Научная статья на тему 'Интеграция учебной и внеучебной деятельности как условие интеллектуализации и социализации студентов физкультурного вуза'

Интеграция учебной и внеучебной деятельности как условие интеллектуализации и социализации студентов физкультурного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СРЕДА / СТУДЕНТ / EDUCATIONAL POTENTIAL / ENVIRONMENT / THE STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимова Вера Александровна, Карпова Ольга Леонидовна

В статье раскрыто понятие «интеграция воспитательного потенциала среды», представлен опыт и структура профессионального воспитания студентов физкультурного вуза в условиях интеграции учебной и внеучебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анисимова Вера Александровна, Карпова Ольга Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of training and extracurricular activity as the condition of intellectualization and socialization of the students of physical culture institute of Higher Education

In the article is opened the concept "integration of the educational potential of medium", is represented experience and structure of the professional training of the students of physical culture institute of higher education under the conditions of the integration of training and extracurricular activity.

Текст научной работы на тему «Интеграция учебной и внеучебной деятельности как условие интеллектуализации и социализации студентов физкультурного вуза»

использование индивидуального дифференцированного подхода и модульнорейтинговой технологии в обучении оптимизируют образовательный процесс и способствуют повышению уровня адаптации студентов в период сессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Киюта, Г. А. Рейтинговая система оценки знаний студентов на уроках спец-дисциплин // Применение современных технологий обучения студентов в средних специальных учебных заведениях. - М., 1997. - С. 141-148.

2. Шерстяных, В.А. Об эффективности использования некоторых психофизиологических методик в исследовании механизмов адаптации / В.А. Шерстяных,

B.Ю. Сулин, Л.Н. Хицова // Физиология и психофизиология мотиваций : межрегиональный сборник научных работ. Вып. 4. - Воронеж : Изд-во ВГУ, 2000. - С. 81-84.

3. Хицова, Л.Н. О состоянии сердечно-сосудистой системы студентов младших курсов в связи с адаптацией к учебному процессу в вузе / Л.Н. Хицова, В.А. Шерстяных // Научно-теоретическая межвузовская конференция с международным участием “V Царскосельские чтения”. Т. IX / под общей ред. В.Н. Скворцова. — СПб, 2001. -

C. 125-128.

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

Вера Александровна Анисимова, кандидат педагогических наук, доцент,

Ольга Леонидовна Карпова, кандидат педагогических наук, доцент,

ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры»

(УралГУФК) г. Челябинск

Аннотация

В статье раскрыто понятие «интеграция воспитательного потенциала среды», представлен опыт и структура профессионального воспитания студентов физкультурного вуза в условиях интеграции учебной и внеучебной деятельности.

Ключевые слова: воспитательный потенциал, среда, студент.

INTEGRATION OF TRAINING AND EXTRACURRICULAR ACTIVITY AS THE CONDITION OF INTELLECTUALIZATION AND SOCIALIZATION OF THE STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

Vera Aleksandrovna Anisimova, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Olga Leonidovna Karpova, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer,

The Ural state university of physical training Chelyabinsk

Abstract

In the article is opened the concept "integration of the educational potential of medium", is represented experience and structure of the professional training of the students of physical culture institute of higher education under the conditions of the integration of training and extracurricular activity.

Keywords: educational potential, environment, the student

Современная физкультурно-образовательная система (вуз, учреждения послевузовского и дополнительного образования) функционирует в условиях вариативности научных подходов, часто интеграции учебных и внеучебных (воспитательных) технологий, дидактических моделей. Это требует от организаторов образовательных систем особого внимания к таким сторонам личности, как физическая, интеллектуальная и нравственная, а, следовательно, и к сближению процессов обучения, воспитания и социализации.

Целью данной работы является обобщение накопленного опыта и разработка на его основе структуры профессионального воспитания студентов физкультурного вуза в условиях интеграции учебной и внеучебной деятельности.

В качестве гипотезы выдвигается положение о том, что интеграция учебной и внеучебной (воспитательной) деятельности способствует интеллектуализации и социализации выпускника вуза физической культуры. При этом возникает вопрос: может ли процесс интеграции решить проблему продвижения личности к знаниям без ущерба для социального опыта?

В педагогике интеграция - это средство теоретического синтеза для получения нового познавательного результата, превосходящего по своей эстетической значимости познавательную ценность всех интегрирующих компонентов. Она имеет смысл только при одном условии - интеграция должна быть доведена до логического конца, и стать теорией или личностным приобретением.

Интеграция аудиторной и внеаудиторной работы обеспечивает научную углубленность в предмет, расширение рамок получения профессиональных сведений. Обогатить внеучебную деятельность, направленную на воспитание будущего профессионала, можно за счет использования мотивационно-ценностного аспекта ее содержания, нетрадиционных форм и методов включения студентов в профессиональную ориентированную деятельность, предполагающую проектирование, моделирование, конструирование, исследование различных аспектов будущей профессии.

Важным атрибутом интеграции учебной и внеучебной деятельности как условия интеллектуализации и социализации обучающихся является опора как на классические, так и новейшие представления руководителей образовательной системы о принципах интеграции в педагогическом пространстве. Это является актуальным в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов в сфере физической культуры. Законодательные акты и нормативные документы в сфере физкультурного образования, определяя приоритетные подходы, технологии, модели, указывают на актуальность сочетания в них принципов природосообразности и культуросообразности. Судя по всему, ничто так не заботило ранее и не заботит сегодня государство и общество (основных заказчиков образовательных услуг) как сохранение и воспроизводство лучших природных задатков человеческого рода, а также «окультуривание» природы (человека, общества, окружающего мира) как важнейшего ресурса в общем цивилизационном (экономическом, социально-культурном, интеллектуальном) развитии.

Вопросы интеграционных явлений органично включены в разработанный нами и преподаваемый студентам старших курсов одноименный спецкурс «Проблемы интеграции учебной и внеучебной деятельности студентов». Курс рассчитан на 56 часов, включает в себя лекционные (14 часов), активные формы занятий (26 часов) (дискуссии, проблемные семинары, диагностические практикумы, интеллектуально-учебная игра, ролевые игры, самотестирование и др.) и 16 часов самостоятельных занятий.

В настоящем опыте принципы природосообразности и культуросообразности имеют отражение в организации и учебных занятий в самом вузе, и подготовки к практической деятельности студентов в детских спортивных школах. При этом приоритетное внимание уделяется педагогически значимым средствам народной физической культуры, основам народной педагогики. Вполне эффективно они реализуются в языковом интеллекттренинге - непременном атрибуте обучения и профессиональной подготовки студентов физкультурного вуза. С точки зрения интеллектуализации и социализации обучения, языковой интеллекттренинг используется, так как личность студента, его эмоциональный строй и ощущение принадлежности к определенной социальной группе корректируются под воздействием коррекции психомоторных процессов, частью которых являются речевыми механизмами [1, С. 139]. С их помощью преподаватель создает ситуацию творчества, активизирует познавательную деятельность студентов в опоре на незамысловатую игру с помощью выражений и примет [2,

С. 87]. Наши наблюдения показали, что при этом, несомненно, происходит как увели-

чение профессиональной компетентности студентов, так и их социально-культурное обогащение.

Разработанная в нашем исследовании структура профессионального воспитания студентов физкультурного вуза - это теоретически представленная и практически реализуемая система, которая отражает опыт исследования и дает новую информацию об объекте, обнаруживая связи порождения и связи преобразования (рис. 1).

Цель: Воспитание специалиста высокой профессиональной культуры

I

Процесс профессионального воспитания студента на основе интеграции учебной и внеучебной деятельности

I

ПРИНЦИПЫ

Интеграция среды, общения и деятельности Педагогической поддержки Самореализации личности студента

I

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

а) актуализация субъективной позиции студента на основе инициирования рефлексии, включения в ценностно-значимую деятельность; б) оптимизация воспитывающей среды во взаимодействии учебной и внеучебной деятельности; в) развитие коммуникативных способностей студента, расширяющих его опыт социально-профессиональных отношений

ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Адаптационный

Действенно-

преобразующий

Рефлексивно-

креативный

КРИТЕРИАЛЬНО- ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК

Мотивационный Индивидуально- стилевой Профессионально- коммуникативный

Уровни: недостаточный

" допустимый

^оптимальный

Результат: профессиональная ^интеллектуальная и социальная) воспитанность будущего специалиста физической культуры

Рис. 1. Структура профессионального воспитания студентов физкультурного вуза в условиях интеграции учебной и внеучебной деятельности

Связи «порождения» характеризуют такое состояние профессиональной воспитанности студента, когда он выступает как основной «объект», вызывающий к жизни другой - помощь преподавателя в своем профессиональном развитии. Связь порождения формирует, прежде всего, воспроизводящий, репродуктивный уровень активности. Связи «преобразования»: оба объекта переходят из одного состояния в другое и производят интенсификацию преобразование, т.е. профессиональное воспитание «изнутри» предполагает активизацию действий его субъектов.

Взаимодействие преподавателя и студента в таком случае строится на основе

гуманистической и деятельной педагогической поддержки и представляет собой способ реализации взаимосвязи коммуникативной деятельности студентов и их субъективности в образовании. Эти связи реализуются в форме получения, передачи и обмена информацией в организованной и спонтанной деятельности общения студентов и преподавателя.

В процессе такого взаимодействия происходит развитие рефлексивных способностей студента, накопление субъектного опыта и извлечение смыслов из своего опыта, совершенствование человеческих качеств, характеризующих студента как субъекта профессиональной деятельности, культуры, собственной жизни.

Опытно-экспериментальная работа строилась с учетом опыта российских вузов физкультурного профиля, мирового опыта, на основе усложнения процесса деятельности, решения мотивационно-проблемных и творческих задач на всем пути до достижения оптимального уровня профессиональной воспитанности студента. В рамках опытно-поисковой работы в данном исследовании приняли участие 138 студентов.

Взаимосвязь деятельности преподавателя и студентов стоилась вариативно, она мобильно влияла на цели деятельности, способствовала «эмоциональности» и усложнению содержания учебного материала, учитывала уровень активности каждого.

Задачи, решаемые на данном этапе, сводились к следующим: обеспечить правильное понимание студентами сути самоопределения в формировании специалиста современной индустриальной сферы; создать психолого-педагогическое сопровождение формирования личностных смыслов учебной и внеучебной деятельности студентов в переходных формах построения профессионального воспитания: от академического - к практико-ориентированному; спроектировать предпосылки для побуждения интереса к внеучебной деятельности.

Для оценки результатов опытной работы был проведен опрос. Результаты анкетного опроса весьма показательны: 24% респондентов отметили, что действуют по шаблону и лишь 7% проявляют уверенность, при этом более 16% сомневаются в правильности своих действий. Отношение к выполнению заданий с интересом отмечено лишь у одной трети респондентов - 28,6%.

Около 63% из числа опрошенных переживают неудачи, не обладают потенциалом, который бы позволил им преодолевать трудности, не поддаваясь негативным обстоятельствам. Следствием является нежелание работать над собой, пополнять знания: самообразованием постоянно занимаются лишь 18% студентов.

Во внеучебной деятельности студентам оказывалась индивидуальная помощь в организации работы для выступления перед аудиторией, с записью лекций (структурирование информации цветом, маркерами, визуально-цветовыми ручками, рисунками, условными знаками), с использованием приемов театральной педагогики. В своих письменных и устных высказываниях студенты проявляли недостаточную откровенность. Робость и социальная неуверенность, которые нередко возникали в условиях ролевого подчинения (преподаватель-студент), обнаруживали связь не только с низким уровнем социализации, но и очевидную взаимообусловленность трудностей в общении - тяжелые переживания, стрессы, возникающие в связи со «строгостью» обучения, большое количество контрольных вопросов и контрольных работ, а также неудачный опыт социальных контактов.

Среди трудностей общения у студентов младших курсов выделялись значимость и повышенная чувствительность. У 34% студентов она явно прослеживалась как состояние личности, у 30% - как ситуативная значимость, у 27% - была заметнее свобода в общении, у 9% - беззастенчивость. Низкий самоконтроль, повышенную возбудимость, эмоциональнее вспышки и даже агрессивность в процессе групповой рефлексии результатов интервью по профессиональному самоопределению все же демонстрировали 8% обучающихся.

ВЫВОДЫ

Интеграция учебной и внеучебной деятельности является эффективной, если она: имеет силу психологического влияния на индивида, так как способствует регуляции его эмоционального самочувствия, адекватного им восприятия и осмысления поведения представителей различных социальных групп; имеет непосредственное отношение к интеллектуальной социализации индивида («окультуриванию» природы интеллекта), расставляет точки опоры в учебной и поведенческой деятельности за счет применения в ней оригинальных (как исторически статичных, так и эволюционирующих) образов; актуальна для организации образования индивида и групп, а именно для формирования индивидуальной и коллективной интеллектуальной культуры, отражающей признаки интегрированного (научного и повседневного) знания; способствует развитию умения индивида не только пользоваться историко-культурным наследием человечества, но и создавать по его примеру новые образовательные принципы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, В.И. Эвристика для творческого саморазвития / В.И. Андреев. -Казань : Изд-во КГУ, 1994. - 245 с. -

2. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - М. : Педагогика, 1997. - 215 с.

3. Калинина, Е.А. Развитие индивидуального стиля учения студентов физкультурного вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Калинина Е.А. - Саратов, 2001. -23 с.

4. Найн, А.Я. Профессиональная жизнедеятельность педагога : выбор стратегии : учеб. пособие для студентов университета / А.Я. Найн, З.М. Уметбаев. - Магнитогорск : Изд-во МаГУ, 2006. - 235 с.

5. Терина, М.И. Внеаудиторная деятельность студентов физкультурного вуза: теория, и перспективы / М.И. Терина. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2007. - 196 с.

ОЦЕНКА КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПАРАМЕТРА «КОЛЛЕКТИВИЗМ-

ИНДИВИДУАЛИЗМ» ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ СПОРТСМЕНАМИ РОССИИ

Татьяна Викторовна Артамонова, кандидат педагогических наук,

ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры»

(ВГАФК), г. Волгоград

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы культурологического подхода к спортивной деятельности в рамках предложенной Г. Хофстедом модели изучения межкультурных различий. В частности, рассматриваются отличительные особенности видов спортивной деятельности и в рамках культурологического параметра «коллективизм-индивидуализм». В результате исследования выявлены виды спорта, способствующие формированию коллективистских или индивидуалистских культурных проявлений у представителей различных спортивных дисциплин.

Ключевые слова: культурологические параметры, коллективизм, индивидуализм, высококвалифицированные спортсмены.

EVALNATION OF CULTUROLOGICAL PARAMETER “COLLECTIVISM-INDIVIDUALISM” BY HIGH-SKILLED ATHLETES

Tatyana Viktorovna Artamonova, the candidate of pedagogical sciences,

The Volgograd state academy Physical training,

Volgograd

Abstract

The article deals with the problems of culturological approach to sports activities within the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.