Научная статья на тему 'Биография писателя Альберта Лиханова в контексте гуманитарного образования'

Биография писателя Альберта Лиханова в контексте гуманитарного образования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
847
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Галицких Елена Олеговна

Автор статьи с позиции контекстно-биографического подхода обращается к проблеме осмысления биографии в гуманитарном образовании и на примере жизненного пути писателя Альберта Лиханова, почетного профессора Вятского государственного гуманитарного университета, президента Международной ассоциации детских фондов, раскрывает истоки и результаты биографии гражданина, «защитника детства», общественного деятеля, представителя культуры. Альберт Лиханов сумел воплотить в своих жизни и творчестве единство слова и дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Биография писателя Альберта Лиханова в контексте гуманитарного образования»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Е. О. Галицких

БИОГРАФИЯ ПИСАТЕЛЯ АЛЬБЕРТА ЛИХАНОВА В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор статьи с позиции контекстно-биографического подхода обращается к проблеме осмысления биографии в гуманитарном образовании и на примере жизненного пути писателя Альберта Лиханова, почетного профессора Вятского государственного гуманитарного университета, президента Международной ассоциации детских фондов, раскрывает истоки и результаты биографии гражданина, «защитника детства», общественного деятеля, представителя культуры. Альберт Лиханов сумел воплотить в своих жизни и творчестве единство слова и дела.

Значение человека не сводится к тому, что он после себя оставил, а заключается главным образом в том, как он действовал при жизни и на что откликался, а также в том, пробудил ли он в своих современниках потребность действовать и отдаваться новым веяниям.

И. В. Гете

Проблема биографии как объекта изучения в литературоведении, истории и педагогике, поставленная филологом Г. О. Винокуром (1924 г.), остается и до сегодняшнего дня предметом исследования и научного осмысления категории времени жизни человека в жанре историко-филологических разысканий. Проблема биографии актуальна и в педагогических поисках понимания «стратегии жизни» [1]. Г. О. Винокур формирует научное и оригинальное представление о биографическом исследовании как изучении «личной жизни» человека в широком ее смысле, многомерном, а не узком. Г. О. Винокур приходит к выводу, что биография лишь в том случае сохранит научность и будет соответствовать своему предмету, если будет помещена в исторические рамки. Вот почему обращение в этой статье к контексту времени в его философском смысле: времени жизни писателя, времени как исторической эпохе, времени художественного произведения - не является случайным. Переизданная

ГАЛИЦКИХ Елена Олеговна - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой новейшей литературы и методики обучения литературе ВятГГУ © Галицких Е. О., 2007

в 2007 г. книга Г. О. Винокура «Биография и культура» [2] является методологическим основанием нашего исследования и раскрывает биографию писателя Альберта Анатольевича Лиха-нова в контексте гуманитарного образования и определенных «исторических рамках».

Идея Г. О. Винокура о структурированности биографии вызвала несомненный интерес и у филологов, и у педагогов, и у лингвистов [3]. Его понимание филологии как метода, основанного на критике и интерпретации, доказывает, что «биография, как и всякая иная историческая наука, входит в круг проблем филологической энциклопедии» [2, с. 70] и что «вся биография вообще - только внешнее выражение внутреннего» [2, с. 26] и что любой социально-исторический факт может стать содержанием личной жизни, если он пережит личностью, потому что, «становясь предметом переживания, исторический факт получает биографический смысл» [2, с. 37]. «Переживание есть внутренняя форма биографической структуры и в этом качестве -носитель специфически биографического значения и содержания» [2, с. 38]. В своем изучении биографии писателя мы руководствуемся идеей переживания как внутренней пружиной личной жизни и ее развертывании в биографической стилистике, жизненной манере персонажа, особого стиля его действования. Разнообразные стили личной жизни, названные Г. О. Винокуром: мечтатель, игрок, бунтарь, джентльмен, - мы дополним еще одним - гражданин. Мы принимаем во внимание «стилизацию как результат рефлексии, направленной на свое поведение, поскольку и она является отражением стиля эпохи», подчеркивает В. А. Виноградов [2].

И биография Альберта Лиханова (1936 г.) нам интересна как исследователям именно потому, что он - знаменитый писатель, наш земляк, общественный деятель и современник, жизнь которого вместила в себя поворотные исторические события эпохи, которые он пережил и художественно представил в своих произведениях. А поскольку миссия гуманитарного образования заключается в сохранении культуры человечества, в создании образа человека мыслящего, говорящего и действующего в пространстве культурных ценностей, то биография нашего современника, писателя Альберта Лиханова может служить для выпускников университета образцом

воплощения этой миссии, нравственным идеалом «стратегии жизни», соединившей слово и дело в реальной биографии человека.

В 1987 г. Альберт Анатольевич Лиханов выступил инициатором создания Советского детского фонда, в этом году самая крупная в стране благотворительная организация для детей - Российский детский фонд - отмечает свое двадцатилетие. А ее организатор и вдохновитель президент Международной ассоциации детских фондов Альберт Анатольевич Лиханов является не только академиком Российской академии образования, но и почетным профессором Вятского государственного гуманитарного университета.

Каждый год в октябре проходит в нашем городе большое событие — общественно-литературные Лихановские чтения, они являются временными вехами общественно-литературной жизни области. Преподаватели и студенты филологического факультета являются не только их участниками, но и организаторами. Уже защищены курсовые и дипломные работы, посвященные исследованию творчества А. А. Лиханова, проведены мастерские творческого чтения и письма для школьников и студентов, изданы книги с материалами чтений и выступлениями А. Лиха-нова [4]. Но интерес к проблемам детства, жизни детей-сирот, вдохновляющего и спасающего детского чтения в эпоху социальных катастроф остается злободневным, неисчерпанным. В прошлом году, который был назван годом памяти Д. С. Лихачева, писатель А. Лиханов издал книгу «Заветное» [5], которая вдохновила на проведение открытых лекций и уроков Лихачева, на перечитывание его книг, писем, воспоминаний. Насколько востребованы мысли и мудрость Д. С. Лихачева современными студентами и школьниками? На этот вопрос мы искали ответ и результаты этого поиска обобщили в книге «Племя младое, незнакомое» в диалоге с Д. С. Лихачевым» [6], изданной в нашем университете. Время жизни Альберта Лиханова отражается на окружающих его людях, потому что, с точки зрения К. Паустовского, самое занятие писательством заставляет человека вести разнообразную, напряженную жизнь, вмешиваться в разные области нашей действительности, встречаться со множеством людей и проникать во все углы страны...

Мы считаем необходимым актуализировать интерес к личности и творчеству А. А. Лиханова у всех студентов гуманитарного университета, ставящего перед собой идеальную цель образования - воспитание интеллигентных людей, самостоятельных в своих поступках, нравственных в своих выборах и решениях, читающих классику и новую литературу и понимающих все величие и неисчерпаемость русской культуры. Гуманитарный университет - это та среда, в которой необходи-

мо каждому самостоятельно сформировать свой профессионально-личностный идеал и образ своей жизни, обогатить свой опыт жизнетворчества наукой, культурой, образованием. Одним словом, увидеть перспективу своей биографии, своей жизни, профессиональной карьеры.

К. Г. Паустовский считал, что золотой запас писателя - это запас его мыслей и наблюдений над жизнью. Иными словами, это его биография, поэтому писатель не может не обладать содержательной внешней или внутренней биографией. С этой позиции мы обратимся к исследованию биографии Альберта Анатольевича Лиханова -известного прозаика, публициста, педагога и общественного деятеля, председателя Российского детского фонда и президента Международной ассоциации детских фондов, академика Российской академии образования.

Сам А. А. Лиханов считает, что самое главное в его жизни - писательство. «Но писатель рождается не с первых строк, легших на бумагу из-под пера. Писатель рождается в человеке тогда, когда в его сердце, как на скрижалях, проступают слова завета: о пережитом должны знать все!» — так считает исследователь биографии и творчества А. А. Лиханова писатель В. Бахревский в своей книге «Поле жизни Альберта Лиханова» [7] .

Во многом выбор жизненного пути Лиханова и главные на нем ценностные ориентиры определило время детства, традиции семьи и воспоминания и впечатления трудных военных и послевоенных лет в городе Кирове, который жители с любовью называют по имени реки Вяткой. Все взрослые когда-то были детьми, но не все по-

мнят это. «Воспоминания, вынесенные из детства из родительского дома» были связаны с войной, с первой учительницей Апполинарией Николаевной Тепляшиной, с холодами и голодом, но кроме этого с нежной благодарностью библиотеке, школе, книге. Алик Лиханов сохранил в своем воображении образы, картины детства: цирк, библиотеку, вишневый сад, овраг, бабушкин буфет, пахнущий хлебом, стихи...

Детство дало один очень важный жизненный исток - выбор темы творчества, обращенного к детям. А. А. Лиханов считает, что «все, что бывает в детстве, кажется замечательным и неповторимым потом, много лет спустя, но ты уже безвозвратно изгнан временем из детской и счастливой поры. Маленький человек всегда норовит поскорее стать взрослым, и это ему удается. Но вернуться назад не дано никому. Только вот память -таинственная и волшебная пряжа, протянутая из настоящего в прошлое, золотая нить воспоминаний - способна соединить времена и повернуться лицом назад, лишь одна она.» [8, с. 338].

И память Альберта Лиханова наполнена «пламенной благодарной любви» [8, с. 301] к первой учительнице, к детской библиотеке, родителям, всем добрым людям.

Судьба одарила Лиханова встречей с первой учительницей, давшей ему главный урок нравственности - добрую заботу о детях. Позднее писатель Лиханов определит свой жанр так - роман в повестях и назовет его «Русские мальчики» [8], вписав свое слово в литературную классическую традицию и подчеркнув этим выбором и названием эпичность повествования, значительность событий и истоки духовного опыта детства.

Я переделать мир хочу -

И от бессилия кричу.

Я Достоевского читаю,

Я русских мальчиков учу (Инна Кабыш)

В этих повестях: «Крутые горы», «Музыка», «Деревянные кони», «Магазин ненаглядных пособий», «Кикимора», «Детская библиотека» и «Последние холода», а затем «Кресна», «Лежачих не бьют», «Те, кто до нас» - будут разные «русские мальчики», но они дают возможность читателю увидеть характер, процесс его воспитания в себе и ясно представить любимого героя автора - мальчишку-подростка, открывающего мир и себя в мире, ищущего свои «книги в красном переплете», читающего в библиотеке «собрание сочинений Пушкина в одном томе» [8, с. 329]. Героям лихановских книг: Коле, Ми-хаське [9], Толику, «в детстве хочется быть постарше». А «человек, который посещает библиотеку, - самостоятельный человек. И библиотека - заметный признак этой самостоятельности...» [8, с. 287], если в этой детской библиотеке происходит очень важная встреча в жиз-

ни - встреча с книгой: «Помнишь ли ты свою первую книгу?

Нет, не ту, что прочитала бабушка или мама возле постели, когда у тебя была ангина и тебе отчего-то хотелось плакать над каждой страницей, и не ту тонкую книжицу, по которой ты, словно птенец, пробуя звуки собственного голоса, складывал из букв знакомые слова.

Нет, я спрашиваю про книгу, которую ты выбрал - или тебе помогли выбрать - среди множества других, которую ты раскрыл дома, оставшись один, и которая навсегда запала в твою память чудесными мыслями, волнующими словами, чернотой отчетливых, красивых букв, рисунками, переплетом - прекрасным или вовсе неказистым и даже запахом - резким запахом типографской краски, смешанной с клеем, или запахом какого-то другого дома, в котором, перед тем как оказаться у тебя, побывала эта книга?» [8, с. 293]

«Помню, что я был бесконечно счастлив, усаживаясь с книгой в руках поближе к печи и натянув - для уюта - старый и уже дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи. Счастлив и просветлен.

Книга делала со мной чудо: она говорила со мной разными голосами детей и взрослых, я чувствовал, как надо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжелых струях реки, слышал металлический грохот якорной цепи и команды капитана. Хоть и не морского, речного, а все-таки с трубкой в зубах. Я ощущал прикосновения человеческих ладоней, чувствовал запахи дыма рыбацкого костра, который доносился с берега, слышал мерное чмоканье волны о дебаркадер и наслаждался сахаристым вкусом астраханского арбуза. Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, раскрывая безмерные дали и вознося в облачные небеса» [8, с. 307].

Может быть, этот «роман с книгой» [10] и развил творческое воображение будущего писателя, был началом длинной жизни, которая впитала в себя и военное голодное детство, и столько ярких событий профессии журналиста, впечатлений от стран и людей, большую любовь, к которой подходит определение: «Любовь - это годы, прожитые вместе», и смену государственных «режимов» и почестей от властей и признание современников. И все это вместило время одной человеческой жизни, описание которой можно лишь условно назвать биографией одного человека, потому что любая конкретная жизнь соприкасается и выстраивается в контексте времени, других жизней, исторических событий, которые в ней отражаются. Есть три времени памяти - прошлое, настоящее и будущее. У М. Осоргина так названа книга о его жизни -«Времена». Вот времена души Альберта Лихано-

ва — это его внутренняя биография, и она находит свое воплощение в художественном творчестве, в котором все реальные события и люди — только материал для другой реальности — литературной, образной, художественной. Большая душевная работа преобразует воспоминания, соединяет все «времена» в ткань художественного текста. И этот художественный мир писателя обогащает наши впечатления от жизни новым опытом, развивает наше воображение, выстраивает перспективы биографии читателя в форме мечты, идеала, стремления, цели и смысла жизни.

В этом особенность жизни писателя, биография которого отражается в биографии читателей, влияет на их представления о жизни реальной, окружающей, на понимание своего времени, своей эпохи, своего столетия.

А. Лиханов напишет посвящение к «Последним холодам» как заклинание: «Посвящаю детям минувшей войны, их лишениям и вовсе не детским страданиям. Посвящаю нынешним взрослым, кто не разучился поверять свою жизнь истинами военного детства. Да светят всегда и не истают в нашей памяти те высокие правила и неумирающие примеры — ведь взрослые всего лишь бывшие дети».

Судьбоносным поворотным моментом в биографии и творчестве стала повесть «Голгофа» (1979 г.) с главным героем, бывшим солдатом Алексеем Пряхиным. «Как бы ни жил человек, что бы он ни делал — благого или дурного, — говорил Лиханов в интервью «Литературной газете», — на него во все глаза глядит ребенок, человек, продолжающий нас». В этой повести есть важный биографический источник — посвящение автора: «Посвящаю эту повесть Анне Ивановне Зыкиной, бабушке моей жены, сохранившей в тяжелые годы войны трех своих внучек» [11, с. 135]. Война становится прошлым, историей народа, но остается в памяти, в литературе, в благодарности тем людям, которые защитили детство.

К произведениям А. Лиханова обращались режиссеры театра и кино. Интерес театрального искусства и кинематографа к книгам А. Лихано-ва обусловлен яркой социальной направленностью его произведений, желанием автора активно защищать гуманистические идеи и проповедовать «нравственный закон» человеческого достоинства. Поэтому фильм «Карусель на базарной площади» (1986 г.), снятый по повести «Голгофа» на Мосфильме, заставляет зрителя размышлять над смыслом жизни, над связями мира и войны, над «судьбой человека» в контексте времени и истории. Герой фильма обращает каждого к своей совести и пониманию своего долга перед близкими, родными, детьми и Богом.

Факультет журналистики Уральского университета в Свердловске открыл новую страницу

биографии Альберта Лиханова — время накопления журналистского опыта, впечатлений от людей и жизни. Стремление писать закрепилось в работе с редакторами газет и журналов, в командировках, поездках по стране и встречах с людьми. С 1975 г. Лиханов возглавлял журнал «Смена», семь лет был ответственным секретарем, тринадцать с половиной — главным редактором. Но успевает и книги писать, и журналом руководить. «Мой генерал» (1975 г.) — роман для детей младшего школьного возраста. Сколько бы лет ни читали мы со студентами и школьниками этот роман, всегда неизменен интерес у юных читателей и их родителей. Этот роман продолжает традицию лучших гайдаровских книг, которые помогали детям становиться взрослыми, быть активными участниками жизни, помощниками своим родителям. Роман «Мой генерал» наполнен детской романтикой, высокими чувствами, светлыми слезами. Он не случайно назван автором «романом», потому что идея памяти, связи поколений — это эпическая идея на все времена: «Посвящаю всем генералам. Всем полковникам. Всем подполковникам. Всем майорам. Всем капитанам. Всем лейтенантам. Всем старшинам. Всем сержантам. Всем рядовым. Посвящаю всем солдатам минувшей войны, которым их дети, их внуки, их правнуки и будущие праправнуки обязаны вечно — зеленой травой, голубой речкой, синим небом, серебряным воздухом — всем, что называется ЖИЗНЬ». Такое посвящение автора — это и слова благодарности своему отцу, участнику Великой Отечественной войны, и желание пробудить смелость в юных читателях перед встречей с настоящим романом.

В 1980 г. выходит повесть «Благие намерения», открывающая не только тему сиротского детства, но и ставящая проблему педагогического призвания. Судьба Надежды Георгиевны — это воплощение педагогики сердца, в которой нельзя себя беречь, где нужно любить ребенка, быть его земным ангелом — хранителем. За эту книгу А. А. Лиханов получил Международную премию имени М. Горького.

Есть такая профессия — любить детей, и эта профессия — учитель. «Чтобы полюбить книгу, надо сначала полюбить школу, а чтобы школа тебя ждала и ты летел каждое утро в свой родной класс на крыльях, надо любить учительницу». Образы учителей в книгах Лиханова не схематичны и не идеализированы, в каждом из них происходит непрерывная духовная работа: «Великий и тонкий человек была наша мудрая и любимая Анна Николаевна» [8, с. 301], умевшая утешать добрым словом и воспитывать просто своим присутствием в классе, а учитель математики Иван Алексеевич Метелин из рассказа «Смерть учителя» учил ребят не только решать

задачи, но и задавать себе вопросы и делать смыс-ложизненные выборы [11, с. 524].

Педагоги повести «Благие намерения» работают в школе-интернате с социальными сиротами: жизнеутверждающим благородством молодости заражает коллег Надежда Победоносная, которая верит в свою педагогику сердца, понимает, как важно уметь признавать свои ошибки, а директор школы-интерната Аполлон Аполли-нарьевич, имея «педстажа лет триста», мучительно ищет пути воспитания детдомовцев и задает себе мучительные вопросы о том, как сделать этих детей счастливыми. Надежда Победоносная, вспоминая свой первый год работы в школе, думала о себе в третьем лице так: «Время изменило меня, я ничуть не лучше других в этом смысле, состарило на десять лет. Но, кроме времени, есть еще одна категория, воздействующая на тебя, может, даже посильнее, чем время. Это образ жизни, отношение к ней, сострадание к другим» [11, с. 217].

В другое время учит детей литературе героиня романа «Сломанная кукла» Елизавета Петровна, по прозвищу Лизуня, она не выдерживает экзамен на сострадание, не может помочь своим ученикам: Масе, Анечке Бочкаревой, Алеше Благому. Она не понимает, что дело «не в похвалах и пятерках», а в «необыкновенных мыслях» ее учеников, в трагических вопросах о жизни и смерти, о Боге и любви, о чести и предательстве, о добре и зле, которые ставит перед ними жизнь и которые «выступили из полутемных кулис древности, и их, новых людей другого века, просто ударили» [12].

К сорока пяти годам А. Лиханов издал тридцать книг. Самое интересное, что книги А. Ли-ханова полезно и интересно перечитывать в любом возрасте. Они в равной мере обращены к родителям, взрослым читателям, педагогам, воспитателям, студентам, школьникам.

Работа в ЦК ВЛКСМ расширила опыт организаторской, управленческой деятельности и открыла новые проблемы для творчества. От повести «Высшая мера» долгий путь до романа «Сломанная кукла», но в центре конфликта - семья, ее мир, ее мера ответственности за судьбы детей. Маленькая Мася из романа «Сломанная кукла» стоит в литературе рядом с Козеттой Виктора Гюго и ждет руки взрослого человека, способного взять на себя ответственность за жизнь ребенка и помочь пережить это трагическое время детства. «Сломанная кукла» вызвала дискуссии не только в литературной критике, но и учительских, но это был смелый роман, заявляющий право писателя бороться за сохранение детства «здесь и сейчас».

«У всякого времени своя жестокость.» - считает писатель. И эта жестокость заставляет взрос-

лых помнить о том, что мы в ответе за свои выборы, решения, политические катаклизмы. И у Альберта Лиханова хватает мужества открыть новую тему - разбитое детское сердце, сломанное детство, сиротство, горе детской души. Педагогическая проза и публицистика А. Лиханова - это «Драматическая педагогика» [13], это «Письма в защиту детства» [14], это отчаянное стремление быть услышанным своими современниками и желание активно помочь миру сохранить право на веру, надежду и любовь, сохранить «человеческое в человеке». Публицистический диалог с читателями требует от писателя откровенности, искренности и убедительности. Публицистика Альберта Лиханова - это отражение его биографии на рубеже веков, это стремление быть современным, то есть помогать согражданам понять цели и смыслы, испытания и поражения, победы и открытия нового века. Не случайно Альберта Лиха-нова приняли в почетные академики Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, тем самым включив его в число лучших людей эпохи, сделавших свой вклад в сохранение и развитие культуры России.

Журналистский опыт, писательский дар и многогранный личностный потенциал, организаторский энтузиазм, гражданская позиция дали возможность А. Лиханову взять на свои плечи заботу о создании Российского детского фонда. Общественное признание, награды патриарха и президента, авторитет международного уровня пришли к любимому писателю. Книги А. Лиха-нова востребованы в детских библиотеках и стоят на книжных полках домашних библиотек у взрослых читателей. Неутомимый труженик и подвижник детского фонда, он никогда не позволяет себе почивать на лаврах, торопится успеть все, что может сказать, сделать, сохранить.

Особая заслуга писателя и веха в его творческой биографии - серия видеофильмов для молодежи под названием «Уроки нравственности». Писатель ощутил пульс «эпохи перемен» - тревогу за сохранение «человеческого в человеке», поиск авторитетов, нравственных истин. Он выстроил диалоги о смысле жизни, профессии, воспитании, образовании с лучшими людьми эпохи -своими современниками. Гениальный замысел, потому что со-временников объединяет время, исторический контекст событий, они стремятся сохранить понимание между «отцами и детьми», между «временами», золотое сечение между духовной и материальной жизнью. Встречи А. Ли-ханова с патриархом Московским и всея Руси Алексием, физиком Жоресом Алферовым, актером Сергеем Безруковым, хирургом Лео Бокерия, генералом Валентином Варенниковым, муфтием Равилем Гайнутдиновым, модельером Вячеславом Зайцевым, певцом Иосифом Кобзоном, олимпий-

ской чемпионкой Ириной Родниной, драматургом Виктором Розовым стали «уроками нравственности» [15] о милосердности, об искренности, о сострадании, о патриотизме, о терпимости, о вдохновенности, о порядочности, об упорстве, о совестливости. Прекрасно, что в библиотеке нашего университета есть эти видеодиалоги, важно только, чтобы они «работали», а не стояли на полках, чтобы студенты слушали эти беседы, всматривались в лица своих современников, выстраивали свои размышления о нравственном опыте этих людей, об их биографиях. Обсуждение этих фильмов может помочь каждому вдумчивому читателю и зрителю воспитать в себе интеллигентного человека, которым, с точки зрения Д. С. Лихачева, притвориться нельзя.

Альберт Лиханов занимает гражданскую позицию защитника нравственных ценностей и традиций своего Отечества, поэтому борется словом писателя и делами Детского фонда за увеличение счастья в жизни каждого ребенка, за ответственность взрослых за будущее своих детей. Его писательская позиция — защитник детства, поэтому он считает, что истинное искусство — форма выражения добра; это своеобразная концентрация всего лучшего, что может быть в человеке, концентрация такой силы, которая рождает вокруг себя свет, очищающий, облагораживающий, возвышающий стоящих рядом. Его жизненное кредо может быть выражено в поэтической форме:

И я хочу на свете белом, Чтоб слово снова стало делом. Чтоб для послов И для ослов, Между вождей, В кругу пророков Прекрасный смысл Прекрасных слов Освободился от пороков. Чтобы святое слово Честь -

Не вызывало слова Месть.

Чтоб утвердительное Да

Произносилось Навсегда.

Чтоб перед будущим ответ Всегда держало слово: нет! Чтобы ценою всех свобод Хранил достоинство народ. Чтоб мир светлее стал и шире И не пускался в распри вновь. Чтоб вечно царствовали в мире Надежда, Вера

И Любовь! [16]

Время благосклонно к Альберту Лиханову, он построил дом, вырастил сына, сделал счастливой любимую женщину, реализовал свой писательский дар. Но его кругозор никогда не ограничивался личным благополучием, он всегда заботился о воспитании молодежи, о сохранении «памяти на добро» и строительстве домов для осиротевших и незащищенных детей. Поэтому и может с гордостью прочитать оценку В. П. Астафьева своей роли в контексте времени: «Гражданином в наше время быть трудно, да необходимо, чтобы характер был, а без характера нет писателя, как нет и общественного деятеля. Ли-ханов — хороший гражданин, по-вятски трудолюбив, по-русски стоек. И я предвижу и предчувствую, что он много и достойно еще поработает на ниве нашего отечества, на подзапущенных его полях и поможет упасть сорняку и созреть злаку» [7].

Таким образом, осуществив анализ «стилистических форм личной жизни» [2, с. 68] писателя, мы подошли к философскому уровню биографического исследования и увидели, что стиль жизни писателя А. Лиханова — это реализация осознанной позиции гражданина, «защитника детства», заинтересованного в общественном благе как единстве слова и дела.

Альберт Анатольевич Лиханов в наследство оставляет современникам не только десятки томов любимой читателями художественной прозы, но и библиотеку для детей и юношества в родном городе Кирове, где огромные фонды — это книги из его личной библиотеки, да премию учителям начальной школы имени А. Н. Тепля-шиной, да детскую роман-газету с классикой для детского чтения, да «Уроки нравственности» на видеокассетах для всех школ России, да семейные детские дома по всей стране, да традицию общественно-литературных Лихановских чтений, да книгу «Заветное» с письмами Д. С. Лихачева, да педагогическую прозу и публицистику, защищающую детство, а скольким детям-сиротам он помог как председатель Российского детского фонда.

Примечания

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. М., 1991.

2. Винокур, Г. О. Биография и культура [Текст] / Г. О. Винокур. М., 2007.

3. Бочаров, С. Энциклопедия наук [Текст] / С. Бочаров // Литературная газета. 2007. 6-12 июня. № 24. С. 6.

4. Воспитание гражданина [Текст] / под ред. Е. О. Галицких. Киров, 2005.

5. Аихачев, Д. С. Заветное [Текст] / Д. С. Лихачев. М., 2006.

6. «Племя младое, незнакомое» в диалоге с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым» [Текст] : сб. / под ред. Е. О. Галицких. Киров, 2007.

7. Поле жизни Альберта Лиханова [Текст] : сб. / В. Бахревский и др. М., 2005.

8. Аиханов, А. А. Русские мальчики [Текст] / А. А. Лиханов. М., 1995.

9. Галицких, Е. О. Подготовка студентов к воспитательной работе на практических занятиях [Текст] / Е. О. Галицких // Пути совершенствования подготовки студентов к воспитательной работе с учащимися. Киров, 1991. С. 141-148.

10. Пеннак, Д. Как роман [Текст] : эссе / Д. Пен-нак. М., 2005.

11. Аиханов, А. А. Благие намерения [Текст] / А. А. Лиханов // Лиханов А. А. Собр. соч.: в 4 т. М., 1987. Т. 3.

12. Аиханов, А. А. Сломанная кукла [Текст] / А. А. Лиханов // Лиханов А. А. Собр. соч.: в 3 т. М., 2002. Т. 1.

13. Аиханов, А. А. Драматическая педагогика [Текст] / А. А. Лиханов. М., 2002.

14. Аиханов, А. А. Письма в защиту детства [Текст] / А. А. Лиханов. М., 2002.

15. Аиханов, А. А. Уроки нравственности [Текст] / А. А. Лиханов. М., 2004.

16. Дудин, М. Песни моему времени [Текст] : стихотворения и поэмы в двух книгах / М. Дудин. М., 1986.

М. П. Бандаков, И. Ю. Зыков

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье дана оценка уровня физического развития и физической подготовленности студентов специальных медицинских групп, осуществлен анализ и сделаны предположения о возможных путях совершенствования процесса адаптивного физического воспитания в средних специальных учебных заведениях.

Деятельность человека в условиях современного общества неразрывно связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием на него неблагоприятных экологических, социальных, профессиональных, экономических, политических и других факторов. Современное общество предъявляет все более высокие требования к качеству подготовки специалистов для всех областей социальной практики. Перемены, происходящие в России, требуют «от большинства населения мобилизации имеющихся ресурсов, деятельности в экстремальных условиях в

БАНДАКОВ Михаил Петрович - доктор педагогических наук, профессор по кафедре адаптивной физической культуры и методики обучения ВятГГУ ЗЫКОВ Илья Юрьевич - старший преподаватель кафедры адаптивной физической культуры и методики обучения ВятГГУ

© Бандаков М. П., Зыков И. Ю., 2007

течение ряда лет. В настоящее время, когда принципиально изменилась парадигма общественной жизни, а императивом, стимулирующим адаптационные процессы, как у общества, так и отдельно индивида являются рынок, демократические процессы, возникает острая необходимость не только в исследовании деятельности человека в экстремальных условиях, но и в подготовке к ним». По мнению С. В. Калмыкова, «интересна деятельность человека... способность его адаптации к рынку, конкуренции, соперничеству, риску, в целом относительно новым социально-экономическим реалиям» [1].

Профессиональное образование выполняет сегодня ряд социальных функций — дает профессиональные знания и умения, готовит к жизни, формирует мировоззрение. Однако главная его задача — становление человека, создание максимально благоприятных условий для развития личности. Принимая во внимание все вышесказанное, эта важнейшая функция может быть реализована только при наличии особой организации развивающей среды, в которой учащийся мог бы раскрыть и развить свои возможности.

Динамизм нашего времени, потребность в новых знаниях, усложнение системы социальных отношений приводят к качественным изменениям характера адаптации человека к современной действительности. Сущностными чертами адаптации к миру становится потребность к максимальной индивидуализации личности в контексте ее социокультурной интеграции. В основе решения данной проблемы, осмысления ее с точки зрения психолого-педагогических механизмов адаптации личности лежит потребность разработки и внедрения инновационных образовательных технологий. Идея создания образовательной среды как благоприятного социального окружения, актуализирующего интеллектуальные, моральные и коммуникативные возможности личности, обеспечивающего ее комфортную интеграцию в социокультурную среду, сегодня очень актуальна.

В последние годы увеличилось количество научно-исследовательских и методических работ по решению задач адаптации школьников и студентов с отклонениями в состоянии здоровья к новым условиям жизнедеятельности.

Анализ результатов теоретических исследований и практических рекомендаций свидетельствует о том, что вопросы, связанные с проблемами перехода школьников из общеобразовательной школы в средние профессиональные учебные заведения и обеспечения психолого-педагогических условий для их адаптации в новых социальных условиях, привлекают внимание все большего числа исследователей в разных областях научных знаний. Сегодня это актуально и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.