Научная статья на тему 'Педагогический потенциал изучения творчества Альберта Лиханова в школе'

Педагогический потенциал изучения творчества Альберта Лиханова в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
778
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ / СИСТЕМА УРОКОВ / ТЕМАТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ / УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ / THE METHODICAL GRANT / THE METHODICAL CONCEPT / THE SOCIAL IMPORTANCE / SYSTEM OF LESSONS / A THEMATIC ORIGIN ALITY / THE ACCOUNT OF AGE FEATURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова Елена Владимировна

В процессе анализа пособия Е. О. Галицких «Изучение творчества Альберта Лиханова в школе» устанавливаются методические концепции и подходы данной работы и социальная значимость книги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филиппова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical potential of studying art in school Albert Likhanova

In the course of the analysis of the grant Galitsky E. O. «Studying of creativity of Albert Lihanova at school» methodical concepts and approaches of the given work and the social importance of the book are established.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал изучения творчества Альберта Лиханова в школе»

УДК 373.016:821.161.1(049.32)

Е. В. Филиппова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА АЛЬБЕРТА ЛИХАНОВА В ШКОЛЕ

В процессе анализа пособия Е. О. Галицких «Изучение творчества Альберта Лиханова в школе» устанавливаются методические концепции и подходы данной работы и социальная значимость книги.

In the course of the analysis of the grant Galitsky Е. О. «Studying of creativity of Albert Lihanova at school» methodical concepts and approaches of the given work and the social importance of the book are established.

Ключевые слова: методическое пособие, методическая концепция, социальная значимость, система уроков, тематическое своеобразие, учёт возрастных особенностей.

Keywords: the methodical grant, the methodical concept, the social importance, system of lessons, a thematic origin ality, the account of age features.

Ситуация с преподаванием литературы в школе год от года становится все более неутешительной: сокращаются уроки, новый Стандарт, одной из составных частей которого является «Примерная программа по литературе для 5-9-х классов», жестко закрепляет список текстов для изучения. Не предусмотрено проведение уроков внеклассного чтения. Все это сковывает творческие возможности учителя литературы и практически лишает возможности вести с учениками разговор о самых насущных и волнующих его проблемах и ситуациях - нет возможности, нет времени.

В этих условиях остро стоит вопрос о том, как подходить к преподаванию литературы, о чем прежде всего говорить со школьниками. Нам кажется, что среди первостепенных тем в перечне, который может предложить каждый учитель, стоит проблема судьбы детей, их настоящего и будущего.

Книга Е. О. Галицких об изучении творчества одного из выдающихся современных детских писателей А. А. Лиханова [1] занимает в череде научно-методических трудов особое место: она как дает точный и важный ответ на вопрос о том, что и почему изучать за пределами обязательной школьной программы, так и точно определяет пути такого изучения.

Альберт Лиханов создал большое количество произведений о детях и для детей. Во все периоды своей литературной деятельности писатель обращался к самым острым проблемам современности. Но, к сожалению, произведения А. Лиханова не пре-

© Филиппова Е. В., 2012

дусмотрены для изучения на уроках литературы, и это при том, что общество и государство в последние годы особенно остро ставят вопросы о необходимости изменения отношения к судьбе детей, предпринимая решительные шаги по изменению демографической ситуации в стране, пересмотру позиций по проблеме материнства и детства, осознанию необходимости создания условий для каждого ребенка воспитания в кругу семьи — лучше родной, в исключительных случаях — приемной.

В ряде учебных программ с 1-го по 9-й класс представлены произведения о детях, их судьбе, редко счастливой, часто трагической. При этом психологическая, педагогическая, методическая науки не дают ответа на важнейший вопрос: как изучать такие произведения, если практически в каждом классе на уроках присутствуют дети, уже вплотную столкнувшиеся с жестокостью родителей, дети из неполных семей, дети, родители которых лишены родительских прав... Это одна сторона проблемы. Вторая - о времени - нами уже обозначена выше.

Книга Е. О. Галицких во многом отвечает на эти вопросы: конкретно и точно. Учитель имеет возможность познакомить учащихся с творчеством отдельных писателей на элективных курсах. Методическое пособие Е. О. Галицких призвано помочь учителям, интересующимся творчеством А. Ли-ханова и понимающим значимость включения его произведений в зону читательского внимания учащихся. В книге представлена система уроков литературы с 5-го по 11-й класс. Данные материалы могут быть использованы в процессе элективного курса профильной школы. Каждый урок нацелен на расширение читательского опыта ученика, обращен к его миру нравственных ценностей, открывает перспективы самостоятельного чтения книг Альберта Лиханова.

Автор пособия не ставит целью наметить и реализовать все пути знакомства детей с творчеством А. Лиханова. Для Е. О. Галицких важнее другое: помочь учителю «открыть детям его творчество и сделать его личностно значимым для юных читателей» [2].

Земляк вятичей, где опубликована книга, и их старший современник А. Лиханов со страниц пособия в «Обращении к учителю» говорит об этой работе, подчеркивает, что она позволит учителям литературы, в том числе и через его произведения помочь «детям понять взрослый мир, войти в него с сознанием подлинных, а не мнимых ценностей» [3].

«Защитником детства» справедливо называет Е. О. Галицких писателя, давая обзор его жизненного и творческого пути, и отмечает: «Жизненный и творческий пути писателя неразрывно связаны, потому что впечатления, события, встречи определяют главные вопросы, проблемы, волнующие сознание и чувства писателя» [4]. Е. О. Галицких

характеризует тематическое своеобразие творчества А. Лиханова, выявляет сквозные мотивы в его произведениях - это «тема становления детской души, её источников, её взросления, приобретения главных нравственных ценностей, преобразование опыта ребенка в духовный опыт человека, дающий понимание людей и себя самого во времени, истории, жизни» [5].

Размышления о жизненном и творческом пути Альберта Лиханова ученый и методист строит в соответствии с логикой и своеобразием материала и предлагает учителям литературы систему уроков, посвященных изучению творчества писателя. Автор последовательно рассматривает следующие произведения Альберта Лиханова: роман «Мой генерал», повести «Чистые камушки», «Последние холода», «Солнечное затмение», «Благие намерения», роман «Никто», повесть «Крёсна», роман «Сломанная кукла». Говоря о каждом из произведений, Е. О. Галицких отмечает основные темы и характеризует проблематику произведений. Выявлены и охарактеризованы отличительные признаки творчества А. Лиханова:

- У Альберта Лиханова есть любимый герой -мальчишка - самостоятельный, решительный, взрослеющий и растущий.

- Альберт Лиханов не сторонний наблюдатель жизненных бурь, а активный участник событий.

- Повести А. А. Лиханова лаконичны, динамичны, остро конфликтны, в них «всегда есть место подвигу», потому что герои проходят испытания на право быть другом, учеником, человеком.

- Писателю А. А. Лиханову удается ненавязчиво просвещать своего читателя, он верит в его образованность, литературный вкус.

Вторая часть пособия включает систему уроков по изучению биографии и творчества Альберта Лиханова в 5-11-х классах. Е. Галицких предлагает распределить материал таким образом, чтобы в течение всего периода обучения с 5-го по 11-й класс дети последовательно пополняли свои представления о писателе и, что не менее важно, взрослея сами, нравственно взрослели с героями его произведений. Если школьные педагоги пойдут за Е. О. Галицких, то учащиеся обретут значительный опыт самопознания, общаясь с героями романа «Мой генерал» (5-й класс), повестей «Чистые камушки» (6-й класс), «Последние холода» (7-й класс), «Солнечное затмение» (8-й класс), романа «Никто» (9-й класс), повести «Благие намерения» (10-й класс) и трилогии «Заветное» (11-й класс). Учителю предлагается и альтернативный путь: данные произведения могут быть изучены и в одном классе, если они являются составной частью элективного курса.

Такой порядок изучения произведений не случаен. Он основан на учете возрастных особенностей учащихся. Так, например, в 5-м классе изучается роман «Мой генерал». Возраст учеников это-

го года обучения - 10-11 лет. И герою романа, Антошке Рыбакову, ученику четвертого класса, почти столько же. В 10-м классе, когда ученики вплотную заняты выбором будущей профессии, изучается повесть «Благие намерения», в которой рассказывается о молодом специалисте - Надежде Георгиевне.

Особенностью всех представленных в методическом пособии материалов является то, что они составляют лишь основу урока. Автор оставляет каждому учителю место для творчества. Все уроки вариативны, задания выбираются учителем в зависимости от возраста учащихся. Это касается как материалов для домашних заданий, так и упражнений, которые необходимо выполнить на уроке. Например, к уроку «Биография писателя как школа жизни» предлагается вариативное домашнее задание: написать свою биографию в художественной или публицистической форме; прочитать в сборнике «Поле жизни Альберта Лиханова» (М., 2005) главу В. Бахревского «Избранник детства» и сделать записи в читательский дневник; подготовить учебную презентацию с иллюстрациями и текстами о жизни и творчестве А. А. Лиханова «Биография писателя как школа жизни»; составить кроссворд по фактам биографии и творчества А. Лиханова; прочитать любую книгу А. Лиханова и сделать её афишу с читательским отзывом [6]. Кому-то может показаться, что это много, но ведь задания рассчитаны не только на разный возраст учащихся, но и на разную степень их подготовленности.

Уроки, разработанные Е. О. Галицких, ставят задачу привить школьникам интерес к инициативному чтению. Автор отмечает: «Организация чтения подростков в школе всегда требовала от учителя творчества, потому что их интерес к книге имеет соперников: телевизор, компьютерные игры, спорт. Поэтому урок литературы должен включать школьников в активную читательскую деятельность, увлекать чтением, приглашать встретиться с книгой и её автором» [7]. Поэтому и задания, предлагаемые автором, направлены на формирование умения учащихся работать с текстом. Степень погружения в текст, а соответственно, и сложность заданий зависят от возраста учащихся. Так, в 5-м классе при изучении романа «Мой генерал» Е. О. Галицких считает возможным предложить ученикам следующую творческую работу: «Класс делится на группы. Каждая группа получает задание выбрать главу, которая нравится больше всего, прокомментировать свой выбор и подготовить её выразительное чтение по ролям» [8]. Для выполнения задания учащимся необходимо хорошо знать текст. Нужно не просто выбрать определенную главу, но и объяснить свой выбор. Таким образом, у школьников постепенно формируется умение обосновывать свою точку зрения. Чтобы чтение действительно было выразительным, ученики дол-

жны уяснить своеобразие каждого персонажа. Это возможно в том случае, если текст прочитан внимательно.

В 6-м классе в центре системы урок творческого чтения. В основу урока положен метод творческого чтения, который способствует развитию наблюдательности, умению найти верные слова и выражения для передачи своих впечатлений путём выполнения разного рода творческих заданий. Не случайно эпиграфом к данному уроку автор выбирает слова К. Д. Ушинского: «Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать читаемое - вот в чем главное дело» [9]. Эти слова К. Д. Ушинского могут стать эпиграфом не только к конкретному уроку, но и ко всему курсу изучения творчества А. А. Лиханова в целом и шире -всему школьному курсу литературы.

На уроке изучения повести «Чистые камушки» автор считает целесообразным использование работу в малых творческих группах: «Класс делится на группы по четыре-пять человек, и каждая группа выбирает себе проблему, которую дети будут разгадывать. Каждая группа выбирает себе карточку с заданием, которое включает текст и вопросы, на которые нужно найти ответы, чтобы понять художественный замысел автора» [10].

Е. О. Галицких убеждена, что изучение творчества А. Лиханова не ограничится только уроком или элективным курсом. Воспитание ребенка только тогда эффективно, когда оно осуществляется совместно школой и родителями. Поэтому при изучении романа «Никто» в 9-м классе автор предлагает семейное чтение. В это время учащиеся, как никогда, нуждаются в поддержке со стороны взрослых, хотя зачастую отвергают её. Семейное чтение способствует не только формированию представлений о добре и совести, но и сближает всех членов семьи, способствует установлению более близких внутрисемейных контактов. Совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, вступать в диалог со взрослыми. Семейное чтение дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то интересное.

В пособии Е. О. Галицких реализованы различные способы организации учебной деятельности учащихся: постановка учебной задачи и ее решение, самоконтроле и самооценка; организация продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Специфика содержания пособия находит отражение в методических концепциях и способах их реализации. Концептуальными положениями предлагаемой системы занятий являются активная

направленность курса на формирование мировоззрения детей, чему способствует не только систематизация отобранных произведений по темам духовно-нравственного содержания, но и характер вопросов и заданий, которые предлагаются в пособии; развитие творческих способностей учащихся; расширение активной интеллектуальной деятельности учащихся путем целенаправленного формирования потребности в чтении, осмысления прочитанного, прежде всего через диалоговую систему отношений, состоящую из нескольких уровней: диалог с товарищами по классу, диалог с учителем, диалог с писателем. И, что не менее значимо, внутренний диалог молодого читателя (так называемый разговор с собой) - без него, без этой точки отсчета никакой другой шаг в диалоговой системе вряд ли возможен. Такой подход обеспечивается системой вопросов и заданий, развивающих умение прогнозировать читаемое (читательское качество антиципации), творчески интерпретировать полученную посредством чтения информацию, усваивая не только фактическое содержание литературного произведения, но также подтекст и идейный замысел (смысловое ядро); развитие эмоциональной сферы - осознанию эмоций и чувств служат дидактические материалы, привлекающие внимание детей к авторским ремаркам и к анализу особенностей речи и поведения персонажей. Адекватному выражению эмоционального состояния способствует систематическая работа над выразительностью чтения и применение различных форм драматизации. Сложность и мудрость жизни и окружающего мира постигаются и впитываются через язык, через слово. Е. О. Галицких самое пристальное внимание уделяет развитию речи юного читателя. С этой целью в учебное пособие включены задания по работе над заголовком, планом, пересказом, над созданием собственных высказываний, по наблюдению над правильностью, точностью, богатством, выразительностью художественной речи. Определяющим для развития речи является формирование у детей активного отношения к чтению как к процессу общения с автором. Этому способствует стимулирование мотивационной стороны чтения, акцент на внимании к личности писателя, к его «присутствию» в произведении, развитие бережного отношения к авторскому замыслу и другие методические приёмы. Среди них -комплексный подход к формированию умений, обеспечивающих ученику способность быть читателем: становление правильности, беглости, осознанности, выразительности чтения, умение работать с текстами разных жанров, ориентироваться в книге и в мире книг.

Пособие Е. О. Галицких имеет не только научно-педагогическую и методическую значимость, но и большое социальное значение. Его методическая ценность в том, что это первое научно-методичес-

кое исследование по изучению творчества Альберта Лиханова. Его социальная значимость в том, что всё пособие ориентировано на то, чтобы у учащихся в процессе знакомства с произведениями писателя сформировались представления о проблемах семьи и детства в обществе и, не менее важно, о себе и путях преодоления жизненных препятствий и сложностей в собственной судьбе.

Книга Е. О. Галицких заполняет пространство, которое особенно в современных условиях чрезвычайно актуально, но до сих пор школой оставлено за скобками - это проблемы семьи и детства в обществе.

Примечания

1. Галицких Е. О. Изучение творчества Альберта Лиханова в школе: методическое пособие. М.: «Детство. Отрочество. Юность», 2009.

2. Там же. С. 3.

3. Там же. С. 5.

4. Там же. С. 6.

5. Там же. С. 7.

6. Там же. С. 31.

7. Там же. С. 41.

8. Там же. С. 34.

9. Там же. С. 35.

10. Там же. С. 37.

УДК 373.3:37.034

Е. В. Агалакова

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Данная статья посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания младших школьников, на которые нас ориентируют новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Основной целью нашей работы является исследование исходного уровня духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста на культурно-исторических традициях православной культуры.

This article is sanctified to the questions of spiritually-moral education of junior schoolchildren on that we are oriented by new the Federal state educational standards. The primary purpose of our work is research of initial level of the spiritually-moral breeding of children of midchildhood on cultural and historical traditions of the Orthodox culture.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание; информационный, мотивационный, деятельно-стный критерии.

Keywords: spiritually-moral education; informative, motivational, active criteria.

Возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием духовно-нравственных качеств личности. На необходимость усиления внимания к этим вопросам ориентируют нас новые Федеральные государственные образовательные стандарты, в основе методической разработки и реализации которых лежит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Среди важнейших целей воспитания в Концепции, выделены «укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях» [1].

Ведущая роль в воспитании духовно-нравственных ориентиров и нравственного поведения учащихся принадлежит начальному школьному возрасту, так как именно в этот период происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся внутренними качествами. В общем положении Концепции сказано, что образовательное учреждение, в том числе учреждение дополнительного образования, должно в основу положить взаимодействие и сотрудничество с семьями воспитанников.

Педагоги и психологи единодушны в том, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят,

© Агалакова Е. В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.