Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КАК ОСОБОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КАК ОСОБОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ОБЪЕКТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ / ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шиленин Денис Александрович, Гапонов Игорь Олегович, Солощенко Дмитрий Петрович

Цель исследования - рассмотреть состояние профессиональной подготовки офицерских кадров для выполнения ими задач по охране объектов. В статье актуализируется необходимость формирования особого направления профессиональной подготовки курсантов в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с возложенными на эти войска определенными функциями, а именно выполнением задач по обеспечению охраны важных государственных, собственных и режимных объектов. Авторы раскрывают в статье, что наиболее важным элементом системы охраны объектов являются инженерно-технические средства охраны, которые предназначены для повышения надежности охраны и сокращения численности личного состава, привлекаемого для охраны. Научная новизна исследования состоит в разработке эффективных образовательных механизмов реализации особого направления профессиональной подготовки курсантов военных институтов войск национальной гвардии по обеспечению охраны объектов. В результате исследования авторами разработаны методические рекомендации для образовательной программы дисциплины «Эксплуатация инженерно-технических средств охраны и специальных средств инженерной службы», цель которых заключается в повышении уровня профессиональной подготовки курсантов к их будущей деятельности по обеспечению охраны объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шиленин Денис Александрович, Гапонов Игорь Олегович, Солощенко Дмитрий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING THE PROTECTION OF OBJECTS AS A SPECIAL DIRECTION IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS OF MILITARY INSTITUTES OF THE NATIONAL GUARD TROOPS

The aim of the study is to consider the state of professional training of officer personnel for the performance of tasks for the protection of objects. The article actualizes the need for the formation of a special direction of professional training of cadets in the military institutes of the National Guard troops of the Russian Federation in connection with certain functions assigned to these troops, namely, the fulfilment of tasks to ensure the protection of important state, private and security objects. The authors reveal that the most important element of the object protection system is the engineering and technical means, which are designed to increase the reliability of protection and reduce the number of personnel involved in it. The scientific originality of the research consists in the development of effective educational mechanisms for the implementation of a special direction of professional training of cadets of military institutes of the National Guard troops to ensure the protection of objects. As a result of the research, the authors have developed the methodological recommendations for the educational program of the discipline “Exploitation of Engineering and Technical Means of Protection and Special Means of Engineering Service”, the purpose of which is to increase the level of professional training of cadets for their future activity to ensure the protection of objects.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КАК ОСОБОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ»

i rpamoTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2021. Том 6. Выпуск 6. С. 1126-1131 | 2021. Volume 6. Issue 6. P. 1126-1131

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Обеспечение охраны объектов как особое направление в профессиональной подготовке курсантов военных институтов войск национальной гвардии

Шиленин Д. А., Гапонов И. О., Солощенко Д. П.

Аннотация. Цель исследования - рассмотреть состояние профессиональной подготовки офицерских кадров для выполнения ими задач по охране объектов. В статье актуализируется необходимость формирования особого направления профессиональной подготовки курсантов в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с возложенными на эти войска определенными функциями, а именно выполнением задач по обеспечению охраны важных государственных, собственных и режимных объектов. Авторы раскрывают в статье, что наиболее важным элементом системы охраны объектов являются инженерно-технические средства охраны, которые предназначены для повышения надежности охраны и сокращения численности личного состава, привлекаемого для охраны. Научная новизна исследования состоит в разработке эффективных образовательных механизмов реализации особого направления профессиональной подготовки курсантов военных институтов войск национальной гвардии по обеспечению охраны объектов. В результате исследования авторами разработаны методические рекомендации для образовательной программы дисциплины «Эксплуатация инженерно-технических средств охраны и специальных средств инженерной службы», цель которых заключается в повышении уровня профессиональной подготовки курсантов к их будущей деятельности по обеспечению охраны объектов.

EN

Ensuring the Protection of Objects as a Special Direction in the Professional Training of Cadets of Military Institutes of the National Guard Troops

Shilenin D. A., Gaponov I. O., Soloshchenko D. P.

Abstract. The aim of the study is to consider the state of professional training of officer personnel for the performance of tasks for the protection of objects. The article actualizes the need for the formation of a special direction of professional training of cadets in the military institutes of the National Guard troops of the Russian Federation in connection with certain functions assigned to these troops, namely, the fulfilment of tasks to ensure the protection of important state, private and security objects. The authors reveal that the most important element of the object protection system is the engineering and technical means, which are designed to increase the reliability of protection and reduce the number of personnel involved in it. The scientific originality of the research consists in the development of effective educational mechanisms for the implementation of a special direction of professional training of cadets of military institutes of the National Guard troops to ensure the protection of objects. As a result of the research, the authors have developed the methodological recommendations for the educational program of the discipline "Exploitation of Engineering and Technical Means of Protection and Special Means of Engineering Service", the purpose of which is to increase the level of professional training of cadets for their future activity to ensure the protection of objects.

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время охрана важных государственных объектов, особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц, объектов топливно-энергетического комплекса являются приоритетными задачами,

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20210156

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

возложенными на войска, согласно Федеральному закону от 03.06.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». Задачи, выполняемые воинскими частями и подразделениями (организациями) по охране вышеуказанных объектов, требуют формирования профессионально подготовленного, оптимально сбалансированного кадрового потенциала офицеров, прапорщиков, сержантов.

Для деятельности по обеспечению охраны объектов особую значимость приобретают такие профессиональные качества, как устойчивые проявления конкретной системы знаний, умений, навыков при выполнении служебно-боевых задач военнослужащими различных категорий. Задачи, которые выполняют военнослужащие при охране различных объектов, имеют свою специфику. Эти непростые задачи могут выполнить только профессионально подготовленные, высокообразованные офицеры-специалисты.

Служебная деятельность будущих офицеров-специалистов напрямую зависит от их профессиональной подготовки в военных образовательных организациях высшего образования. Все большую направленность в профессиональной подготовке курсантов обретает внедрение в процесс обучения инновационных элементов, которые особенно необходимы для осуществления комплекса мероприятий по освоению основных профессиональных образовательных программ подготовки специалистов. На сегодняшний день в образовательном процессе не будет достаточным просто дать определенные учебной программой знания, привить необходимые навыки и развить соответствующие умения, нужна подготовка офицеров-специалистов, способных проявлять разумную инициативу, творчески подходить к решению задач по охране объектов (Золотовская, Чистяков, 2021).

Профессиональная подготовленность военнослужащих различных категорий напрямую зависит от уровня образования офицерского состава, в частности выпускников военных институтов, первичными должностями которых являются должности командира взвода - начальника смены и заместителя коменданта войсковой комендатуры по охране объекта (Шиленин, 2020). Таким образом, процесс организации профессиональной подготовки офицерских кадров актуален в настоящее время, так как от уровня их обученности будет зависеть деятельность воинского коллектива при несении службы по охране объектов.

Достижение цели исследования обеспечивалось решением ряда задач:

- раскрыть современное состояние образовательного стандарта подготовки офицерских кадров для выполнения задач по охране объектов;

- рассмотреть условия обеспечения безопасной жизнедеятельности объектов, подлежащих охране войсками национальной гвардии;

- представить методические рекомендации по подготовке курсантов военных институтов войск национальной гвардии к деятельности по обеспечению охраны объектов.

Теоретическая база исследования: в работе мы опирались на труды В. Б. Андреева и З. А. Багишаева (2016), Ю. В. Кутлыева и З. А. Багишаева (2017), посвященные формированию инженерно-технических и информационно-прогностических компетенций у курсантов в военных институтах. Мониторинговое исследование Е. А. Пушилина (2015) позволило выявить особенности служебно-боевой деятельности и специфику обучения курсантов в военных институтах. Полезными были учебные материалы С. В. Белова и В. А. Девисилова (2003), посвященные вопросам безопасности жизнедеятельности объектов. В основу исследования легли труды Л. А. Золотовской и А. Н. Чистякова (2021), А. В. Курилова и Д. А. Шиленина (2021а), в которых рассматриваются инновационные технологии в системе подготовки специалистов в военных вузах. Проанализировать различные элементы системы охраны охраняемых объектов позволила публикация Д. Е. Яскуловского (2016).

Методы исследования: логические методы (анализ и синтез, сравнение) позволили выполнить задачу по анализу Федерального государственного образовательного стандарта 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности», системный метод использовался для рассмотрения предлагаемых авторами должностных обязанностей командира взвода при применении инженерно-технических средств при охране объектов, а также при разработке методических рекомендаций.

Практическая значимость исследования: полученные результаты исследования, а именно методические рекомендации, могут быть использованы в профессиональной подготовке курсантов и учитываться при разработке рабочей программы дисциплины «Эксплуатация инженерно-технических средств охраны и специальных средств инженерной службы».

Современное состояние образовательного стандарта подготовки офицерских кадров для выполнения задач по охране объектов

Основные профессиональные образовательные программы, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных образовательных организациях, разрабатываются на основе требований, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников. Для профессиональной подготовки курсантов к деятельности по обеспечению охраны объектов существует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего образования - специалитет по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» (Пушилин, 2015).

Данный ФГОС рассматривается как целостный комплекс требований ко всей системе военно-профессионального образования, а не как требования к предметному содержанию образования, что стимулирует такой

инновационный аспект к уточнению ФГОС, как введение изменений деятельности образовательных организаций на этапе планирования образовательной деятельности. Соответственно, необходимое предметное содержание дисциплин в сфере обеспечения охраны объектов может вноситься на этапе создания учебного плана на очередной учебный год.

ФГОС реализуется на основе общественного договора, представляющего собой социальный запрос всех заинтересованных субъектов - личности, общества и государства, что придает стандарту характер конвенциональной нормы. Следовательно, еще одним аспектом изменений ФГОС в деятельности образовательных организаций становится согласование запросов участников образовательного процесса, координация их действий. Т.е. преподаватель, как участник образовательного процесса, посредством анализа и оценки своей деятельности может планировать (прогнозировать) уровень качества образования обучающихся, в нашем случае - по выполнению задач в сфере охраны объектов.

В данном ФГОС говорится, что содержание высшего образования по специальности определяется программой специалитета, разрабатываемой и утвержденной Организацией самостоятельно. В нашем случае под Организацией понимается военный институт войск национальной гвардии. Таким образом, при планировании (разработке) программ профессиональной подготовки в институте мы можем формировать требования к результатам ее освоения в виде профессиональных компетенций выпускников. Профессиональные компетенции также определяются военным институтом самостоятельно на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников.

Основной профессиональной деятельностью выпускников, освоивших программу специалитета, являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, правового обеспечения национальной (общественной) безопасности, обеспечения законности и правопорядка (Кутлыев, Багишаев, 2017).

Основным направлением подготовки курсантов в военных институтах войск национальной гвардии, согласно ФГОС, является командная специальность. Должности, на которые может быть назначен выпускник, в большинстве случаев - командир взвода - начальник смены, за редким исключением - заместитель коменданта войсковой комендатуры. Непосредственно перед окончанием обучения в военном институте, как правило, за два-три месяца, происходит распределение мест прохождения дальнейшей службы выпускников. Места прохождения службы могут быть следующие: подразделения оперативного назначения, подразделения по обеспечению охраны общественного порядка, а также подразделения по охране различных объектов и специальных грузов. К охраняемым объектам относятся: стационарные объекты, временные объекты и подвижные объекты, которые представлены в виде специальных транспортных средств для перевозки специальных грузов (Бережнова, Шиленин, 2019).

Рассмотрев требования ФГОС и возможную послевузовскую деятельность выпускников (Курилов, Шиле-нин, 2021а; Шиленин, 2021), мы считаем, что ключевая роль в образовательном процессе должна отводиться профессиональному совершенствованию офицеров, нацеленности на освоение инновационных технологий, практическое применение которых возможно в повседневной деятельности, а также при выполнении специальных обязанностей при несении боевой службы по охране объекта. Современное состояние образовательного стандарта 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» не в полной мере раскрывает особенности подготовки офицерских кадров для выполнения задач по охране объектов. Следовательно, необходимо при разработке образовательных программ внести в них изменения, чтобы большее внимание уделить вопросам профессиональной подготовки курсантов к деятельности по обеспечению охраны объектов.

Условия обеспечения безопасной жизнедеятельности объектов, подлежащих охране войсками национальной гвардии

Исследование проблем обеспечения безопасной жизнедеятельности объектов, подлежащих охране войсками национальной гвардии, остается актуальным в течение всей профессиональной подготовки курсантов в военных институтах. Безопасность жизнедеятельности объектов напрямую связана с созданием представлений и понятий у курсантов о необратимых последствиях, к которым могут привести аварии, диверсии и террористические атаки на охраняемом объекте.

Ярким примером является авария техногенного характера, которая произошла в 1986 году на Чернобыльской атомной электростанции (АЭС). Именно четкие и слаженные действия военнослужащих внутренних войск МВД СССР, правопреемниками которых являются войска национальной гвардии Российской Федерации, несших службу по охране АЭС, позволили минимизировать ущерб этой аварии. Поэтому изучение вопросов жизнедеятельности должно быть непрерывным, а также носить опережающий характер на всем протяжении профессионального образования курсантов (Белов, Девисилов, 2003).

В дальнейшей профессиональной деятельности после окончания военного института на офицера-выпускника будет возложена ответственность за охрану научно-исследовательских институтов и предприятий ядерной отрасли. В составе караула он будет нести службу по охране АЭС - мест хранения ядерных и радиоактивных веществ, а также выполнять задачи по обеспечению сохранности специальных грузов (Шиленин, 2019).

Основным показателем безопасной жизнедеятельности охраняемых объектов является надежность ее охраны. Надежность достигается правильной организацией караульной службы, качественным выполнением должностных обязанностей при несении службы и грамотным построением системы охраны объекта. Под системой

охраны понимается группировка сил и средств, которая создается для охраны объекта, а также порядок ее размещения на охраняемом объекте. Грамотное построение достигается изначально при проектировании системы охраны и далее при всестороннем контроле ее строительства (совершенствования). Она должна отвечать особенностям объекта и уровню оборудования инженерно-техническими средствами охраны.

Система охраны объекта включает:

- караулы, подразделения охраны;

- посты несения службы часовыми;

- инженерно-технические средства охраны (ИТСО);

- силы и средства охраняемого объекта;

- резервы (Яскуловский, 2016).

ИТСО представляют собой вид специальной техники, применяемой в системе охраны различных объектов войск национальной гвардии в целях повышения надежности охраны и сокращения численности личного состава, который привлекается для несения боевой службы по охране объекта.

ИТСО являются важнейшим элементом системы охраны объектов. Эффективность применения комплекса ИТСО зависит от правильного подбора его элементов и рационального их распределения по рубежам охраны.

На основании опыта службы в войсках и научно-преподавательской деятельности предлагаются структурно-оптимизированные должностные обязанности командира взвода при применении инженерно-технических средств охраны при охране объектов.

Командир взвода при охране объектов отвечает за эффективное применение инженерно-технических средств охраны, закрепленных за взводом, своевременное и качественное их обслуживание. Он обязан:

- умело эксплуатировать ИТСО при несении боевой службы по охране порученного объекта;

- знать назначение, правила использования ИТСО, основные положения руководящих документов по организации их эксплуатации;

- знать состояние ИТСО на закрепленных участках, принимать меры по поддержанию их в исправном состоянии;

- в соответствии с установленными нормами лично проверять состояние всех ИТСО на закрепленном участке объекта (не реже двух раз в месяц), правильность их эксплуатации;

- руководить работой личного состава взвода при проведении регламентных и ремонтных работ на участках комплекса ИТСО;

- контролировать выполнение личным составом правил техники безопасности при несении боевой службы и проведении ремонтных и регламентных работ в запретной зоне (охраняемой полосе).

Охрана объектов осуществляется караулами, экипажами дежурных средств, дежурными группами и войсковыми нарядами следующими способами:

- оперативного дежурства караулов;

- выставления часовых;

- смешанным способом.

Личный состав, осуществляющий охрану объектов всеми вышеуказанными способами, несет боевую службу. Несение боевой службы является выполнением специальных обязанностей, согласно статье 49 Устава Вооруженных Сил Российской Федерации. Выполнение специальных обязанностей требует особой подготовки как офицерского состава, так и прапорщиков, сержантов и солдат.

Таким образом, надежная охрана объектов будет являться основой их безопасной жизнедеятельности. В целях повышения надежности охраны и сокращения численности личного состава, который привлекается для несения боевой службы по охране объекта, применяются ИТСО. От того, насколько будущий офицер -командир взвода будет подготовлен грамотно эксплуатировать ИТСО, зависят несение караульной службы и в целом надежность безопасной жизнедеятельности охраняемого объекта.

Методические рекомендации

по подготовке курсантов военных институтов войск национальной гвардии к деятельности по обеспечению охраны объектов

Как указывалось ранее, основным видом профессиональной деятельности выпускника по военно-учетной специальности является командная деятельность (Андреев, Багишаев, 2016). Поэтому в процессе профессионального образования курсантам необходимо изучение специальной подготовки к охране объектов войск национальной гвардии (ВНГ), нужное им для качественного выполнения специальных обязанностей при несении боевой службы. Специальная подготовка закладывает основы профессиональной деятельности курсантов, формирует требования к личностным качествам обучающихся, определяет порядок использования вооружения и специальной техники в профессиональной деятельности (Курилов, Шиленин, 2021Ь).

В нашем случае под специальной подготовкой курсантов понимается комплекс учебных мероприятий, проводимых в процессе профессионального образования и направленных на обучение курсантов использованию (эксплуатации) инженерно-технических средств охраны и специальных средств инженерной службы для выполнения ими специальных обязанностей при охране объектов ВНГ.

Основой специальной подготовки является изучение дисциплин (модуля) военной подготовки, относящихся к базовой части программы специалитета, в частности - дисциплины «Эксплуатация инженерно-

технических средств охраны и специальных средств инженерной службы». Изучение данной дисциплины является особым направлением в профессиональной подготовке курсантов к их будущей деятельности по обеспечению охраны объектов.

Методическими рекомендациями в ходе изучения данной дисциплины будут являться доведение теоретических положений до курсантов и выполнение соответствующих практических действий.

До курсантов доводятся следующие теоретические положения:

1. Основные руководящие документы и принципы оборудования охраняемых объектов комплексами инженерно-технических средств охраны.

2. Классификация инженерно-технических средств охраны.

3. Назначение, классификация инженерных средств охраны, состав, устройство, требования, предъявляемые к ним.

4. Назначение, классификация технических средств охраны, состав, устройство, требования, предъявляемые к ним.

5. Требования к оборудованию ИТСО объектов, подлежащих охране войсками национальной гвардии, а именно:

- требования к оборудованию ИТСО важного государственного объекта (ВГО);

- требования к оборудованию ИТСО транспортных средств для перевозки специальных грузов;

- требования к оборудованию ИТСО сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии;

- особенности оборудования ИТСО мест несения службы при участии в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности;

- особенности оборудования ИТСО стационарных (защищенных) приемно-передающих центров и узлов связи пунктов управления;

- особенности оборудования ИТСО пунктов временного расположения воинских частей и подразделений войск национальной гвардии при их размещении в полевых условиях и населенных пунктах при выполнении служебно-боевых задач (в условиях военного времени);

- особенности оборудования ИТСО собственных объектов подразделений вневедомственной охраны и лицензионно-разрешительной работы.

6. Основы организации эксплуатации и обслуживания комплексов ИТСО.

7. Требования безопасности при эксплуатации комплексов ИТСО.

На практических занятиях выполняются:

1. Практическая работа на средствах сбора и отображения информации и средствах тревожно-вызывной сигнализации.

2. Практика в применении быстро развертываемых мобильных технических средств обнаружения.

3. Контроль состояния комплексов ИТСО охраняемых объектов должностными лицами.

4. Практика в организации и проведении технического обслуживания комплекса ИТСО.

5. Практика в проведении инструктажей по требованиям безопасности.

Итак, в ходе изучения данной дисциплины рассматриваются и другие вопросы, необходимые для получения курсантами комплекса знаний, умений и навыков по руководству подразделением по охране объектов в мирное и военное время. Данные методические рекомендации способствуют углубленному изучению ИТСО. Со всеми вышеизложенными вопросами выпускник обязательно столкнется независимо от будущего места прохождения службы.

Заключение

Постоянное совершенствование комплексов ИТСО охраняемых объектов, а также поэтапный переход вузов войск национальной гвардии Российской Федерации на Федеральные государственные образовательные стандарты четвертого поколения приводят к тому, что к офицеру-выпускнику предъявляются все более строгие требования в отношении его профессионализма.

В существующем образовательном стандарте не в полной мере уделяется внимание вопросам профессиональной подготовки курсантов к их деятельности по обеспечению охраны объектов. Путем решения данного вопроса является изменение предметного содержания дисциплин, связанных с обеспечением охраны объектов, в подготовительном периоде на очередной учебный год, а также согласование запросов участников (заинтересованных сторон) образовательного процесса к итоговому качеству образования обучающихся.

Особым направлением в профессиональной подготовке курсантов является обеспечение охраны объектов и постигается оно путем углубленного изучения ИТСО. От того, насколько будущий офицер будет подготовлен грамотно использовать ИТСО при несении службы при охране объекта, будет зависеть надежность безопасной жизнедеятельности охраняемого объекта. Предлагаемые авторами должностные обязанности командира взвода при применении ИТСО при охране объектов, а также методические рекомендации способствуют углубленному изучению ИТСО. Внесение изменений в рабочую программу дисциплины «Эксплуатация инженерно-технических средств охраны и специальных средств инженерной службы» в соответствии с вышеуказанными методическими рекомендациями позволит повысить эффективность профессиональной подготовки курсантов к их будущей деятельности по обеспечению охраны объектов.

Перспективы дальнейшего исследования обозначенной в статье проблемы направлены на постоянное совершенствование способов и методов профессиональной подготовки курсантов к деятельности по обеспечению охраны объектов.

Источники | References

1. Андреев В. Б., Багишаев З. А. Анализ формирования инженерно-технической компетенции у обучаемых в военных институтах курсантов // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 3. № 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Белов С. В., Девисилов В. А. Концепция непрерывного образования в области БЖД // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2003. № 3.

3. Бережнова Л. Н., Шиленин Д. А. Социокультурная обусловленность изменений профессиональной подготовки курсантов военных институтов войск национальной гвардии // Научное мнение. 2019. № 7-8.

4. Золотовская Л. А., Чистяков А. Н. Инноватика как элемент содержательного наполнения программ подготовки специалистов в военном вузе // Инновационные процессы в гуманитарных и общественных науках: сб. науч. тр. по материалам международной научно-практической конференции (г. Белгород, 26 марта 2021 г.). Белгород: АПНИ, 2021.

5. Курилов А. В., Шиленин Д. А. Инновационные технологии в системе подготовки курсантов военных институтов войск национальной гвардии к охране объектов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2021a. № 4 (194).

6. Курилов А. В., Шиленин Д. А. Специальная подготовка курсантов в военно-профессиональном образовании // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2021b. № 9 (199).

7. Кутлыев Ю. В., Багишаев З. А. Технология реализации педагогической модели развития информационно -прогностических компетенций // Наука и школа. 2017. № 6.

8. Пушилин Е. А. Особенности служебно-боевой деятельности и специфика обучения курсантов в вузах внутренних войск МВД России // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. 2015. № 12-1 (45).

9. Шиленин Д. А. Инноватика подготовки будущих офицеров в военных институтах к охране объектов войск национальной гвардии // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: материалы XXII Международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, г. Тюмень, 1 января - 30 апреля 2021 г.) / отв. ред. Н. Н. Суртаева, С. В. Кривых, А. В. Кандаурова. СПб. - Тюмень: Тюменский областной государственный институт, 2021.

10. Шиленин Д. А. Историко-образовательные аспекты охраны объектов войсками национальной гвардии // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2019. № 1 (6).

11. Шиленин Д. А. Особенности подготовки отдельных категорий военнослужащих подразделений по охране важных государственных объектов // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2020. № 2 (11).

12. Яскуловский Д. Е. Системы охраны периметра важных объектов ЗАТО // Научный вестник Вольского военного института материального обеспечения: военно-научный журнал. 2016. № 1 (37).

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Шиленин Денис Александрович1 Гапонов Игорь Олегович2 Солощенко Дмитрий Петрович3

1 2 3 Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Shilenin Denis Alexandrovich1 Gaponov Igor Olegovich2 Soloshchenko Dmitry Petrovich3

1 2' 3 Saint-Petersburg Military Order of Zhukov Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation

1 shileninda@mail.ru, 2 gosha@kmtn.ru, 3 bikin77@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 12.11.2021; опубликовано (published): 28.12.2021.

Ключевые слова (keywords): охрана объектов; профессиональная подготовка; курсанты; военный институт войск национальной гвардии; protection of objects; professional training; cadets; Military Institute of National Guard troops.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.