Научная статья на тему 'Индивидуальный профиль латеральной организации и психолого-педагогические корреляты старших школьников'

Индивидуальный профиль латеральной организации и психолого-педагогические корреляты старших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
334
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киселев Владимир Дмитриевич, Молодых Евгения Сергеевна

В работе проводилась оценка связи индивидуального профиля латеральной организации (ИПЛО) с психологическими качествами личности старших школьников и их уровнем успеваемости. Корреляционный анализ позволил установить линейные и нелинейные связи между коэффициентами латерализации моторного и сенсорных признаков, психическими качествами (личностными и когнитивными) и успеваемостью среди учащихся старшего школьного возраста. На основании кластерного анализа даны психолого-педагогические описания имеющихся в выборке типов ИПЛО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL PROFILE OF LATERAL ORGANIZATION AND THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DESCRIPTIONS OF THE SENIOR SCHOOLCHILDREN

In the article the rating of connection of an individual profile of lateral organization (IPLO) with psychological qualities of the person of the senior schoolchildren and their level of progress was carried out. The correlation analysis has helped to establish linear and nonlinear connections between factors of lateralization of motor and sensory attributes, psychological qualities (personal and mental) and progress among the pupils of the senior school age. The psychological and pedagogical descriptions found out to types IPLO are given on the basis cluster analysis.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный профиль латеральной организации и психолого-педагогические корреляты старших школьников»

БИОЛОГИЯ

УДК 159.92:612.82+159.922.8

В,Д. Киселев. Е.С. Молодых

Индивидуальный профиль латеральной организации и психолого-педагогические корреляты старших школьников

В последнее время все больше внимания уделяется изучению латеральной организации мозга. Одной из постоянных индивидуальных типологических характеристик человека является профиль латеральной организации (ИПЛО). В основе ИПЛО лежит функциональная асимметрия мозга (ФАМ), которая формируется в результате неравнозначности работы правого и левого полушарий головного мозга. ИПЛО может быть охарактеризован сочетанием трех типов асимметрии: мануальной, слухоречевой, зрительной (рука - ухо - глаз) [1]. Многочисленные исследования показывают, что ИПЛО необходимо учитывать при решении широкого круга проблем, таких как профотбор, социальная адаптация, охрана психического здоровья.

Целью работы было установление устойчивых психологических характеристик среди лиц с разным ИПЛО старшего школьного возраста.

При исследовании психологической сферы использовались личностно-типологические методики (Г.Ю. Айзенка, Т. Лири, Р. Акоффа -Ф. Эмери, акцентуации характера), методики для определения объема кратковременной памяти, характеристик внимания (произвольность, переключаем ость, помехоустойчивость), уровня логического интеллекта, уровня тревожности (межличностной, самооценочной, школьной), а также шкала астении и нервнопсихического напряжения [2, 3]. Для обработки данных использовались статистические методы: методы вариационной статистики, корреляционный анализ, кластерный анализ. Достоверность отличий между группами определялась с помощью критерия Стьюдента.

Было обследовано 200 детей старшего школьного возраста среди учащихся школы-лицея и студентов медицинского колледжа.

Для установления характера связи между асимметриями, составляющими ИПЛО, и психическими качествами использовался корреляционный анализ

Достоверные линейные корреляционные связи установлены с помощью коэффициента Пирсона между коэффициентом правой руки (Кпр) и такими психическими качествами как экстраверсия, субъектоверсия, гипертимность, астения и нервно-психическое напряжение

(НПН), между коэффициентом правого уха (Кпу) и школьной тревожностью, между коэффициентом правого глаза (Кпг) и нейротизмом, астенией и НПН, дистимной акцентуацией, пе-реключаемостью и произвольностью внимания, настроением, межличностной тревожностью. Также коэффициенты латерализации коррелируют с успеваемостью по ряду предметов: Кпр с психологией; Кпг с математикой, анатомией; Кпу - с анатомией, микробиологией, генетикой, сестринским делом, психологией.

Все указанные выше линейные связи слабые (к = 0,31 - 0,35). В связи с более вероятной нелинейностью связей был использован метод корреляционных отношений.

Кпр достоверно нелинейно связана со следующими психическими качествами: астенией (к' = 0,48), НПН (к = 0,59), акцентуациями характера (гипертимной, тревожной, дистимной, педантичной, эмотивной, застревающей, демонстративной) (к = 0,31 - 0,52), уровнем экстраверсии (к = 0,62), нейротизма (к = 0,64), со многими шкалами опросника межличностных отношений Т. Лири (авторитарностью, эгоистичностью, агрессивностью, подчиненностью, дружелюбием, альтруистичностью) (к = 0,35 - 0,55), самочувствием, активностью, настроением, тревожностью (к = 0,30 -0,53), а также когнитивными качествами: памятью на числа и слова (к = 0,60 и к = 0,72), переключаемостью и помехоустойчивостью внимания (к = 0,42), уровнем логического интеллекта (к = 0,40), способностью выделять существенное (к = 0,65). Кпу, кроме перечисленного, достоверно коррелирует с памятью на образы (к = 0,43) и доминантностью (к = 0,40), а Кпг -с произвольностью внимания (к = 0,51).

Таким образом, исследование показало, что коэффициенты латерализации моторной и сенсорных асимметрий достоверно коррелируют с личностными и когнитивными характеристиками обследуемых учащихся, а также уровнем их успеваемости. Причем нелинейные корреляции разнообразнее и сильнее по сравнению с линейными корреляциями и позволяют установить характер их связи.

Однако полученные парные корреляции позволяют лишь установить наличие и характер

Таблица 1

Распределение когнитивных качеств личности среди кластеров

I Кластер I Память на числа Память ка образы Память на слова Псрсключасмосгь внимания Помехоустойчивость внимания Произвольность внимания Логический интеллект Способность выделять существенное

1 6,10*1,45 11,70*1,83 8,10*1,20 21.00i6.45 14,30*4,79 22,6*03,37 9,30*2,91 6.90*3,11

2 6,33*1,53 11,67*2,08 8,00*0.00 22,0*07.81 13,33*5.86 13,33*11.72 6,33*4,93 4,67*2.08

3 6,22* 1,72 11.67*1,32 9,33*1.58 22.8*95,46 16,33*5,10 22,78*1,64 7,56*3.78 6,44*2,19

4 6,00±0,7| 12,00*2.24 8.80*2,05 24.40*9.26 10,40*3,85 20,80*3,11 8,20*3,27 5,00*1,00

5 5.0010,00 12,83*1.72 9,33*1.03 20,3*34,84 10,00*2,19 22,67*2,25 4,33*3,50 4,17*1,17

6 7.60*2,07 9,00*4.74 9,40*1,34 31,20*8,32 10,80*1,30 22,2*02,17 10,40*5,59 5,20*1,30

7 6,86±1.95 12,14*1,68 8.86*1,46 25,86*6,09 15,43*3,41 22,71*1,98 9,57*2.51 4,29*1,60

связи между коэффициентами латерализации настроением и активностью, изменчивым са-и изучаемыми психическими качествами. Для мочувствием, нормальным уровнем межлично-установления устойчивых характеристик каж- стной и самооценочной тревожности, повышен-дого профиля этого недостаточно. Исследова- ным уровнем школьной тревожности. Для лиц, иие с помощью методов вариационной статис- отнесенных к этому кластеру, характерен вы-тики также показало немногочисленные сокий уровень успеваемости - средний балл психологические отличия между группами с по различным предметам колеблется от 3,9 различными латеральными фенотипами [4]. до 4,7, особенно высоки показатели успевае-С целью установления устойчивых психолого- мости по таким предметам как микробиология, педагогических характеристик учащихся сре- генетика, математика, анатомия, сестринское ди различных типов ИПЛО был использован дело, иностранный язык. В этот кластер попа-многомерный кластерный анализ (метод К - ли лица в основном с правосторонними ИПЛО: средних) (5), с помощью которого учащихся ПГ1П, ПЛП, ППЛ, ПЛЛ, ЛПП и ЛЛА (первая разделили на 7 кластеров и провели анализ пси- буква обозначает ведущую руку, вторая — ве-холого-педагогических признаков в каждом дущую сторону слухового анализатора, тре-кластере. Это позволило сформировать 7 ус- -гья - зрительного анализатора, П - правую, тойчивых психологических портретов учащихся Л - левую, А - амбидекстрию). старшего школьного возраста (табл. 1-3) и оп- 2 кластер отличается от первого низким

ределить для каждого кластера типы ИПЛО. уровнем произвольного внимания, ниже сред-

1 кластер характеризуется нормальным него развитым логическим интеллектом, измен-уровнем памяти на числа и образы, внимания чивыми настроением, самочувствием и активио-(помехоустойчивости, переключаомости и про- стью, повышенным уровнем межличностной извольности), логического интеллекта и спо- тревожности. Уровень успеваемости удовлотво-собности выделять существенное, высоким рительный - средний балл по предметам колеб-уровнем памяти на слова. Отличается хорошим лется от 2,66 до 4,00 (причем средний балл 4,00

Таблица 2

Уровень самочувствия, активности, настроения и тревожности среди учащихся различных кластеров

о. 5 СЗ я Самочувствие Активность Настроение Школьная тревожность Межличностная тревожность Самооценочная тревожность Общая тревожность

1 4,42*0.94 4,73*0.66 4.72*0.72 21,10*7,80 17,50*8,20 21,80*6,76 60,40*20.07

2 3,93*0.25 3.43*0,31 3.67*0,12 18,00*1,00 21,33*4,16 14,67*1,53 54.00*4.00

3 4.40*1.13 4,87*0.80 5,07*0,80 25.11*7,54 23.56*5,85 25,67*6.52 74,33*18.70

4 4.14*0,69 4,30*0.63 4.42*0,35 26,00*8,57 15,20*5,31 19,40*6,19 60.20*15.67

5 4.73*0,55 4,28*1,19 5,43*0,86 22.33*7,09 21,33*6,19 17.67*5.61 61.00*14,28

6 3.98*0.65 4.42*0,65 4.84*1,29 28,00*1,87 23.80*3.70 26.60*5.03 76.40*11.78

7 4,86*0,97 | 4,67*0.85 5.17*0.67 15,43*5,32 19,29*6,10 14.29*5.59 47.57*10.29

Таблица 3

Уровень успеваемости по школьным и специальным предметам учащихся различных кластеров

Класгер Математика Иностранный язык Анатомия Психология Гигиена Микробиология Фармаколотя Сестринское дело Философия

1 4,30±0,48 4,3010,67 4,5010,53 4.20Ю.63 4,1010.57 4,6010,52 3.50Ю.53 4,4010,70 4,2010,42

2 3.0011.00 3,3310,58 3,0010,00 2,6710,58 3,0010,00 3,6710,58 2.3310.58 2,6710,58 3,0010,00

3 3.33±0,50 3,3310,50 3,3310.50 3,3310,50 3,3310,71 3,4401,53 2,7810,44 3,4410,53 3,1110,33

4 4,00 ±0.00 2,8010,45 3.8010,45 З.ООЮ.ОО 3,4010,55 3,4010,55 2,6010,55 3,2010,45 3,4010,55

5 3,83±0,41 3,83Ю,75 3,8310,41 3,3310.52 3,6710.82 3,5010,55 2,8310,41 3,3310,52 3,6710,82

6 3,8010,45 3.2010,45 3.8010,45 3.2010,45 3,8010,45 4,0010.00 3,2010,45 3,8010,45 3,20Ю,45

7 4,0010,58 3,8610,69 4,0010,82 4,1410,69 3,7110,49 4,0010,00 3,2910,49 4,0010,58 4,0010,58

только по физической культуре). В этот кластер попали лица с латеральным профилем -ПЛП - праворукие с левшеством слуха.

3 кластер по сравнению с первым характеризуется сильнее развитой памятью на слова, но более низким уровнем логического интеллекта, хорошим самочувствием. При этом высок уровень школьной тревожности и повышен уровень межличностной и самооценочной тревожности. Средний балл по предметам колеблется от 2,77 до 3,44, таким образом уровень успеваемости удовлетворительный. Среди ИПЛО у учащихся этого кластера преобладают амбидекстральные: ПАЛ, ПАА, АЛП, ППП. И ПЛЛ.

Среди учащихся 4 кластера выражены такие качества, как хорошая память на слова, нормальная на образы и ниже среднего развита память на числа; нормальный уровень переключаемоети и произвольности внимания, низкий помехоустойчивости внимания; ниже среднего уровень логического интеллекта и средний уровень способности выделять существенное. А также для них характерны изменчивые самочувствие, активность и настроение, высокий уровень школьной и нормальный уровень межличностной и самооценочной тревожностей. Успеваемость несколько выше, чем в двух предыдущих кластерах - средний балл варьирует от 2,8 до 4,2, высоки баллы по математике и генетике. В этом кластере представлены такие профили, как ППП, ППЛ, ПЛП, ППО, ПОП, ПОО, т.е. в основном праворукие с одним признаком сенсорного лев-шества или амбидекстрией.

5 кластер отличается низким уровнем памяти на числа, нормальным па образы и хорошим на слова, внимание развито примерно как в 4 кластере. В этом кластере самый низкий уровень логического интеллекта и способность выделять существенное по сравнению с другими. Отличается хорошими самочувствием и настроением, изменчивой активностью, повышенной школьной и межличностной тревожно-

стью, нормальной самооценочной тревожностью. Уровень успеваемости ниже, чем в

1 кластере, но выше, чем в остальных предыдущих, варьирует от 3,33 до 4,66, особенно высоки баллы по предметам: физическая культура, генетика, математика, иностранный язык и анатомия. В данном кластере встречаются такие ИПЛО, как ППП, ПЛЛ, ППА, ПЛА.

В 6 кластере развиты такие качества как нормальная память на числа, хорошая на слова и низкая на образы, хорошая переключае-мость и произвольность внимания, низкая помехоустойчивость внимания, хороший уровень логического интеллекта и способности выделять существенное, изменчивые самочувствие и активность, хорошее настроение; высокие баллы по школьной, повышенные межличностной и самооценочной тревожностей. Успеваемость на уровне 3,2-4,0 баллов. Высоки оценки (3,8— 4,0) по таким предметам, как математика, анатомия, гигиена, микробиология, генетика, сестринское дело. Профили, представленные в этом кластере, - праворукие с сенсорным левшеством или амбидекстрией: ПЛЛ, ППЛ и ППА.

Учащиеся 7 кластера по многим показателям похожи на учащихся 1 кластера, отличают их высокое развитие переключаемоети внимания, ниже среднего способность выделять существенное, хорошее самочувствие, нормальный уровень школьной тревожности. Уровень успеваемости в целом хороший - средний балл 3,29-4,28, низки оценки лишь по физической культуре. Профили в основном левосторонние и амбидекстральные: ПЛЛ, ААА, АЛЛ, ЛАП, ЛАА, ЛЛЛ.

После проведения анализа 7 кластеров представилась возможность описать некоторые из представленных в данной выборке типов ИПЛО.

Так, учащиеся с типами латерального фенотипа ППП и ПЛЛ встречаются во многих кластерах (в 1, 2, 3, 4, 5 и в 1, 3, 5, 6, 7 соответственно), и проявляемые у них психологические качества и особенности успеваемо-

сти очень разнообразны. У учащихся с этими типами ИПЛО встречаются как хорошо развитые когнитивные способности и соответственно успеваемость, так и развитые ниже среднего уровня способности и успеваемость.

Обследуемые праворукие с левшеством слуха (ПЛП) встречаются в трех кластерах (1, 2, 4), общим для них является хорошая память на слова, нормальная на образы и низкая на числа, нормальный уровень переключаемоети внимания и способности выделять существенное. Большая часть праворуких с левшеством слуха имеет нормальные произвольность и помехоустойчивость внимания (71,5 и 57% соответственно), ниже среднего развитый логический интеллект (/1,5%), изменчивые настроение и активность, повышенный уровень школьной тревожности (также 71,5%). Уровень успеваемости колеблется от хорошего до удовлетворительного (57% - хороший, 43% - удовлетворительный).

Старшие школьники с фенотипом ППЛ (1, 4, 5 кластеры) отличаются хорошими памятью на слова, произвольностью и переклю-чаемостью внимания, нормальным развитием логического интеллекта и способностью выделять существенное, изменчивым самочувствием, хорошей успеваемостью по предметам: математике, латинскому языку, анатомии, генетике и микробиологии. 60% учащихся с этим типом имеют ниже среднего развитую память на числа, нормальную на образы, низкий уровень помехоустойчивости внимания, изменчивую активность, высокий уровень школьной февожности. 80% имеют хорошее настроение.

Амбидекстральные типы попали в основном в 3 и 4 кластеры и один тип попал в 6 кластер.

Все учащиеся с типами ПАЛ и АЛП попали в третий кластер, с типом ПАП в 4 кластер и типом ПЛА — в 6 кластер (характеристику смотри выше). Учащиеся с типом ПАА (амби-декстральный по обоим сенсорным качествам) разделились между 3 и 4 кластерами (но 50%). Общим для всех вышеперечисленных амби-декстральных типов является сочетание таких признаков, как нормальная память на образы, хорошая память на слова, нормальный уровень переключаемоети и произвольности внимания, ниже среднего развитый логический интеллект, средняя способность выделять существенное, высокий уровень школьной тревожности. Успеваемость удовлетворительная (средний балл 3,33).

Все преимущественно леволатеральные типы, а также амбидекстральные по рукости отнесены к 7 кластеру (ЛАП, ЛАА, ЛЛЛ, АЛЛ, ААА) и 1 кластеру (ЛПП и ЛЛА). Общими чертами для этих типов являются: память на числа и образы нормальная, высокая на слова; нормальный уровень произвольности и помехоустойчивости внимания, высокий - логического интеллекта; хорошие активность и настроение; средневыраженные межличностная и самооценочная тревожности. Успеваемость у этих типов выше среднего, по большинству изучаемых предметов средний балл 4 и выше.

Таким образом, корреляционный анализ позволил установить линейные и нелинейные связи между коэффициентами латерализации, психическими качествами и успеваемостью среди учащихся старшего школьного возраста, а кластерный позволил дать психолого-педаго-гическое описание имеющихся в выборке типов ИПЛО.

Литература

1. Хомская Е.Д., Будакова Е.В. Проблемы типологии индивидуальных профилей функциональной асимметрии мозга // Вестник Моек ун-та. Сер 14: Психологии. IУ99 К»4

2 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.,1996.

3. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под ред. А.Ф. Кудряшова. Петрозаводск, 1992.

4. Киселев В.Д., Молодых Е.С. Влияние профиля латеральной организации мозга на адаптацию к учебному процессу старшеклассников // Экология образования- Актуальные проблемы: Сб. науч, ст.: В 2-х т. Т. 1. Ч. 1: Системный подход в образовании. Архангельск, 2001. Вып. 2.

5. Боровиков В.П. Популярное введение в программу «Stat.ist.ica>.. М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.