Научная статья на тему 'Методический замысел эмпирического исследования профессиональной социализации курсантов вузов ГПС МЧС России'

Методический замысел эмпирического исследования профессиональной социализации курсантов вузов ГПС МЧС России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
132
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЖАРНАЯ СЛУЖБА МЧС / КУРСАНТЫ / ДИНАМИЧЕСКИЕ И РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Грибова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методический замысел эмпирического исследования профессиональной социализации курсантов вузов ГПС МЧС России»

5. Никольский В. К. Предисловие // Л. Леви-Брюль. Сверхъестественное в первобытном мышлении; пер. с франц. Б. Шаревской. - М.: ОГИЗ, 1937. - С. V-XXX.

6. Осипова Е.В. Дюркгейм // Новая философская энциклопедия: В 4 т. - М.: Мысль, 2000. -Т. I. - С. 720-721.

7. Тард Габриэль (1843-1904) - французский социолог и криминалист [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://megabook.ru/article

8. Тард Г. Социальная логика / Г. Тард. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996. -428 с.

9. Dürkheim E. Les Formes élémentaires dans la vie religiense et système totémique en Australie. - Paris: Librairie Felix Alcan, 1912. - 613 р.

М.Н. Грибова

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЗАМЫСЕЛ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ГПС МЧС РОССИИ

Ключевые слова: профессиональная социализация, государственная пожарная служба МЧС, курсанты, динамические и результативные аспекты профессиональной социализации курсантов вузов.

Для изучения параметров, характеризующих динамические и результативные аспекты профессиональной социализации курсантов вузов ГПС МЧС России в конкретной ситуации, применялся метод критических инцидентов. Данный метод рассчитан на оценку поведения сотрудника противопожарной службы в профессионально обусловленной ситуации (принятие ответственного управленческого решения, решение новой проблемы, преодоление конфликтной ситуации и пр.). В данном случае были использованы ситуации (всего - 14), характерные для профессиональной деятельности офицера противопожарной службы (профессиональное взаимодействие, профессиональное саморазвитие), связанные с основными видами его деятельности и актуализирующие те или иные компоненты профессиональной социализации. По данным ситуациям курсант должен был принять решение, письменно изложив его суть на специальном бланке. Оценка данной готовности проводилась по следующим параметрам и критериям:

1) самостоятельное принятие решения с учетом профессионально-этических норм (профессиональная интериоризация). Критерии: 3 балла - решение принято самостоятельно, содержит профессиональные и этические ценности действия в соответствии со сложившимися обстоятельствами; 2 балла - решение принято после согласования с референтными сотрудниками, должностными лицами; 1 балл - решение обусловлено указаниями других должностных лиц, без учета этических профессиональных норм;

2) бесконфликтность, сформированные коммуникативные качества (профессиональная адаптация). Критерии: 3 балла - испытуемый ведет себя уверено, не вступает в конфликты с сослуживцами; 2 балла - курсант проявляет тревожность во взаимодействии с сотрудниками, но способен действовать не агрессивно; 1 балл - курсант ведет себя агрессивно, вступает в конфликты с сослуживцами;

© ГрибоваМ.Н. 2013

3) оптимальность и согласованность индивидуальных критериев оценки эффективности и социальной ценности результата (профессиональная идентичность). Критерии: 3 балла - решение сбалансировано с учетом интересов дела и коллектива (способы и средства адекватны ситуации и возможностям действующих субъектов); 2 балла - решение принято с учетом интересов какой-то одной стороны, способы и средства не в полной мере адекватны ситуации и возможностям действующих субъектов; 1 балл - решение принято с учетом интересов только самого курсанта, предлагаются неадекватные способы и средства исполнения;

4) высокая познавательная активность, любознательность по отношению к профессии (профессиональное целеполагание). Критерии: 3 балла - основной акцент в деятельности сделан на достижение успеха, реализацию творческого потенциала; 2 балла - акцент в деятельности сделан на решение задачи без риска, проявление творчества минимальное; 1 балл - акцент в решении явно не выражен, наблюдается ситуативное реагирование на проблему без должного анализа причин и сопутствующих обстоятельств, должный анализ ситуации отсутствует.

Общая эффективность профессиональной социализации оценивалась в баллах как среднеарифметическое всех четырех параметров (интериоризация, адаптация, идентификация, целеполагание) с выделением трех уровней качества: 3 балла - высокий уровень профессиональной социализации; 2 - средний уровень; 1 - низкий уровень.

Корреляционное сопряжение показателей выделенных компонентов с внешним критерием профессиональной социализации курсантов достаточно высокое (по формуле Спир-мена - Брауна г = 0,88), что свидетельствует о высокой внутренней валидности агрегированного показателя профессиональной социализации курсантов. Оценка надежности по устойчивости результатов проводилась путем повторного тестирования. Интервал между испытаниями составил три недели. Коэффициент корреляции результатов первого и второго тестирования оказался равен 0,81 (при пороговом значении 0,6).

Стандартизация результатов (перевод сырых баллов в стандартизированные) осуществлялась путем приведения выявленных диапазонов к трехбальной интервальной шкале с помощью формул, основанных на свойствах среднего и стандартных отклонений по выборке (см. табл.).

Таблица

Таблица перевода сырых баллов (оценок) в стандартизированные баллы индекса профессиональной социализации личности

Показатель Стандартизированные баллы

1 3 3

Сырые баллы 2,4-7,8 7,9-16,8 16,9-21,0

Уровень профессиональной социализации низкий средний высокий

Интегральный показатель - профессиональная социализация курсантов - вычислялся как сумма баллов по четырем структурным компонентам (интериорзационному, адаптационному, идентификационному и целеполагания) с учетом весового коэффициента каждого из них. При интерпретации результатов целесообразно исходить из дифференциации испытуемых на три основные категории. Результаты агрегирования пока-

зателей профессиональной социализации курсантов, равные 3 баллам, свидетельствуют о высоком уровне профессиональной социализации, 2 балла - средний уровень и 1 балл - низкий уровень.

Изучение эффективности профессиональной деятельности будущего офицера ГПС МЧС России осуществлялось с целью определения степени влияния на ее осуществление профессиональной социализации (отдельных ее компонентов того или типа). Здесь эффективность деятельности выступала в роли внешнего критерия валидизации, позволяющего осуществить сравнительный анализ в полярных группах офицеров ГПС МЧС России (с высоким и низким уровнем выраженности профессиональной социализации). Кроме того, изучению подлежал аспект, связанный с подтверждением предположения о влиянии характера деятельности на типологические особенности стратегий профессиональной социализации курсантов различных специализаций. В этой связи группе экспертов предложено было оценить особенности выполнения профессиональных задач офицерами противопожарной службы различных должностных профилей с точки зрения выраженности влияния таких факторов, как ответственность, неопределенность, сложность, напряженность. Эффективность деятельности будущих офицеров противопожарной службы рассматривалась с учетом следующих объективных и субъективных критериев:

- видение ответственности за процесс и результат деятельности (ответственность). Критерии: 3 балла - курсант берет на себя всю полноту ответственности за разрешение ситуации; 2 балла - курсант не снимает с себя ответственность за разрешение ситуации, но склонен действовать под руководством других; 1 балл - курсант склонен избегать лишней ответственности, видя причину в обстоятельствах или ограниченности круга своей компетенции;

- отсутствие точности в оценке ситуации (неопределенность). Критерии: 3 балла - решение принято с учетом различных факторов и ситуаций, сложившейся обстановки; 2 балла - решение принято схематично; 1 балл - решение обусловлено указаниями других должностных лиц;

- учет множественности сценариев при принятии решения (сложность). Критерии: 3 балла - решение принято с учетом различных факторов и ситуаций, сложившейся обстановки; 2 балла - решение принято схематично; 1 балл - решение обусловлено указаниями других должностных лиц, безвыходностью ситуации, крайне негативным, обострившимся состоянием дел;

- оптимальность согласования компонентов внутреннего и внешнего психического ресурсов (напряженность). Критерии: 3 балла - решение сбалансировано с учетом коллективных и личных интересов, способы и средства адекватны ситуации и возможностям действующих субъектов; 2 балла - решение принято с учетом интересов какой-то одной стороны, способы и средства не в полной мере адекватны ситуации и возможностям действующих субъектов; 1 балл - решение принято с учетом интересов только самого офицера, предлагаются неадекватные способы и средства исполнения.

Основными методами получения данных являлись: изучение служебной документации, экспертное оценивание и самооценка по специальным параметрам, анкетирование, групповая оценка личности. В методику психологического исследования особенностей профессиональной социализации вошли: пилотажное исследование психологических условий труда сотрудников противопожарной безопасности различных специальностей и констатирующий эксперимент, в ходе которого выявлялись особенности и закономерности формирования профессиональной социализации в зависимости от

индивидуально-психологических особенностей развития личности курсантов вузов ГПС МЧС России. Обоснованы критерии и показатели изучаемого психологического процесса, проведена подготовка необходимых методических приемов и процедур. Первичная психологическая информация была подвергнута предварительной обработке: группировке, линейному распределению и типологизации. Вторичная обработка психологической информации заключалась в более сложном и углубленном анализе полученной и обработанной информации при помощи прикладных программ для ПВЭМ.

Закономерности взаимосвязи между особенностями профессиональной социализации личности курсанта и развитостью социализационных процессов выявлялись при помощи и корреляционного анализа, а особенности эффективности социализационных стратегий в зависимости от специализации определялись при помощи кросс-табуляционного анализа. Для выявления общих и особенных характеристик профессиональной социализации курсантов вузов был использован сравнительный анализ психологических показателей будущих сотрудников противопожарной службы. Расчет средних значений по каждому из показателей профессиональной социализации, позволил составить усредненные профили, отражающие содержание и структуру профессионального развития каждой группы курсантов в зависимости от специальности. Затем при помощи статистического критерия ^ - критерия Стьюдента) была проведена оценка статистической значимости отличий в выборе стратегий интеграции в профессию.

При разработке методики изучения особенностей профессиональной социализации курсантов вузов ГПС МЧС России был использован метод ситуативного анализа. Применение метода ситуативного анализа позволило решить важную исследовательскую задачу диссертационного исследования - выявить зависимость между нормативными требованиями профессии и уровнем профессиональной социализации курсантов, т.е. чем больше рассогласованность между нормативными требованиями профессии и уровнем профессиональной социализации, тем существует большая вероятность выбора курсантом менее эффективной стратегии интеграции в профессию.

Развивая ситуативный подход при анализе психологических явлений и процессов, проходящих в воинских коллективах, психолог Б.Я. Шведин предлагал изучать ситуацию в качестве единицы анализа [1].

Единицей анализа особенностей профессиональной социализации курсантов выступает ситуация запуска социализационных процессов - противоречия между субъектом труда и нормативными требованиями профессиональной деятельности. Исходя из этих положений под ситуацией актуализации профессиональной социализации понимается психологическая модель условий, которая складывается на основе двух компонентов: необходимости соответствовать требованиям профессиональной деятельности и субъективных психологических условий подготовки к вхождению в профессию.

Выступая методическим приемом, анализ ситуации позволяет построить модель изучаемого психологического процесса и наиболее полно описать особенности профессиональной социализации, проявляемые при возникновении противоречия между субъектом труда и нормативными требованиями профессиональной деятельности. Для выявления особенностей профессиональной социализации курсантов вузов ГПС МЧС России при помощи кластерного анализа была проведена их типология стратегий подготовки к вхождению в профессию. На основе полученного массива показателей психологических особенностей курсанты были сгруппированы в классы (кластеры), обладающие однородными признаками.

Общая схема формирующего эксперимента, соотносимая с задачами и выдвинутой гипотезой, предполагала выяснение уровня профессиональной социализации, влияния

на нее выделенных групп условий (внешних и внутренних) и уточнение на этой основе наиболее адекватных психологических технологий (методов, форм и средств), направленных на ее оптимизацию. Соответственно, уровень профессиональной социализации представлял зависимую переменную, а особенности социализационных процессов - независимую переменную.

Заключительный (результирующий) этап проведения психологического исследования заключается в теоретическом анализе полученных результатов вторичной обработки психологической информации, определении возможных направлений развития исследуемого процесса и разработки комплексной программы и предложений по оптимизации профессиональной социализации с учетом особенностей социализационных процессов его участников. Таким образом, разработанная система критериев и показателей, а также методических средств и процедур их выявления, составляющих организационно-методический замысел исследования, способны обеспечить решение задач исследования, связанных с выявлением содержательно-структурных особенностей профессиональной социализации в зависимости от особенностей социализационных процессов курсантов.

Библиографический список

Шведин Б.Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски / Б.Я.

Шведин. - М.: ВПА, 1989.

А.В. Деникин Е.И.Федак Е.В. Андриянов

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА ОФИЦЕРА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК

Ключевые слова: идеал, нравственность, нравственный идеал, педагогическая модель, педагогическая модель нравственного идеала.

Человек в своей жизни постоянно моделирует свое будущее, и в этом процессе он никак не может обойтись без стремления к идеалу, так как идеал является важной составляющей его мировоззрения. На современном этапе отмечается упадок нравственности, засилье духовной пустоты, что связано с созданием общества потребителей, где приоритет материальных ценностей искажает сущность нравственного идеала. Все более актуальным становится нарастание нравственного кризиса, разрушение ценностных воспитательных традиций, экспансия отрицательных явлений западного образа жизни, «двойные стандарты» в личностных и общественных отношениях, манипулирование с помощью средств массовой информации общественным сознанием, целенаправленное навязывание асоциальных и противоправных эталонов поведения, рост социальной агрессии. Данные негативные тенденции проявляются и во внутренних войсках МВД России. В русле рассматриваемых проблем следует акцентировать свое внимание на формировании способности к моральному выбору нравственного идеала. Именно нравственный идеал выступает в качестве первоисточника мотивации поступков человека, дающих

© Деникин А.В., Федак Е.И., Андриянов Е.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.