БИОЛОГИЯ
УДК 159.92:612.82+159.922.8
В,Д. Киселев. Е.С. Молодых
Индивидуальный профиль латеральной организации и психолого-педагогические корреляты старших школьников
В последнее время все больше внимания уделяется изучению латеральной организации мозга. Одной из постоянных индивидуальных типологических характеристик человека является профиль латеральной организации (ИПЛО). В основе ИПЛО лежит функциональная асимметрия мозга (ФАМ), которая формируется в результате неравнозначности работы правого и левого полушарий головного мозга. ИПЛО может быть охарактеризован сочетанием трех типов асимметрии: мануальной, слухоречевой, зрительной (рука - ухо - глаз) [1]. Многочисленные исследования показывают, что ИПЛО необходимо учитывать при решении широкого круга проблем, таких как профотбор, социальная адаптация, охрана психического здоровья.
Целью работы было установление устойчивых психологических характеристик среди лиц с разным ИПЛО старшего школьного возраста.
При исследовании психологической сферы использовались личностно-типологические методики (Г.Ю. Айзенка, Т. Лири, Р. Акоффа -Ф. Эмери, акцентуации характера), методики для определения объема кратковременной памяти, характеристик внимания (произвольность, переключаем ость, помехоустойчивость), уровня логического интеллекта, уровня тревожности (межличностной, самооценочной, школьной), а также шкала астении и нервнопсихического напряжения [2, 3]. Для обработки данных использовались статистические методы: методы вариационной статистики, корреляционный анализ, кластерный анализ. Достоверность отличий между группами определялась с помощью критерия Стьюдента.
Было обследовано 200 детей старшего школьного возраста среди учащихся школы-лицея и студентов медицинского колледжа.
Для установления характера связи между асимметриями, составляющими ИПЛО, и психическими качествами использовался корреляционный анализ
Достоверные линейные корреляционные связи установлены с помощью коэффициента Пирсона между коэффициентом правой руки (Кпр) и такими психическими качествами как экстраверсия, субъектоверсия, гипертимность, астения и нервно-психическое напряжение
(НПН), между коэффициентом правого уха (Кпу) и школьной тревожностью, между коэффициентом правого глаза (Кпг) и нейротизмом, астенией и НПН, дистимной акцентуацией, пе-реключаемостью и произвольностью внимания, настроением, межличностной тревожностью. Также коэффициенты латерализации коррелируют с успеваемостью по ряду предметов: Кпр с психологией; Кпг с математикой, анатомией; Кпу - с анатомией, микробиологией, генетикой, сестринским делом, психологией.
Все указанные выше линейные связи слабые (к = 0,31 - 0,35). В связи с более вероятной нелинейностью связей был использован метод корреляционных отношений.
Кпр достоверно нелинейно связана со следующими психическими качествами: астенией (к' = 0,48), НПН (к = 0,59), акцентуациями характера (гипертимной, тревожной, дистимной, педантичной, эмотивной, застревающей, демонстративной) (к = 0,31 - 0,52), уровнем экстраверсии (к = 0,62), нейротизма (к = 0,64), со многими шкалами опросника межличностных отношений Т. Лири (авторитарностью, эгоистичностью, агрессивностью, подчиненностью, дружелюбием, альтруистичностью) (к = 0,35 - 0,55), самочувствием, активностью, настроением, тревожностью (к = 0,30 -0,53), а также когнитивными качествами: памятью на числа и слова (к = 0,60 и к = 0,72), переключаемостью и помехоустойчивостью внимания (к = 0,42), уровнем логического интеллекта (к = 0,40), способностью выделять существенное (к = 0,65). Кпу, кроме перечисленного, достоверно коррелирует с памятью на образы (к = 0,43) и доминантностью (к = 0,40), а Кпг -с произвольностью внимания (к = 0,51).
Таким образом, исследование показало, что коэффициенты латерализации моторной и сенсорных асимметрий достоверно коррелируют с личностными и когнитивными характеристиками обследуемых учащихся, а также уровнем их успеваемости. Причем нелинейные корреляции разнообразнее и сильнее по сравнению с линейными корреляциями и позволяют установить характер их связи.
Однако полученные парные корреляции позволяют лишь установить наличие и характер
Таблица 1
Распределение когнитивных качеств личности среди кластеров
I Кластер I Память на числа Память ка образы Память на слова Псрсключасмосгь внимания Помехоустойчивость внимания Произвольность внимания Логический интеллект Способность выделять существенное
1 6,10*1,45 11,70*1,83 8,10*1,20 21.00i6.45 14,30*4,79 22,6*03,37 9,30*2,91 6.90*3,11
2 6,33*1,53 11,67*2,08 8,00*0.00 22,0*07.81 13,33*5.86 13,33*11.72 6,33*4,93 4,67*2.08
3 6,22* 1,72 11.67*1,32 9,33*1.58 22.8*95,46 16,33*5,10 22,78*1,64 7,56*3.78 6,44*2,19
4 6,00±0,7| 12,00*2.24 8.80*2,05 24.40*9.26 10,40*3,85 20,80*3,11 8,20*3,27 5,00*1,00
5 5.0010,00 12,83*1.72 9,33*1.03 20,3*34,84 10,00*2,19 22,67*2,25 4,33*3,50 4,17*1,17
6 7.60*2,07 9,00*4.74 9,40*1,34 31,20*8,32 10,80*1,30 22,2*02,17 10,40*5,59 5,20*1,30
7 6,86±1.95 12,14*1,68 8.86*1,46 25,86*6,09 15,43*3,41 22,71*1,98 9,57*2.51 4,29*1,60
связи между коэффициентами латерализации настроением и активностью, изменчивым са-и изучаемыми психическими качествами. Для мочувствием, нормальным уровнем межлично-установления устойчивых характеристик каж- стной и самооценочной тревожности, повышен-дого профиля этого недостаточно. Исследова- ным уровнем школьной тревожности. Для лиц, иие с помощью методов вариационной статис- отнесенных к этому кластеру, характерен вы-тики также показало немногочисленные сокий уровень успеваемости - средний балл психологические отличия между группами с по различным предметам колеблется от 3,9 различными латеральными фенотипами [4]. до 4,7, особенно высоки показатели успевае-С целью установления устойчивых психолого- мости по таким предметам как микробиология, педагогических характеристик учащихся сре- генетика, математика, анатомия, сестринское ди различных типов ИПЛО был использован дело, иностранный язык. В этот кластер попа-многомерный кластерный анализ (метод К - ли лица в основном с правосторонними ИПЛО: средних) (5), с помощью которого учащихся ПГ1П, ПЛП, ППЛ, ПЛЛ, ЛПП и ЛЛА (первая разделили на 7 кластеров и провели анализ пси- буква обозначает ведущую руку, вторая — ве-холого-педагогических признаков в каждом дущую сторону слухового анализатора, тре-кластере. Это позволило сформировать 7 ус- -гья - зрительного анализатора, П - правую, тойчивых психологических портретов учащихся Л - левую, А - амбидекстрию). старшего школьного возраста (табл. 1-3) и оп- 2 кластер отличается от первого низким
ределить для каждого кластера типы ИПЛО. уровнем произвольного внимания, ниже сред-
1 кластер характеризуется нормальным него развитым логическим интеллектом, измен-уровнем памяти на числа и образы, внимания чивыми настроением, самочувствием и активио-(помехоустойчивости, переключаомости и про- стью, повышенным уровнем межличностной извольности), логического интеллекта и спо- тревожности. Уровень успеваемости удовлотво-собности выделять существенное, высоким рительный - средний балл по предметам колеб-уровнем памяти на слова. Отличается хорошим лется от 2,66 до 4,00 (причем средний балл 4,00
Таблица 2
Уровень самочувствия, активности, настроения и тревожности среди учащихся различных кластеров
о. 5 СЗ я Самочувствие Активность Настроение Школьная тревожность Межличностная тревожность Самооценочная тревожность Общая тревожность
1 4,42*0.94 4,73*0.66 4.72*0.72 21,10*7,80 17,50*8,20 21,80*6,76 60,40*20.07
2 3,93*0.25 3.43*0,31 3.67*0,12 18,00*1,00 21,33*4,16 14,67*1,53 54.00*4.00
3 4.40*1.13 4,87*0.80 5,07*0,80 25.11*7,54 23.56*5,85 25,67*6.52 74,33*18.70
4 4.14*0,69 4,30*0.63 4.42*0,35 26,00*8,57 15,20*5,31 19,40*6,19 60.20*15.67
5 4.73*0,55 4,28*1,19 5,43*0,86 22.33*7,09 21,33*6,19 17.67*5.61 61.00*14,28
6 3.98*0.65 4.42*0,65 4.84*1,29 28,00*1,87 23.80*3.70 26.60*5.03 76.40*11.78
7 4,86*0,97 | 4,67*0.85 5.17*0.67 15,43*5,32 19,29*6,10 14.29*5.59 47.57*10.29
Таблица 3
Уровень успеваемости по школьным и специальным предметам учащихся различных кластеров
Класгер Математика Иностранный язык Анатомия Психология Гигиена Микробиология Фармаколотя Сестринское дело Философия
1 4,30±0,48 4,3010,67 4,5010,53 4.20Ю.63 4,1010.57 4,6010,52 3.50Ю.53 4,4010,70 4,2010,42
2 3.0011.00 3,3310,58 3,0010,00 2,6710,58 3,0010,00 3,6710,58 2.3310.58 2,6710,58 3,0010,00
3 3.33±0,50 3,3310,50 3,3310.50 3,3310,50 3,3310,71 3,4401,53 2,7810,44 3,4410,53 3,1110,33
4 4,00 ±0.00 2,8010,45 3.8010,45 З.ООЮ.ОО 3,4010,55 3,4010,55 2,6010,55 3,2010,45 3,4010,55
5 3,83±0,41 3,83Ю,75 3,8310,41 3,3310.52 3,6710.82 3,5010,55 2,8310,41 3,3310,52 3,6710,82
6 3,8010,45 3.2010,45 3.8010,45 3.2010,45 3,8010,45 4,0010.00 3,2010,45 3,8010,45 3,20Ю,45
7 4,0010,58 3,8610,69 4,0010,82 4,1410,69 3,7110,49 4,0010,00 3,2910,49 4,0010,58 4,0010,58
только по физической культуре). В этот кластер попали лица с латеральным профилем -ПЛП - праворукие с левшеством слуха.
3 кластер по сравнению с первым характеризуется сильнее развитой памятью на слова, но более низким уровнем логического интеллекта, хорошим самочувствием. При этом высок уровень школьной тревожности и повышен уровень межличностной и самооценочной тревожности. Средний балл по предметам колеблется от 2,77 до 3,44, таким образом уровень успеваемости удовлетворительный. Среди ИПЛО у учащихся этого кластера преобладают амбидекстральные: ПАЛ, ПАА, АЛП, ППП. И ПЛЛ.
Среди учащихся 4 кластера выражены такие качества, как хорошая память на слова, нормальная на образы и ниже среднего развита память на числа; нормальный уровень переключаемоети и произвольности внимания, низкий помехоустойчивости внимания; ниже среднего уровень логического интеллекта и средний уровень способности выделять существенное. А также для них характерны изменчивые самочувствие, активность и настроение, высокий уровень школьной и нормальный уровень межличностной и самооценочной тревожностей. Успеваемость несколько выше, чем в двух предыдущих кластерах - средний балл варьирует от 2,8 до 4,2, высоки баллы по математике и генетике. В этом кластере представлены такие профили, как ППП, ППЛ, ПЛП, ППО, ПОП, ПОО, т.е. в основном праворукие с одним признаком сенсорного лев-шества или амбидекстрией.
5 кластер отличается низким уровнем памяти на числа, нормальным па образы и хорошим на слова, внимание развито примерно как в 4 кластере. В этом кластере самый низкий уровень логического интеллекта и способность выделять существенное по сравнению с другими. Отличается хорошими самочувствием и настроением, изменчивой активностью, повышенной школьной и межличностной тревожно-
стью, нормальной самооценочной тревожностью. Уровень успеваемости ниже, чем в
1 кластере, но выше, чем в остальных предыдущих, варьирует от 3,33 до 4,66, особенно высоки баллы по предметам: физическая культура, генетика, математика, иностранный язык и анатомия. В данном кластере встречаются такие ИПЛО, как ППП, ПЛЛ, ППА, ПЛА.
В 6 кластере развиты такие качества как нормальная память на числа, хорошая на слова и низкая на образы, хорошая переключае-мость и произвольность внимания, низкая помехоустойчивость внимания, хороший уровень логического интеллекта и способности выделять существенное, изменчивые самочувствие и активность, хорошее настроение; высокие баллы по школьной, повышенные межличностной и самооценочной тревожностей. Успеваемость на уровне 3,2-4,0 баллов. Высоки оценки (3,8— 4,0) по таким предметам, как математика, анатомия, гигиена, микробиология, генетика, сестринское дело. Профили, представленные в этом кластере, - праворукие с сенсорным левшеством или амбидекстрией: ПЛЛ, ППЛ и ППА.
Учащиеся 7 кластера по многим показателям похожи на учащихся 1 кластера, отличают их высокое развитие переключаемоети внимания, ниже среднего способность выделять существенное, хорошее самочувствие, нормальный уровень школьной тревожности. Уровень успеваемости в целом хороший - средний балл 3,29-4,28, низки оценки лишь по физической культуре. Профили в основном левосторонние и амбидекстральные: ПЛЛ, ААА, АЛЛ, ЛАП, ЛАА, ЛЛЛ.
После проведения анализа 7 кластеров представилась возможность описать некоторые из представленных в данной выборке типов ИПЛО.
Так, учащиеся с типами латерального фенотипа ППП и ПЛЛ встречаются во многих кластерах (в 1, 2, 3, 4, 5 и в 1, 3, 5, 6, 7 соответственно), и проявляемые у них психологические качества и особенности успеваемо-
сти очень разнообразны. У учащихся с этими типами ИПЛО встречаются как хорошо развитые когнитивные способности и соответственно успеваемость, так и развитые ниже среднего уровня способности и успеваемость.
Обследуемые праворукие с левшеством слуха (ПЛП) встречаются в трех кластерах (1, 2, 4), общим для них является хорошая память на слова, нормальная на образы и низкая на числа, нормальный уровень переключаемоети внимания и способности выделять существенное. Большая часть праворуких с левшеством слуха имеет нормальные произвольность и помехоустойчивость внимания (71,5 и 57% соответственно), ниже среднего развитый логический интеллект (/1,5%), изменчивые настроение и активность, повышенный уровень школьной тревожности (также 71,5%). Уровень успеваемости колеблется от хорошего до удовлетворительного (57% - хороший, 43% - удовлетворительный).
Старшие школьники с фенотипом ППЛ (1, 4, 5 кластеры) отличаются хорошими памятью на слова, произвольностью и переклю-чаемостью внимания, нормальным развитием логического интеллекта и способностью выделять существенное, изменчивым самочувствием, хорошей успеваемостью по предметам: математике, латинскому языку, анатомии, генетике и микробиологии. 60% учащихся с этим типом имеют ниже среднего развитую память на числа, нормальную на образы, низкий уровень помехоустойчивости внимания, изменчивую активность, высокий уровень школьной февожности. 80% имеют хорошее настроение.
Амбидекстральные типы попали в основном в 3 и 4 кластеры и один тип попал в 6 кластер.
Все учащиеся с типами ПАЛ и АЛП попали в третий кластер, с типом ПАП в 4 кластер и типом ПЛА — в 6 кластер (характеристику смотри выше). Учащиеся с типом ПАА (амби-декстральный по обоим сенсорным качествам) разделились между 3 и 4 кластерами (но 50%). Общим для всех вышеперечисленных амби-декстральных типов является сочетание таких признаков, как нормальная память на образы, хорошая память на слова, нормальный уровень переключаемоети и произвольности внимания, ниже среднего развитый логический интеллект, средняя способность выделять существенное, высокий уровень школьной тревожности. Успеваемость удовлетворительная (средний балл 3,33).
Все преимущественно леволатеральные типы, а также амбидекстральные по рукости отнесены к 7 кластеру (ЛАП, ЛАА, ЛЛЛ, АЛЛ, ААА) и 1 кластеру (ЛПП и ЛЛА). Общими чертами для этих типов являются: память на числа и образы нормальная, высокая на слова; нормальный уровень произвольности и помехоустойчивости внимания, высокий - логического интеллекта; хорошие активность и настроение; средневыраженные межличностная и самооценочная тревожности. Успеваемость у этих типов выше среднего, по большинству изучаемых предметов средний балл 4 и выше.
Таким образом, корреляционный анализ позволил установить линейные и нелинейные связи между коэффициентами латерализации, психическими качествами и успеваемостью среди учащихся старшего школьного возраста, а кластерный позволил дать психолого-педаго-гическое описание имеющихся в выборке типов ИПЛО.
Литература
1. Хомская Е.Д., Будакова Е.В. Проблемы типологии индивидуальных профилей функциональной асимметрии мозга // Вестник Моек ун-та. Сер 14: Психологии. IУ99 К»4
2 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.,1996.
3. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под ред. А.Ф. Кудряшова. Петрозаводск, 1992.
4. Киселев В.Д., Молодых Е.С. Влияние профиля латеральной организации мозга на адаптацию к учебному процессу старшеклассников // Экология образования- Актуальные проблемы: Сб. науч, ст.: В 2-х т. Т. 1. Ч. 1: Системный подход в образовании. Архангельск, 2001. Вып. 2.
5. Боровиков В.П. Популярное введение в программу «Stat.ist.ica>.. М., 1998.