Е. Н. Тимофеева
РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ В РАЗВИТИИ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ЛИЧНОСТИ ПИСАТЕЛЯ И ЧТЕНИЮ ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Работа представлена кафедрой социально-гуманитарного образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Т. Г. Браже
В статье рассматриваются вопросы воспитания читателя и роль мастерских о биографиях писателей как средства формирования интереса к личности писателя и чтению его произведений. Предлагается мастерская как новая методическая форма изучения биографии писателя, оказывающая эффективное воздействие на ученика, его интерес к личности писателя и к чтению.
Ключевые слова: педагогические мастерские, биография писателя, интерес к чтению.
E. Timofeyeva
EFFECT OF PEDAGOGICAL WORKSHOPS IN MOTIVATING YOUNG LEARNERS TO STUDYING A WRITER’S PERSONALITY AND READING HIS/HER WORKS
The article deals with the issues of readers ’education and the role ofworkshops devoted to studying writers ’ biographies as a means of building interest in writers ’personalities and stimulating reading. A workshop as a new method of working with writers’ biographies is suggested; it is an effective way ofprovoking interest both in a writer’s personality and in his/her works.
Key words: pedagogical workshops, writer’s biography, interest in reading.
Наличие или отсутствие интереса к чтению - основной фактор отношения ребенка к книге. По большому счету интерес как сила, влекущая к чтению, - это центральное звено, потянув за которое, можно вытянуть всю цепь решения проблем, именуемых «кризис». Будет интерес - будет и чтение. Не будет интереса -не будет и чтения, какие бы усилия учитель, библиотекарь или родитель ни прикладывали к этому.
В 70-80-х гг. ХХ в. в нашей стране в рамках библиотечной психологии была проведена под руководством Б. Г. Умнова серия научных исследований, посвященных феномену «читательский интерес». Исследователи сделали важный вывод: для формирования читательского интереса необходимо создать ситуацию, при которой читатель впервые переживет яркое состояние заинтересованности чтением, а затем подбором книг, с учетом сложившихся интересов, многократно воспроизводить заинтересованность новыми книгами, способствуя ее поддержанию, закреплению, переходу в устойчивую черту читательской личности.
Формирование интереса к чтению художественных произведений требует создания определенной методической системы. Одной из ее составляющих являются педагогические мастерские о биографиях писателей в 1011-х классах.
О роли изучения биографии писателя в курсе литературы говорили и писали многие методисты (Т. Г. Браже, В. Г. Маранц-ман, В. А. Никольский, Н. В. Тимерманис, Г. И. Беленький, Л. Б. Хван, Н. В. Володина, И. Е. Каплан и др.). Биография выполняет не-
сколько функций: не только познание писателя как представителя своего времени, но и как неповторимую личность со своим жизненным путем и мировоззрением. Это позволяет включить знакомство с биографией в челове-коведческий аспект курса литературы наравне с образами литературных героев.
Использование мастерских при знакомстве с биографиями писателей не исключает проведения традиционных уроков. Проведение мастерских возможно и после изучения произведений. Например, мастерская о биографии И. А. Бунина «Солнечный удар И. Бунина» проводится после изучения его произведений о любви и может быть своеобразным «мостиком» для перехода к разговору о теме любви у А. И. Куприна.
Необходимость и возможность использования мастерских о биографиях писателей, на наш взгляд, определяется следующими факторами: 1) интересом и желанием учащихся узнать больше об определённой личности; 2) целями и задачами, поставленными учителем перед изучением жизни и творчества писателя; 3) наличием времени для проведения мастерской.
О значении такого вида инновационной деятельности, как педагогические мастерские, сказано и написано за последние несколько лет много. Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами-пред-ставителями ЖФЕН — «Французской группы нового образования». У истоков движения стояли психологи П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.
В начале 1990-х гг. группа сотрудников Санкт-Петербургского государственного
университета педагогического мастерства предприняла попытку адаптировать эту технологию в практику российского школьного образования. Особенно следует отметить работы о мастерских И. А. Мухиной, Т. Я. Ереминой, Е. О. Галицких, М. Б. Багге, Н. И. Беловой, М. Г. Ермолаевой, Т. Б. Казачковой, А. А. Оку-нева, О. В. Орловой, В. А. Степиховой, Л. Д. Фураевой. По определению Т. Я. Ереминой, «мастерские - это как раз та педагогическая технология, которая по своей специфике основывается на тех целях, использует те средства образования и воспитания, которые стратегией модернизации образования отмечаются как важнейшие. Цели известны:
• ученик должен действовать автономно и рефлексивно;
• использовать различные средства интерактивно;
• входить в социально-гетерогенные группы и функционировать в них» [1, с. 4].
Обобщили работу французских мастерских сотрудники из Санкт-Петербурга в виде правил, среди которых есть и такие, как создание мастером атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества на уроке; обращение к чувствам ребёнка, пробуждение в нем интереса к изучаемой проблеме (теме) [1; 3].
По целям и способам деятельности в практике учителей и методистов Санкт-Петербурга выделяются: мастерские творческого письма; мастерские построения знаний; мастерские по самопознанию; мастерские ценностных ориентаций - и ряд других.
На наш взгляд, мастерские о биографиях писателей следует отнести к мастерским построения знаний и творческого письма. Их новизна заключается в специфике используемого материала.
Мастерские демонстрируют нам, как меняется восприятие художественной литературы у учеников, понимание ими личности и творчества писателя, их взгляды на мир, способы общения. Мастерская стимулирует творчество учащихся, делает их активными участниками процесса обучения. На мастерской чаще, чем на традиционном уроке, каждый, кроме общего знания, получает какой-то опыт личного и совместного проживания и какого-то
духовного открытия. В мастерской в процессе диалога вырабатывается свой собственный духовный опыт, который как ученика, так и учителя побуждает к дальнейшему творчеству и исследованию.
Детям обычно нравятся мастерские, потому что в них создается особая атмосфера, которую трудно создать на традиционном уроке. Это атмосфера творчества, общения, поддержки, сотрудничества. Это та форма работы учителя и ученика, которая, на наш взгляд, может привести к развитию уже имеющегося интереса к чтению или способствовать формированию данного интереса, если он отсутствует вообще или находится в зачаточном состоянии. Данная функция мастерской до сих пор не привлекала пристального внимания исследователей, тем более по отношению к биографиям писателей.
Технология мастерской, на наш взгляд, является тем средством, которое может стимулировать возникновение и развитие интереса к личности писателя и к чтению его произведений. Это находит подтверждение и в работах самих учащихся.
После проведения ряда мастерских по произведениям различных писателей возникла мысль использовать эту форму работы для изучения биографий писателей в 10-11-х классах, в результате чего появился цикл мастерских о биографиях русских писателей:
Н. А. Некрасова -«Неизвестный Некрасов», Ф. М. Достоевского - «Я дитя века, дитя неверия и сомнения...», Л. Н. Толстого - «Трагедия Л. Н. Толстого»; И. А. Бунина - «Солнечный удар Ивана Бунина», А. А. Блока - «Русский интеллигент», В. В. Маяковского - «Не мужчина, а - облако в штанах!», Б. Л. Пастернака - «Взрослый ребенок», А. И. Солженицына - «Огонь, вода и медные трубы».
При изучении биографии и творчества Л. Н. Толстого в 10-м классе особую сложность вызывают последние годы его жизни. Мы предложили учащимся мастерскую построения знаний и творческого письма по биографии «Трагедия Л. Н. Толстого», посвященную этому периоду жизни писателя. О других периодах жизни Л.Н.Толстого можно рассказать на традиционном уроке по
биографии в начале изучения монографической темы.
Отзывы десятиклассников о мастерской: «Эта мастерская помогла мне увидеть Толстого как человека, как личность, как гения, а не только как писателя. Обычные биографии не дают такого представления о человеке, о его жизни, о его целях, мечтах, желаниях, которые потом, безусловно, отражаются в произведениях. Такие факты помогают понять произведения Толстого»; «Многое стало понятно из “Войны и мира” после того, как я узнала о его биографии более подробно. Сам по себе мне стал этот человек ближе»; «Мастерская, как обычно, помогла понять мировоззрение автора, следовательно, помогла понять его точку зрения в произведениях»; «Эта мастерская помогла мне больше понять Толстого, может быть, даже его произведения. Изменилось мое отношение к Толстому как к человеку. Гораздо интереснее работать с воспоминаниями дочери Толстого, чем с просто биографией и какими-то сухими фактами. С помощью этой мастерской я даже, может быть, поняла сущность произведения “Война и мир”».
Как видим, учащиеся отмечают не только изменение своего отношения к писателю, но и понимание его произведений, в частности романа «Война и мир». В личных читательских дневниках большинства учеников это произведение фигурирует в списке прочитанной литературы, наряду с «Севастопольскими рассказами» и другими произведениями автора.
Изучение литературы в 11-м классе начинается с творчества И. А. Бунина, в котором большое место занимает тема любви, всегда вызывавшая интерес у старшеклассников. Для того чтобы учащиеся имели представление о бунинском видении и понимании сущности любви, при изучении биографии писателя невозможно обойти молчанием то место, которое в его жизни занимало это чувство. Нами была проведена мастерская построения знаний и творческого письма «Солнечный удар Ивана Бунина», посвящённая чувству любви в жизни писателя.
Впоследствии интерес к данной теме в творчестве Бунина привел к тому, что учащимися были прочитаны (в классе обсуждались
такие произведения, как «Деревня», «Господин из Сан-Франциско», «Лёгкое дыхание», «Солнечный удар», «Грамматика любви») сверх программы и другие рассказы, которые обсуждались на уроке по обмену читательским опытом и нашли отражение в читательских дневниках («Антоновские яблоки», «Тёмные аллеи», «Руся», «Натали», «Чистый понедельник»).
Также по просьбе одиннадцатиклассников была сделана мастерская построения знаний и творческого письма по биографии Б. Л. Пастернака («Взрослый ребенок»). Материалы для нее взяты из книги сына писателя, Е. Б. Пастернака, «Борис Пастернак. Материалы для биографии».
Записи в читательских дневниках подтверждают возникший после мастерской интерес к чтению произведений Б. Пастернака: практически все учащиеся прочли «Стихотворения Юрия Живаго», большинство - сам роман «Доктор Живаго» и стихотворения поэта.
В 11-м классе уместно провести мастерскую построения знаний и творческого письма по биографии А. И. Солженицына, что представляется нам особо актуальным после смерти писателя и последовавшего после нее поручения Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина министру образования пересмотреть школьную программу по литературе с целью увеличения количества часов на изучение творчества А. И. Солженицына. Мы предлагаем следующий вариант мастерской «Огонь, вода и медные трубы».
На доске запись: Александр Исаевич Солженицын (1918-2008).
Вопросы и задания:
1. (Индуктор). Вспомните, случалось ли в вашей жизни такое, чтобы Вас предавали самые близкие и любимые люди? Если да, то вспомните свои ощущения. Запишите. Прочитайте (по желанию).
В основном учащиеся вспоминают о предательстве друзей, иногда о первой любви и, реже, о сложностях во взаимоотношениях с родителями. Из ответов учащихся: разочарование, ненависть, гнев, ощущение потерянности, ненужности, нежелание жить, тоска, безысходность.
2. Как Вам кажется, как должен себя чувствовать человек, которого предал самый близкий человек и которого выгоняют из родной страны? Его чувства, действия? Запишите. Прочитайте и сравните со своими ощущениями.
Ответы учащихся в основном совпадают с ответами на предыдущий вопрос, добавляется только желание отомстить, доказать, что выгнавшие были неправы.
3. Класс делится на 3 группы (выдаются разные виды биографии каждой группе). Задание группам:
1) сравнить и выстроить биографические материалы по рейтингу: 1. Самые интересные.
2. Самые информативные. (Это задание не является обязательным и может использоваться учителем для определения интересов учащихся и наиболее интересных источников информации). Возможен другой вариант: выдается биография писателя, которая, с точки зрения учителя, может вызвать у учащихся интерес к личности писателя и его произведениям (или с учетом предварительно проведенной мастерской в других классах и учетом рейтинга).
2) Подготовить ответ от группы: Ваши впечатления от личности Солженицына. Какие факты, эпизоды больше всего запомнились?
4. Ответы от группы. Чаще всего на учащихся производят сильное впечатление такие факты, как предательство первой жены Солженицына, заболевание раком и выздоровление писателя, арест за антисталинские высказывания в письмах к другу (даже сам факт вскрытия писем), борьба с советским режимом, лишение гражданства и высылка из СССР, активная общественная жизнь после возвращения.
5. Известные люди о Солженицыне (А. Мень, Г. Бёлль). По усмотрению учителя могут быть добавлены и другие материалы. Раздаются материалы в группы. Вопрос: Что эти высказывания добавили к Вашим впечатлениям? Обмен мнениями.
Учащиеся обращают внимание на характеристики, данные известным священником Солженицыну, и отмечают сходство со своими впечатлениями, подчеркивая при этом ценность того, что профетическое призвание писателя подчеркивается священнослужите-
лем. В «Приветствии Солженицыну» Г. Бёлля ученики обращают внимание на то, что творчество А. И. Солженицына получило мировое признание и Бёлль называет его европейцем уже в 1978 г. и уже тогда поднимает вопрос о создании музея писателя в России. Это вызывает у учеников вопрос: а есть ли сейчас музей А. И. Солженицына и где он находится? Этот вопрос можно предложить в качестве домашнего задания, что поможет активизировать поисковую деятельность учащихся и стимулировать рост интереса к личности писателя.
6. (Рефлексия). Что дала Вам мастерская? Впечатления от изученной биографии, плюсы и минусы мастерской, советы по проведению. Появилось ли у Вас желание прочитать произведения Солженицына? Какие именно?
7. Домашнее задание. Сочинение: «Каким я представляю себе писателя и человека А. И. Солженицына».
Впечатления от личности писателя: «Я представляю Солженицына как человека честного и принципиального. Он не делал рекламы ни одной из систем, он разоблачал США, СССР, Россию, чтобы сделать мир лучше. За это он много страдал, но в этом он видел свою миссию»; «Очень много появилось вопросов именно личного характера. Солженицын - писатель-реалист. Он пишет о том, что сам пережил. Для меня это самое интересное. Я представляю его очень сильным человеком, мужественным, живым и почему-то мне кажется, что, несмотря ни на что, он счастлив!»; «Для меня Александр Солженицын - мудрый, добрый человек, у которого глубокие, грустные глаза. Он мне напоминает писателей прошлого, например Толстого. И я думаю, что он по своим чертам, как внешним, так и внутренним, как будто пришёл из прошлого, чтобы научить нас многим вещам, открыть глаза на многое»; «Я считаю, что его можно назвать героем нашего времени»; «Эта мастерская помогла мне понять, кто такой Солженицын. До мастерской я представлял его очень абстрактно, я думал, что он живой классик, получивший Нобелевскую премию, заслуженный деятель. Все это так, но я понял, что он за личность.
Я переменил свое отношение к нему, я просто не знал, кто он такой. Теперь знаю».
Отзывы учеников на эту мастерскую были только положительные. Во время рефлексии учащиеся отметили следующие моменты: «Во время мастерской я быстрее и легче усваиваю материал по биографии писателя. Когда ищешь что-то сам, быстрее запоминаешь»; «Честно признаюсь, если б не эта мастерская, вряд ли я взял бы и изучил биографию Солженицына сам, поэтому мастерские - это очень правильно»; «Мастерская эта дала многое. Я узнал не только сухие цифры и факты, но и интересные моменты из жизни писателя. Такое изучение намного интереснее, чем читать биографию автора в учебнике или в какой-нибудь статье»; «Изучение нескольких биографий и их сопоставление, безусловно, лучше, чем готовые факты, предоставленные учителем. Когда человек читает, сравнивает, выбирает, у него складывается свое мнение. Эта мастерская помогла понять Солженицына с разных точек зрения, что помогло мне создать свое целостное представление о писателе»; «Очень многое захотелось еще узнать. Появилось некое понимание его произведений»; «Такая биография просто не может не завлечь читателей к его произведениям. С удовольствием прочту хотя бы одно из его произведений»; «Я считаю, что мастерские, конечно же, помогают лучше узнать писателя, его судьбу, факты жизни, а это, в свою очередь, помогает правильнее понимать его произведения». Как видим, учащиеся отмечают возникновение интереса к творчеству писателя после знакомства с его биографией. Из 25 человек, принимавших участие в данной мастерской и описавших свои впечатления, только один отметил, что «почему-то не очень захотелось читать его произведения, может, даже потому, что он писал о том, что пережил».
После проведения мастерской учащимся было дано задание: прочитать заинтересовавшее после мастерской произведение писателя (сверх программы) и ответить на вопросы: какие из прочитанных произведений следует включить в школьную программу по литературе? Почему?
Приведем примеры ответов учеников.
Екатерина Т.: «Я читала “В круге первом”. Можно его включить, так как это произведение автобиографично, и для того чтобы понять характер и судьбу писателя, нам надо прочитать и проанализировать его».
Надира С.: «Мне кажется, что в программу можно включить еще “Архипелаг ГУЛАГ” и “В круге первом”, потому что они во многом основаны на реальных событиях и имеют острую нравственную и социальную проблематику. И “Раковый корпус”, так как он основан на личном опыте писателя, поднимает вопросы смысла жизни, истины, ответственности за свои поступки».
Александра Б.: «Биография Солженицына очень интересна. Его произведения не выдуманы, а написаны по реальным событиям его жизни и жизни его современников. Он не побоялся написать правду, чтобы о ней узнали потомки (это понравилось в нем). Поэтому после изучения его биографии хочется прочитать и его произведения, чтобы узнать еще больше о его жизни. Так, например, в романе “Архипелаг ГУЛАГ” очень ярко описывается весь ужас сталинских лагерей, и после прочтения этого романа к Солженицыну появляется еще больше уважения и интереса, так как он не побоялся написать обо всем, что пережил. Поэтому я думаю, что “Архипелаг ГУЛАГ” нужно изучать в школе. Мне кажется, что рассказ “Матренин двор” тоже необходим в школьной программе именно потому, что в нём написана правда. Сейчас многие читают всяческие детективы и фантастику, но эта литература ничему не может научить читателя, а рассказ “Матренин двор” показывает праведную жизнь и советует, как надо жить. Сейчас в литературе не хватает именно этого и, изучая биографию Солженицына, не остается сомнений, что к его мнению можно прислушаться, ему можно доверять. Такой рассказ, как “Матренин двор”, нужен молодежи, чтобы не потерять нравственные ориентиры, которым нас всегда учила русская литература».
Как видим, ученики предложили включить в программу в первую очередь «Архипелаг ГУЛАГ», затем - «В круге первом», «Раковый корпус» и «Матренин двор». Следует учесть, что рассказ «Матренин двор» обсуждался на
уроках, поэтому большинство учеников не включили его в свои списки.
Изучение биографии Солженицына на мастерской привело к появлению интереса к его личности, желанию больше узнать о его творчестве, конкретных произведениях. А это, в свою очередь, привело к чтению не только программных произведений писателя («Один день из жизни Ивана Денисовича»), но и к чтению произведений, не являющихся обязательными («Матренин двор», «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Раковый корпус»).
В процессе анкетирования выяснилось, что педагогическую мастерскую считают наиболее интересной формой проведения урока литературы 75% опрошенных учащихся; материалы, данные на уроках-мастерских о биографиях писателей, признали наиболее интересными 45,5%; наиболее интересные рассказы о писателях услышали на мастерских около 30%.
Таким образом, подтверждается явный интерес учеников к такой форме работы на уроке, как педагогическая мастерская, которая, как нам кажется, способствует возникновению интереса к чтению, что нашло отражение в читательских дневниках детей. В основе процесса восприятия, задействованного в ходе мастерской, и процесса возникновения интереса к чтению лежат одинаковые сферы сознания: мышление, воображение, чувства, воля, память и др. Кроме этого, наблюдается явная перекличка результатов анализа детьми своего восприятия этой формы работы с выводами, сделанными И. И. Тихомировой в статье «Детское чтение как ценность культуры». Отвечая на вопрос «Зачем читать?», автор утверждает:
« - Чтение переносит центр жизненного интереса читателя от себя - на других («Заставляет биться сердце вместе с миллионами других сердец». М.-Сибиряк). Тем самым побуждает думать о других, как о самом себе, понимать других, а вместе с ними - и самого себя. (Эффект идентификации и самосознания). Во внутреннем слиянии личности с другими и заключается, как говорил Лев Толстой, главная привлекательная сила чтения.
• Чтение - единственный способ проникнуть во внутренний мир человека, в его мысли и чувства, осознать сложную диалектику человеческой души.
• Чтение открывает в самом читателе ранее неведомые ему силы - способность к сопереживанию, побуждение к творчеству, к самостоятельному мышлению. Иными словами - формирует в человеке индивидуальность.
• Чтение побуждает личность к творчеству, независимо от того, в чем это творчество будет в дальнейшем проявляться. Проходя школу сотворчества вместе с авторами книг, у человека появляется потребность в самовыражении.» [4, с. 54, 55].
На наш взгляд, положительных результатов в деле формирования интереса к чтению посредством мастерских о биографиях писателей можно достичь, если:
• отбирать материалы для мастерской с учетом: а) возрастных особенностей учеников; б) их интересов и вкусов (например, ученики чаще других задавали вопросы о личной жизни писателя, его взаимоотношениях с родителями, семьей, любимыми, о его интересах помимо литературы, о друзьях и взаимоотношениях с ними, о чертах его характера; их интересовал писатель как человек и то, насколько связаны его произведения с биографией); в) уже имеющегося интереса учащихся к личности определенного писателя; г) возможного профильного деления классов;
• создавать в процессе мастерской ситуации, заставляющие ученика пережить яркое состояние заинтересованности (с этой целью используется первое задание мастерской (индуктор), которое мотивирует их дальнейшую деятельность, помогает включиться в атмосферу мастерской и перекинуть своеобразный мостик от их жизненного опыта к биографии писателя);
• находить для каждого писателя «свой биографический «ключ»» (В. Г. Маранцман);
• подбирать для мастерской материал таким образом, чтобы в ходе работы обнаруживалась внутренняя жизнь писателя, развитие и становление его личности и таланта, величие его души, его место в истории и в искусстве,
его отношение к природе, обществу, человеку. Причем, важно не просто называть чувство, а выяснять характер его [2];
• использовать в ходе мастерской виды работ, затрагивающие различные сферы сознания человека: мышление, воображение, чувства, волю, память и др., а также развивающие не только литературные способности детей, но и художественные, музыкальные;
• построить мастерскую так, чтобы у учеников возник, помимо общего знания, опыт личного и совместного проживания и какого-то духовного открытия;
• находиться в постоянном диалоге учителя с учеником, быть готовым к совместному творчеству с детьми, совершенствовать свои коммуникативные умения;
• дать ученикам возможность для свободного самовыражения, чтобы материал мастерской и урока способствовал их самостоятельным размышлениям и выводам (например, в результате мастерской по биографии И. А. Бунина ученики самостоятельно сделали вывод о том, что личная жизнь писателя и его взаимоотношения с женщинами повлияли на изображение им чувства любви в его произведениях и что любовь в произведениях Куприна отличается от любви
у Бунина, как и их отношение к этому чувству и к женщинам в их жизни);
• учитывать интересы и пожелания учеников (например, учащиеся высказывали пожелания о проведении мастерских по биографии Б. Пастернака, А. А. Блока, В. В. Маяковского, основываясь на своих впечатлениях от прочитанных ранее произведений, вводных уроков о футуризме и символизме и от уроков по биографиям этих писателей. На уроке по футуризму после чтения манифеста футуристов и упоминания об эпизоде ссоры между Маяковским и Пастернаком ученики попросили дать список дополнительной литературы по биографиям этих писателей, вызвавших их неподдельный интерес. Обычно учащихся интересуют фигуры яркие, сильные, неоднозначные, многое испытавшие в своей жизни);
• создавать и поддерживать в течение мастерской атмосферу радости и доверия.
Таким образом, педагогические мастерские о биографиях писателей являются одним из факторов, влияющих на развитие интереса к чтению художественных произведений и помогающих учителю достичь одной из главных целей литературного образования в школе - воспитания грамотного читателя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ерёмина Т. Я. Мастерские по литературе. 10-й класс: метод. пособие. СПб., 2004. 256 с.
2. Маранцман В. Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников: пособие для учителя. М.-Л., 1965. 75 с.
3. Педагогические мастерские: Франция - Россия / под ред. Э. С. Соколовой. М., 1997. 128 с.
4. Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог?: сборник статей и учебно-методических материалов. СПб., 2006. 236 с.
REFERENCES
1. Yeryomina T. Ya. Masterskiye po literature. 10-y klass: metod. posobiye. SPb., 2004. 256 s.
2. Marantsman V. G. Biografiya pisatelya v sisteme esteticheskogo vospitaniya shkol’nikov: posobiye dlya uchitelya. M.-L., 1965. 75 s.
3. Pedagogicheskiye masterskiye: Frantsiya - Rossiya / pod red. E. S. Sokolovoy. M., 1997. 128 s.
4. Chteniye kak tsennost’ u detey i vzroslykh: konflikt ili dialog?: sbornik statey i uchebno-metodicheskikh materialov. SPb., 2006. 236 s.