Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЕННОМ ИНСТИТУТЕ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЕННОМ ИНСТИТУТЕ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / КУРСАНТ / ТИПЫ ИЗМЕНЕНИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМООБРАЗОВАНИЕ / TEACHER / CADET / TYPES OF CHANGES / PROFESSIONAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL ACTIVITY / EDUCATIONAL ACTIVITY / SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалова Людмила Ивановна, Алибеков Илгар Бакирович

Цель. Рассмотреть вопросы по освоению профессионально-педагогической деятельности преподавателя военного института войск национальной гвардии. Методы. Наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, педагогический эксперимент. Результат. Представлены результаты экспериментального исследования типов изменений в профессионально-педагогической деятельности в военном институте войск национальной гвардии. Исследование проведено в Санкт-Петербургском военном ордена Жукова институте войск национальной гвардии Российской Федерации и Новосибирском военном институте имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации по модифицированной нами методике «Преподаватель глазами курсантов». Выводы. Нами предпринято экспериментальное исследование типов педагогических изменений. В ходе экспериментальной части исследования нами разработаны разные типы педагогических изменений в педагогической деятельности преподавателей военных институтов войск национальной гвардии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалова Людмила Ивановна, Алибеков Илгар Бакирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF CHANGES IN PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY AT THE MILITARY INSTITUTE OF THE NATIONAL GUARD TROOPS

The aim of the article is to consider the questions on the development of professional and pedagogical activities of the teacher of military institute of the national guard troops. Methods. Observation, questioning, conversation, testing, pedagogical experiment. Result. The results of an experimental study of the types of changes in professional and pedagogical activity in the military institute of the national guard troops are presented. The study is conducted at the St. Petersburg military institute of the order of Zhukov of the national guard of the Russian Federation and General of the army I. K. Yakovlev of national guard of the Russian Federation Novosibirsk military institute by modified methodics "Teacher through the eyes of cadets". Conclusions. We have undertaken an experimental study of the types of pedagogical changes. During the experimental part of the study, we developed different types of pedagogical changes in the pedagogical activity of teachers of military institutes of the national guard troops.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЕННОМ ИНСТИТУТЕ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ»

3. Kashina S. V. Obuchenie anglijskomu yazyku na trilingval'noj osnove: monografiya [Teaching English on a Trilingual Basis]. Oryol, AFGS of RF Publ., 2018. 98 p..(In Russian)

4. Pochinok T. V. Features of tasks to form so-ciocultural competence. Inostrannye yazyki v shkole [Foreign Languages at School]. 2011. No. 7. Pp. 18-24. (In Russian)

5. Safronova V. V. Developing the culture of perception of oral speech in the process of teaching a foreign language: contemporary methodical

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Кашина Светлана Вячеславовна, кандидат филологических наук, доцент, Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации, Орел, Россия; e-mail: vitas.imbras@yandex.ru

Принята в печать 17.07.2019 г.

problems and means of their solving. Inostrannye yazyki v shkole [Foreign Languages at School]. 2011. No. 6. Pp. 6-11. (In Russian)

6. Stefanenko T. G. Etnopsikhologia [Ethno-psychology]. Moscow, IP RAS Publ., 1999. 320 p. (In Russian)

7. Tokareva I. I. Napravleniya v kommu-nikativnoy lingvistike. Kurs lektsiy [Trends in communicative linguistics. A course of lectures]. Minsk, MGLU Publ., 1997. 133 p. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation

Svetlana V. Kashina, Ph. D. (Philology), assistant professor, Academy of Federal Guard Service of the Russian Federation, Oryol, Russia; e-mail: vitas.imbras@yandex.ru

Received 17.07.2019.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378

DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-35-41

Исследование изменений в профессионально-педагогической деятельности в военном институте войск национальной гвардии

© 2019 Коновалова Л. И., Алибеков И. Б.

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова иститут войск национальной гвардии Российской Федерации Санкт-Петербург, Россия; e-mail: konovalovali@mail.ru, Alibekov.1982@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Рассмотреть вопросы по освоению профессионально-педагогической деятельности преподавателя военного института войск национальной гвардии. Методы. Наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, педагогический эксперимент. Результат. Представлены результаты экспериментального исследования типов изменений в профессионально-педагогической деятельности в военном институте войск национальной гвардии. Исследование проведено в Санкт-Петербургском военном ордена Жукова институте войск национальной гвардии Российской Федерации и Новосибирском военном институте имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации по модифицированной нами методике «Преподаватель глазами курсантов». Выводы. Нами предпринято экспериментальное исследование типов педагогических изменений. В ходе экспериментальной части исследования нами разработаны разные типы педагогических изменений в педагогической деятельности преподавателей военных институтов войск национальной гвардии.

Ключевые слова: преподаватель, курсант, типы изменений, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, учебная деятельность, самообразование.

Формат цитирования: Коновалова Л. И., Алибеков И. Б. Исследование изменений в профессионально-педагогической деятельности в военном институте войск национальной гвардии // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 3. С. 35-41. 001: 10.31161/1995-0659-2019-13-3-35-41

••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 3. 2019

••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 3. 2019

Research of Changes in Professional and Pedagogical Activity at the Military Institute

of the National Guard Troops

© 2019 Lyudmila I. Konovalova, Ilgar B. Alibekov

Saint Petersburg Military Order of Zhukov Institute of National Guard Troops of the Russian Federation Saint Petersburg, Russia; e-mail: konovalovali@mail.ru, Alibekov.1982@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to consider the questions on the development of professional and pedagogical activities of the teacher of military institute of the national guard troops. Methods. Observation, questioning, conversation, testing, pedagogical experiment. Result. The results of an experimental study of the types of changes in professional and pedagogical activity in the military institute of the national guard troops are presented. The study is conducted at the St. Petersburg military institute of the order of Zhukov of the national guard of the Russian Federation and General of the army I. K. Yakovlev of national guard of the Russian Federation Novosibirsk military institute by modified methodics "Teacher through the eyes of cadets". Conclusions. We have undertaken an experimental study of the types of pedagogical changes. During the experimental part of the study, we developed different types of pedagogical changes in the pedagogical activity of teachers of military institutes of the national guard troops.

Key words: teacher, cadet, types of changes, professional activity, pedagogical activity, educational activity, self-education.

For citation: Konovalova L. I., Alibekov I. B. Research of Changes in Professional and Pedagogical Activity at the Military Institute of the National Guard Troops. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 3. Pp. 30-35. DOI: 10.31161/1995-0659-201913-3-35-41 (In Russian)

Введение

Преподаватель в военно-профессиональной образовательной организации зачастую не имеет специального педагогического образования, однако в своей профессиональной деятельности сталкивается с реальными педагогическими проблемами. По мнению авторов, основой педагогической деятельности педагога должно являться понимание педагогических проблем формирования специалиста. Это и профессионально-педагогические знания, и ведение диалога с субъектом образовательной деятельности (обучающимся), и понимание процессов педагогических изменений методики и технологии профессиональной подготовки.

Профессионально-педагогические изменения активно внедряются в образование, содержание, теорию, методику и образовательные технологии во всех педагогических отраслях. В ходе экспериментальной части исследования нами разработаны разные типы педагогических изменений в педагогической деятельности преподавателей военных институтов войск национальной гвардии.

Цель - рассмотреть вопросы по освоению профессионально-педагогической де-

ятельности преподавателя военного института войск национальной гвардии.

Методы - наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, педагогический эксперимент.

Результаты и обсуждение

Опираясь на исследование доктора педагогических наук профессора кафедры педагогики РГПУ имени А. И. Герцена Е. В. Пискуно-вой «Исследование социокультурной обусловленности изменения деятельности учителя современной школы», отметим, что она определила новые функции изменений профессионально-педагогической деятельности: функция содействия образования; функция управления; функция проектирования индивидуального образовательного маршрута; функция рефлексии и самообразования. Е. В. Пискуновой была разработана программа по освоению этих функций [6].

Мы считаем, что изложенные профессионально-педагогические изменения по освоению новых функций, типы профессионально-педагогических изменений будут востребованы и преподавателями военных институтов войск национальной гвардии в их профессионально-педагогической деятельности. Профессио-

нальная деятельность предполагает углубленное погружение в конкретный вид деятельности, т. е. в профессию, путем изучения связанных с нею теоретических положений и практического освоения предшествующего опыта. Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие педагога на обучаемого, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельност-ное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования [7].

Результатом теоретического анализа явилось выявление следующих типов изменений в профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных институтов войск национальной гвардии:

1. Дидактические типы изменений.

2. Типы социокультурного изменения в образовательной деятельности курсанта по военным дисциплинам.

3. Типы управленческой деятельности преподавателя в процессе обучении военного института войск национальной гвардии.

4. Типы самообразования преподавателя и курсанта.

5. Типы контроля процесса обучения курсантов в усвоении знаний на практической стажировке в войсках.

Эмпирическое исследование представленных типов изменений проведено нами по нескольким методикам. В статье мы представим анализ результатов опроса по

одной методике: модифицированная методика «Преподаватель глазами курсантов».

Курсантам 2 курса факультета морально-психологического обеспечения Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации и курсантам 2 курса факультета правового обеспечения национальной безопасности Новосибирского военного института имени генерала армии И. К Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации предлагалось оценить деятельность реального преподавателя по пятибалльной шкале. В опросе приняли участие три взвода 2 курса Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии - 54 курсанта и три взвода 2 курса Новосибирского военного института имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации - 50 курсантов.

При обработке полученных данных анкетирования использовались статистические методы группировки по количественному и качественному фактору.

Рассматривая группировку результатов анкетирования по количественному признаку, получили следующие данные.

На 2 курсе факультета морально-психологического обеспечения в Санкт-Петербургском военном ордена Жукова институте войск национальной гвардии большинство курсантов оценили деятельность преподавателя на 4 балла (рис. 1).

Рис. 1. Общая оценка деятельности преподавателя курсантами 2 курса

38 ••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 3. 2019

••• йБРи JOURNAL. Vol. 13. No. 3. 2019

А в Новосибирском военном институте имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии большинство курсантов оценили деятельность преподавателя на 5 баллов (рис. 2).

Курсанты 2 курса довольны отношением преподавателей к ним. Преподаватели грамотно контактируют с курсантами в учебной деятельности.

Результаты анкетирования по характеристическим признакам представлена на рис. 3-6.

Рис. 2. Общая оценка деятельности преподавателя курсантами 2 курса

Рис. 3. Общая оценка деятельности преподавателя курсантами 2 курса факультета МПО

(СПВИ ВНГ РФ)

Рис. 4. Общая оценка деятельности преподавателя курсантами 2 курса факультета МПО

(СПВИ ВНГ РФ)

Рис. 5. Общая оценка деятельности преподавателя курсантами 2 курса факультета правового обеспечения национальной безопасности (НВИ ВНГ РФ)

Курсанты 2 курса Новосибирского военного института имени герала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии отметили, что преподаватели военного института войск национальной гвардии используют учебное время рационально на занятиях, однако анкетирование курсантов

2 курса Санкт-Петербургского военного ордена Жукова войск национальной гвардии свидетельствует о том, что курсанты не особо довольны ходом проведения занятий, отмечая, что преподаватели часто отвлекаются на посторонние темы и не успевают изложить учебный материал.

40 ••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 3. 2019

••• йЭРи JOURNAL. Vol. 13. N0. 3. 2019

■ 16. ■ 26. иЗб. Я46. я 56

Рис. 6. Общая оценка деятельности преподавателя курсантами 2 курса факультета правового обеспечения национальной безопасности (НВИ ВНГ РФ)

Курсанты 2 курса Новосибирского военного института высоко оценили способность преподавателя излагать материал курсантам, отмечая, что преподаватели ориентируют курсантов на профессию интересно и увлекательно, следят за культурным общением. Почти все участники анкетирования согласны с этим. Курсанты 2 курса Санкт-Петербургского военного института убеждены, что преподаватели не считают необходимым заниматься этими вопросами. Наиболее высокие оценки получили такие характеристики преподавателя, как организованность, пунктуальность и внешний вид.

Заключение

Анкетирование показало, что практически по всем показателям анкеты были выставлены высокие оценки профессиональной компетентности преподавателей; соответствие их деятельности требованиям государственного стандарта.

Таким образом, все курсанты 2 курса, принимавшие участие в анкетировании, считают, что преподаватели проявляют уважение, объективность и тактичность в отношении к курсантам.

Нами предпринято экспериментальное исследование типов педагогических изменений. В ходе экспериментальной части исследования нами разработаны разные типы педагогических изменений в педагогической деятельности преподавателей военных институтов войск национальной гвардии.

Выявленные типы изменений, связанные с педагогической деятельностью преподавателей, и оценки курсантов показали, что практически по всем показателям анкетирования были выставлены высокие оценки профессиональной компетентности преподавателей, соответствие их деятельности требованиям государственного стандарта.

Литература

1. Бережнова Л. Н., Гупалов М. М. Самообразование курсантов в образовательной среде военного вуза: проблемы и пути их решения // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгаф-та. 2014. № 10 (116). С. 181-182.

2. Краевский В. В. Учебное пособие. М. : Академия. 2006. 400 с.

3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних учебных заведений. М. : Академия, 2001. 176 с.

4. Образование в Москве. Виды корпоративного образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://obrmos.ru/kur/kur_buss/ Articles/kur_buss_corp_obr.html (дата обращения: 17.06.2019 г.)

5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. 28-е изд., переработанное. М. : Мир и Образование, 2016. 371 с.

6. Пискунова Е. В. Исследование социокультурной обусловленности изменения деятельности учителя современной школы: учебное пособие. СПб. : Изд-во РГПУ, 2008. 188 с.

7. Понятие профессиональной педагогической [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://infopedia.su/2xb1b1.html (дата обращения: 16.06.19 г.)

1. Berezhnova L. N., Gupalov M. M. Self-education of cadets in the educational environment of a military university: problems and ways to solve them. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta [Scientific notes of the P. F. Lesgaft University]. 2014. No. 10 (116). Pp. 181-182. (In Russian)

2. Kraevsky V. V. Uchebnoe posobie [Study guide]. Moscow, Akademiya Publ., 2006. 400 p. (In Russian)

3. Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Y. Pedagogicheskij slovar': dlya studentov vysshih i srednih uchebnyh zavedenij [Pedagogical dictionary: for students of higher and secondary educational institutions]. Moscow, Akademiya Publ., 2001. 176 p. (In Russian)

4. Education in Moscow "Types of corporate education" [Electronic resource]. Mode of access: http://obrmos.ru/kur/kur_buss/Articles/kur_buss _corp_obr.html (accessed: 17.06.2019).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Коновалова Людмила Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра теории и методики непрерывного профессионального образования, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации (СПВИ ВНГ РФ), Санкт-Петербург, Россия; е-mail: konovalovali@mail.ru

Алибеков Илгар Бакирович, адъюнкт, СПВИ ВНГ РФ, Санкт-Петербург, Россия; e-mail: Alibekov.1982@mail.ru

Принята в печать 15.07.2019 г.

8. Шарухин А. П., Ермолов Е. М. Педагогическое общение преподавателя // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. № 1. С. 195-197.

5. Ozhegov S. I. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka [Explanatory dictionary of Russian]. 28 ed., updated. Moscow, Mir I Obrazovanie Publ., 2016, 371 p. (In Russian)

6. Piskunova E. V. Issledovanie sociokul'turnoj obuslovlennosti izmeneniya deyatel'nosti uchitelya sovremennoj shkoly: uchebnoe posobie [Research of socio-cultural conditionality of changes in the activity of a modern school teacher: manual]. Saint Petersburg, RSPU Publ., 2008. 188 p. (In Russian)

7. The concept of professional pedagogical activity [Electronic resource]. Mode of access: https://infopedia.su/2xb1b1.html (accessed: 16.06.19).

8. Sharukhin A. P., Yermolov E. M. Pedagogical communication of the teacher. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of Saint Petersburg University of MIA of Russia]. 2010. No. 1. Pp. 195-197. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations

Lyudmila I. Konovalova, Doctor of Pedagogy, professor, the chair of Theory and Methodology of Continuing Professional Education, Saint Petersburg Military Order of Zhukov Institute of National Guard Troops of the Russian Federation (SPMI NGT RF), Saint Petersburg, Russia; e-mail: konovalova-li@mail.ru

Ilgar B. Alibekov, adjunct, SPMI NGT RF, Saint Petersburg, Russia; e-mail: Alibekov.1982@mail.ru

Received 15.07.2019.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.