Научная статья на тему 'Искусство педагогики'

Искусство педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1093
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / ИСКУССТВО ПЕДАГОГИКИ / THE ART OF PEDAGOGY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / PROFESSIONAL TEACHER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глузман Александр Владимирович, Горбунова Наталья Владимировна

В статье раскрывается сущность феномена «искусство педагогики». На основе анализа работ великих педагогов-классиков и современности авторы прослеживают онтологию подходов и принципов подготовки педагогов в историческом развитии. Охарактеризованы требования к современному учителю, обусловленные социальным заказом общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art of Pedagogy

The article deals with an actual problem of the essence of the phenomenon «the art of pedagogy». On the bases of analyses of the works by classic and contemporary scientists, the author traces the ontology of approaches and principles of teacher training in the historical development. The requirements to modern teachers arising by the social order are characterized.

Текст научной работы на тему «Искусство педагогики»

А.В. Глузман, Н.В. Горбунова

УДК 37.013.76

ИСКУССТВО ПЕДАГОГИКИ

' современном мире часты размышления о том, что же собой представляет такой феномен, как педагогика. Что это? Наука или искусство? Общепринято считать, что педагогика - это наука о законах воспитания и образования человека, поскольку она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Современная педагогика занимает особое место в системе наук о человеке. Древние греки трактовали педагогику как искусство воспитания.

Человек, который занимается наукой «педагогика», - педагог. Кто же такой педагог? В Древней Греции педагогом называли раба, ведущего ребенка в школу. Означает ли это, что педагога можно рассматривать как раба педагогической системы, ЗУНов, ЕГЭ, методов, технологий, аттестаций, квалификаций, администраций, программ и т.д. и т.п.? Конечно же, нет.

Педагог - это не просто профессия, это призвание. Будущее страны определяется уровнем образованности ее народа, а ведущая роль в получении образования принадлежит учителю. Через деятельность учителя реализуется политика государства, направленная на укрепление интеллектуального, духовного и культурного потенциала его граждан, развитие отечественной науки и техники, сохранение и приумножение культурного наследия народа, воспитание подрастающего поколения, способного к сознательному выбору.

Качество учебно-воспитательного процесса, его результаты во многом зависят от учителя, его теоретической подготовки, педагогического и методического мастерства. Педагог-профессионал постоянно стремится к повышению своего профессионального уровня, учится у старших и опытных коллег, повы-

шает собственный уровень педагогического мастерства, обеспечивает поддержку духа творчества.

На основе анализа достижений педагогической теории и практики определены предпосылки формирования образа учителя-профессионала в современной системе образования. Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.

Проблема профессионального становления учителя актуальна в истории развития педагогической мысли. Еще Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях» особую роль отводил родителям как учителям своего ребенка [13, с. 63-72].

Одним из первых в истории педагогики требования к учителю выразил римский педагог-оратор Марк Фабий Квинтилиан. Он отмечал, что учитель, прежде всего, должен вызвать в себе отцовские чувства к своим ученикам; быть простым в преподавании, терпеливым в работе, более усердным, чем требовательным. Учитель должен охотно отвечать тем, кто спрашивает, и заставлять отвечать молчаливых. Квинтилиан отмечал, что учитель должен быть основательно подготовлен, поэтому решительно отвергал мнение, что для обучения детей младшего возраста пригоден менее способный и подготовленный учитель, чем для детей старшего возраста. Если начальное обучение поручить плохому учителю, то в будущем будет трудно исправлять его ошибки. Мыслитель считает, что детским головам вредит чрезмерная требовательность учителя, поскольку от нее рождается робость, неверие и, наконец, отвращение к учебе. Среди его требований к учителю можно выделить образованность, любовь к детям, осторожный и внимательный

подход к ним, изучение ребенка, сдержанность, разумный подход к наградам и наказаниям [7, с. 96-112].

Выдающийся французский мыслитель эпохи Возрождения Мишель Монтень выдвигал ряд требований к учителю: «Если учителя <...> просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, но отличаются и по своему объему, и по своему характеру, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания. Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но смысл и самую суть его, и судит о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это.» [11, с. 161-376].

О роли учителя в обучении и воспитании детей писал известный чешский педагог-демократ, основоположник дидактики - Ян Амос Коменский. Раскрывая цель, принципы, методы обучения и воспитания детей, он уделил большое внимание личности учителя, его роли в учебно-воспитательной работе школы.

Принцип «учить интенсивно, чтобы ни у учеников, ни у учителей не было перегрузки или скуки, чтобы обучение происходило с большим удовольствием для обеих сторон», по мнению Я. А. Коменского, выдвигает особые требования к учителю. Ему, создателю будущего, необходимо много знать и уметь; владеть искусством обучения и воспитания; знать, почему, когда и как необходимо проявлять умение использования искусства строгости; необходимо возбуждать в детях горячее желание познания и обучения, а это возможно, если учитель будет привлекать их своими манерами и словами, родительским отношением, если он будет честным и трудолюбивым [9].

20/6-

Высказывания об учителях находим в трудах Д. Дидро: «Каких качеств мы должны желать хорошему учителю? Глубокого знакомства с предметом, который он будет преподавать, честной и чувствительной души. Я требую от учителя только добрых нравов, так же как я потребовал бы их от каждого гражданина; только такой просвещенности, какая потребна для преподавания в школе, и хоть немного терпения, которое у него, несомненно, найдется, если он вспомнит, что и сам был когда-то неучем...» [5, с. 275-371].

По мнению И. Гербарта «Большинство тех, кто занимается воспитанием, совершенно не постарались о том, чтобы выработать себе круг собственных воззрений в этой области. Он складывается у них постепенно из их собственных особенностей и из индивидуальности и окружения питомца. Если они отличаются изобретательностью, то они пользуются всем, что им попадается, чтобы подготовить возбуждения и занятия для предмета своего попечения; если же они отличаются осторожностью, то они отделяют то, что может повредить здоровью, добродушию и манерам...» [4, с. 148-160, 168-179].

А. Дистервег сформулировал систему дидактических правил, изложенных в «Руководстве к образованию немецких учителей» (1835), популяризировал профессию учителя и признавал, что именно педагог играет решающую роль в воспитании и обучении детей. «Идея, которой служит учитель, состоит в насаждении нравственности в роде человеческом. Ей отдается он всей душой, она владеет им безраздельно. Она не засела в его голову как надуманный принцип, но перешла ему в плоть и кровь. Не он ею владеет, а она им. Он - учитель по призванию; его нельзя представить себе не кем иным, как учителем. Преподавание обратилось в его жизнь, в его пищу; оно нераздельно связано с ним. И не чудо, если учительское дело становится у него свободным искусством, и он на всех своих учеников накладывает печать своего духа! Как он находит свое счастье в обучении, так можно считать счастливцами тех, кто у него учится» [6, с. 136-203].

Любовь учителя к предмету, владение методикой преподавания, умение вызвать у ученика радостное осознание знания и умения, желание учиться - вот основа успешной работы учителя, считал А. Дистервег. Но эти положения, по его мнению, вступят в силу только при условии систематического самообразования, совершенствования в своей специальности, систематического изучения педагогики и методики. Он считал, что образование никогда и нигде не будет чем-то завершенным, оно находится в состоянии становления и изменений, реализуется в деятельности и совершенствовании. Процесс обучения других для самого учителя, утверждал А. Дистервег, является школой самообразования. Поэтому учитель должен постоянно работать над расширением своего кругозора: общего - как человек и гражданин, специального - как учитель. А. Дистервег утверждал: «Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и обучать других тот, кто сам не обладает должным уровнем развития, воспитания и обучения» [6, с. 198].

Работая попечителем Одесского и Киевского учебных округов, Н. Н. Пирогов лаконично формулирует требования к учителю: «Каждый учитель должен иметь достаточную общую и специальную подготовку. Он должен стоять как можно выше в нравственном и общекультурном отношении. Учитель должен стремиться к совершенствованию педагогического мастерства. Какую бы систему не выбрали, и как бы умело не был составлен устав, какими бы хорошими ни были инструкции и программы, все-таки весь успех дела будет зависеть от личности» [12, с. 80].

Весомый вклад в решение проблемы подготовки учителя внес выдающийся отечественный педагог К. Д. Ушинский, который подчеркивал социальную и нравственную роль учителя, одновременно называя его воспитателем. Высоко оценивая деятельность учителя в обществе, он писал: «Воспитатель, который стоит на одном уровне с современным воспитанием, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющего-

ся с невежеством и пороками человечества, является посредником между всем, что было благородного и высоко морального в прошлой истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину. Он чувствовал себя живым звеном между прошлым и будущим» [18, с. 192].

К. Д. Ушинский подчеркивал, что воспитатель должен обладать широким кругом знаний по анатомии, физиологии, философии, экономике и другим наукам, а главное -знать ребенка во всех отношениях. Эти знания педагог назвал человековедением.

В педагогическом труде Л. Н. Толстого «Общие замечания для учителя» содержится тезис о том, что совершенным делает учителя сочетание любви к детям с профессиональными знаниями и увлеченностью педагогической деятельностью. «Для того чтобы, несмотря на это всегдашнее недовольство собою, иметь сознание приносимой пользы, нужно иметь одно качество. Это же качество восполняет и всякое искусство учительское и всякое приготовление, ибо с этим качеством учитель легко приобретет недостающее знание. Если учитель во время трехчасового урока не чувствовал ни минуты скуки, он имеет это качество. Качество это есть любовь. Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель» [17, с. 53].

По мнению Л. Н. Толстого, настоящий учитель должен помочь ответить ребенку на следующие главные вопросы жизни: «Что я такое, и каково мое отношение к бесконечному миру?» и «Что я должен считать при всех возможных условиях хорошим, и что я должен считать при всех возможных условиях дурным?», «Как жить, чтобы быть счастливым?» [17, с. 58].

П. П. Блонский утверждал, что учителя должны быть воспитанными и глубоко обра-

зованными людьми, непрерывно совершенствуя свои знания и мастерство, быть интересными личностями, которые любят жизнь. Чтобы стать такими учителями, считал он, студентам еще в вузе следует принимать активное участие в педагогической работе и общественной жизни. П. П. Блонский также призвал к органичному единству теоретической и практической подготовки, тесной связи педагогической теории со школьной практикой и реализовал эти требования в своей практической деятельности в качестве руководителя и преподавателя Академии социального воспитания. Он утверждал, что практикой обучения можно овладеть только на практике; педагогику невозможно изучить только лекциями и книгами, а важным условием формирования практических умений и навыков в стенах педагогического вуза является практика [1].

Значительный вклад в разработку проблем подготовки учителя внес А. С. Макаренко. Он подчеркивал роль педагогического мастерства в деятельности учителя, указывал пути овладения им и считал, что необходимо глубоко овладеть педагогической теорией -«наиболее сложной, диалектической, подвижной наукой», а также технологией педагогического процесса, педагогической техникой [10, с. 101].

Педагогическое мастерство, по мнению А. С. Макаренко, - это не особое искусство, требующее таланта, а специальность, которой надо учиться. Он указывает пути формирования педагогического мастерства, которые остаются актуальными и сегодня: развитие внимания учителя, умение читать лица воспитанников, их жесты, внутреннее состояние; формирование умения управлять своим лицом, поведением, жестами; формирование языковой техники, постановка голоса; развитие эмоционально-волевых качеств и коммуникативных умений; актерская подготовка, умение играть в детском коллективе, разыгрывать педагогический гнев, идти на педагогически целесообразный риск; подготовка к преодолению сопротивления воспитанников воспитательным воздействиям; психоло-

20/6-

гическая подготовка, формирование исследовательских навыков будущего учителя [10, с. 99-104].

Идеи известных педагогов относительно задач, содержания и методов подготовки, личности учителя, его роли в воспитании подрастающего поколения получили широкое признание и распространение в педагогике 50-70-х гг. В. А. Сухомлинский подчеркивал необходимость глубокого знания науки, основы которой преподает учитель, творческого владения педагогикой и психологией, технологией и техникой педагогической работы, педагогической и языковой культурой. В. А. Сухо-млинский всегда показывал пример создания творческой лаборатории учителя, его обогащения из года в год. «По своей логике, с философской основой, с творческим характером, - утверждал ученый, - педагогическая работа невозможна без элемента исследования <...> Становится мастером педагогического труда быстрее тот, кто почувствовал в себе исследователя» [16, с. 248].

Таким образом, идеи выдающихся деятелей народного образования, известных педагогов о принципах и содержании подготовки учителя на разных исторических этапах развития общества имеют большое значение для теории и практики высшего педагогического образования. Обоснованные ими принципы связи обучения и воспитания будущих учителей с жизнью, единства теоретической и практической подготовки, сочетание учебной работы в вузе с самообразованием будущих учителей, подготовки их как к преподавательской, так и к воспитательной работе стали ведущими и получили дальнейшее развитие в теории и практике современной высшей педагогической школы.

Изменения, происходящие в стране, в обществе обусловили трансформацию требований, предъявляемых и к современному учителю: способность создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, в

полной мере реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить?», он должен научить учиться на протяжении всей жизни.

Выделим основные компетенции современного учителя: учиться вместе с учениками; планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций); мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции; «инсценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая учащихся в разные виды работы и деятельности с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов; занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев; выявлять склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность; владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею; владеть исследовательским мышлением и уметь организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею; использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их; осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий; вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и

критике; владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

К искусству учителя можно отнести также искусство создания инновационной педагогической инфраструктуры, которая будет охватывать:

- эстетику предметной среды, в которой обучающиеся смогут реализовать свои художественно-творческие способности (эстетика окружающей среды - картинные галереи, художественные мастерские; современный дизайн интерьеров);

- эстетику социально-педагогической среды (эстетика общения и жизнетворчества, красота межличностных отношений, господство педагогического оптимизма и веры, что каждый ребенок - в душе художник).

О. С. Булатова в учебном пособии «Искусство современного урока» [2] отмечает, что, поскольку художественное творчество и искусство является выражением эстетического отношения человека к действительности, в видах деятельности, связанных с искусством, можно увидеть потенциал ценностного отношения к миру. Искусство, отражающее мир и создающее его художественно-образную модель, помогает выработке духовно-ценностного отношения к окружающей среде.

Произведения искусства всех времен и народов напоминают о высоком предназначении человека, о его праве на счастье, на полное раскрытие собственных дарований. В повседневной жизни понятия добра, красоты и истины могут показаться слишком общими, абстрактными, далекими от ежедневных потребностей существования, но без них теряет смысл само существование. Кроме того, искусство как одна из форм познания действительности обеспечивает разностороннее влияние на сознание человека, то есть выступает источником духовного обогащения и формирования мировоззрения личности, осознания ею своего призвания. Процесс нравственно-эстетического познания искусства впитывает эмоционально-чувственную сферу, оценочную деятельность, осознание идеала. Искусство накапливает нравственный опыт поколений и благодаря своим специфическим качествам

помогает каждому человеку проявить собственную моральную позицию на уровне сознания через оценку своих поступков и качеств; а также формирует мотивы, ценностные ориентации через соотношение с моральными нормами и идеалами.

По мнению Л. Т. Левчук [19], в русле изучения воспитательных возможностей искусства важное место принадлежит проблеме художественного восприятия, выступающего как процесс отражения произведений искусства и результат активной духовной деятельности субъекта. Особенность такой деятельности заключается в формировании эстетических идеалов и вкусов, поэтому требует напряженной духовной работы и сотворчества. Искусство имеет особую значимость в процессе эстетического воспитания, потому что его произведения представляют чувственную образность, наглядность, яркость, выразительность. Специфической особенностью искусства является мышление в образах, условность, ассоциативность, метафоричность, что помогает ребенку почувствовать в себе творческое начало и творческий потенциал.

Известный психолог и философ С. Л. Рубинштейн [14], подчеркивая общественную значимость процесса творчества, рассматривал ее как деятельность в создании нового, оригинального, которое входит не только в историю развития создателя, но и в историю развития науки и искусства. В научной литературе «творчество» чаще всего определяется как процесс деятельности, следствием которого является создание качественно новых материальных и духовных ценностей, которые имеют общественную и личностную значимость. В то же время творчество - это способность человека создавать в окружающем мире новую реальность из имеющегося материала, которая удовлетворяет разнообразные общественные и личностные потребности. На протяжении всей истории своего существования человек воздействует на окружающую среду, формирует новую среду, в которой развивается цивилизация и природа.

Ученый-литературовед Г. Д. Клочек [8], говоря о характере творчества, как и о самом

20/6-

творческом процессе, отмечает, что они определяются многими факторами: потребностями и запросами общества, конкретными экономическими, политическими и идеологическими условиями определенного времени, психологическими особенностями человека, возможностями человеческого сознания, интеллектуальными способностями. Творческий процесс составляет сложный акт, связанный с напряжением всех духовных сил человека. Он требует интенсивной умственной деятельности и воображения, концентрации внимания, мобилизации всех знаний и навыков для решения поставленной задачи. В то же время в процессе творчества осуществляется переход от неизвестности к определению, накопление новых знаний, получение опыта.

Автор труда «Психология искусства» Л. С. Выготский [3] отмечал, что между процессами обучения и развития существует сложная взаимосвязь, то есть обучение обусловливает развитие. Творческие способности развиваются постепенно, но неравномерно. Начальной ступенью в их развитии является приспособление природных свойств требованиям деятельности, поэтому на первом этапе способности обладают подражательным характером, но чем раньше и отчетливее проявляются оригинальные элементы в процессе деятельности, тем больше оснований говорить о наличии творческих способностей. Второй этап развития творческих способностей характеризуется внедрением творческих элементов в учебно-воспитательную деятельность, а также созданием внутренних предпосылок для саморазвития, самовоспитания и самообучения в качестве основных составляющих творчества.

Автор учебного пособия «Педагогика: общая и художественная» А. П. Рудницкая [15] считает, что каждый вид искусства имеет свои особые средства гуманистического воздействия на личность. Литература воздействует через канал сознания могуществом языковых средств, с помощью этого она передает разнообразные переживания и жизненный опыт другого человека, мысли и чувства художественных образов, воспитывая те или иные личностные качества.

Итак, педагогика - это не только наука, это наука и искусство, а педагог - мастер и творец. В современной системе образования и в процессе подготовки педагога-мастера на первое место выступают не знания, а три важных составляющих: умение работать в команде, самостоятельно принимать решения, брать ответственность на себя.

АННОТАЦИЯ

В статье раскрывается сущность феномена «искусство педагогики». На основе анализа работ великих педагогов-классиков и современности авторы прослеживают онтологию подходов и принципов подготовки педагогов в историческом развитии. Охарактеризованы требования к современному учителю, обусловленные социальным заказом общества.

Ключевые слова: педагогика, искусство педагогики, профессиональная подготовка учителя.

SUMMARY

The article deals with an actual problem of the essence of the phenomenon «the art of pedagogy». On the bases of analyses of the works by classic and contemporary scientists, the author traces the ontology of approaches and principles of teacher training in the historical development. The requirements to modern teachers arising by the social order are characterized.

Key words. pedagogy, the art of pedagogy, professional teacher training.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блонский П. П. Мои воспоминания. -Москва, 1971. - 165 с.

2. Булатова О. С. Искусство современного урока. - М.: Академия, 2007. - 256 с.

3. Выготский Л. С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1968. -345 с.

4. Гербарт И. Ф. Избранные педагогические сочинения. - M.: Учпедгиз, 1940. - Т. 1.

5. Дидро Д. Собрание сочинений. - М.: ГИХЛ, 1947. - Т. 10.

6. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1956.

7. Квинтилиан М. О воспитании оратора // Глебовский В. А. Древние педагогические

писатели в биографиях и образах. - СПб., 1903.

8. Клочек Г. Д. Енерпя художнього слова: зб. Статей. - Юровоград: РВВ КДПУ 1м. В. Винниченка, 2007. - 447 с.

9. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1955.

10. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8-ми томах. - М., 1985. - Т. 5. -336 с.

11. Монтень М. Опыты. - М.-Л.: Издательство АН СССР, 1960.

12. Пирогов Н. И. Севастопольские письма и воспоминания. - М.: Издательство АН СССР, 1950. - 652 с.

13. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: в 3 томах. - М.: Издательство АН СССР, 1961.

14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1999. -720 с.

15. Рудницкая А. П. Педагогика: общая и художественная: учебное пособие. - М.: Учебная книга - Богдан, 2005. -360 с.

16. Сухомлинський В. О. Сто порад учителев! - К.: Радянська школа, 1988. -303 с.

17. Толстой Л. Н. Собрание сочинений в 22 томах. - М.: Художественная литература, 1985.

18. Ушинський К. Д. Людина як предмет виховання. Вибраш твори: В 2 т. - Т. 4.

19. Естетика [щдручник] / Л. Т. Левчук, Д. Ю. Кучерюк, В. I. Панченко. - К.: Вища школа, 1997.- 399 с.

Е. А. Алешников, Л. П. Алешникова

УДК 377.1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Люб

бой профессиональный опыт, сконцентрированный в определенной области, предполагает функцию его передачи, так как только таким путем возможен процесс преемственности поколений. Не исключением является передача профессионального опыта в сфере музыкального искусства и деятельности. Специфика профессии музыканта-педагога обусловлена, во-первых, особенностями функционирования специалиста в сфере музыкальной культуры, во-вторых, спецификой деятельности педагога [2].

Преподавательская деятельность в музыкально-исполнительских классах требует многих и разноуровневых компетенций, далеко выходящих за границы исполнительской технологии. В свое время Г. Г. Нейгауз писал: «Учитель игры на любом инструменте должен быть прежде всего учителем, то есть разъяснителем и толкователем музыки. Особенно это необходимо на низших ступенях развития учащегося: тут уже совершенно неизбежен комплексный метод преподавания, то есть учитель должен донести до ученика не только так называемое «содержание» произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и дать ему подробнейший анализ формы, структуры в целом и деталях, гармонии, мелодии, полифонии, фортепьянной фактуры, короче, он должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта и игры на фортепиано» [9, с. 196]. Выпускник профессионального музыкального учебного заведения должен быть готов к тому, о чем говорил Г. Г. Нейгауз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.