Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ОЦЕНИВАНИЕ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / КУРСАНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шиленин Денис Александрович

В настоящее время специальная подготовка курсантов в военных институтах является неотъемлемой частью профессиональной подготовки и направлена на обучение порядку использования вооружения, боевой и специальной техники и других средств в их дальнейшей профессиональной деятельности. Целью данной статьи ставится рассмотрение педагогической диагностики специальной подготовки курсантов, которая является важнейшим компонентом обучения в военных институтах. Задачей статьи является изучение составных частей педагогической диагностики специальной подготовки, а именно контроля, проверки и оценивания знаний и умений курсантов. На основе проведенного исследования и анализа ключевых моментов, указанных в задаче, сделаны выводы, которые показали, что одним из перспективных направлений модернизации системы оценивания военно-профессионального образования является использование балльно-рейтинговой оценки качества образования, которая направлена на повышение учебной мотивации и активизации самостоятельной работы курсантов. Как средство контроля качества специальной подготовки обучающихся, балльно-рейтинговый контроль направлен на получение информации, на основе анализа которой, преподаватель разрабатывает и вносит необходимые в учебном процессе коррективы. Таким образом, балльно-рейтинговый контроль представляет более точную и объективную оценку степени успешности учебной деятельности курсантов, в том числе позволяет ранжировать курсантов согласно их уровню усвоения необходимых им знаний, умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шиленин Денис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS OF SPECIAL TRAINING OF CADETS OF MILITARY INSTITUTES NATIONAL GUARD TROOPS

Presently special training of cadets in military institutes is an integral part of professional training and is aimed at teaching the order of use of weapons, combat and special equipment and other means in their further professional activities. The purpose of this article is to consider the pedagogical diagnostics of special training of cadets, which is an essential component of training in military institutes. The objective of the article is to study the components of pedagogical diagnostics of special training, namely, control, verification and evaluation of the knowledge and skills of cadets. Based on the conducted research and analysis of the key points indicated in the task, conclusions were drawn that showed that one of the promising areas of modernization of the evaluation system of military professional education is the use of a point-rating assessment of the quality of education, which is aimed at increasing educational motivation and activating the independent work of cadets. As a means of quality control of special training of students, point-rating control is aimed at obtaining information, based on the analysis of which, the teacher develops and makes the necessary adjustments in the educational process. Thus, the point-rating control provides a more accurate and objective assessment of the degree of success of the training activities of cadets, including allows you to rank cadets according to their level of assimilation of the knowledge, skills and abilities they need.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ»

basis of vector rank analysis", Marine intellectual technologies, Vol. 46, No. 4, pp. 140-145.

3. Larin, A.N., Fedak, E.I., Kruchinina, K.S., Luzin, S.V. and Ryzhov, K.S. (2019), "Influence of the complex of pedagogical conditions on the physical self-improvement of cadets of the universities of Rosgvardia", The world of education - education in the world, Vol. 76, No. 4, pp. 266-273.

4. Larin, A.N., Fedak, E.I., Kruchinina, K.S. and Ryzhov K.S. (2020), "On the problem of self-education and self-improvement in the process of physical training of cadets of universities of the Russian Guard", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 182, No. 4, pp. 483-485.

5. Sheinin, A.A., Bugaev, A.V. and Vinogradov, I.G. (2020), "Methods of assessing the motor activity of an athlete on the basis of rank analysis", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 179, No. 1, pp. 343-352.

Контактная информация: Larsan59@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.01.2022

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

Денис Александрович Шиленин, преподаватель, Санкт-Петербургский военный ордена

Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-

Петербург

Аннотация

В настоящее время специальная подготовка курсантов в военных институтах является неотъемлемой частью профессиональной подготовки и направлена на обучение порядку использования вооружения, боевой и специальной техники и других средств в их дальнейшей профессиональной деятельности. Целью данной статьи ставится рассмотрение педагогической диагностики специальной подготовки курсантов, которая является важнейшим компонентом обучения в военных институтах. Задачей статьи является изучение составных частей педагогической диагностики специальной подготовки, а именно контроля, проверки и оценивания знаний и умений курсантов. На основе проведенного исследования и анализа ключевых моментов, указанных в задаче, сделаны выводы, которые показали, что одним из перспективных направлений модернизации системы оценивания военно-профессионального образования является использование балльно-рейтинговой оценки качества образования, которая направлена на повышение учебной мотивации и активизации самостоятельной работы курсантов. Как средство контроля качества специальной подготовки обучающихся, балльно-рейтинговый контроль направлен на получение информации, на основе анализа которой, преподаватель разрабатывает и вносит необходимые в учебном процессе коррективы. Таким образом, балльно-рейтинговый контроль представляет более точную и объективную оценку степени успешности учебной деятельности курсантов, в том числе позволяет ранжировать курсантов согласно их уровню усвоения необходимых им знаний, умений и навыков.

Ключевые слова: специальная подготовка, военно-профессиональное образование, педагогическая диагностика, оценивание, балльно-рейтинговый контроль, курсанты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p486-490

PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS OF SPECIAL TRAINING OF CADETS OF MILITARY INSTITUTES NATIONAL GUARD TROOPS

Denis Alexandrovich Shilenin, the teacher, Saint-Petersburg military order of Zhukov Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, Saint-Petersburg

Abstract

Presently special training of cadets in military institutes is an integral part of professional training and is aimed at teaching the order of use of weapons, combat and special equipment and other means in their further professional activities. The purpose of this article is to consider the pedagogical diagnostics of

special training of cadets, which is an essential component of training in military institutes. The objective of the article is to study the components of pedagogical diagnostics of special training, namely, control, verification and evaluation of the knowledge and skills of cadets. Based on the conducted research and analysis of the key points indicated in the task, conclusions were drawn that showed that one of the promising areas of modernization of the evaluation system of military professional education is the use of a point-rating assessment of the quality of education, which is aimed at increasing educational motivation and activating the independent work of cadets. As a means of quality control of special training of students, point-rating control is aimed at obtaining information, based on the analysis of which, the teacher develops and makes the necessary adjustments in the educational process. Thus, the point-rating control provides a more accurate and objective assessment of the degree of success of the training activities of cadets, including allows you to rank cadets according to their level of assimilation of the knowledge, skills and abilities they need.

Keywords: special training, military professional education, pedagogical diagnostics, assessment, ball-rating control, cadets.

ВВЕДЕНИЕ

Постоянная модернизация войск национальной гвардии, внедрение новых вооружений, военной и специальной техники создает условия для подготовки специалистов новой формации, которые должны быть адаптированы к специфическим условиям выполнения служебно-боевых задач, стоящих перед войсками национальной гвардии. На войска возлагаются задачи по защите прав и свобод человека и гражданина, борьба с терроризмом и экстремизмом, охрана важных государственных объектов и другие специальные задачи.

Успешное выполнение военнослужащими специальных обязанностей достигается за счет эффективной организации специальной подготовки. Специальная подготовка курсантов является неотъемлемой частью профессиональной подготовки и закладывает основы их будущей деятельности, формирует требования к личностным качествам, определяет порядок использования вооружения и специальной техники в профессиональной деятельности [2].

Качество подготовки военных специалистов обеспечивается обучением курсантов специальным дисциплинам с учетом специфики выполнения возложенных на войска задач, тесной взаимосвязью с современными образовательными технологиями и педагогической диагностикой образовательной деятельности.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Рассматривая понятие «диагностика» в общем контексте, можно дать следующее определение - это «отрасль науки, изучающая и устанавливающая признаки, принципы и методы распознавания объектов исследования и постановки диагноза». В контексте педагогической науки под диагностикой понимают «процесс и способы определения степени развития личностных качеств, затруднений в обучении, развитии, общении, освоении профессии, а также эффективности функционирования и развития психологических систем, технологий, методик, педагогических проектов» [4].

Педагогическая диагностика специальной подготовки - это совокупность способов, позволяющих получить наиболее достоверную информацию о ходе образовательного процесса с целью выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения. Педагогическая диагностика включает в себя: педагогический контроль; проверку и оценивание знаний и умений обучающихся.

Педагогический контроль - это способ получения информации о качественном состоянии образовательного процесса. Педагогический контроль является важнейшим компонентом педагогической системы и необходим для корректировки, совершенствования методов и форм обучения [3].

Не менее важным компонентом педагогической диагностики является проверка знаний и умений обучающихся. Выявление и измерение знаний и умений обучающихся

называют проверкой, основная дидактическая функция которой заключается получении педагогом объективной информации и степени освоения учебного материала, своевременном выявлении недостатков и пробелов в знаниях. Наиболее уязвимым местом в педагогической диагностике является процесс оценивания знаний и умений обучающихся.

Оценка - это способ и результат установления факта соответствия или несоответствия знаний, умений, навыков, усвоенных курсантами, целям и задачам обучения [1].

Принятая в настоящее время в военных институтах система оценивания блока специальных дисциплин, в значительной степени соответствующая таковой в гражданских вузах, в теории представляется как всеобъемлющая и достаточно подробная для оценки качества освоения курса. При построении педагогической диагностики в отдельно военном взятом образовательном учреждении, необходимо максимально упрощать систему оценивания ради экономии времени и повышения удобства, как для преподавателей, так и обучающихся, одновременно сохраняя качество оценки.

Основными принципами осуществления оценивания в военно-профессиональном образовании являются объективность, достоверность, полнота и системность информации о качестве образования. Для оценки качества образования применяется пятибалльная система оценивания, которая заключается в определении знаний обучающихся с помощью таких оценок, как: 5 («отлично»), 4 («хорошо»), 3 («удовлетворительно»), 2 («неудовлетворительно»). Оценку «1» в пятибалльной системе оценивания, как правило, не применяется, и конкретного определения для нее нет.

Пятибалльная система преимущественна тем, что является знакомой, привычной, простой и удобна как для обучающихся, так и для преподавателей. Такая система оценивания включает не так много критериев, по которым определяется понимание материала.

В пятибалльной системе оценивания существует большая разница, например, между 5 с «минусом», 4 «с минусом» и 3 «с плюсом», которая способствует снижению точность результата. Так же данные оценки не используются в качестве итоговых для выставления в экзаменационную ведомость.

При использовании десятибалльной системы оценивания преподавателю, чтобы определить верную оценку обучающемуся, поставить ему 6 или 8 баллов, может задавать дополнительные вопросы. Использование диагностической шкалы оценок с большим диапазоном позволяет конкретнее и объективнее оценивать знания. При этом пятибалльная система предлагает конкретный уровень знаний для каждой оценки.

Общим недостатком балльных систем оценки можно считать отсутствие оценки прогресса обучающегося. Оценки (баллы) выставляются только за определенные виды работ, для которых используются строгие критерии, при этом не учитывается предыдущий уровень знаний обучающихся. Также необходимо учитывать, что нередко преподаватель при выставлении оценки помимо знаний может оценивать поведение обучающегося, поэтому оценка не всегда носит объективный характер глубины знаний обучающегося.

Перспективным направлением модернизации системы оценивания военно-профессионального образования является использование инновационных образовательных технологий, которые направлены на повышении учебной мотивации и активизации самостоятельной работы курсантов. Важной составной частью новых образовательных технологий является балльно-рейтинговая оценка качества образования, основанная на принципах ранжирования [5]. Рейтингом является сумма баллов, набранная курсантами в течение всего периода изучения какой-либо дисциплины.

Балльно-рейтинговый контроль специальной подготовки - это совокупность диагностирующих мероприятий, нацеленных на получение суммарной оценки степени обу-ченности курсанта, выраженной в баллах, которая при этом учитывает участие курсанта, его активность и творческую самостоятельность в период всего процесса обучения.

Как средство контроля качества специальной подготовки обучающихся балльно-рейтинговый контроль (БРК) направлен на получение информации, на основе анализа ко-

торой, преподаватель разрабатывает и вносит необходимые в учебном процессе коррективы. БРК призван обеспечить контроль преподавателя (внешняя составляющая учебного процесса), так и самоконтроль обучающегося (внутренняя составляющая учебного процесса). Объективность и точность оценивания при использовании БРК обуславливается за счет применения широкой балльной шкалы ранжирования. При этом критерии оценки прозрачны и понятливы. Чем детальнее обучающийся ответит на поставленный вопрос устный или письменный, будет активно участвовать в обсуждении учебного материала и как он подготовиться к занятию накануне его проведения, в целом от всего этого зависит его итоговая оценка за занятие.

Расширенный диапазон выставления оценки может отражать текущее положение знаний курсанта, так и общее за весь пройдённый курс. Такое положение отражается за счет рейтинга, который формируется за счет суммирования всех результатов за каждый учебный блок (модуль). Рейтинг отражает уровень знаний каждого курсанта среди учебной группы, а также позволяет увидеть собственную динамику полученных ранее оценок. Курсант имеет возможность проанализировать свои слабые места в успеваемости и таким образом перестроить свою учебную деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Успешная подготовка к выполнению профессиональных обязанностей достигается путем качественной педагогической диагностики специальной подготовки курсантов, которая в свою очередь, является важнейшим компонентом обучения в военных институтах. Специальная подготовка закладывает основы профессиональной деятельности, формулируя требования к личным качествам обучающихся, показывая пути их совершенствования, включая перспективы использования учебного материала в профессиональной практической деятельности.

БРК представляет более точную и объективную оценку степени успешности учебной деятельности курсантов, в том числе позволяет ранжировать курсантов согласно их уровню усвоения необходимых им знаний, умений и навыков. Поэтому для оценивания специальной подготовки необходимо внедрение более широкой шкалы оценки, которая откроет дополнительные возможности для индивидуальной и коллективной проверки и оценки результатов обучения, преодоления неуспеваемости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Линевич, О.И. Применение балльно-рейтинговой системы оценивания как формы педагогического контроля при обучении математике в техническом вузе / О.И. Линевич // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. - 2017. - № 1-2. - С. 201-204.

2. Курилов, А.В. Специальная подготовка курсантов в военно профессиональном образовании / А.В. Курилов, Д.А. Шиленин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. -№ 9(199). - С. 162-166.

3. Маряшина, И.В. Методологические основы построения рейтинговой системы контроля и оценивания в Отечественной и зарубежной педагогической практике / И. В. Маряшина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. - № 8. - С. 228.

4. Турова, И.В. Теоретические основы педагогической диагностики готовности будущих педагогов дошкольного образования к математическому развитию детей / И.В. Турова // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2021. - Т. 6, № 5. - С. 900-907.

5. Федоров, Р.Ю. Балльно-рейтинговая система как средство контроля качества профессиональной подготовки студентов / Р.Ю. Федоров // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 7-2. - С. 116-119.

REFERENCES

1. Linevich, O.I. (2017), "The use of a point-rating system of assessment as a form of pedagogical control in teaching mathematics at a technical university", Scientific problems of transport in Siberia and the Far East, No. 1-2, pp. 201-204.

2. Kurilov, A.V. and Shilenin D.A. (2021), "Special training of cadets in military vocational education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (199),pp. 162-166.

3. Maryashina, I. V. (2012), "Methodological foundations of building a rating system of control and evaluation in domestic and foreign pedagogical practice", Actual problems of humanities and natural sciences, No. 8, pp. 228.

4. Turova, I.V. (2021), "Theoretical foundations of pedagogical diagnostics of the readiness of future teachers of preschool education for the mathematical development of children", Pedagogy. Questions of theory and practice, Vol. 6, No. 5, pp. 900-907.

5. Fedorov, R.Yu. (2015), "The point-rating system as a means of quality control of professional training of students", Actual problems of humanities and natural sciences, No. 7-2, pp. 116-119.

Контактная информация: shileninda@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.12.2021

УДК 796.42

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА В СОПРОВОЖДЕНИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ

Татьяна Николаевна Шутова, кандидат педагогических наук, доцент, Юлия Федоровна Щербина, кандидат педагогических наук, доцент, Анатолий Фёдорович Щербина, кандидат педагогических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва; Александр Васильевич Малашин, старший преподаватель, Волгоградский государственный аграрный университет, Волгоград

Аннотация

Исполнителями научно-исследовательской работы для министерства спорта России создана информационная система (спортивный журнал «Sportsman Journal»), позволяющая тренеру планировать тренировки и циклы подготовки, а спортсменам заполнять в телефоне реально выполненную нагрузку, оставлять комментарии, описывать самочувствие во время тренировки, анализировать результаты упражнений в разделе статистика. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые создана программа для высококвалифицированных легкоатлетов, учитывающая вид легкой атлетики, средства подготовки, контрольные упражнения, требования федерального стандарта по виду спорта в рамках автоматизированного проектирования для решения задач индивидуально ориентированного планирования тренировочного процесса. Также в рамках НИР проанализированы существующие информационные системы для легкоатлетов, определены критерии и содержание для будущей информационной системы, снят обучающий видеоролик для ПК (https://disk.yandex.ru/i/yqR4WrdifgvIBA) и для мобильной версии

(https://disk.yandex.ru/i/7UGUUtMJAHmZyQ). Практическая значимость исследования заключается в автоматизированном проектировании тренировочного процесса, оперативном взаимодействии, мобильном планировании от одной до трех тренировок в день, наглядной демонстрации запланированных и полученных результатов.

Наряду с этим произведена апробация «Sportsman Journal», в которой приняли участие 8 тренеров и 15 высококвалифицированных легкоатлетов, по результатам которой усовершенствованы неточности, функциональные возможности программы, ее понятность и доступность для практической деятельности.

Ключевые слова: цифровизация спорта, информационная система для планирования и контроля подготовки, высококвалифицированные легкоатлеты, разработка содержания компьютерной программы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p490-495

DEVELOPMENT OF AN INFORMATION SYSTEM FOR SOLVING THE TASKS OF THE TRAINING PROCESS OF HIGHLY QUALIFIED ATHLETES

Tatyana Nikolaevna Shutova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Yulia Fedorovna Shcherbina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Anatoly Fedorovich Shcherbina,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.