Научная статья на тему 'Педагогический потенциал внеучебной деятельности вуза в профессиональном самоопределении студента'

Педагогический потенциал внеучебной деятельности вуза в профессиональном самоопределении студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТА / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО И СОЦИАЛЬНО ЦЕННЫЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванайская Т. Л.

В статье раскрывается содержание понятий: «профессиональное самоопределение студента», «внеучебная воспитательная деятельность вуза»; обосновывается выбор методов образовательной поддержки и педагогических условий организации внеучебной воспитательной деятельности для обеспечения профессионального самоопределения студента технического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал внеучебной деятельности вуза в профессиональном самоопределении студента»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ

СТУДЕНТА

© Иванайская Т.Л.*

Стерлитамакский филиал Уфимского государственного авиационного технического университета, г. Стерлитамак

В статье раскрывается содержание понятий: «профессиональное самоопределение студента», «внеучебная воспитательная деятельность вуза»; обосновывается выбор методов образовательной поддержки и педагогических условий организации внеучебной воспитательной деятельности для обеспечения профессионального самоопределения студента технического вуза.

Ключевые слова профессиональное самоопределение студента; внеучебная деятельность вуза; педагогические условия; профессионально и социально ценные качества студента.

Социокультурные изменения в стране, стремление обновить систему профессионального образования в соответствии с развитием наукоёмких технологий и всеобъемлющей информатизацией общества обусловили необходимость обращения педагогической науки и практики к проблемам профессионального самоопределения студента. Сегодня востребована деятельность студента иной функции - не получения знаний, а саморегуляции в самообразовательной деятельности. Актуальность изучения проблемы профессионального самоопределения студента определяется акцентированием принципов индивидуализации и культуросообразности, распространяющихся на профессиональное образование. Возникает возможность постановки и рассмотрения проблемы педагогического сопровождения профессионального самоопределения студента в педагогической деятельности учреждения профессионального образования.

В настоящее время потенциал внеучебной деятельности в решении проблемы профессионального самоопределения используются слабо. По-прежнему в образовательном процессе внеучебная деятельность является продолжением или «придатком» учебной деятельности, выполняет дублирующие функции.

«Профессиональное самоопределение студента» мы определяем как процесс выбора субъектом ориентации на обретение смыслов профессиональной деятельности, открытие и реализацию своего «Я» как профессионала, становление и реализацию профессиональной позиции.

* Доцент кафедры Естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин, кандидат педагогических наук.

Ввиду этого актуален вопрос о создании таких условий профессионального самоопределения студента, при которых он сможет осуществить свободу и право выбирать свою позицию, направления и содержание своей жизни, свой жизненный путь, опираясь на культуру как на опыт других и свой собственный опыт, на основании отрефлексированных ценностей как аксиологической формы культуры. В этом контексте очевидный интерес для нашего исследования представляет внеучебная деятельность как совокупность условий профессионального самоопределения.

Внеучебная деятельность студентов исследуется в науке как социальное пространство протяжённости социальных отношений [6, с. 70]; как социокультурный феномен, отражающий социальные особенности времени, страны, государства, общественного устройства, ментальности и культуры [1, с. 56]; как социальное пространство взаимодействия параллельных миров - мира детства и мира взрослых [3, с. 50], как расширяющееся жизненное пространство, в рамках которого студент получает возможность приобретения социального личностно значимого опыта, как синтеза умений и навыков, знаний, способов деятельности и мышления, культурных норм поведения, интерио-ризованных жизненных смыслов и социальных установок, запечатлённых ошущений и переживаний [4, с. 25]. Характеризуя внеучебную деятельность, как важный фактор профессионального самоопределения студента вуза выделяются существенные особенности этой деятельности, которые отличают ее от учебной, в первую очередь, ярко выраженной ценностной ориентацией [5, с. 67]. Внеучебная деятельность побуждает студента проявлять субъектную позицию в осуществлении выбора содержания, методов, форм социальной деятельности; расширять пространство взаимодействия с миром культуры; преодолевать внутренние противоречия, затруднения в профессиональном самоопределении; осознавать свою уникальность и самобытность, свое место в профессиональной деятельности; получать возможность углубления представлений о себе как о личности и профессионале; способствует развитию тех качеств, которые затруднительно или невозможно развить в процессе учебной деятельности (креативные, организаторские, эмпа-тические умения, культуру мышления, профессиональное самоопределение); развивает мотивы: студент, включаясь в многообразные виды внеучеб-ной деятельности, не только «входит» в свою профессиональную деятельность, но и вступает в «новую ситуацию развития», поднимается на новые ступени своего духовного совершенствования, позволяет имитировать основные сферы труда будущего специалиста.

Учитывая развивающуюся панораму подходов и мнений к исследованию социально-педагогических явлений как значимой среды для профессионального самоопределения и развития личности, мы уточнили и дополнили понятие «внеучебной деятельности» - это специфический вид деятельности, направленный на самого обучаемого (как её субъекта) с целью

развития, формирования его личности как профессионала и способствующий профессиональному самоопределению; она осуществляется через специально организованные и целенаправленные разнообразные виды и формы работы образовательного и воспитательного характера, проводимые со студентами после занятий за рамками учебной программы.

При разработке способов организации внеучебной деятельности вуза как фактора профессионального самоопределения студента в условиях становления культурологической парадигмы в профессиональном образовании мы сочли нужным обратиться к тем положениям психологии и педагогики, которые предполагают персональный характер образования и профессионального самоопределения. Образование рассматривается в том смысле, что оно должно наиболее полно и адекватно соответствовать подлинной природе человека, выявлять и развивать его индивидуальные способности, бережно и уважительно относиться к их интересам и потребностям [1, с. 76]. Основополагающими для нашего исследования оказались: идеология педагогического сопровождения (М.Р. Битянова, Л.М Митина, Э.Ф. Зеер, В.И. Сло-бодчиков, С.Н. Чистякова), педагогической поддержки (О.С. Газман, С.Д. Поляков, Э.Р. Саитбаева, И.С. Якиманская), развивающего взаимодействия субъектов образования (А.В. Петровский, А.П. Тряпицына), взгляды сторонников «педагогики сотрудничества» (Ш.А. Амонашвили); идеи о необходимости полноценного, продуктивного общения представителей всех возрастных, социальных и профессиональных групп [2, с. 45].

Представители данных направлений стремятся создать условия для самопознания и поддержки уникальности каждого человека, предоставить как можно больше свободы выбора и условий для самореализации [4, с. 68]. В то же время в теории и практике профессионального самоопределения наблюдаются постепенный отход от рассмотрения его с позиции управления и переход на более мягкие парадигмы психолого-педагогической поддержки [5, с. 56], педагогического сопровождения (М.Р. Битянова, Л.М. Митина, Э.Ф. Зеер, В.И. Слободчиков, С.Н. Чистякова), «педагогики сотрудничества» (Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов).

Задача внеучебной деятельности в контексте социализации: специальными педагогическими средствами «помочь студенту быть субъектом социализации (состояться и действовать); обеспечить студенту конкретную ценностную ориентацию в современном мире, а значит и определённые навыки «быть собой» и одновременно умения быть частью некого целого, добровольно подчинять их интересам своё поведение» [3, с. 45].

На основе анализа научной литературы путём объединения целевой, процессуальной и содержательной сторон деятельности мы провели классификацию методов внеучебной деятельности вуза, создающих условия для профессионального самоопределения студента: формирования созна-

ния; организации поведения; стимулирования деятельности; контроля и самоконтроля; самовоспитания; исследовательские.

Профессиональное самоопределение студента как процесс осознания и принятия им социально--значимых качеств, позволяющих наиболее полно самореализоваться в жизнедеятельности и обеспечить высокий уровень профессиональных достижений предполагает организацию внеучебной деятельности ССУЗа, обусловливающей продуктивность данного процесса, при создании следующих педагогических условий: сформированности знаний студента о профессиональном самоопределении как явлении культуры; внедрении во внеучебную деятельность гуманитарных технологий; инициировании рефлексии студента во внеучебной деятельности.

Естественно, что решение проблемы профессионального самоопределения студента реализуется в системах соответствующих учреждений профессионального образования. Присущая им определенная замкнутость и социальная изоляция создает предпосылки для отчуждения студента от собственной деятельности, искажает цели и ценности профессионального самоопределения, не является фактором индивидуального развития и основой деятельности в профессиональной среде. В процессе внеучебной деятельности студент выходит из поглощения самой профессией, смотрит на нее с позиции другого человека, занимает позицию над ней для суждения о ней. Внеучебная деятельность, с одной стороны, отражает, «впитывает» общие тенденции, качества образовательной системы, города, региона, с другой стороны, она определяется и реализуется через микросреду студента, непосредственную деятельность субъектов, их взаимодействие, определяет их качество и эффективность.

Итак, внеучебная деятельность вуза позволяет приобретенные методы классического образования творчески переносить на современную ситуацию. Чужие методики приобретают личностные черты субъекта, становятся его сущностью и ориентируют в области профессионального самоопределения.

Список литературы:

1. Вульфов Б.З. Основы педагогики: учеб. пособ. / Б. Вульфов, В.Д. Иванов. - изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Изд-во УРАО, 2003. - 616 с.

2. Жоголева О.Р. Влияние внеучебной воспитательной деятельности вуза на процесс социализации студенческой молодежи: автореф. дисс. ... канд. социол. наук. - Тюмень: Тюмен. гос. ун-т, 2007.

3. Технология образовательной поддержки самоопределения студента технического вуза. Учебное пособие. - Уфа: Изд-во: РИО РУНМЦ МО РБ, 2012 - 48 с.

4. Кононенко Б.И. Особенности социализации современной студенческой молодежи в учебно-воспитательном процессе. 07-06-00175а. - ЦТ «Гуманитарий». 2009.

5. Попова В.И. Профессионально-педагогическая направленность внеаудиторной деятельности студентов. - Оренбург: Изд-во ОГПУ 2003. - 364 с.

6. Селиванов В.С., Сластенин В.А. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. - изд. 6. - Изд-во Академия, 2008. - 336 с.

7. Щуркова Н.Е. Ключевой вопрос воспитания и профессиональный субъект воспитания / Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней // Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. - М.: Вентана; Граф, 2002.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ЛЕВОЙ РУКИ ГИТАРИСТА

© Касаткина Т.М.*

Дом детского творчества «Исток», г. Москва

Для гитариста-исполнителя очень важно насколько четко организована работа его левой руки. Данная статья рассматривает важные аспекты правильной постановки левой руки, а также затронута проблема смен позиций, поскольку она является ключевой в работе на грифе инструмента.

В подготовке исполнителей гитаристов нужно уделять большее внимание целесообразной организации работы левой руки: ее постановке, развитию беглости пальцев, смене позиций, аппликатуре. Обратив особое внимание на эти аспекты, музыкант обеспечит себе большую свободу: как техническую, так и творческую. Брейтгаупт в своей книге «Естественная фортепианная техника» пишет: «Нельзя говорить о каком-либо постоянном положении руки во время игры. Положение пальцев и формы руки в процессе игры постоянно меняется. Нельзя навязывать ученику навсегда определенную постановку руки. Это помешает естественной игре ученика. При каждой новой мелодии - новая задача» [1].

Вышесказанная цитата относится к положению руки во время игры, но существует исходное, начальное положение руки:

1. Гриф гитары не касается основания большого пальца.

2. Ладонь не должна быть прижата к грифу.

3. Рука от предплечья образовывает мягкий полукруг: предплечье -запястье-кисть (иначе невозможно ощутить опору всей руки через палец на грифе).

4. Локоть находится в естественном положении - свободно свисает вниз вдоль корпуса исполнителя. Нередко у гитариста локоть отводится

* Педагог дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.