Научная статья на тему 'Педагогическое мастерство и методы педагогического воздействия'

Педагогическое мастерство и методы педагогического воздействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1877
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / СТУДЕНТ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЦЕСС / СИСТЕМА / РЕЗУЛЬТАТ / МАСТЕРСТВО / ВЛИЯНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / TEACHER / STUDENT / EDUCATION / PROCESS / SYSTEM / RESULT / SKILL / EFFECT / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахимов Зокир Тоштемирович, Явкочдиева Дилафруз Эгамкуловна

В данной статье подчеркивается необходимость активизации образовательного процесса путем привнесения в свою деятельность передовых инноваций науки и техники, формирования и совершенствования педагогического мастерства в течение длительного опыта работы, постоянной работы на основе инноваций, подчеркивается, что методика педагогического воздействия состоит из системы инструментов, используемых для педагогической целенаправленной организации социально-полезной деятельности студентов, которые направлены на личность студента и стимулируют их поведение, интерпретируются вопросы о том, как радость от трудных и сложных задач становится источником творческого наслаждения, что положительно влияет на педагогическую деятельность, навыки педагога в процессе обучения, опыт работы, положение в качестве специалиста, методы педагогического воздействия, достаточный уровень овладения педагогической техникой.In this article, it is stated that today it is necessary for educators to carry out advanced innovations in science and technology through the educational process, the formation and improvement of pedagogical skills in the course of long-term work experience, the need to constantly work on the basis of innovations, the methodology of pedagogical influence consists of a system of tools, the interpretation of difficult and complex tasks was made on the basis of the fact that joy becomes a source of creative pleasure, this has a positive impact on pedagogical activity, on the skill of the educator in the educational process, on work experience, on his position in the quality of a specialist, on the methods of pedagogical influence, on sufficient possession of pedagogical.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое мастерство и методы педагогического воздействия»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО И МЕТОДЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 1 2 Рахимов З.Т. , Явкочдиева Д.Э. Email: Rakhimov1168@scientifictext.ru

1Рахимов Зокир Тоштемирович - доктор философии по педагогическим наукам, доцент,

заведующий кафедрой; 2Явкочдиева Дилафруз Эгамкуловна - соискатетель,

кафедра профессионального образования, Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье подчеркивается необходимость активизации образовательного процесса путем привнесения в свою деятельность передовых инноваций науки и техники, формирования и совершенствования педагогического мастерства в течение длительного опыта работы, постоянной работы на основе инноваций, подчеркивается, что методика педагогического воздействия состоит из системы инструментов, используемых для педагогической целенаправленной организации социально-полезной деятельности студентов, которые направлены на личность студента и стимулируют их поведение, интерпретируются вопросы о том, как радость от трудных и сложных задач становится источником творческого наслаждения, что положительно влияет на педагогическую деятельность, навыки педагога в процессе обучения, опыт работы, положение в качестве специалиста, методы педагогического воздействия, достаточный уровень овладения педагогической техникой.

Ключевые слова: педагог, студент, образование, процесс, система, результат, мастерство, влияние, формирование.

PEDAGOGICAL SKILLS AND METHODS OF PEDAGOGICAL

INFLUENCE Rakhimov Z.T.1, Yavkochdieva D.E.2

1Rakhimov Zokir Toshtemirovich - Doctor of Philosophy in Pedagogical Sciences, Associate Professor,

Head of the Department; 2Yavkochdieva Dilafruz Egamkulovna - Researcher, DEPARTMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION, KARSHI ENGINEERING AND ECONOMIC INSTITUTE, KARSHI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in this article, it is stated that today it is necessary for educators to carry out advanced innovations in science and technology through the educational process, the formation and improvement of pedagogical skills in the course of long-term work experience, the need to constantly work on the basis of innovations, the methodology of pedagogical influence consists of a system of tools, the interpretation of difficult and complex tasks was made on the basis of the fact that joy becomes a source of creative pleasure, this has a positive impact on pedagogical activity, on the skill of the educator in the educational process, on work experience, on his position in the quality of a specialist, on the methods of pedagogical influence, on sufficient possession of pedagogical.

Keywords: teacher, student, education, process, system, result, skill, effect, formation.

УДК 377; 037 (077)

Инновационные изменения в образовательном процессе, внедрение в систему каких-либо новшеств осуществляются непосредственно путем обновления и изменения деятельности

учителя. Обучение - невероятно сложный процесс. Эффективность образования зависит от активности педагога и студента-ученика, наличия образовательных средств, организационного, научного, методического совершенства образовательного процесса, потребности в знаниях людей в обществе и других еще не выявленных факторов [1, с. 265]. Педагогическое мастерство-это непрерывная работа на основе инноваций, которая формируется и совершенствуется в течение длительного времени. Педагоги постоянно вносят свой вклад в развитие образования, внедряя новшества в свою деятельность, что положительно сказывается на педагогической деятельности на их месте. Педагогическое мастерство педагога, являющегося активным участником образовательного процесса, свидетельствует о его личности, опыте работы, гражданском статусе, статусе в качестве специалиста, достаточном овладении им педагогической техникой, индивидуальности профессиональной деятельности.

На этапе развития нашего общества вопросы воспитания молодежи являются одной из самых актуальных задач, стоящих перед нами [2, с. 42]. Воспитание наших детей мудрыми, активными и трудолюбивыми, мужественными и смелыми в первую очередь зависит от родителей. Важным фактором формирования личности является совершенствование педагогического процесса, гуманизация, обеспечение независимости студента, эффективное использование возможностей технических средств в процессе обучения [3, с. 51]. Мы постараемся вооружить их самыми современными передовыми знаниями. Теперь необходимо создать новый принцип воспитания - технологию формирования важнейших качеств, которые будут служить интересам личности, государства, нации.

Особое внимание в истории педагогики и психологии всегда уделялось проблеме деятельности, которая является основой воспитания личности начиная с первых периодов ее становления [4, с. 49]. Методика педагогического воздействия представляет собой систему инструментов, используемых для организации социально-полезной деятельности учащихся педагогически целесообразным способом. Эти средства направлены на воспитывающую личность, стимулируют поведение учащихся, превращают их трудные и сложные задачи в источник творческого наслаждения, их личных переживаний.

Мастерство педагога проявляется непосредственно в профессионально -педагогической деятельности [5, с. 55]. Педагог должен стремиться к продуктивному общению со студентами, его результативности [4, с. 50]. Основными методами педагогического воздействия являются требование, перспектива, поощрение и наказание, общественное мнение.

Требование - очень распространенный на практике метод, обеспечивающий стимулирование или прекращение того или иного поведения путем проявления личного отношения педагога к воспитателю в процессе обучения и воспитания.

При требовании, являющемся методом педагогического воздействия, необходимо отличать друг от друга единые педагогические требования в качестве способа организации коллектива. Если единые педагогические требования обеспечивают содержание стимулирования социально полезной деятельности студентов и пути достижения единства действий педагогов и студентов при сплочении коллектива, то требование состоит из норм поведения и деятельности, поведения и способов осуществления деятельности студентов.

Перспектива - очень впечатляющий способ воздействия, который обеспечивает поведение студентов, способ поставить перед ними любопытные цели, которые становятся их личными устремлениями, интересами и положениями. Этот метод способствует развитию целеустремленности, которая является одним из важнейших качеств личности у студентов образовательного учреждения.

Поощрение и наказание - самый традиционный способ воспитания, обеспечивающий корректировку поведения студентов, то есть дополнительное стимулирование полезного поведения и прекращение нежелательного поведения воспитанников, с помощью которого они могут расширять или ограничивать свои права, оказывать на них моральное воздействие.

Поскольку метод поощрения и наказания носит специфический характер (об этом говорится в постановлении), его применение требует особой осторожности, чуткости и вежливости педагогов.

Общественное мнение - это мощный способ воздействия, обеспечивающий всестороннее и систематическое стимулирование социально полезной деятельности учащихся, более полное выполнение воспитательных функций коллектива. Этот метод способствует развитию социальной активности и сплоченности членов команды.

Как грамотный педагог-специалист должен уметь адекватно осваивать целенаправленные формы, методы и средства педагогического процесса и отношений [5, с. 56]. Прежде чем перейти к индивидуальному описанию методов педагогического воздействия, мы рассмотрим общие правила их успешного применения; необходимым условием эффективного использования методов педагогического воздействия является подлинное гуманизм отношения педагога к студентам. Методы педагогического воздействия-это не набор чистых профессиональных инструментов в руках тех, кто пренебрегает судьбой своих воспитанников, эти методы являются коллективными, а живыми отношениями живых людей, объединенных единым стремлением, общим вниманием.

Профессиональная зрелость, профессиональный опыт отражаются как интеграция знаний и навыков [6, с. 44]. Второе общее правило применения метода педагогического воздействия заключается в том, что данное правило должно быть разумно подготовлено, а его применение предполагает наличие условий для его осуществления.

Вооружить каждого молодого специалиста тщательными научно-теоретическими знаниями, применить полученные научные знания в практической деятельности, овладеть и навыками, воспитать, конечно, непросто [7, с. 14]. Процесс обучения будет неэффективным, если у студента нет интереса, желания и необходимости в освоении той или иной темы [8, с. 182]. Учитывая реальные возможности студентов, их способность выполнять работу, которую поощряет воспитатель, суть личного подхода к использованию средств педагогического воздействия.

Важную роль в формировании творческого настроения педагога перед предстоящим обращением со студентами играет стремление заранее обрести внешние формы выражения его эмоционального отношения к учебному материалу: это соответствующие жесты, мимика, тон речи [9, с. 66]. В общении со студентами крайне важно, чтобы человек мог вести себя самостоятельно. Плохое, неординарное настроение учителя на уроке сразу сказывается на творческом настроении общей группы, снижает эффективность совместной деятельности [9, с .67].

В заключение можно сказать, что успех правильного выбора и применения того или иного метода учебно-воспитательного процесса требует от педагога знания и учета педагогической ситуации. Педагогическая ситуация имеет свои особенности для методов педагогического воздействия.

Назовем определяющие условия, необходимые для успешного применения методов педагогического воздействия. Это прежде всего отношения педагога с воспитателем. Эти отношения не остаются постоянными, они развиваются и обогащаются в совместной деятельности в процессе взаимодействия.

Совершенно очевидно, что один из способов воздействия в товарищеских отношениях будет действенным, нейтральным или негативным (такие отношения могут быть) и будет нужен другой метод, другая форма.

Ведь овладение знаниями на основе мышления, анализа гарантирует их прочность, тщательность. Это также помогает повысить активность студентов в процессе обучения, развивать их умственную деятельность, такую как тщательное прослушивание уроков, анализ учебного материала, сравнение, заключение [10, с. 276].

Список литературы /References

1. Муслимов Н.А., Рахимов З.Т. Педагогические технологии как важный фактор повышения эффективности образования / European research: сборник статей XX Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение»,2019. С. 265

2. Рахимов З. Т. Активизация познавательной деятельности и развитие критического мышления студентов в процессе обучения. Научно-методический журнал «Проблемы современной науки и образования». Издательство «Проблемы науки», 2019. № 3 (136). С. 42.

3. Рахимов З.Т. Эффективность использования технологии совместного обучения в образовательном процессе. Научно-методический журнал «Вестник науки и образования». Издательство «Проблемы науки», 2019. № 4 (58). Часть 1. С. 51.

4. Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство как фактор обеспечения качества образовательного процесса. Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал «Среднее профессиональное образование», 2019. № 9. С. 49.

5. Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство и его важные компоненты в повышении эффективности образовательного процесса. Научно-методический журнал "Academy". Издательство «Проблемы науки». № 3 (42), 2019. С. 55.

6. Рахимов З.Т. Необходимость развития креативности в личности педагога / Приоритеты педагогики и современного образования: сборник статей V Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 44.

7. Рахимов З.Т., Хидирова Д.З. Педагогико-психологические аспекты психического состояния учителя в процессе обучения Современноеобразование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXVII Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 14.

8. Рахимов З.Т., Салимова Н.Ш., Келдиёрова М.Г. Обучение будущих учителей профессионального образования к применению интерактивных методов и технологий. Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 182.

9. Рахимов З.Т. Способы управления настроением и психическим состоянием педагога в процессе обучения. Издательство «Проблемы науки» журнал Вестник науки и образования, 2020. № 6 (84). Часть 1. С. 66.

10. Рахимов З.Т. Этапы применения технологий профессионально-ориентированного проблемного обучения. European Scientific Conference: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 276.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.