Научная статья на тему 'Оценка культурологического параметра «Коллективизм-индивидуализм» высококвалифицированными спортсменами России'

Оценка культурологического параметра «Коллективизм-индивидуализм» высококвалифицированными спортсменами России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ / КОЛЛЕКТИВИЗМ / ИНДИВИДУАЛИЗМ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПОРТСМЕНЫ / CULTUROLOGICAL PARAMETERS / COLLECTIVISM / INDIVIDUALISM / KIND OF SPORTS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артамонова Татьяна Викторовна

В статье рассматриваются проблемы культурологического подхода к спортивной деятельности в рамках предложенной Г. Хофстедом модели изучения межкультурных различий. В частности, рассматриваются отличительные особенности видов спортивной деятельности и в рамках культурологического параметра «коллективизм-индивидуализм». В результате исследования выявлены виды спорта, способствующие формированию коллективистских или индивидуалистских культурных проявлений у представителей различных спортивных дисциплин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALNATION OF CULTUROLOGICAL PARAMETER "COLLECTIVISM-INDIVIDUALISM" BY HIGH-SKILLED ATHLETES

The article deals with the problems of culturological approach to sports activities within the framework of intercultural differences studies model offered by G. Hofsted. Among other things characteristic features of various sports activities are considered within the framework of "collectivism-individualism" culturological parameter. In the issuance of our research the sports were revealed that contribute to the molding collectivist or individualist cultural manifestations in athletes representing various sports.

Текст научной работы на тему «Оценка культурологического параметра «Коллективизм-индивидуализм» высококвалифицированными спортсменами России»

ВЫВОДЫ

Интеграция учебной и внеучебной деятельности является эффективной, если она: имеет силу психологического влияния на индивида, так как способствует регуляции его эмоционального самочувствия, адекватного им восприятия и осмысления поведения представителей различных социальных групп; имеет непосредственное отношение к интеллектуальной социализации индивида («окультуриванию» природы интеллекта), расставляет точки опоры в учебной и поведенческой деятельности за счет применения в ней оригинальных (как исторически статичных, так и эволюционирующих) образов; актуальна для организации образования индивида и групп, а именно для формирования индивидуальной и коллективной интеллектуальной культуры, отражающей признаки интегрированного (научного и повседневного) знания; способствует развитию умения индивида не только пользоваться историко-культурным наследием человечества, но и создавать по его примеру новые образовательные принципы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, В.И. Эвристика для творческого саморазвития / В.И. Андреев. -Казань : Изд-во КГУ, 1994. - 245 с. -

2. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - М. : Педагогика, 1997. - 215 с.

3. Калинина, Е.А. Развитие индивидуального стиля учения студентов физкультурного вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Калинина Е.А. - Саратов, 2001. -23 с.

4. Найн, А.Я. Профессиональная жизнедеятельность педагога : выбор стратегии : учеб. пособие для студентов университета / А.Я. Найн, З.М. Уметбаев. - Магнитогорск : Изд-во МаГУ, 2006. - 235 с.

5. Терина, М.И. Внеаудиторная деятельность студентов физкультурного вуза: теория, и перспективы / М.И. Терина. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2007. - 196 с.

ОЦЕНКА КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПАРАМЕТРА «КОЛЛЕКТИВИЗМ-

ИНДИВИДУАЛИЗМ» ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ СПОРТСМЕНАМИ РОССИИ

Татьяна Викторовна Артамонова, кандидат педагогических наук,

ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры»

(ВГАФК), г. Волгоград

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы культурологического подхода к спортивной деятельности в рамках предложенной Г. Хофстедом модели изучения межкультурных различий. В частности, рассматриваются отличительные особенности видов спортивной деятельности и в рамках культурологического параметра «коллективизм-индивидуализм». В результате исследования выявлены виды спорта, способствующие формированию коллективистских или индивидуалистских культурных проявлений у представителей различных спортивных дисциплин.

Ключевые слова: культурологические параметры, коллективизм, индивидуализм, высококвалифицированные спортсмены.

EVALNATION OF CULTUROLOGICAL PARAMETER “COLLECTIVISM-INDIVIDUALISM” BY HIGH-SKILLED ATHLETES

Tatyana Viktorovna Artamonova, the candidate of pedagogical sciences,

The Volgograd state academy Physical training,

Volgograd

Abstract

The article deals with the problems of culturological approach to sports activities within the

framework of intercultural differences studies model offered by G. Hofsted. Among other things characteristic features of various sports activities are considered within the framework of “collectivism-individualism” culturological parameter. In the issuance of our research the sports were revealed that contribute to the molding collectivist or individualist cultural manifestations in athletes representing various sports.

Keywords: culturological parameters, collectivism, individualism, kind of sports activity.

С давних пор дихотомия «коллективизм/индивидуализм» (соотношение роли индивида в противовес роли группы/коллектива) считается одной из главных характеристик культурной вариативности [1, 2, 4]. Измерение «индивидуализм-коллективизм» отражает отношение индивидуума к обществу и себе подобным [5, 6]. Индивидуалистической может быть названа культура, в которой индивидуальные цели ее членов не менее, если не более важны, чем групповые, а связи между отдельными личностями не обременены сильными обязательствами совместных действий. Коллективистская культура, наоборот, характеризуется тем, что в ней групповые цели превалируют над индивидуальными, люди проявляют изначальную заинтересованность в крепко связанных и сплоченных группах.

Одним из факторов, способствующих формированию в какой-либо общественной формации определенного вида данного культурного измерения, является характерный вид деятельности.

Функционирование и развитие коммуникативно-поведенческих особенностей представителей различных видов спорта неразрывно связано с процессом формирования самосознания, соответствующего данному типу ведения спортивной борьбы, в содержании которого зафиксировано своеобразие черт характера и поведения спортсменов, их культуры, спортивных традиций, образа жизни.

В этой связи экспериментальное исследование культурологического параметра «коллективизм/индивидуализм» у представителей различных спортивных дисциплин представляется весьма актуальным.

Методика исследования. В основу методики исследования специфики формирования культурологических особенностей у спортсменов была положена модель Г. Хофстеда [4], с использованием базовой части которой была разработана авторская методика, адаптированная к исследованию спорта как социокультурного феномена, и исследован показатель «коллективизм/индивидуализм». В опроснике приведено 12 вопросов с вариантами ответов, выбор которых свидетельствует о преемственности респондентом индивидуалистских или коллективистских отношений в своем виде спорта. Оценка параметра производилась путем подсчета соответствующих ответов респондентов. В результате статистической обработки определены значения в процентах. Значение, близкое к 100%, оценивалось как склонность к индивидуализму, близкое к 0% - к коллективизму.

Виды спорта рассматривались в рамках классификации, основанной на характере взаимодействия спортсменов-соперников в соревнованиях:

• антагонистический характер (виды спорта, в которых на действие спортсмена соперник отвечает противодействием);

• синергетический характер (виды спорта, в которых на действие спортсмена соперник отвечает аналогичным действием);

• автономный характер (виды спорта, в которых на действие спортсмена соперник отвечает заранее предусмотренным автономным действием);

• комплексный характер (виды спорта, в которых на действие спортсмена соперник отвечает различными вариантами своих действий) [3].

В исследовании приняли участие 570 высококвалифицированных спортсменов (235 женщин и 335 мужчин), занимающихся спринтерским бегом, бегом на средние дистанции, барьерным бегом, плаванием, греблей на байдарках, футболом, баскетболом, гандболом, волейболом, боксом, тхэквондо, дзюдо, прыжком в длину, прыжком в

высоту, тройным прыжком, прыжком с шестом, метанием копья, толканием ядра, тяжелой атлетикой, художественной гимнастикой, спортивной гимнастикой, спортивной акробатикой, легкоатлетическим многоборьем.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В соответствии с ответами респондентов виды спорта были проранжированы по степени приверженности их представителей индивидуализму. Анализ результатов классификационных групп показал, что к индивидуализму в большей мере стремятся представители комплексных видов спорта, особенно женщины (56% и 67%) (табл. 1).

В.С. Якимович отмечает [3], что «индивидуализм» как характеристика культуры оказывает влияние на те виды спорта, где основу взаимодействия спортсменов составляет индивидуальная форма. Это, прежде всего, все синергетические виды.

Так, у женщин, представляющих синергетические виды спорта, тип деятельности более индивидуализирован, чем у мужчин той же группы (соответственно, 57,4% и 52,2%).

Таблица 1

Показатели субъективной оценки культурологического параметра "коллекти-

визм-иидивидуализм" высококвалифицированными спортсменами России (%)

№ п/п Виды спорта Пол

Мужской Женский

I Синергетические

1. Спринтерский бег 57 56

2. Бег на средние дистанции 53 47

3. Барьерный бег 44 58

4. Плавание 48 54

5. Гребля на байдарках 59 72

Среднее значение 52,2 57,4

II Антагонистические

1. Футбол 43

2. Баскетбол 47 46

3. Гандбол 49 43

4. Волейбол 43 33

5. Бокс 49

6. Тхэквондо 52 51

7. Дзюдо 65

Среднее значение 49,7 43,3

III Автономные

1. Прыжок в длину 44 56

2. Тройной прыжок 49 50

3. Прыжок в высоту 52 56

4. Прыжок с шестом 60 49

5. Метание копья 58 67

6. Толкание ядра 48 52

7. Тяжелая атлетика 59

8. Художественная гимнастика 49

9. Спортивная гимнастика 48 39

10. Спортивная акробатика 53 56

Среднее значение 52,3 52,7

IV Комплексные

1. Многоборье легкоатлетическое 56 67

Практически все спортсмены, кроме мужчин-пловцов, мужчин-барьеристов и женщин-бегуний на средние дистанции, демонстрируют приверженность к ведению индивидуального стиля спортивной борьбы, что особенно характерно для гребцов (мужчины - 59%; женщины - 72%). Стремление к индивидуализму наблюдается также

у женщин-барьеристок (58%) и спринтеров - мужчин и женщин (соответственно, 57% и 56%).

В автономных видах спорта обнаружена слабая тенденция к индивидуализму в деятельности, схожая у мужчин и женщин (соответственно, 52,3% и 52,7%). Из десяти видов спорта, исследованных в данной группе, женщины, специализирующиеся в прыжке в длину (56%), прыжке в высоту (56%), спортивной акробатике (56%), толкании ядра (52%) и, особенно, в метании копья (67%), проявляют себя как более свободные и самодостаточные для ведения спортивной борьбы.

У мужчин в этой классификационной группе к индивидуализму стремятся, прежде всего, прыгуны с шестом (60%) и тяжелоатлеты (59%), а так же метатели копья (58%), спортивные акробаты (53%) и прыгуны в высоту (52%).

Практически все спортсмены, кроме мужчин-пловцов, мужчин-барьеристов и женщин-бегуний на средние дистанции, демонстрируют приверженность к ведению индивидуального стиля спортивной борьбы, что особенно характерно для гребцов (мужчины - 59%; женщины - 72%). Стремление к индивидуализму наблюдается также у женщин-барьеристок (58%) и спринтеров - мужчин и женщин (соответственно,57% и 56%).

Тенденция к ведению коллективистской деятельности, когда группы оказывают сильное влияние на поведение индивидов, выявлена у представителей антагонистических видов спорта, наиболее выраженная у женщин (43,3%). В основном данный показатель получен за счет составляющих данную классификационную группу игровых видов спорта. Выраженное стремление к коллективизму выявлено у женщин-волейболисток (33%), несколько слабее тенденция у гандболисток и баскетболисток (соответственно, 43% и 46%). У мужчин наибольшую склонность к коллективизму демонстрируют баскетболисты (47%), менее выраженную - футболисты и гандболисты (соответственно, 43% и 49%). Представители единоборств, составляющих также группу антагонистических видов спорта, стремятся к индивидуализму в своем виде спортивной деятельности, что наиболее характерно для дзюдоистов (65%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, выявлено, что основные тенденции у мужчин и женщин, представляющих отдельные классификационные группы по видам спорта, совпадают. При этом для женщин более характерна наблюдаемая специфика приверженности к индивидуалистскому или коллективистскому стилям спортивной деятельности, чем для мужчин. Данный факт, вероятно, связан с особенностями психики женщин, в частности, более выраженными, чем у мужчин, проявлениями эмоциональности характера.

В тех видах спорта, где взаимодействие спортсменов-соперников определяется в основном индивидуалистской формой борьбы, отмечается стремление к индивидуалистскому стилю спортивной деятельности, а там, где успех обусловлен поведением и взаимоотношениями спортсменов в группе (команде), явно выражена приверженность к коллективистской форме деятельности.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что спорт как часть культуры, как высокоспецифичный носитель ее атрибутов оказывает влияние на самосознание, коммуникативно-поведенческие особенности представителей различных видов спорта, в частности, на понимание социальных норм и ценностей, проявляющихся через универсальное культурологическое измерение «индивидуализм/коллективизм» в спортивной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Майерс, Д. Социальная психология : учеб. пособие для студ. и аспирантов психол. фак., слушат. курсов психол. дисциплин на гуманит. фак. вузов Рос. Федерации : [пер.с англ.] / Д. Майерс. - СПб. : Питер, 1996. - 684 с.

2. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология : учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. -

3-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 368 с.

3. Якимович, В.С. Культура в мире спорта / В.С. Якимович. - М. : Советский спорт, 2006. - 126 с.

4. Hofstede, G. Lokales Denken, globales Handeln. Kulturen, Zusammenarbeit und Management / G. Hofstede. - München : Beck, 1997. - 420 s.

5. http://institunional.boom.ru/econsocio/Latova.htm.

6. http://www.kolontay.biz/article/000069.html.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ПОТРЕБНОСТЯМИ

Юлиана Владимировна Бессарабова, старший преподаватель Кубанский государственный университет Краснодар

Аннотация

В статье на основе анализа результатов проведенных опытно-экспериментальных исследований функциональных возможностей студентов с особыми образовательными возможностями и потребностями, показано, что в этой категории возможно прохождение курса по дисциплине «Физическая культура» в рамках программы Высшей школы (2000) с использованием практических навыков и умений.

Ключевые слова: функциональные возможности студентов, особые образовательные условия.

PHYSICAL TRAINING AS A CONDITION OF PROFESSIONAL STANDING OF STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL OPPORTUNITIES AND NEEDS

Yuliana Vladimirovna Bessarabova, senior teacher Kuban State University Krasnodar

Abstract

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In article in the basis of the analysis of results of the lead researches of functional abilities of students with special educational opportunities and needs passage of a rate on discipline “Physical education” in the framework of the program of the higher school with use of practice skills and .

Keywords: functional abilities of students, special educational conditions

Процесс профессионального становления представляет собой последовательность взаимосвязанных действий, обеспечивающих эффективное выполнение профессиональных задач, обеспечение безопасности труда и сохранения профессионального здоровья. Студенты, испытывающие проблемы со здоровьем, оказываются в жестких условиях профессиональной конкуренции на рынке труда. Понятие «студенты с особыми образовательными возможностями и потребностями» опирается на термин «особые образовательные возможности», введенный в специальной педагогике и относящийся к инвалидам. Аналогично, особая потребность рассматривается как потребность в двигательной деятельности, особенностью которой является естественная потребность в доступном выполнении движений, где реакция организма занимающихся адекватна. Сохранение здоровья выходит на первый план в аспекте образования этой категории студентов в их профессиональном становлении и происходит за счет специально организованной системы занятий по дисциплине «Физическая культура» и осознания необходимости доступности двигательной деятельности.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Возникает противоречие между необходимостью профессионального становления студентов с особыми образовательными возможностями и потребностями и их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.