УДК 37.026.9-057.87
Е. Е. Васильева
Самореализация студенческой молодежи в сфере научного творчества
Студенческая молодежь - это особая социальная группа, основная деятельность которой направлена на получение профессиональных знаний, навыков и умений, а также возможности творческой самореализации личности в культурно-образовательном пространстве вуза. Самореализация для студенческой молодежи играет важнейшую роль в процессе гармоничного развития личности, где связующим звеном выступают не внешние факторы или материальные ценности, а личностные качества, мотивы, стремления. Так, образ self-made man начинает активно стимулировать молодое поколение не останавливаться на достигнутом, а, наоборот, стремиться к достижению новых результатов. Творческая и научная самореализация тесно переплетаются в культурно-образовательном пространстве вуза. Связующим элементом выступает научное творчество, потенциал которого раскрывается в условиях интеграции учебной и внеучебной деятельности. Результаты проведенного исследования подтверждают данный тезис. На основе выводов представлена программа погружения студенческой молодежи в научное творчество.
Ключевые слова: научное творчество, самореализация, студенческая молодежь, учебная и внеучебная деятельность
Elizaveta E. Vasil'eva Student self-realization in sphere of scientific creativity
Student youth is a special social group whose main activity is aimed at obtaining professional knowledge, skills and abilities, as well as opportunities for creative self-realization of the individual in the cultural and educational space of the university. Self-realization for student youth plays an important role in the process of harmonious development of the individual, where the connecting link is not external factors or material values, but personal qualities, motives, aspirations. So, the image of a self-made man begins to actively stimulate the younger generation not to stop at what has been achieved, but, on the contrary, to strive for new results. Creative and scientific self-realization is closely intertwined in the cultural and educational space of the university. The connecting element is scientific creativity, whose potential is revealed in the context of the integration of educational and extracurricular activities. The results of this study confirm this thesis. Based on the conclusions, the program of immersion of students in scientific work is presented.
Keywords: scientific creativity, self-realization, student youth, educational and extracurricular activities
В последние годы в рамках государственной молодежной политики Российской Федерации особое внимание уделяется программам поддержки талантливой молодежи. Значительная часть ее - это представители студенческой молодежи, которые занимаются разработкой различных научно-технических и социально-культурных проектов. Только за 2017 г. прошло несколько крупных мероприятий, таких как Всероссийский молодежный образовательный форум «Таврида» в Крыму, который является своего рода продолжателем одного из самых популярных молодежных проектов - Всероссийского молодежного форума «Селигер»; Петербургский международный молодежный форум труда (ПММФТ), который стал первой в России международной площадкой для дискуссий представителей молодого поколения по различным аспектам и вопросам в сфере труда, а также для диалога молодежи со всеми заинтересованными сторонами - государством, бизнесом, профсоюзами, наукой и др.; XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов в г. Сочи, участниками ко-
торого являются в том числе и молодые ученые, студенты, ищущие себя в научном творчестве.
Целевой аудиторией таких форумов, прежде всего, являются студенты высших учебных заведений, которые стремятся проявить себя в различных областях научного знания, как на теоретическом уровне, так и на уровне их практической реализации. Успешность и популярность таких мероприятий, прежде всего, зависит от их востребованности среди студенческой молодежи. Такие проекты дают возможность профессионально самореализоваться не только в кругу своих сверстников, но и показать свои способности на государственном и международном уровнях, что еще больше повышает мотивацию к участию в данном направлении.
Разнообразие определений понятия «студенческая молодежь» говорит о его многогранности и полифункциональности. Чаще всего в современной отечественной литературе при описании данной дефиниции используется термин «студенчество». Так в своей научной работе «Студент глазами социолога» Б. Г. Рубин и Ю. С. Колесников отмечают, что студенчество - это особая социальная группа в си-
стеме высшего учебного заведения, которая имеет определенную цель, специфические особенности и может быть готова к выполнению социальных ролей и функций интеллигенции. «Студенчество как социальная группа функционирует в системе высшего образования, выступает в качестве объекта производства, предметом которого является не вещь, а сам человек, личность. Поэтому главной формой производства является обучающе-образовательная деятельность» [1, с. 38].
Также определенный интерес представляет точка зрения А. С. Власенко и Т. В. Ищенко. А. С. Вла-сенко пишет, что «Студенчество - это особая социальная группа, формирующаяся из различных социальных образований общества и характеризующаяся особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы, в науке, культуре является главным и в большинстве случаев единственным занятием» [2, с. 32].
Т. В. Ищенко делает акцент на том, что студенчество является составной частью такой общественной группы, как молодежь. «Студенчество - особая общественная группа общества, резерв интеллигенции - объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня - представителей всех классов, социальных слоев и групп населения. Отличительными чертами студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению - молодежи» [3, с. 243].
Особую роль в гармоничном развитии личности студенческой молодежи играет процесс самореализации, который происходит не за счет внешних факторов или материальных ценностей, а за счет личностных качеств, мотивов, стремлений. Так философия self-made man [4] (человек, сделавший себя сам) начинает активно стимулировать молодое поколение не останавливаться на достигнутом, а, наоборот, стремиться к постижению новых вершин.
Само понятие самореализация личности рассматривали многие ученые и исследователи с точки зрения философии, психологии, педагогики, социологии и т. д. Значительные результаты в изучении данного термина были получены А. Маслоу [5], который рассматривал понятие «самоактуализация», в значении самореализации. Маслоу делает акцент на том, что у людей есть потребность именно в самоактуализации. Самоактуализация проявляется в стремлении не просто достичь некоторого
результата, а найти в себе и раскрыть, реализовать имеющиеся способности, возможности, данные природой и жизненным опытом.
С точки зрения педагогического исследования в работе М. Г. Квиткова, самореализация представлена как «профессиональное и личностное самоопределение», «самовоспитание», «самоутверждение», «всестороннее развитие личности» [6].
Многие отечественные ученые рассматривали творческую самореализацию с точки зрения проблемы становления и развития личности, а также гуманизации образования. Творческая самореализация выступает как процесс реализации творческих замыслов личности, которая направлена на достижение целей в решении личностно значимых проблем, позволяющих в полной мере раскрыть свой творческий потенциал. В своем исследовании В. А. Сластенин подчеркивает, что «творческая самореализация выступает как направленность, система устойчиво доминирующих мотивов, определяющих отношение личности к обществу, людям, самому себе» [7, с. 18-19]. Как отмечает И. А. Ла-рисова, «в последнее время появилось немало содержательных диссертационных исследований, в которых проблема творческой самореализации рассматривается в аспекте развития творческой личности в образовательном процессе» [8, с. 108]. Так, А. А. Солдатова рассматривает творческое самовыражение как одну из форм творческой самореализации личности, которая может выступать доминирующим фактором профессиональной подготовки [9, с. 14].
Научная деятельность является ведущим направлением профессиональной подготовки студентов высших учебных заведений. Она включает в себя глубокий, осмысленный подход к изучению объекта исследования, обоснованию проблемы, выдвижению гипотезы и определению цели и задач исследования, а также разработки категориального аппарата, проведение эмпирического исследования и апробации его результатов. Такая полноценная работа непосильна для студентов, особенно 1-2 курса. Именно поэтому постепенное погружение в научный мир с первых лет обучения через теоретический анализ научных публикаций, проведение небольших исследований, а также резюмирование полученных данных в рефератах, курсовых работах или первых научных публикациях могут способствовать самореализации личности студента за счет его успехов в этой сфере.
Стоит отметить, что творческая и научная самореализация с одной стороны имеют много общего, с другой стороны они кардинально отличаются.
Творчество всегда занимало значимое место не только в развитии научного знания, но и в становлении общества в целом. Исследования сущности творчества и творческой деятельности были
и остаются одним из центральных вопросов в системе гуманитарного знания.
Одним из видов творческой деятельности является научное творчество. Теоретическими проблемами научного творчества занимались такие исследователи как В. И. Вернадский, Б. М. Кедров, Я. М. Пономарев, В. Келлер. Определенные затруднения в изучении логико-методологических аспектов научного творчества вызывает и содержит определенный оттенок парадоксальности феномен «творчества». С одной стороны, кажется невозможным описать и понять творчество в рамках сугубо рационалистического подхода. Творчество выглядит чем-то алогичным, нарушающим все методологические каноны, где важную роль в процессе творчества играет возвышенное эмоциональное состояние, вдохновение. С другой стороны, творчество в науке - научное творчество, изначально ориентировано на научную деятельность, и результаты такого творческого мышления оказываются обоснованными, рационально проверяемыми, интеллектуальными конструкциями.
В связи с этим, говоря о научном творчестве студенческой молодежи, довольно сложно выделить основные формы его организации. Данная проблема обусловлена тем, что научное творчество может рассматриваться как вид научной деятельности, основными формами представления результатов которой являются конференции, круглые столы, симпозиумы, семинары. Но, так же, научное творчество представляет собой один из видов творческой деятельности, в процессе которой реализуются информационно-просветительские и познавательно-образовательные функции (мозговой штурм, управленческий поединок, интеллектуальные игры и т. д.). В связи с этим современные исследователи затрудняются представить структурированную классификацию форм научного творчества. Но, несмотря на это, их аттрактивность среди молодежи постепенно возрастет, а обширный функционал за счет интеграции научной и творческой деятельности способствует созданию новых комплексных форм, которые направлены на реализацию сразу нескольких личностных гуманистических потребностей человека. Так, например, хакатон становится одной из самых популярных форм представления результатов, продуктов научного творчества студенческой молодежи.
Таким образом, говоря о различиях творческой и научной самореализации, можно сделать следующий вывод. Несмотря на то, что данные понятия имеют существенное отличие, с практической точки зрения научная самореализация тесно связана с творчеством. Так, например, процесс создания изобретения, проведения научного исследования или апробации полученных результатов - это всегда творческий процесс, сочетающий в себе четко вы-
строенную методологическую основу и креативный подход к решению поставленных задач.
Одной из потенциальных представителей научного мира является студенческая молодежь. Это особая социальная группа, интересы и потребности которой сводятся не только к различным аспектам социализации, но и к возможности творческой, а для многих и научной самореализация.
Стоит отметить, что на пути к этому именно вуз выступает фундаментальной площадкой для вовлечения молодежи в научное творчество.
В культурно-образовательном пространстве вуза существуют два основных вида деятельности студенческой молодежи - учебная и внеучебная, каждая из которых, безусловно, представляет особую значимость для формирования личности студента, а также выступает важным условием процесса самореализации и саморазвития.
Учебная деятельность включает в себя изучение общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, направленных на получение знаний и профессиональных компетенций. Ведущими формами реализации основной образовательной программы выступают лекционные, семинарские и практические занятия.
Процесс самореализации в учебной деятельности проходит за счет творческого подхода студента к изложению материала семинарских занятий, но при этом, возможно, не дает в полной мере раскрыть свой потенциал. Именно поэтому инновационный подход к проведению семинарских занятий может способствовать не только стимулированию интереса студенческой аудитории к теоретическому материалу, но и развитию ее научно-творческих способностей в учебной деятельности.
Как уже упоминалось ранее, сложно дать полноценную классификацию форм научного творчества, но проведение в рамках семинара таких мероприятий, как брифинг, управленческий поединок или мини-конференция, будут интересны для студенческой молодежи. Кроме того, успешность этих занятий может способствовать стимулированию интереса к научному творчеству во внеучебной деятельности.
На сегодняшний день высшие учебные заведения включают в себя несколько направлений внеучебной деятельности: спортивное (футбол, баскетбол, гимнастика), развлекательное (КВН, конкурсы «Мистер и мисс университет», «Лучший староста» и т. д.), интеллектуальное («Что, Где, Когда», шахматные турниры), организационно-воспитательное (Профком), волонтерское, научное (научные кружки, научные сообщества) и т. д.
Однако как показал анализ студенческой научной деятельности нескольких вузов Санкт-Петербурга, это направление имеет низкий уровень
заинтересованности среди студентов. Одним из способов решения проблемы привлечения молодежи к научному творчеству является разработка и реализация на базе вуза целевых программ, задачами которых являются:
1) раннее включение и постепенное погружение студентов в научную деятельность;
2) обеспечение взаимосвязи младших и старших курсов для наиболее эффективного погружения в научное творчество;
3) сотрудничество между факультетами как важный элемент становления молодых ученых в стенах вуза;
4) взаимосвязь и взаимодополнение учебной и внеучебной деятельности;
5) интеграция форм социально-культурной и научно-творческой деятельности, которые могут выступать элементом аттрактивности в процессе привлечения студенческой молодежи к научному творчеству в рамках внеучебной деятельности [10, с. 196-197].
Для обоснования последних двух задач в 2017 г. на базе кафедры социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного института культуры (СПбГИК) было проведено эмпирическое исследование по выявлению предпочтений студентов в научном творчестве в рамках учебной и внеучебной деятельности, а также их мотивации и степени удовлетворенности от участия в таких мероприятиях. Респондентами стали учащиеся 2-го курса факультета социально-культурных технологий, по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность» (85 человек). Использование в качестве методов сбора информации анкетирование и беседы позволило получить развернутые ответы на некоторые наиболее значимые для представленного исследования вопросы. Репрезентативная выборка для проведения бесед позволила наиболее полно представить результаты, которые являются наиболее существенными с точки зрения цели исследования.
Полученные результаты показали, что 10% опрошенных отдают предпочтение лекционным видам занятий, 20% - семинарским, 69% опрошенных предпочитают практические занятия и 1% -самостоятельную работу. Данная статистика говорит о том, что привлекательность практических занятий отражает интерес и желание студентов самостоятельно проводить теоретический анализ рекомендованной литературы, искать дополнительные материалы по теме занятий и высказывать свою точку зрения в дискуссиях.
Презентация результатов проведенной работы дает возможность студенту показать свои интеллектуальные способности и уровень ораторского мастерства, что способствует самореализации личности студента среди одногруппников и педагогов.
Для того чтобы выявить отношение студентов к лекционным формам учебной деятельности был задан вопрос: «Какие формы лекционных занятий вам нравятся больше?». Результаты опроса показали, что лекционные занятия имеют огромный потенциал в плане включения студентов в научное творчество, основанного на их наукоемкой составляющей.
Также привлекательными являются и лекции, где основные тезисы представлены на слайдах. При этом стоит отметить, что лекции, которые идут полностью «под запись», и те, которые на протяжении всего занятия насыщены презентационным материалом, не вызывают интереса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что студенты хотят иметь четко выстроенную теоретическую основу, которую они сами смогут насыщать практическими, актуальными примерами на семинарских и практических занятиях.
При анализе предпочтения студентов в семинарских занятиях было выявлено, что наиболее приоритетными являются групповые выступления (80%) нежели индивидуальные (20%). Данная статистика может говорить о том, что большинство студентов испытывает страх при выступлении на публике. Неумение формулировать собственные мысли, отвечать на вопросы при большой аудитории или в рамках общего обсуждения - эти и другие психологические барьеры не дают в полной мере самореализоваться студенту в семинарских и практических занятиях. Такой негативный опыт будет мешать и в процессе привлечения молодежи к научному творчеству во внеучебное время. Данное предположение было основано на результатах беседы.
Современный учебный процесс включает в себя использование интернет-ресурсов, электронных презентаций и интерактивных форм ведения семинаров. Актуальность и востребованность таких технологий отмечают 100% опрошенных респондентов. Наибольший интерес у студентов вызывают новые формы, в которых содержатся большие возможности для научного творчества, такие как хакатон, брифинг, управленческий поединок, антилекция и т. д.
О правомерности данного высказывания говорит не только результат опроса студентов 2-го курса, но и проведенный комплекс семинарских занятий с использованием вышеперечисленных форм среди студентов 3-го курса. Полученный положительный опыт был апробирован на научно-методической конференции «Развитие и совершенствование учебного процесса в вузе» в марте 2017 г. на базе СПбГИК. По отзывам студентов, данная методика ведения занятий способствует не только лучшему усвоению материалов, но и дает возможность творчески самореализоваться в учебной и научной сфере. Кроме того, стоит от-
метить, что значительная часть группы (25 человек из 55) заинтересовались проведением внеучебных научных мероприятий в форме хакатона, причем «группа активистов» предложила самостоятельно организовать данное мероприятие среди студентов младших курсов под руководством преподавателя. Таким образом, результаты данного эмпирического исследования показали, что внедрение новых форм научного творчества во время учебных занятий может стимулировать интерес к научно-творческой деятельности во внеучебное время.
Самореализация студенческой молодежи во внеучебное время имеет также особое значение, поскольку именно в этот период человек может в полной мере раскрыть свои творческие способности, погрузиться в ту сферу деятельности, которая ему наиболее интересна.
Научное творчество может выступать в качестве будущей профессиональной деятельности, когда студент занимается научной деятельностью и представлением ее результатов в научных публикациях, докладах на конференциях и т. д. Также наука может выступать в качестве увлечения. Тогда различные формы научно-творческой деятельности становятся средством самореализации личности студента. Широкий спектр представленных направлений студенческой жизни, особенно в гуманитарных вузах, дает возможность реализоваться в музыкальной, театральной, художественной, организационно-воспитательной, рекреационной, спортивной сфере. Но при этом практически не затронута научная сфера.
Как показали результаты проведенного исследования, студенты проявляют интерес к познавательной деятельности не только в рамках учебных часов. Респонденты признаются, что после занятий остаются интересные вопросы и темы, которые хотелось бы обсудить более подробно и в неформальной обстановке. Кроме того, применение этих новых технологий стимулирует интерес студенческой молодежи к научно-творческой деятельности в свободное от учебы время, поэтому они готовы посещать подобные мероприятия каждую неделю, а некоторые (23%) и чаще.
Особенно значимыми для исследования были вопросы, связанные с мотивацией студентов к участию во внеучебной научной деятельности. С одной стороны, студенты, которые видят научную деятельность в качестве профессиональной деятельности (как будущие ученые), говорят, что им нравится участие в конференциях, дискуссиях, круглых столах, публикация научных статей и других работ. Их мотивацией является приобретение опыта в научной деятельности, а также развитие методологической культуры. С другой стороны, большинство студентов 2-го курса, которых привлекают различные формы научного творчества,
мотивирует свой выбор тем, что им интересны интеллектуальные формы досуга, которые могут способствовать развитию творческого и одновременного логического мышления.
Таким образом, проанализировав результаты исследования и выявив основные предпочтения студентов в научном творчестве в рамках учебной и внеучебной деятельности, а также их мотивацию и степень удовлетворенности от участия в таких занятиях, можно сделать следующие выводы.
Одним из ведущих направлений деятельности высших учебных заведений является включение студентов в научно-исследовательскую деятельность, развитие и стимулирование научного творчества студенческой молодежи. Современное общество предъявляет множество требований к человеку, желающему быть успешным и самодостаточным. Основными факторами для достижения статуса self-made man являются, с одной стороны, профессиональная сформированность, с другой -возможность постоянной самореализации в различных сферах жизнедеятельности. Научное творчество в вузе может дать возможность реализации этим двум факторам при следующих условиях:
- студенты должны участвовать в научно-творческих мероприятиях как в рамках учебной, так и внеучебной деятельности;
- постепенное и последовательное включение студентов в различные формы научного творчества;
- создание информационного центра, который занимался бы поиском научно-творческих мероприятий, где студенты могут представить результаты своего научного творчества;
- приобщение молодых исследователей к деятельности существующих научных школ;
- проведение комплекса мероприятий по продвижению научного творчества среди студенческой молодежи на основе специально разработанной программы;
- одним из условий продвижения научного творчества среди студенческой молодежи во внеучебное время должно стать использование новых форм научного творчества в рамках семинарских и практических занятий в учебной деятельности.
Программа погружения в научное творчество студенческой молодежи во внеучебное время должна включать в себя:
- использование новых форм научного творчества, таких как хакатон, управленческий поединок, антилекция и т. д.;
- проведение комплекса мероприятий, открытых мини-лекций, психологических тренингов, раскрывающих методики преодоления барьеров (например, психологических - страх публичных выступлений; коммуникативных; социальных, творческих и т. д.);
- организация творческих встреч с референтными личностями для передачи опыта от заслуженных деятелей в научной сфере (профессора, известные ученые), так и от начинающих молодых талантов (молодые ученые, аспиранты, участники и победители международных и всероссийских молодежных форумов);
- проведение исследовательских занятий (как правильно проводить исследование, как выстраивать текст научной работы, публикации, на что лучше сделать акцент при презентации доклада и т. д.);
- проведение общевузовских научно-творческих вечеров с использование форм социально-культурной и научно-творческой деятельности (например, научный standup).
Процесс самореализации, прежде всего, носит индивидуальный, личностный характер. Научное творчество не является исключением. Внеучебная деятельность дает возможность рассмотреть более широкий спектр вопросов, использовать более разнообразные методы теоретического и эмпирического исследования, а также презентовать полученные результаты в различных формах. Процесс выбора методов исследования, условий организации и проведения эксперимента, форм представления полученного научного знания - все это является частью научно-творческого процесса, в котором человек может самореализоваться.
Подводя итог, стоит отметить, что, во-первых, стимулирование интереса молодежи к научному творчеству будет способствовать развитию научных школ, которые нуждаются в появлении молодых ученых, способных предложить новый взгляд на изучение проблемного поля исследования. Во-вторых, поддержка научного творчества студенческой молодежи является актуальной для высших учебных заведений, поскольку их успех может способствовать не только повышению имиджа вуза, но и является мощным показателем уровня подготовки высококвалифицированных специалистов и будущих ученых. И, в-третьих, научное творчество может выступать как средство успешной профессиональной и творческой самореализации студенческой молодежи.
Список литературы
1. Рубин Б. Г., Колесников Ю. С. Студент глазами социолога. Ростов-на-Дону, 2004. 218 с.
2. Власенко А. С. Некоторые вопросы воспитания студенчества. Москва, 2007. 190 с.
3. Ищенко Т. В. Место студенчества в социальной структуре общества. Томск, 1975. 425 с.
4. Левшина О. Н. Идея «self-made man»: особенности восприятия в США и России // Общество: философия, история, культура. 2017. № 1. С. 140-142.
5. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. А. М. Татлыбаевой; под науч. ред., вступ. ст. и коммент. Н. Н. Акулиной. Санкт-Петербург: Евразия, 1999. 432 с.
6. Квитков М. Г. Педагогические условия самореализации молодежи в общественных организациях: дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01. Омск, 2000. 160 с. URL: https: // search.rsl.ru (дата обращения: 12.02.2018).
7. Сластенин В. А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. Москва, 1976. 160 с.
8. Ларисова И. А. Творческая самореализация подростков как предмет исследования // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. 2012. № 1. С. 106-110.
9. Солдатова А. А. Творческое самовыражение как педагогическое средство подготовки будущего учителя к инновационной деятельности: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Улан-Удэ, 2000. 22 с.
10. Васильева Е. Е., Комарова М. В. Особенности организации научного творчества студенческой молодежи в высших учебных заведениях // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2017. № 2 (76). С. 189-199.
References
1. Rubin B. G., Kolesnikov Yu. S. Student by eyes of sociologist. Rostov-on-Don, 2004. 218 (in Russ.).
2. Vlasenko A. S. Some issues of education of students. Moscow, 2007. 190 (in Russ.).
3. Ishchenko T. V. Place of students in social structure of society. Tomsk, 1975. 425 (in Russ.).
4. Levshina O. N. Idea of «self-made man»: features of perception in United States and Russia. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2017. 1, 140-142 (in Russ.).
5. Maslow A; Tatlybaeva A. M. (transl.); Akulina N. N. (ed.). Far limits of human psyche. Saint Petersburg: Evraziya, 1999. 432 (in Russ.).
6. Kvitkov M. G. Pedagogical conditions of youth self-realization in public organizations: dis. on competition of sci. degree PhD in pedagogics: 13. 00. 01. Omsk, 2000. 160. URL: https: // search. rsl.ru (accessed: Febr. 12. 2018) (in Russ.).
7. Slastenin V. A. Formation of teacher's personality during his professional training. Moscow, 1976. 160 (in Russ.).
8. Larisova I. A. Creative self-realization of teenagers as subject of research. Bull. of Moscow State Reg. Univ. 2012. 1, 106-110 (in Russ.).
9. Soldatova A. A. Creative self-expression as pedagogical means of preparing future teacher for innovative activity: abstr. of dis. on competition of sci. degree PhD in pedagogics: 13.00.01. Ulan-Ude, 2000. 22 (in Russ.).
10. Vasil'eva E. E., Komarova M. V. Features of organization of scientific creativity of students in higher educational institutions. Bull. of Moscow State Univ. of Culture and Arts. 2017. 2 (76), 189-199 (in Russ.).