Научная статья на тему 'Мнестические процессы и музыкальная одарённость'

Мнестические процессы и музыкальная одарённость Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
201
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MNESTIC PROCESSES / MUSICAL TALENT / NEUROPSYCHOLOGY OF INDIVIDUAL DIFFERENCES / INDIVIDUAL CHARACTERISTICS / МНЕСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ОДАРЁННОСТЬ / НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лукьянчикова Ж.А.

Проблема музыкальной одарённости является актуальным направлением исследований современной педагогики и психологии. Рассмотрены и проанализированы современные исследования в области музыкальной одарённости с учётом достижений нейропсихологии индивидуальных различий. На модели музыкальной одарённости (обучающиеся Колледжа музыкально-театрального искусства им. ГП. Вишневской) исследованы особенности влияния эмоций на мнестические процессы музыкально одарённых подростков с учетом типа межполушарной организации мозга. Выявлено преобладающее влияние отрицательных эмоций на мнестические процессы по мере увеличения степени выраженности правополушарного доминирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MNESTIC PROCESSES AND MUSICALLY GIFTED CHILDREN

The problem of musical talent is a relevant direction of research in modern education and psychology. The paper analyzes modern research in the field of musical talent, taking into account the achievements of the neuropsychology of individual differences. The specifics of the influence of emotions on the mental processes of musical talented adolescents are studied on the model of musical talent (students of the College of Musical and Theater Art n.a. G.P Vishnevskaya), considering the type of inter-hemispheric brain organization. The prevailing influence of negative emotions on mnestic processes as the degree of right-hemispheric dominance is revealed.

Текст научной работы на тему «Мнестические процессы и музыкальная одарённость»

В целом в педагогической практике существует двойственное отношение к ошибкам в решении коммуникативных задач, свидетельствующим о наличии затруднения в общении. С одной стороны, они воспринимаются как недопустимые, с другой - как неизбежное следствие деятельности педагога, в том числе и в инклюзивной практике, стимулирующие процесс пересмотра своего педагогического кредо.

Библиографический список

Таким образом, опираясь на изучение литературы и современной педагогической практики, мы приходим к выводу о необходимости углублённого изучения причин, приводящих к коммуникативным барьерам будущих педагогов, а главное - к целенаправленному поиску эффективных способов их преодоления на этапе вузовской подготовки студентов.

1. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт. Авт-сост. Л.В. Голубева. Волгоград, 2011.

2. Красило А.И., Новгородцева А.П. Инклюзивное образование: методические проблемы и практические рекомендации. Москва, 2016.

3. Токарь И.Е. Инклюзивное образование: опыт и перспективы развития. Социальная педагогика. 2011; № 5: 93 - 105.

4. Белявский Б.В. Образование инвалидов в России: история вопроса, статистика. Инклюзивное образование: перспективы развития в России. Москва, 2006.

5. Давыдова Л.Н., Колокольцева М.А., Рябова Е.В. Инклюзивное образование и нравственные взаимоотношения. Грани одной проблемы. Москва, 2018.

6. Егупова М.А. К вопросу о понятии права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Право и образование. 2010; 2: 34 - 40.

7. Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. Психологическая наука и образование. 2011; 1: 83 - 92.

8. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. Москва, 1990.

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва, 1999.

10. Психологический словарь. Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Москва, 2015.

11. Залюбовская Е.В. Преодоление коммуникативных барьеров в условиях совместной деятельности. Диссертация кандидата психологических наук. Москва, 1984.

12. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. Москва, 1995.

13. Ерохин В.В., Крайник В.Л. Причины возникновения коммуникативных барьеров у будущих учителей в инклюзивном образовании и их преодоление при обучении в вузе. Учебный год. 2018; 3: 37 - 39.

References

1. Inklyuzivnoe obrazovanie: idei, perspektivy, opyt. Avt.-sost. L.V. Golubeva. Volgograd, 2011.

2. Krasilo A.I., Novgorodceva A.P. Inklyuzivnoe obrazovanie: metodicheskie problemy i prakticheskie rekomendacii. Moskva, 2016.

3. Tokar' I.E. Inklyuzivnoe obrazovanie: opyt i perspektivy razvitiya. Social'nayapedagogika. 2011; № 5: 93 - 105.

4. Belyavskij B.V. Obrazovanie invalidov v Rossii: istoriya voprosa, statistika. Inklyuzivnoe obrazovanie: perspektivy razvitiya v Rossii. Moskva, 2006.

5. Davydova L.N., Kolokol'ceva M.A., Ryabova E.V. Inklyuzivnoe obrazovanie inravstvennye vzaimootnosheniya. Graniodnojproblemy. Moskva, 2018.

6. Egupova M.A. K voprosu o ponyatii prava na obrazovanie lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Pravo i obrazovanie. 2010; 2: 34 - 40.

7. Alehina S.V., Alekseeva M.N., Agafonova E.L. Gotovnost' pedagogov kak osnovnoj faktor uspeshnosti inklyuzivnogo processa v obrazovanii. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2011; 1: 83 - 92.

8. Kuz'mina N.V. Professionalizm lichnostiprepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya. Moskva, 1990.

9. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka. Moskva, 1999.

10. Psihologicheskij slovar'. Pod obschej redakciej A.V. Petrovskogo, M.G. Yaroshevskogo. Moskva, 2015.

11. Zalyubovskaya E.V. Preodolenie kommunikativnyh bar'erov v usloviyah sovmestnoj deyatel'nosti. Dissertaciya kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 1984.

12. Kan-Kalik V.A. Grammatika obscheniya. Moskva, 1995.

13. Erohin V.V., Krajnik V.L. Prichiny vozniknoveniya kommunikativnyh bar'erov u buduschih uchitelej v inklyuzivnom obrazovanii i ih preodolenie pri obuchenii v vuze. Uchebnyj god. 2018; 3: 37 - 39.

Статья поступила в редакцию 11.03.19

УДК 159.923

Lukyanchikova Zh.A, Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Psychology Department, Russian University of Physical Education, Sport,

Youth and Tourism (Moscow, Russia), E-mail: 9063040@gmail.com

MNESTIC PROCESSES AND MUSICALLY GIFTED CHILDREN. The problem of musical talent is a relevant direction of research in modern education and psychology. The paper analyzes modern research in the field of musical talent, taking into account the achievements of the neuropsychology of individual differences. The specifics of the influence of emotions on the mental processes of musical talented adolescents are studied on the model of musical talent (students of the College of Musical and Theater Art n.a. G.P. Vishnevskaya), considering the type of inter-hemispheric brain organization. The prevailing influence of negative emotions on mnestic processes as the degree of right-hemispheric dominance is revealed.

Key words: mnestic processes, musical talent, neuropsychology of individual differences, individual characteristics.

Ж.А. Лукьянчикоеа, канд. психол. наук, доц., Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма

(ГЦОЛИФК), г. Москва, E-mail: 9063040@gmail.com

МНЕСТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ОДАРЁННОСТЬ

Проблема музыкальной одарённости является актуальным направлением исследований современной педагогики и психологии. Рассмотрены и проанализированы современные исследования в области музыкальной одарённости с учётом достижений нейропсихологии индивидуальных различий. На модели музыкальной одарённости (обучающиеся Колледжа музыкально-театрального искусства им. ПП. Вишневской) исследованы особенности влияния эмоций на мнестические процессы музыкально одарённых подростков с учетом типа межполушарной организации мозга. Выявлено преобладающее влияние отрицательных эмоций на мнестические процессы по мере увеличения степени выраженности правополушарного доминирования.

Ключевые слова: мнестические процессы, музыкальная одарённость, нейропсихология индивидуальных различий, индивидуальные особенности.

Изучение проблемы индивидуальных различий, способностей, музыкальной одарённости в отечественной психологии начиналось с работ Б.М. Теплова [1; 2]. Музыкальной одарённостью Б.М. Теплов называл «качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью» [1, с. 42]. Созданная Б.М. Тепловым научная школа внесла существенный вклад в развитие дифференциальной психологии.

Исследования Э.А. Голубевой с сотрудниками [3], продолжая и развивая исследования школы Б.М. Теплова - В.Д. Небылицына, внесли значительный вклад в изучение специальных способностей, в том числе и музыкальных.

Фундаментальное изучение музыкальных способностей, а также их связь с познавательными и эмоциональными процессами показаны в исследованиях Д.К. Кирнарской [4].

Опираясь на научные идеи Б.М. Теплова современные исследователи в области психологии способностей Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, И.В. Калиш, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, В.И. Панов, В.Д. Ушаков, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич создали «Рабочую концепцию одарённости», отражающую результаты фундаментальных отечественных исследований, современные тенденции психологической науки, а также опыт работы с одарёнными детьми и подростками [5].

Исследование индивидуальных различий, в контексте проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия является интенсивно развивающимся направлением нейропсихологии, проведено в работах Е.Д. Хомской, И.В. Ефимовой, Е.В. Будыка, Е.В. Ениколоповой [6],

В.А. Москвина [7], Е.Д. Хомской, Н.Я. Батовой [8], Ж.А. Лукьянчиковой [9; 10; 11].

Моделью, позволяющей соотнести тип ПЛО, эмоциональные и познавательные особенности с определенной профессиональной принадлежностью является одарённость. Подход к изучению индивидуальных особенностей с позиций нейропсихологии индивидуальных различий показал свою перспективность при исследовании различных видов одарённости: математической, музыкальной, художественной, в области хореографии. Данный вид исследований начинался с изучения связи межполушарной асимметрии и эмоциональных особенностей математически одарённых подростков под руководством Е.Д. Хомской [9]. В работах Е.Д. Хомской с соавторами выявлена связь межполушарной асимметрии с особенностями протекания различных состояний и процессов: эмоциональных, познавательных (мнестических, перцептивных) [6; 8].

Проблема исследования

Изучая проблему способностей, одарённости, Б.М. Теплов [1] считал, что способности не могут быть врожденными, врожденными являются только «задатки» - анатомические и физиологические особенности нервной системы. Представители школы отечественной дифференциальной психологии полагают, что в основе общих способностей лежат свойства нервной системы (задатки), которые обусловливают также особенности темперамента. Эти исследования, выявляющие связь основных свойств нервной системы и способностей основаны на теоретической концепции Павлова, включающей учение о свойствах высшей нервной деятельности и типологии, в которой рассматриваются «художественный», «мыслительный» и «средний» типы.

В исследованиях Э.А. Голубевой [3], было показано, что общие способности связаны со свойствами темперамента на уровне биологических основ и их психологических проявлений. По ее данным, испытуемые с правополушарным доминированием отличаются лабильностью нервной системы, развитием невербальных когнитивных функций, активностью непроизвольной сферы; у левополу-шарных лучше развиты саморегуляция, произвольность действий, вербальные функции, они более инертны, их нервная система устойчива к монотонии. Исходя из единства природного и социального в исследованиях Э.А. Голубевой [3] способности изучались на трех уровнях: психофизиологическом, психологическом, поведенческом; тесты и исследовательские методики проходили проверку на «психофизиологическую валидность» сопоставляясь с типологическими особенностями высшей нервной деятельности, которые Б.М. Теплов считал важнейшими в структуре природных предпосылок способностей; а также сопоставлялись с успешностью учения, где критерий успешности учения выступает как дополнительный к комплексу психологических и психофизиологических характеристик способностей.

В «Рабочей концепции одарённости», понятие одарённость рассматривается как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [5, с. 7]. В практической работе с одарёнными детьми и подростками авторы «Рабочей концепции одарённости» [5] предлагают использовать понятие «признаки одарённости», охватывающие инструментальный - характеризующий способы деятельности и мотивационный - характеризующий отношение к той или иной стороне деятельности, аспекты поведения учащихся.

Противоречивые данные об эмоциональных особенностях одарённых людей в «Рабочей концепции одарённости» [5] разрешаются через представление об одарённости с гармоничным и дисгармоничным типами развития. Отмечаются такие особенности одарённых подростков как повышенная впечатлительность, реактивность, эмоциональная чувствительность (особенно к новым ситуациям), сниженная саморегуляция. Одарённые подростки, чьи реальные достижения ниже их возможностей, переживают серьезные проблемы в личностной и эмоциональной сфере, а также в сфере межличностных отношений. Исследования Э.А. Голубевой [3], показали, что слабость и лабильность нервной системы положительно связаны с учебной успеваемостью (как самым общим показателем способностей).

Биологические и личностно-характерологические особенности подростка, ситуация его развития выражается в свойственных этому возрасту определенных поведенческих моделях, специфических поведенческих реакциях, форма проявления которых будет зависеть от индивидуальных особенностей подростков.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых учащихся, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач. При работе с одарёнными учащимися целесообразно использовать комплексный подход, в котором может быть задействован широкий спектр разнообразных методов, в том числе и нейропсихологических.

В исследованиях Е.Д. Хомской [6] доказана принципиальная возможность нейропсихологического подхода к решению проблемы индивидуальных различий психики человека. В качестве основы для изучения индивидуальных различий исследуется латеральная организация мозга или профиль латеральной организации (ПЛО) мозга. ПЛО обозначает определенное сочетание сенсорных и моторных асимметрий, характерное для того или иного. Методика оценки ПЛО по

схеме «рука-ухо-глаз», разработана и описана Е.Д. Хомской [12]. В основе метода определения ПЛО лежали следующие принципы: 1) использование трех типов асимметрий: мануальной, слухоречевой, зрительной; 2) оценка не только факта асимметрии, но и его степени; 3) признание разной значимости мануальной, слу-хоречевой и зрительной асимметрий, что отражено в порядке их расположения при описании варианта ПЛО: рука - ухо - глаз. Возможные 27 вариантов профиля латеральной организации мозга объединяют в 5 основных типов: правши, право-рукие, амбидекстры, леворукие и левши. В работах Е.Д. Хомской [6; 8] проведены исследования распределения типов профиля латеральной организации мозга в различных выборках испытуемых, проанализированы связи между типом ПЛО и особенностями протекания психических функций и состояний, была доказана принципиальная возможность нейропсихологического подхода к решению проблемы индивидуальных различий психики человека.

Накоплен большой фактический материал о неравнозначности левого и правого полушарий мозга в обеспечении эмоциональных явлений: структуры левого и правого полушарий по-разному связаны с переработкой и регуляцией положительных и отрицательных эмоций. Эмоциональная сфера у представителей левополушарного типа (правшей и праворуких) характеризуется определенным преобладанием функций положительной эмоциональной системы над отрицательной. У представителей правополушарного типа эмоциональная сфера характеризуется различными признаками преобладания функций отрицательной системы над положительной.

Одной из важнейших характеристик эмоций является их связь с познавательными процессами, согласно принципу «единства аффекта и интеллекта» сформулированному Л.С. Выготским. Экспериментальные данные, отражающие связь эмоций с мнестическими процессами получены в исследованиях Е.Д. Хомской, Н.Я. Батовой [8], Ж.А. Лукьянчиковой [9]; показано, что различные познавательные процессы испытывают на себе влияние эмоций в разной степени: мнестические в большей, чем перцептивные.

Исследование влияния эмоций на мнестические процессы музыкально одарённых подростков в соответствии с типом профиля латеральной организации мозга является актуальным и перспективным направлением нейропсихологии индивидуальных различий, т.к. открывает возможность для разработки теоретических проблем и позволяет решить целый ряд практических задач.

Одарённый подросток - личность, во многом отличающаяся от сверстников и требующая особого психолого-педагогического подхода при обучении и социализации, включающего кропотливую работу в области психодиагностики одарённости.

Изучение эмоциональных и познавательных особенностей музыкально одарённых обучающихся является актуальным направлением психологических исследований при реализации программы «Одарённые дети» в рамках Президентской Программы «Дети России».

Целью данного исследования является изучение влияния эмоций на мнестические процессы музыкально одарённых подростков.

Характеристика испытуемых: подростки, обучающиеся в Колледже музыкально-театрального искусства им. ГП. Вишневской.

На первом этапе исследования (оценка профиля латеральной организации мозга) приняли участие 120 человек (по 60 человек в экспериментальной и контрольной группе).

На втором этапе исследования (оценка влияния эмоций на мнестические процессы) приняли участие 68 человек (по 34 человека в экспериментальной и контрольной группе).

Подавляющее большинство испытуемых экспериментальной группы -участники и лауреаты музыкальных фестивалей и конкурсов. Контрольную группу составили учащиеся общеобразовательных школ г Москвы. Средний возраст испытуемых в экспериментальной и контрольной группе - 16 лет.

Методы:

1. Методы оценки профиля латеральной организации мозга по Е.Д. Хом-ской [12]: а) оценка мануальной асимметрии; б) оценка слухоречевой асимметрии - методика дихотического прослушивания; в) оценка зрительной асимметрии.

2. Методы исследования влияния эмоций на мнестические процессы. Методика запоминания и воспроизведения словесного материала, различного по эмоциональной значимости: 1) запоминание и непосредственное воспроизведение «эмоционально-положительных» и «эмоционально-отрицательных» слов; 2) заучивание до полного запоминания и отсроченное воспроизведение «эмоционально-положительных» и «эмоционально-отрицательных» слов. Методики предложены Е.Д. Хомской, отбор стимульного материала («эмоционально-положительные» и «эмоционально-отрицательные» слова) проведен и апробирован Ж.А. Лукьянчиковой [9].

Результаты:

1. Исследование типов профиля латеральной организации (ПЛО) мозга в экспериментальной и контрольной группе позволило выявить 5 типов ПЛО, обозначающие определенное сочетание сенсорных и моторных асимметрий (П - преобладание правосторонних функций, Л - левосторонних, А - их

равенство) в системе «рука-ухо-глаз»: правши, праворукие, амбидекстры, леворукие, левши. В группе музыкально одарённых подростков выявлено уменьшение числа обучающихся с левополушарным доминированием (правшей и праворуких 62%), и увеличение числа обучающихся с право-полушарным доминированием (амбидекстров, леворуких, левшей 38%) по сравнению с контрольной группой (85% левополушарных и 15% правополу-шарных).

Таким образом, показаны особенности распределения типов профиля латеральной организации мозга в различных группах: среди музыкально одарённых подростков наблюдается увеличение числа учащихся с правополушарным доминированием, что свидетельствует о связи успешности выполнения музыкальной деятельности с типом межполушарной организации мозга.

2. На втором этапе исследования (изучение особенностей влияния эмоций на мнестические процессы) принимали участие по 10 человек правшей, праворуких, амбидекстров и 4 человека левши и леворукие; всего по 34 испытуемых и в экспериментальной и в контрольной группе.

Исследование связи между типом ПЛО и особенностями влияния эмоций на познавательные процессы в группе одарённых подростков, выявило по мере увеличения правополушарного доминирования (количества и выраженности симметричных и левосторонних признаков в ПЛО) у амбидекстров и левшей преобладающее влияние отрицательных эмоций на мнестические процессы.

По мере выраженности левополушарного доминирования выявлено преобладающее влияние положительных эмоций на мнестические процессы.

В контрольной группе, наблюдается аналогичная закономерность, но статистически менее значимая.

Музыкально одарённым подросткам всех типов ПЛО требуется меньшее количество предъявлений стимульного материала, что позволяет им продемонстрировать более высокие показатели запоминания по сравнению с контрольной группой.

В настоящем исследовании апробированы методики на запоминание и непосредственное воспроизведение и запоминание до полного заучивания и отсроченное воспроизведение эмоционально-положительных и эмоционально-отрицательных слов на новой для данного типа исследований выборке - музыкально одарённых подростках.

Накопление симметричных и левосторонних признаков в профиле латеральной организации мозга у амбидекстров и левшей связано с большей активностью правополушарных структур (по сравнению с правшами), которые по данным нейропсихологических и психофизиологических исследований связаны преимущественно с отрицательной эмоциональной системой (преобладание от-

Библиографический список

рицательного эмоционального фона, преимущественное влияние отрицательных эмоций на мнестические процессы).

Было показано, что праворукие обнаруживают большую чувствительность к эмоциям положительного знака, для леворуких и амбидекстров характерно преобладание эмоций отрицательного знака. Был обнаружен и факт влияния «эмоционального фактора» на мнестические процессы и - более дифференцированно - влияние знака эмоций, положительного или отрицательного.

Выводы. Существуют особенности распределения типов профиля латеральной организации мозга в различных выборках: среди музыкально одарённых подростков при наличии всех типов ПЛО, увеличивается число амбидекстров и левшей, т.е. учащихся с преобладанием и большей выраженностью симметричных и левосторонних признаков в типах ПЛО, по сравнению с учащимися общеобразовательных школ (контрольная группа).

Исследование влияния эмоций на мнестические процессы свидетельствуют о преимущественном влиянии положительных эмоций у левополушарных испытуемых и о влиянии отрицательных эмоций у правополушарных испытуемых.

Выявлены индивидуальные различия мнестических процессов в экспериментальной и контрольной группе (музыкально одарённые подростки продемонстрировали более высокие показатели запоминания по сравнению с контрольной группой).

Работа вносит вклад в современные представления об особенностях профиля латеральной организации мозга, о характере распределения типов ПЛО среди музыкально одарённых подростков, о связи типа ПЛО с эмоциональными и познавательными особенностями и степенью музыкальной одарённости подростков. Показана принципиальная возможность нейропсихологическо-го подхода к изучению индивидуальных различий учащихся общеобразовательных школ и обучающихся Колледжа музыкально-театрального искусства им. Г.П. Вишневской. При работе с одарёнными учащимися целесообразно использовать комплексный подход, при котором может быть задействован широкий спектр различных методов, в том числе и нейропсихологических. Нейропси-хологический подход вносит свой вклад в проведение диагностической работы по выявлению влияния эмоций на мнестические процессы.

Результаты данного вида исследований необходимо учитывать в практической деятельности, связанной с обучением одарённых учащихся, и способствующей их гармоничному развитию и успешной адаптации.

Результаты исследования могут быть использованы при обучении и воспитании как подростков одарённых в области музыкального творчества, так и учащихся общеобразовательных школ, а также развития музыкальных и интеллектуальных способностей.

1. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. Москва: Педагогика, 1985; Т. I.

2. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. Москва: Педагогика, 1985; Т. II.

3. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна: Феникс +, 2005.

4. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. Москва: Таланты - XXI век, 2004.

5. Рабочая концепция одарённости. Д.Б. Богоявленская [и др.]. Москва, 2003.

6. Нейропсихология индивидуальных различий. Е.Д. Хомская [и др.]. Москва: Издательский центр «Академия», 2011.

7. Москвин В.А., Москвина Н.В. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека. Москва: Смысл, 2011.

8. Хомская Е.Д., Батова И.Я. Мозг и эмоции (нейропсихологическое исследование). Москва: Издательство «Российское педагогическое агентство», 1998.

9. Лукьянчикова Ж.А. Межполушарная асимметрия и эмоциональные особенности математически одарённых подростков. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2006.

10. Лукьянчикова Ж.А. Нейропсихологический подход к различным видам одарённости. От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах: Москва: Когито-Центр, 2015; Том 5: 90 - 93.

11. Лукьянчикова Ж.А. Межполушарная асимметрия и эмоциональные особенности художественно одарённых подростков. Международная юбилейная конференция «Б.М. Теплов и современное состояние дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии: к 120-летию со дня рождения Б.М. Теплова». Москва: Издательство «Перо», 2017: 250 - 254.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Е.Д. Хомская [и др.]. Москва: изд-во МГУ, 1995.

References

1. Teplov B.M. Izbrannye trudy: v 2-h t. Moskva: Pedagogika, 1985; T. I.

2. Teplov B.M. Izbrannye trudy: v 2-h t. Moskva: Pedagogika, 1985; T. II.

3. Golubeva 'E.A. Sposobnosti. Lichnost'. Individual'nost'. Dubna: Feniks +, 2005.

4. Kirnarskaya D.K. Psihologiya special'nyh sposobnostej. Muzykal'nye sposobnosti. Moskva: Talanty - XXI vek, 2004.

5. Rabochaya koncepciya odarennosti. D.B. Bogoyavlenskaya [i dr.]. Moskva, 2003.

6. Nejropsihologiya individual'nyh razlichij. E.D. Homskaya [i dr.]. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2011.

7. Moskvin V.A., Moskvina N.V. Mezhpolusharnye asimmetrii i individual'nye razlichiya cheloveka. Moskva: Smysl, 2011.

8. Homskaya E.D., Batova I.Ya. Mozg i 'emocii (nejropsihologicheskoe issledovanie). Moskva: Izdatel'stvo «Rossijskoe pedagogicheskoe agentstvo», 1998.

9. Luk'yanchikova Zh.A. Mezhpolusharnaya asimmetriya i 'emocional'nye osobennosti matematicheski odarennyh podrostkov. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2006.

10. Luk'yanchikova Zh.A. Nejropsihologicheskij podhod k razlichnym vidam odarennosti. Ot istokov k sovremennosti: 130 let organizacii psihologicheskogo obschestva pri Moskovskom universitete: sbornik materialov yubilejnoj konferencii: V 5 tomah: Moskva: Kogito-Centr, 2015; Tom 5: 90 - 93.

11. Luk'yanchikova Zh.A. Mezhpolusharnaya asimmetriya i 'emocional'nye osobennosti hudozhestvenno odarennyh podrostkov. Mezhdunarodnaya yubilejnaya konferenciya «B.M. Teplov i sovremennoe sostoyanie differencial'noj psihologii i differencial'noj psihofiziologii: k 120-letiyu so dnya rozhdeniya B.M. Teplova». Moskva: Izdatel'stvo «Pero», 2017: 250 - 254.

12. Metody ocenkimezhpolusharnojasimmetriiimezhpolusharnogo vzaimodejstviya. E.D. Homskaya [i dr.]. Moskva: izd-vo MGU, 1995.

Статья поступила в редакцию 31.03.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.