Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЦЕНТРА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЦЕНТРА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / педагогический потенциал / военно-учебный центр / вуз / ценностное отношение к военной службе / students / pedagogical potential / military training center / university / value attitude towards military service

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.-М.Х. Боцалгов

Публикация затрагивает важную проблему, связанную с формированием у студентов вуза ценностного отношения к военной службе. Отмечается значимость данного процесса в рамках деятельности военно-учебного центра. На основе теоретического анализа научных работ предлагается определение понятия «ценностное отношение к военной службе». Обусловливаться педагогические возможности военно-учебного центра в воспитании нравственных качеств студентов. Результатом исследования выступает характеристика инновационных подходов формирования у студентов вуза ценностного отношения к военной службе, применяемых в центре. Первое направление предполагает привлечение студентов к военно-патриотическому волонтерству, помощи участникам специальной военной операции. Второе направление связывается с вовлечением студентов в разработку проектов по сохранению исторической памяти об отечественных героях войны. Третье направление подразумевает обеспечение участия студентов в гражданско-патриотических мероприятиях совместно с Юнармией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF A MILITARY TRAINING CENTER FOR FORMING A VALUE ATTITUDE TO MILITARY SERVICE IN UNIVERSITY STUDENTS

The publication touches on an important issue related to the formation of a value-based attitude towards military service among university students. The significance of this process within the framework of activities of a military training center is noted. Based on a theoretical analysis of scientific works, a definition of the concept of “value attitude towards military service” is proposed. The pedagogical capabilities of the military training center in nurturing the moral qualities of students are determined. The result of the study is characteristics of innovative approaches to forming a value-based attitude towards military service among university students, used in the center. The first direction implies involving students in military-patriotic volunteering and helping participants in a special military operation. The second direction is associated with the involvement of students in the development of projects to preserve the historical memory of Russian war heroes. The third direction involves ensuring the participation of students in civil-patriotic events together with the Youth Army.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЦЕНТРА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ»

7. Shkuricheva N.A. Formirovanie mezhlichnostnyh otnoshenij pervoklassnikov kak uslovie uspeshnosti ih adaptacii k shkole. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.

8. Cukerman G.A. Vidy obscheniya v obuchenii. Tomsk: Peleng, 1993.

9. Evladova E.B. Vneurochnaya deyatel'nost': vzglyad skvoz' prizmu FGOS. Vospitanie shkol'nikov: Teoreticheskij i nauchno-metodicheskijzhurnal. 2022; № 4: 15-21.

10. Zhdanova S.N. Social'no-pedagogicheskaya teoriya osvoeniya mira lichnost'yu. Mezhdunarodnyjzhurnalprikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2012; № 10: 125-129.

11. Zhdanova S.N. Social'no-pedagogicheskaya teoriya 'esteticheskogo osvoeniya mira uchaschimisya v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2007.

12. Bajhanov I.B. Gosudarstvennaya politika kak faktor razvitiya nacional'noj obrazovatel'noj sistemy: bazovye aspekty. 'Etnosocium i mezhnacional'naya kul'tura. 2020; № 1 (139): 69-76.

13. Bajhanov I.B. Kachestvo obrazovaniya kak strategicheskaya cel' regional'noj obrazovatel'noj politiki v nastupayuschem uchebnom godu. Vestnik instituta razvitiya obrazovaniya Chechenskoj Respubliki. 2019; № 17: 5-13.

14. Garaganov A.V., Kanyuk A.S. Klassifikaciya obrazovatel'nyh potrebnostej molodezhi, obuchayuschejsya v vysshih uchebnyh zavedeniyah. Sovremennoe obrazovanie: tradicii i innovacii. 2023; № 1: 113-116.

Статья поступила в редакцию 28.03.24

УДК 378

Botsalgov S-M.Kh., Head of Military Training Center, teacher, colonel, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia),

E-mail: s-rakhmat@list.ru

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF A MILITARY TRAINING CENTER FOR FORMING A VALUE ATTITUDE TO MILITARY SERVICE IN UNIVERSITY STUDENTS. The publication touches on an important issue related to the formation of a value-based attitude towards military service among university students. The significance of this process within the framework of activities of a military training center is noted. Based on a theoretical analysis of scientific works, a definition of the concept of "value attitude towards military service" is proposed. The pedagogical capabilities of the military training center in nurturing the moral qualities of students are determined. The result of the study is characteristics of innovative approaches to forming a value-based attitude towards military service among university students, used in the center. The first direction implies involving students in military-patriotic volunteering and helping participants in a special military operation. The second direction is associated with the involvement of students in the development of projects to preserve the historical memory of Russian war heroes. The third direction involves ensuring the participation of students in civil-patriotic events together with the Youth Army.

Key words: students, pedagogical potential, military training center, university, value attitude towards military service

С.-М.Х. Боцалгов, нач. военно-учебного центра, преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени АА. Кадырова», г. Грозный,

E-mail: s-rakhmat@list.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЦЕНТРА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Публикация затрагивает важную проблему, связанную с формированием у студентов вуза ценностного отношения к военной службе. Отмечается значимость данного процесса в рамках деятельности военно-учебного центра. На основе теоретического анализа научных работ предлагается определение понятия «ценностное отношение к военной службе». Обусловливаться педагогические возможности военно-учебного центра в воспитании нравственных качеств студентов. Результатом исследования выступает характеристика инновационных подходов формирования у студентов вуза ценностного отношения к военной службе, применяемых в центре. Первое направление предполагает привлечение студентов к военно-патриотическому волонтерству, помощи участникам специальной военной операции. Второе направление связывается с вовлечением студентов в разработку проектов по сохранению исторической памяти об отечественных героях войны. Третье направление подразумевает обеспечение участия студентов в гражданско-патриотических мероприятиях совместно с Юнармией.

Ключевые слова: студенты, педагогический потенциал, военно-учебный центр, вуз, ценностное отношение к военной службе

Высокая напряженность международных отношений, различного рода провокации со стороны западных стран в адрес нашей страны в конечном счете привели к развитию военных действий. Специальная военная операция показывает техническую и моральную готовность российского общества к военной угрозе, намерения граждан постоять за свои права, независимость и свободу. Четко высвечиваются патриотические настроения, мотивация и способность молодых людей к выполнению своего гражданского долга, желание защищать свою Родину или уехать из страны. Все эти события демонстрируют важность не только физической, военно-тактической, но и моральной подготовки современной молодёжи, формирования у них ценностного отношения к военной службе.

В этой связи на базе большинства российских вузов создаются и функционируют военно-учебные центры, которые осуществляют военную подготовку молодых людей. Согласно положению о военных учебных центрах, их задачами являются «реализация программ военной подготовки; участие в проведении воспитательной работы среди граждан и работы по военно-профессиональной ориентации молодежи» [1]. Поэтому возникает необходимость определения потенциала военно-учебного центра для развития нравственных качеств, формирования у будущих защитников страны ценностного отношения к военной службе.

Цель исследования - определить и охарактеризовать педагогический потенциал военно-учебного центра для формирования у студентов вуза ценностного отношения к военной службе. Задачи исследования: проанализировать научную литературу по проблематике; определить педагогические возможности военно-учебного центра в воспитании нравственных качеств студентов; представить характеристику инновационных подходов к формированию у студентов вуза ценностного отношения к военной службе.

Научная новизна исследования состоит в описании инновационных подходов к формированию у студентов вуза ценностного отношения к военной служ-

бе, связанных с волонтерской деятельностью, проектными работами и участием студентов в гражданско-патриотических мероприятиях. Теоретическая значимость работы определяется возможностью применения описанных ресурсов военно-учебного центра в развитии научных взглядов на совершенствование воспитательной работы в вузе. Практическая значимость работы состоит в целесообразности использования ее положений для обогащения педагогических практик образовательной и воспитательной деятельности аналогичных центров других вузов.

В последние годы достаточно интенсивно стала разрабатываться проблема изучения и формирования ценностного отношения представителей разных возрастных групп населения к службе в вооруженных силах РФ. Л.А. Саенко, И.И. Наволокин проводят анализ ценностного отношения учащихся старших классов к военной службе [2]. А.В. Зайцевым осуществляется исследование ценностного отношения военнослужащих контрактной службы к службе в рядах российской армии [3]. Д.Н. Сальниковым разрабатываются модели воспитания такого отношения у студентов факультета военного обучения [4]. Все исследователи отмечают высокую ценность формирования у молодежи патриотических настроений. Выявляется согласованность мнений о необходимости воспитания у них чувств патриотизма, уважительного, ответственного, осознанного стремления к службе своему отечеству.

Понятие «ценностное отношение к военной службе» рассматривается через волевые, мотивационные и нравственные категории, среди которых устойчивость, готовность, уверенность, убежденность в важности своего непосредственного участия в защите страны, преданности ей и ее народу. Так, Д.Н. Сальников раскрывает ценностное отношение к военной службе как «устойчивую, избирательную, предпочтительную связь личности с военной службой, устойчивое внутреннее убеждение в значимости объективной необходимости обеспечения общественной безопасности» [4, с. 156]. И.И. Наволокин раскрывает данное по-

нятие как готовность молодежи к срочной службе, «гордость за военно-историческое наследие нашей страны, понимание ценности и важности функционирования армии для общества и государства» [5, с. 47]. Также отмечается, что такое отношение выражается в понимании «ценности и важности функционирования армии для общества и государства» [2, с. 400].

На данном основании ценностное отношение к военной службе у студентов вузов определим как сформированное нравственно-личностное качество, проявляющееся в осознании высокой роли вооружённых сил в жизни своей страны, ее безопасности и стабильности; выраженной гордости за достижения российской армии в разные исторические периоды; моральной устойчивости и готовности к службе в армии и защите Родины.

Отмечается, что формирование такого ценностного отношения выступает комплексной проблемой, в которой участвуют различные социальные институты: семья, СМИ, различные организации, общественные объединения. Д.Н. Сальников указывает, что воспитание у студентов факультета военного обучения ценностного отношения к военной службе должно предполагать комплексный подход. Он включает изучение студентами истории своей страны и ее армии, подвигов героев, определение качеств настоящего гражданина России [4]. Также автор рекомендует вовлекать студентов в работу со школьниками в данном направлении, формировать у студентов личный интерес к обеспечению безопасности государства, использовать интернет-ресурсы в этой деятельности. А.Н. Музыкантов, Ю.П. Прокудин пишут, что военный учебный центр отличается двойной ведомственной подчиненностью, специфичностью решаемых образовательных задач и воспитательной деятельности, осуществляемой во внеаудиторной форме [6]. При проведении воспитательной деятельности в данном центре подчеркивается необходимость вовлечения студентов в мероприятия, связанные с сохранением исторической памяти: участие в поисковых отрядах, захоронениях останков участников Великой Отечественной войны, конкурсах воинской песни и пр.

А.Ю. Куксов раскрывает возможности применения учебно-деловых игр в практике формирования военно-профессиональной ответственности у курсантов военного учебного центра [7]. Называются различные виды игр, в которых воссоздаются, имитируются, анализируются, отрабатываются рабочие моменты, ситуации из военно-профессиональной деятельности. С.А. Головань раскрывает другие инновации военно-патриотического воспитания студентов в военно-учебном центре [8]. Среди них называются реконструкции ключевых военно-исторических фактов, событий страны, разрабатываемые обучающимися интернет-проекты военно-патриотической направленности, музейная деятельность и пр. Нам импонирует, что классические способы работы наполняются новым содержанием, отражающим веяния времени. Например, автор рекомендует студентам сотрудничать с юнармейскими отрядами, разрабатывать со школьниками социально значимые интернет-проекты, участвовать в различных акциях. Таким образом, педагогический потенциал военно-учебного центра для формирования у студентов вуза ценностного отношения к военной службе состоит в интеграции классических и новых форм работы.

Данные идеи являются основополагающими и в работе военно-учебного центра. Ведущим положением выступает утверждение ученых о том, что ценностное отношение к деятельности, как правило, формируется через выделение привлекательных смыслов, учет психологических особенностей субъектов [9]. Эта идея находит отражение как в традиционных формах и методах, так и инновационных.

Традиционные подходы, используемые в деятельности военно-учебного центра, предполагают реализацию программ военной подготовки студентов. Они включают различные методы обучения и воспитания: убеждение, личный пример преподавателей, которые являются образцом патриотически настроенных граждан, способны грамотно провести военно-политическую работу. В обучении используются методы демонстрации и имитации, задействован потенциал учебно-материальной базы центра: спортивные залы, экспериментальные лаборатории, военный полигон, тир, учебные тренажеры и пр. Студенты, обучаясь по программам военной подготовки, принимают участие в военно-полевых сборах, приобретают прочные знания, осваивают правила эксплуатации, обеспечения сохранности военной техники.

Инновационные подходы в образовании связываются с учетом актуальной ситуации (проведение специальной военной операции), применением современных технологий обучения и воспитания (цифровых) и новых движений патриотической направленности. Формирование у студентов вуза ценностного отношения к военной службе в военно-учебном центре включает три ключевых направления: а) привлечение студентов к военно-патриотическому волонтерству, помощи участникам специальной военной операции (СВО); б) вовлечение студентов в разработку проектов по сохранению исторической памяти об отечественных героях войны; в) обеспечение участия студентов в гражданско-патриотических мероприятиях совместно с Юнармией.

Первое направление предполагает привлечение студентов к военно-патриотическому волонтерству, помощи участникам СВО. Оно предполагает оказание материальной и в большей мере нематериальной помощи участникам

специальной военной операции. Студенты знакомятся с деятельностью волонтерских организаций и фондов, которые оказывают всестороннюю помощь военнослужащим (Благотворительный фонд «Защита», Фонд ветеранов боевых действий и участников вооруженных конфликтов, волонтерская организация «Добро.ру» и пр.). Студенты оценивают свою готовность оказать ту или иную помощь не только ветеранам, но и их семьям. Они вносят посильный вклад в оказание материальной поддержки военнослужащим, находящимся на передовой: изготавливают окопные свечи, маскировочные сетки, браслеты выживания и пр. Также студенты центра собирают посылки в зону боевых действий или мирному населению, пострадавшему от обстрелов, пишут письма поддержки, мотивируют участников СВО на победу. Также студенты участвуют в мотопробегах, посвященных поддержке участников СВО, других мероприятиях, инициированных на региональном или федеральном уровнях. Тем самым осуществляется приобщение молодежи к текущим историческим событиям, формируется осознание значимости проведения специальной военной операции, сопричастность к судьбе страны.

Второе направление деятельности центра подразумевает вовлечение студентов в разработку проектов по сохранению исторической памяти об отечественных героях войны. Данные проекты направлены на противодействие искажению, стиранию исторической памяти о великих достижения наших предков. В проектах осуществляется исследование причин тех или иных исторических событий, сбор информации, воспоминаний родственников о героях разных войн: Великой Отечественной, Афганской, Чеченской. Студенты, используя возможности цифровой среды, сети Интернет, осуществляют разработку информационно-просветительских материалов для обучающихся. Они также помогают школьникам в составлении исторических справок о своих родственниках (например, прадедах, участвовавших в Великой Отечественной войне), совместно с детьми разрабатывают проекты (презентации, буклеты, видеоролики), отражающие ключевые исторические военные действия. Также студенты принимают участие в реконструкциях боевых действий разных исторических периодов (Гражданская война в России, Великая Отечественная война, Афганская война и пр.), обеспечивая иммерсивность проектной деятельности, изучение истории от первого лица.

Третье направление предполагает обеспечение участия студентов в гражданско-патриотических мероприятиях, проводимых совместно с Юнармией. Совместная работа студентов с Всероссийским детско-юношеским движением «Юнармия» позволяет воспитывать в молодежи (студентах и школьниках) важные нравственные качества российского гражданина. Юнар-мейцы принимают активное участие в социально значимых проектах, в том числе мероприятиях, посвящённых чествованию, как героев прошлых лет, так и современных. Они осваивают азы начальной военной подготовки, вступают в поисковые отряды, участвуют в различных акциях, посвящённых Дню Победы. Учредителями Юнармии выступают Общероссийская общественная организация ветеранов ВС РФ, ДОСААФ России. Поэтому решаемые задачи студентами центра и Юнармии близки. Студенты совместно со школьниками участвуют в различных военно-спортивных играх и патриотических акциях (Диктант Победы, Бессмертнй полк, Письмо Победы и др.). Они совместно несут вахту памяти, помогают юнармейцам принимать участие в творческих, интеллектуальных, спортивных конкурсах: «Минута славы», «Старт в науке», «Дорога к Победе» и др. Тем самым студенты выступают наставниками подрастающего поколения, приобретает для себя привлекательные смыслы этой деятельности. Это важно, так как наставничество входит сегодня во все приоритетные проекты, реализуемые в стране [10]. В процессе такого наставничества у самих студентов и у их подопечных вырабатывается положительное отношение к воинскому долгу, формируется уважительное отношение к защитникам своей Родины, стремление пополнить ряды Вооруженных сил РФ.

Указанные инновационные направления интегрируются с традиционными практиками реализации программ военной подготовки, в комплексе обеспечивая формирование ценностного отношения к военной службе у студентов гражданского вуза.

Таким образом, военно-учебный центр характеризуется педагогическим потенциалом и направленностью на формирование у студентов вуза ценностного отношения к военной службе. В исследовании описаны как традиционные, так инновационные аспекты воспитательной работы со студентами, организованной в рамках военно-учебного центра. Показаны новые направления работы со студентами, которые предполагают их привлечение к военно-патриотическому волонтерству, помощи участникам специальной военной операции; вовлечение в разработку проектов по сохранению исторической памяти об отечественных героях войны и обеспечение участия студентов в гражданско-патриотических мероприятиях совместно с Юнармией.

Продолжение данного исследования видится в описании эмпирических результатов, предоставлении статистических данных, обосновывающих педагогический потенциал военно-учебного центра для формирования у студентов вуза ценностного отношения к военной службе.

Библиографический список

1. Об утверждении Положения о военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 3 июля 2019 г N 848. Available at: https://ivo. garant.ru/#/document/72289242/paragraph/1/doclist/7179

2. Саенко Л.А., Наволокин И.И. Ценностное отношение учащихся старших классов общеобразовательного учреждения к военной службе: социально-педагогический анализ. Kant. 2021; № 2 (39): 398-403.

3. Зайцев А.В. Некоторые аспекты исследования ценностного отношения военнослужащих контрактной службы к военной службе. Обзор педагогических исследований, 2022; № 4 (7): 164-169.

4. Сальников Д.Н. Педагогическая модель воспитания ценностного отношения к военной службе у студентов факультета военного обучения. Человек. Спорт. Медицина. 2006; № 9 (64): 156-159.

5. Наволокин И.И. Ценностное отношение молодежи к военной службе и военной профессии: гуманистический подход. Общество и личность: ситуация постгуманизма: памяти профессора Е.Н. Шиянова. Ставрополь: Северо-Кавказский социальный институт, 2021: 47-50.

6. Музыкантов А.Н., Прокудин Ю.П. Гражданская идентичность студентов военного учебного центра: понятийный анализ. Гаудеамус. 2023; № 22 (2): 36-44.

7. Куксов А.Ю. Применение учебно-деловых игр в практике формирования военно-профессиональной ответственности у курсантов военного учебного центра. Человек и образование. 2020; № 3 (64): 144-147.

8. Головань С.А. Инновации военно-патриотического воспитания студентов в военно-учебном центре. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2021; № 9: 30-33.

9. Селиванова Е.А., Ильясов Д.Ф., Ржевская Д.А. Педагогические условия формирования ценностного отношения к профессиям родного села у обучающихся. Современные проблемы науки и образования, 2018; № 6: 168-171.

10. Мубаракшина Л.Р Технология наставничества как эффективная система профессионального сопровождения молодых педагогов. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, 2024; № 1 (58): 133-140.

References

1. Ob utverzhdenii Polozheniya o voennyh uchebnyh centrah pri federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh organizaciyah vysshego obrazovaniya i o priznanii utrativshimi silu nekotoryh aktov Pravitel'stva Rossijskoj Federacii. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 3 iyulya 2019 g. N 848. Available at: https://ivo.garant.rU/#/document/72289242/paragraph/1/ doclist/7179

2. Saenko L.A., Navolokin I.I. Cennostnoe otnoshenie uchaschihsya starshih klassov obscheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya k voennoj sluzhbe: social'no-pedagogicheskij analiz. Kant. 2021; № 2 (39): 398-403.

3. Zajcev A.V. Nekotorye aspekty issledovaniya cennostnogo otnosheniya voennosluzhaschih kontraktnoj sluzhby k voennoj sluzhbe. Obzor pedagogicheskih issledovanij, 2022; № 4 (7): 164-169.

4. Sal'nikov D.N. Pedagogicheskaya model' vospitaniya cennostnogo otnosheniya k voennoj sluzhbe u studentov fakul'teta voennogo obucheniya. Chelovek. Sport. Medicina. 2006; № 9 (64): 156-159.

5. Navolokin I.I. Cennostnoe otnoshenie molodezhi k voennoj sluzhbe i voennoj professii: gumanisticheskij podhod. Obschestvo i lichnost': situaciya postgumanizma: pamyati professora E.N. Shiyanova. Stavropol': Severo-Kavkazskij social'nyj institut, 2021: 47-50.

6. Muzykantov A.N., Prokudin Yu.P. Grazhdanskaya identichnost' studentov voennogo uchebnogo centra: ponyatijnyj analiz. Gaudeamus. 2023; № 22 (2): 36-44.

7. Kuksov A.Yu. Primenenie uchebno-delovyh igr v praktike formirovaniya voenno-professional'noj otvetstvennosti u kursantov voennogo uchebnogo centra. Chelovek iobrazovanie. 2020; № 3 (64): 144-147.

8. Golovan' S.A. Innovacii voenno-patrioticheskogo vospitaniya studentov v voenno-uchebnom centre. Gumanitarnye, social'no-'ekonomicheskie i obschestvennye nauki, 2021; № 9: 30-33.

9. Selivanova E.A., Il'yasov D.F., Rzhevskaya D.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya cennostnogo otnosheniya k professiyam rodnogo sela u obuchayuschihsya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2018; № 6: 168-171.

10. Mubarakshina L.R. Tehnologiya nastavnichestva kak 'effektivnaya sistema professional'nogo soprovozhdeniya molodyh pedagogov. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov, 2024; № 1 (58): 133-140.

Статья поступила в редакцию 07.05.24

УДК 378

Gribkova O.V., Professor, Department of Musical Art, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), E-mail: Groli@mail.ru

STUDENTS' SUBJECTIVE UNDERSTANDING WHEN USING OPEN EDUCATIONAL RESOURCES. The relevance of the research is determined by the fact that open educational resources carry the possibility of overcoming the main methodological construct that complicates the learning process among students. Namely, the use of international experience in the process of learning and gaining knowledge. The paper shows aspects of functioning of open educational resources and their technological basis. The novelty of the work is the formation of a model for the use of open educational resources in conditions of teaching specialized courses of the Department of Applied Chemistry. The author shows that the effectiveness of using open educational resources depends directly on the proportion of online learning and the technological isolation of subjects. In particular, the researcher considers not only the learning processes in the context of the implementation of the applied chemistry program, but also other disciplines that require the exchange of experience between countries and the use of a wide range of technological equipment and online structures. Training is considered using the example of databases, information networks and other spatially distributed structures. The practical significance of the research is determined by the fact that the use of open educational resources will not only intensify the learning process at the university, but also determine the possibilities of integration into the global educational space.

Key words: Educational resource, educational efficiency, Department of Applied Chemistry, higher school, development

О.В. Грибкова, проф., Департамент музыкального искусства института культуры и искусства, Московский городской педагогический университет,

г. Москва, E-mail: Groli@mail.ru

СУБЪЕКТНОЕ ПОНИМАНИЕ СТУДЕНТА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Актуальность проводимого исследования определяется тем, что открытые образовательные ресурсы несут в себе возможность преодоления основного методического конструкта, который затрудняет процесс обучения среди студентов. А именно - использования международного опыта в процессе обучения и получения знаний. В работе показаны аспекты функционирования открытых образовательных ресурсов и их технологическая основа. Новизной работы стало формирование модели использования открытых образовательных ресурсов в условиях обучения профильных курсов отделения прикладной химии. Автор показывает, что эффективность использования открытых образовательных ресурсов зависит напрямую от доли онлайн-обучения и технологической обособленности предметов. В частности, рассматриваются не только процессы обучения в условиях реализации программы по прикладной химии, но и иным дисциплинам, которые предполагают необходимость обмена опытом между странами и использование широкого спектра технологического оборудования и онлайн-структуры. Рассматривается обучение на примере баз данных, информационных сетей и иных пространственно распределенных структур. Практическая значимость исследования определяется тем, что использование открытых образовательных ресурсов позволит не только интенсифицировать процесс обучения в вузе, но и определить возможности интеграции в мировое образовательное пространство.

Ключевые слова: образовательный ресурс, учебная эффективность, отделение прикладной химии, высшая школа, развитие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.