Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ МУЗЫКАНТОВ'

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ МУЗЫКАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
455
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профиль латеральной организации мозга / музыкальные способности / индивидуальные различия / lateral brain organization profile / musical abilities / individual differences

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ж. А. Лукьянчикова

Исследование индивидуальных различий в сфере музыкального творчества является актуальным направлением современной педагогики и психологии. Рассмотрены и проанализированы работы в области музыкальных способностей, изучены различные подходы. Исследованы индивидуальные особенности и различия музыкантов разных специализаций (инструменталистов и вокалистов) с позиций нейропсихологии. Показаны различия в характере распределения вариантов профиля латеральной организации (ПЛО) мозга: среди инструменталистов наблюдается рост числа амбидекстров по сравнению с вокалистами. Выявлены индивидуально-психологические особенности музыкантов разных специализаций, а также их связь с типом межполушарной асимметрии мозга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL DIFFERENCES OF MUSICIANS

The study of individual differences in the field of musical creativity is a vital direction of modern pedagogy and psychology. The works in the field of musical abilities are reviewed and analyzed, various approaches are studied. The individual characteristics of musicians of various specializations (instrumentalists and vocalists) are examined from the standpoint of neuropsychology of individual differences. The differences in the distribution pattern of the lateral organization profile (PLO) of the brain are shown: an increase in the number of ambidextras is observed among instrumentalists in the comparison with vocalists. The individual psychological characteristics of musicians of various specializations, as well as their relationship with the type of interhemispheric asymmetry of the brain are revealed.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ МУЗЫКАНТОВ»

физических моделей тел или явлений, так и возможностями математического аппарата;

- учебная работа учащихся, организованная по предложенной методике, носит творческий характер, поэтому ее результаты напрямую связаны не только с уровнем учебной мотивации студента, но и с его индивидуальными особенностями, что способствует дальнейшему развитию его творческого потенциала;

Библиографический список

- в процессе выполнения данной работы студент демонстрирует способность выявлять и классифицировать физические процессы, определять необходимые характеристики физического тела или явления и представлять основные физические процессы и явления в виде математических уравнений, что соответствует компетентностным требованиям в обучении.

1. Окуловский О.И. Компетенции и компетентностный подход в обучении. Молодой ученый. 2012; № 12: 499 - 500.

2. Манаенкова М.П. Компетенция и компетентность: проблемы профессиональной подготовки. Социально-экономические явления и процессы. Тамбовский государственный университет имени ГР Державина. 2014; № 3 (61): 205 - 208.

3. Примерная основная образовательная программа: направление подготовки (специальность) 08.03.01 «Строительство». Уровень высшего образования Бакалавриат. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/Projects POOP/BAK/poop 08.03.01_pgs.pdf

4. Халуева В.В. Базис и надстройка компетентностной модели выпускника вуза. Казанский педагогический журнал. 2014; № 2: 176 - 182.

5. Калинина Е.Э. Компетентностная модель выпускника педагогического вуза. Современные проблемы науки и образования. 2019; № 1: Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28517

6. Фонд оцененных средств по дисциплине «Физика». Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет». Available at: http:// mgsu.ru/universityabout/Struktura/Kafedri/Fizika/mmaterials/AIIESM_F0S_2011_08.03.01_TGV_a.pdf

7. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 10 класс. Москва: Мнемозина, 2014; Ч. 2.

8. Беликов Б.С. Решение задач по физике. Общие методы. Москва: Высшая школа, 1986.

9. Основная задача электростатики. Available at: https://www.webpoliteh.ru/10-osnovnaya-zadacha-elektrostatiki

References

1. Okulovskij O.I. Kompetencii i kompetentnostnyj podhod v obuchenii. Molodoj uchenyj. 2012; № 12: 499 - 500.

2. Manaenkova M.P. Kompetenciya i kompetentnost': problemy professional'noj podgotovki. Social'no-'ekonomicheskie yavleniya iprocessy. Tambovskij gosudarstvennyj universitet imeni G.R. Derzhavina. 2014; № 3 (61): 205 - 208.

3. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma: napravlenie podgotovki (special'nost) 08.03.01 «Stroitel'stvo». Uroven' vysshego obrazovaniya Bakalavriat. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/Projects POOP/BAK/poop 08.03.01_pgs.pdf

4. Halueva V.V. Bazis i nadstrojka kompetentnostnoj modeli vypusknika vuza. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2014; № 2: 176 - 182.

5. Kalinina E.'E. Kompetentnostnaya model' vypusknika pedagogicheskogo vuza. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2019; № 1: Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28517

6. Fond ocenochnyh sredstv po discipline «Fizika». Ministerstvo obrazovaniya i nauki rossijskoj federacii federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya «Nacional'nyj issledovatel'skij Moskovskij gosudarstvennyj stroitel'nyj universitet». Available at: http://mgsu.ru/universityabout/Struktura/Kafedri/Fizika/ mmaterials/AIIESM_FOS_2011_08.03.01_TGV_a.pdf

7. Gendenshtejn L.'E., Dik Yu.I. Fizika 10 klass. Moskva: Mnemozina, 2014; Ch. 2.

8. Belikov B.S. Reshenie zadach po fizike. Obschie metody. Moskva: Vysshaya shkola, 1986.

9. Osnovnaya zadacha 'elektrostatiki. Available at: https://www.webpoliteh.ru/10-osnovnaya-zadacha-elektrostatiki

Статья поступила в редакцию 30.03.20

УДК 159.923

Lukyanchikova Zh.A, Cand. of Sciences (Psychology), Psychology Department, Russian University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism

(Moscow, Russia), E-mail: 9063040@gmail.com

INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL DIFFERENCES OF MUSICIANS. The study of individual differences in the field of musical creativity is a vital direction of modern pedagogy and psychology. The works in the field of musical abilities are reviewed and analyzed, various approaches are studied. The individual characteristics of musicians of various specializations (instrumentalists and vocalists) are examined from the standpoint of neuropsychology of individual differences. The differences in the distribution pattern of the lateral organization profile (PLO) of the brain are shown: an increase in the number of ambidextras is observed among instrumentalists in the comparison with vocalists. The individual psychological characteristics of musicians of various specializations, as well as their relationship with the type of interhemispheric asymmetry of the brain are revealed.

Key words: lateral brain organization profile, musical abilities, individual differences.

Ж.А. Лукьянчикоеа, канд. психол. наук, доц., Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма

(ГЦОЛИФК), г. Москва, E-mail: 9063040@gmail.com

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ МУЗЫКАНТОВ

Исследование индивидуальных различий в сфере музыкального творчества является актуальным направлением современной педагогики и психологии. Рассмотрены и проанализированы работы в области музыкальных способностей, изучены различные подходы. Исследованы индивидуальные особенности и различия музыкантов разных специализаций (инструменталистов и вокалистов) с позиций нейропсихологии. Показаны различия в характере распределения вариантов профиля латеральной организации (ПЛО) мозга: среди инструменталистов наблюдается рост числа амбидекстров по сравнению с вокалистами. Выявлены индивидуально-психологические особенности музыкантов разных специализаций, а также их связь с типом межполушарной асимметрии мозга.

Ключевые слова: профиль латеральной организации мозга, музыкальные способности, индивидуальные различия.

Проблема индивидуальных различий музыкальных способностей исследовалась в работах Б.М. Теплова [1, 2], Э.А. Голубевой [3], Д.К. Кирнарской [4], В.И. Петрушина [5]. Изучение индивидуальных особенностей музыкантов с позиций межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия является перспективным направлением современной психологии и проведено в работах Е.Д. Хомской с соавторами [6, 7], Т.Д. Панюшевой [8]. При изучении индивидуальных различий Е.Д. Хомской [9] было разработано понятие профиль латеральной организации (ПЛО) мозга, методы его оценки, проведен ряд исследований на различных выборках [6, 7].

Изучая проблему музыкальных способностей, Б.М. Теплов [1] и созданная им научная школа отечественной дифференциальной психологии в своих иссле-

дованиях опирались на концепцию, предложенную И.П. Павловым, и типологию о «художественном», «мыслительном» и «среднем» типах.

В лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии под руководством Э.А. Голубевой [3] при изучении музыкальных способностей и их задатков рассматривались индивидуальные физиологические и психологические характеристики.

В исследованиях Е.Д. Хомской [6, 7] доказана возможность изучения индивидуальных различий с позиций нейропсихологического подхода. Было введено «понятие профиль латеральной организации (ПЛО) мозга» [6, с. 26], что обозначает левое, правое или симметричное соотношение функций трех основных анализаторных систем (мануальной, слухоречевой, зрительной).

Развитие музыкальных способностей, индивидуальный подход при обучении инструментальному исполнительству и вокальному искусству требует от преподавателя знания и понимания индивидуальных особенностей обучающихся, что способствует раскрытию творческого потенциала юного дарования.

Исследование эмоциональных особенностей музыкантов с позиций меж-полушарной организации мозга может внести весомый вклад в развитие психолого-педагогических подходов к обучающимся творческих специальностей.

В настоящем исследовании проведен анализ индивидуальных особенностей музыкантов, обучающихся на отделении «Инструментальное исполнительство» - струнные, духовые инструменты, фортепиано и «вокальное искусство», с учетом типа ПЛО.

Целью данного исследования является изучение эмоциональных и личностных особенностей музыкантов различных специализаций с позиций нейропсихологии индивидуальных различий.

Характеристика испытуемых: обучающиеся на отделениях «Инструментальное исполнительство» и «Вокальное искусство» музыкально-театрального колледжа имени Г.П. Вишневской. Все испытуемые - участники и лауреаты музыкальных фестивалей и конкурсов инструментального и вокального искусства, успешно выступающие в России, странах ближнего и дальнего зарубежья. Средний возраст испытуемых - 16 лет

Первый этап исследования включал:

- оценку профиля латеральной организации функций [9];

- выявление характера распределения различных типов ПЛО среди инструменталистов и вокалистов.

На данном этапе исследования приняли участие 200 человек (по 100 обучающихся на отделениях «Инструментальное исполнительство» и «Вокальное искусство»).

Второй этап исследования включал:

- выявление эмоциональных и личностных особенностей музыкантов;

- исследование связи индивидуально-психологических особенностей и типа ПЛО в группе инструменталистов и вокалистов;

- изучение индивидуальных различий вокалистов и инструменталистов.

Во втором этапе приняли участие 75 человек (36 - «Инструментальное исполнительство» и 39 - «Вокальное искусство»).

Методы: 1. Метод определения типа ПЛО (Е.Д. Хомская) [9]. 2. 16-фактор-ный опросник Р. Кеттелла; 3. Тест Ч.Д. Спилбергера (Ю.Л. Ханина) (шкала самооценки); 4. Опросник Г. Айзенка.

Статистическая обработка данных проведена с использованием пакета программ SPSS v. 20. Для сравнения средних значений между группами «инструментальное исполнительство» и «вокальное искусство» использовался t-крите-рий Стьюдента. При сравнении испытуемых с различными типами ПЛО среди инструменталистов и вокалистов использовался однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA) c поправкой Бонферрони для попарных сравнений. Для установления связей между переменными использовался ранговый коэффициент корреляции Спирмена.

Результаты

Первый этап исследования заключался в определении типа ПЛО - сочетания сенсорных и моторных асимметрий в мануальной, слухоречевой, зрительной системе. Он позволил выявить в каждой группе четыре типа: 1) правши, 2) право-рукие, 3) амбидекстры, 4) левши.

Показаны различия в распределении типов профиля латеральной организации (ПЛО) функций обучающихся на отделениях «Инструментальное исполнительство» и «Вокальное искусство».

На отделении «Инструментальное исполнительство»: правши составляют 26%, праворукие - 36%, амбидекстры - 31%, левши - 7%.

На отделении «Вокальное искусство»: правши 35 - %, праворукие - 41%, амбидекстры - 18%, левши - 6%.

Распределение типов ПЛО среди учащихся образовательных школ [8, с. 55]: правши составили 36%, праворукие - 49%, амбидекстры - 12%, левши - 3%.

Среди всех музыкантов - и инструменталистов, и вокалистов - наблюдается снижение числа левополушарных испытуемых и рост числа обучающихся с правополушарным доминированием в типе ПЛО по сравнению с учащимися общеобразовательных школ, профессионально не занимающихся музыкой.

Выявлены различия в распределении типов ПЛО музыкантов различных специализаций. Среди инструменталистов наблюдается увеличение числа обучающихся с правополушарным доминированием (38%) по сравнению с вокалистами (24%). Наиболее значимые различия выявлены среди амбидекстров (обучающихся с одинаковым развитием функций обеих рук): среди инструменталистов - 31%, среди вокалистов - 18%.

Проанализирован характер распределения вариантов профиля латеральной организации (ПЛО) функций среди музыкантов различных специализаций и учащихся общеобразовательных школ. Увеличение числа амбидекстров среди музыкантов, особенно инструменталистов, свидетельствует о связи предрасположенности к определенной деятельности, а также успешности ее выполнения в зависимости от типа межполушарной организации мозга.

Второй этап исследования заключался в изучении эмоциональных и личностных особенностей музыкантов различных специализаций, а также выявле-

нии связи полученных данных с типом ПЛО; в нем приняли участие 75 человек: 36 обучающихся на отделении «Инструментальное исполнительство» и 39 обучающихся на отделении «Вокальное искусство». Испытуемые каждой специализации согласно первому этапу исследования были представлены четырьмя группами: правши, праворукие, амбидекстры, левши.

Выявлена связь типа профиля латеральной организации функций с эмоциональными особенностями музыкантов различных специализаций.

Среди музыкантов, обучающихся на отделении «Инструментальное исполнительство», статистически достоверно показано на уровне значимости у амби-декстров (испытуемых с одинаковым развитием функций в мануальной сфере) по сравнению с правшами:

- в эмоционально-волевой сфере снижение эмоциональной устойчивости (р < 0,006), самоконтроля (р < 0,03); рост тревожности (р < 0,001), беспокойства (р < 0,01), реактивной (р < 0,002) и личностной тревожности (р < 0,01);

- в коммуникативной и сфере межличностного взаимодействия снижение уровня социальной смелости (р < 0,03).

Среди группы инструменталистов у левшей выявлено по сравнению с правшами в эмоционально-волевой сфере снижение эмоциональной устойчивости

(р < 0,02), рост беспокойства (р < 0,01).

При исследовании эмоционально-волевых особенностей инструменталистов установлены следующие положительные связи между переменными: реактивной тревожности с личностной тревожностью (г = 0,58; р < 0,000); нейро-тизма с тревожностью (г = 0,64; р < 0,000), личностной тревожностью (г = 0,68; р < 0,000); тревожности с личностной тревожностью (г = 0,67; р < 0,000); беспокойства с тревожностью (г = 0,6; р < 0,000). Отрицательные связи выявлены между переменными: реактивной тревожности с самоконтролем (г = -0,54; р < 0,001); нейротизма с эмоциональной устойчивостью (г = -0,5; р < 0,002); беспокойства с эмоциональной устойчивостью (г = -0,6; р < 0,000) и самоконтролем (г = -0,55; р < 0,000).

При исследовании коммуникативных свойств и особенностей межличностного взаимодействия инструменталистов установлены положительные связи между переменными: социальной смелости с эмоциональной устойчивостью (г = 0,54; р < 0,001), доминантностью (г = 0,54; р < 0,001), экспрессивностью (г = 0,52; р < 0,001); экстраверсией (г = 0,53; р < 0,001); общительности с эмпатией (г = 0,52; р < 0,001).

Среди музыкантов, обучающихся на отделении «Вокальное искусство» статистически достоверно показано на уровне значимости, что у испытуемых с симметричными и левосторонними признаками в ПЛО (у амбидекстров) по сравнению с правшами:

- в эмоционально-волевой сфере снижение самоконтроля (р < 0,01) и эмоциональной устойчивости (р < 0,003); рост тревожности (р < 0,1), реактивной (р < 0,004) и личностной тревожности (р < 0,005).

Среди группы вокалистов у левшей выявлено по сравнению с правшами в эмоционально-волевой сфере снижение эмоциональной устойчивости (р < 0,001), самоконтроля (р < 0,001); рост реактивной (р < 0,002) и личностной тревожности (р < 0,01).

При исследовании эмоционально-волевых особенностей вокалистов установлены отрицательные связи эмоциональной устойчивости с тревожностью (г = -0,61; р < 0,000), беспокойством (г = -0,69; р < 0,000), реактивной (г = -0,52; р < 0,001) и личностной тревожностью (г = -0,59; р < 0,000), нейротизмом (г = -0,52; р < 0,001); а также положительные связи тревожности с беспокойством (г = 0,57; р < 0,000), нейротизмом (г = 0,61; р < 0,000); реактивной тревожности с личностной тревожностью (г = 0,62; р < 0,000); личностной тревожности с нейротизмом (г = 0,63; р < 0,000).

При исследовании коммуникативных свойств и особенностей межличностного взаимодействия вокалистов установлены положительные связи между переменными: социальной смелости с общительностью (г = 0,58; р < 0,000), экспрессивностью (г = 0,69; р < 0,000); общительности с экспрессивностью (г = 0,55; р < 0,000).

Исследование достоверно показало связь типа профиля латеральной организации функций с эмоционально-личностной сферой испытуемых. При наличии симметричных и левосторонних признаков в типе ПЛО (в наибольшей степени у амбидекстров) среди всех музыкантов, инструменталистов и вокалистов, выявлено снижение эмоциональной устойчивости, самоконтроля, социальной смелости; рост тревожности и беспокойства. Преобладание правосторонних, левосторонних или симметричных (амбидекстральных) признаков в типе ПЛО связано с определенной латеральной стратегией переработки и регуляции психических процессов. Правополушарная стратегия связана преимущественно с отрицательной эмоциональной системой, непроизвольной регуляцией психических процессов.

Выявлены статистически значимые различия (по средним значениям) показателей эмоциональной устойчивости, социальной смелости, экспрессивности (опросник Р. Кеттелла); экстраверсии (опросник Г Айзенка) между музыкантами различных специализаций, характерные для всех типов ПЛО. Обнаружены более высокие средние значения показателей эмоциональной устойчивости (р < 0,04), социальной смелости (р < 0,006), экспрессивности (р < 0,03), экстраверсии (р < 0,01) у обучающихся на отделении «Вокальное искусство» по сравнению со средним значением аналогичных показателей у инструменталистов. Допол-

нительный сравнительный анализ эмоционально-личностных особенностей обучающихся на отделении «Инструментальное исполнительство» и «Вокальное искусство» в зависимости от типа ПЛО показывает статистически значимые различия между группами амбидекстров. Музыканты-инструменталисты демонстрируют более высокие средние значения тревожности (р < 0,04) по сравнению с вокалистами.

Обучающихся на отделении «Вокальное искусство» всех типов ПЛО отличает повышенный уровень эмоциональной устойчивости, социальной смелости, экспрессивности, эмоционально окрашенной динамичности общения, экстраверсии, пониженный уровень тревожности.

Инструменталистов, главным образом амбидекстров, с симметрией функций в мануальной сфере типа ПЛО отличает эмпатия, эмоциональность, повышенная тревожность, интроверсия.

Таким образом, показано, что преобладание тех или иных признаков в типе профиля ПЛО (правосторонних, симметричных или левосторонних) ведет к изменениям латеральной стратегии переработки и регуляции психических процессов; эмоционального фона, эмоциональных и личностных особенностей как внутри групп, так и между группами различных музыкальных специализаций.

На основании сказанного нами делаются следующие выводы.

1. Существуют различия в характере распределения типов профиля латеральной организации (ПЛО) функций в различных выборках испытуемых. Среди музыкантов, обучающихся на отделении «Инструментальное исполнительство», увеличивается число амбидекстров - испытуемых с одинаковым развитием функций обеих рук, доминированием симметричных и левосторонних признаков в типах ПЛО по сравнению с музыкантами, обучающимися на отделении «Вокальное искусство».

В профиле латеральной организации музыкантов всех специализаций выявлено правополушарное доминирование по сравнению с учащимися, не имеющими музыкального образования.

Исследование позволило показать связь межполушарной асимметрии с предрасположенностью к определенной деятельности и успешностью ее выполнения.

Библиографический список

2. Доминирование правосторонних, симметричных или левосторонних признаков в типе ПЛО определяет латеральную стратегию, связанную с целым комплексом свойств и состояний, и позволяет выявить индивидуальные различия испытуемых. По мере накопления симметричных и левосторонних признаков в профиле латеральной организации выявлено снижение эмоциональной устойчивости, самоконтроля, социальной смелости; рост тревожности и беспокойства среди всех музыкантов: и инструменталистов, и вокалистов; среди инструменталистов в наибольшей степени за счет большей выраженности правополушарного доминирования как в типе ПЛО, так и в частоте его распределения.

3. Выявлены различия между инструменталистами и вокалистами в эмоционально-волевой и коммуникативной сферах. Инструменталистам, особенно группе амбидекстров, свойственна эмпатия, эмоциональность, повышенная тревожность. Вокалистов отличает повышенный уровень эмоциональной устойчивости, социальной смелости, экспрессивности, эмоционально окрашенной динамичности общения, экстраверсии; пониженный уровень тревожности.

Наличие определенных признаков в типе ПЛО (правосторонних, симметричных или левосторонних) позволяет описать психологические портреты различных групп испытуемых на новой для данного типа исследований выборке -музыкантах различных специализаций: «Инструментальное исполнительство» и «Вокальное искусство».

Проведенное исследование позволяет дополнить и уточнить современные представления о характере распределения типов ПЛО на новой для данного направления исследований выборке испытуемых (музыкантов разных специализаций: инструменталистов и вокалистов); о связи типа ПЛО с эмоционально-волевыми, коммуникативными особенностями и характером специализации в музыкальном творчестве.

В исследовании показаны индивидуально-психологические различия музыкантов различных специализаций (инструменталистов и вокалистов).

Знание, глубокое понимание и учет этих различий при психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса позволит более полно раскрыть творческий потенциал и способности обучающихся в области музыкального творчества.

1. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. Москва: Педагогика, 1985; Т. I.

2. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. Москва: Педагогика, 1985; Т.II.

3. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна: Феникс +, 2005.

4. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. Москва: Таланты - XXI век, 2004.

5. Петрушин В.И. Музыкальная психология. Москва: Юрайт, 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Хомская Е.Д. и др. Нейропсихология индивидуальных различий. Москва: Издательство «Российское педагогическое агентство», 1997.

7. Хомская Е.Д. и др. Нейропсихология индивидуальных различий. Москва: Издательский центр «Академия», 2011.

8. Панюшева Т.Д. Межполушарная организация слуховых и двигательных функций у музыкантов. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2010.

9. Хомская Е. Д. и др. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Москва: Издательство МГУ 1995. References

1. Teplov B.M. Izbrannye trudy: v 2-h t. Moskva: Pedagogika, 1985; T. I.

2. Teplov B.M. Izbrannye trudy: v 2-h t. Moskva: Pedagogika, 1985; T.II.

3. Golubeva 'E.A. Sposobnosti. Lichnost'. Individual'nost'. Dubna: Feniks +, 2005.

4. Kirnarskaya D.K. Psihologiya special'nyh sposobnostej. Muzykal'nye sposobnosti. Moskva: Talanty - XXI vek, 2004.

5. Petrushin V.I. Muzykal'nayapsihologiya. Moskva: Yurajt, 2017.

6. Homskaya E.D. i dr. Nejropsihologiya individual'nyh razlichij. Moskva: Izdatel'stvo «Rossijskoe pedagogicheskoe agentstvo», 1997.

7. Homskaya E.D. i dr. Nejropsihologiya individual'nyh razlichij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2011.

8. Panyusheva T.D. Mezhpolusharnaya organizaciya sluhovyh idvigatel'nyh funkciju muzykantov. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2010.

9. Homskaya E. D. i dr. Metody ocenkimezhpolusharnojasimmetriiimezhpolusharnogo vzaimodejstviya. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1995.

Статья поступила в редакцию 31.03.20

УДК 378

Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Educational and Methodical Laboratory "Music Computer Technologies",

Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru

Plotnikov K.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior researcher, Educational Methodological Laboratory "Music Computer Technologies",

Herzen State Pedagogical University (St. Petersburg, Russia), E-mail: zvukimus@mail.ru

Zolotnikova M.S., Educational Methodological Laboratory "Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University (St. Petersburg, Russia),

E-mail: mzolotnikova@yandex.ru

TECHNOLOGICAL ASPECTS OF CREATING A MUSICAL AUDIO TALE AND THE PROCESS OF SPIRITUAL COMMUNICATION IN THE ARTISTIC SPACE OF MUSICAL ART AND EDUCATION. The use of the process of spiritual communication in the artistic space of musical art and education becomes a real embodiment of the modern humanistic educational paradigm. The most important task of pedagogical science is to form a person who is able to conduct a positive dialogue with the surrounding world, to enter into communication that contributes to its formation and development, constant spiritual growth. The article analyzes the possibilities of forming a child's spiritual and moral values through sound, music, the artistic and imaginative nature of which corresponds to the peculiarities of this period of human development. Of particular importance among all other musical genres at this moment is a fairy tale, a musical audio tale, in which the characteristic features of children's worldview are manifested. The authors of the article focus their research on the consideration of technological aspects of creating a musical audio tale, the formation of the process of spiritual communication in the artistic space of musical art and education through a synthetic multi-genre work.

Key words: audio fairy tale, personality formation, upbringing, education, spiritual communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.