Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ / ВОЙСКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шиленин Денис Александрович, Иванов Дмитрий Владимирович, Солощенко Дмитрий Петрович

Постоянное совершенствование военно-профессионального образования требует изменений в профессиональной деятельности преподавателей военных институтов войск национальной гвардии. Цель данной статьи рассмотреть требования и особенности педагогической деятельности преподавателей в современных условиях. Задачей статьи является изучение опыта процесса формирования и путей развития педагогического мастерства преподавателей как профессиональной необходимости. При решении задач исследования рассмотрены понятие, периоды формирования и предложения по развитию педагогического мастерства преподавателей в военных институтов войск национальной гвардии. На основе проведенного исследования и анализа ключевых моментов, был сделан вывод, что основной путь развития педагогического мастерства является путь профессионального самосовершенствования, который достигается личными усилиями преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шиленин Денис Александрович, Иванов Дмитрий Владимирович, Солощенко Дмитрий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SKILLS TEACHERS OF MILITARY INSTITUTES OF THE NATIONAL GUARD TROOPS

Continuous improvement of military vocational education requires changes in the professional activities of teachers of military institutes of the National Guard troops. The purpose of this article is to consider the requirements and features of pedagogical activity of teachers in modern conditions. The objective of the article is to study the experience of the process of formation and ways of development of pedagogical skills of teachers as a professional necessity. While solving the research tasks, definitions, periods of formation and proposals for the development of pedagogical skills of teachers in military institutes of the National Guard troops are considered. Based on the conducted research and analysis of key points, it was concluded that the main way of developing pedagogical skills is the path of professional selfimprovement, which is achieved by the personal efforts of teachers.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ»

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

Денис Александрович Шиленин, преподаватель, Дмитрий Владимирович Иванов,

преподаватель, Дмитрий Петрович Солощенко, преподаватель, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации,

Санкт-Петербург

Аннотация

Постоянное совершенствование военно-профессионального образования требует изменений в профессиональной деятельности преподавателей военных институтов войск национальной гвардии. Цель данной статьи рассмотреть требования и особенности педагогической деятельности преподавателей в современных условиях. Задачей статьи является изучение опыта процесса формирования и путей развития педагогического мастерства преподавателей как профессиональной необходимости. При решении задач исследования рассмотрены понятие, периоды формирования и предложения по развитию педагогического мастерства преподавателей в военных институтов войск национальной гвардии. На основе проведенного исследования и анализа ключевых моментов, был сделан вывод, что основной путь развития педагогического мастерства является путь профессионального самосовершенствования, который достигается личными усилиями преподавателей.

Ключевые слова: военно-профессиональное образование, педагогическое мастерство, преподаватель, военный институт, войска национальной гвардии.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p443-447

PEDAGOGICAL SKILLS OF TEACHERS OF MILITARY INSTITUTES OF THE

NATIONAL GUARD TROOPS

Denis Alexandrovich Shilenin, the teacher, Dmitry Vladimirovich Ivanov, the teacher, Dmitry Petrovich Soloshchenko, the teacher, St. Petersburg military order of Zhukov institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, St. Petersburg

Abstract

Continuous improvement of military vocational education requires changes in the professional activities of teachers of military institutes of the National Guard troops. The purpose of this article is to consider the requirements and features of pedagogical activity of teachers in modern conditions. The objective of the article is to study the experience of the process of formation and ways of development of pedagogical skills of teachers as a professional necessity. While solving the research tasks, definitions, periods of formation and proposals for the development of pedagogical skills of teachers in military institutes of the National Guard troops are considered. Based on the conducted research and analysis of key points, it was concluded that the main way of developing pedagogical skills is the path of professional self-improvement, which is achieved by the personal efforts of teachers.

Keywords: military professional education, pedagogical skills, teacher, military institute, National Guard troops.

ВВЕДЕНИЕ

Современная система военно-профессионального образования предъявляет новые требования к подготовленности преподавателя в военных образовательных организациях высшего образования войск национальной гвардии. Это на прямую связано с переходом к новой модели высшего военно-профессионального образования, ориентированной на индивидуализацию учебного процесса, применение инновационных технологий в сфере образования, повышением технологического оснащения учебной базы, а также современной военно-политической обстановкой в стране и мире [2].

Деятельность преподавателя в военных институтах имеет свои особенности: высокую автономность профессии, требующую напряженного умственного труда повышен-

ную степень профессиональной ответственности; потребность (осознанную необходимость) непрерывного саморазвития на основе педагогической деятельности и научных исследований.

Современный преподаватель должен соответствовать следующим требованиям, а именно быть един в трех лицах: обучающий (передающий знания, стимулирующий активность курсантов, формирующий навыки и умения); воспитатель (заботящийся о всестороннем развитии личности курсантов, формирующий профессиональные и психологические качества); ученый (занимающийся научными исследованиями в области преподаваемой дисциплины) [3].

Все это обусловливает формирование и развитие педагогического мастерства как профессиональной необходимости у преподавателей военных институтов войск национальной гвардии.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В практической деятельности подготовки военных кадров используются понятия воинского (профессионального) и педагогического мастерства. В научной, энциклопедической и периодической печати имеются различные формулировки указанных понятий.

Содержание воинского мастерства офицера должно охватывать весь многосложный комплекс его морально-политических, профессиональных, организаторских и волевых качеств, которые позволяют ему успешно осуществлять управление войсками в самых сложных условиях боевой обстановки, творчески руководить их жизнью и деятельностью в мирное время.

Под воинским мастерством понимается такой уровень общей, морально -политической, психологической, тактической, огневой и технической подготовки отдельных военнослужащих и личного состава частей, который позволяет им наиболее эффективно применять в бою оружие и технику, а также умело использовать условия обстановки в целях достижения победы [1].

Понятие «педагогическое мастерство» трактуется по-разному.

Педагогическое мастерство - это синтез личных качеств учителя, его знаний, умений и навыков [7].

Педагогическое мастерство - синтез системы идейно-теоретических и военно-научных знаний, организационно-методического искусства, педагогического такта и личных качеств - ума, чувств, воли, характера, способностей [4].

Педагогическое мастерство - синтез развитого психолого-педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с качествами личности педагога позволяют ему успешно решать учебно-воспитательные задачи [5].

В нашем исследовании будем придерживаться последнего определения педагогического мастерства, на наш взгляд, наиболее полно, раскрывающего содержание понятия.

Процесс формирования педагогического мастерства преподавателя можно условно разделить на четыре периода (уровня).

Первый подготовительный период (уровень) охватывает время обучения будущего преподавателя в институте, в академии, службы в войсках, и характеризуется опосредованным отношением личности к формированию педагогического мастерства. На основе осознанного анализа сравнения обучающих его педагогов, усвоения их приемов и методов обучения, определения своего отношения к ним уже складывается понятие о педагогическом мастерстве. В этот период начинают развиваться педагогические способности и критерии выставления оценки, как у самого обучающегося преподавателя, так и у кур-сайтов, которых он оценивает при проведении занятий, учений и проверок.

Второй период (уровень) репродуктивный - это период обучения в адъюнктуре и (или) 2-3 года после назначения должность преподавателя окончательно складывается

представление о характере своей деятельности, происходит выработка педагогических установок, личных принципов и правил, проверка теоретических знаний, практических навыков и умений. В этот период преподаватель сосредотачивает основное внимание на углубленном изучении теории и содержания дисциплины, методики ее преподавания [4]. Проектировочная деятельность в основном сводится к отработке материалов и планов ближайших занятий. Занятия, как правило, проводятся на репродуктивном уровне по опыту, планам и конспектам опытных методистов. Мастерство начинает складываться в стабильную систему только к концу данного периода. В это время для начинающего преподавателя важна помощь и поддержка со стороны опытных методистов.

Третий период (уровень) адаптивный. Он связан с углубленным освоением преподаваемой дисциплины и методики ее преподавания. У преподавателей военно-специальных и военно-технических дисциплин этот период занимает от двух до пяти лет. Он связан обычно с завершением полного цикла обучения курсантов и глубокого осознания результатов подготовки (достоинств и недостатков) по итогам семестровых, государственных экзаменов по дисциплине, защите дипломных работ. В этот период преподаватель под руководством опытных методистов осваивает методику преподавания уже на более высоком - эвристическом уровне и активно участвует в разработке учебных программ, тематических планов, методических разработок, учебных и дидактических материалов к занятиям, в совершенствовании учебно-материальной базы кафедры.

Четвертый период (уровень) творческий - это период творческой отдачи, когда через пять-десять лет педагог, освоив содержание и методику преподавания дисциплины, четко уяснив место своей дисциплины в формировании специалиста в военном институте, осознанно, творчески, на уровнях: локально-моделирующем, системно-моделирующем знания, системно-моделирующем деятельность - ведет преподавание дисциплины, совершенствует методику преподавания, всемерно развивая свои педагогические способности. Этот период, как правило, совпадает с назначением и работой на должностях старшего преподавателя, руководителя курсового коллектива, предметно-методической комиссии, заместителя начальника и начальника кафедры.

В военных институтах реализуются различные предложения по путям развития педагогического мастерства. Рассмотрим некоторые из них.

1. Создание творческих и плодотворно функционирующих методических коллективов кафедр. Кафедра - это учебно-научное подразделение, которое состоит из высококвалифицированных педагогических кадров различных возрастов, что способствует передачи педагогического опыта старшими коллегами начинающим преподавателям [6].

2. Создание и совершенствование в военных институтах системы ввода в строй начинающих преподавателей. Основу этой системы должны составлять курсы, экзамены, зачеты, пробные занятия, которые указываются в плане методической деятельности института на каждый учебный год.

3. Совершенствование и активизация методической работы. Этому направлению развития педагогического мастерства служат проведение методических совещаний и семинаров, проводимых на кафедрах, межкафедральные семинары и конференции, вузовские, межвузовские методические конференции, на которых обсуждаются актуальные вопросы методики и технологии обучения курсантов [8]. Инициативу и творчество в подготовке и проведении этих мероприятий должны проявлять руководители ведущих кафедр военного института, начальник учебного отдела, заместитель начальника по учебной работе.

4. Активное участие преподавателей в научно-исследовательской работе, в разработке и написании кандидатских и докторских диссертаций. Руководители кафедр и научных подразделений института должны помогать профессионально, самосовершенствоваться и растить научные кадры через очную и заочную адъюнктуру, докторантуру, соискательство ученой степени.

5. Широкое использование возможностей пребывания преподавателей на личной стажировке в войсках, стажировка с курсантами, командировки по НИР, для накопления и обобщения опыта, фактических данных, изучения опыта службы выпускников для последующей доработки содержания учебных дисциплин и методик их преподавания.

6. Работа каждого преподавателя над собой, коллектива кафедры в целом по самовоспитанию (воспитанию) личности педагога, усвоению общечеловеческой культуры, по развитию педагога, развитию и активизации его природных и творческих способностей. Преподаватели, имеющие литературные, художественные увлечения, всегда более интересны курсантам, оставляют более глубокий след в их памяти. Сюда же можно отнести и работу по совершенствованию личной техники преподавания. Это приобретение и изучение различных словарей, ведение записных книжек педагога, отработка речи и жестов, тренировки накануне проведения занятий.

Среди вышеуказанных путей развития педагогического мастерства следует выделить один самый важный - путь профессионального самосовершенствования. Только личные усилия позволят преподавателям всех уровней добиться профессиональных высот в педагогической деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогическое мастерство преподавателя - сложное системное социально-психологическое образование, отражающее профессионализм личности, которое условно можно разделить на определенные уровни: подготовительный, репродуктивный, адаптивный и творческий (локально-моделирующий, системно-моделирующий знания, системно-моделирующий). Педагогическое мастерство приходит только с годами и только в упорной работе. Чтобы на преподавательскую деятельность попадали достойные офицеры, способные справиться с ней и профессионально расти, необходимо определять требования, которые должны быть предъявлены к педагогу военно-специальных и военно-технических дисциплин.

ЛИТЕРАТУРА

6. Дудулин, К.В. Совершенствование педагогического мастерства офицерского состава подразделений Сухопутных войск / К.В. Дудулин // Мир образования - образование в мире. - 2014. - № 1(53). - С. 246-253.

7. Курилов, А.В. Инновационные технологии в системе подготовки курсантов военных институтов войск национальной гвардии к охране объектов / А.В. Курилов, Д.А. Шиленин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 4 (194). - С. 247-251.

8. Матвеева, Ю.В. Развитие управленческих навыков у преподавателей вузов / Ю.В. Матвеева // Вестник Международного института рынка. - 2015. - № 2. - С. 116-123.

9. Суковатицын, Н.А. Педагогическое мастерство и пути его формирования / Н.А. Сукова-тицын // Военный научно-практический вестник. - 2015. - № 2(3). - С. 116-121.

10. Фахурдинов, Р.Р. Профессионально важные качества офицера-педагога как условие развития военно-профессиональной направленности у курсантов военного института / Р.Р. Фахурдинов, Т.А. Кононова // Гуманитарные проблемы военного дела. - 2016. - № 4 (9). - С. 102-107.

11. Федак, Е.И. Сущность и структура процесса формирования сплоченности педагогического коллектива кафедр военных вузов / Е.И. Федак, С.А. Макогонов // Вестник университета. -2013. - № 21. - С. 292-296.

12. Хозяинов, Г.И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения: монография / Г.И. Хозяинов . - Москва : Физическая культура, 2006. - 224 с.

13. Шиленин, Д.А. Современные педагогические технологии в обучении курсантов военных институтов войск национальной гвардии / Д.А. Шиленин, ИО. Гапонов, Д.П. Солощенко // Современная школа России. Вопросы модернизации. - 2022. - № 3-1(40). - С. 183-187.

REFERENCES

1. Dudulin, K.V. (2014), "Improving the pedagogical skills of the officers of the Land Forces units", The world of education - education in the world, No. 4 (53), pp. 246-253.

2. Kurilov, A.V. and Shilenin, D.A. (2021), "Innovative technologies in the system of training cadets of military institutes of the National Guard troops for the protection of facilities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (194), pp. 247-251.

3. Matveeva, Yu.V. (2015), "Development of managerial skills among university teachers", Bulletin of the International Market Institute, No.. 2, pp. 116-123.

4. Sukovatitsyn, N.A. (2015), "Pedagogical skill and ways of its formation", Military Scientific and Practical Bulletin, No. 2 (3), pp. 116-121.

5. Fakhurdinov, R.R. and Kononova, T.A. (2016), "Professionally important qualities of an officer-teacher as a condition for the development of military-professional orientation among cadets of the military Institute", Humanitarian problems of military affairs, No. 4 (9), pp. 102-107.

6. Fedak, E.I. and Makogonov, S.A. (2013), "The essence and structure of the process of forming the cohesion of the teaching staff of the departments of military universities", Bulletin of the University, No. 21, pp. 292-296.

7. Khoziainov, G.I. (2006), The skill of a teacher in the process of education and training : monograph, Physical Culture, Moscow.

8. Shilenin, D.A., Gaponov, I.O. and Soloshchenko, D. P. (2022), "Modern pedagogical technologies in training cadets of military institutes of the National Guard troops", Modern School of Russia. Modernization issues, No. 3-1(40), pp. 183-187.

Контактная информация: shileninda@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.06.2022

УДК 796.422

РАЗВИТИЕ ВЕДУЩИХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ

Владимир Аркадьевич Шумайлов, кандидат педагогических наук, профессор, Наталья Владимировна Макарова, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Аннотация

В статье описана методика развития ведущих физических качеств бегунов на средние дистанции, предусматривающая выполнение тренировочных заданий комплексно--вариативным методом, переменным и повторным методами. Результаты: в возрасте 14-16 лет отмечены статистически значимые различия результатов между юношами и девушками в беге на 60 м, 300 м, прыжке в длину с места, пятерном прыжке. В беге на 1000 м результаты юношей и девушек не имели статистически значимых различий. В осенне-зимнем макроцикле как девушки, так и юноши демонстрировали положительную динамику развития скоростных, скоростно-силовых качеств и специальной выносливости. Темпы прироста результатов за весь период исследования с начала подготовительного до окончания соревновательного периодов составили в беге на 60 м 7% у девушек и 6,1% у юношей, в прыжке в длину с места - 7,1% и 5,3% соответственно, в пятерном прыжке - 7,2% только у юношей, в беге на 300 м - 12,5% у девушек и 5,5% у юношей, в беге на 1000 м - 8,9% и 8,3% соответственно.

Ключевые слова: легкоатлеты, бег на средние дистанции, физические качества, комплексно-вариативный метод.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p447-453

DEVELOPMENT OF THE LEADING PHYSICAL QUALITIES OF MIDDLE DISTANCE RUNNERS AT THE TRAINING STAGE OF PREPARATION

Vladimir Arkadyevich Shumailov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Natalia Vladimirovna Makarova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Ural State University

of Physical Culture, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.