Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ШКОЛЬНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ШКОЛЬНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
137
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федорова Ю.А., Набиева А.Р.

В статье представлен анализ исследования взаимосвязи школьной успеваемости и тревожности у подростков. Приведены результаты констатирующего эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ШКОЛЬНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ»

УДК 371.78

Федорова Ю.А., к.п.н., доцент Набиева А.Р. студент ФГБОУВО «БГПУ им. М. Акмуллы» (Уфа, Россия)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ШКОЛЬНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье представлен анализ исследования взаимосвязи школьной успеваемости и тревожности у подростков. Приведены результаты констатирующего эксперимента.

Ключевые слова: школьная успеваемость, тревожность, подростковый возраст.

В научных кругах встречаются различные определения тревожности, хотя, в большом количестве исследований, все они сходятся во мнении о необходимости рассматривать данное понятие разграничено - как моментное состояние и как характеристику личности. Исследования показывают, что психологи на протяжении многих лет проявляют особый интерес к изменению личности подростков, к формам проявления тревожности за время обучения. В последнее время различными исследователями был проведен ряд работ, затрагивающих эту проблему в подростковом возрасте (И.С. Кон, В.В. Королёв, А.П. Краковский, А.Е. Личко, Р.С. Немов, А.М. Прихожан, В.Б. Тарабаева, Д.И. Фельдштейн, З.Фрейд и др.).

А.М. Прихожан считает, что тревожность - это испытывание экспансивного опасения, сопряженного с ожиданием неприятных ситуаций, с предчувствием надвигающейся опасности. Существует несоответствие между ней как эмоциональным состоянием и как устойчивой характеристикой личности [3; 36].

По мнению В.В. Суворовой, тревожность - это психическое состояние внутреннего опасения, неуравновешенности. Которое не всегда может иметь предмет (в отличие от страха) и зависеть от личностных особенностей, приобретающих свою роль в контексте индивидуального опыта. Она определяет тревожность как негативный комплекс эмоций, в которых преобладает физиологический аспект.

Согласно понятию Р.С. Немова, тревожность - это константная или проявляющаяся в зависимости от ситуации характеристика личности испытывать высокий дискомфорт, тревогу и страх в конкретных ситуациях [2;47].

Тревожность подростка часто не даёт ему нормально жить, а также нередко вызывает нарушение взаимоотношений с окружающими. Такую тревогу часто испытывают часто школьники, которые хорошо учатся, и несут ответственность за свою учёбу, общественную жизнь и школьную дисциплину [1;29].

Таким образом, мы решили исследовать взаимосвязь различных видов тревожности со школьной успеваемостью у подростков и для этого использовали следующий метод -Корреляционный анализ Спирмена. Для этого была проанализирована динамика успеваемости учеников по школьным журналам за 1-3 четверти и выявлено её среднее значение. Кроме этого были использованы следующие методики исследования: тест школьной тревожности Филлипса и методика «Шкала тревоги Ч.Д. Спилбергера» -адаптация Ю.Л. Ханина.

Выборка состояла из 30 учеников 9 классов, МБОУ СОШ №4, с. Верхнеяркеево, Илишевского р-на, Республики Башкортостан.

Анализируя успеваемость, был выявлен различный уровень успеваемости, который соответствует определенному типу и уровню тревожности у исследуемых респондентов данной выборки. Отличники составляют 16,67% (5 чел.), ударники - 46,67% (14 чел.), троечники -36,67% (11 чел.).

Далее в Таблице 1 подведены итоги исследования связи между тревожностью и успеваемостью среди учеников средних классов МБОУ СОШ №4, с. Верхнеяркеево с помощью корреляционного анализа Спирмена, STATISTICA.

Таблица 1.

Ранговые корреляции Спирмена.

Методики Среднее значение успеваемости

«Шкала тревоги Ч.Д. Спилбергера» -адаптация Ю.Л. Ханина Ситуативная тревожность 0,1223

Личностная тревожность 0,2051

Тест школьной тревожности Филлипса Общая тревожность в школе 0,0863

Переживание социального стресса -0,0774

Фрустрация потребности в достижении успеха -0,0518

Страх самовыражения -0,0078

Страх ситуации проверки знаний 0,0997

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих 0,0616

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу -0,0973

Проблемы и страхи в отношениях с учителями -0,0871

*Отмеченные корреляции значимы на уровнеp <0,05

Полученные данные меньше критических значений. Они не попадают в уровень значимости.

Для более наглядного примера из исходных данных построим Диаграмму 1, на которой выделим показатели корреляции по двум методикам. Связь будет наблюдаться там, где результаты корреляционной связи превышают значение р005=0,361.

Диаграмма 1.

Результаты данных

*Шкалы описаны в таблице выше

Анализируя результаты, мы констатируем об отсутствии связи между школьной успеваемостью и уровнем тревожности.

Следовательно, взаимосвязь между показателем успеваемости и уровнем тревожности в подростковом периоде не обнаружена. Для дальнейшего изучения взаимосвязи, необходимо изучить влияние тревожности на другие показатели деятельности человека. И проверить наличие их взаимосвязи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст]. -Москва: Академия, 2010. -190 с.

2. Немов Р.С. Психология [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2012. -430 с.

3. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. -1998. - №2. - С.35-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.