Научная статья на тему 'Педагогический потенциал физического воспитания в вузе как условие развития способности к творческой самореализации'

Педагогический потенциал физического воспитания в вузе как условие развития способности к творческой самореализации Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная система / развитие / творческая самореализация / физическое воспитание. / educational system / development / creative self-realization / physical education.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Нескреба Тарас Анатольевич

Современный период развития образовательной системы сосредоточен на активном развитии студенческой молодежи, создавая условия для непрерывного обучения, внедрения цифровых технологий, развитие которых требует особых творческих способностей, сосредоточив деятельность молодежи на самообразовании, саморазвитии и самореализации. Материалы и методы исследования. В процессе исследования при помощи диагностического инструментария была дана оценка рассмотренных компонентов, отвечающих за творческую самореализацию в процессе физического воспитания. На базе кафедры физического воспитания «ДонГМУ им. М. Горького» был предложен комплекс педагогических условий, обеспечивающих активное развитие студенческой молодежи с учетом творческой самореализации в процессе физического воспитания. Научная новизна исследования заключается в обосновании педагогического потенциала физического воспитания как эффективного условия развития личности и ее способности к активной творческой самореализации. Практическая значимость исследования заключается в том, что, создавая условия для проектирования воспитательно-образовательного процесса по физическому воспитанию, вуз создаст предпосылку для творческого развития студенческой молодежи. Результаты исследования. Уточнены структурные компоненты, отвечающие за развитие творческой самореализации, обоснован комплекс педагогических условий, которые могут быть адаптированы к системе физического воспитания любого вуза. Результатом проведенного исследования является разработка модели творческой самореализации студентов в рамках физического воспитания вуза. Заключение. Данное исследование способствовало комплексному воздействию на студентов в процессе физического воспитания, процесс творческой самореализации позволил повысить интерес к занятиям физической культурой, научно-исследовательскому разделу с учетом современных цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical potential of physical education at the university as a condition for developing the ability for creative self-realization

The modern period of the educational system development is focused on the active development of student youth, creating conditions for continuous learning, the introduction of digital technologies, the development of which requires special creative abilities, focusing their activities on self-education, self-development and self-realization. Materials and methods. In the course of the research, with the help of diagnostic tools, the assessment of the considered components responsible for creative self-realization in the process of physical education was given. On the basis of the Department of Physical Education "DonGMU named after M. Gorky" a set of pedagogical conditions is proposed that ensure the active development of student youth, taking into account creative self-realization in the process of physical education. The scientific novelty lies in the substantiation of the pedagogical potential of physical education as an effective condition for the development of personality and its ability to actively creative self-realization. The practical significance of the research lies in the fact that by creating conditions for the design of the educational process of physical education at the university, it will create a prerequisite for the creative development of student youth. The results of the study. Thus, the structural components responsible for the development of creative self-realization were clarified, a set of pedagogical conditions that can be adapted to the physical education system of any university was substantiated. The result of the research was the development of students’ creative self-realization model in the framework of physical education at the university. Conclusion. This study contributed to a comprehensive impact on students in the process of physical education. The process of creative self-realization allowed to increase interest in physical education, scientific research section, taking into account modern digital technologies.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал физического воспитания в вузе как условие развития способности к творческой самореализации»

УДК 37.036.5

Педагогический потенциал физического воспитания в вузе как условие развития способности к творческой самореализации

Нескреба Т. А. *

Донецкий государственный медицинский университет имени М. Горького

г. Донецк, Россия ORCID: 0000-0002-51 77-7560, neskreba.taras@mail.ru*

Аннотация: Современный период развития образовательной системы сосредоточен на активном развитии студенческой молодежи, создавая условия для непрерывного обучения, внедрения цифровых технологий, развитие которых требует особых творческих способностей, сосредоточив деятельность молодежи на самообразовании, саморазвитии и самореализации. Материалы и методы исследования. В процессе исследования при помощи диагностического инструментария была дана оценка рассмотренных компонентов, отвечающих за творческую самореализацию в процессе физического воспитания. На базе кафедры физического воспитания «ДонГМУ им. М. Горького» был предложен комплекс педагогических условий, обеспечивающих активное развитие студенческой молодежи с учетом творческой самореализации в процессе физического воспитания. Научная новизна исследования заключается в обосновании педагогического потенциала физического воспитания как эффективного условия развития личности и ее способности к активной творческой самореализации. Практическая значимость исследования заключается в том, что, создавая условия для проектирования воспитательно-образовательного процесса по физическому воспитанию, вуз создаст предпосылку для творческого развития студенческой молодежи. Результаты исследования. Уточнены структурные компоненты, отвечающие за развитие творческой самореализации, обоснован комплекс педагогических условий, которые могут быть адаптированы к системе физического воспитания любого вуза. Результатом проведенного исследования является разработка модели творческой самореализации студентов в рамках физического воспитания вуза. Заключение. Данное исследование способствовало комплексному воздействию на студентов в процессе физического воспитания, процесс творческой самореализации позволил повысить интерес к занятиям физической культурой, научно-исследовательскому разделу с учетом современных цифровых технологий.

Ключевые слова: образовательная система, развитие, творческая самореализация, физическое воспитание.

Для цитирования: Нескреба ТА.* Педагогический потенциал физического воспитания в вузе как условие развития способности к творческой самореализации. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024;

19(1): .

Pedagogical potential of physical education at the university as a condition for developing the ability for creative self-realization

Taras A. Neskreba*

M. Gorkiy State Medical University Donetsk, Russia ORCID: 0000-0002-51 77-7560, neskreba.taras@mail.ru*

Abstract: The modern period of the educational system development is focused on the active development of student youth, creating conditions for continuous learning, the introduction of digital technologies, the development of which requires special creative abilities, focusing their

activities on self-education, self-development and self-realization. Materials and methods. In the course of the research, with the help of diagnostic tools, the assessment of the considered components responsible for creative self-realization in the process of physical education was given. On the basis of the Department of Physical Education "DonGMU named after M. Gorky" a set of pedagogical conditions is proposed that ensure the active development of student youth, taking into account creative self-realization in the process of physical education. The scientific novelty lies in the substantiation of the pedagogical potential of physical education as an effective condition for the development of personality and its ability to actively creative self-realization. The practical significance of the research lies in the fact that by creating conditions for the design of the educational process of physical education at the university, it will create a prerequisite for the creative development of student youth. The results of the study. Thus, the structural components responsible for the development of creative self-realization were clarified, a set of pedagogical conditions that can be adapted to the physical education system of any university was substantiated. The result of the research was the development of students' creative self-realization model in the framework of physical education at the university. Conclusion. This study contributed to a comprehensive impact on students in the process of physical education. The process of creative self-realization allowed to increase interest in physical education, scientific research section, taking into account modern digital technologies.

Key words: educational system, development, creative self-realization, physical education.

For citation: Taras A. Neskreba*. Pedagogical potential of physical education at the university as a condition for developing the ability for creative self-realization. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1): .

Введение

На этапе активной трансформации системы образования происходят динамические изменения в формирующихся требованиях к личности студента, отвечающих за успешность профессионального развития. Актуализация непрерывного образования, потребность в развитии цифровых технологий в современных нестабильных социально-экономических реалиях выдвигают ряд требований к системе физического воспитания, которые позволят оперативно адаптировать специалиста к сложным явлениям профессиональной деятельности.

Рассматривая область физического воспитания студенческой молодежи в вузе, следует отметить стратегическую важность в систематических занятиях двигательной активностью и её положительное влияние на организм молодежи. Систематичность занятий двигательной активностью стимулирует работу сердечно-сосудистой системы, обеспечивая более активное кровообращение, улучшая восприятие, переработку и воспроизведение информации. Положительное влияние физической культуры на организм студенческой молодежи исследовало большое количество ученых, экспериментальные исследования которых позволили установить динамику развития физических качеств, психоэмоциональный уровень, уровень стрессоустойчивости на этапе обучения,

психомоторику, когнитивные способности, зрительно-двигательные реакции и ряд других компонентов, отвечающих за успешность образовательной деятельности [2].

Проблематика исследования заключается в отсутствии значимости физического воспитания в вузе среди студенческой молодежи, отсутствии четкости в понимании возможностей саморазвития и самосовершенствования, акцент делается на формирование отдельных знаний, умений и навыков в соответствии с программой дисциплины [3]. В связи с этим отсутствует возможность раскрытия творческого потенциала студента через систему физического воспитания, обеспечивая его устойчивое саморазвитие и самосовершенствование.

Этап активного развития целеполагания физического воспитания в вузе позволяет рассматривать личность студента как основу педагогического воздействия, сосредоточивая на достижение максимального результата. В результате чего проводимые исследования в области педагогики физического воспитания позволяют выделить недостаточный уровень раскрытия формирующихся возможностей условий развития у студенческой молодежи способностей к самореализации.

Основа проблематики исследования включала потребность анализа ряда вопросов, включающих: сущностные характеристики процесса творческой самореализации личности при помощи физического воспитания; педагогические условия творческой самореализации в процессе физического воспитания.

Цель исследования - теоретически разработать модель творческой самореализации студентов в рамках физического воспитания вуза.

Задачи исследования:

- определить компоненты характера, отвечающие за развитие творческой самореализации в процессе занятий физической культурой;

- обосновать комплекс педагогических условий для активного развития личности через систему физического воспитания в вузе;

- провести экспериментальное исследование и на основании полученных результатов определить эффективность педагогических условий развития творческой самореализации личности через систему физического воспитания.

Необходимо отметить важность занятий физическим воспитанием в вузе, рассматривая данный процесс как эффективное условие активизации внутренних процессов творческого развития личности, позволяя учитывать основные структурные компоненты для полноценного формирования высококомпетентной личности, отвечающей современным реалиям образовательной системы.

Выдвигая гипотезу исследования, предполагается, что развитие творческой самореализации студенческой молодежи через занятия физическим воспитанием будет эффективным если:

- будут выявлены и обоснованы компоненты, отвечающие за развитие творческой самореализации в образовательном процессе на занятиях физической культурой;

- будет разработана эффективная модель творческой самореализации студентов с учетом реализации комплекса педагогических условий для активного развития личности, через систему физического воспитания;

- полученные результаты экспериментального исследования позволят разработать практико-ориентированные рекомендации, обеспечивающие расширение возможностей развития студентов через процесс физического воспитания.

Материалы и методы

Процесс исследования включал в себя совокупность методов: теоретические -анализ и обобщение научной литературы; диагностические методы - наблюдение и анкетирование; методы математической статистики.

Методология исследования включала в себя личностный, деятельностный, системный и компетентностный подходы, совокупность которых характеризовалась как возможность достижения гармонического развития студента в контексте сохранения непрерывного и целостного образовательного процесса.

Проблематика исследования заключается в снижающемся уровне подготовленности молодых специалистов, завершающих процесс обучения, среди которых отмечается минимальный уровень профессиональной компетентности и неготовность к творческому саморазвитию и самореализации в процессе профессиональной деятельности.

Студент на этапе обучения должен обладать способностью к непрерывному самосовершенствованию, активному самоисследованию, отвечать социально-экономическим потребностям рынка труда, обеспечивая максимальные показатели в избранной профессиональной деятельности.

Необходимо отметить, что система образования является эффективным условием творческой самореализации студенческой молодежи, формируя способности к самовыражению, формированию устойчивого мировоззрения в саморазвитии через процесс физического воспитания, учитывая личностно-ориентированные и профессиональные потребности будущего специалиста.

Проводя анализ научных исследований российских авторов, посвященных творческой самореализации через систему физического воспитания, можно отметить

выявленную в них высокую потребность студенческой молодежи в саморазвитии и самосовершенствовании.

В исследованиях Л. Коростылевой сущность самореализации рассматривается как возможность приобретения конечного результата деятельности или как процесс, включающий этапы самореализации, с выбором оптимальных средств достижения максимального результата [5].

Творческая самореализация личности студентов через занятия физической культурой акцентирует внимание на формировании двигательных способностей. Результативность самореализации личности характеризуется активным развитием знаний, навыков и умений в области физической культуры, обеспечивая единство внутренних и внешних факторов воздействия на телесную природу человека.

Результатом исследования А. Маслоу стало утверждение, что внутренняя потребность человека направлена на достижение максимального результата и непрерывность процесса развития, которые реализуются за счет самоактуализации [4]. Однако процесс самоактуализации как компонент достижения результата неразрывно связан с самореализацией, в основе которой лежит система органов функционирования и инструментов.

Создавая условия для проявления творческой самореализации через систематические занятия физической культурой в вузе, необходимо учитывать потребности студенческой молодежи, расширение объема знаний о возможностях физической культуры в раскрытии творческой самореализации через обогащение теоретической базы и введение дополнительных специализаций, расширяющих творческий потенциал студентов с использованием цифровых, инновационных технологий, и активным развитием самостоятельных занятий [1].

Развитие творческого потенциала личности студентов средствами физической культуры выступает своеобразной гарантией того, что будущий специалист сможет ориентироваться и находить решения в нестандартных ситуациях и вопросах профессиональной деятельности.

Однако система высшего образования не позволяет полноценно рассматривать занятия физической культурой, как неотъемлемый компонент эффективного развития будущего специалиста. В основе программы физического воспитания заложены получение знаний, формирование умений и навыков, которыми студент должен обладать в период завершения изучения дисциплины. Данный подход свидетельствует об однополярном взаимодействии, где студент является объектом образовательного процесса, что, в свою

очередь, не обеспечивает раскрытия творческого потенциала в системе физического воспитания.

В современный период активного развития личности во всех структурах деятельности, гуманистической направленности образовательного процесса потребность в физически здоровом поколении сконцентрирована на создании условий и возможностей для развития студента, нацеливая его деятельность на процесс самореализации.

На этапе теоретического анализа исследования требуют уточнения понятия «личность» и «деятельность», которые являются фундаментальными категориями в исследовании творческой самореализации. Личность рассматривается как совокупность внутренних и внешних факторов, проявляющихся в психических свойствах, определяющих ее непрерывность в развитии. Развитие личности невозможно рассматривать без деятельности, так как данные понятия предопределяют конечный результат, для достижения которого необходим творческий подход. В связи с этим творчество в физическом воспитании принято рассматривать как процесс деятельности, результатом которого будет формирование новых подходов, идей, решений и т.д., как материального, так и интеллектуального характера. Принцип творческого результата базируется на инновациях, современных подходах в решении заранее поставленной задачи.

Прежде всего следует учитывать, что процесс творческой самореализации через занятия физической культурой преследует мотивационные компоненты, которые включают в себя обеспечение удовлетворения потребностей и определения выбора путей действия, а также мотив, отвечающий за активность занятием физической культурой.

Таким образом, выдвигающаяся проблематика исследования требует разработки модели творческой самореализации студентов в системе физического воспитания вуза. Сущность данной модели заключалась в практикориентированности и достижении максимального результата среди всех субъектов образовательного процесса. Так, процесс развития студенческой молодежи позволил выстроить четкий алгоритм достижения цели.

Рассматривая физическое воспитание, его значение в образовательном пространстве, определили, что эффективным условием связи творческой самореализации с физическим воспитанием является удовлетворение внутренних и внешних мотивов студенческой молодежи в образовательном процессе.

Удовлетворение внешних и внутренних мотивов студенческой молодежи способствует ускорению адаптации, позволяет студентам самостоятельно выбирать направления физической активности, учитывая максимальное раскрытие творческих способностей для саморазвития и самосовершенствования, создавая положительную

динамику связи внутренних факторов, побуждающих к изучению дисциплины в образовательном пространстве вуза.

В связи с этим, творческое саморазвитие студенческой молодежи в физическом воспитании принято рассматривать как процесс познавательной деятельности, включающий в себя научно-исследовательский раздел физкультурно-спортивной деятельности, коррекцию психоэмоционального состояния при помощи физической культуры, а также поиск оптимальных средств, методов и технологий для физического развития личности.

По завершении изучения дисциплины «Физическая культура» студенты должны овладеть системой общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, что в полной мере отображает основные требования, предъявляемые к специалисту.

Процесс дальнейшего исследования позволил выделить и охарактеризовать компоненты, отвечающие за развитие творческой самореализации в процессе физического воспитания студенческой молодежи. Основными компонентами были выделены: личностно-ориентированный, когнитивный, деятельностный, мотивационный [5,6].

Личностно-ориентированный компонент ориентирован на личностное саморазвитие и самосовершенствование, определение собственной личностной позиции в жизни, поиск ценностных ориентиров, генерирующих процесс развития через занятия физической культурой.

Когнитивный компонент включает в себя систему знаний, умений и навыков, возможности которых обеспечивают достижение желаемого результата в области физической культуры. Данный компонент позволяет сформировать необходимый уровень профессиональной компетентности в физкультурной деятельности, развивая при этом коммуникативные, рефлексивные, психоэмоциональные и деятельностные составляющие, отвечающие за развитие творческого потенциала студентов. Сосредоточен на развитии мышления, способностей и творческого воображения.

Деятельностный компонент обеспечивает решение общепрофессиональных задач, активируя творческое начало личности в системе физического воспитания, в процессе деятельности происходит самореализация и саморазвитие творческого потенциала, позволяя качественно осуществлять деятельность и осознанно управлять ею, отвечая за результат своих действий.

Мотивационный компонент сосредотачивает в себе потребности и мотивы, которые необходимы для развития личности в условиях физического воспитания. Возможности данного компонента позволяют учитывать индивидуальные особенности студентов, их

результаты и познавательные мотивы, расширяя границы компетентности и тем самым самоутверждаясь через занятия физической культурой.

Потребность обоснования модели творческой самореализации студентов в рамках физического воспитания вуза требует рассмотреть комплекс педагогических условий для активного развития личности [7].

Комплекс педагогических условий заключался в активном развитии педагогической системы, возможности которой позволяют задействовать студентов через систему физического воспитания. Следующим условием творческого развития послужило расширение функциональных возможностей, позволяющих студентам эффективнее взаимодействовать на занятиях физической культурой. Ключевым условием для развития студентов послужили также внесенные изменения в организационную составляющую образовательного процесса, главной целью которой послужила возможность самостоятельного выбора специализации для студентов через методику проектной деятельности. Следующим условием была реализация современных и эффективных ифровых форм и методов обучения, возможности которых обеспечили решение принципа непрерывности и целостности образовательного процесса как при очных занятиях, так и в период дистанционного обучения.

Проведенный теоретический анализ проблематики исследования позволил выделить основные критерии оценки педагогического потенциала физического воспитания, которые соответствовали структуре развития творческой самореализации в процессе физического воспитания: критерий личностного развития; критерий, определяющий уровень знаний; критерий, определяющий уровень сформированности навыков, обеспечивающих расширение используемых форм, методов и средств физического развития; критерий анализа собственной деятельности.

Результаты и обсуждение

В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 165 студентов второго курса Донецкого государственного медицинского университета им. М. Горького, разделенных на контрольную группу в количестве 82 студентов и экспериментальную группу из 83 студентов. Данное исследование проводилось в течение учебного года, включая осенний и весенний семестр.

Сущность экспериментального исследования заключалась в проведении первичного анализа выборки студентов контрольной и экспериментальной группы при помощи диагностического инструментария, который позволил дать оценку рассмотренных компонентов, отвечающих за творческую самореализацию в процессе физического

воспитания. Полученные данные констатировали минимально-достаточный уровень проявления рассмотренных компонентов, отвечающих за творческое самореализацию в процессе физического воспитания. Диагностика исследования проводилась при помощи заимствованного инструментария, тестовых методик К. Томаса и Т. Лири, Туник Е.Е., теста Л. Кольберга, а также использовали метод педагогического наблюдения и педагогического контроля.

В процессе дальнейшего исследования выдвигается необходимость формирования активной личности при помощи расширения образовательного пространства с учетом цифровых технологий и возможности самостоятельного выбора специализации физического развития через методику проектной деятельности, что, в свою очередь, позволит реализовать потенциал студенческой молодежи, творческую самореализацию в системе физического воспитания.

Ключевой задачей ставилась возможность практикориентированности теоретических результатов исследования в системе физического воспитания. Практические занятия обеспечили осуществление контроля изучения теоретического, методического и прикладного характера знаний, умений и навыков физического развития студенческой молодежи, которые, в совокупности, определяют уровень сформированной компетентности.

Вторым этапом исследования была реализация комплекса педагогических условий в экспериментальной группе студентов с активным использованием цифровых технологий. В процессе формирующего эксперимента главной целью было достижение сформулированной гипотезы исследования и определение эффективности педагогических условий в процессе физического воспитания студентов.

Обобщенные результаты исследования представлены в таблице 1, в которой рассматриваются выделенные показатели и уровни творческой самореализации в период исследования в экспериментальной и контрольной группах.

Таблица 1

Результаты анализа показателей творческой самореализации в системе физического воспитания до и после экспериментального исследования

Личностно-ориентированный компонент

Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа

До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента

Минимально -достаточный 55,9% 48,2% 54,4% 34,1%

Оптимальный 38,7% 45,6% 41,2% 55,8%

Высокий 5,4% 6,2% 4,4% 10,1%

Когнитивный компонент

Минимально -достаточный 67,8% 60,2% 70,3% 46,6%

Оптимальный 25,7% 31,8 24,4% 34,1%

Высокий 6,5% 8,0% 5,3% 19,3

Деятельностный компонент

Минимально-достаточный 52,3% 40,0% 50,4% 33,5%

Оптимальный 39,4% 48,7% 41,5% 50,3%

Высокий 8,3% 11,3 8,1% 16,2%

Мотивационный компонент

Минимально-достаточный 38,5% 32,6% 37,4% 19,7%

Оптимальный 55,6% 60,2% 54,2% 63,2%

Высокий 5,9% 7,2% 8,4% 17,1%

Из результатов, представленных в таблице 1, отмечается значительное повышение показателей в экспериментальной группе творческой самореализации в системе физического воспитания. Различие данных контрольной и экспериментальной групп обеспечено созданием неразрывной системы обогащения теоретического и практического разделов, что позволило создать условия для проектирования и оптимизации системы физического развития студентов в вузе, учитывая их потребности.

Проведенное исследование позволяет констатировать, что развитие личности происходит за счет расширения педагогических условий в процессе физического воспитания, в основе которых происходит раскрытие творческих способностей и готовности к творческой самореализации. Поэтому самореализация в системе физического воспитания с учетом рассмотренных педагогических условий представляет собой более эффективный процесс развития личности студента.

Таким образом, на основании полученных результатов была разработана модель творческой самореализации в системе физического воспитания студентов, фундаментом которой послужили требования, выдвигаемые образовательным процессом; рассмотрены компоненты и условия организации образовательного процесса, отвечающие за развитие творческой самореализации, что позволило базироваться на два основополагающих

принципа - целостности и непрерывности, обеспечивая решение поставленной цели и задач исследования.

Заключение

В связи с результатами исследования для формирования устойчивой потребности в непрерывном развитии физического здоровья и гармоничном личностном развитии предлагается учитывать интерес студенческой молодежи в процессе организации образовательного процесса, использовать возможности цифрового обучения, как условия обогащения теоретико-методологических знаний, развития научно-исследовательского раздела, позволяя раскрывать творческие способности личности, приобщать к ценностным ориентирам физического воспитания, обеспечивая устойчивый процесс самореализации, в результате чего возрастут показатели физического развития, профессиональной компетентности, социализации и психологической устойчивости к стрессовым ситуациям. Поэтому творческая самореализация в системе физического воспитания вуза отражает стратегическую важность для эффективного, полноценного формирования студенческой молодежи, выстраивая системность в непрерывном развитии образовательной системы.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бальсевич В.К. Научное обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта. Теория и практика физической культуры. 2001; 1: 10-16.

2. Крылов В.М., Крылова А.В., Шарафутдинов Э.А. Психолого-педагогические условия обеспечения психологической надёжности спортсменов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(4): 58-61.

3. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001; 3: 2-8.

4. Голубева О.А., Коробейников Е.В., Светус О.В. Отношение обучающихся вуза к физической культуре: мониторинг, проблемы, пути решения. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(4): 157-163.

5. Гуляев СП.*, Фонарев Д.В. Кластерный подход в педагогическом образовании и формировании физической культуры личности. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(4): 280-285.

6. Рыжов В.В., Кузьмина С.В., Филонов Л.В. Развитие творческого потенциала личности студентов средствами физической культуры. Современные проблемы науки и образования. 2015; 2-1.

7. Тимошенко В.В., Бобылева Я.В. Оптимизация процесса физического воспитания в высшем учебном заведении (вуз) с использованием спортивно-ориентированных технологий. Молодой ученый. 2013; 12: 531-533.

References

1. Balsevich V.K. Scientific substantiation of innovative transformations in the field of physical culture and sports. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2001; 1: 10-16 [In Russ., In Engl.].

2. Vladimir M. Krylov, Anastasiya V. Krylova, Eduard A. Sharafutdinov. Psychological and pedagogical conditions for ensuring psychological reliability of athletes. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(4): 58-61 [In Russ., In Engl.].

3. Vilensky M.Ya., Solovyov G.M. The main essential characteristics of the pedagogical technology of the formation of physical culture of the individual. Heskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2001; 3: 2-8 [In Russ.].

4. Olesya A. Golubeva, Evgeniy V. Korobeinikov, Oleg V. Svetus. Attitude of university students to physical education: monitoring, problems, solutions. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(4): 157-163 [In Russ., In Engl.].

5. Stepan P. Gulyaev, Dmitriy V. Fonarev. Cluster approach in pedagogical education and formation of the individual's physical culture. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(4): 280-285 [In Russ., In Engl.].

6. Ryzhov V.V., Kuzmina S.V., Filonov L.V. Development of students' creative potential by means of physical culture. Sovremennyeproblemy nauki Iobrazovaniya. 2015; 2-1 [In Russ.].

7. Timoshenko V.V., Bobyleva Ya.V. Optimization of the process of physical education in higher education (university) using sports-oriented technologies. Molodoj uchenyj. 2013; 12: 531533 [In Russ.].

Статья поступила в редакцию: 19.02.2024

Нескреба Тарас Анатольевич - старший преподаватель, Донецкий государственный медицинский университет имени М. Горького, 283003, Россия, г. Донецк, проспект Ильича, дом 16, e-mail: neskreba. taras@,mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.