Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА У ПОДРОСТКОВ ПРИШЛОГО НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИИ С РАЗЛИЧНЫМ ЛАТЕРАЛЬНЫМ ФЕНОТИПОМ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА У ПОДРОСТКОВ ПРИШЛОГО НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИИ С РАЗЛИЧНЫМ ЛАТЕРАЛЬНЫМ ФЕНОТИПОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
60
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ / УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС / ШКОЛЬНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чмыхало С.В., Зайцева О.И.

Работа посвящена изучению эмоционального статуса подростков г. Абакана в зависимости от различных латеральных фенотипов. В данной работе показано, что для подростков пришлого (городского) населения с правосторонним и смешанным латеральными фенотипами характерен нормальный уровень тревожности. Также было отмечено, что большая часть обследованных подростков учатся на «хорошо». Между успеваемостью и тревожностью учащихся есть слабая обратная пропорциональная связь: чем выше школьная тревожность, тем успеваемость подростков становится ниже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чмыхало С.В., Зайцева О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC OF EMOTIONAL STATUS IN ADOLESCENTS OF THE NEW POPULATION OF THE REPUBLIC OF KHAKASIA WITH DIFFERENT LATERAL PHENOTYPES

The work is devoted to the study of the emotional status of adolescents in Abakan, depending on various lateral phenotypes. This work shows that adolescents of the newcomer (urban) population with right-sided and mixed lateral phenotypes are characterized by a normal level of anxiety. It was also noted that most of the surveyed adolescents study well. There is a weak inverse proportional relationship between student performance and anxiety: the higher school anxiety, the lower the performance of adolescents becomes.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА У ПОДРОСТКОВ ПРИШЛОГО НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИИ С РАЗЛИЧНЫМ ЛАТЕРАЛЬНЫМ ФЕНОТИПОМ»

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА У ПОДРОСТКОВ ПРИШЛОГО НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИИ С РАЗЛИЧНЫМ

ЛАТЕРАЛЬНЫМ ФЕНОТИПОМ

С.В. Чмыхало1, студент

О.И. Зайцева2, д-р. мед. наук, доцент

^Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Россия, г. Абакан)

2НИИ медицинских проблем Севера ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук»

(Россия, г. Красноярск)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-7-169-175

Аннотация. Работа посвящена изучению эмоционального статуса подростков г. Абакана в зависимости от различных латеральных фенотипов. В данной работе показано, что для подростков пришлого (городского) населения с правосторонним и смешанным латеральными фенотипами характерен нормальный уровень тревожности. Также было отмечено, что большая часть обследованных подростков учатся на «хорошо». Между успеваемостью и тревожностью учащихся есть слабая обратная пропорциональная связь: чем выше школьная тревожность, тем успеваемость подростков становится ниже.

Ключевые слова: подростки, полушарная асимметрия, уровень тревожности, эмоциональный статус, школьная успеваемость.

Особенность головного мозга человека - это функциональная межполушарная асимметрия мозга (ФМА). Для неё характерно определение адаптационных свойств личности, устойчивость всего организма к утомлению, способность к определенному роду умственной деятельности и отражению доминирующего способа её организации, а также психоэмоциональный фон поведения человека в различных ситуациях. Психоэмоциональный статус характеризует психическую активность человека в соотношении и взаимодействиями с различными факторами среды [1, 3, 5, 6].

Одними из наиболее чувствительных к различным изменениям среды, являются подростки. В первую очередь рассматривается их тревожность [4].

Актуальность данного исследования заключается в том, что более уязвимая категория школьников в плане психоэмоциональных расстройств является группа подростков (9-11 классы). При раннем выявлении и своевременной коррекции психоэмоциональных расстройств у подросткового населения идет улучшение жизнен-

ных показателей, улучшение учебного процесса, а также индивидуального развития подростка.

Именно 75% пациентов амбулаторного поликлинического приема - это пациенты с нарушениями психосоматического статуса [7].

Цель: изучить психоэмоциональный статус подростков городского населения республики Хакасии и выявить взаимосвязи с уровнем обучения.

Материалы и методы исследования. Обследование проходило на базе МБОУ СОШ №25 и МБОУ СОШ №12 г. Абакана, Республика Хакасия. Всего был обследован 91 школьник (50 девушек и 41 юноша), с 9 по 11 классы, от 15 до 18 лет.

Сенсомоторную асимметрию оценивали при помощи экспериментальных проб, предложенных Н.Н. Брагиной и Т А. Доброхотовой (1988) [2, 6].

Для оценки тревожности школьников были применены методика Ч.Д. Спилбер-гера на выявление личностной и ситуативной тревожности (адаптирована на рус-

ский язык Ю.Л. Ханиным) и теста «Шкала тревожности» Р. Кондаша.

Обработка результатов проводилась с помощью пакетов прикладных программ Microsoft Office (Microsoft Excel) и STA-TISTICA 8.0. Результаты представлены в виде сравнительного анализа частот с помощью критерия х2 Пирсона, для сравнения нескольких независимых выборок для многопольных таблиц. Для проверки меры линейной связи между случайными величинами использовании непараметрический коэффициент корреляции Спирмена. Статистически значимыми считали различия с достоверностью 95%.

Результаты исследования. Большее количество школьников имеет правосторонний латеральный фенотип, причем девушек больше (31 человек (34,1%)), чем

Большинство учащихся имеют хорошую успеваемость. Для учащихся с правосторонним латеральным фенотипом на «хорошо» учится 31 человек (34,1%). Меньшее количество учатся на «удовлетворительно» - 17 человек (18,7%). Наименьшее число «отличников», их 8 человек (8,8%).

Со смешанным латеральным фенотипом учатся на «хорошо» 13 человек (14,3%), на «удовлетворительно» - 8 человек (8,8%), а на «отлично» - 5 человек (5,5%). Статистическая значимость имеется только между такими группами, кто учится на «хорошо» и «отлично» (табл. 2).

юношей (25 человек (27,5%)) (р 1=0,04). На втором месте по количеству идут подростки со смешанным латеральным фенотипом: больше юношей 14 человек (15,4%) (р2=0,03), чем девушек 12 человек (13,2%).

На третьем месте подростки с левосторонним латеральным фенотипом. Здесь количество девушек больше 4 человек (4,4%), чем юношей 2 человек (2,2%). Статистической значимости нет (р3=0,6) (табл. 1).

Проанализировав результаты латерального фенотипа среди юношей и девушек среди двух школ, можно сказать, что преобладает правосторонний латеральный фенотип. Меньшее количество учащихся наблюдалось в группе смешанного фенотипа. Наименьшая группа - амдибек-стральный фенотип.

Для подростков с амбидекстральным фенотипом наименьшее число учащихся с удовлетворительной успеваемостью 1 человек (1,1%), а с хорошей - 2 человека (2,2%). Все подростки с левосторонним латеральным фенотипом учатся на «хорошо» - 6 человек (6,6%) (табл. 2).

Большинство учащихся в каждой группе по латеральному фенотипу имеют хорошую успеваемость. Меньшее количество учащиеся с удовлетворительной успеваемостью, и наименьшее - ученики в группе «отличников».

Таблица 1. Частота распределения латерального фенотипа среди подростков города Абакана с учетом гендерных различий__

Латеральный фенотип Юноши Девушки 2 Статистическая значимость по х (P)

Правосторонний 25 (27,5%) 31 (34,1%) P1=0,04

Смешанный 14 (15,4%) 12 (13,2%) P2=0,03

Амбидекстральный 0 (0%) 3 (3,3%) -

Левосторонний 2 (2,2%) 4 (4,4%) P3=0,6

Примечание: Р1 — уровень статистической значимости между юношами и девушками с правосторонним латеральным фенотипом; Р2 — уровень статистической значимости между юношами и девушками со смешанным латеральным фенотипом; Р3 — уровень статистической значимости между юношами и девушками с левосторонним латеральным фенотипом.

Таблица 2. Характеристика успеваемости подростков городского населения с учетом

латерального фенотипа

Латеральный фенотип Удовлетворительно Хорошо Отлично Статистическая значи- 2 мость по X (P)

[1] [2] [3]

Правосторонний 17 (18,7%) 31 (34,1%) 8 (8,8%) P1-2=0,01 P2-3<0,05 P1-3=0,03

Смешанный 8 (8,8%) 13 (14,3%) 5 (5,5%) P2-3=0,01

Амбидекстральный 1 (1,1%) 2 (2,2%) 0 P1-2=0,6

Левосторонний 0 6 (6,6%) 0 -

Примечание: P1-2 — уровень статистической значимости между хорошей и удовлетворительной успеваемостью подростков; P2-3 — уровень статистической значимости между хорошей и отличной успеваемостью подростков; P1-3 — уровень статистической значимости между удовлетворительной и отличной успеваемостью подростко

Следующим исследованием стали тесты на выявление у испытуемых нескольких типов тревожностей по шкале Кондаша. Тест включает несколько типов тревожности: школьная тревожность (ШТ), самооценочная тревожность (СТ), межличностная тревожность (МТ) и общая тревожность (ОТ).

Для подростков с правосторонним латеральным фенотипом выявилось 42 человека (46,2%) с нормальной ШТ. Чрезвычайно низкая ШТ оказалась у 5 человек (5,5%) (р1-2 = 0,01), а немного повышенная ШТ - 9 человек (9,9%) (р2-3 < 0,05) (Таблица 3).

В группе подростков со смешанным латеральным фенотипом большее количество человек с нормальной ШТ - 19 человек (20,9%). Учащихся с чрезвычайно низкой ШТ меньше (5 человек (5,5%)) (р1-2 = 0,04), чем школьников с нормальной ШТ. А немного повышенная ШТ наблюдалась у 2 человек (2,2%) (р2-3 < 0,05) (табл. 3).

Большая часть подростков имеет нормальную школьную тревожность во всех латеральных фенотипов. Наибольшее число с нормальной ШТ у школьников с правосторонним латеральным фенотипом.

Таблица 3. Характеристика показателей школьной тревожности у подростков г. Абакана по методу Кондаша с учетом латерального фенотипа _

Латеральный фенотип ШТ чрезвычайно низкая ШТ норма ШТ немного повышена Статистическая значимость 2 по X (P)

[Ц [21 [31

Правосторонний 5 (5,5%) 42 (46,2%) 9 (9,9%) P1-2=0,01 P2-3<0,05

Смешанный 5 (5,5%) 19 (20,9%) 2 (2,2%) P1-2=0,04 P2-3<0,05

Амбидекстральный 1 (1,1%) 2 (2,2%) 0 P1-2=0,6

Левосторонний 0 6 (6,6%) 0 -

Примечание: ШТ — школьная тревожность; P1-2 — уровень статистической значимости между ШТ чрезвычайно низкой и ШТ нормой; P2-3 — уровень статистической значимости между ШТ нормой и ШТ немного повышенной; P1-3 — уровень статистической значимости между ШТ немного повышенной и ШТ чрезвычайно низкой

Из таблицы 4 видно, что для подростков с правосторонним фенотипом большее количество с чрезвычайно низкой СТ - 27 человек (29,7%). На втором месте в этой группе учащиеся с нормальной СТ - 24 человека (26,4%), их меньше, чем учащиеся с чрезвычайно низкой СТ. Наименьшее количество в группе с немного повышенной СТ - 5 человек (5,5%) (р2-3<0,05).

Большая часть школьники со смешанным фенотипом имеет нормальную СТ 17

человек (18,9%) (р1-2 = 0,04).Меньше в группе с чрезвычайно низкой СТ - 5 человек (5,5%). И всего 1 школьник (1,1%) в группе с немного повышенной СТ (р2-3 = 0,02) (табл. 4).

Большая часть учащихся имеет нормальную СТ, кроме учащихся с правосторонним и амбидекстральным фенотипами. Наименьшее количество наблюдалось в группе с немного повышенной СТ.

Таблица 4. Характеристика показателей самооценочной тревожности у подростков

г. Абакана по методу Кондаша с учетом латерального ( )енотипа

Латеральный фенотип СТ чрезвычайно низкая СТ норма СТ немного повышена Статистическая 2 значимость по % (Б)

[1] [2] [3]

Правосторонний 27 (29,7%) 24 (26,4%) 5 (5,5%) P2-3=0,02 P1-3=0,03

Смешанный 8 (8,8%) 17 (18,9%) 1 (1,1%) P1-2=0,04 P2-3=0,02

Амбидекстральный 2 (2,2%) 1 (1,1%) 0 P1-2=0,6

Левосторонний 3 (3,3%) 3 (3,3%) 0 -

Примечание: СТ — самооценочная тревожность; Р1-2 — уровень статистической значимости между СТ чрезвычайно низкой и СТ нормой; Р2-3 — уровень статистической значимости между СТ нормой и СТ немного повышенной; Р1-3 — уровень статистической значимости между СТ немного повышенной и СТ чрезвычайно низкой

В таблице 5 можно увидеть, что учащиеся с праволатеральным фенотипом в группе с нормальной МТ подростков больше (41 человек (45,1%)), чем в остальных группах с чрезвычайно низкой МТ 9 человек (9,9%) (р1-2 = 0,04), и с немного повышенной МТ - 6 человек (6,6%) (р2-3 < 0,05).

Для подростков со смешанным фенотипом в группе нормальной МТ больше (22 человека (24,2%)), чем в группе с немного повышенной МТ - 4 человека (4,4%). Име-

ется статистическая значимость (р2-3 = 0,01). Для учащихся с амбидекстральным и левосторонними фенотипами было выявлено нормальная МТ, 3 человека (3,3%) и 6 человек (6,6%) соответственно (Таблица 5). Для подростков со смешанным фенотипом в группе нормальной МТ больше (22 человека (24,2%)), чем в группе с немного повышенной МТ - 4 человека (4,4%). Имеется статистическая значимость (р2-3 = 0,01) (табл. 5).

Таблица 5. Характеристика показателей межличностной тревожности у подростков

г. Абакана по методу Кондаша с учетом латерального фенотипа

Латеральный фенотип МТ чрезвычайно низкая МТ норма МТ немного повышена Статистическая 2 значимость по %

[1] [2] [3]

Правосторонний 9 (9,9%) 41 (45,1%) 6 (6,6%) P1-2=0,04 P2-3<0,05

Смешанный 0 22 (24,2%) 4 (4,4%) P2-3=0,01

Амбидекстральный 0 3 (3,3%) 0 -

Левосторонний 0 6 (6,6%) 0 -

Примечание: МТ — межличностная тревожность; Р1-2 — уровень статистической значимости между МТ чрезвычайно низкой и МТ нормой; Р2-3 — уровень статистической значимости между МТ нормой и МТ немного повышенной; Р1-3 — уровень статистической значимости между МТ немного повышенной и МТ чрезвычайно низкой

Следующим исследованием стали тесты на выявление у испытуемых нескольких типов личностной и ситуационной тре-вожностей по шкале Ч.Д. Спилбергера.

Наибольшее количество подростков имеет умеренную СТ: с правосторонним фенотипом 37 человек (40,6%), со смешанным - 14 человек (15,4%), с амби-декстральным фенотипом все выявленные

школьники - 3 человека (3,3%), с левосторонним - 5 человек (5,5%) (табл. 6).

На втором месте подростки с низкой СТ: с правосторонним фенотипом 13 человек (14,3%), со смешанным - 9 человек (9,9%), а с левосторонним всего 1 человек (1,1%). Высокая СТ наблюдалась в школьников с правосторонним фенотипом - 6 человек (6,6%), и со смешанным - 3 человека (3,3%) (табл. 6).

Таблица 6. Характеристика показателей ситуативной тревожности среди подростков

Латеральный фенотип СТ низкая СТ умеренная СТ высокая Статистическая зна- 2 чимость по X (P)

[1] [2] [3]

Правосторонний 13 (14,3%) 37 (40,6%) 6 (6,6%) P1-2=0,02 P2-3=0,01

Смешанный 9 (9,9%) 14 (15,4%) 3 (3,3%) P2-3<0,05 P1-3=0,04

Амбидекстральный 0 3 (3,3%) 0 -

Левосторонний 1 (1,1%) 5 (5,5%) 0 P1-2=0,08

Примечание: СТ — ситуативная тревожность; Pl-2 — уровень статистической значимости между СТ низкой и СТ нормой; P2-3 — уровень статистической значимости между СТ умеренной и СТ высокой; P1-3 — уровень статистической значимости между СТ высокой и СТ низкой

Наибольшее число подростков с правосторонним фенотипом выявилось в группе с умеренной ЛТ - 31 человек (34,1%). На втором месте учащиеся с высокой ЛТ, их 22 человека (24,2%) (р2-3 = 0,02). Наименьшее количество человек в этой группе с низкой ЛТ, всего 3 человека (3,3%) (р1-3 = 0,03). (табл. 7).

В группе со смешанным латеральным фенотипом количество высокой ЛТ больше (12 человек (13,2%)), чем с умеренной ЛТ (11 человек (12,1%)). Наименьшее ко-

личество у подростков с низкой ЛТ - 3 человека (3,3%). Статистическая значимость имеется между школьниками с низкой ЛТ и высокой ЛТ, а также с низкой ЛТ и умеренной ЛТ (табл. 7).

Большее количество подростков имеет умеренную ЛТ, за исключением учащихся со смешанным фенотипом, на первом месте в этой группе высокая ЛТ. Это говорит о том, что школьники в группе со смешанным фенотипом имеют большую склонность к личностной тревожности.

Таблица 7. Характеристика показателей личностной тревожности среди подростков

г. Абакана по методу Ч.Д ,. Спилбергеру с учетом латерального фенотипа

Латеральный фенотип ЛТ низкая ЛТ умеренная ЛТ высокая Статистическая 2 значимость по х (P)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1] [2] [3]

Правосторонний 3 (3,3%) 31 (34,1%) 22 (24,2%) P2-3=0,02 P1-3=0,03

Смешанный 3 (3,3%) 11 (12,1%) 12 (13,2%) P2-3=0,02 P1-3=0,03

Амбидекстральный 0 2 (2,2%) 1 (1,1%) P2-3=0,6

Левосторонний 0 3 (3,3%) 3 (3,3%) -

Примечание: ЛТ — ситуативная тревожность; P1-2 — уровень статистической значимости между ЛТ низкой и ЛТ нормой; P2-3 — уровень статистической значимости между ЛТ умеренной и ЛТ высокой; P1-3 — уровень статистической значимости между ЛТ высокой и ЛТ низкой

Следующим этапом работы было выявление взаимосвязи между уровнем обучения учащиеся с латеральным фенотипом и психоэмоциональным статусом (табл. 8).

Между латеральным фенотипом подростков и их успеваемостью корреляционная связь слабая прямо пропорциональная (г = 0,1), но нет статистически значимых результатов (р = 0,8), соответственно, латеральный фенотип не влияет на успеваемость (Таблица 8).

Корреляционная связь между успеваемостью и школьной тревожностью слабая обратно пропорциональная (г = - 0,21). Статистическая значимость имеется (р = 0,04). Можно сказать, что обратная связь между этими показателями присутствует: чем выше школьная тревожность, тем успеваемость подростков становится ниже (табл. 8).

Таблица 8. Результаты корреляционного анализа между успеваемостью, латеральным фенотипом и школьной тревожностью учащихся двух школ_

Показатели Латеральный фенотип Школьная тревожность

Успеваемость r = 0,1 p = 0,8 r = - 0,21 p = 0,04

Примечание: г - коэффициент корреляции Спирмана; р - уровень статистической значимости корреляции

Заключение. Таким образом, в эмоциональной сфере подростков с учетом их латерального фенотипа преобладал нормальный уровень тревожности в группах с правосторонним и со смешанным латеральными фенотипами. Это свидетельствует о том, что у подростков идет нормальное формирование психосоматического статуса.

В распределении латерального фенотипа с учетом пола выявилось, что большее количество учащихся с правосторонним фенотипом женского пола (девушки). В группе подростков со смешанным фенотипом преобладает мужской тип (юноши). Для левостороннего латерального фенотипа преобладает количество девушек. А в группе с амбидекстральным типом асимметрии мозга были только девушки.

Для подростков с латеральным фенотипом по успеваемости характерно, что во

Библиографический список

1. Мохова Ю.А. Пластичность головного мозга и нейрографика // Российский научно-педагогический журнал. - 2019. - Т. 10. - № 4. - С. 61-66.

2. Брагина Н.Н. Функциональные асимметрии человека // Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова // М.: Изд-во «Медицина», 1988. - 201 с.

3. Подольский А.Н. Психовегетативные реакции студентов с разными типами индивидуального профиля асимметрии мозга // Медицинские и фармакологические науки. -2013. - №4. - С. 1-7.

4. Калистратова А.А., Мартынова М.А. Взаимосвязь уровня рефлексивности и показателей тревожности в старшем школьном возрасте / А.А. Калистратова, М.А. Мартынова // Лесосибирский педагогический университет. - Лесосибирск, - 2014. - С. 1-3.

5. Сараева Н.М. Психологический статус человека как предмет исследования при анализе состояния психики людей в регионе экологического напряжения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2008. - С. 279285.

6. Зайцева О.И. Особенности распределения латерального фенотипа у школьников различных районов красноярского края / О.И. Зайцева, И.А. Петрова, Л.С. Эверт, С.Н. Деревцова, Т.А. Колодяжная // Современные исследования социальных проблем. -2012. - Т. 18. - №10.- С. 1-9.

7. Зорина И.Г. Особенности психоэмоционального состояния школьников в течение учебного года // Российский педиатрический журнал. - 2013. - №2. - С. 47-50.

всех группах по фенотипу учились на «хорошо» большее количество учащихся. Второе место по количеству подростков -учеба на «удовлетворительно», а на третьем - на «отлично». Также в группе подростков с хорошей успеваемостью наблюдалось большее количество правостороннего и смешанного латеральных фенотипов.

Взаимосвязь между латеральным фенотипом подростков и их успеваемостью слабая прямо пропорциональная, но не имеет статистической значимости. Соответственно, латеральный фенотип не влияет на успеваемость. Между успеваемостью и тревожностью связь слабая обратно пропорциональная: чем выше школьная тревожность, тем успеваемость подростков становится ниже.

CHARACTERISTIC OF EMOTIONAL STATUS IN ADOLESCENTS OF THE NEW POPULATION OF THE REPUBLIC OF KHAKASIA WITH DIFFERENT LATERAL

PHENOTYPES

S.V. Chmykhalo1, Student

O.I. Zaitseva2, Doctor of Medical Sciences, Associate Professor

1Khakass State University named after N.F. Katanova

(Russia, Abakan)

2Research Institute of Medical Problems of the North, Federal Research Center "Krasnoyarsk Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences"

(Russia, Krasnoyarsk)

Abstract. The work is devoted to the study of the emotional status of adolescents in Abakan, depending on various lateral phenotypes. This work shows that adolescents of the newcomer (urban) population with right-sided and mixed lateral phenotypes are characterized by a normal level of anxiety. It was also noted that most of the surveyed adolescents study well. There is a weak inverse proportional relationship between student performance and anxiety: the higher school anxiety, the lower the performance of adolescents becomes.

Keywords: adolescents, hemispheric asymmetry, level of anxiety, emotional status, school performance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.