала высокую востребованность дистанционных форм психолого-педагогического сопровождения родителей, педагогов и молодежи; целесообразность включения детей в пространство виртуального взаимодействия и создания в салоне творческих информационных модулей, которые позволяли бы участникам взаимодействия заявить, апробировать, сформировать свои социально-экологические инициативы и получить поддержку в их проведении. Апробация показала также, что непременным условием развития деятельности виртуального салона является включение в программу его деятельности очных встреч формирующегося виртуального сообщества, содержанием которых как правило становятся либо дискуссии по актуальным темам, либо презентации творческих проектов, выполненных в рамках общей программы деятельности, либо проведение совместных социально-экологических акций, мероприятий, позволяющих участникам реализовать в практике этноэкокультурные ценности, традиции, проекты.

Литература:

[1]. Глазачев С.Н., Глазачев О.С. Гуманитарный смысл современной экологии // Вестник международной академии наук (русская секция). - № 3, 2010. - С.36-40.

[2]. Вагнер И.В. Ценности образования для устойчивого развития: европейская педагогика //Мир науки, культуры, образования. - №3, 2011. - С. 23-27.

Быстрякова Л.А.

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Возможности развития информационно-коммуникационной компетентности специалистов юридической сферы определяются содержанием той или иной профессионально-образовательной деятельности, прежде всего в рамках повышения квалификации сотрудников, получения ими дополнительного профессионального образования, самостоятельной профессионально-ориентированной деятельности в сфере информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.