Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и информационных технологий Нурмагомедова Наниш Халидшаевна
Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры информатики и информационных технологий Муртузалиева Асият Салимхановна
Дагестанский государственный педагогический университет(г. Махачкала)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
Аннотация. В статье изучены современные требования к профессиональной подготовке будущего учителя информатики и выявлено место в ней основ педагогического мастерства, а именно: умение воздействовать на ученическую и родительскую аудиторию, уметь содействовать формированию мировоззрения своих учеников, представить им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова.
Ключевые слова: будущий учитель информатики, профессиональная подготовка, педагогическое мастерство, педагог-мастер.
Annotation. In the article the modern requirements to the professional training of the future teacher of computer science are studied and the place in it of the foundations of pedagogical skill is revealed, namely: the ability to influence the student and parental audience, to be able to contribute to the formation of the outlook of their pupils, to present them with a scientific picture of the world, sense of decency and justice, make them literate and make them believe in themselves, in their words.
Keywords: future teacher of informatics, vocational training, pedagogical skill, teacher-master.
Введение. На сегодняшний день мы можем наблюдать сложный переход общества от индустриального к информационному типу, сопровождающийся изменениями содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки школьников и всей системы высшей педагогической подготовки. Информатизация всех сторон общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к высшему педагогическому образованию, где учитель информатики стоит перед необходимостью систематического совершенствования всех сторон процесса обучения, самовоспитания и самообразования. Наряду с этим, значительно возрастают требования к качеству профессиональной подготовки будущего учителя информатики и овладению ими основами педагогического мастерства. Меняются приоритеты и акценты педагогического мастерства учителя, ориентированного на высший уровень педагогической деятельности, который проявляется в том, что в отведенное время педагог должен достигать оптимальных результатов, синтезировать научные знания, умения и навыки методического искусства и профессионально-личностных качеств, осваивать новые виды профессиональной деятельности и, как следствие, быть успешным в профессии и в жизни.
Формулировка цели статьи. Целью научного исследования является изучение современных требований к профессиональной подготовке будущего учителя информатики и место в ней основ педагогического мастерства.
Изложение основного материала статьи. Со стороны государства и родительской общественности всегда предъявлялись и предъявляются повышенные требования к учителю, желая видеть его идеального, свободного от недостатков. Еще в первой половине XVII века были сформулированы четкие требования к педагогу, которые актуальны и для современного педагога. А.Н.Джуринский пишет, что «Ян Амос Коменский в главном назначении учителя видит его высокую нравственность, любовь к детям, знания, трудолюбие и другие качества, которые должны стать образцом для подражания со стороны учеников» [4; С. 44-47]. Другими словами, по мнению Яна Амоса Коменского, педагог должен стать образцом простоты, как в пище, так и в одежде, быть скромным и благонравным в поведении. Великий педагог Я.А. Коменский также требовал от педагога, быть приветливым, ласковым, заботиться о своих учениках, учить их нужно легко и радостно. С профессией педагога, отмечает А.Н.Джуринский, абсолютно несовместимы лень и пассивность. Таким же требовательным к профессии учителя был великий русский педагог К.Д. Ушинский, предъявляя к педагогам достаточно высокие требования, ставя на первое место - знания, убеждение в правильности собственных действий и внимательное отношение к ученикам.
Педагогическая деятельность учителя сложна, многообразна, часто вызывает трудности, но приносит и бесконечное удовлетворение. Профессия педагога развивает многие таланты и дарования, к которым относится педагогическое мастерство, которое требует постоянного совершенствования. Вместе с тем, ученые и практики отмечают, что педагогом мастером родиться нельзя, им можно стать в процессе педагогической деятельности, ценою кропотливого ежедневного труда.
Проблема формирования педагогического мастерства связано также с обновлением современной школы и системы воспитания, в целом, поэтому в зависимости от того, какую позицию займет учитель, от его отношения к педагогическому труду, его внутреннего состояния и внешнего облика во многом зависит качество общего образования. Воспитание, формирование и развитие личности студента, который займет достойное место в жизни, составляет сущностную потребность и внутренний критерий профессиональной самореализации в ходе ее социализации, определяет содержание его педагогического мастерства и профессионального сознания. К проблеме педагогического мастерства в разное время обращались известные педагоги и просветители, многие из которых отмечали роль грамотно проводимой социализации в рамках вуза с привлечением родительской общественности [1; С. 100-102].
Утверждение и ознакомление с профессиограммой учителя - путь к пониманию того, что нужно делать, чтобы овладеть студентам основами педагогического мастерства. Профессиограмма позволяет смоделировать результат овладения студентами основами педагогического мастерства и определенными качествами, который существует идеально, но должен быть усвоен студентами в процессе обучения в вузе и продолжен в процессе осуществления профессиональной деятельности в школе на послевузовском этапе. Как система требований к специалисту, профессиограмма дает возможность подобрать конкретные техники,
технологии, средства, критерии профессиональной подготовки студентов, а также совершенствовать программу овладения студентами основ педагогического мастерства. Среди требований к учителю, определяющих общественную направленность - это сформированное научно-гуманистическое мировоззрение, ценностные ориентации, осознание своего профессионального долга и социальная активность. Среди качеств личности педагога, которые отвечают за профессионально-педагогическую направленность - это интерес и гуманное отношение к детям, увлеченность и интерес к педагогической работе, педагогический такт, требовательность, настойчивость, выдержка, самооценка, профессиональная работоспособность. Познавательная направленность включает хорошую научную эрудицию, когнитивно-познавательные потребности и интересы, высокую интеллектуальную активность, стремление к инновационности и готовность к педагогическому самообразованию.
Наряду с перечисленными требованиями, нужно отметить и требования к психолого-педагогической подготовке будущего учителя. А именно: знание методологических основ и основных категорий педагогической науки и практики, знание закономерностей развития личности, знание закономерностей психологического и возрастного развития учащихся, их индивидуально-психологических особенностей.
Среди требований к современному педагогу приоритетное место занимает духовно-нравственная культура, когда учитель своим личным примером, поведением, демонстрирует человеческие добродетели, веру, надежду в учеников, добро и благоразумие. Еще одно важное требование к педагогам - это сформированность педагогических способностей - участливость, доброта и склонность к работе с детьми, проявление любви к детям, получению удовольствия от общения с ними. Не менее важными в рамках педагогического мастерства выступают организаторские способности учителя - умение соорганизовать учеников, сделать их единой командой, уметь их заинтересовать, разделять с учениками общие обязанности, правильно и точно пользоваться самоменеджментом, строить перспективу, уметь подводить итоги проделанной работе.
Способность педагога проникать в духовный, душевный мир учащихся, относят к рецептивным требованиям к учительской профессии. Достаточно большое количество ученых, изучающих проблематику современных требований к учителю, его педагогическому мастерству - выделяют коммуникативные способности, без которых невозможно установить рабочие взаимоотношения с учениками, их родителями, своими коллегами, с администрацией учебного заведения. Среди современных требований к владению учителем педагогическим мастерством выделяются также суггестивные умения, без которых невозможно эмоционально влиять на учеников, убеждать их в правильности или неправильности поведения. Еще одна способность, без которой невозможно овладеть педагогическим мастерством - это педагогическая зоркость, помогающая держать во внимании работу и действия учеников, вовремя прийти им на помощь, оказать должное содействие. В ряду важных профессиональных качеств, отвечающих за педагогическое мастерство, можно признать трудолюбие, выносливость, высокую работоспособность, дисциплинированность, ответственность, креативность и активность, желание систематически и планомерно повышать свой профессиональный уровень, желание постоянно самосовершенстоваться и повышать качество своего педагогического труда. Как было отмечено раннее, обязательное условие педагогического мастерства - это гуманизм, отношение к подрастающему поколению как высшей ценности, но проявляющийся в отношениях через конкретные дела и поступки. Гуманное отношение педагога к ученикам в рамках педагогического мастерства - это проявление активного интереса к личности, определенного соучастия, помощи, уважения ее мнения, заинтересованности в ее развитии. Педагогическое мастерство немыслимо без проявления со стороны учителя креативности, заинтересованности в инновационных знаниях, новой информации об учительской профессии, педагогических новшествах. Поскольку школа, класс - живые организмы, где каждую секунду происходит что-то новое, то педагог просто обязан быть креативным, изобретательным, сообразительным и готовым к самостоятельному, ответственному разрешению любых педагогических ситуаций.
Достаточно интересно к требованиям относительно учительской профессии подошел А.С. Макаренко, который писал, что учитель без тормозов - испорченная, неуправляемая машина, поэтому педагогам важно постоянно контролировать свои действия и поведение, не допускать какие-то обиды на учеников, соблюдать самообладание не нервничать по пустякам. Сложно не согласиться с ученым-практиком в том, что учителю достаточно важны хорошая выдержка и самообладание при любых обстоятельствах и педагогических ситуациях, которых немало в профессиональной деятельности того, кто выбрал профессию педагога. Педагог - мастер своего дела - обязан сохранять за собой ведущее положение в классе, даже при самых неожиданных педагогических ситуациях - то есть никаких нервных срывов, поскольку учитель не имеет право растеряться, быть беспомощным, что не должны видеть и чувствовать сами ученики. Однако допускается профессиональное беспокойство и личная ответственность за настоящее и будущее своих учеников. Чуткость, участие в делах учеников - важный показатель овладения учителем педагогического мастерства, которые позволяют педагогу чувствовать состояние своих учеников, понимать и влиять на их настроение и вовремя приходить на помощь. Важное личностное качество педагога-мастера - проявление честности и справедливости по отношению к ученикам. Поскольку учитель, согласно педагогической деятельности, ежедневно обязан выставлять оценки ученикам за полученные знания, а также оценивать каждодневные поступки и педагогические ситуации, то важно, чтобы данные оценочные суждения были предельно справедливыми. Если оценки правильные, заслуженные, то это говорит об объективности педагога, которая поднимает нравственный авторитет и доверие со стороны учащихся. И наоборот, несправедливые замечания, придирки снижают уровень доверия и нежелание приходить на урок к такому учителю, что нередко, к сожалению, в современных школах. Другими словами, уже начинающему педагогу важно взять за правило: освободиться от предвзятости, интолерантности, субъективизма, которые наносят непоправимый вред делу воспитания подрастающего поколения. Важнейшее условие успешной работы и условие, при котором педагог становится мастером своего дела - это способность быть требовательным к ученикам, не забывая о гуманности и человечности. Педагогическая требовательность педагога - разумное явление, которое должно проявляться с учетом индивидуальных особенностей учеников, поскольку что можно потребовать от одного, того же нельзя спросить от другого ученика. Снять напряженность в ходе учебно-воспитательного процесса, особенно в процессе уроков математики, алгебры, геометрии, являющихся сложными к восприятию многими детьми, поможет чувство юмора, поскольку улыбчивый, веселый математик всегда лучше воспринимается (и его требования), чем угрюмы, не приветливый, без чувства юмора учитель. Шутка, пословицы, афоризмы,
улыбка помогут сделать урок ярче, эмоциональней, знания которого будут лучше усвоены. Наряду с чувством юмора, проявления справедливости, достаточно значимым в педагогическом мастерстве является педагогический так учителя, когда он сохраняет чувство меры в процессе общения с учениками. «Такт - это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Сердцевиной его выступает уважение к личности воспитанника. Это предостерегает учителя от бестактности, подсказывает ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации» [2; С. 90].
Определенные требования к современному учителю информатики предъявляет и Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) «Информационные технологии» обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата.
Среди компетенций, мы выделим следующие: способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6); способностью проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности (ОПК-1); способностью самостоятельно работать на компьютере (элементарные навыки) (ОПК-5); владением системой эвристических методов и приемов (ОПК-10); способностью организовывать и осуществлять учебно-профессиональную и учебно-воспитательную деятельности в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в ОО СПО (ПК-3); способностью развивать профессионально важные и значимые качества личности будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-2); готовностью к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию (ПК-9); готовностью к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач (ПК-13); способностью проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности (ПК-18).
Существует мнение, что если учителя называют блестящим педагогом, почти мастером или мастером, то ему нет затруднений сотрудничать с другими учителями информатики, математики, с преподавателями физики, экономики и т.д. Это является глубочайшим заблуждением, поскольку овладение педагогическим мастерством невозможно, если учитель не владеет способом межпердметных связей.
Владение учителем основами педагогического мастерства - это владение искусством обучения и воспитания учащихся, это его умение направлять все известные виды учебно-воспитательной работы, которое направлено на всестороннее развитие учащегося. Владение искусством предъявляет требование к личности успешно владеть творческим решением разнообразных педагогических задач, оптимальным достижением разных способов и целей педагогической деятельности.
Известно, что решение каждой возникающей педагогической задачи притягивает и требует от учителя всей системы педагогических знаний педагога, которые представляются как единое целое. Наравне с целостностью, обобщенностью, профессиональные знания педагога-мастера определяется и важной спецификой - у мастера всегда чувствуется собственный, индивидуальный стиль его профессиональной работы. Еще одно требование, как элемент педагогического мастерства, профессиональное поведение преподавателя, включающее профессиональную направленность, различные способы действий, пользоваться в собственной деятельности педагогической техникой.
Овладение учителем основами педагогического мастерства возможно в случае, когда в процессе овладения профессией происходит целенаправленное разрешение ряда противоречий - противоречие между идеалом личности мастера и образом собственного внутреннего «Я». С.Л. Рубинштейн отмечал, что «человека характеризует не только то, кто он есть, но и то, кем он хочет стать, к чему он активно стремится». Педагогический идеал - это представление педагога о том, каким он должен быть, педагогическое кредо самого педагога, осознание им своей миссии» [3; С. 90-100]. Важный путь самосовершенствования личности учителя - самовоспитание, самообразование своей личности в рамках поставленной цели. Как отмечал великий классик, в человеке все должно быть прекрасно. Говоря о личностных качествах нельзя не сказать о широкой эрудиции, общем культурном и эстетическом кругозоре.
Выводы. Итак, педагогическое мастерство занимает особое место в структуре современных требований к профессиональной подготовке будущего учителя информатики, что диктует умение воздействовать на ученическую и родительскую аудиторию, уметь содействовать формированию мировоззрения своих учеников, представить им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова.
Литература:
1. Алипханова Ф.Н., Эдиева Ж.Х. Компоненты, критерии и показатели сформированности у будущего учителя математики педагогического мастерства. // Мир науки культуры и образования. - Горно-Алтайск, 2018. №.1(68) С. 100-102
2. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учебное пособие для студентов / О.М.Казарцева. - М.: ИД Наука, 2012. - 120 с.
3. Рустамов Л.Х. Концепция систематизации непрерывной педагогической практики // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. - 309 с.
4. Тагирова Х.А. Воспитание у дошкольников дисциплинированности на основе идей педагогики народов Дагестана: Авт. дисс. . канд. пед. наук. М., 1996. 21 с.
Педагогика
УДК: 371.24
кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики,
теории и методики обучения математике Овчинникова Марина Викторовна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЛОСКОСТИ В РЕШЕНИИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ
Аннотация. В статье рассмотрены некоторые теоретические и методические особенности применения метода преобразования плоскости для решения экстремальных геометрических задач, которые используются в подготовке будущих учителей математики. Приведены примеры задач и их решения, степень сложности которых имеет разные уровни.
Ключевые слова: экстремальные геометрические задачи, метод преобразования плоскости, профессиональная подготовка учителя математики.
Annotation. Some of the theoretical and methodological peculiarities of transformation of plane method application to the extreme geometric tasks solution are described in this article. The samples of the tasks as well as their solutions with different levels of difficulty are also submitted.
Keywords: extreme geometrical tasks, transformation of plane method, professional training of Mathematics teacher.
Введение. В процессе профессиональной подготовки будущего учителя математики при изучении дисциплины «Методика обучения математике» решению задач на нахождение максимума или минимума (экстремальных задач) посвящена тема «Использование производной» при изучении алгебры и начал анализа. К сожалению, в школьном курсе геометрии экстремальные задачи специально не выделяются. Поэтому с целью обеспечения методической направленности изучения дисциплин ОПОП мы включаем экстремальные геометрические задачи, которые достаточно разнообразны и интересны не только для решения, но и как объекты изучения.
В статье продолжается рассмотрение различных способов решения экстремальных геометрических задач в школьном курсе и иллюстрируется применение преобразования плоскости для решения этих задач [3-8].
Формулировка цели статьи. Цель статьи - описание методических особенностей обучения будущих учителей математики работе с экстремальными геометрическими задачами, решаемыми при помощи метода преобразования плоскости в рамках школьного курса геометрии.
Изложение основного материала статьи. Суть метода преобразования плоскости заключается в том, что с помощью определенного геометрического преобразования плоскости фигуру или её часть, экстремальные свойства которой изучаются, переводят в положение, более удобное для исследования и решения задачи. В зависимости от типа фигуры и характера элементов, что её определяют, используются такие элементарные преобразования плоскости: движения (параллельный перенос, поворот вокруг точки, центральная симметрия, осевая симметрия), подобие, а так же их композиции.
Метод преобразования плоскости в большей части применяют к решению геометрических задач на нахождение кратчайшего расстояния между данными и искомыми точками, фигурами, на нахождение наименьшего периметра фигуры, которая определяется заданными элементами (задача Дидоны), наименьшей длины ломаной и тому подобное.
Решение задач на нахождение максимума или минимума методом преобразования плоскости часто сопровождается построением элементов, которые имеют экстремальные свойства.
Рассмотрим применение этого метода к решению конкретных задач.
Первая задача, рассматриваемая в этой статье, связана с одной из замечательных точек треугольника, которые изучаются в геометрии профильного уровня - точкой Торричелли.
Задача 1. В треугольнике ABC найти точку, сумма расстояний от которой к вершинам имеет наименьшее значение.
Решение. Возьмем внутреннюю точку P (рис. 1) и найдем сумму отрезков PA + PB + PC.
Выполним поворот AAPB вокруг точки В на угол 60° так, чтобы точка P перешла в точку P1 снаружи.
Точка А при этом перейдет в точку A1.
в С
Рисунок 1
ABPP1 - равносторонний: BP = BP1, ZPBP1 = 60°.