ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМАТИКИ НРАВСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ ОФИЦЕРОВ К СОСЛУЖИВЦАМ
Аннотация. Авторы на основе анализа теоретических положений и практических исследований, рассматривают различныье подходы1 трактовке нравственные отношений, а также затрагивают проблематику нравственные отношений военнослужащих. Ключевые слова: нравственносты, отношения, нравственныье отношения, нравственныье отношения между военнослужащими, офицеры1, нравственное отношение офицеров к сослуживцам, военнослужащие.
PEDAGOGICAL ANALYSIS OF VARIOUS APPROACHES TO THE STUDY OF MORAL RELATIONS OFFICERS TO COLLEAGUES
Annotation. The authors of the article on the basis of the analysis of theoretical and practical studies, considering various approaches the interpretation of moral relations, as well as affect the perspective of moral relations of soldiers.
Keywords: morality, attitudes, moral attitudes, moral relationships between members, moral attitude of officers to soldiers, officers, members of the armed forces.
Анализ научных исследований показывает, что проблематика формирования нравственных отношений между различными категориями людей на современном этапе является предметом исследования ряда гуманитарных наук: философских, педагогических, психологических, филологических, медицинских и др. При этом ведущей наукой в данном контексте является философия [5, с. 56]. Философская наука рассматривает отношение как связь между явлениями, объектами материального мира. Это необходимый момент взаимосвязи всех явлений, обусловленный материальным единством мира [4, с. 23].
Среди множества отношений, возникающих в реальной действительности, выделяются отношения, связанные с деятельностью людей. В психолого-педагогической и философской литературе эти отношения рассматриваются неоднозначно. В одном случае под отношением понимают оценку, чувство, мнение, говоря об отношении к событию, факту, поступку, действию, человеку и т.д. Событие, явление, предмет, люди, оказывая воздействие на человека, вызывают у него те или иные переживания, эмоции, мнения, оценки, и к ним возникает субъективное, психическое отношение. Формирование системы этих отношений у детей как системы ценностных ориентаций, установок - одна из задач воспитания (в школе, семье). Таких отношений может быть очень много: к объектам материального мира, явлениям событиям, процессам, в том числе к труду, обществу, людям, самому себе. Формирование их иногда связывают с отношенческим подходом в воспитании [1, с. 23].
В другом случае отношения рассматривают как двухсторонние между отдельными людьми, группами, объединениями, классами и т.д. В них люди вступают в процессе совместной деятельности. Это общественные отношения [1, с. 24]. Общественные отношения - отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности [10, с. 318]. В таком значении термин «отношение» сопровождается указанием, на основе, которого складываются отношения между людьми: на основе норм морали, права, власти, собственности и т.д., т.е. отмечается содержание этих отношений. В связи с этим выделяются такие отношения: нравственные, правовые, политические, экономические и т.д. Для общественных отношений, в том числе и для
УДК 37.013 Е.И. Федак В.А. Козлов
Eugene Fedak Vyacheslav Kozlov
© Федак Е.И., Козлов В.А., 2015
Вестник Университета № 1, 2015
нравственных, характерна взаимосвязь: «... нравственные отношения, как и всякие отношения вообще, носят двухсторонний характер, проявляющийся в активном взаимодействии субъектов данного отношения» [2, с. 65].
Выдающийся советский педагог A.C. Макаренко считал, что воспитание есть не что иное, как формирование у воспитанников системы отношений [7]. Л.А. Абрамова, проводя анализ этико-философской литературы, отмечает, что по взглядам философов субъектами нравственных отношений могут быть не только отдельные индивиды, но и группы, общество, классы, нации, народы. На ее же взгляд, нравственные отношения могут проявляться как непосредственно во взаимодействии, общении людей в той или иной сфере жизни, так и опосредованно через производство вещей, предметов, предназначенных для человека выражается и проявляется именно нравственное отношение к человеку, опосредованное трудом, через трудовую деятельность [1, с. 25].
Эффективность воспитательного воздействия пролонгирована в социальном, культурном и личностном пространствах. Она отражает подвижную планку соответствия должного и сущего в поведении человека во всех сферах его существования. Педагогический критерий эффективности воспитания может служить моделью взаимосвязи фундаментального и прикладного знания. Иначе говоря, выявление критериев эффективности воспитания зависит не только от онтологической ситуации, но и от наличных когнитивных инструментов. Научно-теоретическая разработка педагогических проблем является необходимым элементом в ряду средств по поддержанию меры сопряжения индивидуального и коллективного поведения. Следовательно, проблема критерия эффективности воспитания - это проблема целостности многоуровневой реальности: природа-общество-человек [4, с. 14].
Анализ военно-педагогических трудов показывает, что военно-педагогические взгляды русских полководцев и военных теоретиков опережали процесс формирования научной военной педагогики, потребности военного строительства обуславливали содержание военно-педагогической деятельности, требуя своевременного разрешения возникающих проблем [6, с. 2]. Принципы гуманистической направленности, единства обучения и воспитания, комплексного подхода, требовательности на основе уважения личности подчиненных - реализовывались в повседневной военно-педагогической деятельности и выражались в нравственном отношении воинов к российской армии к сослуживцам [8, С.23]. Несмотря на порой активное заимствование европейского опыта, теория и практика воинского воспитания русских полководцев, военных теоретиков, военных реформаторов строились с учетом национальных особенностей развития военного искусства, совершенствования средств вооруженной борьбы, способствуя сохранению и приумножению отечественных традиций военного дела. Во все времена русские полководцы и флотоводцы в процессе практической деятельности уделяли значительное внимание нравственному воспитанию личного состава армии и флота [3, с. 123].
Важной гуманистической составляющей стало заботливое отношение офицеров к подчиненным, на основе выработанных нравственных ценностях, сформулированное и закрепленное в соответствующих нормативно-правовых актах. В петровскую эпоху сформировалось преставление об офицере как о внимательном и заботливом отце-командире военнослужащих [11, с. 119] и нашло свое отражение в военно-педагогических взглядах продолжателях петровский идей (М.И. Драгоми-ров, М.И. Кутузов, С.О. Макаров, Д.А. Милютин, Г.А. Потемкин, П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков и т.д.). Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что нравственные ценности будут являться основным содержанием нравственного отношения офицера к сослуживцам, а ими являются: единоначалие, которое является регулятором отношений между военнослужащими, высокий морально-боевой дух, преданность офицерскому долгу, офицерская честь, честь мундира, гордость за службу в российской армии и т.д. [3, с. 123]. Для каждого военнослужащего Российской Федерации защита Отечества является гражданским долгом и обязанностью. Нравственное отношение военно-
служащих всех категорий к сослуживцам, родов войск и видов ВС РФ регулируются уставами, приказами, директивами и др. [11, с. 2].
Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах, ВВ МВД России и других войсках. Все военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными конституцией и федеральными законами РФ.
Как гласит Устав внутренней службы ВС РФ военнослужащие по своему служебному положению и воинскому званию могут быть начальниками или подчиненными. Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения. Он должен быть для подчиненного примером тактичности, выдержанности и не должен допускать фамильярности и предвзятости по отношению к нему. За действия, унижающие честь и достоинство подчиненного, начальник несет ответственность. Подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника. Но не стоит и забывать о том, что военнослужащие также могут быть равными друг другу по воинскому званию и по должности, при этом отношения между ними также регулируются законами и Уставами [9, с. 5].
Таким образом, нравственное отношение военнослужащих к сослуживцам представляют собой отношение начальника к подчиненному, военнослужащего к равному, а также подчиненного к начальнику, при реализации ими нравственных ценностей в ходе служебной, боевой и другими видами жизнедеятельности.
Библиографический список
1. Абрамова Л. А. Нравственные отношения между субъектами образовательного процесса в отечественной школе. Историко-педагогический анализ: первая треть XX в. /Л. А. Абрамова. — Чебоксары, 2007.
2. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности / Л.М. Архангельский. - М.: Мысль, 1974.
3. Гужва Е.Г. Воспитание нравственных ценностей у офицера воинской части: дис. ... канд. пед. наук. — М., 2009.
4. Деникин А.В. Сборник учебных и методических материалов по формированию у курантом вузов ВВ МВД России нравственных отношений к сослуживцам: учебное пособие / А.В. Деникин, Е.И. Федак, В.А. Козлов. — М., 2013.
5. Козлов В.А. Формирование у курсантов вузов внутренних войск МВД России нравственного отношения к сослуживцам: дис. ... канд. пед. наук. — М., 2013.
6. Козлов В. А., Федак Е.И. Историко-педагогический анализ формирования нравственных отношений курсантов вузов внутренних войск // Перспективы науки. — 2013. — № 1(40).
7. Макаренко А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. — М., 1936.
8. Толстова Л.Р. Военно-этические взгляды и деятельность русских флотоводцев XVIII - начала XX в. (ис-торико-педагогический анализ): дис. ... канд. пед. наук. — М., 2005.
9. Устав Внутренней Службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
10. Философский словарь. - М.: Политиздат, 1991.
11. Ховрина Л.Н. Гуманизация в военном образовании дореволюционной России в период с 1700 по 1917 гг.: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1996.