Научная статья на тему 'О повышении роли вуза в социальном самоопределении студентов'

О повышении роли вуза в социальном самоопределении студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ТРАНСФОРМИРУЮЩЕЕСЯ ОБЩЕСТВО / РЫНОК ТРУДА / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / РОЛЬ ВУЗА В САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТУДЕНТОВ / SOCIO-PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / TRANSFORMING SOCIETY / LABOR MARKET / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / UNIVERSITY'S ROLE IN THE SELF-DETERMINATION OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заруба Наталья Андреевна

В статье представлено понимание актуальности повышения роли вуза в социально-профессиональном самоопределении студентов вуза в условиях трансформирующегося российского общества. На основе анализа противоречий, вызванных изменением социально-экономического строя в России в 90-х гг. ХХ в., выявлены проблемы рынка труда и образовательных услуг в решении социально-профессионального самоопределения студентов вуза, обозначены основные направления их решения применительно к повышению роли образовательного учреждения, осуществляющего подготовку специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заруба Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENHANCING THE ROLE OF UNIVERSITY IN STUDENTS'' SOCIAL SELF-DETERMINATION

The article presents the relevance of understanding the necessity of enhancing the role of a university in the students’ socioprofessional self-determination in the conditions of a transforming Russian society. Based on the analysis of contradictions, caused by changes in the socio-economic system in Russia in the 90s of 20th century, the author reveals the problems of the labor market and the education market in the solution of students’ socio-professional self-determination and identifies the main directions of their decision in relation to an increase in the role of an educational institution conducting professional training.

Текст научной работы на тему «О повышении роли вуза в социальном самоопределении студентов»

ным стандартам и позволяют подготовить слушателей к выполнению нескольких трудовых функций.

Реализация программы подготовки управленческих кадров основана на механизме взаимодействия образовательных учреждений с направляющими на обучение организациями и органами государственной власти. Целью такого взаимодействия является совместный результат, разделяемый всеми заинтересованными сторонами. Соответственно, каждая сторона берет на себя ответственность по осуществлению особой роли.

Сетевое взаимодействие, рассматриваемое нами как один из ключевых процессов компетентностной подготовки слушателей в рамках Президентской программы, позволяет решить следующие задачи: актуализировать стандарт компетентности; согласовать процессы развития компетентности в части результатов; разработать систему оценки компетенций; проводить мониторинг реализации разработанных слушателями проектов и степень их карьерного роста.

Сферой ответственности образовательного учреждения является оценка компетентности слушателей Президентской программы. Результаты освоения программы можно раз-

делить на итоговые (приобретение квалификации, овладение видом профессиональной деятельности, т. е. формирование новых или совершенствование имеющихся компетенций) и промежуточные (освоение умений и знаний).

Оценка, как правило, осуществляется в несколько этапов: любая профессиональная деятельность представляет собой сложный процесс, и оценить профессиональную квалификацию избирательно и за короткий период достаточно сложно. Следовательно, направляющие на обучение организации должны четко формулировать свои запросы, согласовывать процессы развития компетентности в части результатов.

Объективность оценки профессиональной квалификации слушателей может быть достигнута за счет ее проведения на основании сформулированных показателей и критериев, значимых для качества выполнения профессиональной деятельности, а также стандартизации условий и процедуры оценки.

Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс]: приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608 н. URL: http://base. garant.ru/71202838.

удк/udc 378:37.013.78

Н. А. Заруба N. Zaruba

о повышении роли вуза в социальном самоопределении студентов

enhancing the role of university in students' social self-determination

В статье представлено понимание актуальности повышения роли вуза в социально-профессиональном самоопределении студентов вуза в условиях трансформирующегося российского общества. На основе анализа противоречий, вызванных изменением социально-экономического строя в России в 90-х гг. ХХ в., выявлены проблемы рынка труда и образовательных услуг в решении социально-профессионального самоопределения студентов вуза, обозначены основные направления их решения

применительно к повышению роли образовательного учреждения, осуществляющего подготовку специалистов.

The article presents the relevance of understanding the necessity of enhancing the role of a university in the students' socio-professional self-determination in the conditions of a transforming Russian society. Based on the analysis of contradictions, caused by changes in the socio-economic system in Russia in the 90s of 20th century, the author reveals the problems

of the labor market and the education market in the solution of students' socio-professional self-determination and identifies the main directions of their decision in relation to an increase in the role of an educational institution conducting professional training.

Ключевые слова: социально-профессиональное самоопределение, трансформирующееся общество, рынок труда, рынок образовательных услуг, роль вуза в самоопределении студентов.

Keywords: socio-professional self-determination, transforming society, labor market, market of educational services, university's role in the self-determination of students.

В условиях трансформирующегося российского общества обострилась проблема повышения роли вуза в социально-профессиональном самоопределении студентов, что обусловлено потребностями как российского рынка труда, так и рынка образовательных услуг, которые в силу затяжных процессов их реформирования создали угрозу не только экономике страны, но и в целом обществу. Эпоха наличия диплома о профессиональном образовании и при этом отсутствия самого профессионального образования растянулась на длительное время и породила в стране дефицит профессионалов. «Непрофессиональная» профессиональная сфера стала серьезным тормозом инновационного характера развития российского общества, и роль в этом многочисленных «псевдовузов» страны далеко не последняя.

Причины этого, прежде всего, в сломе существовавшей государственной системы социально-профессионального самоопределения студентов вуза, пришедшей в противоречие с новыми реалиями, а также несистемными действиями по формированию новой, адекватной принципиально иным, рыночным реалиям. Государство в этом вопросе переложило ответственность с себя на самого человека, в частности на студента вуза, но при этом и вуз остался в стороне по причине длительного в условиях постоянных реформ и перемен осмысления своей роли и места в новых обстоятельствах.

Со временем стало понятно, что кардинальные изменения в российской экономике и в обществе в целом, два десятилетия назад вызвавшие серьезные изменения как в структуре социальных слоев, так и профессиональных групп, потребовали не только иной роли государства в социально-профессиональном самоопределении человека в обществе,

но и всех его институтов. В первую очередь это касается социального института образования и его элементов, например вузов. Социальные институты государства, реализующие его политику и ориентирующиеся на его интересы, осуществлявшие в прежнее время четкое планирование социализации молодежи, интеграции ее в социальную сферу, подчеркивая ценность любой профессии, должны теперь ориентироваться на рынок, законы которого регулируются не государством, а им самим.

Воздействие рыночной экономики на социально-профессиональное самоопределение и социализацию молодежи и, прежде всего, студентов оказалось в современных условиях губительным.

Во-первых, резкий переход к рыночным отношениям в экономике разрушающе повлиял на сложившуюся государственную систему воздействия на социально-профессиональное самоопределение личности, что проявилось, прежде всего, в отказе от принципа всестороннего патернализма.

Во-вторых, безработица в российском обществе повлекла за собой, далеко не всегда желательную, частую смену профессии и вызвала такое явление, как вынужденная профессиональная мобильность специалиста.

В-третьих, принципиальные изменения как в социальной, так и в трудовой сфере породили реформы, которые затянулись не на одно десятилетие и принесли сокращение занятости в производственных сферах и общее падение уровня жизни населения. В стране сильно возрос спрос на профессии сферы финансовых, кредитных, торговых, посреднических, консультативных, информационных услуг

В первую очередь все это коснулось студентов вуза, которые в новых рыночных условиях вынуждены адаптироваться к возникшим изменениям, что вызвало у них необходимость принятия и усвоения новых социальных норм и ролевых требований. И роль вуза в том должна быть далеко не наблюдательной, показатель его работы по трудоустройству ко многому в этом плане обязывает.

Думается, что в этой новой ситуации вуз должен взять на себя не только роль координатора или консультанта, но и организатора социально-профессионального самоопределения студента. Необходимо специально готовить выпускников наших вузов к выбору своего места в социально-профессиональной сфере рыночных отношений не только средствами базовой профессиональной подготовки, но и специаль-

ной, носящей социально-психологический характер, с целью формирования новых моделей поведения и, прежде всего, такой модели, как субъект рынка труда. Это объясняется тем, что, попав в «стихию» российского рынка, как показывает современная практика, они вынуждены приспосабливаться к сложным условиям вхождения в общество, неся при этом большие социальные и профессиональные потери как для них самих, так и для общества в целом.

Проблемы самоопределения студента вуза в личностном, моральном и ценностном плане существенно влияют на адекватную оценку ими собственных профессиональных устремлений и способностей в процессе обучения. Кроме того, они влияют также на формирование у студентов понимания профессии как фактора их социальной мобильности и источника материального благополучия, как условия их социального статуса и места в российском обществе.

Это вызывает необходимость не просто научно и теоретически обосновать столь важную роль вуза в социально-профессиональном самоопределении, но и безотлагательно реализо-вывать уже «вчера» его новую роль, обусловленную рынком труда и потребностями общества. Для этого следует обратить внимание на тот факт, что важность и одновременно невозможность успешной реализации выпускникам вуза своих профессиональных предпочтений — это реальность, которая сложилась по ряду причин:

— во-первых, социально-профессиональное самоопределение студентов в современных условиях происходит слишком поздно по причине их запоздалого для рыночных условий этапа вхождения в рынок, так как в условиях вуза рыночный характер общественных отношений только декларируется, в лучшем случае теоретически моделируется и крайне редко реализуется в силу слабой связи вуза с реальной практикой;

— во-вторых, социально-профессиональное самоопределение студентов в современных условиях происходит без глубокого учета новых реалий по той причине, что рынок образовательных услуг слабо ориентирован на рынок труда в современном его понимании, поэтому имеет место оценка работы вуза только по критерию трудоустройства выпускников;

— в-третьих, социально-профессиональное самоопределение студентов в современных условиях характеризуется как вынужденное, а не желаемое и сознательное в силу того, что и выбор вуза, профессии и места работы не зависит от профессиональных предпочте-

ний, индивидуальных особенностей и личностных свойств, а только от наличия самих этих возможностей.

В результате отсутствия возможности сознательного и целенаправленного выбора профессии и места работы большей части студентов, выпускников вуза не удается избежать экономических, производственных и финансовых потерь. Эти потери не только существенно влияют на их жизненные планы, но и сопряжены с различного рода трагедиями и опасностями, приводящими к социальным деформациям и девиантному поведению как в организации, так и в обществе.

Следовательно, проблема повышения роли вуза в социально-профессиональном самоопределении студентов обусловлена как социально-экономическими переменами, произошедшими в российском обществе, так и потребностями самого общества, испытывающего дефицит профессионалов.

Проблемы социально-профессионального самоопределения студентов вуза на современном этапе развития российского общества и пути их решения основываются на многочисленных научных положениях:

— социально-профессиональное самоопределение личности как фактор жизненного успеха человека (Л. Л. Азой, М. Н. Руткевич и др.);

— профессиональное самоопределение как основной аспект социального самоопределения и ведущий детерминант жизненного пути (А. Н. Данилов, Т. Н. Петрова, Ю. А. Чеботарев и др.);

— педагогическое управление самоопределением, преодоление его стихийности, контроль социальных институтов — важнейшие стороны социально-профессионального самоопределения студентов вуза (А. В. Мудрик, П. А. Шавира, С. Н. Чистякова и др.).

Они существенно способствуют осмыслению современной роли вуза в решении проблемы социально-профессионального самоопределения студента вуз. Однако следует, во-первых, подчеркнуть доминирующую роль общей теории личности, которая рассматривает самоопределение как поиск социальных ролей и собственного места в системе социальных отношений.

Такой подход позволяет определить приоритет социального самоопределения над профессиональным элементом в составе социально-профессионального самоопределения, а также моделировать будущий социальный статус студента вуза на основе его внутренней

активности с учетом созданных в вузе условий, прежде всего в вопросах профессионального самоопределения. Однако важно понимать также, что социальное и профессиональное самоопределение студента вуза — это взаимопроникающие и взаимообусловленные процессы, это две части единого целого как в теории данной проблемы, так и на практике. Обучение студента на том или ином направлении обучения в вузе не является свидетельством завершившегося его профессионального самоопределения — это во-первых, а во-вторых — сам выбор в условиях современного рынка образовательных услуг — это, как правило, выбор, далеко не адекватный индивидуальным особенностям студента, его интересам и профессиональным предпочтениям, а, скорее, выбор на основе возможностей его семьи: финансовых, статусных, профессиональных, социальных, образовательных и др.

При переходе к рыночным отношениям выпускники школ стихийно ориентируются в условиях резко суженного выбора образовательно-профессиональных планов, что в дальнейшем оказывает негативное влияние на оптимизацию их профессионального самоопределения и в конечном счете отрицательно воздействует на функционирование социально-экономической структуры российского общества. Следовательно, проблема социально-профессионального самоопределения студента вуза становится еще сложнее, это делает ее остро актуальной для образовательных учреждений, занимающихся профессиональной подготовкой. Необходимо подчеркнуть, что повышение роли вуза в социально-профессиональном самоопределении студента вуза является проблемой государственного и общественного уровней, что требует соответствующего отношения к ее решению.

Определение потенциальных возможностей вуза можно представить в виде ряда ключевых моментов, опираясь на которые следует осуществить поиск основных направлений повышения роли вуза, к ним, думается, можно отнести:

• учет того, что профессия рассматривается выпускниками вуза как средство социальной мобильности, успешности, а профессиональная деятельность, в свою очередь, как способ достижения престижной социальной «ступени» в обществе;

• понимание того, что реальной моделью поведения выпускников вуза с целью воплощения собственных жизненных планов в современных реалиях российского общества является конкурентоспособность в рыночных условиях;

• осознание того, что воздействие высшей школы как социального института в социально-профессиональном самоопределении студента носит решающий и определяющий характер, так как именно вузы оказывают существенное влияние на становление молодого специалиста;

• принятие того обстоятельства, что безработица в России затрагивает прогрессивные группы специалистов с высоким уровнем профессиональной квалификации, каковыми являются, в том числе, и выпускники вузов, в то время как она должна выполнять функцию обновления социально-профессиональной структуры общества и отбраковки отмирающих профессиональных групп и пр.

Нельзя не учитывать при этом сложившиеся в науке позиции. Так, в 70-е гг. XX в. в отечественной социологии сформировался подход, в соответствии с которым главными считались следующие группы функций высшей школы: профессионально-экономические, социальные и гуманистические, а в 90-е гг. приоритетными стали социально-дифференцирующая и социально-селективная функции. Произошла дисгармония в реализации функций вуза, что свидетельствует о серьезных изъянах в системе «государство — общество — образование — личность», а значит, все это находит отражение в роли вуза в социально-профессиональном самоопределении студента. Безусловно, рынок труда и новый для России рынок образовательных услуг, связанный с функционированием рынка труда, с законами которого выпускники вуза неизбежно сталкиваются сразу после окончания вуза, а иногда даже уже во время обучения, оказывают огромное влияние на процесс их социально-профессионального самоопределения. Рынок труда служит механизмом как функционирования института профессии, так и его связи с институтом профессионального образования, причем российская безработица затрагивает вполне профессионально-прогрессивные группы с высоким уровнем профессиональной квалификации, то есть выпускников вуза. Образовательная структура безработных свидетельствует о том, что угроза остаться без работы касается наиболее образованных слоев населения России, к которым, безусловно, относятся выпускники вузов [1]. С одной стороны, выпускники с высшим, а не средним, образованием имеют больше шансов на получение определенных привилегий на рынке труда. Но это разделение не является окончательным. В него вклиниваются рыночные явления, которые вузы должны обязательно учитывать, реализуя функ-

цию социально-профессионального самоопределения. Речь идет о том, что в условиях быстро трансформирующегося общества и в соответствии с запросами рынка труда происходит смена приоритетов престижности и «доходности» ряда профессий (специальностей) и приоритетов в рамках специальностей квалифицированного и высококвалифицированного труда. Это оказывает очень заметное воздействие на соотношение между спросом и предложением, что значительно усиливает конкуренцию на рынке труда и негативно влияет на трудоустройство выпускников вуза. Иными словами, предложения выпускников вуза по трудоустройству значительно превышают спрос рынка труда, причем данная тенденция характерна как для государственного, так и частного сектора экономики.

Исследователи разрабатывают иные формы системы образования (В. А. Кан-Калик, А. Ю. Смоленцева и др.), механизмы взаимодействия вузов и предприятий (Т. Н. Кухтевич, Н. А. Мачикина и др.), технологии воздействия на профессиональное самоопределение студентов (Н. Д. Скосырева, Н. С. Ширшина и др.), методы профессиональной ориентации и др.

Практика социально-профессионального самоопределения в вузе на всех его этапах остается неизменной, несмотря на то, что существенно изменился рынок труда и появился рынок образовательных услуг, которые диктуют новые правила игры. Если сказать еще точнее, то эти проблемы не заняли своего места в деятельности вузов, а их выпускники не способны оценить реально перспективы своего трудоустройства. Получены результаты исследований, которые это подтверждают [1; 2].

Так, наиболее адекватно включенные в условия меняющейся России прогрессивные, продвинутые студенты (мобильная инновационная группа) являются самой малочисленной группой. Группа студентов, которая пошагово реализует свой потенциал, избегая рисков и неопределенности (стабильно традиционная группа), тоже не значительная; примерно такой же является группа студентов, у которых отмечаются черты и инновационных, и традиционных стратегий поведения в социально-профессиональном самоопределении (догоняющие). Самой многочисленной является группа выпускников вуза, для которых характерны «вынужденные» практики (догоняющие или отстающие, бегущие, идущие) вследствие крайней ограниченности доступа к значимым ресурсам (материальным и социальным) [1].

Ведущим положением для определения новой роли вуза в социально-профессиональном самоопределении выпускников является необходимость перезагрузки научных подходов, то есть отказ от устаревших концепций и опора на инновационные позиции, которые учитывают особенности перманентных перемен и трансформационных процессов в обществе. Речь идет о гибких подходах (ситуационный, адаптивный, синергетический и др.) к воздействию вуза на социально-профессиональное самоопределение студента.

Интерес представляют технологии, эффективно работающие в новых социально-политических и экономических реалиях. Суть этих технологий сводится к пониманию, что современный выпускник вуза самоутверждается через рынок в экономике, для него важно вписаться в него.

Вуз должен подготовить выпускника к рынку как специалиста. Это должно осуществляться в процессе его обучения, начиная с самого первого этапа социально-профессионального самоопределения, адаптации к выбранному направлению обучения и к условиям обучения (1-2-й курсы). К сожалению, в настоящее время эта стадия практически сведена к нулю, как и другие, например последняя, на которой решается вопрос о специализации в рамках выбранной профессии или о конкретном месте работы.

Третий курс обучения в вузе (переходный] с точки зрения социально-профессионального самоопределения в вузе — это период завершения адаптации, когда актуализируются профессиональные интересы и перспективные планы студента, период выбора будущей работы на основе изучения и осмысления уровня сформированных конкурентных способностей личности студента. Выпускники осмысливают свой выбор, но важно, что уже не с точки зрения соответствия специальности личным интересам и склонностям, а с точки зрения востребованности на рынке труда.

К сожалению, приходится констатировать, что в поиске работы выпускники вуза используют изучение ситуации на рынке труда через СМИ, специализированные организации по трудоустройству, непосредственного обращения к работодателю, родственников, друзей, знакомых. Но они не отмечают такие ресурсы, как практика во время обучения в вузе, базовые предприятия, базовые кафедры и другие формы, способные создать условия для выработки модели поведения выпускника вуза в условиях рынка труда. Думается, что в основе такой модели

должны быть способности к конкуренции, особенности личности студента, позволяющие ему быть успешным в рыночной экономике. Студенты должны овладеть способами трудоустройства с учетом таких проявлений современного рынка труда, как государственный протекционизм, система переквалификации и переподготовки и др. Анализ рынка образовательных услуг показывает, что в условиях современного рынка труда равный старт не является гарантией равных возможностей молодых специалистов.

Важное место начинают занимать стилевые стратегии выпускника вуза в условиях активной трансформации социально-экономического и нормативного пространства, они принимают сегодня особое значение, а формирование их — это задача каждого педагога на учебном и внеучебном занятиях. Современная установка студента вуза на труд с мотивационной доминантой «материального фактора» в структуре трудовых ценностей молодых людей, вступающих на рынок труда после профессиональной подготовки и обучения в вузе, является выражением новой трудовой морали, которая также требует особого профессионально-педагогического мастерства преподавателей вуза. Стратегия студента вуза в процессе социально-профессионального самоопределения при выборе профессии и при трудоустройстве заключается как в стремлении достичь конкурентоспособного уровня, способствующего успешному включению в ры-

нок труда и обеспечивающего устойчивое положение на нем, так и в потребности удовлетворить собственные материальные запросы, сформировавшиеся на основании современ-ныхпотребительских стандартов.

Таким образом, период обучения в современном вузе для студента должен стать периодом подготовки будущего специалиста к успешному вхождению в рынок труда в новых социально-экономических условиях, периодом социально-профессионального самоопределения и последующего успешного интегрирования личности в систему профессиональных и общественных отношений. Он характеризуется освоением не только системы основных ценностных и сущностных представлений о профессиональном образовании, ключевых профессиональных компетенций, но и развитием таких профессионально важных качеств личности, как способность и готовность к честной и добросовестной конкуренции, умение осуществлять выбор и принимать решения в условиях рыночной экономики российского общества.

1. Омельченко Е. Л. Стилевые стратегии занятости и их особенности // Социс. 2012. № 11. С. 38-39.

2. Заруба Н. А. Педагогическое руководство профессиональным самоопределением старшеклассников в условиях профильного обучения : дис. ... канд. пед. наук. М., 1995.

3. Фаруджа К. Возможности трудоустройства как фактор студенческой мобильности // Международное высшее образование. 2016. № 85. С. 16-18.

удк/udc 331.5-056.2

Л. Г. Рыбалкина L. Rybalkina

содействие профессиональному развитию

и трудоустройству студентов, выпускников — инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути решения

professional development and employment assistance of disabled students and graduates: problems and solutions

В статье автор представляет региональный опыт содействия трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья Сибирского государственного индустриального университета.

In the article the author presents regional experience of employment assistance of Siberian State Industrial University graduates with disabilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.