4. Скакун О.Ф. Теория государства и права/ Под ред. проф. О.Ф. Скакун. Х., 2001. С.330.
5. Тилле А.А. Время, Пространство, Закон/ М., 1965. С.75.
6. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966)// Права человека и профессиональные стандарты для юристов в документах международных организаций. К., 1996. С.45.
7. Окуньков Л.О. Конституции государств Европы в 3-х т./ М., 2001. Т.3. С.196.
8. Конституция РФ [Электронный ресурс]: http://www.constitution.ru/10003000/ 10003000-4.htm.
9. Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель - налогоплательщик - государство: Правовые позиции Конституцыонного Суда Российской Федерации/ М., 1998. С.522.
10. Проект Закона о внесении изменений к Конституции Украины №4290 от 31.03.2009 года, официальная веб-страница Верховного Совета Украины: http://w1.c1.rada.gov. ua/pls/zweb_n/webproc4_1?pf3511=34882.
Е.В. Андриянов А.В. Деникин
НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ
Ключевые слова: идеал, нравственность, нравственный идеал, нравственная культура, нравственная самооценка, нравственное поведение.
Одной из актуальных проблем современного российского общества является нарастание нравственного кризиса, разрушение ценностных воспитательных традиций, экспансия мифов и отрицательных явлений западного образа жизни, «двойные стандарты» в личностных и общественных отношениях, манипулирование с помощью средств массовой информации общественным сознанием, целенаправленное навязывание асоциальных и противоправных эталонов поведения, рост социальной агрессии, гипертрофи-рованние ориентаций массового сознания исключительно на получение материальных благ. Основываясь на данном факте одной из приоритетных задач воспитания является передача объекту воспитания норм нравственности, норм жизненных установок, дающих ему возможность в любой жизненной ситуации сохранять нравственное отношение к окружающему миру.
Что утверждает чувства человека и его душевные качества, что определяет отношение человека к окружающему миру и самому себе? Один из основных, приоритетных вариантов ответа - нравственный идеал человека. Именно он и есть главный первоисточник мотивации поступков человека, формирования его жизненных вкусов и устремлений. Что же такое идеал и нравственность и что мы понимаем под нравственным идеалом?
Идеал [4] (от греч. - первообраз) - образец, нечто возвышенное, совершенное, благое и прекрасное, высшая цель стремления. Исторически понятие идеал было введено для гармонизации чувственно явленной (материализованной, воплощенной) и сверхчувственной (духовной) «идеи». Чувственно-телесный аспект идеал ценится не меньше,
© Андриянов Е.В., Деникин А.В., 2013
чем его идейное, сущностное значение. Вместе с тем одни люди могут в большей степени поклоняться телесной стороне идеала, тем самым иллюзорно превращая идеал в кумир, идол, фетиш, а другие - возделывать как «окно в сущность» и относиться к нему преимущественно духовно. Смещение акцента либо на плотскую, либо на духовную сторону идеала позволяет подразделять людей на «плотских» и «духовных», а также объяснять предрасположенность одних философов к концепции идеала как нормы, принятой в результате соглашения между людьми, а иных - к взгляду на идеал как на самодовлеющую духовную сущность. Если учитывать явленное и сокровенное в идеале, то в его структуру следует включать:
1) признанный совершенством эталонный предмет (знак);
2) схему действия с эталоном;
3) область экстраполяции знания об эталоне, проекцию этого знания на сверхчувственное целое.
С одной стороны нравственность [2] - совокупность норм и правил, регулирующих отношение людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность, с другой - нравственность [3] - термин, употребляющийся в качестве синонима термину мораль, реже - этика. Так же как понятие «этика» в греческом, «мораль» в латинском, русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову нрав (характер). Нравственный идеал - представление людей о совершенной личности, воплощающей в себе лучшие моральные качества и являющейся образцом для подражания, эталоном поведения, целью, на достижение которой должны быть направлены усилия человека. В основе нравственного идеала лежит неудовлетворенность людей своей жизнью, желание сделать ее лучше, счастливее путем нравственного самосовершенствования или преобразования существующей действительности.
Нравственный идеал есть источник правильных понятий о добре и зле, дружбе и любви, уважения к старшим и Отчизне. И, наконец, именно нравственный идеал есть ключ к пониманию смысла человеческой жизни. Вот почему вопрос понимания нравственного идеала является основой всякой воспитательной системы.
В основании вопросов, посвященных воспитанию нравственности, лежит осмысление человеческой жизни, без него рассуждения о нравственности вообще не имеют никакого смысла. «Для чего человек живет?», «Кто такой нравственный человек?», «Может ли человек быть нравственно совершенным?». Раскрывая понятие нравственного идеала, мы непременно придем к выводу о том, что нет людей абсолютно совершенных. Но история человечества знает идеального человека. Это - Христос, Богочеловек, приход которого ознаменовал начало Новой эры в истории человечества. В этой точке ответы на вопросы можно найти, прибегая к анализу элементов религиозной этики.
Для описания нравственного идеала человека мало набора самых красивых и хороших человеческих качеств, в центре этого понятия с позиции Православной церкви должен стоять Христос, через уподобление которому, хотя бы и отчасти, может совершенствоваться человек. Тогда:
- ответственность человека это ответственность перед Богом;
- терпимость к окружающим это не толерантность в понимании всетерпимо-сти любого греха, а видение образа Божия в каждом человеке и любовь к нему;
- отношение к Отечеству это не ожидание благ, а служение своему народу и его духовным традициям;
- цель жизни это не утоление бесконечных желаний и получение удовольствий, а преодоление повседневных трудностей при сохранении верности идеалу;
- свобода не в том, чтобы делать все, что хочется, а в освобождении себя от плена своих желаний, в умении во многом себе отказать;
- красота это не внешняя привлекательность, а нравственное горение души;
- счастье это не обладание всеми благами жизни, а постоянная радость сердца через жертвование себя другому и т.д. [1].
В наше время все более актуальной становится великая задача - вернуть глубокую веру в высшие нравственные идеалы и ценности, подвести человека к пониманию подлинного смысла его жизни, способствовать его моральному очищению. Учитывая все сказанное, становится возможным сделать вывод, что в основе формирования духовно
- нравственной личности офицера должен лежать идеал не просто гуманного человека, а идеальный образ, из которого и выводится вся система истинных нравственных ценностей:
- любви, добра, милосердия, терпимости, сострадания, прощения, раскаяния;
- патриотизма и гражданского долга;
- человеческого достоинства и профессионализма;
- семейных традиций и социальных отношений и пр.
В ходе комплексного анализа научных и прикладных основ процесса формирования нравственного идеала офицера внутренних войск следует выделить основные пути повышения эффективности исследуемого процесса:
1- совершенствование нравственной культуры субъектов военно-педагогического процесса;
2- развитие у офицеров навыков нравственной самооценки;
3- повышение готовности офицеров к нравственному поведению в условиях повседневной служебной деятельности.
1. Совершенствование нравственной культуры субъектов военно-педагогического процесса.
Вся практика воинской службы офицера носит, прежде всего, осознанный и добровольный характер. Это предопределяет различие и характер рефлексии профессионально-важных характеристик личности. Анализ особенностей воспитания офицеров позволяет приступить к рассмотрению важнейшего из его ориентиров (целевых установок) - формирования нравственной культуры военнослужащих. Нравственная культура
- важная составная часть общей культуры личности офицера, она особенно ярко раскрывается в межличностном общении военнослужащих. Нравственная культура во многом определяет личностную сущность военнослужащего, прежде всего, воплощается в реальном поведении, в образе жизни и военной службы личности.
Одним из основных структурных элементов процесса формирования нравственной культуры у офицеров в части и подразделениях является субъект, а содержание процесса формирования нравственной культуры у офицеров внутренних войск возможно, реализовать при выработке адекватной ему системы деятельности, которая может быть организована по следующим направлениям:
- активное овладение военнослужащими системой нравственно-этических знаний (усвоение основ этики, моральное сознание, нравственная мудрость);
- воспитание нравственных чувств военнослужащих (способность военнослужащего к сопереживанию, к сочувствию другим людям, т. е. те качества, которые не-
обходимы для создания благоприятной нравственной атмосферы, здорового морального климата и культурных взаимоотношений);
- воспитание нравственных навыков и умений (моральная самооценка и самодисциплина).
2. Развитие у офицеров внутренних войск навыков нравственной самооценки.
Самооценка, как и самосознание в целом, имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями. Основная тенденция в становлении самооценки офицера заключается в постепенном выделении им тех или иных качеств из отдельных видов деятельности и поступков, обобщении их и осмыслении сначала как особенностей поведения, а затем и как относительно устойчивых качеств личности. Решающее значение в образовании мыслей о себе имеет жизнь в коллективе и правильное развитие оценочных отношений, формирующих самооценку.
3. Повышение готовности офицеров внутренних войск к нравственному поведению в условиях повседневной служебной деятельности.
Готовность офицера к нравственному поведению в условиях повседневной служебной деятельности - это не только состояние или качество личности. Важными условиями формирования готовности офицеров к нравственному поведению в условиях повседневной служебной деятельности будут:
- вовлеченность всех субъектов воспитания в процесс развития готовности офицера к нравственному поведению в условиях повседневной служебной деятельности;
- вооружение офицера знаниями о нравственных ценностях и моделями нравственного поведения;
- постоянная работа офицера по приобретению фундаментальных, общественных, естественных, военных и военно-технических знаний и повышению профессионального мастерства;
- способность офицера ставить цели, осознавать и регулировать свою деятельность;
- принятие и соблюдение профессиональной этики, норм и языка общения, принятых в данной профессиональной среде и др.
Нарастание нравственного кризиса является одной из актуальных проблем современного российского общества. В связи с данным фактом одной из приоритетных задач воспитания является передача объекту воспитания норм нравственности, формирование идеала не просто гуманного человека, а идеального образа, из которого и выводится вся система истинных нравственных ценностей.
Литература
1. Борейко Л. Н., Савельева Ф. Н. Классные часы «О нравственном идеале, любви к Родине, служению Отечеству».
2. Психолого-педагогический словарь / Сост. Е.С. Рапацевич. Минск: «Соврем. слово», 2006. 928 с.
3. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. 528 с.
4. Современный философский словарь / Под обшей ред. д-ра филос. наук, проф. В.Е. Кемерова. 2-е изд., испр. и доп. Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск / «ПАНПРИНТ», 1998. 304 с.