Научная статья на тему 'Моделирование процесса взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся'

Моделирование процесса взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
515
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / MODELLING / ECOLOGICAL EDUCATION / COOPERATION OF SCHOOL AND FAMILY / ECOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ридигер Ольга Николаевна

Доказано, что взаимодействие школы и семьи в экологическом воспитании школьников проходит более успешно при реализации структурносодержательной модели данного процесса, состоящей из четырех блоков: концептуально-целевого, структурно-содержательного, технологического и результативного. Модель успешно внедряется в школах Московского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ридигер Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is proved that cooperation between school and family in ecological education is more successful in realizing the structural and substantial model of the given process consisting of four blocks: conceptual and targeted, structural and substantial, technological and effective. The model is successfully implemented in schools of the Moscow region.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся»

формируются национальное самосознание и социальная безопасность.

литература

1. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. Хабаровск, 1989.

2. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб. : Петрополис, 1997.

3. Мукаева О.Д. Этнопедагогика калмыков: история, современность : в 2 ч. Элиста : АПП «Джангар», 1999. Ч. 1.

4. Нездемковская Г.В. Этнопедагогика о традиционных ценностях семейного воспитания // Воспитание школьников. 2009. №6. С. 56 - 61.

Moral aspects of family education in modern conditions

There is considered the moral education in modern conditions. There are revealed the main approaches to studying a family as the institution ofpersonality establishment on the basis of the values of national education. There is analyzed the essence and contents of some aspects offamily education of the Kalmyk.

Key words: traditions of family education, Kalmykfam-ily, moral values, national culture.

о.н. ридигер

(Москва)

моделирование процесса взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся

Доказано, что взаимодействие школы и семьи в экологическом воспитании школьников проходит более успешно при реализации структурносодержательной модели данного процесса, состоящей из четырех блоков: концептуально-целевого, структурно-содержательного, технологического и результативного. Модель успешно внедряется в школах Московского региона.

Ключевые слова: моделирование, экологическое воспитание, взаимодействие школы и семьи, экологическая культура.

Экологический кризис обусловил смену приоритетов в системе образования. Проблемы экологии очень скоро станут частью того мира, в котором будут жить молодые люди и

в некоторых регионах будут оказывать самое непосредственное влияние на инфраструктуру образования. [4] Образование для устойчивого развития детей и молодежи, способствующее формированию экологической культуры личности, провозглашено приоритетным направлением на всех уровнях: государственном, региональном и локальном. Усиливается прикладной характер его содержания, что отразилось, в частности, в переходе к компетентност-ному образованию во многих европейских странах, включая Россию. Актуализируется проблема внедрения деятельностного подхода в экологическое воспитание школьников, поиска новых форм и содержания учебновоспитательной деятельности, отвечающих уровню современных научных знаний.

Проведенные нами исследования указывают на то, что уровень экологической культуры детей и подростков на 70% определяется семьей. Именно в семье закладывается воспитание чувства бережного отношения ко всему живому, поэтому проблемы взаимодействия субъектов образовательного процесса -двух наиболее значимых для детей и подростков социальных институтов - школы и семьи -в экологическом воспитании приобретают в современных социокультурных условиях особую актуальность и значимость. В этой связи поиск организационных форм, использование научных методов - проектирования и моделирования, разработки инновационного содержания процесса взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся является своевременным и актуальным.

В нашем исследовании моделирование экологического воспитания является одним из основных научных методов для нахождения оптимального решения проблем формирования экологической культуры детей и подростков при взаимодействии школы и семьи, поскольку моделирование - это эффективный метод научного познания. Раскрытию особенностей и возможностей моделирования посвящены научные исследования таких ученых, как А.Ф. Афанасьев, В.С. Безрукова, В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, М.П. Кузьмино-ва, И.Я. Лернер, И.Б. Новик, И.П. Подласый, В.И. Слободчиков, П.И. Третьяков и др.

Моделирование основано на изучении каких-либо объектов посредством их моделей. как специфический метод познания оно основывается на принципе материального единства мира и наличия в живой и неживой при-

© Ридигер О.Н., 2012

роде общих диалектических законов их развития, на признании всеобщей связи и взаимообусловленности явлений. Модель является специфической формой отражения действительности. Моделирование предполагает перенос исследовательской деятельности на другой объект, выступающий в роли заместителя интересующего нас объекта или явления. Объект-заместитель называют моделью, а объект исследования - оригиналом, или прототипом. В нашем случае объект исследования -экологическое воспитание учащихся общеобразовательной школы при активном взаимодействии школы и семьи.

Научная модель - мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. В экологическом воспитании детей и подростков моделирование как метод научного познания было использовано учеными И.В. Вагнер (Цветковой), С.Н. Николаевой, Д.Л. Тепловым и др. [3].

В чем сущность моделирования? Модель (лат. мodulus - мера, образец) - схема, изображение или описание какого-либо предмета, явления или процесса в природе и в обществе, изучаемые как их аналог [2]. Моделирование как форма изучения обеспечивает наиболее выраженную связь опытных данных и теоретических взглядов, поэтому под моделью понимают определенную упорядоченную взаимосвязь мыслимой (теоретической) и опытной информации на основе выделения изучаемых сторон и признаков объекта путем их упрощения, усложнения или абстрагирования [1]. Модель - средство познания, основанное на аналогии. И.Я. Лернер писал о том, что метод моделирования значительно расширяет возможности всякого исследования. Модель - это копия реального объекта, которая воспроизводит не все явление в целом, а лишь те наиболее существенные его черты, характеристики и свойства, которые являются определяющими по отношению к результатам. В модели существенные отношения явлений выражены и закреплены в наглядно воспринимаемых и представляемых связях и отношениях вещественных или знаковых элементов (В.В. Давыдов). Любая модель представляет собой приближенный аналог рассматриваемого предмета или явления. Моделирование яв-

ляется наиболее ответственным этапом проектирования.

При моделировании взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся мы использовали педагогические концепции и теории, рассматривающие системный подход как направление методологии познания социальных процессов (В.Г. Афанасьев, В.В. Кондратьев, Н.В. Кузьмина и др.) и концепцию формирования целостного образовательного и воспитательного пространства и экологически безопасной образовательной среды (Е.А. Алисов, Я. Корчак, Б.Д. Парыги-на, М.П. Поташник, П.И. третьяков и др.).

При разработке модели взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся мы вычленили содержательный аспект, структуру взаимодействия, его формы и методы, технологии и результаты. В ходе экспериментальной проверки модели мы опирались на критерии и уровни формирования экологической культуры участников учебно-воспитательного процесса, а также на педагогические условия, способствующие повышению эффективности взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании школьников. Стратегией данной модели являются общая забота и ответственность каждого за улучшение внутреннего гармоничного состояния всех участников образовательного процесса и их внешнего окружения. Данная стратегия связана с проблемами эндоэкологии всех участников учебно-воспитательного процесса: их здоровья, самочувствия, настроения, а также состояния внешней окружающей среды, в первую очередь природного окружения, здоровья экосистем.

Проектирование модели осуществлялось в три этапа: аналитический, конструктивный (синтез модели) и апробационный (проверка адекватности модели и системы). При создании структурно-содержательной модели взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся (см. рис. на с. 76) мы изначально определили следующие основные блоки: концептуально-целевой, структурносодержательный, технологический и результативный.

Концептуально-целевой блок состоит из принципов, идей, цели и задач. целью взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании на современном этапе является воспитание экологической культуры всех участников образовательного процесса, повышение их экологической компетентности. Структурно-содержательный блок включа-

ет ценностно-смысловые ориентиры и виды совместной экологической деятельности событийного характера в школе и семье, базовые понятия, закономерности, компоненты. Основными базисными ценностями, на которых построена модель взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся, являются жизнь, здоровье, Земля, природа,

семья, труд, культура, отчизна, знание, мир, забота, гармония. Структура взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании школьников может варьироваться. В описываемой нами модели есть инвариантные и вариативные компоненты. Вариативными являются проекты, темы которых определяются решаемыми экологическими проблемами.

Принципы Идеи Цель Задачи

1) Опора на природ- 1) Соединение всех предметных

— Интегративности; Воспитание областей с экологией,

социального ные потребности экологической экологизация учебно-

партнерства; школьника и его культуры всех воспитательного процесса школы;

Концептуально-целевой блок - природо- и культу - семьи; участников

росообразности; 2) природосообраз- образователь- 2) интеграция родителей в учебно-

- гуманизации; ного процесса, воспитательный процесс

- социальной ность семьи (семья - повышение их учреждения;

обусловленности гениальное творение экологической 3) привлечение экокультурных

содержания и форм природы); компетент- традиций семьи;

деятельности 3) создание единого ности 4) создание экосообразной

Подходы: в оспитательного развивающей среды при

пространства для взаимодействии школы и семьи в

- аксиологический; _А жизнетворчества _К экологическом воспитании

\ учащихся; учащихся, необходимой для

- коэв олюционный; / 4) субъект- і * ш формирования ноосферного

п/

- синергетический; г субъектный характер V основных экологических

- субъектный; отношений «человек - закономерностей,

природа» - семейные общекультурных ценностей,

- деятельностный экологические традиции -1 ■ экологического сознания, экологических норм, образцов и навыков экологической деятельности

Ценностно-смысловые Проекты Учебно-воспитательные программы

ориентиры Ежегодная «Вырасти растение» (1 - 4-е классы); «Мой

Жизнь, здоровье, семья, земля, Проб- разработка и домашний питомец» (1 - 11-е классы); «Экология

природа, труд, знание, мир, лемы реализация экскурсионная» (1 - 8-е классы); «Экология моего

Содержательный блок культура, Отчизна, семейных и дома» (8 - 9-е классы); «Ландшафтный дизайн»

забота, гармония школьно- (7 - 10-е классы); «Семейный аэрофитомодуль»

семейных (1 - 7-е классы); «Мое дерево» (5 - 7-е классы);

экологических к «Устойчивое развитие и алгебра» (УРА) (10 - 11-

проектов \ е классы); «Устойчивое развитие и отечественная

щ 1 культура» (УРОК) (8 - 10-е классы); «Наш семейный участок леса» (школьно-семейное

V Г зонирование леса) (1 - 11-е классы), «Природа

вокруг нас» (6 - 9-е классы); «Природа и

фантазия» (3 - 7-е классы)

Виды деятельности: Направления: Инновационные технологии:

- каждодневная экологическая (фоновая); - образовательное; экотьюторства, семейного и

Технологический блок - проектно-исследовательская; - методическое; школьно-семейного

- здоровьетворческая; - социально-педагогическое; проектирования в области

- издательская; - управленческое; экологии

- художественно-творческая; -рефлексивная; - собственно технологическое

- природоохранная

^

Диагностика Рефлексия Результат

- Анкетирование; Обсуждение результатов - Повышение экологической культуры и

Результативный блок - тестирование; в индивидуальной, семей- экологической компетентности всех

- интервьюирование; ной и многосемейной (про- участников образовательного процесса;

- отчеты родителей; ектный семейный клуб) - улучшение самочувствия, настроения и

- эссе учащихся и их родителей; формах здоровья субъектов учебно-вос-

- анализ творческих работ, школьной доку- питательного процесса и субъектов

ментации; природы единого образовательного

- анализ поступков и поведения; пространства школы и семьи

- мониторинг и анализ состояния субъектов

природно-социальной среды школы

В технологическом блоке представлены виды деятельности, основные направления работы и инновационные технологии работы учителя в данном направлении: школьносемейного, семейного проектирования и семейного экотьюторства. Направления работы, традиционные для любой общеобразовательной школы: образовательное (основное и дополнительное образование), воспитательное, методическое, социально-педагогическое, управленческое (административная деятельность), собственно технологическое. Виды деятельности: каждодневная экологическая (фоновая), проектно-исследовательская, здоровьетворческая, издательская, художественнотворческая, рефлексивная, природоохранная.

Результативный блок состоит из диагностики, включающей анкетирование, тестирование, интервьюирование, отчеты родителей, эссе учащихся и их родителей, анализ творческих работ, анализ поступков и поведения, мониторинг и анализ состояния субъектов природно-социальной среды школы. Важной составляющей результативного блока является рефлексия результатов взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании школьников и их коррекция для достижения цели - повышения экологической культуры всех участников образовательного процесса.

Структурно-содержательная модель взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся прошла апробацию в ГОУ СОШ №1161 г. Москвы, внедряется в деятельность школы № 1 г. Королева Московской области и других школах Москвы. В процессе диссертационного исследования установлено, что внедрение структурносодержательной модели взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании детей и подростков способствует повышению качества жизни всех участников образовательного процесса.

Литература

1. Аношкин А.П. Основы моделирования в образовании : учеб. пособие. Омск : Изд-во ОмГПУ, 1998. С. 20 - 35.

2. Баранова А.Н., Барышникова Г.Б., Вагнер И.В. [и др.]. Социально-педагогические основы воспитания экологической культуры детей и подростков в условиях модернизации образования: мо-ногр. М.: ИСВ РАО, 2006.

3. Модели экологического воспитания детей : метод. пособие для педагогов / под общ. ред. Д.Л. Теплова, И.В. Цветковой. М. : МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005.

4. Тенденции, формирующие систему образования: Доклад Центра исследований и инноваций в области образования. ОЭСР. 2008. Гл. 2, 3 (пер. с англ.) // Вопр. образования. 2009. № 1. С. 21 - з9.

Modelling of the cooperation process of school and family in the ecological education of pupils

There is proved that cooperation between school and family in ecological education is more successful in realizing the structural and substantial model of the given process consisting of four blocks: conceptual and targeted, structural and substantial, technological and effective. The model is successfully implemented in schools of the Moscow region.

Key words: modelling, ecological education, cooperation of school and family, ecological culture.

м.г. семенищева

(Астрахань)

Функции СИНТЕЗА ИСКУССТВ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Раскрываются сущность и импровизационная природа синтеза искусств как универсального, целостного явления, как постоянно развивающегося процесса порождения нового в науке, искусстве, образовании; рассматриваются функции синтеза искусств, обеспечивающие эффективность использования интеграции искусств во внеурочной деятельности по эстетическому воспитанию младших школьников.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, синтез искусств, функции синтеза искусств.

Освоение образных систем, средств выразительности, законов развития и бытования различных видов искусств позволяет уже в младшем школьном возрасте овладеть основами целостного познания художественной культуры и способствует эстетической воспитанности младшего школьника. При слабо-выраженной в учебных программах начального образования ориентации на синтез эстетически и художественно значимых образцов, предметов, вещей образование младших

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Семенищева М.Г., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.