Научная статья на тему 'Латеральная организация мозга подростков разных условий обучения и их индивидуальные особенности'

Латеральная организация мозга подростков разных условий обучения и их индивидуальные особенности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1905
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хватова М. В.

Khvatova M.V. Lateral organisation of teenagers' brain in different terms by teaching and their individual features. The real article is directed for consideration of question about intercommunication of individual teenagers' features with lateral'noy organisation of brain in the aspect of efficiency organisation in educational process in the modern varios terms by teaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lateral organisation of teenagers' brain in different terms by teaching and their individual features

Khvatova M.V. Lateral organisation of teenagers' brain in different terms by teaching and their individual features. The real article is directed for consideration of question about intercommunication of individual teenagers' features with lateral'noy organisation of brain in the aspect of efficiency organisation in educational process in the modern varios terms by teaching.

Текст научной работы на тему «Латеральная организация мозга подростков разных условий обучения и их индивидуальные особенности»

УДК 616.89-072.8

ЛАТЕРАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МОЗГА ПОДРОСТКОВ РАЗНЫХ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

© М.В. Хватова

Khvatova M.V. Lateral organisation of teenagers' brain in different terms by teaching and their individual features. The real article is directed for consideration of question about intercommunication of individual teenagers' features with lateral'noy organisation of brain in the aspect of efficiency organisation in educational process in the modern varios terms by teaching.

В настоящее время растет число инновационных учебных заведений, достаточно широко варьируют в них условия и технологии обучения. Специфика обучения в гимназиях, лицеях предъявляет повышенные требования к учащимся в связи с изменением программ и интенсификацией учебного процесса. Однако школьникам не всегда удается успешно выполнять требования учителей, оправдать собственные ожидания и ожидания родителей. Причина этого состоит в психофизиологических, индивидуально-психологических особенностях школьников и их соответствия требованиям среды. Эффективная организация образовательного процесса - как с точки зрения самого образования, так и здоровья учащихся - требует учета возрастных, психофизиологических и индивидуально-психологических особенностей учащихся. В этой связи интерес вызывает изучение функциональной асимметрии мозга и ее индивидуальнопсихологических коррелятов в рамках успешной адаптации учащихся к различным условиям обучения.

Под функциональной асимметрией мозга в современной науке понимается неравенство больших полушарий головного мозга в обеспечении нервно-психической деятельности человека, при котором в осуществлении одних функций главенствует левое полушарие головного мозга, а при осуществлении других - правое [1 ].

Необходимость исследования связи функциональной асимметрии мозга с индивидуальными различиями отмечалась в ряде работ [2-4]. Имеющиеся в литературе данные о связи межполушарных отношений (ведущей руки, ведущего уха, ведущего глаза) у здоровых лиц с характером протекания различных когнитивных, эмоциональных и двигательных процессов служат серьезным основанием для изучения индивидуальных различий психики в норме в контексте проблемы меж-полушарной организации мозга [5], что подчеркивает и актуальность настоящего исследования.

На проблему классификации функциональной меж-полушарной асимметрии мозга существует ряд взглядов, среди которых нам наиболее близок подход, предложенный Е.Д. Хомской и соавт. [6]. Авторами предложено оценивать лево-правое соотношение в трех ведущих анализаторных системах: мануальной, слухоречевой и зрительной, что дает наиболее полное представление о межполушарных механизмах. В соответствии с предложенными критериями все возможные со-

четания асимметрии представлены 27 вариантами, которые объединены в пять основных и рассматриваются как «профили латеральной организации» (ПЛО) мозга:

1) «чистые правши» (профиль ППП), различающиеся степенью выраженности правшества во всех анализаторных системах: сильные, слабые;

2) праворукие испытуемые (профили: ППЛ, ПАЛ, ПЛП и др.), где правосторонняя мануальная асимметрия сочетается с иными межполушарными отношениями в слухоречевой и/или зрительной системах;

3) амбидекстры (профиль: ААА АПП, АПЛ и др.), среди которых известны смешанные и чистые типы, у данной категории людей неопределенны ведущая рука, глаз или ухо;

4) леворукие испытуемые (профили: ЛПП, ЛАА, ЛПЛ и др.), у которых ведущей является левая рука, но ведущее ухо и/или глаз - правый или их функции симметричны;

5) «чистые» левши (профиль ЛЛЛ) с преобладанием левых показателей во всех анализаторных системах.

Тип ПЛО является определенным радикалом, от которого зависит целый спектр психологических признаков или определенный «психологический» синдром. Именно из-за его интегративности с типом ПЛО коррелируют не отдельные показатели, а целые их плеяды, относящиеся к различным сферам психической деятельности [5]. В частности, интересны исследования связи между ПЛО и особенностями эмоциональноличностной сферы [3, 6, 7]. Тип ПЛО можно рассматривать как особый нейропсихологический фактор или особое структурно-функциональное образование, которое определяет целый набор психических явлений.

Цель настоящего исследования состояла в выявлении профиля латеральной организации мозга у обучающихся различных образовательных сред и характера его взаимосвязи с индивидуально-психологическими особенностями.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие около 100 школьников 15-16 лет различных условий обучения: мальчики физико-математического класса лицея; девушки гуманитарного класса лицея; мальчики и девушки традиционной общеобразовательной школы.

З0З

Латеральная организация мозга оценивалась с применением компьютерной программы «Профиль», которая включает блоки тестов для определения моторной, сенсорной, психической асимметрии, латерализации центров речи, а также блок сбора данных особенностей поведения.

Блок тестов для определения моторной асимметрии рук включает теппинг-тест, трек-тест (зрительномоторная координация), динамометрию, а также опросник Аннет. Для выявления ведущей ноги использовались следующие тесты: «закидывание ноги на ногу», «толчковая нога», «удар по мячу» и «направление поворота». Блок тестов для оценки сенсорной асимметрии включал определение ведущего глаза, ведущего уха и тактильной асимметрии. Для определения ведущего глаза использовались тесты: «подзорная труба», проба Розенбаха в модификации Брагиной - Доброходовой. Ведущее ухо определялось тестами «телефон», «часы», «дихотическое прослушивание». Тактильная асимметрия исследовалась с использованием доски Сегена, фиксировалось время выполнения теста. Учитывалась инверсия положения рук при письме, как основание для определения локализации центра речи. В исследовании были включены 10 вербальных и 10 пространственных предъявлений из теста Айзенка для оценки особенностей интеллекта.

По всем показателям рассчитывался коэффициент асимметрии [4] по формуле:

Кас =

Ппр -Пл Ппр + Пл

где Кас - коэффициент асимметрии, Ппр - показатель для правой руки / глаза / уха, Пл - показатель для левой руки / глаза / уха.

Для оценки индивидуально-психологических особенностей школьников использовался блок психодиагностических методик, включающий: опросник В.В Бойко для оценки уровня эмпатических способностей; опросник САН для оперативной оценки самочувствия, активности, настроения; методику Г. Айзенка для определения типа темперамента (подростковый вариант); методику многофакторного исследования личности Р. Кэттелла.

Оценка профиля латеральной организации (ПЛО) мозга осуществлялась в соответствии с типологией межполушарной асимметрии мозг, предложенной Е.Д. Хомской [8]. Под ПЛО мозга мы понимаем праволевое соотношение функций трех основных анализаторных систем: мануальной, слухоречевой и зрительной. В соответствии с этим, вся выборка подростков была разделена на группы, в зависимости от ПЛО мозга. Нами были выделен следующие три группы: 1 группа - «чистые правити»: 2 группа - праворукие; 3 группа - амбидекстры.

У подростков 1 группы - «чистых правшей» - ведущими является правая рука, ухо и глаз. У праворуких школьников 2 группы ведущей рукой является правая, тогда как ведущий глаз и / или ухо либо не выражен, либо является левым. Для амбидекстров (3 группа) характерно приблизительное равенство правой и левой руки при различных соотношениях слуховых и зрительных функций, что, согласно современным позициям нейропсихологии, соответствует распределенному профилю асимметрии. Следует также отме-

тить, что среди исследованных подростков леворуких и «чистых левшей» обнаружено не было.

Руководствуясь тем, что между группами «чистых правшей» и праворуких нами не было выявлено значимых отличий, и данные литературы [6] указывают, что эти различия составляют скорее количественный, чем качественный характер, при проведении корреляционного, факторного и регрессионного анализов, мы объединили результаты праворуких и «чистых правшей» в одну группу - «П», а амбидекстров - в группу «А».

Статистическая обработка результатов производилась с помощью пакета программ 8Р88 у.11., с использованием сравнительного анализа (по г-критерию Стьюдента, по ^-критерию Манна - Уитни, критерию Фишера ф), корреляционного, факторного, регрессионного анализов.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование латеральных признаков у подростков разных условий обучения выявило следующие закономерности (рис. 1-2). Процент праворуких подростков (2 группа) достоверно выше среди учащихся лицея как у мальчиков (50 %; ф = 1,934; р < 0,0265), так и у девушек (36 %; ф = 1,633; р < 0,052), по сравнению с подростками, обучающимися в общеобразовательной школе (21 % мальчиков и 14 % девушек). Выявлена тенденция к более частой встречаемости амбидекстров (3 группа) среди школьников (52 % мальчиков и 50 % девушек) по сравнению с учащимися лицея (35 % мальчиков, 32 % девушек).

Специфической особенностью учебного процесса в лицеях является его высокая регламентированность [8], а также необходимость усвоения большого объема информации в единицу времени. Полученные нами результаты позволяют утверждать, что «правый» профиль латеральной организации наиболее благоприятен в условиях жесткой регламентации условий труда и быстрого реагирования на новую информацию.

Сравнительный анализ результатов исследования позволил выявить между группами подростков с различным ПЛО мозга ряд достоверных психофизиологических отличий. Подобные различия наиболее отчетливо проявились между 1-3 группами; у мальчиков физико-математического класса, по сравнению с девушками гуманитарного. Поскольку не во всех случаях изучаемые психофизиологические показатели имели нормальное распределение, а объем выборки был небольшим, то для выявления статистически значимых различий между выделенными группами был применен непараметрический метод с использованием С/-кри-терия Манна - Уитни.

Анализ нейродинамических особенностей выявил различия в скоростных характеристиках у представителей с различным профилем латерализации функций мозга. Так, достоверные различия в средних рангах между мальчиками 1 и 3 группы (табл. 1) установлены для скорости простой зрительно-моторной реакции для правой руки и теппинг-теста. «Чистым правшам» свойственна более высокая скорость зрительно моторной реакции при выполнении теста правой рукой, по сравнению с подростками с распределенным профилем асимметрии, у которых показатели моторики правой руки ниже.

II

Рис. 1. Распределение типов профиля латеральной организации мозга среди мальчиков лицея (I) и школы (II)

II

Рис. 2. Распределение типов профиля латеральной организации мозга среди девушек лицея (I) и школы (II)

Достоверно отличаются девушки 1 и 2 групп по скорости простой зрительно-моторной реакции и коэффициенту динамометрии (табл. 1). У представитель-

ниц группы с распределенным профилем асимметрии по скорости и силе правая рука имеет более низкие характеристики, чем у девушек «чистых правшей».

Исследование личностных особенностей по методике многофакторного исследования личности Р. Кэт-телла выявило достоверные отличия (табл. 1) между мальчиками 1 и 3 группы по шкале N «прямолинейность - дипломатичность» (р < 0,01) и фактору Q4 «расслабленность - напряженность» (р < 0,05). Для мальчиков «чистых правшей» характерна низкая напряженность, фрустрированность, они более прямолинейны, общительны, по сравнению со сверстниками из 3 группы.

Значимые различия в средних рангах получены между мальчиками 3 и 2 группы по фактору М «практичность - развитое воображение», откуда следует, что у амбидекстров более высоко развито воображение, они ориентированы на свой внутренний мир, имеют большой творческий потенциал.

Для девушек с разным ПЛО характерны следующие психофизиологические особенности (табл. 1). Достоверные различия по фактору N «прямолинейность -дипломатичность» свидетельствуют, что девушки -«чистые правши» - более расчетливы, принципиальны, искусственны по сравнению со сверстницами с распределенным профилем асимметрии. Значимо отличаются девушки «чистые правши» и амбидекстры по фактору В «низкий интеллект - высокий интеллект» (р < 0,05). Хотя данная шкала не отражает всех сторон интеллектуального развития подростков, на наш взгляд, можно говорить о том, что девушки «чистые правши» более сообразительны и быстрее усваивают новый материал, по сравнению с девушками, имеющими распределенный профиль асимметрии.

Исследование эмоционального состояния подростков с различным профилем латеральной организации мозга с помощью методики САН выявило достоверно значимое различие между исследуемыми группами девушек по показателю самочувствие (р < 0,05). Так, девушки, «чистые правши», оценивают свое самочувствие, как более высокое, по сравнению с девушками -амбидекстрами. Показатель «настроение» у мальчиков 1 и 3 группы не имеет отличий, вместе с тем, у мальчиков 2 группы он достоверно ниже, чем у 3 группы.

Исследование уровня нейротизма (опросник Г. Айзенка) выявило ряд различий по ф-критерию Фишера. В диапазоне высоких значений эмоциональной устойчивости различия выявлены для мальчиков 2-3 группы (56 % и 16 %; ф = 2,384; р < 0,07); 1-2 группы (25 % и 56 %; ф = 1,5; р < 0,067). В диапазоне средних значений эмоциональной устойчивости различия установлены для мальчиков 1-2 группы (75 % и 22 %; ф = 2,6; р < 0,003); 2-3 группы (50 % и 22 %; ф = 1,61; р < 0,053); для девушек 1-2 группы (47 % и 18 %; ф = 1,49; р < 0,068) и 1-3 группы (47 % и 21 %; ф = 1,42; р < 0,078). В диапазоне эмоциональной неустойчивости представителей 1 группы не выявлено, а представителей 3 группы как среди мальчиков, так и среди девушек оказалось больше всего. Различия между группами были следующие: у мальчиков 1-2 группы (0 % и 22 %; ф < 0,001); у девушек 1-2 группы (33 % и 64 %; ф = 1,48; р < 0,07); 1-3 группы (33 % и 72 %; ф = 2,04; р < 0,02).

I

Таблица 1

Значимые различия психофизиологических показателей у мальчиков и девушек с разным профилем латерализации функций

Название шкал Средние ранги Значение критерия Значимость крите-

«чистые правши» амбидекстры Манна - Уитни рия Манна - Уитни

мальчики

1. Трек тест (правая рука) 5,81 16,38 10,55 0,000

2. Коэффициент трек теста 6,00 16,29 12,00 0,00

3. Коэффициент тепинг-теста 18,38 10,47 25,00 0,011

4. Тест Аннет 17,75 10,76 30,00 0,027

5. Фактор N (тест Кэттелла) 8,81 14,34 34,5 0,07

6. Фактор Q4 (тест Кэттелла) 56,5 24,5 20,5 0,006

девушки

1. Трек тест (правая рука) 9,67 16,79 35,0 0,017

2. Коэффициент динамометрии 17,17 10,36 40,0 0,023

3. Фактор В (тест Кэттелла) 17,46 10,11 36,5 0,013

4. Фактор N (тест Кэттелла) 16,67 10,76 46 0,053

5. Самочувствие (САН) 16,88 10,61 43,5 0,036

@ эмоциональная неустойчивость

□ средняя эмоциональная устойчивость

□ высокая эмоциональная устойчивость

0 эмоциональная неустойчивость

□ средняя эмоциональная устойчивость

□ высокая эмоциональная устойчивость

Рис. 3. Распределение показателей эмоционального состояния в группах подростков с различным профилем латерализации функций. Обозначения: I - мальчики с различным ПЛО; II - девушки с различным ПЛО

Распределение показателей эмоциональной устойчивости - эмоциональной неустойчивости (рис. 3) свидетельствует, что у мальчиков чаще встречаются среди эмоционально устойчивых представители 2 группы, в диапазоне средней эмоциональной устойчивости -1 группы, среди эмоционально неустойчивых - представители 3 группы. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что среди представителей 1 и 2 группы чаще встречаются люди более эмоционально стабильные, устойчивые по отношению к внешнему воздействию, по сравнению с подростками 3 группы, где среди амбидекстров - больше чувствительных, эмоциональных и тревожных.

Поскольку значимых отличий между группами «чистых правшей» и праворуких нами не было получено, дальнейший анализ результатов проходил в группе «П» (праворукие и «чистые правши») и в группе «А» (амбидекстры).

Применение регрессионного анализа позволило составить регрессионную модель для коэффициента асимметрии. Регрессионное уравнение зависимости коэффициента асимметрии в группе мальчиков выглядит следующим образом:

Кас = 6,607 О - 7,9388 ЭК + 76,724,

где Кас - коэффициент асимметрии, О - фактор «подверженность чувствам - высокая нормативность поведения» методики Р. Кэттелла, ЭК - эмоциональный канал эмпатии по В.В. Бойко.

Согласно установленной зависимости, увеличение количества правых признаков функциональной межпо-лушарной асимметрии мозга у мальчиков взаимосвязано с сознательным соблюдением правил и норм поведения, настойчивостью в достижении цели и меньшей подверженностью эмоциям в процессе эмпатии.

Уменьшение количества правых признаков функциональной межполушарной асимметрии мозга у мальчиков взаимосвязано с непостоянством, подверженностью чувствам, эмоциональным сочувствием окружающим.

Регрессионное уравнение зависимости коэффициента асимметрии Кас в группе девушек выглядит следующим образом:

Кас = 5,816^3 + 6,4385 - 4,800/ - 12,401,

где 03 - фактор «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль», В - фактор «низкий интеллект - высокий интеллект», / - фактор «жестокость - чувствительность» методики Р. Кэттелла.

Исходя из установленной закономерности, вытекает, что увеличение количества правых признаков функциональной межполушарной асимметрии мозга у девушек взаимосвязано с увеличением самоконтроля, точностью выполнения социальных требований, сообразительностью, быстрой обучаемостью, мужественностью, реалистичностью и самоуверенностью. Уменьшение количества правых признаков функциональной межполушарной асимметрии мозга у девушек соотносится с плохим самоконтролем, склонностью к медленному обучению, образным мышлением, стремлением к интуитивным догадкам, чувствительностью, мечтательностью.

Использование корреляционного анализа с вычислением коэффициента Пирсона установило следующие закономерности. В группе мальчиков с правым профилем «П» корреляционные связи установлены между коэффициентом асимметрии и «настроением» методики САН (г = 0,510), «замкнутостью-открытостью» (г = = 0,496) методики Р. Кэттелла. Таким образом, увеличение коэффициента асимметрии, а следовательно, и количества правосторонних признаков взаимосвязано с благоприятной оценкой своего настроения, общительностью и непринужденностью своего поведения.

Корреляционная связь в группе мальчиков «А» обнаружена между коэффициентом асимметрии и «озабоченностью - беспечностью» (г = 0,571), «недобросовестностью - высокой совестливостью» (г = 0,664) методики Р. Кэттелла, обратная корреляционная связь - между коэффициентом теппинг-теста и «расслабленностью -напряженностью» (г = -0,528) (методика Р. Кэттелла), нейротизмом (по Г. Айзенку) (г = -0,562), эмоциональным каналом эмпатии (по В.В. Бойко) (г =

= -0,632). Следовательно, для мальчиков с амбидекст-рией характерны озабоченность, осторожность и недобросовестность; они в большей степени эмоционально напряжены, беспокойны по сравнению с праворукими; их характеризует большая чувствительность и эмоциональность, в том числе эмоциональная отзывчивость, сопереживание и сочувствие другим людям.

В группе девушек с правым профилем «П» выявлена корреляционная взаимосвязь между коэффициентом асимметрии и фактором «практичность - мечтательность» (г = -0,481), «импульсивность - контроль желаний» (г = 0,546), «расслабленность - напряженность» (г = -0,595) методики Р. Кэттелла, коэффициентом динамометрии и «доверчивостью - подозрительностью» (г = 0,431) методики Р. Кэттелла. Следовательно, увеличение количества правосторонних признаков асимметрии у девушек взаимосвязано с уравновешен-

ностью, здравомыслием, трезвой оценкой людей и обстоятельств, высокой организованностью, умением хорошо контролировать свои эмоции и поведение, нефрустрированностью, невозмутимостью, спокойствием.

Обратная корреляционная связь показателей у девушек в группе «А» обнаружена между теппинг-тестом и «практичностью - мечтательностью» методики Р. Кэттелла (г = -0,600); между коэффициентом динамометрии и ситуативной тревожностью (по Спилбер-геру) (г = -0,695), интуитивным каналом эмпатии (по В.В. Бойко) (г = -0,582), между тестом Аннетт и нейротизмом (по Г. Айзенку) (г = -0,564); прямая корреляционная связь - между коэффициентом динамометрии и «замкнутостью - общительностью» методики Р. Кет-тела (г = 0,775). Таким образом, распределенный профиль асимметрии у девушек взаимосвязан с фантазерством, погруженностью в себя, высокой ситуативной тревожностью, эмоциональностью, чувствительностью, а так же с развитой интуицией при сочувствии к людям и некоторой замкнутостью, отсутствии интереса к окружающим.

Проведенные регрессионный и корреляционный анализы показали, что чем выше коэффициент асимметрии, а следовательно, выражены правые признаки, тем выше самоконтроль, точность выполнения социальных требований, мужественность, реалистичность и самоуверенность. Исследование взаимосвязи эмоционально-личностных особенностей с признаками лате-рализации функций показало, что представители распределенного профиля как мальчики, так и девушки характеризуются большей эмоциональностью, напряженностью, чувствительностью, ситуативной тревожностью.

Полученные нами данные сопоставимы с исследованиями, проведенными на другой выборке испытуемых. Так, соотнесение типов межполушарной асимметрии с эмоциональной самооценкой обнаружило, что лица с «чистым» правым профилем асимметрии (по моторной, зрительной, слуховой) чаще оценивают свое состояние, как умеренно положительное, причем на их оценку эмоциональные помехи не оказывают какого-либо влияния. У лиц со смешанным типом асимметрии, особенно у амбидекстров, леворуких и левшей, наблюдается большой разброс показателей самооценки, который существенно меняется по интенсивности и даже по знаку под влиянием эмоциональной помехи. В целом правши являются в большей степени «оптимистами», чем случайная выборка испытуемых [6]

По мере накопления левосторонних признаков у мужчин 20-40 лет наблюдается увеличение показателей по таким психодиагностическим шкалам как «ней-ротизм», «депрессия», «психотизм» [7]. В более поздних работах было уточнено, что повышение показателей «нейротизма» (по тесту Айзенка ) и «тревожности» (по тесту Спилбергера - Ханина) четко наблюдается только у мужчин со скрытой леворукостью. Мужчины со смешанными типами ПЛО мозга характеризуются повышением уровня тревожности, выраженным повышением по шкале «гипотимии», «шизоидности», «ней-ротизма» (по тесту Р. Кэттелла) [3].

Итак, анализ полученных данных показал, что представители с преимущественно правыми признаками ПЛО мозга обладают лучшими показателями скоростных процессов, кроме того, они точно выполняют

социальные нормы и правила, дисциплинированы, эмоционально устойчивы и нефрустрированы. Анализируя характер образовательного процесса в учебных заведениях разного типа и имеющиеся данные относительно латерализации функций, мы полагаем, что для школьников с правым ПЛО мозга обучение в образовательной среде лицея является более эмоционально комфортным, чем для амбидекстров. К сожалению, большинство школьных программ в современных инновационных образовательных учреждениях ориентированы по-прежнему на умение учеников выстраивать причинно-следственные связи, на их логическое мышление, при этом не достаточно используются наглядные пособия и схемы, столь необходимые для развития правого полушария.

Исследователи в различных областях знаний - физиологии, нейропсихологии - неоднократно обращали внимание на то, что в обоих полушариях выполняются важные и своеобразные функции, пренебрежение которыми неблагоприятно отражается на жизни личности и общества; атрофия в развитии личности таких черт как воображение, интуиция, объемное понимание проблем или способность к дивергенционной деятельности, столь важной в области художественного и технического творчества, приводит к не менее серьезным последствиям, чем безграмотность или ограниченность рационального и аналитического мышления. Гармоничное взаимодействие и развитие обоих полушарий является условием полного развитие личности.

Физиологически обоснованная организация учебного процесса с учетом профиля латеральной профиля асимметрии позволит создать оптимальные условия для сохранения здоровья и развития учащихся, а следовательно, и более эффективного обучения в современных условиях.

ВЫВОДЫ

В исследовании нами были показаны особенности функциональной асимметрии мозга у учащихся различных условий обучения. Выявлено, что среди обучающихся лицея преобладает правый фенотип, тогда как среди учащихся общеобразовательной школы чаще встречаются амбидекстры. Очевидно, правый профиль позволяет лучше вживаться в регламентированную, стрессорную среду лицея и обеспечивает усвоение большого объема материала с высокой скоростью.

Проведен анализ взаимосвязи между признаками функциональной межполушарной асимметрии мозга и особенностями эмоционально-личностной сферы подростков.

Показано, что подростки с правым профилем латеральной организации мозга обладают большей способностью к произвольному контролированию своих действий и чувств, дисциплинированы, точно выполняют социальные требования, стрессоустойчивы, оценивают свое эмоциональное состояние как благоприятное, общительны, у них высокие скоростные и силовые показатели. Мальчики с правым профилем настойчивы в достижение целей, ответственны. Девушки с правым профилем латеральной организации мозга сообразительны, легко обучаемы, реалистичны, самоуверенны, мужественны, с предубеждением относятся к людям; они уравновешенны, здравомыслящи и добросовестны.

Учащиеся с распределенным профилем асимметрии чувствительны, эмоциональны, отзывчивы, эмпатичны, они мечтательны и погруженны в себя, склонны принимать интуитивные решения. Амбидекстры более эмоционально неустойчивы и фрустрированны, чем подростки с правым профилем асимметрии. Мальчики, с распределенным профилем асимметрии, непостоянны и подвержены чувствам. Девушки, с распределенным профилем асимметрии, мечтательны, чувствительны, обладают развитой интуицией и стремятся принимать решения основанные на интуитивных догадках. Им свойственна мягкость и доверчивость по отношению к людям; они, по сравнению с девушками с правым профилем, медленнее обучаются, и доминирует у них образное мышление.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проанализировав адаптационные возможности школьников с различным профилем латеральной организации к обучению, мы пришли к следующему заключению: в реально существующих условиях лицея, предъявляющих регламентированные условия труда и требующих быстрого усвоения большого объема сложной информации, по своим индивидуально-психологическим характеристикам наиболее адаптированы учащиеся с преобладанием правых признаков функциональной асимметрии. Амбидекстры, несмотря на их высокий творческий потенциал, имеют ряд психологических характеристик в структуре личности, которые являются дезадаптирующим фактором обучения в реально существующих условиях лицея.

Практическое значение работы состоит в возможности применения полученных результатов исследования профиля латеральной организации мозга в качестве диагностического критерия успешной адаптации учащихся в условиях инновационного обучения. Комплекс мероприятий по оптимизации обучения как в лицее, так и в общеобразовательной школе должен быть направлен на рационализацию учебного процесса с учетом индивидуально-психологических особенностей подростков с различным профилем функциональной асимметрии мозга, включающую психологическую работу по коррекции неблагоприятных психоэмоциональных состояний, особенно у амбидекстров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, П.В. Зинченко. М., 1983.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

3. Москвин В.А. Межполушарная асимметрии и индивидуальные стили эмоционального реагирования // Вопр. психологии. 1988. № 6. С. 116-120.

4. Хомская Е.Д. Латеральная организация мозга как нейропсихологи-ческая основа типологии нормы // 1 Междунар. конф. памяти А.Р. Лурия: сб. докл. / под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. М.: РПО, 1998. С. 138-144.

5. Хомская Е.Д. , Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. М., 1997. 282 с.

6. Клейн В.Н., Московин В.А., Чуприков А.П. Функциональная асимметрия мозга и толерантность к эмоциональному стрессу // Неврология и психиатрия. Киев, 1986.

7. Цыбняк Н.П., Верховская Е.В., Делинков В.Ю. Влияние профиля обучения на функциональное состояние организма учащихся // Гигиена и санитария. 1999. № 1. С. 31-34.

8. Русалов ВМ. Биологические основы индивидуальных различий. М., 1979.

9. Практикум по валеологии для высших учебных заведений / под ред. Г.А. Кураева. Ростов н/Д: Изд-во ООО ЦВВР.

Поступила в редакцию 10 ноября 2005 г.

□ эмоциональная неустойчивость

□ средняя эмоциональная устойчивость

□ высокая эмоциональная устойчивость

□ эмоциональная неустойчивость

□ средняя эмоциональная устойчивость

□ высокая эмоциональная устойчивость

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.