Научная статья на тему 'Педагогические и психологические опыты в практике применения педагогических технологий'

Педагогические и психологические опыты в практике применения педагогических технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ТЕХНОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ / ПРОЦЕСС / РЕЗУЛЬТАТ / ОБЩЕНИЕ / ОТНОШЕНИЕ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / TEACHER / TECHNOLOGY / EDUCATION / STUDENT / PROCESS / RESULT / COMMUNICATION / ATTITUDE / STIMULATION / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахимов Зокир Тоштемирович, Элчаев Зохид Ахматович

В статье отмечается, что применение педагогических технологий на практике связано с тем, что материальный, объективный аспект педагогического процесса всегда присутствует в сочетании с психическими процессами, один из которых не может существовать без другого, относится к какой-либо деятельности, но особенно к деятельности воспитателя. В частности, было признано, что отношение педагога к личности ученика это любовь к детям, забота об их судьбе, высокое доверие к личности, взаимодействие, отличная культура общения, добровольность и свобода, поощрение и исправление недостатков.The article notes that the use of pedagogical technologies in practice is due to the fact that the material, objective aspect of the pedagogical process is always present in combination with mental processes, one of which can not exist without the other, refers to any activity, but especially to the activities of the teacher and educator. In particular, it was recognized that the attitude of the teacher to the student's personality is love for children, concern for their fate, high trust in the individual, interaction, excellent communication culture, voluntary and freedom, encouragement and correction of shortcomings.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические и психологические опыты в практике применения педагогических технологий»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ В ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ТЕХНОЛОГИЙ

1 2

Рахимов З.Т. , Элчаев З.А. Email: Rakhimov688@scientifictext.ru

1Рахимов Зокир Тоштемирович - доктор философии по педагогическим наукам, доцент,

заведующий кафедрой, кафедра профессионального образования;

2Элчаев Зохид Ахматович - старший преподаватель,

кафедра иностранных языков, Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье отмечается, что применение педагогических технологий на практике связано с тем, что материальный, объективный аспект педагогического процесса всегда присутствует в сочетании с психическими процессами, один из которых не может существовать без другого, относится к какой-либо деятельности, но особенно к деятельности воспитателя. В частности, было признано, что отношение педагога к личности ученика - это любовь к детям, забота об их судьбе, высокое доверие к личности, взаимодействие, отличная культура общения, добровольность и свобода, поощрение и исправление недостатков. Ключевые слова: педагог, технология, образование, студент, процесс, результат, общение, отношение, стимулирование, формирование.

PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL EXPERIMENTS IN THE PRACTICE OF THE APPLICATION OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES Rakhimov Z.T.1, Elchaev Z.A.2

1Rakhimov Zokir Toshtemirovich - Doctor of Philosophy in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department, DEPARTMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION; 2Elchaev Zohid Ahmatovich - Senior Teacher, DEPARTMENT OF FOREIGN LANGUAGES,

KARSHI ENGINEERING AND ECONOMIC INSTITUTE, KARSHI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article notes that the use of pedagogical technologies in practice is due to the fact that the material, objective aspect of the pedagogical process is always present in combination with mental processes, one of which can not exist without the other, refers to any activity, but especially to the activities of the teacher and educator. In particular, it was recognized that the attitude of the teacher to the student's personality is love for children, concern for their fate, high trust in the individual, interaction, excellent communication culture, voluntary and freedom, encouragement and correction of shortcomings. Keywords: teacher, technology, education, student, process, result, communication, attitude, stimulation, formation.

УДК:377;077;(037)

На этапе развития нашего общества вопросы воспитания молодежи являются одной из самых актуальных задач, стоящих перед нами [4, c. 42]. Образование является основным фактором реформирования общества и его трансформации в

общество, более открытое для внешнего мира и ориентированное на новые технологии и знания [2, с. 177]. В системе непрерывного образования каждое образовательное учреждение и служащие в нем педагогические кадры, в соответствии с государственным заказом и социальным требованием, воспитанные в духе творческих, социально-активных, духовно-профессиональных, преданных народу национальных и общечеловеческих ценностей путем повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, внедрения в практику новейших достижений науки, способны мыслить творчески и самостоятельно, чувствовать свой долг и ответственность перед государством, обществом и семьей, воспитываться в духе национальных и общечеловеческих ценностей. Воспитание гармоничной личности, на их сознание и сердце возложена реализация таких важных задач, как впитывание идеи национальной независимости.

Эти требования являются важным фактором, отражающим процесс педагогического труда, деятельности, организуемый педагогом [5, с. 56]. Успешное решение этих задач неразрывно связано с использованием современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Педагогическая технология, основанная на создании факторов обучения, позволяет быстро вовлечь студентов в образовательную или образовательную производственную деятельность [6, с. 51]. Внедрение современных педагогических технологий в учебно-воспитательные процессы требует прежде всего гуманизации и демократизации педагогических отношений. Любая педагогическая технология, применяемая без установления таких отношений, не даст ожидаемого эффекта.

И исследователями, и практиками было доказано, что организация деятельности детей и осуществление воспитания - это сложные процессы [7, с. 49].

Студенты осваивают новые знания с помощью учителей [8, с. 274]. В общении со студентами крайне важно, чтобы человек мог вести себя самостоятельно [9, с. 90]. Сам процесс педагогического обучения усложняется рядом условий, в которых он проходит, условия обращения не оказывают существенного влияния на его характер в целом, на самом деле они во многом определяют профессиональную направленность обращения [10, с. 68]. Гуманизированное отношение педагога к личности ученика осуществляется за счет любви к детям, заботы об их судьбе, высокого доверия к личности, взаимного уважения, безупречной культуры общения, добровольности и свободы, поощрения и терпимости к недостаткам. Для достижения поставленной цели требуется активность и равенство всех участников учебного процесса.

Процесс обучения будет неэффективным, если у студента нет интереса, желания и необходимости в освоении той или иной темы [11, с. 182]. Знание личности студента, осознание его внутренних переживаний, мыслей, чувств, мечтаний, целей и жизненных устремлений обеспечивает методическую, психическую правильную организацию педагогического процесса [12, с. 15]. Специфика новых отношений, в отличие от традиционного образования, характеризуется самостоятельностью и направленностью учащихся к намеченным целям, совместной организацией учебной деятельности, учетом потребностей и мотивацией к свободному и активному труду, без запрета на творческую деятельность.

Практические действия, которые будут предприняты, помогут студентам добиться успеха, в определенной степени создать потребность в стремлении вперед, помочь им в некоторой степени развить свои познавательные способности [13, с. 44]. Педагогические технологии свидетельствуют о том, что запоминание, оживление знаний студентов в изучаемой области станет основой для освоения новых знаний [3, с. 266]. Новые педагогические отношения, возникшие в учебно-воспитательном процессе, требуют применения современных педагогических технологий. Для этого понадобится конкретные средства внедрения педагогических технологий. Они разнообразны. Глагол (разговорный, лекционный, разговорный, вопросительный, разговорный, информационный совет, консультация, наставление и т.д.),

новербальный (жест, выражающий или подчеркивающий определенный смысл с помощью движений рук и ног), визуальный (наглядные элементы-плакаты, таблицы, изображения, диаграммы, схемы, надписи и изображения, фотографии, раздаточные материалы, видео пластины, живые и неодушевленные предметы, различные предметы и т.д.), аудио (магнитные записи, лингофоны и радио-инструменты, музыка и речевые произведения и т.д.), природные (человек, животное, такие средства, как растения, машины и механизмы, оборудование, сооружения и т.д.), учебная техника (книги, атласы, карты, реактивы и т.д.), различаются и широко используются как по отдельности, так и в смешанном виде.

Это означает, что будущие взаимодействия, планируемые методы обучения, организационные формы должны основываться на социально-психологической основе, привлекать внимание студентов, которые будут необходимы для проведения урока [1, с. 97].

Механизм внедрения новых технологий в образовательный процесс заключается в следующем:

1. Ознакомление педагогического коллектива с основами новой педагогической технологии лекция.

2. Определить команду педагогов, которые хотят работать на основе новых технологий. Через них передать учителям цель, суть которой заключается в применении педагогической технологии.

3. Провести следующую организационную работу по подготовке учителей, желающих работать на основе новых педагогических технологий:

- семинар;

- тренинг;

- индивидуальные консультации;

- организация показных занятий.

4. Контроль за работой разработчиков на основе новых технологий, проведение наблюдений и анализов, оказание методической помощи. Услышать их отчеты.

5. Организация выступлений учителей, работающих на основе новых педагогических технологий, в методических советах, педагогических советах.

6. Организовать комнату дидактических материалов, инструментов, необходимых для работы по новой педагогической технологии.

7. Раскрыть преимущества работы по новой технологии, ее поддержку со стороны учащихся, родителей, педагогического коллектива.

8. Формирование инновационной педагогической команды из прогрессивных, инновационных педагогов.

9. Обеспечение непрерывности обновления.

Каждое образовательное учреждение может самостоятельно планировать стратегию и тактику внедрения педагогической технологии в соответствии с общедагогической подготовкой, пожеланиями своего педагогического коллектива.

Для внедрения педагогических технологий с преподавателями проводятся следующие организационные мероприятия:

- индивидуальная работа (в образовательном учреждении, библиотеке, на дому, на просветительских мероприятиях);

- работа в паре (в учебном заведении);

- работа в малых группах (в учебно-воспитательных учреждениях, территориальных организациях);

- работа в больших группах (в региональном масштабе).

В практике также часто используются такие мероприятия, как обмен опытом, популяризация передовой педагогической деятельности, участие в конференциях, организация интерактивных занятий и др.

В них должны соблюдаться следующие процедуры и инструкции:

- соблюдение режима времени;

- эффективное использование времени;

- расчет с чужим мнением;

-уважение к опыту и отзывам других, сотрудничество и солидарность;

- широкий характер и не критиковать, не обижать;

- отзывчивость;

-изложение идеи точно и сосредоточение внимания на мнениях других;

- подчинение ситуации свободного обсуждения;

- искренность и беспристрастность во взаимоотношениях и так далее.

При практическом применении педагогических технологий целесообразно учитывать некоторые педагогические и психологические опыты.

Для того, чтобы усвоение зависит от индивидуальных особенностей личности, необходимо организовать учебный процесс на основе дифференцированного подхода, сосредоточить внимание, тренировать память, воспитывать характер, широко использовать индивидуальный метод получения информации.

Положительным результатом является широкое использование на практике методов интенсивного учета и совершенствования учебной деятельности данных индивидуальной и психологической диагностики личности, а также подчиненность рейтинговой системе при проверке и контроле за процессом усвоения получателями знаний. В процессе обучения и воспитания изучаются биологические, физиологические, генетические, социальные (социальные) аспекты личности, внедряется механизм организации и обучения педагогических мероприятий, которые, в первую очередь, улучшают показатели эффективности, а затем качества.

Широкое внедрение нетрадиционных организационных мероприятий наряду с традиционными представлениями о типах занятий ведет к значительному развитию обучающихся. Такие изменения дают ощутимый результат в количественном и качественном разрезе, за единицу времени. В педагогическом опыте доказано, что увеличение результатов усвоения за счет упражнений происходит за счет зрительных и слуховых ощущений.

При проведении внеклассной работы с основной организационной формой обучения-уроком и его непрерывным и содержательным продолжением-эффективность и качество образования повышаются пропорционально. В этом большое значение имеет мотивация. Мотивация-это совокупность различных причин, направленных (мотивирующих) на обучение человека, овладение навыками а также на социально-полезный труд.

Соотношение информации, полученной и разработанной с помощью 5-ти чувствительных органов, в процессе формирования знаний у человека выглядит следующим образом:

Через зрительный -80-85% Через слуховой проход-9-13% Через паховую область-2,5-3,5% Через чувствительность кожи-1,5-3% Через вкусовые рецепторы-1-2% Всего-до 100%.

Через 2 недели после получения информации, полученной и обработанной с участием различных органов чувств, запоминаются следующие суммы: Прочитанные -10% Прослушанные -20% Увиденное -30% Увиденное и услышанное-50% Говорящие - 80%

Говорящие и практикующие - 90%.

Многие обучающие и воспитательные операции, такие как забвение, вставка в память, запоминание частей, механическое или осознанное запоминание, упражнения

памяти, суггестопедия (психическое воздействие одного человека на другого), суггестия (лат.-убеждение), гипнопедия (обучение во сне), связанные с запоминанием и усвоением, также быстро проникают в педагогическую систему.

Таким образом, существует множество организационно - методических проблем, связанных с применением педагогических технологий, которые сегодня, безусловно, следует учитывать. Это вопросы, связанные с профессиональным потенциалом и методическими навыками учителя, познавательным образованием, учебно-методическим обеспечением, повышением квалификации и осведомленностью о мировом педагогическом опыте, гражданской ответственностью, расширяющимся миром информации, материальными и просветительскими возможностями образовательных учреждений, мировоззренческими показателями контингента обладателей знаний и профессий. Прежде всего, под лозунгом широкого использования современных педагогических технологий, а также под предлогом внедрения инновационных технологий-не отказываться от традиционных методов обучения, которые успешно проходят тест истории и общественной жизни и живут.

Список литературы /References

1. Амиров Н.И., Раджапова Л.Т. Пути формирования культуры педагогической коммуникации. Научно-методический журнал «Проблемы педагогики», 2020. № 2 (47). С. 97.

2. Амиров Н.И., Бахридинова Д.М., Келдиёрова М.Г. Необходимость развития креативно-творческих способностей у педагогов ADVANCED SCIENCE: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 177.

3. Муслимов Н.А., Рахимов З.Т. Педагогические технологии как важный фактор повышения эффективности образования European Research: сборник статей XX Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 266.

4. Рахимов З.Т. Активизация познавательной деятельности и развитие критического мышления студентов в процессе обучения. Научно-методический журнал / Проблемы современной науки и образования. Издательство «Проблемы науки», 2019. № 3 (136). С. 42.

5. Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство и его важные компоненты в повышении эффективности образовательного процесса. Научно-методический журнал "Academy" Издательство «Проблемы науки» № 3 (42), 2019. С. 56.

6. Рахимов З.Т. Эффективность использования технологии совместного обучения в образовательном процессе. Научно-методический журнал / Вестник науки и образования Издательство «Проблемы науки», 2019. № 4 (58). Часть 1. С. 51.

7. Рахимов З.Т. Педагогическое мастерство как фактор обеспечения качества образовательного процесса. Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал «Среднее профессиональное образование», 2019. №9. С. 49.

8. Рахимов З.Т. Этапы применения технологий профессионально-ориентированного проблемного обучения. European Scientific Conference: сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 274.

9. Рахимов З.Т. Педагогическая техника как составная часть педагогического мастерства. Научно-методический журнал Проблемы педагогики, 2020. № 2 (47). С. 90.

10. Рахимов З.Т. Способы управления настроением и психическим состоянием педагога в процессе обучения. Издательство «Проблемы науки» журнал Вестник науки и образования, 2020. № 6 (84). Часть 1. С. 68.

11. Рахимов З.Т., Салимова Н.Ш., Келдиёрова М.Г. Обучение будущих учителей профессионального образования к применению интерактивных методов и технологий. Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2019. С. 182.

12. Рахимов З.Т., Хидирова Д.З. Педагогико-психологические аспекты психического состояния учителя в процессе обучения. Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXVII Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 15.

13. Рахимов З.Т. Необходимость развития креативности в личности педагога / Приоритеты педагогики и современного образования: сборник статей V Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.