В ходе эксперимента были последовательно реализованы образовательные проекты: «Шаг на встречу»; «Профессионально-трудовая сфера и ценности профессии»; «Культ здоровья»; «Рубеж»; «Человековедческая сфера и ценности самосовершенствования»; «Досуговедческая сфера и ценности общения»; «Мир вокруг тебя».
Мы исходили из того, что свобода выбора, рефлексия, мониторинг и самомониторинг - это обязательные условия, при которых возможно формирование профессионально-нравственной позиции как социально-ценностного отношения к профессии и к себе в ней с выделением главных опорных его координат в жизненном континууме. Поэтому задания по выполнению образовательного проекта курсантами предполагали яркие, эмоционально насыщенные профессионально ориентированные действия, направленные на коррекцию отношений к себе и другим, гармонизацию общения и учебно-профессиональной деятельности личности, развитие ценностных представлений, формирование желаемых знаний и умений.
Выводы. Таким образом, мы раскрыли потенциал образовательных проектов в учебно-воспитательном процессе ФСИН России в обеспечении процесса формирования профессионально-нравственной позиции.
Литература:
1. Бестужев-Лада, И.В. Социальное прогнозирование: курс лекций / И.В. Бестужев-Лада, Г.А. Наместникова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 392 с.
2. Воропаев, В.И. Управление проектами в России. Основные понятия. История. Достижения. Перспективы / В.И. Воропаев. - М.: Алане, 1995. - 225 с.
3. Качалина, Е.Б. Становление и развитие профессиональной педагогической позиции у студентов педагогического колледжа: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. / Е.Б. Качалина. - М., 2009. - 24 с.
4. Мазур, И.И. Управление проектами / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др. ; под ред. И.И. Мазура и В.Д. Шапиро. - М.: Высш. школа, 2001. - 875 с.
5. Фалеева Л.В. Студент и образовательная среда вуза: социально-культурный контекст // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2015. - № 2(21). - С. 157-159.
Педагогика
УДК 378.1
кандидат педагогических наук Николашкина Виолета Евгеньевна
Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА) (г. Москва)
ИМИДЖ ВУЗА КАК СОЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Аннотация. Современное общество и рыночная экономика России характеризуются качественным изменением требований рынка труда и работодателей к профессиональной компетентности специалистов и, как следствие, изменением поведения потребителей образовательных услуг вуза при осуществлении профессионального выбора. Динамика социальных и экономических процессов актуализирует высокопрофессиональное отношение человека к труду, постоянное совершенствование своей профессиональной квалификации, адаптивность к динамично меняющимся профессиональным ситуациям. В данных условиях у каждого человека возникает необходимость повышать уровень конкурентоспособности и компетентности, совершенствовать свою профессиональную деятельность и более взвешенно относиться к самоопределению в будущей профессии.
В свою очередь, образовательные организации высшего образования вынуждены искать эффективную имиджевую стратегию, векторы развития, значимые для современного потребителя образовательных услуг, в рамках которых будет не только эффективно реализовывать подготовку будущего специалиста, но и осуществляться его профессиональное самоопределение и саморазвитие в профессии и профессиональной коммуникационной среде. В статье приводятся данные исследования, проведенного среди студентов Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), с целью выявления предпочтений студенческой аудитории и профессионального самоопределения студентов вуза. На основании анализа результатов анкетирования и статистических данных автор приходит к выводу о значимости социально-этического маркетинга и необходимости более активного использования потенциала образовательной среды в реализации имиджевой стратегии вуза.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение студентов вуза, социально-этический маркетинг, имиджевая стратегия вуза, высшие учебные заведения.
Annotation. The modern society and the market economy of Russia are characterized by a qualitative change in the requirements of the labor market and employers to the professional competence of specialists and, as a consequence, by changing the behavior of consumers of educational services of the university when making professional choices. The dynamics of social and economic processes actualizes a highly professional attitude of a person to work, constant improvement of his professional qualification, adaptability to dynamically changing professional situations. In these conditions, each person has a need to increase the level of competitiveness and competence, improve their professional activities and take a more balanced view of self-determination in the future profession.
In turn, educational organizations of higher education are forced to look for an effective image strategy, development vectors that are meaningful for the modern consumer of educational services, which will not only effectively implement the training of the future specialist, but also exercise his professional self-determination and self-development in the profession and professional communication environment. The article presents data of a study conducted among students of the Moscow State Law University named after O.E. Kutafina (MSWU), in order to identify students' preferences and professional self-determination of university students. Based on the analysis of the results of questionnaires and statistical data, the author comes to the conclusion of the importance of social and ethical marketing and the need for more active use of the potential of the educational environment in the implementation of the image strategy of the university.
Keywords: professional self-determination of university students, social and ethical marketing, image strategy of the university, higher educational institutions.
Введение. Изменения факторов внешней среды обусловили пересмотр многими вузами комплекса психолого-педагогических и социально-экономических стратегий по активизации вопросов профессионального самоопределения будущих абитуриентов. На современном этапе задачи профессиональной ориентации связаны не только с реализацией целостной системы научно-практической деятельности современных социальных институтов, но и с решением социально-экономических (анализ потребительского поведения абитуриентов и требований рынка труда, выявление и анализ перспективных профессий и профессий будущего и т.д.), психофизиологических (разработка современных методик выбора профессии в соответствии с интересами, запросами, особенностями человека и т.д.), психолого-педагогических (поиск педагогических стратегий формирования и развития интереса к профессии и т.д.) проблем, стоящих перед молодежью в контексте их будущей профессиональной деятельности в условиях информационного общества и рыночной экономики.
Динамика социальных и экономических процессов актуализирует высокопрофессиональное отношение человека к труду, постоянное совершенствование своей профессиональной квалификации, адаптивность к динамично меняющимся профессиональным ситуациям. В данных условиях у каждого человека возникает необходимость повышать уровень конкурентоспособности и компетентности, совершенствовать свою профессиональную деятельность и более взвешенно относиться к самоопределению в будущей профессии.
В свою очередь, образовательные организации высшего образования вынуждены искать эффективную имиджевую стратегию, векторы развития, значимые для современного потребителя образовательных услуг, в рамках которых будет не только эффективно реализовывать подготовку будущего специалиста, но и осуществлять его профессиональное самоопределение и саморазвитие в профессии и профессиональной коммуникационной среде.
Изложение основного материала статьи. Согласно точки зрения Л.Р. Яруллиной, «самоопределение -это установление человеком своих собственных особенностей, возможностей, способностей, выбор человеком критериев, норм оценивания себя, «планки» для себя, ценностей, исходя из требований социума и к самому себе» [8]. Согласно мнению автора, для самоопределения характерны: сложность и многоступенчатость процесса развития человека, активность в процессе понимания себя, своего назначения и своего места в жизни и в обществе.
Л.Р. Яруллина выделяет профессиональное («кем быть?»: выбор профессии, способа и места обучения, пути профессиональной самореализации), личностное («каким быть?»: выбор поведения, отношения к себе и к людям, пути личностного развития) и жизненное самоопределение («как жить?»: выбор способа, стратегии, стиля жизни) и отмечает постоянное взаимодействие этих видов самоопределений и наличие между ними причинно-следственной связи.
Субъектность «самоопределения» подчеркивает А.А. Грицанов, рассматривая самоопределение как «процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы» [7].
Различные аспекты профессионального самоопределения студентов вуза нашли отражение и в современных научных исследованиях. Так, например, организационные аспекты раскрыты в исследованиях М.В.Хортовой Л.П.Бурцевой и С.Ф.Шляпиной, посвященных теоретическому обоснованию и экспериментальной апробации организационно-педагогических условий профессионального самоопределения студентов, организации педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов, педагогическому управлению развитием профессионального самоопределения студентов педагогического вуза.
Тренинг как педагогическая поддержка личностного самоопределения студентов вуза описан в исследовании Е.В. Ибрагимовой.
Психологические аспекты профессионального самоопределения студентов вуза также составляют большой пласт исследований. Так, изучению психологических детерминант успешности профессионального самоопределения студентов вуза посвящена работа И.Ю.Кононенко, определению мотивационных и личностных факторов - работа И.В.Митюковой, описанию психологического содержания личностного и профессионального самоопределения студентов - работа Е.А.Ляминой.
В современном обществе высока значимость социальных факторов профессионального самоопределения студентов вузов, что убедительно доказывают следующие исследования. О.А.Кожуровой, где раскрыты социально-психологические и социальные детерминанты профессионального самоопределения, О.Ю.Малаховой - особенности рефлексивно-образовательной среды вуза как фактора социокультурного самоопределения студента, Е.Н.Рафиенковой - специфика формирования ценностного самоопределения студента юридического вуза в процессе профессиональной подготовки. Б.Азитовым исследованы аспекты реализация аксиологического подхода в процессе развития профессионального самоопределения студентов в вузе. В.Р.Сагитовой дано описание социально-психологических условий профессионального самоопределения студентов. Н.Ю.Бухнер представлена типология профессионального самоопределения студентов.
В рамках процесса развития личности профессиональное самоопределение достаточно активно изучается как психологами, так и философами, социологами. В частности, ученые подчеркивают значимость проблемы самоопределения и отмечают, что она является узловой проблемой взаимодействия общества и индивида, т.к. именно в ней фокусно высвечиваются ключевые моменты этого взаимодействия: роль собственной активности субъекта в этой детерминации и социальная детерминация индивидуального сознания, что актуально для разработки и реализации имиджевой стратегии вуза.
Учитывая вышеизложенное, автором статьи было проведено исследование, направленное на изучение социально-ценностных детерминант профессионального самоопределения студентов. Целевая аудитория -молодые люди 17-25 лет, студенты Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
В анкетировании на тему «Значимые факторы профессионального самоопределения личности» приняло участие 264 респондентов в возрасте 18-25 лет. Из них 45,5% составили студенты 1 курса бакалавриата, 18,2% студенты 2 курса, 17% студенты 3 курса, 9,1% студенты 4 курса, 4,5% составили студенты 1 курса магистратуры, 3,7% студенты 2 курса магистратуры, 2% аспиранты. Все участники эксперимента относятся к целевой группе исследования, это подтверждает достоверность полученных результатов.
Анкета состояла из 28 вопросов, которые касались различных аспектов профессионального самоопределения студентов в будущей профессии, значимости социально-образовательной среды вуза, а также его имиджа студентов. Анкета позволила выявить наиболее значимые факторы профессионального самоопределения студентов МГЮА имени О.Е. Кутафина, а также возможности воспитательной работы для формирования ценностных отношений будущих юристов к будущей профессии.
Участники опроса отмечают такие причины выбора ими для получения высшего образования Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), как «Это лучший юридический вуз с богатой историей и традициями, готовящий высококлассных специалистов в области юриспруденции», «вуз - лидер в этой области международной юриспруденции», «в университете много кафедр, предоставляется большой выбор актуальных программ обучения», «слышала хорошие отзывы об Университете от выпускников и работодателей», в том числе и такие эмоциональные аспекты как: «мне нравится синтез экономики и юриспруденции», «юриспруденция - это престижно», «почувствовала себя в университете как дома».
Большинство респондентов отмечают значимость для своего выбора такого фактора как имидж вуза А) крайне значим - 45,5%, б) значим - 38,6%, в) не значим - 2,3%.
Рисунок 1. Значимость фактора «имидж вуза» для выбора вуза студентом
Не менее высока для выбора вуза значимость такого фактора как - престижность профессии юриста. Анализируя ответы о влиянии престижа вуза на выбор образовательной организации были получены следующие данные:
1) абсолютно не значим - 4,7%;
2) влияния практически нет - 2,3%;
3) влияние есть, но недостаточно сильное - 19,8%;
4) значим - 34,9%;
5) крайне значим - 38,4%.
То есть по результатам опроса выявлено, что для большинства респондентов 73,3% престижность профессии юриста определяет их будущий профессиональный выбор.
40
Рисунок 2. Значимость фактора «Престижность профессии» для выбора вуза студентом
Чтобы оценить степень значимости для участников исследования большого количества возможностей для профессионального самоопределения и самореализации, предоставляемых студентам во внеурочной деятельности - респондентам предлагались следующие варианты ответов: 1) не важно; 2) незначительно; 3) их наличие желательно; 4) важно; 5) очень важно.
Результаты ответов распределились следующим образом: «не важно» - 3,4%; «незначительно» - 14,8%; «их наличие желательно» - 21,6%; «важно» - 25%; «очень важно» - 35,2%.
Рисунок 3. Значимость множественности возможностей во внеурочной деятельности для выбора
вуза студентом
Далее в исследовании выяснялась значимость для выбора вуза абитуриентом вероятность дальнейшего трудоустройства. Анализ результатов показал, что данный фактор является одним из главных в профессиональном самоопределении: 77% испытуемых отметили его как «очень значимый».
Рисунок 4. Значимость фактора «Большая вероятность дальнейшего трудоустройства» для выбора
вуза студентом
При анализе вопроса о важности наличия возможности продолжения образования в магистратуре и аспирантуре были получены следующие данные: «не важно» - 5,7%; «незначительно важно» - 2,3%; наличие магистратуры и аспирантуры желательно»- 19,5%; «важно» - 27,6%; «очень важно» - 44,8%.
50
Рисунок 5. Значимость фактора «возможность продолжения образования в магистратуре и аспирантуре» для выбора вуза студентом
Не менее интересен для анализа вопрос, связанный со значимостью для абитуриента такого фактора как комфортное общение с преподавателями и одногруппниками. Ответы респондентов указывают на значимость для них эмоциональной и коммуникативной составляющих образовательного процесса, что не может не использоваться при разработке имиджевой стратегии образовательной организации.
Рисунок 6. Значимость фактора «Комфортное общение с преподавателями и одногруппниками»
для выбора вуза студентом
Респонденты в своих ответах высоко оценили такой фактор как «Возможность проявить себя на уровне Института и Университета». Согласно данным исследования более 76% студентов считают актуальным и престижным возможность участвовать и возглавлять организацию мероприятий на уровне институтов и университета в целом.
Рисунок 7. Значимость фактора «Возможность проявить себя на уровне Института, Университета»
для выбора вуза студентом
При этом многие студенты не считают для себя важным участвовать в работе такого выборного органа как студенческий Совет Института. Полученные числовые значения свидетельствуют о возможностях совершенствования содержания и технологий организации воспитательных и профессионально -ориентированных мероприятий, расширять полномочия студенческого Совета и усиливать политику анонсирования и информирования о проводимых им мероприятиях.
Рисунок 8. Значимость фактора «Возможность членства в студенческом Совете Института» для
выбора вуза студентом
39,1%
Рисунок 9. Значимость фактора «Участие в общеуниверситетских мероприятиях» для выбора вуза
студентом
В качестве дальнейших направлений развития воспитательной работы в Университете, по мнению респондентов, необходимо усилить патриотическое (5,8%), спортивное (18,6%), научное направления (10,5%), а также волонтёрство (15,1%) и работу с талантливой молодёжью (39,5%).
Проведенное исследование показало, что дальнейшая эволюция Российского общества неразрывно связана с полноправным вхождением в Европейское политическое и экономическое пространство, которое развивается по направлению все большей дифференциации и специализации профессиональной деятельности. Эти социальные аспекты оказывают значительное влияние на профессиональное самоопределение студентов, поскольку новая культурная эпоха предъявляет новые требования к «профессионалу», меняется как характеристики профессионализма современного работника, так и сама сфера труда. Высокая значимость жизненных ценностей для студентов как субъектов профессионального самоопределения обеспечивает сбалансированность ценностей прагматической и гуманистической направленности.
Наиболее значимыми социально-ценностными детерминантами для современных студентов являются имидж выбираемого ими вуза: большая вероятность дальнейшего трудоустройства, престижность профессии, широкий спектр возможностей во внеурочной деятельности, перспектива продолжения образования в магистратуре и аспирантуре, высокий уровень социальной успешности в профессиональных межличностных отношениях и наличие возможности проявить себя на уровне института, университета.
Выводы. На основании анализа результатов анкетирования и статистических данных автор приходит к выводу о необходимости более активного использования потенциала образовательной среды в реализации имиджевой стратегии вуза. Полученные результаты могут быть актуальны при разработке стратегии продвижения вуза на основе концепции социально-этического маркетинга [1; 2; 3; 4; 5; 6].
Литература:
1. Донина И.А. Рыночно-ориентированное управление современной общеобразовательной организации как фактор ее успешности / И.А. Донина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 12-14.
2. Донина И.А. Особенности управления развитием современного образовательного учреждения в условиях рынка / И.А. Донина // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. С. 196.
3. Донина И.А Проблема оценки эффективности деятельности современной общеобразовательной организации: социальный и экономический аспекты / И.А. Донина // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2013. № 74-2. С. 19-22.
4. Донина И.А Проблема оценки эффективности деятельности современной общеобразовательной организации: социальный и экономический аспекты / И.А. Донина // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2013. № 74-2. С. 19-22.
5. Донина И.А., Протасова Н.В. Маркетинговая стратегия в управлении современной общеобразовательной организацией/ И.А. Донина // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 64-66.
6. Донина И.А., Ширина Т.Г. Маркетинговая компетентность как критерий профессионализма в сфере образования / И.А. Донина // Фундаментальные исследования. 2014. № 5-4. С. 844-848.
7. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов — Минск:1998. - 896 с.
8. Яруллина Л.Р. Профессиональное и личностное самоопределение как поиск смысла в выбираемой профессии // Вестник ТИСБИ. 2004. - №2. С. 20-31.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и информационных технологий Нурмагомедова Наниш Халидшаевна
Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры информатики и информационных технологий Муртузалиева Асият Салимхановна
Дагестанский государственный педагогический университет(г. Махачкала)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
Аннотация. В статье изучены современные требования к профессиональной подготовке будущего учителя информатики и выявлено место в ней основ педагогического мастерства, а именно: умение воздействовать на ученическую и родительскую аудиторию, уметь содействовать формированию мировоззрения своих учеников, представить им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство порядочности и справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя, в свои слова.
Ключевые слова: будущий учитель информатики, профессиональная подготовка, педагогическое мастерство, педагог-мастер.
Annotation. In the article the modern requirements to the professional training of the future teacher of computer science are studied and the place in it of the foundations of pedagogical skill is revealed, namely: the ability to influence the student and parental audience, to be able to contribute to the formation of the outlook of their pupils, to present them with a scientific picture of the world, sense of decency and justice, make them literate and make them believe in themselves, in their words.
Keywords: future teacher of informatics, vocational training, pedagogical skill, teacher-master.
Введение. На сегодняшний день мы можем наблюдать сложный переход общества от индустриального к информационному типу, сопровождающийся изменениями содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки школьников и всей системы высшей педагогической подготовки. Информатизация всех сторон общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к высшему педагогическому образованию, где учитель информатики стоит перед необходимостью систематического совершенствования всех сторон процесса обучения, самовоспитания и самообразования. Наряду с этим, значительно возрастают требования к качеству профессиональной подготовки будущего учителя информатики и овладению ими основами педагогического мастерства. Меняются приоритеты и акценты педагогического мастерства учителя, ориентированного на высший уровень педагогической деятельности, который проявляется в том, что в отведенное время педагог должен достигать оптимальных результатов, синтезировать научные знания, умения и навыки методического искусства и профессионально-личностных качеств, осваивать новые виды профессиональной деятельности и, как следствие, быть успешным в профессии и в жизни.
Формулировка цели статьи. Целью научного исследования является изучение современных требований к профессиональной подготовке будущего учителя информатики и место в ней основ педагогического мастерства.
Изложение основного материала статьи. Со стороны государства и родительской общественности всегда предъявлялись и предъявляются повышенные требования к учителю, желая видеть его идеального, свободного от недостатков. Еще в первой половине XVII века были сформулированы четкие требования к педагогу, которые актуальны и для современного педагога. А.Н.Джуринский пишет, что «Ян Амос Коменский в главном назначении учителя видит его высокую нравственность, любовь к детям, знания, трудолюбие и другие качества, которые должны стать образцом для подражания со стороны учеников» [4; С. 44-47]. Другими словами, по мнению Яна Амоса Коменского, педагог должен стать образцом простоты, как в пище, так и в одежде, быть скромным и благонравным в поведении. Великий педагог Я.А. Коменский также требовал от педагога, быть приветливым, ласковым, заботиться о своих учениках, учить их нужно легко и радостно. С профессией педагога, отмечает А.Н.Джуринский, абсолютно несовместимы лень и пассивность. Таким же требовательным к профессии учителя был великий русский педагог К.Д. Ушинский, предъявляя к педагогам достаточно высокие требования, ставя на первое место - знания, убеждение в правильности собственных действий и внимательное отношение к ученикам.
Педагогическая деятельность учителя сложна, многообразна, часто вызывает трудности, но приносит и бесконечное удовлетворение. Профессия педагога развивает многие таланты и дарования, к которым относится педагогическое мастерство, которое требует постоянного совершенствования. Вместе с тем, ученые и практики отмечают, что педагогом мастером родиться нельзя, им можно стать в процессе педагогической деятельности, ценою кропотливого ежедневного труда.
Проблема формирования педагогического мастерства связано также с обновлением современной школы и системы воспитания, в целом, поэтому в зависимости от того, какую позицию займет учитель, от его отношения к педагогическому труду, его внутреннего состояния и внешнего облика во многом зависит качество общего образования. Воспитание, формирование и развитие личности студента, который займет достойное место в жизни, составляет сущностную потребность и внутренний критерий профессиональной самореализации в ходе ее социализации, определяет содержание его педагогического мастерства и профессионального сознания. К проблеме педагогического мастерства в разное время обращались известные педагоги и просветители, многие из которых отмечали роль грамотно проводимой социализации в рамках вуза с привлечением родительской общественности [1; С. 100-102].
Утверждение и ознакомление с профессиограммой учителя - путь к пониманию того, что нужно делать, чтобы овладеть студентам основами педагогического мастерства. Профессиограмма позволяет смоделировать результат овладения студентами основами педагогического мастерства и определенными качествами, который существует идеально, но должен быть усвоен студентами в процессе обучения в вузе и продолжен в процессе осуществления профессиональной деятельности в школе на послевузовском этапе. Как система требований к специалисту, профессиограмма дает возможность подобрать конкретные техники,