Научная статья на тему 'Педагогическое моделирование нравственного идеала офицера внутренних войск'

Педагогическое моделирование нравственного идеала офицера внутренних войск Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИДЕАЛ / НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МО-ДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Деникин Анатолий Васильевич, Федак Евгений Иосифович, Андриянов Евгений Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое моделирование нравственного идеала офицера внутренних войск»

на нее выделенных групп условий (внешних и внутренних) и уточнение на этой основе наиболее адекватных психологических технологий (методов, форм и средств), направленных на ее оптимизацию. Соответственно, уровень профессиональной социализации представлял зависимую переменную, а особенности социализационных процессов - независимую переменную.

Заключительный (результирующий) этап проведения психологического исследования заключается в теоретическом анализе полученных результатов вторичной обработки психологической информации, определении возможных направлений развития исследуемого процесса и разработки комплексной программы и предложений по оптимизации профессиональной социализации с учетом особенностей социализационных процессов его участников. Таким образом, разработанная система критериев и показателей, а также методических средств и процедур их выявления, составляющих организационно-методический замысел исследования, способны обеспечить решение задач исследования, связанных с выявлением содержательно-структурных особенностей профессиональной социализации в зависимости от особенностей социализационных процессов курсантов.

Библиографический список

Шведин Б.Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски / Б.Я.

Шведин. - М.: ВПА, 1989.

А.В. Деникин Е.И.Федак Е.В. Андриянов

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА ОФИЦЕРА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК

Ключевые слова: идеал, нравственность, нравственный идеал, педагогическая модель, педагогическая модель нравственного идеала.

Человек в своей жизни постоянно моделирует свое будущее, и в этом процессе он никак не может обойтись без стремления к идеалу, так как идеал является важной составляющей его мировоззрения. На современном этапе отмечается упадок нравственности, засилье духовной пустоты, что связано с созданием общества потребителей, где приоритет материальных ценностей искажает сущность нравственного идеала. Все более актуальным становится нарастание нравственного кризиса, разрушение ценностных воспитательных традиций, экспансия отрицательных явлений западного образа жизни, «двойные стандарты» в личностных и общественных отношениях, манипулирование с помощью средств массовой информации общественным сознанием, целенаправленное навязывание асоциальных и противоправных эталонов поведения, рост социальной агрессии. Данные негативные тенденции проявляются и во внутренних войсках МВД России. В русле рассматриваемых проблем следует акцентировать свое внимание на формировании способности к моральному выбору нравственного идеала. Именно нравственный идеал выступает в качестве первоисточника мотивации поступков человека, дающих

© Деникин А.В., Федак Е.И., Андриянов Е.В., 2013

ему возможность в любой жизненной ситуации сохранять нравственные отношения [1] к окружающему миру.

Многие великие умы задумывались над тем, что такое идеал. Идеал (от греч. - «первообраз») - образец, нечто возвышенное, совершенное, благое и прекрасное, высшая цель стремления. Исторически понятие идеал было введено для гармонизации чувственно явленной (материализованной, воплощенной) и сверхчувственной (духовной) граней «идеи». Чувственно-телесный аспект идеала ценится не меньше, чем его идейное, сущностное значение. Вместе с тем одни люди могут в большей степени поклоняться телесной стороне идеала, тем самым иллюзорно превращая идеал в кумир, идол, фетиш, а другие - возделывать как окно в сущность и относиться к нему преимущественно духовно. Смещение акцента либо на плотскую, либо на духовную сторону идеала позволяет подразделять людей на плотских и духовных, а также объяснять предрасположенность одних философов к концепции идеала как нормы, принятой в результате соглашения между людьми, а иных - к взгляду на идеал как на самодовлеющую духовную сущность [3].

Что утверждает чувства человека и его душевные качества? Что определяет отношение человека к окружающему миру и самому себе? Один из основных, приоритетных вариантов ответа - нравственный идеал человека. Именно он и есть главный первоисточник мотивации поступков человека, формирования его жизненных вкусов и устремлений. Что же мы понимаем под нравственностью и нравственным идеалом?

С одной стороны, нравственность - совокупность норм и правил, регулирующих отношение людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность, с другой - нравственность - термин, употребляющийся в качестве синонима термину мораль, реже - этика.

Нравственный идеал - представление людей о совершенной личности, воплощающей лучшие моральные качества и являющейся образцом для подражания, эталоном поведения, целью, на достижение которой должны быть направлены усилия человека. Понятие нравственного идеала является более сложным по сравнению с понятиями нормы и морального качества. В отличие от моральных норм, которые определяют поведение людей в повседневных жизненных ситуациях, нравственный идеал указывает на конечную цель нравственного воспитания и самовоспитания человека, дает ему высший образец, к которому он должен стремиться. Нравственный идеал задает модель поведения в большинстве жизненных ситуаций и включает аспект сравнения (добро и зло).

Модель (фр. modele, от лат. modulus - «мера, аналог, образец») - это упрощенное представление реального устройства и (или) протекающих в нем процессов, явлений. Это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.

Моделирование, являясь одним из методов научного исследования, широко применяется в педагогике. Педагогическая модель нравственного идеала офицера внутренних войск МВД России представляет собой форму стандартизации имеющего нормативный характер эталона нравственного поведения офицера внутренних войск, который определяет способ и характер нравственного позиционирования офицера в процессе его жизнедеятельности. Структурно педагогическая модель нравственного идеала офицера ВВ МВД России включает три статических компонента (средовой, содержательный и результативный) и один динамический компонент (формирующе-развивающий) (см. рис.).

Средовой компонент раскрывается через континуум условий, опосредующих целенаправленную деятельность субъектов военно-педагогического процесса воинской части по формированию у военнослужащих нравственных качеств и идеалов; базовыми детерминантами в континууме выступают: содержание и условия военно-профессиональной деятельности офицера; качества социокультурной среды воинской части, в которой проходит службу офицер; вариация наиболее актуальных для общественного сознания схем реализации нравственных эталонных признаков в системе жизнедеятельности офицеров ВВ МВД России.

Содержательный компонент предполагает условное разделение на две группы элементов: нравственные эталонные признаки (привитые офицерам нравственные ценности; высокие жизненные цели, выступающие мотивами самовоспитания и нравственного саморазвития офицера; развитые духовные потребности) и идеальные схемы реализации нравственных эталонных признаков (развитое нравственное самосознание и способность к объективной самооценке своих действий, поступков и самокритике; сформированная система произвольного и непроизвольного нравственного саморегулирования; комплекс психолого-педагогических знаний и умений в сфере нравственного регулирования взаимоотношений между военнослужащими).

Результативный компонент подразумевает конкретизацию самостоятельной деятельности по выработке индивидуального стиля нравственного позиционирования офицера в процессе его жизнедеятельности на основе осуществления им нравственного выбора в различных жизненных ситуациях в опоре на осознанное сравнение их признаков с нравственными эталонными признаками и схемами их реализации.

Формирующе-развивающий компонент является прямым отражением системы воспитания военнослужащих частей внутренних войск и раскрывается в двух ипостасях:

1) в ходе организации системы воспитания военнослужащих части офицерам прививаются содержательные элементы нравственного идеала и разъясняются идеальные схемы реализации нравственных эталонных признаков нравственного поведения в процессе жизнедеятельности;

2) в ходе своей жизнедеятельности офицер, достигший высокого уровня развитости нравственного самосознания, начинает генерировать новые эталоны нравственного позиционирования в различных ситуациях и стимулирует развитие в общественном сознании поступательного движения к новым (инновационным) эталонам нравственного поведения.

Внутренние войска МВД России в современных условиях осуществляют сложную и напряженную служебно-боевую деятельность, выполнение которой требует от офицеров внутренних войск не только глубоких и разносторонних знаний, навыков и умений, но и личностных качеств, позволяющих формировать: авторитет офицера в воинском коллективе [4]; нравственные ценности, формирующие его активную жизненную позицию [5]; нравственные отношения, представляющие отражение нравственной позиции офицера по отношению к командирам (начальникам), товарищам по службе (коллегам, соратникам, сослуживцам), а также к подчиненным [1] и т.п., что в комплексе может способствовать успешной интеграции офицеров в военную элиту России [6].

Таким образом, практическая значимость педагогической модели нравственного идеала заключается в том, что она направлена на оптимизацию процесса формирования профессионально-нравственного идеала офицеров внутренних войск; способствует более эффективному решению педагогических задач по воспитанию офицеров с высокими морально-нравственными качествами; предлагает основные пути повышения эффектив-

ности процесса формирования профессионально-нравственного идеала офицеров внутренних войск. Учитывая все сказанное, становится возможным сделать вывод, что в основе формирования духовно-нравственной личности офицера должен лежать идеал не просто гуманного человека, а идеальный образ, из которого и выводится вся система истинных нравственных ценностей.

Рис. Педагогическая модель нравственного идеала офицера ВВ МВД России

Библиографический список

1. Козлов В.А. Педагогические аспекты формирования нравственных отношений курсантов вузов внутренних войск МВД России // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 1.

2. Андриянов Е.В., Деникин А.В. Нравственный идеал как предмет воспитания // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 3.

3. Алехин И.А., Титова М.Ю. Педагогические условия формирования и развития авторитета офицера в воинском коллективе // Мир образования - образование в мире. - 2009. - № 4. -С. 118-122.

4. Гужва Е.Г. Воспитание нравственных ценностей у офицеров воинской части: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009.

5. Туркин Е.В., Федак Е.И. Формирование военной элиты в истории государства Российского // Мир образования - образование в мире, 2010. - № 1. - С. 47-53.

С.Н. Долгов

ПРОФСОЮЗЫ СССР И ОЛИМПИАДА-80: ОПЫТ, УРОКИ И ОШИБКИ

Ключевые слова: 0лимпиада-80, профсоюзы, информационно-пропагандистская работа, Всесоюзный центральный совет профсоюзов (ВЦСПС).

Содержание и основные итоги информационно-пропагандистской работы в связи с 0лимпиадой-80 периодически докладывал в ее Оргкомитет зам. заведующего культурно-массовым отделом ВЦСПС И.П. Никонов. «.В соответствии с постановлением ЦК КПСС от 12 августа 1975 года «О плане основных информационно-пропагандистских мероприятий в связи с подготовкой и проведением Олимпийских игр 1980 года в СССР» Секретариат ВЦСПС принял 25 октября 1975 г. постановление об участии профсоюзных и подведомственных ВЦСПС организаций в информационно-пропагандистской работе в связи с Олимпийскими играми 1980 года в Москве. На основании постановления Секретариата ВЦСПС, а также решения Комиссии по информации и пропаганде Оргкомитета «Олимпиада-80» от 31 мая 1977 г. Подготовительным комитетом ВЦСПС ежегодно разрабатывается и осуществляется сводный план мероприятий по пропаганде Олимпиады-80 внутри страны и за рубежом.». В этой работе принимали непосредственное участие отделы ВЦСПС: международный, по связям с профсоюзами соцстран, культурно-массовый, физкультуры и спорта; ЦК профсоюзов: авиаработников, рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог, рабочих железнодорожного транспорта, работников культуры, рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий, рабочих морского и речного флота, работников связи и др.; центральные советы ВЦСПС: по кино, по управлению курортами; центральные советы ДСО профсоюзов; со-впрофы в республиках, краях и областях; профсоюзная печать.

ВЦСПС провел 2 совещания (июнь 1975 г. и июнь 1977 г.) представителей проф-центров соцстран по вопросам пропаганды Олимпиады-80. На последнем совещании был выработан и одобрен план совместного проведения профцентрами информационно-пропагандистских мероприятий в связи с московской Олимпиадой. ВЦСПС координировал осуществление данного плана. Ход его выполнения регулярно обсуждался на многосторонних и двусторонних встречах руководящих работников профцентров. Очередное обсуждение этих вопросов состоялось на совещании заведующих спортивными отделами профцентров соцстран 18-22 сентября 1977 г. в Варшаве. За прошедшее время ВЦСПС

© Долгов С.Н., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.